Бахтиары (бахтияры) – племена Ирана

Бахтиары – крупнейшее из племен Ирана, проживающее в юго-западной части страны, главным образом на востоке исторической области Луристан (Большой Луристан, или Бахтиария). Также бахтиары населяют районы Тегерана, Кума и историческую область Хорасан. По данным на 2005 год их численность составляла около 1 млн. человек.

Происхождение/этимология

«Бахтиар» −древнеарабское слово, складывающееся из двух частей, где «бахти» это «благополучие, счастье» и «яр» − «близкий человек». 

Впервые как название племени слово «бахтиар» упоминается в 16-17в. В хронике «Шерефнаме» есть упоминание о племени, которое переселилось из Сирии в 10 в. Сами бахтиары утверждают, что являются потомками Фаридуна − героя национального эпоса «Шахнаме».

У бахтиар принято выделять две племенные группы: на юге − Чахар Ланг (четыре доли) и на севере страны − Хафт Ланг (семь долей). Слово «Lang» означает «доля налога/наследства». Каждую группу контролирует одна влиятельная семья, во главе – вождь. По традиции каждые два года происходит смена «общего Хана», эту почетную должность поочередно занимают вожди каждой из групп. Племенная группа Чахар Ланг дошла до нас в своем целостном и неизменном виде, тогда как из Хафт Ланг в разное время стали выделяться разнообразные подгруппы.

Язык

Язык бахтиар относят к юго-западному иранскому диалекту, которые принадлежит языку лури. Этот язык наиболее близок к архаичному персидскому из ныне существующих.

История

Объединение различных племён бахтиар началось примерно в 12-13 в. и окончательно их вхождение в состав иранского государства можно отнести к 18 веку. 

В начале 19 века племена бахтиар ведут регулярные выступления против политики шаха, а в период Иранской революции (1905-11гг.) оказывают активное влияние на изменение конституции, а также отречение от престола шаха Мохаммада Али в 1909 году (в последствии шах был вынужден бежать в Россию). На некоторое время бахтиары получили значительный вес в правительстве, однако при правлении шаха Реза Пехлеви (1925-1941г) предпринимались неоднократные попытки их разоружения и в определенный момент власти удалось ослабить влияние бахтиар, после чего существенного воздействия на политику они не оказывали.

Семьи, совместно занятые выпасом скота, традиционно объединяются в одну большую группу (моль или кейтуль).  Для кочующей группы характерны шатры, покрытые слоем черной козьей шерсти. Строения располагаются полумесяцем, в центре размещается шатер главы моля. Оседлые поселения дополнительно окружаются стенами из глины. Временные же жилища представляют собой укрытия из кустарника, такой тип убежища используют недолго, только при перегоне скота. Помимо скотоводства, бахтиары занимаются земледелием, кочевники же ведут торговлю или бартер (обмен) с близлежащими поселениями. В последнее время существует активная тенденция расселения бахтиар в деревнях и небольших городах.

Традиционной пищей для бахтиар является молоко, сыр, баранина, топленый жир. Национальную одежду составляют широкая рубашка, шаровары и войлочная шапка (для мужчин), а для женщин – длинная юбка в несколько слоев, пестрый платок/шаль, многочисленные украшения (кольца, браслеты, ожерелья).

Культура и местный фольклор бахтиар весьма схожа с персидской. До наших дней дошли многие обрядовые, повседневные песни, исполняемые под аккомпанемент духовых/язычковых инструментов (зурна, флейта, двусторонний барабан и др.). В праздничные дни могут исполняться круговые танцы (преимущественно мужчинами). Свадьбы у бахтиар проходят очень шумно, музыкально и обычно отмечаются несколько дней подряд. Женщины наряжаются в свои самые яркие наряды, свадьбе предшествует традиционное сватовство, где семья будущего жениха официально знакомится с семьей невесты. Будущая супруга непременно должна была быть из того же племени, что и жених. Интересна свадебная традиция «канд бешкун», когда родственники разламывают над головами новобрачных куски сахара, как бы желая им сладкой и благополучной жизни. Саму дату свадьбы также выбирают очень тщательно: чтобы это был выходной день, а дата не совпала с какой-либо траурной религиозной церемонией.

Еще одна, уже ушедшая в наши дни традиция, это установление надгробных памятников в виде львов для самых почитаемых и важных членов племени. Вплоть до середины 20 века, вырезая из камня фигуру льва, соплеменники подчеркивали тем самым храбрость и отвагу покойного. По бокам фигуры льва вырезались изображения лошадей, ружей, кинжалов и мечей. Таким образом бахтиары выражали свое почтение уже ушедшим людям своего племени,

По вероисповеданию бахтиары относятся к мусульманам шиитского направления. Большинство из них – люди верующие, набожные, почитающие свои традиции. Однако вплоть до начала 20 века сохранялись традиции не только родовой взаимопомощи, но и кровной мести (которую можно было избежать с помощью выкупа). А гостеприимство и по сей день является национальной особенностью бахтиар.

 

Добавить комментарий

БАХТИАРЫ — это что такое БАХТИАРЫ

Значение слова «БАХТИАРЫ» найдено в 11 источниках

найдено в «Большой Советской энциклопедии»

        группа племён Юго-Западного Ирана, живущих главным образом в восточной части Луристана (Бахтиария). Б. считают древним населением Ирана, заселявшим его юго-западные районы ещё до арабских завоеваний (См. Арабские завоевания). Численность около 450 тыс. чел. (1967, оценка). Бахтиарский язык относится к северо-западной ветви иранских языков (См. Иранские языки). Религия — ислам шиитского толка. Б. делятся на 2 группы: хафтленг (на С.) и чехарленг (на Ю.). У Б. сохраняются пережитки патриархально-родовых отношений. Основное занятие — пастбищное скотоводство (овцы, козы, ослы), часть мужчин работает на нефтяных промыслах.

         Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Трубецкой В. В., Бахтиары, М., 1966.

        

        Группа бахтиаров.

Найдено 1 изображение:

PreviousNext

Изображения из описаний на этой странице

найдено в «Большой советской энциклопедии»

БАХТИАРЫ, группа племён Юго-Зап.
Ирана, живущих гл. обр. в вост. части Луристана (Бахтиария). Б. считают
древним населением Ирана, заселявшим его юго-зап. районы ещё до арабских
завоеваний.
Числ. ок. 450 тыс. чел. (1967, оценка). Бахтиарский яз.
относится к сев.-зап. ветви иранских языков. Религия -ислам шиитского
толка. Б. делятся на 2 группы: хафтленг (на С.) и чехарленг Сна Ю.). У
Б. сохраняются пережитки патриархально-родовых отношений. Осн. занятие
— пастбищное скотоводство (овцы, козы, ослы), часть мужчин работает на
нефт. промыслах.

Группа бахтиарои.

Лит.: Народы Передней Азии, М.,
1957; Трубецкой В. В., Бахтиары, М., 1966.

найдено в «Советской исторической энциклопедии»

группа племен Юго-Зап. Ирана. Населяют гл. обр. Бахтиарию — терр. к Ю. от р. Абе-Диз, между городами Шуштер и Исфахан. Числ. — ок. 400 т. ч. (1959). Язык — бахтиарский, сев.-зап. ветви иран. яз. По религии — мусульмане шиитского толка. Во главе объединения племен Б. стоят ильханы, а во главе родов и племен — наследств. ханы. Среди Б. сохраняются мн. пережитки патриарх. родовых отношений. Подразделяются на 2 группы: кочевые Б. — хафтленги, занимающие С. Бахтиарии, и оседлые — чехарленги, обитающие на Ю. края. Осн. занятие — скотоводство; земледелие развито слабо. Часть Б. работает на нефтепромыслах. Этногенез Б. изучен недостаточно. Б. считаются древним населением Ирана (они, близки лурам), жившим в юго-зап. р-нах еще до араб., тюрк. и монг. завоеваний. В ср. века в Бахтиарии правили местные феод. династии. В 1909, во время иран. бурж. революции, отряды Б. во главе с ханами, стремившимися укрепить свою власть в Бахтиарии, участвовали в походе на Тегеран и низложении Мохаммед-Али-шаха. С 1909 нек-рые земли Б. были захвачены Англо-иран. нефтяной компанией, к-рая выплачивала ханам незначит. часть своих огромных доходов.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (приведена библиогр.).

Т. Ф. Аристова. Москва.

найдено в «Современном энциклопедическом словаре»

БАХТИАРЫ, народ в Иране (главным образом на юго-западе, в исторической обл. Большой Луристан, или Бахтиария). 1 млн. человек (1992). Делятся на группы хафтленг и чехарленг. Говорят на диалектах западной подгруппы иранских языков. Верующие — мусульмане-шииты.

найдено в «Большом Энциклопедическом словаре»

БАХТИАРЫ — народ в Иране (главным образом на юго-западе, в исторической обл. Большой Луристан, или Бахтиария). 1 млн. человек (1992). Делятся на группы хафтленг и чехарленг. Говорят на диалектах западной подгруппы иранских языков. Верующие — мусульмане-шииты.

найдено в «Энциклопедическом словаре естествознания»

БАХТИАРЫ , народ в Иране (главным образом на юго-западе, в исторической обл. Большой Луристан, или Бахтиария). 1 млн. человек (1992). Делятся на группы хафтленг и чехарленг. Говорят на диалектах западной подгруппы иранских языков. Верующие — мусульмане-шииты.

найдено в «Большом энциклопедическом словаре»

БАХТИАРЫ, народ в Иране (главным образом на юго-западе, в исторической обл. Большой Луристан, или Бахтиария). 1 млн. человек (1992). Делятся на группы хафтленг и чехарленг. Говорят на диалектах западной подгруппы иранских языков. Верующие — мусульмане-шииты.

найдено в «Большом энциклопедическом словаре»

— народ в Иране (главным образом на юго-западе, в историческойобл. Большой Луристан, или Бахтиария). 1 млн. человек (1992). Делятся нагруппы хафтленг и чехарленг. Говорят на диалектах западной подгруппыиранских языков. Верующие — мусульмане-шииты.

найдено в «Современной энциклопедии»

БАХТИАРЫ (самоназвание бахтиары, хафтленг, чехарленг) — народность, проживающая на территории Ирана. Общая численность 1000 тыс. чел. Язык — фарси, бахтиари. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-шииты.

найдено в «Иллюстрированном энциклопедическом словаре»

(самоназвание бахтиары, хафтленг, чехарленг) — народность, проживающая на территории Ирана. Общая численность 1000 тыс. чел. Язык — фарси, бахтиари. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-шииты.

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

‘Пусть сезон идет, каким бы он ни был’

Звезда «Грин Бэй Пэкерс» левый тэкл Дэвид Бахтиари недавно поднял волну, честно обсудив возможный переход от Аарона Роджерса к Джордану Лаву и назвав его фазой восстановления.

Бахтиари присоединился к подкасту Майка Сильвера «Open Mike», опубликованному на выходных, и повторил, что каждый раз, когда клуб переходит от будущего квотербека из Зала славы, это «перестройка». Ключ в том, как команда и квотербек справятся с этой сменой.

«Мы переходим от квотербека из Зала славы. Буквально сегодня я говорил об этом с Джорданом (Лавом), — сказал Бахтиари. «Я такой: «Пэкерс перестроили Бретта Фавра в Аарона Роджерса». Что мы собираемся сказать? Это не реконструкция? Мол, так оно и есть. И это совершенно нормально. Я не говорю, что мы будем плохими. Я не говорю, что мы будем плохими. хорошо. Не знаю, и в этом прелесть. Никто на самом деле не знает, насколько они хороши. Мы начинаем сезон, все отбивают 1.000. Ни у кого нет проигрышей. Ни у кого нет побед. И пусть сезон доиграет однако может быть».

Бахтиари отметил, что хотя ожидания снаружи здания могут быть невысокими, это ничего не меняет для игроков, готовящихся к сезону. Он также отметил, что «Грин Бэй» в первом сезоне Роджерса пошли со счетом 6-10 в стартовом составе — два года спустя они выиграли Суперкубок.

«Посмотрите, какой первый балл [член Зала славы] — и, по моему мнению, лучший игрок для игры квотербеком, его первый год, что он прошел, вроде 6-10, я хочу сказать», — сказал он. «В этом все еще есть переходный период. Например, вы должны построить свою команду».

На самом деле вопрос не в том, «перестраиваются» ли Пакеры с Любовью в центре, а в том, насколько они соскользнут во время перехода, если вообще соскользнут. Некоторые могут быть убеждены, что они отказались от контроля над NFC North, но фронт-офис, безусловно, движется так, как будто считает, что сможет конкурировать в выигрышном дивизионе в 2023 году.

плей-офф в течение переходного/восстановительного года. В относительно слабом NFC отсчитывать Пакеров от чего бы то ни было еще рано.

Ходили слухи о будущем Бахтиари в Packers, но он отметил, что не планирует завершать карьеру в этом сезоне.

«Я думаю, что чем старше я становлюсь, тем больше я определенно думаю об идее уйти на пенсию», — сказал он. «Но я имею в виду, прямо сейчас, исходя из того, как я себя чувствую, я определенно хочу играть дольше, чем в прошлом году. И я хочу играть дольше, чем два года назад. Серьезная травма определенно вас пугает, но как только вы выберетесь из сорняков и увидите, я такой: «О, это было довольно хорошо. Я все еще получал это как молодые козлы».

Бахтиари остается одним из лучших левых тэклов в НФЛ, когда он здоров, но он не играл полностью с 2019 года из-за травм. Он сыграл 11 игр в 2022 году после всего одного соревнования регулярного сезона в 2021 году.

«Из-за реструктуризации, которую мы сделали коллективно, Packers и я, мы в значительной степени поставили себя в затруднительное положение, когда меня либо урежут, либо удлинят», — сказал он. «Это будет взаимно решено, не сегодня и не в ближайшем будущем. Я думаю, что все сводится к тому, если бы мне пришлось угадывать, как мы играем в течение сезона, где я подхожу для продвижения вперед, а затем также на моем закончить там, где я хочу быть в своей карьере и двигаться вперед по жизни».

Во время интервью для подкаста Barstool Sports Bussin’ With The Boys в прошлом месяце Бахтиари рассердился, назвав будущее Packers «они», а не «мы» или «нас». В разговоре с Сильвером левый тэкл пояснил, что под «они» он имел в виду фронт-офис, а не то, что он смотрит на Грин-Бей в зеркало заднего вида.

«Да, я думаю, что была небольшая неловкость, и я думаю, что это действительно происходит из-за непонимания и того факта, что я должен обстоятельно объяснить», — сказал он. «Думаю, это платформа для этого. «Они» — это фронт-офис. Я не фронт-офис. Как я уже говорил ранее, когда я действую рационально, выношу свои эмоции и смотрю с точки зрения бизнеса, я» Я думаю от третьего лица. Так что меня почти раздражает тот факт, что я должен это объяснять. И поэтому я знаю, что у меня есть Твиттер и моя способность использовать свой голос. этого, это создает доверие и делает его более реальным. Когда это просто люди идут по касательной, придираясь к сказанным словам. Для чего?

«Опять же, я не из тех людей, которые будут убивать мои предложения, чтобы вы могли найти загадочное сообщение, которое я пытаюсь найти. Если бы я чувствовал, что хочу диссоциировать, я бы прямо сказал: «Я» я собираюсь отделиться. И это довольно черно-белое изображение. У меня нет серой зоны. Итак, еще раз, если мне придется объяснить это еще подробнее. «Они» означают главный офис Green Bay Packers».

Дэвид Бахтиари: Я использовал «они» для обозначения главного офиса Packers

.

9:35

Анализ попытки Ричардсона попасть в пятерку лучших

1:25

Самые большие потребности «Чарджерс» перед драфтом НФЛ-2023

6:59

Левис становится фаворитом на второе место среди техасцев

16:39

Jets, Packers, как сообщается, возобновили торговые переговоры Роджерса

14:16

Кардиналы ожидают, что торговые разговоры о № 3 «поднимутся»

Размещено Джошем Альпером 24 апреля 2023 г., 10:20 по восточному поясному времени

Getty Images

Когда Packers покинули тэкл, Дэвид Бахтиари назвал команду «они» в недавнем интервью, обсуждая ожидаемое расставание команды с квотербеком Аароном Роджерсом и «перестройку», которая сопровождает такой переход, PFT и другие принял к сведению выбор этого слова, задаваясь вопросом, что оно может означать для будущего Бахтиари в команде.

Бахтиари вернулся к этой теме во время выступления в подкасте Open Mike с Майклом Сильвером. Сильвер спросил Бахтиари, была ли какая-то неловкость в результате выбора этого слова. Бахтиари сказал, что некоторые из них были, и объяснил, почему, по его мнению, использование слова «они» было неправильно понято в его предыдущих комментариях.

«Они» — это фронт-офис. Я не фронт-офис», — сказал Бахтиари. «Как я уже говорил, когда я действую рационально, выбрасываю свои эмоции и смотрю с точки зрения бизнеса, я думаю с точки зрения третьего лица. Поэтому меня почти раздражает тот факт, что мне приходится это объяснять. И именно поэтому я знаю, что у меня есть Твиттер и моя способность использовать свой голос. Так что я думаю, что, отвечая на все это, это создает доверие и делает его более реальным. Когда это просто люди идут по касательной, придираясь к сказанным словам. За что? Опять же, я не из тех людей, которые будут убивать мои предложения, чтобы вы могли найти загадочное сообщение, которое я пытаюсь найти.