Как «Яндекс» создавал «Алису» — Будущее на vc.ru

Разработчики голосового ассистента — об особенностях российской аудитории, преимуществах перед конкурентами и перспективах технологии.

55 730
просмотров

Кратко

  • 10 октября 2017 года «Яндекс» официально представил своего голосового ассистента «Алиса».
  • В основе «Алисы» — нейронные сети, которые распознают речь, интерпретируют её , составляют ответы и синтезируют голос помощника. «Алиса» обучается на огромных массивах текстов, чтобы общаться с пользователем на свободные темы.
  • Есть и «редакторские» реплики, написанные командой для ответов на популярные вопросы.
  • Одна из главных сложностей в разработке такой системы: понять, что будет интересовать пользователей, и как они будут об этом спрашивать. Кто-то спрашивает у поисковика «где я», кто-то — «какая моя геолокация».
  • Основные отличия «Алисы» от конкурентов (к примеру, Siri) — интеграция с собственной поисковой системой компании и наличие нейронной сети, с помощью которой помощник самостоятельно генерирует новые реплики.

Почему «Яндекс» взялся за разработку голосового ассистента

К 2017 году своих голосовых помощников представили крупнейшие мировые ИТ-компании: на англоязычном рынке работает Siri от Apple, Assistant от Google, Alexa от Amazon, M от Facebook, Cortana от Microsoft. На азиатском — Duer от Baidu и Bixby от Samsung.

Весной 2017 года тестирование собственного голосового помощника запустил российский «Яндекс». Ассистент по имени Алиса встроен в поисковое приложение компании. Пользователь может решить свою задачу в форме диалога с ассистентом — вместо ввода запроса в поисковую строку. 10 октября 2017 года компания объявила об официальном запуске сервиса — помощник появился в стабильной версии поискового приложения для Android и iOS, а также в бета-версии «Голосового помощника» для Windows.

За создание «Алисы» компания принялась в конце 2016 года. Сервис начали разрабатывать потому, что вся индустрия движется в этом направлении: пользователь хочет и готов решать свои задачи в форме диалога с виртуальным помощником, готовы к этому и алгоритмы, — и можно переходить от голосового ввода к осмысленному диалогу.

Когда у пользователя появляется возможность задать вопрос голосом, он начинает говорить по-человечески. Вместо «Лада калина 2007 карданный вал дёшево купить» спрашивает: «Где мне купить карданный вал на «Ладу Калину» 2007 года»? Не выдумывает поисковый запрос, не формулирует его, как он привык это делать, а просто спрашивает.

В этом направлении параллельно движутся и поисковые алгоритмы, и диалоговые интерфейсы. Но в голосовом помощнике есть привязка к контексту — то есть способность удерживать смысл реплик и понимать, связаны ли с ними последующие высказывания.

Скажем, вы спросили «Алису»: «Какая завтра погода?» — она ответила вам: «+7 и ясно». Следующий вопрос может оказаться: «А на выходных?» Его легко понять человеку, но сложно машине — ведь в нём нет даже ключевого слова «погода». Диалоговый помощник умеет сопоставлять реплики и понимать, что вы всё ещё говорите о погоде.

Значит, когда мы от простого голосового ввода переходим к диалогу, то делаем это, чтобы дать пользователям возможность говорить так, как они привыкли — вот и всё.

Илья Субботин, руководитель продукта «Алиса»

По словам разработчиков, пользователи «Яндекса» уже умеют обращаться к сервисам компании голосом — команда «Слушай, Яндекс» работает и в «Поиске», и в «Навигаторе», и в других приложениях. Так что привыкать к новому интерфейсу им не придётся.

Илья Субботин, руководитель продукта «Алиса»

С пользовательской точки зрения, говорит команда проекта, с появлением «Алисы» меняется несколько вещей. Помимо диалогового интерфейса, помощник обрёл личность — «Алиса» проявляет эмоции, умеет шутить и «не терпит унизительного обращения в свой адрес». К ней теперь можно обращаться по имени: «Слушай, Алиса».

С технологической — за работу помощника теперь отвечает многослойная нейросеть, которая учится на массивах текстов, понимает смысл запроса и самостоятельно синтезирует речь.

Как работает «Алиса»

«Алиса» встроена в поисковое приложение «Яндекса». Общаться с ассистентом можно как голосом, так и вводя запросы с клавиатуры. При возможности «Алиса» отвечает на заданный вопрос прямо в диалоговом интерфейсе, в других случаях — показывает поисковую выдачу по запросу или нужное приложение.

Под капотом

В основе «Алисы» — нейронные сети: они распознают речь, анализируют её, определяют тематику диалога, выделяют полезную для поиска информацию, синтезируют ответы помощника.

Почти все вычисления, помимо голосовой активации (распознавания фразы «Слушай, Алиса»), проводятся в облаке. «Конечно, было бы интересно перенести часть вычислений на смартфон, чтобы «Алиса» иногда могла работать и без интернета, — говорит Илья Субботин. — Но вычислительная мощность смартфонов слишком низкая для таких задач».

Технологии машинного обучения дошли до уровня, когда пользователь может просто говорить с приложением и видеть, что то его понимает, — а синтезированный голос приобретает звучание, близкое к естественному.

команда «Алисы»

При этом мировое научное и технологическое сообщество находится лишь в начале пути — алгоритмы будут совершенствоваться и дальше. Распознавание речи, синтез, определение тематики беседы — всё это должно работать ещё лучше.

Есть общие продуктовые метрики, по которым можно оценивать работу помощника, — удовлетворенность пользователя, частота использования приложения. Но есть и более сложные параметры, объясняет Субботин. Например, умение находиться в контексте беседы: помощник должен помнить, о чём его спросил пользователь, уметь верно интерпретировать дополнительные вопросы и давать релевантные ответы.

«От релевантности одного конкретного диалога в будущем можно будет переходить к персонализации и мультизадачности: в идеале, когда я собираюсь на работу, я смогу спросить, что надеть, «Алиса» посмотрит погоду, маршрут до офиса, решит, на чем лучше доехать, и исходя из этого посоветует мне, что надеть».

Как объективно оценивать способность системы вести диалог, пока не ясно. Длина диалога мало говорит о его содержательности: беседа может затянуться, если пользователю интересно обсудить что-то с ассистентом или если помощник долго не может решить его задачу. Но и короткий диалог не всегда говорит об успешном решении проблемы.

Акцент на поиске

Разработчики голосового помощника Siri от Apple намеренно наращивают количество диалоговых сценариев — чтобы не демонстрировать пользователю поисковую выдачу. Перед командой «Алисы» такой задачи не стоит, потому что «Алиса» — другой продукт.

Apple поступает так не от богатства выбора. Просто это не поисковая компания. Мы абсолютно другие. Для нас поиск на первом месте — это лучший продукт, который у нас есть.

Загадывать, как интегрированный с поиском помощник будет адаптирован для работы на других устройствах, пока рано, считает руководитель продукта «Алиса»: индустрия пока не выяснила, какие именно устройства окажутся востребованы у аудитории, а кроме того, такие устройства будут предполагать разные сценарии взаимодействия, под которые можно будет адаптировать систему.

«У пользователя в любом случае есть задача, которую он хочет решить — взаимодействуя с голосовой колонкой или, допустим, системой управления автомобилем. В случае с колонкой упор будет сделан, вероятно, на музыке или новостях — и у нас есть музыкальный и новостной сервисы. В автомобиле водителя интересуют карты. Вряд ли он будет спрашивать у машины: «пластиковые окна купить дёшево»».

Крупные технологические компании делают ставку на развитие экосистем «умных» устройств — и это расширяет возможности взаимодействия с помощником. Если для ответа на вопрос устройству без экрана понадобится показать поисковую выдачу или открыть приложение, помощник сможет запустить нужный сервис на другом — например, на смартфоне.

«Это лишь вопрос адаптации под устройство, — продолжает Субботин. Но, по-честному, мы пока ничего не знаем. Один из лидеров отрасли — Amazon, — до сих пор экспериментирует с форматами: у компании есть колонка Echo, мини-версия Echo Dot, варианты с камерой, с экраном».

Личность

Личность «Алисы», считают разработчики, — одно из её главных конкурентных преимуществ. Проекты, рассчитанные на англоязычную аудиторию, не пытаются создать сильную эмоциональную связь с пользователем, а наоборот, скорее от него отстраняются.

Чтобы дать ассистенту личность, команде нужно было определиться с полом, возрастом, именем и чертами характера персонажа, описать поведение и составить реплики, которые помощник будет использовать для диалога с пользователем — «редакторские» ответы.

Вместе с журналистом, писателем и бывшим руководителем группы маркетинга поиска «Яндекса» Владимиром Гуриевым разработчики описали характер персонажа и выбрали для него подходящие реплики.

Всего команда описала около 320 сценариев, в которых помощник отвечает редакторскими репликами. Для каждого из таких сценариев заложено от двух до семи ответов, которые система выбирает случайным образом. «Этого достаточно, чтобы сформировать личность, но недостаточно, чтобы потрепаться обо всём на свете», — говорит Субботин.

Разработчики решили, что ассистент будет молодой девушкой, которая всегда готова помочь владельцу смартфона, но при этом не допускает панибратского отношения. Она корректна и держит дистанцию, когда её пытаются оскорбить, но не высокомерна и не кичится своими знаниями.

Помощник также должен быть ироничным и — это важно в контексте систем искусственного интеллекта — самоироничным. «Дело в том, что наш алгоритм речевого синтеза, — да и все алгоритмы конкурентов, — не очень-то хороши в эмоциях. «Алиса» немножечко над собой посмеивается, добавляя слова «шутка» или «сарказм», где это нужно. Потому что она знает про себя, что пока не может хорошо интонировать», — объясняют разработчики.

Как выбирали имя

Команда составила список имён, которые, как показалось сотрудникам, лучше всего подходили к выбранным чертам характера. К имени предъявлялись также технические требования: например, в нём не должно было быть буквы «р» — её не выговаривают маленькие дети.

Кроме того, имя не должно было входить в другие слова или фразы. В качестве одного из вариантов разработчики рассматривали имя Майя — но оно могло спровоцировать ошибки распознавания на фразах вроде «Девятое мая». Важно было также, чтобы имя не входило в список наиболее популярных женских имён в России — чтобы сократить количество ложных активаций. Алиса в такой список не входит, но для тех пользователей, у кого в семье есть Алиса, останется возможность активировать помощника командой «Слушай, Яндекс».

Определившись с вариантами, разработчики вместе с социологами и аналитиками «Яндекса» составили опрос для пользователей сервиса «Толока». В нём компания просила определить черты характера девушки по имени. «Пользователей нельзя спросить прямо, какое имя больше подходит ассистенту, и мы спросили хитро. Взяли нужные нам характеристики — и наоборот, совсем неподходящие, и стали спрашивать: если у девушки вот такое имя, то она скорее, например, добрая или агрессивная?».

С большим отрывом, говорит Субботин, в опросе победило имя «Алиса». «И никто за время тестирования ни разу не сказал нам, что это плохое имя».

Как «Алиса» обучалась во время тестирования

Всего в тестировании ассистента приняло участие несколько десятков тысяч человек, а продлилось оно пять месяцев.

Главное, что мы выяснили за это время, — что двигаемся в верную сторону. И что те вопросы, которые, как мы думали, должны волновать пользователей, действительно их интересуют.

Перед запуском тестирования было важно определить наиболее вероятные сценарии взаимодействия: вопросы, которые пользователи будут задавать «Алисе», — а также понять, как именно они будут их задавать.

«Мы понимали, что людей волнует, к примеру, погода. Отлично, чтобы рассказать о погоде, надо на что-то среагировать — на какие-то пользовательские фразы», — рассказывает Субботин. Определившись с темой, разработчики описали самые простые сценарии: например, когда пользователь просто спрашивает: «Какая сейчас погода?». Затем добавили более сложные варианты: прогноз погоды на конкретное число, на несколько дней, на несколько дней в следующем месяце.

Ещё одна популярная тематика — определение местоположения. Изначально команда «Алисы» собрала несколько реплик, которыми пользователи могли бы активировать сценарий, но выяснилось, что зачастую люди задают вопросы совсем не так, как могли предположить разработчики. «Мы включили: «где я», «где я нахожусь», «какое моё местоположение», «какой у меня сейчас адрес». А пользователь спрашивает: «Подскажи, пожалуйста, где моя геолокация». Такое мы не могли предусмотреть».

Разработчики отслеживают типы запросов пользователей и релевантность ответов помощника и добавляют в ассистента новые сценарии, которые не были заложены в него изначально.

Команда также занимается разработкой специальной диалоговой модели — внутри компании её называют «болталкой», — которая в будущем может взять на себя всё общение с пользователем на отвлечённые темы и обучаться новым репликам самостоятельно.

«Болталка» обучается на больших массивах текстов, в том числе диалогов. Порой, говорят создатели, они не могут предугадать ответы «Алисы» — настолько человечными они оказываются, — а иногда она может и нахамить собеседнику. Но разработчики отслеживают некорректные реплики и удаляют их из системы.

Скриншоты диалогов во время тестирования помощника

Пять фактов про Алису — Ведомости&

Евгений Разумный / Ведомости

В октябре 2017 г. Яндекс представил голосового помощника по имени Алиса. Она может найти информацию в интернете, подсказать, где поужинать, какая завтра погода, и многое другое. С тех пор ее успели выдвинуть в президенты, а сама Алиса научилась играть с пользователем во множество игр. Пять фактов об Алисе в нашей подборке

Почему Алиса – женщина?

Источник: Yandex 42 Conference

Сначала Яндекс хотел, чтобы виртуальный помощник говорил мужским голосом – все помощники конкурентов говорят женским, почему бы не выделиться, подумала команда Яндекса. Но провели исследование, изучили огромное количество статей на эту тему, из которых выяснилось: виртуальные помощники не просто так говорят женским голосом – под этим есть научная база. Женский голос ассоциируется с голосом матери, люди воспринимают его как комфортный, безопасный и приятный. Так Алиса стала женщиной.

Чьим голосом говорит Алиса?

Источник: Yandex 42 Conference

«Когда мы думаем о голосовом помощнике, мы вспоминаем фильм Her («Она») Спайка Джонса», – говорит глава речевых технологий Яндекса Денис Филиппов. Главный герой кинофильма – голосовой помощник по имени Саманта, которая говорит голосом Скарлетт Йоханссон. «Но Йоханссон, к сожалению, не говорит по-русски. Поэтому мы позвали Татьяну Шитову, голосом которой Саманта говорит в русской версии фильма», – продолжает Филиппов. Яндекс записал 60 часов ее речи и с помощью технологии SpeechKit сделал синтезированный голос Шитовой. Теперь Алиса может произносить ее голосом любой текст.

Как Алиса узнает ответ?

Сначала, чтобы научить Алису ответам на общие вопросы, Яндекс применил стандартную технологию: редакторы написали сотни вопросов на общие темы с несколькими вариантами ответов к ним. Но вскоре выяснилось, что ответы очень быстро начали повторяться или помощнику слишком часто приходилось пользоваться поиском. В этом не было волшебства, говорит Филиппов. И Яндекс построил специальную нейросеть, которая представляет собой совокупность других нейросетей, у крупнейшей из которых 128 слоев. Она изучила миллионы диалогов из интернета и соцсетей и на их основе научилась болтать на свободные темы. В Алису встроен специальный алгоритм, который позволяет избегать некорректных тем, чтобы не повторилась история с чат-ботом Microsoft, который быстро стал расистом. «Мы сделали так, как обычно поступают с детьми, – показывали примеры некорректных вопросов и правильных ответов на них», – рассказывает Филиппов. Алиса может поддерживать разговор на общие темы близко к тому, как это делает человек. И у нее есть чувство юмора.

Каков результат Алисы?

Источник: Yandex 42 Conference

Филиппов говорит, что число взаимодействий с Алисой выросло в 10 раз по сравнению с предыдущим вариантом голосового помощника, который представлял собой голосовой ввод в строке для поиска. Позитивных отзывов на Алису в 5 раз больше, чем негативных, а Яндекс получает в 3 раза больше новых пользователей каждый день, чем раньше. «То, что Алиса притягивает аудиторию, критически важно для любого бизнеса. Все это показывает, что мы движемся в правильном направлении. Голосовой помощник – это то, как люди будут взаимодействовать с нашими сервисами в будущем», – говорит Филиппов.

Алиса учится

Источник: Yandex 42 Conference

Алиса уже сейчас отличный собеседник, но ей предстоит еще многому научиться. Например, лучше понимать контекст разговора (кулинарный крем или косметический имеет в виду пользователь?), определять, кто именно с ней разговаривает, и многое другое. Алиса становится умнее с каждым днем благодаря обратной связи с пользователями, которые могут оценить каждый ее ответ, а недавно Яндекс запустил бета-тестирование платформы «Диалоги» – теперь Алиса будет работать с сервисами не только Яндекса, но и других компаний или отдельных разработчиков.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

Настоящая Алиса в стране чудес · V&A

Не все в «Приключениях Алисы в стране чудес» было создано воображением Льюиса Кэрролла. Упрямая, не по годам развитая и любопытная, персонаж Алисы был основан на реальной маленькой девочке по имени Алиса Лидделл с короткой челкой и брюнеткой.

Элис Лидделл не была обычной музой: она придиралась, приказывала и запугивала Доджсона, заставляя его записать свою историю. Она смотрит с фотографий в особенно современной манере, одновременно притягивая и отталкивая наш взгляд. Алиса Лидделл в стране чудес актуальна как никогда.

Ванесса Тейт, потомок Алисы Лидделл

Алиса Лидделл в возрасте 7 лет, сфотографирована Чарльзом Доджсоном (Льюис Кэрролл) в 1860 году. Викисклад.

Алисе Лидделл было почти пять лет, когда она впервые встретила математика Чарльза Лютвиджа Доджсона, более известного под псевдонимом Льюис Кэрролл. Она жила в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где ее отец был деканом, а Доджсон был репетитором по математике. Поскольку кабинет Доджсона примыкал к квартире Лидделлов, он вскоре стал другом, фотографом и рассказчиком семьи Лидделлов.

Истории Алисы были впервые созданы одним легендарным «золотым днем» 4 июля 1862 года. Развлекая трех сестер Лидделл, Алису, Лорину и Эдит, во время прогулки на лодке, Доджсон импровизировал историю, которая впоследствии стала Приключениями Алисы в стране чудес. . Главная героиня, Алиса, во многом совпадала с Алисой Лидделл, будучи упрямой, не по годам развитой и любопытной (хотя знаменитая иллюстрация Алисы Джона Тенниела сильно отличается от брюнетки Лидделла и короткой челки).

Алиса и додо, проиллюстрированные Джоном Тенниелом в первом опубликованном издании Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес», 1866 г., с. 35. Национальная художественная библиотека: 38041802039719.

Лидделл убедил Доджсона записать историю, и он подарил ей первую рукопись, которую он проиллюстрировал сам, в ноябре 1864 года под названием Приключения Алисы под землей . В конечном итоге история была опубликована с иллюстрациями Джона Тенниела как «Приключения Алисы в стране чудес 9».0016 в 1865 году, за ним Алиса в Зазеркалье в 1871 году — начало глобального феномена.

В то время как Доджсон (Кэрролл) добился известности как автор рассказа, «настоящая» Алиса избегала общественного внимания. В Крайст-Черч ее обучал ведущий английский искусствовед XIX века Джон Раскин, который поддерживал и поощрял ее талант к рисованию. В декабре 1871 года, в возрасте 19 лет, она вместе со своими сестрами Эдит и Лориной отправилась в большое турне по Европе, усердно записывая в путевом дневнике и по пути зарисовывая достопримечательности. Находясь в Неаполе, она писала о «граде камней, комках раскаленного докрасна и клубах дыма», когда три сестры смело покорили вершину Везувия. Он взорвался вскоре после этого.

Фотография извержения Везувия в 1872 году, неизвестный фотограф, 1872 год, Италия. Музей №. 2883-1925 гг. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Во время семейного отдыха в Фрешуотере, на острове Уайт, Элис впервые встретилась с фотографом Джулией Маргарет Камерон, которая была частью местного богемного круга, включая поэта Альфреда Теннисона, актрису Эллен Терри и художника Джорджа Фредерика Уоттса. Кэмерон несколько раз фотографировала Алису Лидделл и ее сестер в 1870-х годах, создав некоторые из ее самых замечательных работ. Она изобразила Алису в виде многочисленных классических фигур, в том числе богинь Помоны, Алетеи и Цереры. В роли Помоны, все еще с ее фирменной челкой и рукой на бедре, Элис Лидделл выглядит поразительно современной.

Помона, фотография Алисы Лидделл, сделанная Джулией Маргарет Кэмерон, 1872 год, Англия. Музей №. РПС.1271-2017. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Камерон также сфотографировал Алису и ее сестер вместе в позе, напоминающей «Три грации» — древний мифологический мотив, изображающий дочерей Зевса. Фотография напоминает о ранних изображениях трех сестер в триптихе, сделанном Чарльзом Доджсоном, — «золотой полдень».

Лорина, Эдит и Алиса Лидделл, фотография Джулии Маргарет Кэмерон, около 1872 года, Англия. Музей №. РПС.713-2017. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

15 сентября 1880 года Алиса вышла замуж за Реджинальда Харгривза – ученика Доджсона в Крайст-Черч – в Вестминстерском аббатстве. Вместе они воспитали троих сыновей: Алана (1881 г.р.), Леопольда (1883 г.р.) и Кэрил (1887 г.р.). Поселившись в семейном доме Кафнеллов, Хэмпшир, она продолжала избегать внимания общественности до 1928 года, когда финансовые трудности вынудили ее продать оригинальную рукопись, подаренную ей Доджсоном, американскому коллекционеру. Алиса к тому времени овдовела, с двумя сыновьями, потерянными в Первой мировой войне, и ей нужно было заплатить посмертный долг, но потеря культовой рукописи в Великобритании вызвала национальный резонанс.

Алетея, фотография Алисы Лидделл, сделанная Джулией Маргарет Кэмерон, 1872 год, Англия. Музей №. РПС.1027-2017. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Эта продажа, а также ее визит в Соединенные Штаты в 1932 году на празднование столетия Льюиса Кэрролла в Колумбийском университете, привели к стремительному росту славы Алисы. Она получила почетную степень Колумбийского университета за заслуги перед литературой, выступила с речью, которая транслировалась по всему миру, и с ней консультировались по поводу новой экранизации рассказа Paramount, выпущенной в 1919 году. 33. Элис Харгривз умерла 16 ноября 1934 года, положив начало памяти ушедшей «Алисе в стране чудес». В 1948 году оригинал рукописи был возвращен в Великобританию в знак благодарности за сражение на стороне США во Второй мировой войне. Алиса Лидделл никогда не ожидала, что вдохновит культурный феномен, но это привело ее к необыкновенному приключению. Ее наследие продолжает обогащать наше понимание и удовольствие от культовых и непреходящих приключений Алисы в стране чудес.

Алиса Лидделл, фотография Джулии Маргарет Кэмерон, 1872 год, Англия. Музей №. РПС.1012-2017. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Изображение заголовка: Помона, фотография Алисы Лидделл, сделанная Джулией Маргарет Кэмерон, 1872 год, Англия. Музей №. РПС.1271-2017. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,

Реальная история и места позади Алисы в Стране Чудес

Подлинная история Алисы в Стране Чудес Льюиса Кэрролла, жизнь Алисы Лидделл и то, что осталось в реальной жизни от этих фантастических сказок.

Поскольку вымышленная Алиса бродит по подземным чудесам, Доджсон назвал свой рассказ «Алиса в стране чудес», когда опубликовал его под псевдонимом Льюис Кэрролл. Но настоящая Алиса прожила свою жизнь в наземной стране чудес, почти такой же удивительной и часто удивительно похожей на мир кроличьей норы. Большая часть этой реальной страны чудес осталась, не мигая неоновыми вывесками, чтобы заманить посетителей, но легко найти и полна воспоминаний об Элис Лидделл и человеке, который дал ей вымышленную жизнь.

Алиса была дочерью Генри Лидделла, декана церкви Христа в Оксфорде, где Чарльз Доджсон читал лекции по математике. С Башней Тома в форме фонаря сэра Кристофера Рена, венчающей сторожку, и ее просторным Большим четырехугольником, Крайст-Черч является архитектурной жемчужиной, самым великолепным из оксфордских колледжей и уникальным тем, что его часовня также является городским собором.

4

Настоящая Алиса в стране чудес, Алиса Лидделл.

Алисе было три года, когда ее отец стал деканом и перевез свою семью из задымленного Лондона в свой великолепно отремонтированный деканат. Позже Алиса вспомнила львов, которых он вырезал в коридоре. Когда она и ее сестры проходили мимо них по дороге в постель, она сказала: «Мы просто знали… они слезли со своих пьедесталов и побежали за нами».

Львы не появляются в «Алисе в стране чудес», но в Крайст-Черч обитают многие другие обитатели романа. В Большом зале, построенном кардиналом Вулси в 1529 году, латунные огненные псы удивительно похожи на Алису с длинной шеей, поднимающуюся вверх на оригинальных рисунках Джона Тенниела для книги.

Витражи над камином изображают некоторых существ Страны Чудес. На одной панели изображена Алиса с потоками светлых волос, как она изображена в книге, и настоящая Алиса Лидделл с короткими темными волосами, окаймляющими ее лоб. На другой панели изображены Чарльз Доджсон и Додо — вымышленный аналог, который он выбрал, потому что его обычное заикание заставило его произносить свое имя как «До-До-Доджсон».

Также есть портрет отца Алисы, который считается настоящим Белым Кроликом. Одно из объяснений состоит в том, что как глава и колледжа, и собора он был занятым человеком, всегда спешил и часто опаздывал, поэтому он напоминал Белого Кролика, спешащего на встречу с Королевой. Другое объяснение состоит в том, что он часто покидал свое место за Высоким столом через маленькую отдельную дверь, известную остальной части колледжа как кроличья нора.

4

Река Исида, известная в других местах как Темза, течет через Оксфорд к верфи Солтера на Фолли-Бридж, где Чарльз Доджсон катал на лодках девочек Лидделл.

Другие персонажи романа имеют реальное происхождение. Товарищи по морскому путешествию каноник Робинсон Дакворт и сестры Алисы, Лорина и Эдит, появляются как Утка, Лори — что-то вроде попугая — и Орленок соответственно. Но кем был Чеширский Кот, исчезнувший, оставив после себя лишь зубастую ухмылку? Теорий предостаточно. Один утверждает, что на вывесках чеширских пабов часто были улыбающиеся кошки, что, безусловно, верно в наши дни, поскольку жители Чешира гордятся появлением своего графства в знаменитом романе.

Более вероятно, предполагают ученые, кот представляет Дина Стэнли, члена престижной чеширской семьи и оксфордского священника, опытного в продвижении церковных реформ. Он гордился тем, что видел обе стороны спора — качество, высмеянное в ответе Чеширского Кота, когда Алиса спрашивает, куда идти: «Это во многом зависит от того, куда вы хотите попасть».

Еще одно объяснение исчезновению кошки может заключаться в хобби Чарльза Доджсона. Он был одним из величайших 19 англичан.фотографы X века. Алиса вспомнила, как наблюдала, как он проявлял пластины в своей фотолаборатории. «Что может быть более захватывающим, чем видеть, как негатив постепенно обретает форму?» — спросила она в своих мемуарах. Может быть, Доджсон, родившийся в Чешире, хотел напомнить Алисе, что он был тем котом, который мог произвести это захватывающее явление.

Доджсон встретил Алису, когда она и ее сестры играли в саду благочиния, когда он пошел фотографировать его. Это был первый из многих снимков Алисы, фотогеничного ребенка с милой привычкой, как у принцессы Дианы, опускать подбородок и смотреть в камеру из-под бровей. Точно так же поездка по реке была лишь одной из многих. Как позже вспоминала Алиса: «Когда мы отправлялись днем ​​на реку с мистером Доджсоном, он всегда брал с собой корзину, полную пирогов, и котел, который мы кипятили под стоном сена. В более редких случаях мы выходили на целый день… и брали большую корзину с обедом — холодная курица, салат и всякие вкусняшки».

В то время как дронтов давно нет (хотя скелет одного из них есть в Оксфордском музее естественной истории), а белые кролики в жилетах вряд ли появятся, лодочную прогулку с пикником легко воспроизвести в Оксфорде. Доджсон арендовал лодки в фирме Salter’s возле Фолли-Бридж, которая продолжает работать. Оттуда река пересекает шлюзы, которые направляют ее через Оксфорд, а затем через поля, окаймленные ивами, к Бинси — родине паточного колодца в истории мышонка-сони. Он находится на кладбище Святой Маргариты. Дальше находится Годстоу с очаровательной плотиной и трактиром «Форель», столь же популярным во времена Алисы, как и в наши дни.

Помимо прогулок по реке, другим летним развлечением Алисы были поездки в Лландидно в Северном Уэльсе. Город тогда был новым, но уже известным как Королева валлийских курортов. Он был задуман землевладельцем лордом Мостином для посетителей, которые хотели большей элегантности, чем другие приморские города. Лидделлы впервые остановились там на вилле Тудно на Северном параде в 1861 году. Перепись, проведенная во время их пребывания там, свидетельствует о том, что с ними были четыре слуги и гувернантка. Такое количество слуг говорит о расточительном стиле их жизни.

Среди их гостей в Оксфорде была королева Виктория, чьи сыновья, принц Уэльский и принц Леопольд, учились в Крайст-Черч. Среди других высокопоставленных гостей были премьер-министры Уильям Гладстон и лорд Солсбери.

4

Красивая набережная в Лландидно до сих пор сохраняет ту атмосферу тихой аристократичности, которая побудила настоятеля церкви Христа сделать «Королеву валлийских курортов» семейным летним домом.

С такой компанией и растущей семьей Лидделлы решили построить летний дом в Лландидно. Они выбрали место на тихом Западном пляже, небольшой бухте под утесом под названием Грейт-Орм, и построили богато украшенный особняк под названием Пенморфа. Элис проводила там свои дни, делая наброски или гуляя с отцом и сестрами. После ужина семья и гости собрались, чтобы полюбоваться драматическими закатами над устьем реки Конуи — лучшими закатами в Британии считал поэт Мэтью Арнольд, который посетил их там.

Сегодня посетители Лландидно могут любоваться такими же прекрасными видами и ходить по тем же тропам над Грейт-Орм. Penmorfa больше не существует, хотя Tudno Villa теперь является очаровательным отелем St. Tudno. Лландидно остается верным своему викторианскому происхождению, потому что поместье Мостин не допускает невзрачных развлекательных аркад или высоких зданий, которые портили бы вид на Сноудонию. Таким образом, город процветает как торговый центр для людей из соседних деревень и приятный курорт для посетителей, которым нравятся его виды на океан и горы.

Чарльз Доджсон никогда не был в Лландидно. Он проводил каникулы со своими сестрами в Гилфорде, возможно, вспоминая их первые дни в Дарсбери, графство Чешир, где их отец был викарием церкви Всех Святых. В церкви 12-го века сохранилась башня 16-го века, хотя большая часть ее датируется более поздним периодом. Главным среди этих дополнений является Мемориальное окно Льюиса Кэрролла.

Он приурочен к 100-летию со дня рождения автора и представляет собой вертеп, окаймленный персонажами из «Алисы в Стране чудес», в том числе изображением сладко сонной сони, спрятанной в чайнике. Соответственно, в окне с посвящением Чарльзу Доджсону есть улыбающийся Белый Кролик, который привел Алису в Страну Чудес, и Додо, тоже улыбающийся, который записал ее приключения там.

Вниз по Кроличьей норе

Крайст-Черч находится на улице Сент-Олдатес, которая идет к югу от Карфакса, перекрестка в центре Оксфорда. Части колледжа, включая Большой зал, открыты для посетителей с понедельника по субботу с 9:00 до 17:30 и в воскресенье с 14:00 до 17:30.