Святой апостол от 70-и Онисим

  • Главная

  • О Братстве

  • Новости

  • Новости Братства

  • Святой апостол от 70-и Онисим

Святой апостол от 70-и Онисим († ок.109)

     Сегодня, 15/28 февраля, Православная Церковь воспоминает святого апостола от 70-и Онисима – одного из учеников святого первоверховного апостола Павла, жившего и совершавшего своё апостольское служение в I – начале II вв. от Р.Х.

     Апостол Онисим происхождением своим был из Фригии, из г. Колоссы, и до своего призвания на апостольское служение был рабом одного знатного и твёрдого в вере и делах благочестия христианина, проживавшего в Колоссах, именем Филимон – также будущего св. апостола. Однажды, взяв несколько золотых монет у своего господина, будущий св. апостол Онисим решил бежать в Рим. В Риме он познакомился со св. первоверховным апостолом Павлом, содержавшимся там в узах за Имя Христово, который был знаком с его хозяином, благочестивым Филимоном. Услышав апостольскую проповедь о Христе, Онисим уверовал во Христа, раскаялся во грехах своих, принял Святое Крещение и стал служить своему новому учителю в его заточении с сыновней любовью. Однако апостол Павел, не желая огорчить своего брата во Христе Филимона, отослал Онисима назад к господину с посланием (известным нам как одно из 14-и Посланий апостола Павла, называемое Послание к Филимону), где просил того принять Онисима как брата и простить ему всё, в чём тот был повинен, называя его в этом послании сыном, рождённым им в узах его. Когда Филимон прочёл апостольское послание, исполненное любви Христовой, он не только помиловал, но и отпустил на волю раба своего Онисима, дабы тот, освободившись от рабства и вернувшись назад в Рим, мог служить Господу и проповеди Святого Евангелия, а также утешать самого апостола Павла в его заточении. После освобождения св. апостола Павла из первого заточения св. апостол Онисим вышел вместе с ним на Евангельскую проповедь, кроме того, он бесстрашно посещал христиан, укрывавшихся от гонителей в римских катакомбах, а также пребывавших в темницах, в узах за Веру Христову, ободряя их дух и, по возможности, облегчая их тяжёлую жизнь в заточении.

     После мученической кончины через усечение мечом первоверховного апостола Павла, произошедшей в 67г. по Р.Х., св. Онисим стал служить другим апостолам и спустя какое-то время был рукоположен ими во епископа. После мученической кончины своих учителей он стал ревностным проповедником Евангелия Христова. Проповедь его звучала в землях Испании и Карпетании, во фригийских Колоссах и пелопонесских Патрах. После кончины апостола Тимофея апостол Онисим был поставлен епископом Ефесским, о чём есть свидетельство в послании к Ефесянам сщмч. Игнатия Богоносца, которого св. Онисим с честью приветствовал от имени всех христиан Ефеса на пути его в Рим, куда святого вели под стражей, дабы там отдать на растерзание львам.  

     Во время правления нечестивого римского императора Траяна, жестокого гонителя христиан, св. апостол и епископ Онисим за свою проповедь Веры Христовой и усердную архипастырскую деятельность был взят под стражу и привезён в Рим, чтобы предстать перед судом римского градоначальника Тертуллия (Тертилла), супругу брата которого он обратил в христианскую Веру, за что был в большой немилости у епарха-язычника. На судилише святой твёрдо исповедал Иисуса Христа своим Господом и осудил языческое идолопоклонство, за что по повелению тирана предан был на истязания. Увидев твёрдое исповедание св. Онисимом Веры Христовой в заточении и опасаясь того, что он обратит в христианство свидетелей его истязаний, Тертуллий, после 18-и дней заточения и пыток, сослал святого в г. Путеолы, что находился вблизи г. Неаполя, где тот снова начал ревностно проповедовать учение Христово и обращать многих в христианскую веру, после чего, по повелению тирана, был заключён в оковы и возвращён в Рим, чтобы вновь предстать перед языческим судом. На суде он снова твёрдо исповедал Имя Христово и отказался от принесения жертвы языческим богам, за что подвергся длительному бичеванию, после чего мучители начали рвать на куски его плоть. Все эти истязания только укрепляли дух святого мученика, и, видя это, Тертуллий приказал побить св. апостола камнями (по иным сведениям – казнить через усечение мечом). Св. апостол Онисим претерпел мученическую смерть около 109г. по Р.Х. Честные останки его были взяты с места казни одной знатной и благочестивой жительницей города и положены в дорогую раку, сделанную из серебра, хранившуюся впоследствии в Константинополе, в храме во имя св. апостола Онисима.

Дни памяти св. апостола от 70-и Онисима:

15/28 февраля

22 ноября / 4 декабря – совместно со св. апостолом Филимоном

4 / 17 января – в Соборе св. семидесяти Апостолов

Тропарь св. апостолу от 70-ти Онисиму, глас 3

Апо́столе святы́й Они́симе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак св. апостолу от 70-ти Онисиму, глас 4

Я́ко луча́, возсия́л еси́ вселе́нней,/ заря́ми сия́я со́лнца, блаже́нне,/ всесве́тлаго Па́вла, мир просвети́вшаго:// те́мже тя почита́ем, Они́симе сла́вне.

Возврат к списку


22 ноября 2022

ВЫСТАВКА «Звон колоколов» на ВДНХ с 22 по 27 ноября!

18 октября 2022

Теперь – и на УРАЛЕ!✨

10 октября 2022

Приглашаем на фестиваль «Артос» в Москве в Сокольниках

Онисим (апостол от 70) | это… Что такое Онисим (апостол от 70)?

Апо́стол Они́сим (греч. Ονήσιμος; лат. Onesimus, означает «полезный») († ок. 90) — апостол от семидесяти, епископ Византийский (54 — 68).

Об апостоле Онисиме сообщается в послании апостола Павла к Филимону (Флм.1:10-18), что он был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах Фригийской области. Скорее всего, провинившись в чём-то, Онисим бежал от своего господина в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял крещение. В тюрьме Онисим как сын служил апостолу. Павел отсылает Онисима к его господину и, поскольку тот тоже христианин, увещевает Филимона принять Онисима не как слугу, но как брата.

Также апостол Павел упоминает о нём в Послании к Колоссянам (Кол.4:9), называя Онисима «верным и возлюбленным братом».

В 1882 году Эдвин Э. Эбботт издал религиозный роман, «Онисим» (англ. Onesimus), названный в честь апостола Онисима.

Дни памяти

  • В православном церковном календаре: 15 февраля(28), 4 января(17) — соборная память апостолов от 70-и.
  • В католическом: 15 февраля.

Литература

  • Архиепископ Димитрий (Самбикин) Собор св. 70-ти апостолов. — СПб.: Православный собеседник, 1906.
  • Μανουήλ Γεδεών, Πατριαρχικοί Πίνακες: Ειδήσεις ιστορικαί βιογραφικαί περί των Πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεως: από Ανδρέου του Πρωτοκλήτου μέχρις Ιωακείμ Γ’ του από Θεσσαλονίκης, 36-1884.  — Κωνσταντινούπολις: Lorenz & Keil, [Σεπτ.1885-Οκτ.1890]. — 720 σ.: πορτρ.. — σ. 89—90  (греч.)
    • 2-изд. доп. и расш.: Πατριαρχικοί πίνακες: ειδήσεις ιστορικαί βιογραφικαί περί των Πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεως από Ανδρέου του Πρωτοκλήτου μέχρις Ιωακείμ Γ΄ του από Θεσσαλονίκης, 36-1884 / Εκδ. δευτέρα επηυξημένη καί βελτιωμένη… υπό Νικολάου Λυκ. Φυροπούλου. — Άριστη: Σύλλογος πρός διάδοσιν ωφελίμων βιβλίων, 1996. — 922 σ. ISBN 0-007133-38-3 ISBN 978-0-007133-38-3  (греч.)
  • Claude Delaval Cobham, The Patriarchs of Constantinople. — Cambridge: Cambridge University Press, 1911. — 106 p., ISBN 1-16911-596-9; ISBN 978-1169115965  (англ.)

Апостолы от семидесяти

Агав | Акила | Амплий | Анания | Андроник | Апеллий | Аполлос | Аристарх | Аристовул | Артема | Архипп | Асинкрит | Ахаик | Варнава | Гаий | Евод | Епафрас | Епафродит | Епенет | Ераст | Ерма | Ермин | Зина | Иаков | Иасон | Иисус-Иуст | Иродион | Карп | Клеопа | Климент | Кодрат | Крискент | Крисп | Куарт | Лин | Лука | Лукий | Марк | Марк | Марк-Иоанн | Наркисс | Никанор | Олимпасий | Онисим | Онисифор | Пармен | Патров | Прохор | Пуд | Руф | Сила | Силуан | Симеон | Сосипатр | Сосфен | Стахий | Стефан | Тертий | Тимон | Тимофей | Тит | Тихик | Трофим | Урван | Фаддей | Филимон | Филипп | Филолог | Флегонт | Фортунат

Дополнительно: Дионисий | Симеон Нигер

 

Святой Онисим-раб — беглый святой | Национальный католический реестр

Я призываю вас от имени моего ребенка Онисима, чьим отцом я стал в заключении, который когда-то был бесполезен для вас, но теперь полезен для вас и для меня. Я посылаю его, то есть мое собственное сердце, обратно к вам. ―Филимону 10–12

Если вы когда-либо чувствовали себя переутомленным и малооплачиваемым или хотели стать чем-то вроде «раба» Бога, Блаженный Онесим может заинтересовать вас. Онисим был рабом в раннехристианской семье Колосс. Понятно, что Онисим разочаровался в своей «работе» и захотел лучшей жизни, поэтому сбежал. Каким-то образом ему удалось встретиться с заключенным Павлом то ли в Эфесе, то ли в Риме — указания в Библии неясны. Павел с его удивительным пониманием и способностью проповедовать сначала сумел убедить Онисима принять христианство, а затем вернуться к своему земному господину Филимону.

Павел отправил личное письмо Филимону и его семье вместе с Онисимом, призывая к прощению и принятию по отношению к рабу. Это письмо стало известно как Послание к Филимону. У него очень нежное прикосновение; вы можете почувствовать мягкий толчок Пола к терпимости и равенству.

В этом Послании к Филимону есть небольшой намек на более расслабленную сторону Павла. Название Onesimus по-гречески означает «полезный». Павел обыгрывает это слово, указывая семье Филимона, что Онисим какое-то время был «бесполезным», но после своего обращения в христианство стал «полезным». Предание говорит нам, что Филимон внял словам Павла в письме и не наказал Онисима по его возвращении, как это было бы нормой, а отправил своего раба обратно к Павлу. Онисим превратился из раба земного хозяина в раба Бога. Несомненно, он оказал замечательную помощь в установлении корней католицизма.

Онисим, очевидно, дружил с другим библейским святым, Тихиком (память 29 апреля), поскольку именно Онисим и Тихик вместе доставили Послание к Колоссянам христианам Колосс. Вполне возможно, что Онисим был также знаком с Епафрасом (память 19 июля), библейским святым, много сделавшим для основания Церкви в Колоссах.

Считается, что Онисим был замучен около 90 г. н.э. некоторые ресурсы могут называть этого древнего раба святым, а не благословенным. В самых последних Римский мартиролог (2004 г. ), однако память этого обращенного в Колоссяна была перенесена на один день назад — на 15 февраля. И он указан как Блаженный, хотя в древнем христианстве ярлыки святой, святой и блаженный часто использовались используются взаимозаменяемо. Статус Онисима как раба, должно быть, был трудным и разочаровывающим; люди, которые раздражены своей работой, могут найти утешение, обратившись к Онисиму (oh-NES-i-mus) с просьбой о молитвах о более обнадеживающих позициях. Ниже приведен список из пяти отрывков, которые помогают пролить свет на Bd. Онисим; если интересно, размышляйте над одним отрывком в день, записывайте некоторые размышления и спрашивайте Бд. Онисим молиться о ваших нуждах в течение пяти дней.

  • День 1) Колоссянам 4:7–9
  • День 2) Филимону 7–12
  • День 3) Филимону 13-17
  • День 4) Филимону 18-21
  • День 5) Колоссянам 3:22–25

Филимону – Беглый раб становится полезным слугой – Помощь на сегодняшний день

В этой книге, всего в одной главе всего из двадцати пяти стихов, Павел называет себя «Павел в старости, а теперь еще и узник». Павел находится в тюрьме, как мы полагаем, в Риме. Он пишет члену церкви в Колоссах по имени Филимон. Филимон, очевидно, был богатым бизнесменом, которому очень помогло служение апостола Павла.

Это послание было написано не для того, чтобы дать нам учение, и оно не исправило ничего плохого в церкви. Это письмо проповедника христианскому бизнесмену о его беглом рабе, которого Павел встретил и привел к Господу.

«Умоляю тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих:

Который прежде был тебе невыгоден, а теперь полезен тебе и мне».

―Филимону 10-11

Теперь Павел, заключенный в тюрьму апостол, просит, чтобы Онисиму, этому беглому рабу, разрешили помочь ему в трудную минуту. Это письмо сохранилось для нас в Священном Писании сегодня как послание заступничества, в котором он просит Филимона простить Онисима и принять его как брата во Христе.

Написано дрожащей рукой престарелого апостола Павла, потому что он считает важным ходатайствовать за беглого раба.

В этой книге

  1. Заключенный апостол
  2. Беглый раб
  3. Богатый бизнесмен

Каждый из них каким-то образом попал в тюрьму. Филемон был порабощен грехом, но Евангелие прощало его. Павел был заключен физически, но духовно свободен; и Онисим был свободен от своего греховного долга, но все еще был в долгу по закону.

Когда Пол нашел его, богач оказался не так богат, как он думал; но и раб был не так беден, как он думал. И пленник был единственным, кто мог примирить двоих, сводя обиженного и должника вместе, как братьев.

Павел, заключенный в тюрьму апостол, пишет Филимону, своему сыну по вере, и сообщает ему, что его беглый раб теперь является сыном Павла по вере. Это сделало бы раба Филимона его собственным братом по вере; а если он твой брат, то он не может быть твоим рабом.

Каждый из нас когда-то был рабом—беглецом—в рабстве греха. И как бы мы ни старались, мы не могли ни убежать, ни освободиться от своего долга. Некоторые до сих пор живут так, как будто они порабощены своим прошлым. Каждый из нас может идентифицировать себя с Онисимом.

Человек Божий нашел Онисима и дал ему Евангелие, и его жизнь изменилась навсегда. Хотя история началась с того, что он был рабом, она заканчивается его служением в служении. Он начал как убыточный беглец, но стал прибыльным слугой Господа.

Это письмо учит нас тому, что не имеет значения, откуда мы пришли, наше прошлое можно простить, наше настоящее может быть полезным, а наше будущее может быть многообещающим! Может быть, вы начали не очень хорошо, но вы можете закончить хорошо.

«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». ― Филиппийцам 1:6

Когда Бог касается вашей жизни, все плохое может стать хорошим.

«Онесим, тебе не нужно продолжать бежать. Когда-то ты был бесполезен, а теперь полезен Павлу в служении. Теперь у Бога есть план для вашей жизни. Бог не хочет, чтобы ты убегал, как беглый раб».

Божья любовь и прощение превращают раба в брата. Именно через письмо, послание, Слово Божье этот беглый раб стал полезным слугой в деле служения.

Разница между рабством и свободой, между жизнью и смертью, между бесполезной жизнью и жизнью с новой целью заключалась в ходатайственном письме узника к богачу послании Слове Божием, любовь к Богу и человек Божий.

Можете ли вы отождествить себя с Онисимом? Мы все можем.

Не могли бы вы отождествить себя с Филимоном? Ни один из нас без Христа не живет так хорошо, как мы можем думать.

Каждому из нас нужен Апостол Павел в нашей жизни, или мы могли бы быть Павлом для кого-то другого — того, кто ходатайствует, того, кто может передать послание, которое изменит жизнь в рабстве на жизнь свободы. Какое значение может иметь письмо, всего лишь короткое письмо, двадцать пять стихов, написанное человеком, который решил сосредоточиться не на своем собственном положении, а на нуждах беглого раба, убегающего от своего прошлого.