Содержание

Православие

5 ступеней веры

  • Раздел «Чем отли­ча­ются рели­гии»
  • Зна­ком­ство с Пра­во­сла­вием Вале­рий Духа­нин
  • Основы пра­во­сла­вия про­то­и­е­рей Фома Хопко
  • Пра­во­сла­вие. Очерки учения Пра­во­слав­ной Церкви прот. С. Бул­га­ков
  • Пра­во­сла­вие Том 1, Том 2 митр. Илла­рион (Алфеев)
  • Испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры свт. Гри­го­рий Палама
  • Пра­во­сла­вие по его суще­ству Н.Н. Глу­бо­ков­ский
  • О пра­во­сла­вии свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Пра­во­сла­вие П.Н. Евдо­ки­мов
  • Пра­во­слав­ная Цер­ковь митр. Кал­лист (Уэр)
  • Мысли о Пра­во­сла­вии прот. Михаил Пома­зан­ский
  • Пра­во­сла­вие как исце­ле­ние про­топр. Геор­гий Д. Метал­ли­нос
  • Какая из церк­вей может по праву назы­ваться Пра­во­слав­ной? митр. Мака­рий (Бул­га­ков)
  • Почему Пра­во­сла­вие истинно С. Л. Худиев
  • Аудио. Пра­во­сла­вие
  • Пра­во­сла­вие как истин­ная рели­гия

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) –

1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой;
2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

«Пра­во­сла­вие есть истин­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­чи­та­ние; Пра­во­сла­вие есть покло­не­ние Богу Духом и Исти­ною; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Бога истин­ным позна­нием Его и покло­не­нием Ему; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Богом чело­века, истин­ного слу­жи­теля Божия, даро­ва­нием ему бла­го­дати Все­свя­таго Духа. Дух есть слава хри­стиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет Пра­во­сла­вия» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние.

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

***

Слово Пра­во­сла­вие есть пере­вод гре­че­ского слова Орто­док­сия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «прямой», «пра­виль­ный». Вторая часть докса (doxa) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «знание», «суж­де­ние», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти зна­че­ния вза­имно допол­няют друг друга, ибо пра­виль­ное мнение в рели­гии пред­по­ла­гает пра­виль­ное сла­во­сло­вие Бога, и, как след­ствие, при­част­ность к Его славе. В послед­нем зна­че­нии («слава») слово докса встре­ча­ется в Новом Завете наи­бо­лее часто. Напри­мер, Спа­си­тель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» (2Пет.1:17), был «увен­чан славою (греч. doxa) и честию через пре­тер­пе­ние смерти» (Евр.2:9), грядет «на обла­ках небес­ных с силою и славою (греч. doxa) вели­кою» (Лк.21:27), хри­сти­а­нин должен пре­об­ра­жаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (2Кор.3:18), «ибо Твоё есть цар­ство и сила и слава (греч. doxa) во веки» (Мф.6:13). Поэтому слово Орто­док­сия пере­ве­дено как Пра­во­сла­вие.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

Цитаты о Пра­во­сла­вии

«Пра­во­сла­вие хочет быть полным откро­ве­нием хри­сти­ан­ства, чтобы послед­нее выра­жа­лось в нем адек­ватно и значит – пра­вильно. В этом смысле пра­во­сла­вие есть «правое испо­ве­да­ние» – орто­док­сия – потому, что вос­про­из­во­дит в себе весь разу­ме­е­мый объект, само видит и другим пока­зы­вает его в «пра­виль­ном мнении» по всему пред­мет­ному богат­ству и со всеми осо­бен­но­стями. <…>
По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них. <…>
Пра­во­сла­вие не имеет «сим­во­ли­че­ских книг» в тех­ни­че­ском смысле <…> Оно почи­тает себя правым, или под­лин­ным уче­нием Хри­сто­вым во всей пер­во­на­чаль­но­сти и непо­вре­жден­но­сти, а тогда – какая же может быть у него особая отли­чи­тель­ная док­трина, кроме Еван­гель­ско-Хри­сто­вой?! <…> Пра­во­сла­вие апел­ли­рует к старым, исконно хри­сти­ан­ским нормам и не ука­зы­вает для себя особых «сим­во­ли­че­ских книг», потому что не имеет ничего сим­во­ли­че­ски нового в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии по срав­не­нию с эпохою до заклю­че­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Этим пока­зы­ва­ется, что пра­во­сла­вие сохра­няет и про­дол­жает изна­чаль­ное апо­столь­ское хри­сти­ан­ство по непо­сред­ствен­ному и непре­рыв­ному пре­ем­ству. В исто­ри­че­ском тече­нии хри­сти­ан­ства по все­лен­ной это есть цен­траль­ный поток, идущий от самого «источ­ника воды живой» (Апок.21:6) и не укло­ня­ю­щийся на всем своем про­тя­же­нии до скон­ча­ния мира.
про­фес­сор Н. Н. Глу­бо­ков­ский

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.
свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.
Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.
Есть раз­ли­чия и в системе управ­ле­ния церк­вей. Напри­мер, в гре­че­ской церкви нет жест­кой иерар­хии цер­ков­ной власти. А пред­сто­я­тель церкви, архи­епи­скоп Афин­ский, явля­ется лишь пред­се­да­те­лем Синода — его личные реше­ния не име­ют ника­кого вли­я­ния на жизнь отдель­ных епар­хий. Про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция в Рус­ской церкви. Так про­ис­хо­дит в силу исто­ри­че­ских обсто­я­тельств и личных хариз­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей пред­сто­я­те­лей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период позд­ней Антич­но­сти была абсо­лют­ная — даже больше, чем власть рим­ских пап. Но сейчас наобо­рот: Алек­сан­дрий­ская цер­ковь явля­ется одной из наи­бо­лее демо­кра­тич­ных среди пра­во­слав­ных помест­ных церк­вей. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх во всем сове­ту­ется со своим Сино­дом, посто­янно при­слу­ши­ва­ется к голосу веру­ю­щих — сейчас это уже не столько греки, сколько корен­ные жители афри­кан­ских госу­дарств. Вот недавно он пошел на бес­пре­це­дент­ный шаг, вос­ста­но­вив древ­ний инсти­тут диа­ко­нисс для женщин».
архи­манд­рит Кирилл

«Вера наша в нашу веру, то есть убеж­де­ние в истине пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ского испо­ве­да­ния должна быть разум­ная. Посему Гос­подь, чтобы рас­по­ло­жить к вере в Себя и Свое учение, гово­рил: испы­тайте Писа­ния (Ин. 5:39), убеж­дал к тому про­по­ве­дью Иоанна Кре­сти­теля и Своими чуде­сами. Апо­столы в про­по­веди тоже всех убеж­дали и только одним убеж­де­нием при­вле­кали к вере, а не наси­лием».
Свт. Феофан Затвор­ник

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

10 января 2023 г.

Под председательством Предстоятеля Русской Церкви состоялось совещание, посвященное обсуждению ситуации на Украине

8 января 2023 г.

В Неделю 30-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

ФотоВидео

Последние новости

11 января 2023 г. 12:02

Опубликован 4-й выпуск православного научного журнала «Ортодоксия»

В свет вышел 4-й выпуск православного научного журнала «Ортодоксия». Это уже второй номер издания, посвященный интеллектуальным поискам русского консерватизма начала ХХ столетия.

11 января 2023 г. 11:10

Вышла в свет новая книга архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев»

В начале января 2023 года увидела свет новая книга игумена Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев». Книга повествует о жизненном пути иерея Василия Степановича Гундяева — деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вступительное слово к книге написал сам Святейший Владыка.

11 января 2023 г. 10:22

Клирики Патриаршего экзархата Африки завершили обучение на курсах подготовки священнослужителей в Москве

10 января в актовом зале Синодального миссионерского отдела председатель Отдела епископ Луховицкий Евфимий вручил новым клирикам Патриаршего экзархата Африки свидетельства об окончании краткосрочных курсов подготовки священнослужителей.

10 января 2023 г. 17:39

Заместитель председателя ОВЦС встретился с представителями Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы

10 января в Отделе внешних церковных связей состоялась встреча заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Лищенюка с заместителем руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы И.П. Ткачом и начальником Управления по работе с соотечественниками, странами СНГ и Балтии Д.Ю. Кожаевым.

10 января 2023 г. 16:17

Под председательством Предстоятеля Русской Церкви состоялось совещание, посвященное обсуждению ситуации на Украине

Участники совещания выразили серьезную озабоченность продолжением жестких преследований верующих Украинской Православной Церкви на Украине.

10 января 2023 г. 11:47

В Российской национальной библиотеке планируется оцифровать средневековую библиотеку Кирилло-Белозерского монастыря

Всего планируется оцифровать 1,5 тысяч рукописей, заявку на финансирование проекта Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга уже подала в Минкультуры РФ

9 января 2023 г. 18:35

В Издательском Cовете пройдет круглый стол «Пространство русского литературного слова и глобальные вызовы современности»

24 января в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском Cовете Русской Православной Церкви пройдет круглый стол «Пространство русского литературного слова и глобальные вызовы современности».

Последние публикации

11 января 2023 г. 10:09

В Ростовской епархии передали подарки и мандарины эвакуированным жителям Херсона. Информационная сводка о помощи беженцам (за 10 января 2023 года)

[Статья]

Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 10 января 2023 года.

10 января 2023 г. 15:27

К чему призывает Господь. Что в служении пастыря главное, а что второстепенное

[Статья]

В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, посвященная священническому служению.

10 января 2023 г. 10:13

Беженцам в епархиях раздали новогодние и рождественские подарки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 31 декабря 2022 года — 9 января 2023 года)

[Статья]

Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям за 31 декабря 2022 года — 9 января 2023 года.

9 января 2023 г. 13:00

Видеообращение Святейшего Патриарха Кирилла к школьникам для информационно-просветительского занятия «Разговоры о важном»

[Патриарх]

Первый в 2023 году классный час «Разговоры о важном», который состоялся во всех российских школах 9 января, был посвящен празднику Рождества Христова. В сценарии тематического занятия для всех классов включен просмотр видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Видео

9 января 2023 г. 10:15

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану с днем тезоименитства

[Патриарх]

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с днем тезоименитства Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана.

8 января 2023 г. 15:20

Патриаршая проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

[Патриарх]

8 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом.

ФотоВидео

7 января 2023 г. 21:17

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной настоятеля Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протоиерея Богдана Сойко

[Патриарх]

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной настоятеля Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протоиерея Богдана Сойко.

Введение в Православную Церковь — Введение в Православие Статьи

Православной Церковью интересуется постоянно растущее число людей самого разного происхождения. Эти люди открывают для себя древнюю веру и богатые традиции Православной Церкви. Их привлекало ее мистическое видение Бога и Его Царства, красота ее поклонения, чистота ее христианской веры и ее связь с прошлым. Это лишь некоторые из сокровищ Церкви, история которой восходит к апостольским временам.

Восточное христианство

Православная церковь воплощает и выражает богатые духовные сокровища восточного христианства. Не следует забывать, что Евангелие Христово было впервые проповедано и первые христианские общины были основаны на землях, окружающих Средиземное море. Именно в этих восточных областях старой Римской империи христианская вера созревала в борьбе с язычеством и ересью. Там жили и учили великие отцы. Именно в городах Востока были провозглашены основы нашей веры на семи Вселенских Соборах.

Дух христианства, взращенный на Востоке, имел особый привкус. Он отличался, хотя и не обязательно противоречил тому, что развивалось в западной части Римской империи и последующих средневековых королевствах на Западе. В то время как христианство на Западе развивалось в странах, знавших правовую и моральную философию Древнего Рима, восточное христианство развивалось в странах, знавших семитскую и эллинистическую культуры. В то время как Запад был озабочен Страстями Христовыми и грехом человека, Восток подчеркивал Воскресение Христа и обожение человека. В то время как Запад склонялся к законническому взгляду на религию, Восток придерживался более мистического богословия. Поскольку Ранняя Церковь не была монолитной, две великие традиции существовали вместе более тысячи лет, пока Великий раскол не разделил Церковь. Сегодня римо-католики и протестанты являются наследниками западной традиции, а православные — восточной.

Православные

Христиане Восточных Церквей называют себя православными. Это описание пришло к нам из пятого века и имеет два тесно связанных значения. Первое определение — «истинное учение». Православная Церковь считает, что она сохранила и передала христианскую веру, свободную от ошибок и искажений, со времен апостолов. Второе определение, которое на самом деле является более предпочтительным, — это «истинная похвала». Благословлять, восхвалять и прославлять Бога Отца, Сына и Святого Духа — основная цель Церкви. Вся ее деятельность, даже ее доктринальные формулировки, направлены на эту цель.

Иногда слово «католик» также используется для описания православной церкви. Это описание, относящееся ко второму веку, воплощено в Никейском символе веры, который признает Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. С православной точки зрения католицизм означает, что Церковь универсальна, а также что она включает в себя людей всех рас и культур. Также утверждается, что Церковь сохранила полноту христианской веры. Такие названия, как греческий, русский и антиохийский, нередко используются при описании православных церквей. Эти наименования относятся к культурным или национальным корням определенного прихода, епархии или архиепископии.

Православие на Западе

В нашем Западном полушарии Православная Церковь на протяжении более двух столетий развивалась как ценное присутствие и особое свидетельство. Первые греческие православные христиане прибыли в Новый Свет в 1768 году, основав колонию недалеко от нынешнего города Сент-Огастин, штат Флорида. Одно из первоначальных зданий, в котором эти иммигранты собирались на религиозные службы, все еще стоит. Недавно Греческая православная архиепископия преобразовала его в усыпальницу Святого Фотия. Святыня, названная в честь великого миссионера Православной Церкви, чтит тех первых православных переселенцев. Часовня служит национальной религиозной достопримечательностью, свидетельствующей о присутствии Православия в Америке с самых первых дней ее истории. Следующей группой православных христиан, появившихся на американском континенте, были русские торговцы мехом на Алеутских островах. Они тоже внесли большой вклад.

Православная церковь в этой стране обязана своим происхождением набожности многих иммигрантов из Греции, России, Ближнего Востока и Балкан. Во время большой волны иммиграции в 19 и 20 веках православные христиане из многих стран и культур приехали в Америку в поисках свободы и возможностей. Подобно первым апостолам, они несли с собой драгоценное наследие и дар. В Новый Свет они принесли древнюю веру Православной Церкви.

Многие православные христиане в Америке с гордостью ведут свое происхождение от стран и культур Европы и Азии, но Православная Церковь в Соединенных Штатах больше не может рассматриваться как Церковь иммигрантов. В то время как Православная церковь состоит из представителей различных этнических и культурных слоев, большинство ее членов составляют лица, родившиеся в Америке. В знак признания этого Православие было официально признано одной из четырех основных религий в Соединенных Штатах. Следуя практике Ранней Церкви, Православие дорожит различными культурами своего народа, но не привязано к какой-либо конкретной культуре или народу. Православная Церковь приветствует всех!

В стране около 1 миллиона православных христиан. Они сгруппированы почти в дюжину церковных юрисдикций. Крупнейшей из них является Греческая православная архиепископия Америки, насчитывающая более 500 приходов по всей территории Соединенных Штатов. Несомненно, на Предстоятеле Архиепископии лежит главная ответственность за ознакомление многих иноверцев с сокровищами Православия.

Многообразие в единстве

Православная Церковь – международная федерация патриарших, автокефальных и автономных церквей. Каждая церковь независима в своей внутренней организации и следует своим особым обычаям. Однако все церкви объединены одной верой и единым строем. Православная Церковь признает, что единство не означает единообразия. Некоторые церкви имеют богатую историю, например, Константинопольская церковь, в то время как другие относительно молоды, например, Финляндская церковь. Одни из них большие, например Русская церковь, а другие маленькие, например Синайская церковь. Каждой Церковью руководит синод епископов. Председатель синода известен как Патриарх, Архиепископ, Митрополит или Католикос. Среди различных епископов Вселенскому Патриарху Константинополя отводится «почетное место» и он считается «первым среди равных». В Америке и Западной Европе, где Православие относительно молодо, существует ряд епархий и архиепископий, напрямую связанных с одной из этих автокефальных Церквей. Например, Греческая Православная Архиепископия находится под опекой Константинопольского Патриархата. Хотя Архиепископия пользуется значительной степенью внутренней автономии и возглавляется архиепископом, своей духовной верностью она обязана Константинопольской Церкви.

Сокровища Православия  — это серия брошюр, написанных для неправославных, особенно для тех, кто рассматривает возможность вступления в Православную Церковь и желает углубить свое понимание ее веры, богослужения и традиций. Автором брошюр является о. Томас Фицджеральд, преподаватель Богословской школы Греческого колледжа Святого Креста. Заголовки брошюр следующие:

  1. Введение  — Знакомит неправославных с православным христианством.
  2. Дом Божий — Описывает интерьер церковного здания.
  3. Богослужение — Обсуждаются формы и особенности православного богослужения.
  4. Литургия — Описывает значение и совершение Евхаристии.
  5. Таинства — Описывает значение и важность литургической жизни.
  6. Особые службы и благословения  – Описывает несвященные службы, способствующие духовной жизни.
  7. Учения  — Обрисовывает в общих чертах основные моменты доктрины и основных утверждений веры.
  8. Духовность — Обсуждает значение обожения как цели христианской жизни.
  9. История — Очерки великих эпох Православия.
  10. Церковь — Описывает процедуру вступления в Православную Церковь.

Оригинальная статья, опубликованная в брошюре «Сокровища Православной Церкви», называлась «Церковь».

Учение Православной Церкви — Введение в Православие Статьи

Православная Церковь на протяжении веков сохраняла преемственность веры и любви с апостольской общиной, основанной Христом и поддерживаемой Святым Духом. Православие считает, что она сохранила и учила историческую христианскую Веру, свободную от ошибок и искажений, со времен апостолов. Она также считает, что в ее учении нет ничего, что противоречило бы истине или препятствовало бы реальному союзу с Богом. Атмосфера древности и безвременья, которая часто характеризует восточное христианство, является выражением ее желания оставаться верным подлинной христианской вере.

Православие считает, что христианская вера и Церковь неразделимы. Невозможно познать Христа, участвовать в жизни Святой Троицы или считаться христианином вне Церкви. Именно в Церкви провозглашается и поддерживается христианская вера. Именно через Церковь воспитывается человек в вере.

Откровение

Источником веры Православной Церкви является Бог. Православие верит, что Бог явил Себя нам, особенно в откровении Иисуса Христа, Которого мы знаем как Сына Божия. Это Откровение Бога, Его любви и Его замысла постоянно проявляется и актуализируется в жизни Церкви силой Святого Духа.

Православная Вера начинается не с религиозных спекуляций человечества, не с так называемых «доказательств» существования Бога, не с поиска человеком Божественного. Истоком Православной Христианской Веры является Самораскрытие Бога. Каждый день церковная утренняя молитва подтверждает и напоминает нам об этом, провозглашая: «Бог есть Господь, и Он явил Себя нам». В то время как внутреннее Бытие Бога всегда остается неизвестным и неприступным, Бог явил Себя нам, и Церковь пережила Его как Отца, Сына и Святого Духа. не результат благочестивого умозрения, а подавляющего опыта Бога. Учение утверждает, что есть только один Бог, в котором есть три различных Лица. Другими словами, когда мы встречаемся с Отцом, Сыном или Святым Духом , мы действительно переживаем контакт с Богом.В то время как Святая Троица является тайной, которая никогда не может быть полностью постигнута, Православие верит, что мы можем действительно участвовать в Троице через жизнь Церкви, особенно через наше совершение Евхаристии и Таинств , а также несакраментальные службы.

Воплощение Иисуса Христа

Наряду с верой в Святую Троицу учение о Боговоплощении занимает центральное место в учении Православной Церкви. Согласно православной вере, Иисус гораздо больше, чем благочестивый человек или глубокий учитель нравственности. Он «Сын Божий, ставший Сыном Человеческим». Учение о Воплощении есть выражение церковного опыта Христа. В Нем Божество соединяется с человечеством без разрушения той или иной реальности. Иисус Христос есть истинный Бог, разделяющий ту же реальность, что и Отец и Дух. Он истинный человек, который разделяет с нами все человеческое.Церковь верит, что как уникальный Богочеловек Иисус Христос восстановил человечество к общению с Богом9.0003

Являя Святую Троицу, обучая смыслу подлинной человеческой жизни и побеждая силы греха и смерти Своим Воскресением, Христос является высшим выражением любви Бога-Отца к Своему народу, присутствующей в во всякое время и во всяком месте Духом Святым через жизнь Церкви. Великие Отцы Церкви резюмировали служение Христа в смелом утверждении: «Бог стал тем, что мы есть, чтобы мы могли стать тем, что Он есть».

Писание

Православная Церковь высоко ценит Священное Писание. Их важность выражается в том, что на каждом богослужении читается отрывок из Библии. Православная церковь, считающая себя хранительницей и толкователем Священного Писания, считает, что книги Библии являются ценным свидетельством Божьего откровения. Ветхий Завет представляет собой собрание из сорока девяти книг различных литературных стилей, выражающих Божье откровение древним израильтянам. Православная Церковь рассматривает Ветхий Завет как подготовку к пришествию Христа и считает, что его следует читать в свете Его откровения.

Новый Завет сосредоточен на личности и деяниях Иисуса Христа и излиянии Святого Духа в ранней Церкви. Четыре Евангелия представляют собой рассказ о жизни и учении Христа, сосредоточенный на Его смерти и воскресении. Двадцать одно послание и Деяния апостолов посвящены христианской жизни и развитию ранней Церкви. Книга Откровения – это очень символический текст, в котором говорится о возвращении Христа. Новый Завет, особенно Евангелия, очень важен для Православия, потому что здесь находится письменное свидетельство совершенного откровения Бога в воплощении Сына Божия, в лице Иисуса Христа.

Традиция

Хотя Библия ценится как ценная письменная запись Божьего откровения, она не содержит всего этого откровения. Библия рассматривается только как одно из выражений Божьего откровения в текущей жизни Его народа. Писание является частью сокровищницы Веры, известной как Предание. Традиция означает то, что «передается» от одного поколения к другому. Кроме свидетельства Веры в Писании, Православная Христианская Вера совершается в Евхаристии; учили отцы; прославленный святыми; выражается в молитвах, песнопениях и иконах; защищен семью Вселенскими соборами; воплощено в Никейском символе веры; проявляется в социальной заботе; и силой Святого Духа она живет в каждом поместном православном приходе. Жизнь Святой Троицы проявляется во всех сторонах церковной жизни. Наконец, Церковь в целом является хранительницей подлинной христианской веры, свидетельствующей об этом Откровении.

Соборы и Символ веры

Как Православие избегало любой тенденции ограничивать видение Божьего откровения только одним направлением своей жизни, так и Церковь избегала систематического или расширенного определения своей Веры. Православие утверждает, что христианская вера выражает и указывает на благодатные и таинственные отношения между Богом и человечеством. Бог стал человеком в лице Иисуса Христа не для того, чтобы установить новую философию или кодекс поведения, а прежде всего для того, чтобы даровать нам «новую жизнь» в Святой Троице. Эта реальность, проявляющаяся в Церкви, не может быть полностью схвачена ни языком, ни формулами, ни определениями. Содержание Веры не противоречит разуму, но часто находится за его пределами, как и многие важные реалии жизни. Православие признает высшее величие Божие, а также ограниченность человеческого разума. Церковь довольствуется тем, что принимает элемент тайны в своем подходе к Богу.

Только когда фундаментальным истинам Веры серьезно угрожают ложные учения, Церковь принимает догматические определения догмата веры. Поэтому решения семи Вселенских Соборов древней неразделенной Церкви пользуются большим уважением. Соборы были синодами, на которые собирались епископы со всего христианского мира, чтобы определить истинную веру. Вселенские Соборы не создавали новых учений, а провозглашали в определенном месте и в определенное время то, во что всегда верила и чему учила Церковь.

Никейский Символ веры, сформулированный на Никейском соборе 325 г. и Константинопольском соборе 381 г., с тех пор признан авторитетным выражением основных верований Православной Церкви. Символ веры часто называют «Символом веры». Это описание указывает на то, что Символ веры не является аналитическим утверждением, а указывает на реальность более великую, чем он сам, и о которой он свидетельствует. На протяжении поколений Символ веры был критерием подлинной веры и основой христианского образования. Символ веры читается при Крещении и во время каждой Божественной литургии.

Кредо

«Верую во Единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого.

И во Единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всех веков.

Свет Света, истинный Бог от истинного Бога, рожденный, не сотворенный, единосущный с Отцом, через Которого все сотворено.

Ради нас и ради нашего спасения Он сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Девы Марии и стал Человеком.

Он был распят за нас при Понтии Пилате, и Он пострадал и был погребен.

На третий день Он воскрес по Писанию.

Он вознесся на небеса и воссел одесную Отца.

Он снова придет со славой, чтобы судить живых и мертвых. Его царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, Который вместе с Отцом и Сыном поклоняется и прославляется, Говоривший через пророков.

В единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь.

Единое крещение во оставление грехов признаю.

Ожидаю воскресения мертвых; и жизнь будущего века.

Аминь.»


Сокровища Православия – это серия брошюр, написанных для неправославных, особенно для тех, кто рассматривает возможность вступления в Православную Церковь и желает углубить свое понимание ее веры, богослужения и традиций.