На что не следует обращать внимания — 1001.ru

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.


Уильям Джеймс


Владимир Шахиджанян, 1963

Очередное занятие я решил построить на письмах, полученных от читателей журнала «Студенческий меридиан» и учеников, проходивших курс «Учимся говорить публично», когда он публиковался на моём сайте «Спокойное место российского Интернета» www.1001.vdv.ru.

«Я набралась мужества, — сообщает Марина М. из Москвы, — и наконец выбрала на вид довольно безобидного молодого человека, чтобы задать ему вопрос. Но не тут-то было! Только я открыла рот, как услышала: «Девушка, где в Москве можно купить живых крокодилов?» — «Здесь, за углом, — нашлась  я. — Но только после захода солнца. Правда, я не знаю, когда он будет».

А это мы уже выясняли вместе. Нет, ни романа, ни знакомства не завязалось. Мы просто попили кофе (там, где крокодилы), поделились впечатлениями о наших факультативных занятиях и попрощались. Но давайте прикинем по теории вероятностей: встретить однокурсника в городе, да ещё при выполнении задания… То-то!

Мне нравятся задания, хотя скорее всего я окажусь плохой ученицей. Ваши задания в большинстве рассчитаны «на публику» (то есть выполнять их надо «в свете»). Вот этого я временно лишена. Сейчас в отпуске с сынишкой… А молчать в кругу семьи — стоит ли? Я и так неразговорчива«.

Вы выполняли этюд № 21? См. стр. 122. Если выполняли, то понимаете, о чём идёт речь в письме. Действительно забавная ситуация.

Ещё одно письмо, и тоже о крокодилах.

«Я решил, — рассказывает Олег Индеев из Казани, — усложнить задание и вместо года или месяца (помните этюд, когда для обретения раскованности требовалось у прохожих спрашивать, какой нынче год и месяц?) задавать, как вы и просили, вопрос о крокодилах: где их можно купить?

Отправился на одну из центральных улиц. Публика самая разнообразная. Смазливые девочки строили глазки, благородные дамы утверждали, что я нахал. Юноши, что посмелее, задавали вопрос: «Чё, блатной, что ли?..». Некоторые давали совет съездить на Поле Ершова, где у нас психиатрическая лечебница. Другие советовали обратиться в горсправку. Одна бабушка долго и удивлённо выспрашивала, зачем мне крокодилы. Весёлые люди отвечали, что сами ищут крокодилов, но никак найти не могут.

Через некоторое время ко мне подошел крепкого сложения сержант милиции и вежливо спросил, что я тут делаю.

— Ищу крокодилов, — честно ответил  я.

— А нет ли у вас с собой документов, удостоверяющих личность? — опять же вежливо спросил представитель власти.

Я знал заранее, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет, и на всякий случай прихватил с собой паспорт. Когда я его протягивал сержанту, то увидел, что недалеко стоят ещё двое в новенькой форме. Могут и забрать. И всё из-за крокодилов. То, что паспорт оказался с собой, удивило сержанта. Он долго смотрел на фотографию, потом на меня, снова на фотографию, а затем спросил:

— Это ваш паспорт?

— Да, — ответил  я.

— А серию своего паспорта вы помните?

— Серию, простите, не помню.

— А вы говорите, что паспорт ваш.

Интересно: многие ли помнят серию своего паспорта?

И привели меня в милицию. Я, правда, не сопротивлялся. И долго допытывались, зачем мне крокодилы. Продержали меня полчаса, а потом отпустили.

Я понял только одно: если у человека нет чувства юмора — это трагедия для его близких, если чувство юмора теряет милиция — это трагедия для общества«.

В письме Марины из Москвы меня насторожили строчки о сложности выполнения заданий «на публике». Жаль, что Марина ведет замкнутый образ жизни. При всех семейных трудностях, если захотеть (это важно — захотеть!), всегда можно найти трёх-четырёх человек, которые бы могли стать своеобразным полигоном для выполнения заданий. Скажем, гуляете вы с сыном, а рядом — другие мамы со своими чадами. Попробуйте стать центром этого небольшого кружка и отрабатывать этюды.

А в письме Олега мне всё понравилось. И вывод забавный.

Многие меня спрашивают: где достать рекомендованные мною книги — психологов Михаила Литвака и Николая Козлова; «Ландау» Майи Бессараб; «Этюды оптимизма» Ильи Мечникова; «От мечты к открытию» Ганса Селье; «Это я, Господи» Рокуэлла Кента; «Педагогика для всех» и «Последняя книга» Симона Соловейчика; «Я диктую» Жоржа Сименона; «Игра в жизнь» Сергея Юрского; монографию о Сократе, а также книги И.Смоктуновского, А.Демидовой, Г.Буркова?

Каждый человек имеет право обратиться в ближайшую библиотеку с требованием (не просьбой, а требованием!) дать ему для работы в читальном зале любую книгу, даже если она есть лишь в Российской государственной библиотеке только в двух-трёх экземплярах. Пожалуйста, проявите настойчивость, упорство, научитесь отстаивать свои права и попробуйте через межбиблиотечный абонемент (в него входят все библиотеки России) получить необходимые книги.

Получал я и письма, в которых авторы сообщают, что, мол, выполнили все этюды, а результатов нет.

Я встречался с авторами некоторых посланий и выяснил: дневника они не вели, отчётов о выполнении тех или иных этюдов не сделали, на магнитофон себя не записывали. Единственное, на что их хватило, — это честно прочитать учебник и подчеркнуть наиболее интересные для них места…

В самом деле: из нескольких тысяч прошедших курс я пока не встретил ни одного человека, который, выполнив все упражнения, не стал бы говорить намного лучше.

Мы хотим выступать смело, решительно и раскованно.

Мы хотим научиться убеждать людей.

Мы хотим научиться воздействовать на слушателей. (В публичной речи нередко применяется подобный приём: вместо я или вы — мы. Этим как бы подчеркивается единение со слушателями. Не просто «я так говорю», «я так думаю», «я предлагаю», а обобщенно: «мы так думаем», «мы так считаем». Только не переборщить! Не берите на себя функции народа: «я говорю от имени народа», «я выступаю от имени всех студентов», «мы, бизнесмены, уверены»… Здесь нужно проявлять максимум такта.)

Если вы согласны со мной, что обязательно следует выполнять задания, а не просто знакомиться с ними, то, пожалуйста, так и поступайте.

Да, возникнут трудности, будет не хватать времени, но мы же хотим — я подчеркиваю, мы — добиться результата!

Здесь невозможно veni, vidi, vici. Здесь нужно помнить: qui non proficit, deficit. И важно не забывать об изречении Сократа: nosce te ipsum. И о nil desperandum. И напоминать себе о пользе труда, ибо labor omnia vincit.

Посмотрите процитированные мною латинские изречения. Вам же они знакомы? Мало того: я просил их выучить. Вернитесь на стр. 360.

Помните: терпеливые люди достигают в жизни большего, чем нетерпеливые.

Терпеливые люди, как правило, начатые дела доводят до конца: им хватает воли, усидчивости, они умеют добиваться поставленной цели.

А нетерпеливые, не закончив одного начатого дела, переходят к другому, а потом и его бросают. Так всё время и шарахаются из стороны в сторону. Вроде бы прописная истина, а приходится о ней напоминать.

Как быть, когда плохое настроение?

Какой резкий переход! В устной речи это недопустимо. Сложно понять, почему только что я говорил о терпении — и вдруг сразу о плохом настроении. Сейчас так поступил, чтобы моя мысль о плавных, логичных, естественных переходах стала понятнее.

Если бы выступал перед вами, конечно, сказал бы иначе.

Например, так:

— Но самое главное, постарайтесь это запомнить, — приступать к выполнению очередного этюда лучше с хорошим настроением. Как же быть, если настроение скверное и всё валится из рук? Научиться управлять собой. Когда вам плохо, найдите того, кому ещё хуже, и помогите ему.

Этюд № 86

Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что счастье твое в твоих руках.


Жан-Жак Руссо


Попробуйте один, а лучше два дня не говорить, а петь. Если вы занимаетесь с кем-то вдвоём, то этот этюд выполнить легко. Если невозможно петь два-три дня, пойте по два-три часа, но тогда четыре дня.

Всё, о чём вы хотите сказать, напевайте.

Что это вам даст?

Во-первых, поможет преодолеть стеснительность. Если вы так поступите, то о какой стеснительности может идти речь? Во-вторых, хорошо разовьёт голосовые связки. В-третьих, придаст голосу мягкость и плавность. Вы невольно начнёте петь то ниже, то выше, то чуть-чуть растягивая слова, то в убыстрённом темпе. Вы ощутите звучность слова.

Идеально, конечно, раз в неделю в течение месяца петь. Но я знаю психологию учеников и учениц (возраст здесь не важен) и понимаю: рассчитывать на сверхусердие не приходится. Но если кто-то всё же сможет один-два раза в неделю петь по два-три часа в день, вы поступите замечательно.

Для развития техники речи полезно и просто мычать. Сомкните губы и тихо, спокойно мычите: м-м-м-м-м-м-м… «Мычать» — звучит не очень красиво. Но я надеюсь, что вы поняли меня: это же не мычание коровы. Мычите протяжно: м-м-м-м-м-м-м, голос то выше, то ниже: м-м-м-м-м-м-м, то громче, то совсем тихо: м-м-м-м-м-м-м…

При публичных выступлениях пользоваться разным звучанием необходимо.

Одна фраза должна прозвучать внушительно, другая проскользнёт вроде бы незамеченной, мимолётной. Третью фразу требуется выделить, и для этого лучше всего произносить все слова в ней чуть ли не по слогам. Четвёртую — начать вроде бы спокойно, а закончить — приподнято.

Особенно необходим этюд тем, кто заикается.  В этом случае выполнять его нужно не день или два, а несколько недель по два-три часа ежедневно.

Пожалуйста, подробно запишите, что вы испытывали, когда не говорили, а пели.

Какие были ощущения, что это вам дало, к каким выводам вы пришли?

Улучшилось ли ваше произношение?

Хорошо бы своё пение записать на магнитофон. Прослушать. И снова записать. А также послушать записи, которые вы делали, выполняя первые двадцать этюдов нашего курса.

В день хорошо бы мычать минут по пять-десять. Неделю помычите — этим вы разовьёте связки.

Этюд № 87

Сомнения в процессе творчества обязательны, но они не должны мешать принимать единственное свободное решение.


В.Е. Михальцев


Владимир Шахиджанян, 1959

Назовём этюд: «Вещь». Вам необходимо описать вещь, рассказать о ней, например, о стуле, столе, книге, авторучке.

О какой вещи вы решите рассказывать, зависит, естественно, от вас. Предположим, стул. Требуется:

сочинить сказку о стуле;

написать историю стула;

просто описать стул;

произнести монолог от имени стула;

рассказать о переживаниях стула в зависимости от того, кто на нём сидит.

Если стул вас не устраивает, выбирайте диван, настольную лампу, пианино, книжную полку, наушники, пачку сигарет, календарик…

Так вы научитесь рассматривать вещь, вглядываться в неё. Этим вы разовьёте у себя наблюдательность и внимательность.

Выполнение этюда «Вещь» развивает фантазию. Разве можно без фантазии написать сказку? Конечно, нет.

Человек с фантазией, способный импровизировать, быстрее завоёвывает внимание слушателей, чем человек, говорящий сухо, академично, шаблонно.

Соло на клавиатуре. Реферат, курсовая, диплом на компьютере

Соло на клавиатуре

Программа Соло на клавиатуре (http://www.1001.vdv.ru) – бесспорный лидер среди клавиатурных тренажеров. Она была создана по авторской методике известного психолога, журналиста, преподавателя факультета журналистики МГУ Владимира Владимировича Шахиджаняна.

Основным отличием этой программы от аналогов является сугубо научный подход к построению уроков быстрого набора.

После запуска программы пользователь должен зарегистрироваться и только после этого приступать к работе. Список уроков размещен в окне программы, которое вы увидите после ввода имени пользователя. В нижней части экрана размещены кнопки навигации, с их помощью можно переходить от одного урока к другому. В Соло на клавиатуре они состоят из нескольких частей, в каждую из которых входит теоретический материал. Его необходимо прочесть, и только после этого приступать к выполнению задания. Переход к следующему уроку будет возможно только в том случае, если верно выполнен предыдущий. Для каждого урока установлено максимальное количество ошибок: если пользователь превысит это значение, урок придется начинать заново. Упражнения не выделены в отдельный раздел, вам надо будет внимательно прочитать текст, чтобы найти соответствующую ссылку. Текст, которым дополнен курс, очень интересен, он содержит много шуток и разной любопытной и полезной информации.


Началу обучения предшествует вступительный экзамен, в результате которого пользователь сможет оценить уровень скорости своей печати на клавиатуре (рис.  7.1). Работая с программой, можно освоить набор текстов при русской и английской раскладках клавиатуры, а также научиться печатать транслитом. Во время выполнения задания в окне программы отображается скорость набора, а результат заносится в личное дело пользователя. Воспользовавшись кнопкой Статистика, можно отобразить на экране полную статистическую информацию, касающуюся выполнения упражнений и скорости набора. Полная статистика для каждого ученика содержит не только скорость набора, но и время, потраченное на выполнение заданий, количество ошибок, набранных символов, а также полученные оценки (их выставляет программа). При этом можно посмотреть как сводные данные, так и подробную информацию по каждому заданию отдельно. Кроме общей статистики, в окне программы можно просмотреть статистику по дням и по упражнениям. Для этого предназначены соответствующие кнопки.

В настройках Соло на клавиатуре можно изменить размер окна программы, включить или выключить звук, сопровождающий нажатие клавиш, и изменить шрифт, которым отображается текст.

Бесплатно пользователям программы предлагаются всего сорок уроков, но даже их достаточно, чтобы значительно увеличить скорость набора текстов. Всего же в курс входит сто уроков.

Рис. 7.1. Окно программы Соло на клавиатуре

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 16 Работа на клавиатуре: как становятся профессионалами

Глава 16
Работа на клавиатуре: как становятся профессионалами
При всех попытках объединить человека и компьютер в единый оперативно работающий организм были придуманы голосовой ввод, инфракрасный порт и оптическое распознавание. Однако только клавиатура была и еще

МЫСЛИ: Соло на жизни

МЫСЛИ: Соло на жизни
Автор: Ваннах Михаил
«Эта огромная непредсказуемая сила… неожиданно обрушивающаяся на человечество, оказывающая на него всевозможные влияния, социальные, моральные и политические; ввергающая нас в пучину невиданных проблем, требующих немедленного

VMEM: Грустное соло на потерянной скрипке Сергей Голубицкий

VMEM: Грустное соло на потерянной скрипке
Сергей Голубицкий

Опубликовано 03 октября 2013
В пятницу небольшая ИТ-компания из калифорнийской Санта-Клары Violin Memory, Inc.