Заговоры от соперников: Магия слова
Содержание
Магия слова
Публикации раздела Традиции
Славяне верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир. Слова соединялись в небольшие поэтические произведения — заговоры, с помощью которых, по поверьям, можно было излечить болезнь, добиться любви или успокоить плачущего в ночи младенца. «Культура.РФ» рассказывает о магических текстах в культуре наших предков.
Андрей Шишкин. Сказка (фрагмент). 2008. Изображение: a-shishkin.ru
В старину заговорная традиция была очень сильна в повседневной жизни человека: бытовали заговоры лечебные, любовные, торговые, скотоводческие и промысловые. Как правило, они были очень выразительны и поэтичны. В дохристианской традиционной культуре главные образы в заговорах были связаны с силами природы. Славяне просили помощи у солнца, месяца, дождя, грома и огня. После Крещения Руси обращались к Спасителю и Богородице, к образам святых.
В поселениях носителями магического знания выступали знахари — лекари-самоучки, врачевавшие средствами народной медицины. Но некоторые чудодейственные слова были известны и обычным деревенским жителям: существовали заговоры охотников и пастухов, воинские и хозяйственные. Исследователь русской литературы Леонид Майков в XIX веке в книге «Великорусские заклинания» опубликовал заговор, который читали перед дальней дорогой. В нем фигурирует тать — так в старину называли воров, мошенников и грабителей.
Заговор при отправлении в путь.
Едет Егорий Храбрый на белом коне, златым венцом украшается, булатным копьем подпирается, с татем ночным встречается, речью с ним препирается: «Куда, тать ночной, идешь?» «Иду я людей убивать, купцов проезжих добывать». А Егорий удал, ему дороги не дал, православных обороняет, в пути-дороге сохраняет.
Чтение магических слов сопровождал обряд. Также было очень важно произнести текст точно, без изменений, потому что иначе он мог не подействовать. «Белые» заговоры избавляли от зла и защищали, «черные» — причиняли вред. Считалось, что «черные» заговоры в своей практике использовали колдуны, насылая порчу и болезни.
На разных славянских территориях тексты заговоров имели схожую структуру: предварял повествование зачин, затем шла основная часть, в которой формулировалось желание или обрядовое действие, и в завершении — закреп. Часто использовался зачин: «Встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток…» В закрепе словам придавалась большая сила и убедительность: «Будьте слова моя крепки и лепка до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа».
Лечебные заговоры
Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Традиционно в поселениях врачеванием занимались знахари. Они лечили средствами народной медицины и магическими словами. Считалось, что знахарями становились люди, побывавшие на грани жизни и смерти после тяжелых болезней или полученных увечий. Их деятельность не связывали с нечистой силой, в отличие от магии колдунов.
…Домашняя медицина крестьянина в значительной своей части состоит из суеверных средств. Первое место среди них занимают суеверные профилактические средства, которые по большей части очень просты и несложны. Чтобы пользоваться хорошим здоровьем и не заболеть, достаточно иногда только обувать ежедневно правую ногу вперед левой… Своего рода чудесным талисманом, застраховывающим от болезни и напастей, считается мамонтова кость, крест с покойника или воткнутая куда-нибудь булавка или иголка, полученные от «еретиков».
Одним из знахарских способов определения болезни было «выливание» на воске: расплавленный воск лили в холодную воду и на основе полученных фигур определяли, в чем причина недуга и кто наслал порчу.
О необычных похоронных обрядах на Руси — читайте в этом материале
Болезни зубов на протяжении веков досаждали нашим предкам, и в отсутствии медицинской помощи варианты заговоров «от зубной скорби» были распространены на Руси повсеместно. Действие лечебных магических текстов было направлено не только на ноющий зуб, но и на избавление от сопутствующей головной боли и болезненности десен. Чтение заговора сопровождалось ритуально-магическими действиями: его произносили, вглядываясь в рот больному, и крестили зуб.
Известны заговоры от грыжи, горячки, золотухи, ячменя и бельма и многих других недугов. Были распространены тексты от лихорадки или трясавицы — болезни в образе женщины.
Заговор от лихорадки.
Встану я, раб Божий N, благословясь, пойду прекрестясь из дверей в двери, из ворот в вороты, путем дорогой к синему окиану-морю. У этого окиана-моря стоит древо карколист; на этом древе карколисте висят: Косьма и Демьян, Лука и Павел, великие помощники. Прибегаю к вам, раб Божий N, прошу, великие помощники, сказать мне: для чего-де выходят из моря, окиана женщины простоволосые, для чего они по миру ходят, отбивают от сна, от еды, сосут кровь, тянут жилы, как червь точут черную печень, пилами пилят желтые кости и суставы? Здесь вам не житье-жилище, не прохладище; ступайте вы в болота, в глубокие озера, за быстрые реки и темны боры: там для вас кровати поставлены тесовые, перины пуховые, подушки пересные; там яства сахарные, напитки медовые; там будет вам житье-жилище, прохладище — по сей час, по сей день, слово мое, раба Божьего N, крепко, крепко, крепко».
Заговоры от детского плача
Василий Перов. Спящие дети (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Славяне верили, что мир населен темными силами и мифическими существами. По поверьям, представители низшей демонологии — кикиморы, домовые, русалки — могли вторгаться в повседневную жизнь человека и всячески вредить. Ночной детский плач и бессонницу часто объясняли проделками нечистой силы, и, чтобы защитить ребенка, прибегали к магии. Также плач связывали со светом и природными явлениями. В заговорах обращались к луне и месяцу с просьбой вернуть ребенку сон. Виновницами бессонницы было принято считать утреннюю и вечернюю зарю, которые тревожили детей и мешали им спать. Магические тексты читали на закате или рассвете, при этом выносили младенца из избы и показывали солнцу.
Любовные заговоры
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
А вот здесь читайте, как проходило сватовство
Широко известны были присушки и отсухи — заговоры на любовь и на угасание чувств. Замужние женщины хотели при помощи магии вернуть себе любовь и внимание мужа, молодые девушки — стать привлекательнее для возлюбленного. Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «Сказание о поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» объяснял появления любовных магических слов не только вымыслом праздного воображения, но и попыткой растолковать внезапно возникшее в человеке сильное чувство любви и страсти. Происходящие с влюбленными изменения сторонние наблюдатели объясняли порчей, чарами, «сухотой, которая должна быть напущена».
Приворотный заговор или любжа, который читается на подаваемое питье.
Лягу я, раб Божий, помолясь, встану я благословясь, умоюсь я росою, утрусь престольною пеленою; пойду я из дверей в двери, из ворот в вороты, выйду в чистое поле, во зеленое поморье. Стану я на сырую землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло: припекает мхи-болоты, черные грязни. Так бы прибегала, присыхала раба Божия N о мне, рабе Божьем N, очи в очи, сердце в сердце, мысли в мысли; спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла, аминь тому слову.
Часто любовную «сухоту» воспринимали как разрушительную сверхъестественную силу, несущую зло и беду, как тоску или огонь, испепеляющий душу. И читающий заговор на «сухоту» требовал не ответного светлого чувства, а чтобы у выбранной девицы болело сердце, чтобы она мучилась и горевала, «спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла». Насылаемая страсть была больше похожа на болезнь, на безумие.
Воинские заговоры
Константин Савицкий. На войну. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В заговорной традиции существовали также обереги — защитные магические слова. Исследователям известны многочисленные заговоры от бешеной собаки, от укуса змеи, от огня или пожара. На один и тот же случай часто имелись разные тексты, но было принято считать, что их сила одинакова — главное произнести их правильно и соблюсти обряд. Славяне считали, что от слов будет толк только в том случае, если человек верит в действие заговора.
Воины постоянно подвергали свою жизнь опасности, поэтому были широко распространены обереги от пули и от вражеского оружия. Литературовед и этнограф Андрей Топорков в книге «Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX веков. История, символика, поэтика» приводит заговор, призванный воздействовать на вражеское оружие:
Кован еси брат,
сам еси оловян,
а сердце твое вощано,
ноги твои камены
от земля до небес,
не укуси мене,
аки пес отай,
оба есмя от земля,
коли усмотрю тя очима,
своего брата,
тогда убоится твое сердце
моих очей усмотрения,
ты вощан.
В тексте меч олицетворен, у него есть собственное тело, а его удар сравнивается с укусом собаки. Звучит призыв оружию стать из воска и олова и не навредить воину. Исследователь русской литературы Леонид Майков в конце XIX века опубликовал заговор казаков войска Донского: «…Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пернату, а птица — в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, р. Б. (имярек), всегда, ныне…» Железное оружие читающий заговор призывает вернуться в землю, как перья в птицу, и отвести опасность.
Скотоводческие заговоры
Иван Шишкин. Коровы на водопое (фрагмент). 1867. Частное собрание
Для сохранения скота и увеличения его приплода использовали скотоводческие заговоры. Их могли петь, как, например, пели некоторые народности Республики Алтай самкам животных, если они отказывались кормить новорожденных. Заговоры исполняли, как правило, овцам, козам и коровам. У восточных бурят заговоры включали в себя особые слова-символы, уговаривающие самку принять детеныша. В некоторых регионах России эта традиция жива до сих пор: к скотоводческим магическим словам обращаются пожилые люди, много лет работавшие пастухами, ветеринарами, доярками.
Еще больше любопытных материалов о традициях разных народов России
Тексты заговоров бережно хранили, переписывали и передавали по наследству. Как отмечает этнограф Андрей Топоров, сфера бытования магических слов со временем сужалась, они вытеснялись из городской жизни в сельскую. В XX веке в тексты проникали современные реалии: например, для приворота стали использовать фотографию. Постепенно заговоры перестали быть волшебными, магическими заклинаниями, и в наши дни их тексты уже не так широко известны.
Автор: Маргарита Ковынева
Теги:
ВерованияСлавянская культураПубликации раздела Традиции
Лев Лурье: Заговор врагов просвещения — 16 февраля 2017
Особое мнение
Город
Общество
Наша коллекция
Лев Лурье
16 февраля 2017, 16:34
обсудить
Поделиться
Разумным людям конспирология всегда казалась довольно дурацким способом объяснять происходящее. Все дурное, по мнению ее адептов, происходит в результате тайного сговора неких дьявольских сил — Бабельсбергского клуба, тайного мирового правительства, сионских мудрецов. Последние события в нашем городе заставляют задуматься: а может, и правда в конспирологических теориях есть здравое зерно?
С 1920-х годов не слышали в Петербурге таких запредельно хамских высказываний в адрес почтенных и уважаемых людей, на которых держится городская культура. Шариковы снова пошли походом на Преображенских.
Кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, член Синодальной богослужебной комиссии Русской православной церкви диакон Владимир Василик заявляет: «В своих истоках настоящая и реальная власть восходит к власти Отца. Образ Отца и его архетип являются неотъемлемыми для социального сознания. Кто хулит и «полощет» правителя страны, будь то царь, генеральный секретарь или президент, совершает хамов грех. Легион пачкунов должен знать свое место. В противном случае им будет уготовано место у параши». Хотелось бы напомнить Василику, что место «у параши» пачкуны будут делить с Пушкиным, Толстым, Салтыковым, Некрасовым, «полоскавшими» царей, Буниным, Солженицыным, Сахаровым, хулившими генеральных секретарей. А Василик будет взирать на это со своей лучшей в камере шконочки у окна.
Михаил Пиотровский выступает против скоропалительной передачи Исаакия РПЦ, обменивается по этому поводу взаимоуважительными открытыми письмами с патриархом. А глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Александр Пелин поучает академика: «Михаилу Борисовичу, может быть, имеет смысл больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра? Может, стоит озаботиться этим?»
Группа петербургских ректоров подписывает письмо, где говорится: «Мы считаем, что процесс передачи Исаакиевского собора должен быть завершен в ближайшее время, чтобы воспрепятствовать так называемым оппозиционерам и политиканам, а по сути, провокаторам, которые используют вопрос об Исаакиевском соборе как повод для нагнетания напряженности в обществе и сеяния религиозной розни». Кто эти провокаторы — Говорухин, Пиотровский, Буров, Гусев, ректор Академии художеств Михайловский, 200 тысяч петербуржцев, подписавших письмо в защиту музея?
Переход духовных пастырей и столпов просвещения с нормального языка на лай напоминает метаморфозу, описанную Сергеем Довлатовым:
«Реакция директора школы Чеботарева тоже была весьма неожиданной. Он совершенно потерял лицо. И внезапно заголосил приблатненной лагерной скороговоркой:
— Да я таких бушлатом по зоне гонял!.. Ты у меня дерьмо будешь хавать!.. Сучара ты бацильная!
В директоре Чеботареве пробудился старый лагерный нарядчик. А ведь кто бы мог подумать? Зеленая фетровая шляпа, китайский мантель, туго набитый портфель…»
Сейчас торжествующие гунны пошли походом на Публичную (ныне — Российскую национальную) библиотеку. Ее, как известно, без всяких дискуссий и объяснений собираются слить с Ленинкой (Российской государственной). Таинственная бюрократическая комбинация. Почему бы Министерству культуры на тех же основаниях не слить Третьяковку с Русским музеем, а Мариинский театр с Большим? Реформа (против которой, кстати, высказался и советник президента по культуре Владимир Толстой, и Смольный, и Законодательное собрание) проводится железом и кровью.
Достаточно было проработавшей 32 года в библиотеке без единого замечания главному библиографу Татьяне Шумиловой публично заявить о своем несогласии с будущей реорганизацией, как ее тут же уволили. «Комментировать выпады сотрудника, который вместо работы бегает по редакциям и пресс-конференциям, иными словами — прогульщика, считаю излишним», — заявил пресс-секретарь.
У большинства пришедших в библиотеку есть запрос, который невозможно удовлетворить без библиографа. Шеф-повар интересуется, как готовили блюда из репы крестьяне Тамбовской губернии, мебельщик ищет чертежи стульев Буля или Мельцера, пенсионера влекут конкретные номера «Российской газеты», из которых он может узнать о возможных бонусах. Знаменитый библиограф Никита Елисеев всегда был главным спасателем. Окруженный разновозрастными и социально пестрыми читателями, он вечно носился с ними от каталога к каталогу, давая невероятные по точности справки. Его деятельность напоминает представление иллюзиониста: «Загадочное убийство на Сенной площади в 1863 году? Посмотрите, дружок, повестушку Николая Животова «Живой труп», по-моему, 1887 год, сейчас найду карточку».
Елисеев продолжает традиции великих библиотекарей Публички — Стасова, Ровинского, Анциферова. Он один из известнейших русских критиков, автор трех книг, лауреат всевозможных премий — городская знаменитость.
Заместитель генерального директора РНБ Елена Тихонова публично называет шестидесятилетнего Елисеева трусом и хамом. Сейчас Елисеев обвинен в двух тягчайших грехах: неправильно «сдал ключи» и «пнул дверь».
Если вспомнить «наезды» на Европейский университет, чистку в Музее истории города, попытки закрыть Пулковскую обсерваторию — получается и правда заговор.
Впрочем, ситуация пока не похожа ни на 1933, ни на 1949 год. Фронту невежд и хамов противостоят тысячи петербуржцев, не желающих смириться с подступающим новым средневековьем. Попытки вызвать Майдан на пустом месте опасны для всех. И начальство это, надеемся, начинает потихоньку понимать. Ведь что нужно руководству — тишь, гладь и божья благодать.
Вопящие и бьющие в набат кончают, как правило, быстро и плохо. Сначала лает один человекопес, потом подхватывают другие. Но приходят хозяева. Шариков снова становится просто собакой, и его держат на цепи.
Лев Лурье
Лев Лурье
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Другие статьи автора
Просвещать так просвещать
23 ноября 2020, 11:54
Помоги и отвали. Как в царской России интеллигенция пошла в народ, и чем это закончилось
27 апреля 2020, 10:14
«Братва, не стреляйте друг в друга» – фильм о декабристах
13 января 2020, 16:07
все статьи автора
Станьте автором колонки
УДИВЛЕНИЕ0
ПЕЧАЛЬ0
Комментарии 0
Пока нет ни одного комментария.
Добавьте комментарий первым!
добавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
- ВКонтакте
- Телеграм
- Яндекс. Дзен
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
- Группа вконтакте
Новости компаний
Комментарии
Новости компаний
Холдинг «РСТИ» стал победителем конкурса «Золотой Трезини»
Холдинг «РСТИ» (Росстройинвест) вошел в число победителей международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини». Наградой отмечена скульптура львов, расположенная во дворе жилого комплекса премиум-класса Familia, который компания построила на Петровском острове. Скульптурная группа из фигур льва, львицы и двух маленьких львят стала победителем в номинации «Лучший арт-объект на территории жилого комплекса». Львы украшают двор центрального корпуса Familia. Высота скульптуры — 3 метра, она выполнена из современного…
YAPPY выберет лицо новой рекламной кампании среди пользователей
Победитель конкурса «Всегда говори YAP!» снимется в рекламе YAPPY Платформа коротких вертикальных видео YAPPY объявляет всероссийский конкурс «Всегда говори YAP!». Его победитель станет лицом новой федеральной рекламной кампании бренда. Принять участие в конкурсе «Всегда говори YAP!» можно до 11 декабря. Для этого нужно зарегистрироваться в YAPPY и выложить в ролики с хэштегом #говорюYAP, снятые по видеозаданиям от блогеров YAPPY — их можно будет найти в ленте приложения. Чем больше опубликованных роликов, тем выше шансы на победу и призы…
ГК «Ленстройтрест» разработала новые стандарты отделки
В ГК «Ленстройтрест» разработали новые стандарты современной отделки, доступной во всех проектах застройщика – «Юттери», «Янила», «IQ Гатчина» и «Окла». Будущим жителям кварталов предлагается на выбор два оригинальных варианта дизайна помещений, выполненные из современных и качественных материалов. Опция «Скандинавия» предполагает оформление квартиры в светлых тёплых тонах, а «Дерево» – тоже в тёплых, но более глубоких и насыщенных оттенках. Также доступна предчистовая отделка White box. Она предполагает, что в квартире проведены…
Мы в соцсетях
Чего мы можем извлечь из теорий заговора
Загрузка
COVID-19
Чего мы можем узнать из теорий заговора
(изображение: EPA)
от Зарии Горветт
25 мая 2020
От политических подъемов. о сексе, технологиях и женщинах, оказывается, теории заговора могут многое рассказать нам о том, что происходит в нашем обществе, и о том, как это исправить.
I
В 331 г. до н.э. в Риме что-то было не так. По всему городу многие выдающиеся люди умирали от болезней, и практически все они умирали. Потери были столь же обескураживающими, сколь и тревожными.
Однажды рабыня подошла к курульному эдилу — своего рода магистрату — и намекнула, что может знать почему. Девушка привела команду следователей в разные дома, где, как она утверждала, они найдут союз женщин из высшего общества, тайно готовящих яды. Они сделали.
Обвиняемых выволокли на центральную площадь и попросили доказать свою невиновность. Поскольку они утверждали, что их отвары лечебные, стали бы они их пить?
Увы, двое подозреваемых подчинились — и тут же упали замертво. Последовали массовые аресты, в которых было обнаружено участие еще 170 женщин. Инцидент вызвал большой скандал. После этого жители Рима избрали специального чиновника для проведения ритуального изгнания зла — тактика, которая ранее использовалась только в крайнем случае после крайних гражданских беспорядков.
По крайней мере, такова версия событий, которую добросовестно записал уважаемый историк Ливий, родившийся на несколько сотен лет позже. Но он не был убежден, что женщины действительно несут ответственность, как и современные эксперты. Вместо этого Ливи указал на гораздо более рациональное объяснение: эпидемия.
В то время город был охвачен неизвестной чумой — распространенной причиной смерти в классическом мире. С другой стороны, массовые отравления были неслыханными. Случай, обсуждаемый Ливием, был первым в своем роде, и все это дело показалось римским гражданам явно странным.
На самом деле женщины, вероятно, действительно готовили лекарства, а остальная часть истории была сильно приукрашена или полностью выдумана. Печально известные отравления 331 г. до н.э. считаются теорией заговора, объясняющей смерти, которые все время имели очевидную причину.
В условиях нынешней пандемии этот сценарий до странности знаком. С начала апреля в Великобритании было атаковано по меньшей мере 77 телефонных мачт и 40 инженеров после того, как некоторые люди поверили ошибочной идее о том, что Covid-19каким-то образом распространяется мощными силами в мировой телекоммуникационной индустрии. Теперь слух распространился в США, где есть опасения, что это может привести к дальнейшему насилию. И снова разум отбрасывается в сторону в пользу нишевого объяснения, включающего запутанный секретный сюжет. ( Узнайте, почему 5G не несет ответственности за передачу Covid-19 .)
Вопрос в том, почему эти альтернативные истории стали популярными?
Римляне с подозрением относились к рабам и женщинам из высшего общества (Фото: Alamy)
От инопланетных правителей-ящеров до атак акул, спровоцированных шпионами, и тщательно продуманных многомиллиардных розыгрышей, зверинец существующих теорий заговора настолько причудлив, что причины, по которым одни взлетают, а другие бесследно исчезают, могут показаться почти случайными. Есть даже теория заговора о том, как были изобретены теории заговора (согласно стандартной формуле заговора, якобы замешано ЦРУ).
Вам также могут понравиться:
- Почему так трудно быть рациональным в отношении Covid-19
- Как новости меняют наше мышление и поведение
- Страх перед коронавирусом меняет нашу психологию
Но в их странности скрыты узоры. Последние исследования предполагают, что теории заговора фильтруются своего рода естественным отбором, который позволяет тем, которые соответствуют определенным требованиям, быстро распространяться в нашем обществе, в то время как другие ограничены самыми темными уголками Интернета.
Что делает заговор привлекательным для масс? И могут ли они рассказать нам о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, и о том, как их решить?
Убедительные преступники
Во-первых, в успешных заговорах всегда есть правильный злодей. На протяжении всей истории многие широко распространенные теории заговора удобно возлагали вину за тревожные инциденты или тенденции на любимых злодеев населения.
Согласно анализу, проведенному Викторией Пэган, классическим историком из Чикагского университета, успех римского заговора об отравлениях, вероятно, частично объясняется тем, как в нем изображались женщины и рабы из высшего сословия, которых влиятельная мужская элита считала угрозой .
Хотя цивилизация в значительной степени полагалась на эксплуатацию обеих этих групп, люди постоянно опасались, что их подчиненные отвернутся от них. На женщин с высоким статусом обычно смотрели с подозрением, и их часто изображали скрытными и опасными. С другой стороны, рабы, как известно, время от времени убивали своих хозяев, и существовала давняя паранойя, что они иногда действуют как шпионы, и поэтому им нельзя доверять.
Короче говоря, заговор с участием банды женщин-убийц, преданных своими рабами, был идеален — он всегда был более привлекательным, чем правда.
Коллективные тревоги
Между тем, в современном мире не случайно популярные заговоры касаются таких тем, как инопланетная жизнь, религиозные меньшинства, могущественные элиты, соперничающие нации, загадочные технологии и разрушение окружающей среды. «Во всем мире люди обычно верят в теории, связанные с культурными и историческими событиями, которые произошли в определенных местах», — говорит Карен Дуглас, социальный психолог из Кентского университета.
У каждого общества есть свои собственные страхи и навязчивые идеи, и успешные теории заговора обычно используют их. Возьмем, к примеру, Румынию, где многие женщины отказываются прививать своих дочерей от ВПЧ, вируса, ответственного за 99% случаев рака шейки матки.
Успешные теории заговора, как правило, связаны с тревогами и навязчивыми идеями общества. (Фото: Getty Images)
В 2008 году, когда была предложена вакцина, всего 2,5% подходящих румынских женщин получили ее. Показатели были настолько низкими, что программа вакцинации в школах в конечном итоге была полностью прекращена. Это особенно удивительно, если учесть, что в других странах Европы прививка от ВПЧ чрезвычайно популярна, уровень охвата составляет около 80% или выше, и что эта страна имеет длинный послужной список с самыми высокими показателями смертности от рака шейки матки на континенте. .
Есть несколько причин, по которым румынские матери подозревают вакцину, но исследования показали, что одной из них является обилие теорий заговора об истинных мотивах ее предоставления, в том числе идея о том, что это попытка контролировать население мира, заставляя женщин бесплодны, и что это медицинский эксперимент фармацевтической промышленности, хотя доказательств ни того, ни другого нет.
Их, в свою очередь, могло подпитывать история вмешательства страны в женскую фертильность, а также общее недоверие к системе здравоохранения; пациенты по-прежнему часто подкупают медицинский персонал даже за элементарную помощь, и многие женщины, участвовавшие в исследовании, подозревали, почему программа вакцинации была бесплатной.
В некоторых случаях считается, что подобные опасения остаются бездействующими в наших умах до тех пор, пока определенные события, такие как политические перемены, не активизируют их. Это может привести к тому, что они подпитают нашу коллективную веру в теории заговора.
Антисемитские теории, такие как идея о том, что евреи сильны и вовлечены в тайные злые заговоры, исторически возникали во времена общественного стресса, например, в периоды безработицы, возможно, потому, что они позволяют людям консолидировать вину за то, что может быть результат сложного набора социальных и экономических обстоятельств, а не одного козла отпущения. Исследования показали, что люди, чья социальная идентичность сосредоточена вокруг жертвы, более восприимчивы к теориям заговора, которые злодействуют евреям, и это также может быть верно на уровне общества.
Трайбализм
Это согласуется с другим распространенным ингредиентом популярных заговоров — они заставляют нас чувствовать себя хорошо в нашей собственной социальной группе, часто принижая тех, кого мы считаем своими соперниками. «Это может быть ваша национальная группа, гендерная группа или что-то еще», — говорит Дуглас. «Есть некоторые свидетельства того, что людей привлекают теории заговора, которые удовлетворяют эти предвзятые взгляды».
Подчеркивая различия между «своими» и «чужими группами», теории заговора также могут привести к укреплению социальных связей и обеспечить чувство защиты от тех, кого люди считают угрозой. Соответственно, теории заговора часто имеют широкое распространение в группах, вовлеченных во взаимные конфликты.
В Румынии общее недоверие к системе здравоохранения, что может объяснить обилие теорий заговора о вакцине против ВПЧ (Фото: Alamy)
Неопределенность к теориям заговора больше, когда они сталкиваются с кризисными ситуациями», — говорит Дуглас.
Идея о том, что 5G и другие более ранние сети мобильной связи каким-то образом вредны для нашего здоровья, существует уже много лет — с тех пор, как эта технология получила широкое распространение около 30 лет назад. Начнем с того, что его ложно обвинили в том, что он несет ответственность за аутизм, бесплодие и рак, среди прочего, но, как правило, ограничивался самыми ярыми сторонниками теории заговора.
Появление загадочного нового коронавируса в декабре 2019 года подготовило почву для нового взгляда на эту непреходящую идею. 22 января, когда вирус все еще заразил всего 314 человек, что привело к шести смертельным исходам, была опубликована статья, которая все изменила. Это было интервью малоизвестного семейного врача в бельгийской газете под заголовком «5G опасен для жизни, и никто об этом не знает». Что особенно важно, он связал опасность 5G с новым коронавирусом, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. И это было все.
«Теории заговора обычно возникают довольно быстро, когда происходит что-то важное», — говорит Дуглас. «Они появляются ни с того ни с сего, когда возникает какой-то кризис или конфликт, который люди действительно хотят объяснить и хотят получить ответы». Она отмечает, что недавние лесные пожары в Австралии также привели к ряду модных заговоров.
Теорию 5G называют «коктейлем заговора», поскольку она включает в себя несколько самых больших страхов человечества, смешанных в одну восхитительно аппетитную смесь. Наряду с постоянным страхом перед новыми или невидимыми технологиями, который, кажется, пронизывает многие популярные теории заговора, он также затрагивает скрытое беспокойство по поводу превращения Китая в глобальную сверхдержаву.
Еще одна причина, по которой заговор о 5G может быть более привлекательным, чем правда, заключается в том, что это история. Сказки, легенды, анекдоты и сплетни — это то, как наш мозг осмысливает мир — они уходят в прошлое на десятки тысяч лет, и, возможно, именно они делают нас людьми. Во времена кризиса мы, возможно, прибегаем к заговорам, потому что находим их обнадеживающими.
В теориях заговора есть все элементы хорошей истории — ужасающие злодеи, творческие сюжеты и моральные уроки. Из-за этого хорошо спланированный заговор может оказать сильное влияние на общественное воображение, так что повествование о «вирусе, появившемся совершенно непредсказуемо и убившем тысячи людей без причины», вряд ли сможет конкурировать.
Некоторые психологи сравнивают теории заговора с религиозными верованиями в том смысле, что они помогают нам чувствовать себя лучше, беря непредсказуемые или случайные события и заставляя их казаться предопределенными или сформированными человеческими руками.
Другие дошли до того, что предположили, что именно поэтому они так и остаются: по своему содержанию, сюжетным линиям и целям они невероятно близки к верованиям, увековеченным многими организованными религиями. Некоторые люди верят в теории заговора до такой степени, что даже рискуют своей жизнью, пытаясь доказать свою правоту.
Считается, что люди более восприимчивы к теориям заговора во время кризиса. .
В тех случаях, когда власти не могут или не хотят предоставлять дополнительную информацию, эти пробелы в знаниях сочетаются с общим недоверием, толкая общественность прямо в объятия тех, кто утверждает, что у них есть ответы. Это усугубляется тем фактом, что наука, правительственные расследования и другие законные формы сбора информации могут быть болезненно медленными, в то же время оставляя временную пустоту, в которой могут быть установлены другие источники.
После того, как опальный ученый Эндрю Уэйкфилд ложно заявил, что вакцина MMR может привести к аутизму в 1990-х годах, потребовались десятилетия исследований, чтобы вне всякого разумного сомнения установить, что это не имеет абсолютно никакого научного обоснования — и за это время заговор успел осуществиться. серьезный ущерб.
В конце концов, теории заговора могут стать настолько популярными, что попадут в цикл положительной обратной связи, в котором чем больше они обсуждаются, тем более законными они кажутся.
Например, недавний анализ твитов, в которых упоминаются 5G и Covid-19.обнаружили, что только 34,8% высказали предположение о том, что эти два явления связаны, в то время как большинство либо осудили эту теорию, либо не выразили своего мнения. К сожалению, независимо от того, высмеивали ли пользователи эту идею или объясняли, почему она ложна, они все равно поднимали авторитет этой идеи.
Действительно, появление социальных сетей и рост новых технологий были важными моментами в истории теорий заговора. «Конечно, вы найдете больше географически локализованных заговоров в определенных странах, о которых другие люди даже не знают», — говорит Дуглас. «Но это правда, что то, как мы общаемся с людьми сейчас и то, как мы потребляем информацию, стало гораздо более глобальным, чем это было раньше, поэтому некоторые теории заговора просто очень и очень известны во всем мире».
Некоторые теории заговора, такие как те, которые касаются эксклюзивных групп людей, тайно управляющих миром, теперь распространены повсеместно, отмечает она.
По мере того, как политика становится все более поляризованной, некоторые эксперты считают, что теориям заговора становится легче укореняться (Фото: Reuters)
Скрытые мотивы Ученый из Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире обеспокоен направлением, в котором они движутся.
«Как правило, теории заговора распространяются маргиналами — они почти оружие бессильных, чтобы призвать сильных к ответу», — говорит он. «Но прямо сейчас новые вещи исходят непосредственно от сильных мира сего, что действительно довольно необычно».
С тех пор как началась пандемия Covid-19, многие мировые лидеры объявили о своей публичной поддержке связанных теорий заговора, которые часто удивительно хорошо согласуются с их собственными планами. Например, президент США Дональд Трамп недавно предположил, что видел доказательства того, что коронавирус возник в китайской лаборатории, в то время как его собственные спецслужбы заявили, что доказательств этому нет. Президент Венесуэлы Николас Мадуро также заявил, что все наоборот: пандемия была вызвана применением биологического оружия против Китая (но опять же, доказательств этому нет).
Мюрхед предполагает, что нами манипулирует наше собственное оружие. «Это попытка политиков стереть факты и доказательства и переделать мир во что-то более подходящее для их целей».
Считается, что возникает новый тип заговора, который не требует никаких доказательств или оправданий. (Источник: Alamy) испытывает рекордный уровень политической поляризации на данный момент. «Это как бы мотивирует этот новый конспирологический разговор», — говорит Мюрхед.
Он приводит в пример «Пиццагейт», полностью дискредитированный и широко осуждаемый заговор, который связал руководителя предвыборного штаба бывшего кандидата в президенты США Хиллари Клинтон с предполагаемой группой жестокого обращения с детьми в подвале пиццерии. Несмотря на то, что он был полностью выдуманным, он получил широкую поддержку в 2016 году, кульминацией которого стал мужчина, стреляющий из автомата внутри предприятия.
«Этот заговор не пытается ничего объяснить о мире, — говорит Мюрхед. «Что он делает, так это изображает Хиллари Клинтон не только как кого-то, кто [по мнению некоторых людей] в целом менее желателен, чем ее оппонент, но как человека, который хуже, чем нацист».
В книге «Много людей говорят», которую Мюрхед написал в соавторстве с политологом Нэнси Розенблюм из Гарвардского университета, он представляет вторую новую тенденцию в мире заговоров: заговор без теории.
«В пиццерии не было не только детей, которых держали в плену, но и подвала, — говорит Мюрхед. «Что нас удивило, так это то, что это повествование было полной выдумкой от начала до конца».
Он объясняет, что обычно теории заговора начинаются с крупицы правды — события в реальном мире, которое легко увидеть и трудно понять, например убийства или нападения, — и строятся на этом. Но заговоры последнего поколения пропускают этот первый шаг и кажутся успешными, несмотря на то, насколько ослепляюще очевидна их ложность.
«Меня беспокоит, что обычные люди, пытающиеся понять мир, потеряют ориентацию, пытаясь ориентироваться в этой белой метели заговорщических выдумок и лжи, — говорит Мюрхед.
Заговор «Пиццагейт» получил широкую поддержку в 2016 году, несмотря на то, что был полностью выдуманным.
«Мы не можем просто взять на себя обвинения в заговоре одно за другим, — говорит Мюрхед. По его мнению, часть проблемы заключается в том, что люди постепенно теряют доверие к экспертам, правительствам и влиятельным институтам. Чтобы исправить систему, он предлагает заново узаконить демократию — реформировать наши правительства и переобучить наши институты. «В Соединенных Штатах это было сделано в первые десятилетия 20-го века. Это реабилитировало правительство для новых поколений и привело ко всевозможным прогрессивным реформам, кульминацией которых стало избирательное право женщин».
Дуглас, с другой стороны, считает, что необходимы дополнительные исследования. «Я думаю, очень, очень важно понять, откуда берутся теории заговора и как они распространяются, потому что есть веские доказательства того, что вера в них имеет серьезные последствия».
В частности, она объясняет, что было очень мало исследований того, почему некоторые из них имеют необычайную долговечность, такие как заговоры Плоской Земли, Иллюминатов и Высадки на Луну, в то время как другие вымирают относительно быстро — хотя это то, что она начинает изучать. .
На самом деле, несмотря на десятилетия исследований и бесконечно увлеченную аудиторию, в этой области все еще остается много вопросов без ответов. «Я думаю, среди исследователей существует общее мнение, что мы живем в эпоху заговоров, но, опять же, этому нет никаких реальных доказательств», — говорит Дуглас.
Кто знает, возможно, это может быть следующий заговор…
—
Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или подпишитесь на нас на Twitter или Instagram .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «The Essential List». A handpicked selection of stories from BBC Future , Culture , Worklife , and Travel , доставляется на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
Теории заговора в постсоветской России | Теории заговора и люди, которые им верят
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Yablokov, Ilya,
‘Теории заговора в пост-советской России
,
в Джозефе Э. Усцински (изд.)
,
Сестражные Теории и люди, которые верят им
(
.
Нью-Йорк,
2018;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 20 декабря 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780190844073.003.0024,
, по состоянию на 18 ноября 2022 г.
3
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicТеории заговора и люди, которые им верятСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicТеории заговора и люди, которые им верятСравнительная политикаМеждународные отношенияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
. Травма распада СССР позволила политическим элитам предложить конспиративное прочтение этого события и использовать его как в целях национального строительства, так и для подавления демократической оппозиции, обвиняя ее сторонников в том, что они разрушили Советский Союз изнутри. Российские политические элиты используют теории заговора для решения возникающих проблем, разделяя российское общество на лояльное Кремлю большинство и меньшинство, якобы стремящееся уничтожить Россию. Государственные власти, включая высокопоставленных политиков, кажутся главными производителями этого конспирологического дискурса; однако они используют его с большой осторожностью, во многом полагаясь на поддержку интеллектуалов, которые принимают участие как в создании, так и в распространении этих теорий среди широкой публики. Изучение теорий заговора в России дает нам возможность понять внутреннюю политику и объяснить стратегии российской политической элиты как на внутреннем, так и на международном уровне.
Ключевые слова:
теория заговора, Россия, Новый мировой порядок, Путин, цветные революции, Украина
Тема
Сравнительная политикаМеждународные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.