Святой апостол от 70-ти Онисим / Патриархия.ru

Апостол от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах Фригийской области. Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, святой Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял святое Крещение. В тюрьме святой Онисим как сын служил апостолу Павлу. Апостол Павел, лично знавший святого Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата; с этим письмом он отправил святого Онисима к его хозяину, лишив самого себя помощи, в которой очень нуждался.

Святой Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, послав обратно в Рим к первоверховному апостолу. Впоследствии святой Филимон был рукоположен во епископа города Газы (память его 4 января, 19 февраля и 22 ноября).

После смерти апостола Павла святой Онисим служил апостолам до их смерти и был поставлен ими во епископа. После кончины святых апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Ефесе, после апостола Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем письме к ефесянам.

В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Он продержал святого 18 дней в темнице, а потом сослал на заточение в город Путиолы. Через некоторое время епарх вызвал узника и, убедившись, что святой Онисим все так же твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. Тело мученика взяла одна знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было около 109 года.

Иконописный подлинник


Русь.

XVII.

Минея — Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Афон. XV.

Ап. Онисим. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.


Афон. 1547.

Мучение ап. Онисима. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.


Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 15 февраля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Апостол от 70-ти Онисим


Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Онисим

Житие апостола от 70-ти Онисима


Апо­стол от 70-ти Они­сим в мо­ло­до­сти был ра­бом Фили­мо­на, хри­сти­а­ни­на знат­но­го ро­да, жив­ше­го в го­ро­де Ко­лос­сах Фри­гий­ской об­ла­сти. Про­ви­нив­шись в чем-то пе­ред сво­им гос­по­ди­ном и бо­ясь на­ка­за­ния, свя­той Они­сим бе­жал в Рим, но там, как бег­лый раб, по­пал в тюрь­му. В тюрь­ме он встре­тил­ся с апо­сто­лом Пав­лом, со­дер­жав­шим­ся в узах, был про­све­щен им и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. В тюрь­ме свя­той Они­сим как сын слу­жил апо­сто­лу Пав­лу. Апо­стол Па­вел, лич­но знав­ший свя­то­го Фили­мо­на, на­пи­сал ему пись­мо, пол­ное люб­ви, про­ся про­стить бег­ло­го ра­ба и при­нять его как бра­та; с этим пись­мом он от­пра­вил свя­то­го Они­си­ма к его хо­зя­и­ну, ли­шив са­мо­го се­бя по­мо­щи, в ко­то­рой очень нуж­дал­ся.


Свя­той Фили­мон, по­лу­чив пись­мо, не толь­ко про­стил Они­си­ма, но и от­пу­стил его на во­лю, по­слав об­рат­но в Рим к пер­во­вер­хов­но­му апо­сто­лу. Впо­след­ствии свя­той Фили­мон был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Га­зы (па­мять его 4 ян­ва­ря, 19 фев­ра­ля и 22 но­яб­ря).


По­сле смер­ти апо­сто­ла Пав­ла свя­той Они­сим слу­жил апо­сто­лам до их смер­ти и был по­став­лен ими во епи­ско­па. По­сле кон­чи­ны свя­тых апо­сто­лов он про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие во мно­гих стра­нах и го­ро­дах: в Ис­па­нии, Кар­пе­та­нии, в Ко­лос­сах, в Пат­рах. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­той Они­сим за­нял епи­скоп­ский пре­стол в Ефе­се по­сле апо­сто­ла Ти­мо­фея. Ко­гда Иг­на­тия Бо­го­нос­ца ве­ли в Рим на казнь, к нему на­встре­чу вы­шел епи­скоп Они­сим с неко­то­ры­ми хри­сти­а­на­ми, о чем упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий в сво­ем Пись­ме к Ефе­ся­нам. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на свя­той Они­сим был схва­чен и при­ве­ден на суд к епар­ху Тер­тил­лу. Он про­дер­жал свя­то­го 18 дней в тем­ни­це, а по­том со­слал на за­то­че­ние в го­род Пу­тео­лы. Через неко­то­рое вре­мя епарх вы­звал уз­ни­ка и, убе­див­шись, что свя­той Они­сим всё так же твер­до ис­по­ве­ду­ет ве­ру во Хри­ста, под­верг его же­сто­ко­му из­би­е­нию кам­ня­ми, по­сле че­го свя­то­му усек­ли го­ло­ву ме­чом. Те­ло му­че­ни­ка взя­ла од­на знат­ная жен­щи­на и по­ло­жи­ла в се­реб­ря­ную ра­ку. Это бы­ло око­ло 109 го­да.


Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти


Память 15 февраля


Во времена апостольские в фригийском городе Колоссах 1396
жил христианин знатного рода по имени Филимон ; впоследствии он удостоился епископского сана и был включен в число святых семидесяти Апостолов. У Филимона еще до его апостольства, был раб, по имени Онисим. Провинившись пред своим господином и боясь наказания, Онисим бежал от него и прибыл в Рим 1397
, где и нашел в узах святого Апостола Павла , услышав от него святую проповедь и научившись вере в Господа нашего Иисуса Христа, он был крещен Апостолом и усердно служил ему вместе со святым Тихиком . Святой Апостол Павел, отправляя святого Тихика со своим посланием к колоссянам, дал ему в спутники святого Онисима, как сам он пишет в конце послания: «О мне всё скажет вам Тихик , возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» (
Колос.4:7–9 ).


К колоссянам Апостол написал через Тихика , а через Онисима он прислал особенное послание к Филимону , господину его; в этом послании Апостол просил Филимона , чтобы он простил Онисиму его прегрешение, и чтобы принял его не как раба, но как самого его, Апостола Павла . В своем послании Апостол Павел называет Онисима своим чадом: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (
Флм.1:10–12 ). С радостью Филимон поступил так, как советовал Апостол: он не только с любовью принял Онисима, но и дал ему свободу, и снова отослал в Рим к святому Апостолу Павлу с тем, чтобы Онисим служил там Апостолу, ибо того желал святой Павел :»Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (
Флм.1:13–14 ).


Итак, святой Апостол Онисим был в Риме, служа Апостолам до самой кончины их; он был поставлен ими епископом для благовествования слова. После кончины святых Апостолов он, выйдя из Рима, обошел много городов и стран, проповедуя Христа в Испании 1398
, в Коринфе, в Колоссах, в Патрах 1399
, затем занял престол в Ефесе 1400
после святого Тимофея и святого Иоанна Богослова. Об епископствовании в Ефесе явно свидетельствует, в своем послании к Ефесянам из Смирны, святой Игнатий Богоносец ; когда его вели из Антиохии в Рим на съедение зверям, его встретил святой Онисим на пути в Смирне с некоторыми жителями Ефеса. Святой Игнатий пишет об этом к Ефесянам так:


– Я, во имя Божие, принял многочисленное общество ваше в (лице) Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал вам быть достойными иметь такого епископа. В своем же послании к Антиохийцам он снова пишет:


– Вас целует Онисим, пастырь Ефесский.


Отсюда становится известным, что святой Онисим, обошедши много стран и городов, прибыл в Ефес, будучи уже старцем; там пас он некоторое время Церковь Божию, потом был схвачен неверующими и приведен из того города в Рим, что происходило в царствование Траяна 1401
; в Риме же он был отдан на пытку епарху Тертиллу. Епарх спросил святого:


– Кто ты?


Онисим отвечал:


– Я христианин.


Тогда епарх опять спросил:


– К какому сословию принадлежишь ты?


На это святой сказал:


– Некогда я был рабом одного мужа, а ныне я верный раб благого Владыки Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.


Епарх продолжал допрашивать Онисима:


– Почему же ты перешел к другому господину?


Онисим отвечал:


– Потому что я познал истину и возненавидел идолопоклонство.


Тогда епарх спросил:


– Какой ценой ты был продан новому господину?


Онисим отвечал:


– Божий Сын Иисус Христос искупил меня от погибели честною Своею кровью, переселил в нетление, как писано о том в наших писаниях: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (
1Петр. 1:18–19 ).


Епарх спросил:


– Скажи нам, какую жизнь называют ваши писания суетной?


– Суетная жизнь есть беззаконное прелюбодеяние, которое за малую сладость плотскую готовит вечный огонь страстным грехолюбцам; она же заключается и в сребролюбии, ради которого обижают ближнего, в чародеянии, когда жительствуют с бесами, – последнее зло есть корень всякого навета и ловительства; она есть гордость, когда своим высокоумием возносятся над другими, – зависть, научившая братоубийству Каина и многих других, – злословие и необузданный язык, который распространяет на всех издевательство, словно облако; она есть лицемерие и ложь, противница истины, пособница диавола, чрез которую и Еву прельстил всезлобный враг; она есть гнев, побуждающий на проклятие и возбуждающий брани и убийства отцов, – пьянство, которое сопровождается невоздержанием и порождает сладострастие, побуждая на сквернословие; нет в ней доброго помысла, одно безобразие. Все эти пороки и есть жизнь суетная. Источником такого жития и матерью всего является служение идолам, которое вы совершаете; оно есть основание блудодеяния, учитель неведения Бога, ослепление ума, возбудитель сладострастных страстей; в нем нет чести, оно воюет против Господа всяческих, старается разорить истинное Богопочитание; сие служение – вождь смерти, служитель змея, пища злых, противник добродетели, оно бегает нетления; оно является проповедником пагубного вашего закона, горячим сторонником тьмы и мрака, другом кровопролития, князем ненависти; оно улавливает простых неведающих Бога, чуждо светлой благодати, связывает своих служителей узами бесчестных дел, научает тщеславию; оно исполняет бесчестием седых старцев, внушая им плясать под звук жреческой трубы; оно погубляет девическое целомудрие; оно растворяет свои праздники мечом и железом, пролитием крови животных и их сквернами; оно указывает на скверны своего бесстыдства; оно заставляет мужей обнажать свои тела среди города и нагими показывает их женам; оно сопровождает таинства свои убийствами и прелюбодеяниями; оно обуревает различными образами идолобесия умы человеческие, словно ладьи: то повелевает жрецам своим вкушать от ядовитых змиев, то, увещевая их съедать чужих богов, внушает им то закалывать вола, то приносить жертву волу, приносить в жертву овце овцу, одно и то же почитать за бога и скота 1402
, то человека убивает в жертву человеку, сделанному из камня и дерева, так что вместо благодеяния оно творит убийство, принося в жертву бездушным одушевленных. Но к чему мне много говорить? ваше зловерие даже чесноку воздает божественную честь, чтобы в великом ослеплении и неведении низвести людей в ад. Рассмотрев такое суетное, нечестивое и скверное житие, которого вы придерживаетесь в своем идолопоклонническом служении, – житие изобличенное Священным Писанием, я бежал от него, как от волнующегося моря, и прибыл в доброе пристанище – в праведное и преподобное житие, заключающееся в святой вере в Бога единого и истинного, в вере и любви к ближнему. И тебя я увещеваю, Тертилл, исполни закон любви, повелевающий любить ближнего как самого себя; тогда и ты, познавши, как и я, истину, оставишь суету временную и всё, что в мире сем проходит словно как сон или тень; тогда ты приступишь к Создателю всех Богу и спасешься, придя в истинный разум; не радуется Бог смерти прогневляющих Его, но веселится о их обращении и покаянии и прощает их прежние грехи.


Тогда Тертилл епарх отвечал:


– Так ты не только сам не хочешь поклониться богам, не убоявшись мук, даже и нас хочешь привести в свое заблуждение.


– Твои муки не могут устрашить меня, – отвечал святой Онисим, – как бы сильны они ни были, ибо я, утешаемый ожиданием будущих благ и укрепляемый силою Христа моего, с легкостью перенесу страдания, коим ты подвергнешь меня.


Тогда епарх повелел заключить Онисима в темницу; святой пробыл здесь 18 дней, причем темница для него была не страшным местом заключения, а светлым, полным духовной радости, раем, где он находился веселясь о Господе своем. Верные приходили к нему, прославляли страдание святого и своими словами укрепляли его на подвиг. Святой проповедовал Слово Божие неверным, приходившим сюда вместе с христианами, и обращал их к истинной вере Христовой. После сего епарх, желая показать себя милосердным пред народом, не осудил святого на смерть, но послал его на заточение в Путиолы 1403
. Святой Апостол и там ревностно проповедовал учение Христово и наставлял многих на истинный путь. Тертилл, узнав о сем, снова взял его и приказал в оковах привести его к себе на суд. Он допросил его и узнал, что святой, как и прежде, непоколебимо исповедует веру Христову. Тогда епарх приказал положить святого и немилосердно бить четырьмя палицами. Мучители долго и немилосердно наносили удары святому страдальцу, сокрушили ему голени и прочие кости, наконец, усекли его главу мечом. Так скончался 1404
святой Онисим. Некая жена из царского рода взяла святое тело его, положила его в серебряной раке и совершала память мученика. Сим она снискала себе память у Господа в царствии небесном по молитвам святого Апостола Онисима, чего и нас да сподобит Господь Иисус Христос, Которому слава во веки. Аминь.

Кондак, глас 4:


Яко луча возсиял еси вселенней, зарями сияя солнца блаженне, всесветлаго Павла, мир просветившаго: темже тя почитаем Онисиме славне.


* * *

1396


Колоссы – город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствование Нерона (64-й г. по Р. X.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города.

1397


Главный город Римского государства; лежит в средней части Италии по обеим сторонам реки Тибра при впадении ее в море.

1398


Испания в древности обнимала нынешяюю Испанию и Португалию вместе. На севере она отделяется от Франции Пиринейскими горами; к востоку граничит с Средиземным морем; к югу с Средиземным морем и Гибралтарским проливом; к западу – с Атлантическим океаиом.

1399


Патры – древний город на северном берегу Пелопонесса; был одним из 12 самостоятельных городов Ахейской области; императором Августом обращен в римскую колонию; в 1205–1408 гг. был главным городом франкского герцогства Ахейскаго; в 1463 году достался в руки туркам; в настоящее время город в королевстве греческом близ входа в Лепантский (Коринфский) залив.

1400


Ефес, при Эгейском море, важный торговый город Малой Азии. Приморское положение, хороший климат, прекрасная гавань, знаменитой храм Дианы – делали его одним из самых богатых и знаменитых городов малоазийских. Евангелие здесь проповедовали святой Апостол Павел .

1401


С 98 г. по 117 г.

1402


Святой Онисим указывает здесь на одно из вопиющих противоречий, существовавших в языческой религии, взятой вместе без различие места и времени: в одной местности почитали животное за бога, а в другой не выделяли его из ряда четвероногих и приносили в жертву какому-либо божеству.

1403


Путиолы – приморекий город Кампании, области средней Италии.

1404


Около 109 года.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Канон святому апостолу Онисиму

Творение Феофаново

Минея, 15 Февраля, Кано́н, его́же краегране́сие: Страсте́й мя, раба́ су́ща, изба́ви, блаже́нне. Феофа́н.

Глас 6

Песнь 1

Ирмос: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль,/ по бе́здне стопа́ми,/ гони́теля фарао́на/ ви́дя потопля́ема,/ Бо́гу, побе́дную песнь пои́м, вопия́ше.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Просвеще́н Боже́ственною и светоза́рною Спа́са благода́тию,/ омраче́нную ду́шу мою́, моля́, Они́симе, Христа́ Человеколю́бца Бо́га,/ блаже́нне, просвети́.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Светосия́нными Па́вла озари́вся луча́ми, сла́вне,/ неве́дения мглы удо́бь избегл еси́,/ Христу́ благода́рственную песнь вопия́, всеблаже́нне.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Боже́ствен показа́лся еси́, преблаже́нне, священноде́йственник/ и, Боже́ственным Ду́хом сия́я светло́, всю́ду проте́кл еси́,/ Христа́ возвеща́я благоче́стно, Богоблаже́нне.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Укра́шена доброто́ю доброде́телей, Богома́ти Чи́стая,/ Бо́га и́стиннаго па́че ума́ зачала́ еси́,/ нас Боже́ственными доброди́тельми уясни́вшаго.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят,/ я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой,/ вознесый рог ве́рных Твои́х, Блаже,/ и утверди́вый нас на ка́мени/ испове́дания Твоего́.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Вод Боже́ственных исто́чнику прибли́жил еси́ уста́ и, сла́дости пото́к от него́ прие́м,/ лице́ честныя Це́ркве, славне, напои́л еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Прича́стием сия́ния мысленнаго светле́йший яви́лся еси́,/ благоче́стия свещами сердца́ ве́рных просвеща́я светло́/ и светоно́сною заре́ю про́поведи́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Разреши́лся еси́ Павловыми у́зами от рабо́тныя ле́сти/ и свобо́дою благода́ти почти́лся еси́,/ сын Бо́жий быв и насле́дник Божествен показа́лся еси́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Ле́стно змий мя пе́рвее, я́ко пле́нника, взят, ле́стию плени́в;/ Тобо́ю же рабо́ты его́ изме́нься, Богома́ти,/ пе́сньми ублажа́ю Тя.

Седален, глас 4

Вре́менныя, Они́симе, отреши́вся и́стинно работы,/ был еси́ раб Христа́ Бо́га/ и сосу́д благопотре́бен;/ те́мже порабоще́ныя враго́м свобо́дны пока́зал еси́ Боже́ственным сло́вом/ и Небе́сныя гра́жданы сотвори́в./ С ни́миже свяще́нную твою́ па́мять ве́рно сла́вим.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Обнови́ла еси́, Чи́стая, Боже́ственным Рождество́м Твои́м,/ истле́вшее во страсте́х земноро́дных ме́ртвенное существо́/ и воздви́гла еси́ вся от сме́рти к Животу́ нетле́ния./ Темже Тя по до́лгу блажи́м вси,/ Де́во препросла́вленная, я́коже прорекла́ еси́.

Песнь 4

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла/ Бог и Госпо́дь,/ честна́я Це́рковь/ Боголе́пно пое́т, взыва́ющи,/ от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Хотя́й вся спасти́ Госпо́дь/ от и́га тя рабо́ты священноде́йственника, блаже́нне, поставля́ет,/ священноде́йствующа честно́е, Богоявле́нне, Ева́нгелие.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Сын ты был еси́ Бо́жий благода́тию,/ Того́ возвеща́я Единоро́дное Сло́во Присносу́щное,/ с плотию су́щим на земли́ пресла́вно прибли́жшася.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Сло́вом суда́ и Боже́ственным пома́занием свяще́нства,/ я́ко святи́тель, всему́дре, пожи́л еси́,/ и терпе́нием лю́тых Божествен му́ченик был еси́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Естество́м Безнача́льный Сын и Безле́тный/ вре́менное от Де́вы Отрокови́цы начало во́льно прие́млет,/ сущия под ле́том от тли обнови́ти промышля́я.

Песнь 5

Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же,/ у́тренюющих Ти ду́ши любо́вию озари́, молю́ся,/ Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий,/ и́стиннаго Бо́га,/ от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Ума́ острото́ю и души́, блаже́нне, чистото́ю, вра́жия прелете́в се́ти,/ возвы́сился еси́ к Небе́сным селе́нием,/ криле́ Богоразумия прие́м.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Твой апо́стол, Блаже, плотско́е Твое́ к челове́ком прише́ствие пропове́да,/ заблу́ждшия к позна́нию наставля́я и просвеща́я заре́ю ве́ры.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Храм яви́лся еси́ всеблаголе́пен,/ внутрь име́я, я́ко све́щник, сия́ние Боже́ственныя благода́ти,/ зда́нием Боже́ственнаго Ду́ха основа́н,/ блаже́нне Они́симе.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Греха́ моего́ плени́цы Твои́м хода́тайством и предста́тельством, Де́во, расто́ргни:/ Ты бо отча́янных еси́ наде́жда,/ ве́рою притека́ющих в Боже́ственный кров Твой.

Песнь 6

Ирмос: Жите́йское мо́ре,/ воздвиза́емое зря/ напа́стей бу́рею,/ к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти:/ возведи́ от тли живо́т мой,/ Многоми́лостиве.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Облиста́в, я́ко со́лнце, с Небесе́ зва́нный/ просвеще́нием благода́ти оста́ви тебе́ зарю́,/ издале́ча благомо́щно отгоня́щу неве́дения мрак, всеблаже́нне.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Светло́ обличи́л еси́ беззако́нных гнила́я и злочести́вая шата́ния,/ благоче́стия веща́я вои́стинну Боже́ственная уче́ния,/ святи́телю Госпо́день всече́стне.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Сый пови́нен грехо́м и лю́те уя́звлен, окая́нный,/ к Тебе́, Богома́ти, ми́лостивей прибега́ю, моля́ся/ стру́пы очи́стити прегреше́ний мои́х.

Кондак, глас 4

Я́ко луча́, возси́ял еси́ вселе́нней,/ заря́ми сия́я со́лнца, блаже́нне,/ всесве́тлаго Па́вла, мир просвети́вшаго:/ те́мже тя почита́ем, Они́симе сла́вне.

Песнь 7

Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь/ соде́ла А́нгел/ преподо́бным отроко́м,/ халде́и же опаля́ющее/ веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Блаже́нную прия́л еси́, Они́симе, кончи́ну/ и неги́блемое безсме́ртие наде́ждею, блаже́нне, чи́стою/ и пое́ши, ра́дуяся, Христу́:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Тве́рдым твои́м мудрова́нием, Они́симе, пре́лести кова́рства попра́л еси́,/ благоче́стия сия́ низложи́в ору́диями, Богому́дре, вопия́:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Я́ко су́щи Всенепоро́чная, Богоневе́сто, Сло́во Бо́жие зачала́ еси́,/ неразлу́чно в не́дрех Отца́ Су́ща,/ рука́ми же держи́мо Твои́ми,/ благослове́нна Богома́ти Неискусобра́чная.

Песнь 8

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным росу́ источи́л еси́/ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́:/ вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти./ Тя превозно́сим во вся ве́ки.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Со А́нгелы лику́я, блаже́нне Они́симе,/ муче́ния венце́м украша́емь, престо́лу же светло́ Влады́чню предстои́ши:/ Его́же превозно́сим во вся ве́ки.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Апо́столу Бо́жию служа́, Боже́ственне Они́симе,/ неизрече́нных чуде́с име́л еси́ де́йство,/ пропове́дник и́стинен Христо́в, блаже́нне, быв:/ Его́же превозно́сим во вся ве́ки.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Исцеле́ний благода́тию от незави́стна исто́чника Спа́сова обогати́вся, всем препода́л еси́,/ Сего́ повину́яся, блаже́нне, Боже́ственным веле́нием:/ Его́же превозно́сим во вся ве́ки.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Научи́вшеся чудеси́ Твоего́ Рождества,/ воспева́ем я́ко Боже́ственно па́че смы́сла,/ Всесвята́я, Чи́стая, Богома́ти Пренепоро́чная, та́инство,/ Тя превозноша́юще во вся ве́ки.

Песнь 9

Ирмос: Бо́га/ челове́ком невозмо́жно ви́дети,/на Него́же не сме́ют чини́ Ангельстии взира́ти;/ Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком/ Сло́во воплоще́нно,/ Его́же велича́юще,/ с Небе́сными во́и Тя ублажа́ем.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Свети́льник пресве́тел показа́лся еси́, све́тлыми заря́ми сия́я духо́вными,/ мирски́я концы́ освеща́я све́том Богоразу́мия, блаже́нне Они́симе. / Те́мже со апо́стольскими ли́ки тя велича́ем.

Припев: Святы́й апо́столе Они́симе, моли́ Бо́га о на́с.

Плоды́ духо́вными ты укра́шен, на Небеса́ взя́лся еси́, Богоявле́нне, ра́дуяся,/ Христо́в апо́стол яви́лся еси́ че́стен,/ прему́др святи́тель, му́ченик непобеди́мь, пропове́дник и́стинен/ су́щих па́че ума́, Богобла́женне.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

При́сно предста́ни пою́щим тя всегда́ и твое́ восхваля́ющим торжество́,/ Влады́це предстоя́, Они́симе,/ весь просвеще́н, весь пресве́тел,/ весь отону́дными блиста́яся светлостьми́.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Изба́влен быв Рождество́м Твои́м, Неискусобра́чная Ма́ти Бо́жия,/ дре́вняго ко́жнаго умерщвле́ния, и кля́твы, и тли, и сме́рти,/ ю́же от греха́ оттря́с, с Небе́сными во́и при́сно сла́влю Тя.

Вернуться к списку

День святого апостола Онисима

Перейти к содержимому

К. С.

Предыдущий

Святой апостол Онисим

Один из семидесяти апостолов. Он был рабом Филимона, богатого и уважаемого человека в городе Колоссах во Фригии, но что-то случилось с его господином, и он бежал в Рим, где услышал Евангелие от апостола Павла и крестился. Так как Павел ранее привел Филимона к истинной вере, то теперь он примирил этих двоих, Филимона и Онисима, господина и раба, написав особое послание к Филимону, одно из самых волнующих писаний в Писании. «Пожалуйста, — пишет он, — за сына моего Онисима, которого я носил в своих цепях… Может быть, поэтому он отделился от вас на время, чтобы вы могли принять его навеки, не более как раба, но более как раба». как брат в любви». Тронутый этим письмом, Филемон фактически принял Онисима как брата и освободил его от рабства. Позже Онисим был поставлен епископом самими апостолами, а после смерти апостола Тимофея получил Ефесскую кафедру. Это видно из послания святителя Игнатия Богоносца. Ко времени гонения Траяна Онисим был уже старцем. Его арестовали и доставили в Рим. Здесь он предстал перед судьей Тертуллом, отбыл свой тюремный срок и в конце концов был убит мечом. Его тело взяла богатая женщина, положила в серебряный гроб и с честью похоронила в 109 г..

Получайте самые важные новости бесплатно в Viber

Уважаемый читатель,

Наш доступ к веб-контенту бесплатный, потому что мы верим в равенство в информации, независимо от того, может кто-то платить или нет.
Поэтому, чтобы продолжить нашу работу, мы просим поддержки нашего сообщества читателей путем финансовой поддержки Free Press.
Станьте членом Sloboden Pechat, чтобы помочь объектам, которые позволят нам предоставлять долгосрочную и качественную информацию и ВМЕСТЕ давайте обеспечим свободный и независимый голос, который ВСЕГДА БУДЕТ НА СТОРОНЕ НАРОДА.

ПОДДЕРЖКА БЕСПЛАТНОЙ ПРЕССЫ.

ПРИ НАЧАЛЬНОЙ СУММЕ 60 ДИНАРОВ

НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ И ПОЛУЧАЙТЕ САМЫЕ ВАЖНЫЕ

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ НОВОСТИ — БЕСПЛАТНО НА ВАШУ ПОЧТУ!

Я СОГЛАСЕН С ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Введите действительный адрес электронной почты

Адрес электронной почты уже используется.

Введен неверный код безопасности

ПРОВЕРЬТЕ СВОЙ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ РЕГИСТРАЦИИ

НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К

И ПОЛУЧАЙТЕ САМЫЕ ВАЖНЫЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ НОВОСТИ —
БЕСПЛАТНО НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!

Я СОГЛАСЕН С ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Введите действительный адрес электронной почты

Адрес электронной почты уже использовался

Введен неверный код безопасности 3




Начните печатать и нажмите Enter для поиска

Поиск…

Святой Онисим Раб — Беглый Святой | Национальный католический реестр

Я призываю вас от имени моего ребенка Онисима, чьим отцом я стал в заключении, который когда-то был бесполезен для вас, но теперь полезен для вас и для меня. Я посылаю его, то есть мое собственное сердце, обратно к вам. ―Филимону 10–12

Если вы когда-либо чувствовали себя перегруженным работой и недоплатой или хотели стать чем-то вроде «раба» Бога, блаженный Онесим может заинтересовать вас. Онисим был рабом в раннехристианской семье Колосс. Понятно, что Онисим разочаровался в своей «работе» и захотел лучшей жизни, поэтому сбежал. Каким-то образом ему удалось встретиться с заключенным Павлом то ли в Эфесе, то ли в Риме — указания в Библии неясны. Павел с его удивительным пониманием и способностью проповедовать сначала сумел убедить Онисима принять христианство, а затем вернуться к своему земному господину Филимону.

Павел отправил личное письмо Филимону и его семье вместе с Онисимом, призывая к прощению и принятию по отношению к рабу. Это письмо стало известно как Послание к Филимону. У него очень нежное прикосновение; вы можете почувствовать мягкий толчок Пола к терпимости и равенству.

В этом Послании к Филимону есть небольшой намек на более расслабленную сторону Павла. Название  Onesimus  в переводе с греческого означает «полезный». Павел обыгрывает это слово, указывая семье Филимона, что Онисим какое-то время был «бесполезным», но после своего обращения в христианство стал «полезным». Предание говорит нам, что Филимон внял словам Павла в письме и не наказал Онисима по его возвращении, как это было бы нормой, а отправил своего раба обратно к Павлу. Онисим превратился из раба земного хозяина в раба Бога. Несомненно, он оказал замечательную помощь в установлении корней католицизма.

Онисим, очевидно, дружил с другим библейским святым, Тихиком (память 29 апреля), поскольку именно Онисим и Тихик вместе доставили христианам Колосс Послание к Колоссянам. Вполне возможно, что Онисим был также знаком с Епафрасом (память 19 июля), библейским святым, много сделавшим для основания Церкви в Колоссах.

Считается, что Онисим был замучен около 90 г. н.э. , некоторые ресурсы могут называть этого древнего раба святым, а не благословенным. В самых последних Римский мартиролог (2004 г.