История Среднего царства (Древний Египет)

Содержание:

Среднее царство – XI династия фараонов

Среднее царство – XII династия фараонов

Тотчас после долгого периода волнений, который заканчивается к 2000 г. до н. э., благодаря фиванским номархам, в Египте восстанавливается единство власти и начинается история Среднего царства. Эта реставрация, начатая правителями нома со времени правления гераклеопольских царей, была делом не какого-то одного фараона, а целой династии, XI, которая правила параллельно с X Гераклеопольской. Последняя пришла на смену IX, также из Гераклеополя, основанной Хети I. В то время как гераклеопольцы были озабочены главным образом Дельтой, потому что никак не могли выдворить оттуда бедуинов, первые фиванские вожди повернулись к Нубии. Благодаря двум этим параллельным действиям на Севере и на Юге, готовилось объединение Египта. Роль основательницы Среднего царства, XI династии, будет состоять в том, чтобы завершить объединение страны.

 

Среднее царство – XI династия фараонов

XI династия (примерно 2160-2000 гг. до н. э.). Происходящие от фиванских номархов Ментухотепы первыми присвоили себе титулы царей Верхнего и Нижнего Египта. До последнего времени считалось, что существовало пять фараонов этого имени. В результате длительной аналитической работы с источниками, сейчас, как правило, предполагают, что их было на самом деле только трое, и что умиротворить Египет удалось Ментухотепу I (2065-2015 гг. до н. э.). О последних царях XI династии, Ментухотепе II и Ментухотепе III, известно лишь то, что они правили недолго.

Погребальный храм Ментухотепа II в некрополе Фив. Среднее царство

 

Главным делом XI династии, с которой и начинается история Среднего царства, было объединение страны, но этим она не ограничилась. Ограничив автономию провинций, которая развилась во время Первого переходного периода, и восстановив центральную власть, Ментухотепы возобновляют политику экспансии в Нубии, где они, по-видимому, дошли до 2-го порога. Они также обустроили дорогу из Вади в Хаммамат, соединявшую Египет с Красным морем и служившую точкой отправления экспедиций к Синаю и в «страну Пунт». Эта дорога пересекает аравийскую пустыню, по ней цари XI династии отправляли военные экспедиции для усмирения кочевников, бороздивших страну из конца в конец, и приведения в порядок колодцев с водой.

Рельефное изображение Ментухотепа III. Среднее царство

 

Среднее царство – XII династия фараонов

XII династия (2000-1785 гг. до н. э.). Неизвестно, как именно происходил переход от XI к XII династии, но тот факт, что при последних царях XI династии упоминается визирь по имени Аменемхет, и именно это имя взял себе основатель новой династии, дает нам основание предполагать, что был совершен захват власти. XII династия, которая начинает править приблизительно в 2000 г. до н. э., одна из наиболее прославленных в истории Среднего царства и всего Древнего Египта. При ее правлении Египет не только поддерживает внутреннюю стабильность, но уверенно чувствует себя и за пределами страны, чего, скорее всего, не было даже во времена великих фараонов IV династии. Будучи фиванской по происхождению, XII династия тем не менее снова обосновалась в районе Мемфиса, откуда она могла легче управлять всей страной.

 

 

Аменемхет I (2000-1970 гг. до н. э.) занимался, по-видимому, в основном управлением. Чтобы захватить власть, ему, возможно, пришлось опереться на провинциальную знать, что объясняет новую волну ее независимости. Возможно, он уже занимался защитой восточной границы Египта, но эту работу закончат главным образом его преемники. В Нубии Аменемхет I дошел до Короско. Его правлению внезапно положил конец дворцовый заговор. Его сын находился в то время в Ливии во главе армии, но смог вовремя вернуться в Египет и взять управление страной в свои руки.

Сенусерт I (1970-1936 гг. до н. э.). Сенусерт I продолжил политику своего отца в Нубии. Он продвинулся до 3-го порога и овладел золотыми рудниками этого района. Чтобы дойти до этих рудников, ему нужно было начинать с Вади-Халфа. Чтобы обеспечить безопасность похода, Сенусерт повелел построить крепость в Бухене. Во избежание повторения трагических событий, отметивших конец правления его отца, Сенусерт еще при своей жизни привлек к управлению страной своего старшего сына, и его примеру последовали его преемники.

Аменемхет II и Сенусерт II правили достаточно благополучно, но их правление, к сожалению, весьма скудно отражено в документах.

Сенусерт III (1887-1850 гг. до н. э.) был одним из самых великих фараонов Среднего царства, и память о нем, со временем приукрашенная, лежит в основе множества легенд, собранных греками. Завоеватель по характеру, он продвинулся до Палестины; в Нубии продолжил дело Аменемхета I и Сенусерта I, которые, видимо, недооценили значение этой области для Египта. За четыре кампании Сенусерту III удалось выправить ситуацию, он позаботился также о защите завоеванной Нубии, занимаясь строительством крепостей.

Фараон Сенусерт III. Среднее царство

Автор изображения – Einsamer Schütze

 

Аменемхет III (1850-1800 гг. до н. э.), пользуясь спокойствием, обеспеченным военными кампаниями своего отца, занимается, по-видимому, главным образом сельским хозяйством и экономикой страны в целом.

XII династия заканчивается бесславным правлением царя и царицы Аменемхета IV и Нефрусебек, о которых мы не знаем ничего, кроме того, что при них династия очень быстро шла к закату.

Краткое изложение истории правления фараонов XII династии, которое мы только что набросали, не отражает всех причин успехов этого правления внутри страны и за ее пределами. Одно несомненно: процветание страны в тот период – общая заслуга всех царей XII династии. Если Аменемхет I был вынужден слегка ослабить связи, соединяющие номархов с фараоном, то это ослабление было все же непродолжительным, и при Сенусерте III царский авторитет снова становится абсолютным, до такой степени, что должность номарха отменяется. Прочная власть фараонов, таким образом, восстанавливается в Среднем царстве. XII династия старается извлекать максимальную выгоду из обработки плодородной земли, в частности земли Фаюма, правители которого создали настоящий рукотворный оазис и возвели рядом с ним свои резиденции. Фараоны XII династии были также великими строителями, и Египет именно им обязан ансамблем крепостей на Юге и Востоке, который защищал их от врагов. Дворец Аменемхета III в Хаваре был столь впечатляющим, что породил даже греческую легенду о лабиринте. В том, что касается отношений с другими странами, связи с Сирией и Библом, по-видимому, были в историческую эпоху Среднего царства тесными и дружескими. Не исключено, что при XII династии Финикия управлялась египетским наместником. Синай постоянно эксплуатировался Египтом, и египтяне Среднего царства совершали торговые экспедиции в «страну Пунт». На Юге Египет расширил свои границы до Семне (в 70 км к югу от Вади-Халфа), где для защиты от вечно беспокойных суданских племен была возведена настоящая укрепленная зона высокой степени сложности. Именно опираясь на мощные крепости вокруг 2-го порога, цари XII династии могли отправлять торговые экспедиции вглубь Судана. Центр Керма к югу от 3-го порога сохранил в своих строениях и на древнем уровне следы этой активности. Об отношениях с Критом, о существовании которых с периода Среднего царства делали предположения некоторые историки, еще очень мало известно, однако вполне возможно, что они велись – благодаря посредничеству Финикии.

Фараон Аменемхет III. Среднее царство

Автор изображения – Marcus Cyron

 

Таким образом, Древний Египет Среднего царства с сильной внутренней организацией, защищенный системой укреплений на Юге и Северо-Востоке, не опасается нападений извне. Система безопасности базировалась, с одной стороны, на центральной власти фараонов Среднего царства, а с другой – на слабости азиатских врагов Египта. Но, увы, за несколько лет два этих важнейших условия египетской безопасности исчезнут.

 

Египет в период среднего царства.

Реферат по учебной дисциплине «История мира»

на тему: «Египет в период среднего царства»

 

    План

1. Введение.

2. Первый переходный период.

3. Период среднего царства в Египте.

4. Духовная жизнь и культура в период среднего царства.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Древний Египет является одной из могущественных и развитых цивилизаций, которая до сих пор оспаривает с Шумером право считаться колыбелью древнего мира. Культура страны пирамид, была аутентична и самобытна, она привлекала и частично заимствовалась как греками, так и римлянами. Не иссякает интерес к ней и сейчас, благо сохранилось достаточно памятников культуры: пирамиды, иероглифы, гробницы, папирусы и т. д., позволяющие многое узнать и понять о быте, религии, традициях народа, населявшего эти земли много веков назад.

  Зародившись на территории Северо-Восточной Африки, в долине Нила, Египет занимал важное географическое положение. На тот момент климат в этом регионе был менее засушлив по сравнению с нынешним временем и где сейчас пустыня, раньше жили кочевые племена. Река была источником постоянного плодородия, на ней базировалась хозяйственная деятельность египтян, основой которой стало в первую очередь земледелие.

   Египет всегда был монархией, управляемой фараонами. Древнеегипетский царь носил титул – сын Солнца. Любопытно, что египтяне называли свою страну «Та-кемет», что в переводе означает – черная земля, по цвету почвы в долине Нил. А вот уже современное название страны пришло к нам все-таки от древних греков.

   Целью реферативной работы является комплексное изучение периода среднего царства, а также анализ хроники становления (духовная жизнь и культура) Древнего Египта – первого в истории централизованного государства. Которое просуществовало не одно тысячелетие до того момента, как попало под власть сначала Персии, потом Александра Македонского, а позже Римской империи, став одной из ее частей.

    2. Первый переходный период.

   Период в истории Древнего Египта, приблизительно 2250 г. по 2050 г. до н. э., приходящийся на время правления VII и Х династий.

    Нужно сказать, что границы этого исторического отрезка весьма размыты и некоторые египтологи относят VII и VIII династии к предыдущему периоду – Древнему царству.

   Это время упадка и раздробленности египетской государственности, к которому привели ряд факторов, берущих начало с более раннего периода:

    Во-первых, изменения природных условий, когда более влажный климат сменился на сухой, что привело к засухам, неурожаям, и, как следствие, к нехватке запасов продовольствия. Итог – конфликты между населением за плодородные земли в оазисах.

  Во-вторых, начиная еще с V династии, правители номов (эллинистическое название административных единиц древнеегипетского государства), пытались сделать так, чтобы их власть передавалась по наследству. В результате чего, в страну приходит кризис, обосновывается политическая анархия, большими темпами растут сепаратистские настроения в отдельных регионах Египта.

   Мемфисские династии были слабы и фараоны в это время по своей сути являлись номинальными фигурами. Страна распадается на мелкие и враждующие между собой государства (номы-области). Реальная власть переходит номархам (управляющий нома), но раздробленность не решает экономических проблем, а только их усугубляет. Внутренние конфликты  уничтожают ирригационную систему (орошение) Египта, что приводит к массовому голоду. Пашни превращаются в болота, поля пустуют и никем не возделываются. Процветающие области становятся безлюдными. Страдает внешняя торговля, прекращаются завоевательные походы. Ситуацию осложняют, социальные катаклизмы и народные волнения, где бедные слои пытаются бороться за свои права. Слабостью государства пользуются соседи, совершая разбойничьи набеги. Бедуины, ливийцы и другие племена, опустошают восточные и западные регионы, где в особенности страдают жители пограничных номов.

   Приобретает массовый характер разграбление гробниц прежних правителей и других памятников культуры. В тоже время растет мемориальное строительство  будущей знати. Усыпальницы столичных вельмож отличаются большей грандиозностью и внутренним богатством, чем у номархов окраинных областей, где зачастую это небольшие высеченные в скалах гробницы. Все это было очень дорого и в лучшее время, а теперь становится для многих правителей непосильным, поэтому некоторые усыпальницы остались незаконченными.

   Несостоятельность номов исправить тяжелое экономическое и  социальное положение, усиливает стремление к объединению (сплоченности) государства.

   Особенно это заметно в сельском хозяйстве на примере ирригационной системы. Она представляла собой сложную сеть осушительно-оросительных каналов, которые могли функционировать только при успешном централизованном управлении, где каждый регион обязан был выполнять  обязанности по их поддержке в рабочем состоянии. Конечно, в условиях внутренней раздробленности и вражды, нормальное функционирование схемы стало невозможным. Она была разрушена и как следствие Верхний Египет из-за нехватки воды, начинает страдать от засухи, а Нижний из-за ее переизбытка заболачивается. Поэтому появляется необходимость перенаправлять избыток воды в засушливые районы, что возможно в случае объединения земель и запуска системы.

   Первым кто решил взять на себя роль собирателя древнеегипетских земель стал Гераклеополь, крупнейший город на севере страны. Он находился в удобном географическом положении, на пересечении торговых путей, непосредственно на берегу канала, который соединял Нил с Меридовым озером и делал его земли плодородными. Из этого города позже выйдут IX и Х династии фараонов.

   В ходе жесткой борьбы и слабости царей VIII династии,  гераклеопольцы берут верх, и на мемфисский престол восходит Ахтой (Хети I). Ему удается объединить Египет под своей властью, но цари этой династии едва удерживали в повиновении остальных номархов. Поэтому это единство не оказалось долгосрочным и прочным.

  Из-под его власти уходит почти весь Верхний Египет. На юге нарастает сопротивление гераклеопольским царям. Там появляется другой центр силы в борьбе за объединение Египта – Фиванское царство. Оно так же находилось на торговых путях из Нубии и Красного моря. Отсюда египтяне на кораблях отплывали к берегам Синая, где были медные рудники. А расположение в излучине Нила позволяло иметь пахотные земли. Соседние регионы, страдающие от голода в годы неурожая, часто обращались к Фиванскому ному, делая их зависимыми от него. Все это способствовало процветанию и укреплению авторитета Южного царства.

   Амбиции и доминирование каждого в своем регионе делало столкновение Дома Хети и Фив неизбежным. С начала конфликта нижнеегипетские войска добиваются ряда побед над югом при поддержке сиутских союзников. При этом гераклеопольскому царю приходится подавлять внутренние мятежи и отбиваться от набегов кочевников на его земли. Так же он сильно зависим от своих союзников – номахов, готовых при первых поражениях отказать в лояльности фараону. Фивы же имеют куда более прочное внутреннее устройство, что позволяет им спокойно пережить первые неудачи. И вот при первых военных успехах юга, север начинает терять устойчивость, и  Фивы постепенно берут под свою власть всю территорию Египта. Решающее поражение Гераклеополю, наносит Фиванский правитель Ментухотеп I, принадлежавший к XI династии, которая образует Среднее царство. С этого времени начинается полноценное объединение земель Египта, и восстановление единой страны.

  Несмотря на хаос переходного периода, падение централизованного управления, вызывает рост инициативы на местах. Появляются новые орудия труда и совершенствуются старые (плуг), позволяющие улучшить обработку земли. В животноводстве выводят новые породы крупного рогатого скота. Впервые применяют бронзу, но основным металлом все равно остается медь. Возникают мелкие и средние хозяйства, что стимулирует внутренний обмен. Таким образом, Египет, переживающий острую фазу экономического и политического кризиса, сохраняет потенциал и основу для восстановления централизованного государства.

    3. Период среднего царства в Египте.

   Среднее царство – период в истории Древнего Египта  длиною в несколько сот лет, с конца III тысячелетия до н. э. до  вторжения племен гиксосов, в XVII веке до н. э.

   В это время Египет вместе с Двуречьем является наиболее развитым и передовым государством древнего мира. На исторический отрезок приходится правление XI—XII династий манефоновских фараонов, которые были родом из Фив.

   Предыдущий переходный период оставил Среднему царству, возросшую и окрепшую власть в регионах местных номахов, пытавшихся вырваться из-под власти мемфисских правителей. Они настолько чувствуют самостоятельность, что присваивают себе титулы царей, у них свое летоисчисление собственного правления, имеют личную армию, слуг и телохранителей. Их позиции не получается ослабить даже сильной XII династии фараонов.

   Страна снова едина, но центральная власть является более слабой, чем при Древнем царстве. Номархи слишком независимы, их назначение на «должность» царей носит формальный характер, а власть давно передается по наследству. Поэтому правителям Среднего царства приходится считаться с администрацией номов и терпеть их придворные интриги.

    Наряду со столичной знатью и правителями местных номов, в противовес им при дворе и администрации царя появляются люди незнатного происхождения, добившиеся успеха тяжелым трудом или победами на поле боя. Они занимают определенные должности и положение, становясь опорой для фараона в усилиях по укреплению и объединению страны. Появляется такое определение как «неджес» или «малые люди», которые начинают влиять на ход событий в государстве. Они также возводили себе усыпальницы, а некоторые могли даже стать обладателями больших богатств.

    Именно во время правления XII династии (всего восемь фараонов), ситуация в Египте стабилизируется. Растет экономический и военный потенциал. Начинаются большие ирригационные работы, после упадка, который разрушил  осушительно-оросительную систему. Старые каналы и дамбы восстанавливаются. В районе Фаюма, было осушено много болот, на месте которых будут плодородные земли. Сельское хозяйство получает второе дыхание, земледелие, как и прежде, остается основной деятельностью. Египтяне построили шлюзы и плотины, регулируя уровень воды, возвращая, таким образом, излишек обратно в Нил.

    Растет число населения, а с ним и нехватка земли. Приходится искусственно создавать новые земледельческие районы.

    Развивается рабовладельческое хозяйство. Рабов используют в ремесленном труде, строительствах и в качестве помощников по домашнему хозяйству. Ими владеет уже не только государство, но и частные люди. Позже в качестве рабов, все чаще используются чужеземцы, захваченные в ходе военных походов. Широкое использование подневольного труда, помогло Египту преодолеть экономический кризис и решить ряд хозяйственных проблем (восстановление ирригационной сети, чистка каналов и т.д.), которые без лишних рук, устранить не получалось бы.

   Помимо рабов, которые носили название – баку и являлись собственностью владельца, в Древнем Египте были «царские люди» или «хемуу». По своей сути это были крепостные люди, имеющие личную свободу, но не обладавшие правом собственности на орудия производства и результаты своей трудовой деятельности. Их отбирали еще с молодости и задействовали на всевозможных работах в царских храмовых хозяйствах или частных. Помимо этого, существовала трудовая повинность в пользу фараона – «царские работы». Более сильных и здоровых юношей, чиновники отбирали для службы в армии.

   Активизируется строительство, где используется известняк, добывающийся в каменоломнях Тура, возле Мемфиса. Камень добывают с помощью долота из бронзы или меди. Наблюдается прорыв  в металлургии. Появление бронзы, дало возможность производить новое оружие и орудия труда. Но в провинциях и дальше используются изделия из камня (ножи, серп, топоры).

   В Древнем Египте было успешно освоено стеклоделие, что давало толчок ювелирному мастерству. Развивалась обработка древесины, а с ней кораблестроение. В ткацком ремесле использовался лен как сырье для изготовления всевозможных тканей: парусины, мешковины, а также для платьев знати и жрецов.

  Значительную роль в жизни Египта играет торговля, которая постепенно монополизируется государством и отображает прямые потребности правящих фараонов. Из западных оазисов поступают различные минералы, соли, кожа, древесина. В древесине, Египет испытывает острые потребности, так как собственные запасы были невелики, а запросы росли, особенно в области кораблестроения и для царских палат. Лес начинает поступать из Финикии и остального Средиземноморья. Основной порт, через который идут поставки дерева, становится Библ. Устанавливаются и укрепляются внешнеторговые связи с Палестиной и Сирией, с Нубией и страной Пунт, что находится на востоке Африки. Египетские корабли посещают остров Крит, поставляя медные орудия труда, украшения ювелиров. Для обеспечения нужд торговли, все чаще используется золото и серебро, которое вытесняет медь.

   Достигнув положительных результатов в укреплении государства, фараоны XII династии занялись решением военных вопросов. Они ведут успешную борьбу с ливийскими и другими племенами кочевников, которые часто вторгались в Нижний Египет, грабили его и опустошали.

   Но главное устремление египтян направлено на Нубию, на ее богатства (золото, слоновая кость, редкие породы дерева). Покорить это государство в течение четырех походов, удалось Сенусерту III. Установив новую границу на юге, он построил ряд крепостей. Теперь не один туземец не мог пересечь оборонительную линию, без дозволения египетских царей.

   Для сохранения медных рудников на Синайском полуострове и важных торговых путей, Древний Египет ведет противостояние на северо-востоке с местными племенами. Известно также о крупном походе в Ретену (сегодняшняя территория Южной Сирии и Палестины). В завоеванных землях египтяне эксплуатируют золотые рудники, совершают экспедиции за медью.

   Пик могущества Среднего царства приходится на правление Аменемхета III, сына Сенусерта III, при нем: заканчиваются ранее начатые работы в Файюмском оазисе; строится величественно каменное здание, с залами и переходами, которое греки назовут Лабиринт.

   В целом, фараоны периода Среднего царства, так и не смогли окончательно покончить с излишней самостоятельностью номархов. Шла упорная борьба центра с регионами, в которой часто совершались покушения на царей, и некоторым это стояло жизни: Аменемхет II, к примеру, был убит евнухом при своем дворе.

   Только Аменемхет III смог ограничить местную власть номов с помощью жестких мер, после него непрерывная цепь усыпальниц номархов, обрывается. Со смертью последнего и короткого пребывания на престоле его сестры Нефрусебек, XII династия прерывается и наступает упадок государства. Начинается II переходной период, который ознаменуется очередной раздробленностью и вторжением в Египет с востока, через Синай, гиксосов.

    4. Духовная жизнь и культура в период среднего царства.

   Среднее царство считается классическим периодом культуры Древнего Египта.

   Язык в этот исторический отрезок имел много общего с языком Древнего царства, сильных изменений в грамматике и лексиконе не произошло, но новое беглое письмо (иератическое) уже отличается от предыдущего. Вырабатывается деловая скоропись, которая несхожа с более ранним иероглифическим письмом. Для рукописей используется папирусная бумага, которая имеет ритуальное значение. Тому подтверждение – хорошо сохранившиеся многие манускрипты, благодаря малому количеству воды в египетском грунте. Развитие письменности отображает высокий уровень культуры этого периода, а также находится на подъеме наука, особенно математика. Без нее не обходятся, в первую очередь, в строительстве, астрономии и архитектуре. С помощью мат. теории пытаются обмерять территорию страны. Египтяне уже используют число «Пи».

   Верования древних египтян претерпевают некоторые изменения, но обожествление власти фараонов, остается основной чертой религиозной жизни. XII династия выдвигает культ нового египетского бога – Амона. Для предания большей весомости и значимости новому божеству, его отождествляют с другим важным богом Солнца Ра. В итоге его именуют Амон-Ра. Он становится покровителем бедных, низших слоев общества. Это устраняло прежнюю религиозную несправедливость, когда на лучшую загробную жизнь могли претендовать только высшие слои. Центром нового культа, становятся Фивы (фиванский ном). Вместе с Амоном-Ра, набирает популярность другой бог – Осирис. Он получает много сторонников в народных массах, а со временем становится богом мертвых. Центр этого культа, город Абидос, где происходят торжества в его честь.

   Архитектурный стиль был сформирован еще в период Древнего царства и выразился в пирамидах, храмах, обелисках того времени. Но  с объединением страны, идет поиск чего-то своего, старые формы дополняются новыми элементами. Яркий пример тому погребальное сооружение  Ментухетепа, рядом с Фивами. Это симбиоз пирамиды, погребального храма и гробницы. Возрождается каменное строительство, и начинают появляться одна за другой пирамиды новых фараонов, но из-за экономических проблем, они уже были меньших размеров. Меняется техника и сырье, теперь это кирпич-сырец, а не камень. Из-за чего они до наших дней сохранились плохо. Роспись, становится более богатой и красочной. С размахом развивается строительство храмов. Они украшаются мощными колоннами, богатым декором и обелисками (заупокойный храм Аменемхета III).

    Скульптура продолжает развиваться и лучшим примером этому служат, портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. Она часто встречается в храмах и усыпальницах. В целом происходит подражание памятникам и укладу жизни древности. На росписях часто можно увидеть изображение животных, сцены охоты, летящих птиц и диких кошек.

   Литература в период Среднего царства переживает новый расцвет. Одним из знаменитых произведений того времени является рассказ о вельможе Синухете, в котором он бежит из Египта в Сирию по политическим мотивам и его обратное возвращение домой. Так же нам известны такие работы: «Поучения Аменемхета» и «Повесть о красноречивом крестьянине». Наибольшее отображение народного творчества древних египтян находит в сказках, песнях и пословицах. Ближе к концу этого периода относится папирус Весткар (сборник сказок), сказка о герое, попавшем на остров после кораблекрушения и т. д. Замечательным поэтическим трудом можно назвать «Беседу разочарованного со своей душой». Тексты религиозных гимнов и различных песен можно встретить на стенах  гробниц. Они просты и монотонны, в них рассказывается о тяжелой жизни простых египтян.

   Экономический рост и укрепление египетского государства, не могли не отразиться на культурном подъеме Древнего Египта. Нам известно не так много о периоде Среднего царства, но те данные и памятники древности, что дошли до нас, даже при поверхностном обзоре, позволяют нам судить о высоком уровне и потенциале древнеегипетской культуры той эпохи.

   5. Заключение.

   Среднее царство пришло на смену Первому переходному периоду, упадок и раздробленность сменились на объединение и укрепление страны.

   Во время правления XII династии, которая насчитывала всего восемь фараонов, Египет достигает вновь своего былого могущества. Начинается экономический подъем, активизируется внутренняя и внешняя торговля, осваиваются новые рудники. Была восстановлена и расширена ирригационная система, выросло число населения, и исчез голод.

   Фараоны укрепляют свои оборонные рубежи и при этом совершают успешные военные походы на юг, завоевывая новые земли.

   Это время религиозной и литературной революции, развитие математики, медицины, астрономии. Культура вновь выходит на должный уровень, как и в древности.

  Но, не смотря на положительные тенденции, центральная власть царей, слабее, чем в период Древнего царства. Ей приходится считаться с номархами, которые в период раздробленности получили излишнюю независимость.

   Вследствие сокращения трофейных поступлений, в экономике начинаются признаки застоя. А во время правления Аменемхета IV и его сестры Нефрусобек, постепенно начинается упадок Египта, страну потрясают бунты низших слоев. Слабость государства пользуются племена гиксосов, которые вторгаются в Египет и среднее царство прекращает свое существование. Начинается новая ступень в истории – второй переходный период.

    6. Список литературы.

1. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. / А.О. Большаков – М.: Мероэ 5, 1999. – 55 с.

2. Древний Египет. Энциклопедия. / В.В. Солкин – М.: “Арт-Родник”, 2005. – 480 с.

3. Тексты Пирамид / А.С. Четверухина – СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. – 464 c.

4. Древний Египет / Энтони Холмс – Издательство: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2014. – 96 c.

5. Величие Древнего Египта / Маргарет Мюррей – Издательство: Центрполиграф, 2009. – 317 с.

6. Египет. История страны / Гарри Адес  – М., СПб: Эксмо; Мидгард, 2008. – 103 с.

Египет в Среднем царстве (ок. 2030–1650 гг. до н. э.) | Эссе | Метрополитен-музей

Среднее царство обозначает период древнеегипетской цивилизации, простирающийся примерно с 2030 по 1650 год до н.э. (с 11 по 13 династию). В эту эпоху были переосмыслены культурные принципы, изложенные в начале египетской цивилизации и систематизированные во времена Древнего царства, включая идеологию царствования, организацию общества, религиозные практики, верования в загробную жизнь и отношения с соседними народами. Эти преобразования засвидетельствованы в архитектуре, скульптуре, живописи, рельефном декоре, стелах, ювелирных изделиях, личных вещах и литературе.

Многие памятники Среднего царства плохо сохранились, что способствует относительному отсутствию современной известности эпохи. Поскольку египетские храмы, посвященные божествам, часто заменялись последующими царями, храмов Среднего царства почти не осталось. Многие пирамиды Среднего царства были построены с ядрами из сырцового кирпича, которые разрушились после того, как их известняковая оболочка была удалена древними каменными грабителями. Отсутствие внимания к памятникам Среднего царства вызывает сожаление, поскольку это был период прекрасных произведений искусства, выполненных с большим мастерством и чувствительностью (14.3.17).

Предыдущее Старое Царство, по-видимому, было веком абсолютной уверенности — по крайней мере, в течение пяти тысяч лет. Примером тому служат пирамиды, парящие монументы из цельного камня, свидетельствующие об изощренных организаторских способностях той эпохи; скульптуры, изображающие молодых, уверенных в себе людей; а также рельефы и картины с изображением обильных пейзажей. Наиболее совершенные произведения искусства той эпохи обладают захватывающей индивидуальностью и производят общее впечатление безмятежности и уравновешенности (52,19).).

В конце Старого Царства централизованный политический контроль распался, и на первый план вышли местные правители, что положило начало эре, которую мы называем Первым промежуточным периодом. Обрушение, возможно, было результатом плохих урожаев, вызванных разливами низкого Нила, хотя причины обсуждались. Политическая власть объединилась вокруг двух центров, Гераклеополя на севере и Фив на юге, при этом южные правители в конечном итоге победили гераклеополитов (57.95). В каком-то смысле древнеегипетская культура так и не оправилась от этого катаклизма; на самом деле, согласно сохранившимся текстам Среднего царства, был более выражен страх перед хаотическими силами и упор на единство внутри страны. В то же время память о потрясениях могла вдохновить древних египтян, поскольку показала им, что они могут оправиться от периодов беспорядка. Возможно, это, по крайней мере, одна из причин того, что Среднее царство рассматривалось в последующие эпохи как идеальная эпоха.

В то время как культура Среднего царства представляет собой значительную трансформацию общества Старого царства, сам период претерпел три различных перехода, первый из которых произошел между концом 11-й и началом 12-й династии. в самом начале Среднего царства обнаруживаются отчетливые местные черты, в том числе фигуры с оттянутыми конечностями и подчеркнутыми глазами, формы с высокой степенью внутренней узорчатости (14. 2.7). Некоторые двухмерные изображения, которые, кажется, не имеют прецедентов, характерны для фиванской области, включая изображения интригующих обрядов, связанных с богиней Хатхор и украшением цариц. Гробницы и храм имеют впечатляющие фасады с колоннами, и они расположены на фоне отвесных известняковых скал, которые являются впечатляющей чертой южного пейзажа. По мере воссоединения страны при Ментухотепе II (26.3.29), и были установлены более тесные связи с севером и его традициями, фиванские произведения искусства объединили стили и иконографию двух регионов.

Возрождение форм Старого Царства в раннем Среднем Царстве продолжилось в начале 12-й династии при королях Аменемхете I и Сенусерте I, когда на севере в Иджтави, недалеко от центра политической власти Старого Царства, была основана новая столица. Скульптура, рельеф, живопись и архитектура демонстрируют явное сходство с традициями Старого Царства, хотя некоторое влияние 11-й династии сохраняется (08.200.5). В это время возобновилось строительство комплексов пирамид, сопровождаемых мастабами, построенными как мемориалы и места захоронения элиты.

Хотя есть свидетельства того, что фараоны Старого Царства вносили произведения искусства в храмы, посвященные божествам, королевское покровительство таким памятникам значительно расширилось в Среднем Царстве. В частности, во время правления Сенусерта I мы находим первые существенные остатки храмов богов с каменными стенами, обширным рельефным декором и скульптурными программами. Фивы стали свидетелями зарождения одного из величайших храмов древнего Египта, Карнакского комплекса, посвященного все более могущественному богу Амону. Наличие храмов божеств в важных местах по всему Египту также можно рассматривать как средство объединения населения и подчеркивания доминирующей роли царя в региональных центрах.

Во многом наше увлечение Срединным Царством связано с драматическим сдвигом, который произошел в период между серединой и концом 12-й династии, во времена правления Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III. К сожалению, ни один текст не объясняет эти преобразования, которые проявляются в остатках архитектуры, гробниц и их погребального инвентаря, рельефного убранства, литературы и, особенно ярко, в скульптурных лицах королей и их придворных (56. 136). Эти изменения должны отражать глубокие изменения в религиозных верованиях и практиках, роль короля как политического и духовного лидера и отношения между королем и его народом.

Наиболее интригующим является то, что эти разработки, кажется, были всеобъемлющими и, возможно, взаимосвязанными. Например, более зрелые лица на статуях Сенусерта III (26.07.1394) и Аменемхета III, вероятно, воплощают новые идеи о царской власти в отношении либо политической власти, либо религиозной роли правителя. В то же время произошли существенные изменения в форме царского культового комплекса, что привело к появлению разных типов храмов, сокращению старых и изменению расположения комплексов. Новые типы символических украшений, которые носили в виде наборов, были заложены в погребениях царственных и элитных женщин, что указывает на дальнейшие изменения в религиозной практике (16.1.6; 16.1.7а). Значительно увеличилось количество частных памятников, построенных в священных местах, таких как Абидос и Элефантина, и на этих мемориалах изображены большие и расширенные семейные группы, включая соратников, которые не были родственниками. Более крупные семейные группы, изображенные на стелах, находят современную параллель в гробницах, в которых проживало несколько человек. Помимо религиозной сферы, во время правления Сенусрета III политическая должность номарха, или регионального губернатора, была подавлена ​​или упразднена, что соответствовало исчезновению искусно украшенных региональных гробниц. Одновременно прекратилось производство некоторых типов предметов, в том числе макетов мастерских, предприятий по производству продуктов питания и бытовых построек (20.3.13), которые впервые появились в гробницах позднего Древнего Царства и были широко распространены в 11-й и ранней 12-й династиях9.0003

Заключительная эра трансформации Среднего царства пришлась на 13-ю династию, когда около пятидесяти королей правили примерно 150 лет. В то время как некоторые занимали трон дольше, некоторые правили год или меньше. Царствование в 13-й династии определенно не переходило последовательно от отца к сыну или даже внутри одной семьи, а, скорее, циркулировало среди ведущих семей. Неясно, что случилось с этими недолго правящими королями. Можно предположить, что роль короля стала в значительной степени церемониальной, со сменой фараонов, служивших в течение ограниченного периода времени, а высокопоставленные чиновники обладали реальной политической властью. Но сохранившиеся записи не подтверждают такую ​​​​практику.

Образы в Dynasty 13 представляют собой переходы между идеализирующими и гуманизирующими тенденциями искусства Dynasty 12, часто сочетая их. Великолепные статуи королей все же создавались, несмотря на то, что большинство королевских гробниц, кажется, остались незавершенными, а храмовые пристройки были ограничены. Многочисленные статуи и стелы некоролевской элиты часто столь же прекрасны, как и статуи раннего Среднего царства.

Во времена Среднего царства монументальность достигла большего баланса между архитектурой и скульптурой. Хотя были построены большие храмы, комплексы пирамид и надстройки гробниц, ни одно из этих зданий не имело такой массивности, как их аналоги из Старого или Нового Царства. В то же время получили распространение крупномасштабные и монументальные скульптуры, в основном, но не исключительно, изображающие фараона (Л. 2011. 42). Монументальность была приемом, который использовали короли Среднего царства, чтобы подчеркнуть свое господство над всей страной.

Противопоставлением монументальности в искусстве Среднего царства является склонность к тонким, интимным деталям (26.7.1275a–j). В некоторых случаях художники Среднего царства уделяли особое внимание и трудолюбие частям предметов, которые было нелегко увидеть. Например, украшения Среднего царства не только были покрыты невероятно мелкими вставками, но и спинка лучших украшений была украшена искусной чеканкой, видимой только женщинам, которые их носили (16.1.3а, б).

Метрополитен-музей долгое время был в авангарде раскопок и изучения искусства и археологии Среднего царства. Между 1906 и 1934 г. проводились раскопки в храме Небхепетре Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахари; могилы чиновников на Западном берегу в Фивах; комплексы пирамид Аменемхета I и Сенусерта I в Лиште; и мастабы чиновников, построенные в Лиште. За последние тридцать лет раскопки в Лиште и комплексе пирамид Сенусерта III в Дахшуре выявили свежую информацию об архитектурных формах, иконографии и художественном развитии Среднего царства. Коллекция Музея искусства Среднего царства является одной из самых важных за пределами Египта и включает в себя предметы, найденные во время более ранних раскопок, когда Египет разрешил разделить находки с раскопочными учреждениями.


Цитата

Оппенгейм, Адела. «Египет в Среднем царстве (ок. 2030–1650 гг. до н. э.)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/mking/hd_mking.htm (февраль 2019 г.)

Дополнительное чтение

Граецки, Вольфрам. Среднее царство Древнего Египта: история, археология и общество. Египтология Дакворта. Лондон: Джеральд Дакворт и Ко. Лтд., 2006.

Хейс, Уильям К. Египетский скипетр: фон для изучения египетских древностей . 2 тт. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1953–59.

Оппенгейм, Адела, Доротея Арнольд, Дитер Арнольд и Кей Ямамото, ред. Трансформация Древнего Египта: Среднее Царство. Внеш. кот. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2015. См. в MetPublications

.

Паркинсон, Р. Б. Поэзия и культура в Египте Среднего царства: темная сторона совершенства. Исследования по египтологии и древнему Ближнему Востоку. Лондон: Равноденствие, 2002.

.

Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все медиа

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей
Эхнатон
Плотин
Рамзес II
Тутмос III
Похожие темы:
Египетское искусство
древнеегипетская религия
иероглифическое письмо
Библиотека Александрии
египтология
Похожие места:
Египет
Византийская империя
древний Рим
Ханаан
Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким другим термином называются цари Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, следуя Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (около 3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922.

Путешествуйте вниз по Нилу, чтобы открыть для себя важные древние египетские культурные памятники, такие как пирамиды Гизы

Посмотреть все видео к этой статье

древний Египет , цивилизация в северо-восточной Африке, которая восходит к 4-му тысячелетию до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н. э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

Египет времен фараонов

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, в основном полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Орошение в бассейне было достигнуто с помощью простых средств, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежного района Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским.