50 псалом как и когда правильно читать: Толкование на Псалом 50-й | Правмир
Содержание
Толкование на Псалом 50-й | Правмир
Псалом 50-й — это псалом покаяния. В чем следует каяться православному христианину? Кто написал псалом? Что означает текст псалма?
Содержание статьи
- Псалом 50-й. Текст
- Псалом 50-й. Вопросы и ответы:
- Кем этот псалом составлен и когда?
- Почему этот псалом называется покаянным?
- Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
- Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
- Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
- Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
- Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?
- Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?
- Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?
- Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?
- Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?
- Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?
- Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?
- Чего просим словами: избави мя от кровей?
- Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?
- Что значат слова: всесожжения не благоволиши?
- Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?
- На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?
- На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?
- Читать о 50-м псалме на Правмире:
- Фильмы о 50-м псалме:
Псалом 50-й — покаянный псалом. В этой статье Вы найдёте полный текст псалма и его подробное толкование. Псалом 50-й связан с Ветхозаветной историей и составлен царем Давидом. Желая завладеть Версавией, женой благочестивого Урии Хеттеянина, Давид совершил страшный грех — убийство и умолял о помиловании.
Псалом 50-й. Текст
Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Щедроты — богатые милости. Паче — более. Наипаче — особенно. Аз — я. Яко — потому что. Выну — всегда. Внегда — когда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав -праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — еврейская жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в городе Иерусалиме. Алтарь — жертвенник.
Читайте также — Псаломщица из Новотроицкой
Псалом 50-й. Вопросы и ответы:
Кем этот псалом составлен и когда?
Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.
Почему этот псалом называется покаянным?
Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.
Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
Просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Безгрешных людей не существует. Господь дарует нам спасение не за наше совершенство и праведность. Бог спасает нам по своей милости и любви. От нас требуется лишь верить в его великую милость и соотносить свои дела с Его Заветами. Мы должны быть достойны милости Господа.
Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
Эти слова значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.
Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.
Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
Ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?
Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.
Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?
Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.
Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?
Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.
Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?
Просим Господа, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.
Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?
Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.
Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?
Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.
Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?
Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.
Чего просим словами: избави мя от кровей?
Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.
Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?
Выражают обещание наше свидетельствовать, или прославлять милость Божию.
Что значат слова: всесожжения не благоволиши?
Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.
Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?
Они выражают моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.
На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?
Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.
Обыкновенно приносили в жертву ягненка (агнца), тельца, быка, козла и пр. Еврей, когда приводил животное к жертвеннику, клал на его голову свои руки. Это означало, что грех с его головы переносился на голову животного; а так как за грех определена была Богом смерть, то животное закалывали и убивали. За виновного человека, таким образом, умирало невинное животное. Это означало, что некогда Сын Божий, как Агнец Божий, примет на Себя грехи всего мира, умрет за людей, будучи Сам безгрешен. Животное сожигалось на жертвеннике или вполне (полностью), или некоторые только его части, например, печень, жир (жертва благодарственная, жертва для испрошения какой-либо милости у Бога, жертва по обещанию, по усердию). Приносили евреи Богу также бескровные жертвы, например, муку, масло, ладан, вино. На эти-то различные жертвы и указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая.
На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?
Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.
Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.
Читать о 50-м псалме на Правмире:
- Заключенный едва успел дочитать 50-й псалом, как его освободили
- Объяснение пятидесятого псалма
Фильмы о 50-м псалме:
Больше фильмов о покаянии на канале Правмира
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Помилуй меня, Боже, слушать, читать текст Давида
Полезные материалы
Как и когда читать акафист Сергию Радонежскому
В православной традиции акафист считается особым видом духовной поэзии …
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Пророк Давид из пророческого чина.Ок. 1654 г. 89 × 68 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Что «даёт» псалом 50 человеку, который его регулярно читает? Что значат фразы: «по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» и «избави мя от кровей»; что такое иссоп, которым молящийся просит окропить его? Всё духовно важное, любопытное и странное, содержащееся в тексте псалма, протоиерей Георгий Городенцев растолковал построчно и доходчиво.
Читайте также: Молитва Господня — текст Отче наш
Содержание страницы
- Кто и когда написал псалом 50
- Почему называется покаянным
- Основная тема
- Особенности
- Псалом 50 в православном и католическом богослужении
- Построчное толкование 50-го псалма
- Как правильно читать
- О силе молитвы
- В каких случаях его читают
- Зачем читают 40 раз подряд
- В чем помогает чтение 50-го псалма
- Примеры обращения и помощи
- Молитвенный опыт мирян, изменивший их жизнь
- Слушать на арамейском языке
- Псалом 50: текст на церковнославянском языке
- Молитва
- Современный перевод на русский (синодальный)
- Молитва
- Похожие статьи
Кто и когда написал псалом 50
Эта молитва Богу, псалом 50-й, была написана царем Давидом в дни, когда он уже утвердился на престоле Израильского царства. В это время те скорби, которые он имел ранее от царя Саула, отошли в прошлое. И Давид теперь уже сам царь, по-видимому, расслабился в своей духовной жизни.
Поэтому, когда он однажды, взойдя на кровлю своего иерусалимского дворца, увидел купающуюся обнаженную женщину, то вместо того, чтобы отвести взгляд и изгнать из сердца блудный помысл, он отправил к ней гонца. И даже узнав, что она замужем за его же военачальником Урией, он все равно не оставил своего блудного замысла, который перерос в прелюбодеяние с Вирсавией (так звали эту женщину).
Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.
От этого она зачала ребенка, и Давид, чтобы скрыть свой грех, вызвал в Иерусалим Урию. Который до этого, как военачальник, сражался на границах царства с иноплеменниками. Однако тот, как настоящий воин, не захотел во время войны иметь отношения с женой.
А Давиду не удалось так скрыть свое прелюбодеяние. К которому он присовокупил еще более тяжкий грех, приказав поставить вернувшегося на войну Урию в самом опасном месте, а затем отступить, оставив его одного против целой армии врагов. И так Урия героически погиб на поле боя, а столь праведный ранее Давид присовокупил к тяжкому греху прелюбодейства еще более тяжкий грех убийства!
За это его обличил, посланный Богом, пророк Нафан. Сначала приточно, рассказав о том, что в одном городе жили два человека: богатый и бедный. Первый имел множество стад овец и прочих домашних животных, а второй – лишь одну маленькую овечку, которую очень любил, и она была ему как дочь. Но когда к богачу пришел странник, то на обед он приказал заколоть не овцу из своего стада, а овечку бедняка.
Читайте также: Псалмы 26, 90
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская Псалтырь
И когда возмущённый этой несправедливостью царь воскликнул, что этот богач достоин смерти, Нафан сказал ему:
«Ты – тот человек».
И произнес перед ним страшное пророчество от Господа:
Почему называется покаянным
И в ответ на сие обличение и грозное пророчество святой царь Давид явил столь свойственное ему благочестие. Ведь вспомним из Священного Писания и Священного Предания, как поступали с такими обличителями нечестивые цари?! В лучшем случае грозивших им пророков они подвергали тяжким телесным наказаниям и сажали в темницы, а в худшем – казнили их.
Но не так поступил благочестивый царь Давид. Смиренно принял он это страшное пророчество. После него он в слезах, пепле и вретище раскаялся пред Богом. Плодом такого умиленного стихотворного раскаяния и был 50 псалом, именно тогда составленный псалмопевцем Давидом.
За это Бог умалил его наказание. Так он избежал того, что сам же невольно преднарёк себе, т.е. смерти. Но полностью это наказание его не избежало. Так умер его первый сын от Вирсавии, затем началась вражда между другими его сыновьями, причем один убил другого. Когда же Давид простил убийцу, то этот составил заговор против него и временно сверг его с престола. Впрочем, и этого мятежного сына вскорости постигла насильственная смерть.
Смерть Авессалома (немецкая миниатюра, 14 век)
Из этого мы, православные христиане можем научиться тому, что при искреннем покаянии пред Богом за наши даже тяжкие грехи, они нам прощаются и наказания за них в загробной жизни не будет. Как и у псалмопевца Давида, который ведь в свое время (в Воскресение Христово) вместе с другими ветхозаветными праведниками вошел в Царство Небесное.
Но наказание за эти тяжкие грехи на земле и после нашего покаяния полностью не отменяется, но лишь умаляется. Как это было и у царя Давида в его земной жизни
.
Еще один назидательный вывод мы можем сделать, наблюдая во всей этой библейской истории действие Промысла Божия, который всякому добру вспомоществует, а зло, бываемое чрез уклонение от добра, пресекает или направляет к благим последствиям. Господь не пресек грех Давида, например, поразив его болезнью или еще как. Но Он направил это грехопадение к благим последствиям уже хотя бы потому, что покаявшимся царем был составлен этот покаянный псалом в помощь всем кающимся. Да и премудрый Соломон родился Давиду от Вирсавии (ср.Мф.1: 6).
Лука Джордано. Суд царя Соломона, 17 в.
Основная тема
Искренне покаяние тяжко согрешившего, но осознавшего свой грех и раскаявшегося в нем, человека – это и есть основная тема данного псалма. Так Давид в свое некоторое оправдание ссылается на нашу общую, перешедшую от прародителей греховность, т.е. на первородный грех. Хотя и понимает, что на суде Божием ему оправдаться невозможно. Но основное свое упование и надежду согрешивший царь видит в милости Божией. Единственно чрез которую он и надеется получить прощение.
Особенности
Основная духовная особенность 50 псалма в том, что, будучи покаянным, он являет собой ту добродетель, которая в православной аскетике называется плачем. Это плачь об утерянной из-за греха благодати и возникшей из-за сего стены между грешным человеком и Богом…
Интересный факт
Поэтому духовно этот псалом навевает печаль, в отличие от подавляющего большинства псалмов, которые, наоборот, помогают победить печаль и уныние. Святые отцы и советуют читать Псалтирь при именно нападении сих последних страстей.
Только та печаль, которая таится в 50 псалме, коренным образом отличится от той, которая является страстью и с коей нам следует бороться. Ибо последняя есть печаль о мире, а первая — печаль о Боге. А как говорит апостол Павел:
Соответственно это духовное отличие 50 псалма от остальных внешне выглядит так, что, если использовать музыкальные понятия, он как бы звучит «в миноре», когда остальные псалмы – «в мажоре».
Псалом 50 в православном и католическом богослужении
В православном богослужении – это самый часто употребляемый псалом. Он читается:
- перед рядом канонов;
- в чинопоследовании исповеди;
- на утрени;
- это один из трех псалмов третьего часа;
- в качестве тайной молитвы читается священнослужителями на литургии перед Великим входом
Два стиха этого псалма также произносятся священником на Евхаристическом каноне.
В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1–4) читаются или поются:
- во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы;
- часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой;
- поётся между первым и вторым библейским чтением;
- отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды
- в Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу
Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.
Построчное толкование 50-го псалма
Надписание 50-го псалма:
«В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве»
Смысл этого надписания понятен из вышесказанного. Обличенный пророков Нафаном в свои грехе, Давид и написал сей покаянный псалом.
1 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».
Любой грешник, в том числе и царь Давид, не имеет в себе никакого оправдания. Но ему остается только надеяться на милость и щедроты Божии.
2 «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя».
Ибо только Бог может омыть наши беззакония и очистить наши грехи чрез наше покаяние.
3 «Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти».
Давид осознает свой грех и знает, что виноват в нем только он сам. Поэтому он не собирается оправдываться и судиться с Богом, как это делают многие нераскаянные грешники, не зная, что на таком суде их всегда победит Господь!
5 «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя».
Давид был рожден не от блуда, а от целомудренных родителей, состоящих в законном браке. Поэтому то беззаконие и грех, в котором он рожден, есть первородный грех, переданный от прародителей всем людям.
6 «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси».
Но несмотря на исконную греховность человека, в нем осталась любовь к истине. А Давид, как псалмопевец, тем более удостоился знать многие тайны Божии.
7 «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся».
Иссоп – это некое растение (какое именно – сейчас неизвестно), употребляемое в ветхозаветном богослужении. Обычно пучками сего растения, обмакнутыми в кровь жертвенных животных, в обряде освящения кропили или помазывали людей, а также священные предметы.
Этого же в переносном смысле и просит Давид, прося Господа очистить его от греха и убелить этим более снега.
8 «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя».
Здесь речь идет о духовном слухе, т.е. чувстве освобождения от греха, которое дается всякому искренне покаявшемуся грешнику.
9 «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти».
Повторение предыдущих прошений. Повторять полезное всегда само по себе полезно.
10 «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Наши страсти гнездятся в сердце. Поэтому Давид просит Господа очистить его сердце от этих страстей, ибо это может сделать только Он. И этим человек может оправдать пред Богом, т.е. стяжать в себе «дух прав».
11 «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Отвержение человека за грехи от лица Божия лишает такового отверженного благодати Духа Святого. Почему Давид и просит Господа не отнимать у него сию благодать. Учитывая, что он при этом написал сей благодатный псалом, можно понять, что Господь на лишил Его Своей благодати.
12 «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя».
Благодать Божия, пребывающая в человеке, — это залог его спасения. Она-то и делает его владыкой над страстями. Почему Давид и называет Святой Дух «Духом Владычным».
13 «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся».
Как псалмопевцу и царю, т.е. пастырю множества людей, сия благодать Святого Духа необходима Давиду не только для личного спасения, но и для приведения ко спасению и других, даже беззаконных и нечестивых.
14 «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей».
В буквальном смысле Давид просит Господа простить ему самый тяжкий его грех – беззаконное убийство (пролитие крови) Урии. В переносном смысле мы, христиане, все согрешаем пред Кровью Христовой, когда, причастившись свв.Таин, опять идем грешить. Поэтому, читая сей псалом, просим избавить нас от этого и наказания за это.
15 «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
Приносящий покаяние Давид ощущает прощение Божие. Поэтому Его Самого и просит вложить в уста псалмопевца достойную хвалу.
16 «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши».
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Давид понимает, что жертвы тельцов и козлив сами по себе не могут быть приятными Богу. Но, как говорит по этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов, есть только две жертвы, угодные Ему: крестная Жертва Сына Божия и сокрушенное и смиренное сердце кающегося человека.
18 «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы».
В буквальном смысле это означало действительное архитектурное и фортификационное созидание Иерусалима, который именно Давидом и отстраивался. А также будущее строительство Иерусалимского храма, где Богу приносилась ветхозаветная жертва.
Иерусалимский храм
В переносном смысле речь идет о будущем пребывании христианина в духовном Иерусалиме. И его вышеупомянутой жертве в виде духа сокрушенного и смиренного.
Как правильно читать
Читать надобно, как и любой псалом, не спеша, размеренно, внимая умом и сердцем читаемому. Особенностью 50-го псалма является то, что чтущий его должен при этом стараться испытывать сугубое покаянное чувство. Мы все грешники, только надобно эти свои грехи видеть и помнить. Тогда при данном чтении и будет раскаяние в них да покаяние!
О силе молитвы
При чтении 50-го псалма отгоняются бесы и на время утихают страсти. Но и, конечно, он весьма располагает нас грешных к покаянию, что само по себе очень ценно!
В каких случаях его читают
Когда он читается за богослужением, это было указано выше. Кроме этого, он есть в утренних молитвах на каждый день. Если же одолевают грехи, то можно его читать и гораздо чаще, чем один раз в день утром. Например, можно читать сорок раз.
Зачем читают 40 раз подряд
Потому что сорок считается в аскетике священным числом. Именно столько дней Господь, научая нас христианской аскезе, постился в пустыне. После чего это число, означающее полноту аскетического подвига, и вошло в наш молитвенный обиход.
В чем помогает чтение 50-го псалма
В аскетической брани с плотью, миром и диаволом, а также содействует нашему покаянию.
Примеры обращения и помощи
Любой приносящий истинное покаяние христианин приносит его так, как это написано в 50 псалме. Так и преподобная Мария Египетская, хотя была и неграмотная, но покаялась и спаслась, несомненно принеся в благоприятную жертву Богу свой «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Ну, а затем она, просвещенная Святым Духом в пустыне, знала Священное Писание наизусть и цитировала его, как заметил это старец Зосима. Очевидно, чтотак она знала и 50-й псалом, молясь с его помощью.
Святая преподобная Мария Египетская
Это же самое можно сказать и о всех православных подвижниках. Которые не только приносили покаяние по канонам 50-го псалма, но знали его наизусть и с помощью его молились.
Молитвенный опыт мирян, изменивший их жизнь
Таковыми были все святые, особенно те, кто от великих грехов перешел к еще более величайшей святости. Это не только преподобная Мария Египетская, но и покаявшиеся древние гонители христиан, сами затем ставшие христианами и мучениками. А первый из них Савл, ставший потом апостолом Павлом. Это и разбойники да блудницы, ставшие затем преподобными. И конечно же в их молитвенном обиходе на первом месте всегда стоял 50-й покаянный псалом!
Протоиерей Георгий Городенцев
Читайте также:
Сила псалмов 26, 50, 90 — в их смысле. Как правильно читать?
Слушать на арамейском языке
Псалом 50 на арамейском языке. Поют схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) и хор монастыря 13 Ассирийских отцов (Грузия)
Псалом 50: текст на церковнославянском языке
Молитва
Современный перевод на русский (синодальный)
Молитва
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Устойчивое слово Библия Комментарий Псалом 50
Видео для Псалма 50:
Псалом 50 — Суд начинается среди людей Бога
что это первый из псалмов Асафа в порядке псалтири. Асаф был великим певцом и музыкантом эпохи Давида и Соломона (1 Паралипоменон 15:17-19, 16:5-7, 16:7, 25:6). 1 Паралипоменон 25: 1 и 2 Паралипоменон 29:30 добавьте, что Асаф был пророком в своих музыкальных произведениях.
A. Могущественный и Его суд.
1. (1-3) Могучий приходит судить землю.
Сильный, Бог Господь,
Изрек и призвал землю
От восхода солнца до заката.
Из Сиона, совершенства красоты,
Бог воссияет.
Бог наш придет и не умолкнет;
Огонь пожрет пред Ним,
И вокруг Него будет очень бурная буря.
а. Сильный, Бог ГОСПОДЬ : Псалмопевец Асаф начал с обращения к Богу с точки зрения величайшего величия, используя несколько слов или имен в Писании для обозначения Бога, который действительно существует.
· Могущественный : «Эль означает могущество Бога просто и абсолютно». (Морган)
· Бог : «Элогим, форма множественного числа, усиливает эту идею; и в употреблении всегда означает мудрость Бога, а также Его могущество». (Морган)
· ГОСПОДЬ : «Иегова [ Яхве ] — это титул, под которым Он всегда открывается в Своей благодати». (Морган)
и. «Первые три слова еврейского текста подчеркивают, что говорил Бог: Эль (= Бог), Элохим (= Бог), Яхве (= ГОСПОДЬ)». (VanGemeren)
ii. «Псалом начинается с величественного нагромождения Божественных имен, как если бы глашатай провозглашал стиль и титулы могущественного царя на открытии торжественного заседания… Каждое имя имеет свою силу значения. El говорит о Боге как о могущественном; Элохим , как объект религиозного страха; Иегова , как самосущный и заветный Бог». (Макларен)
б. Сказал и призвал землю : Идея в том, что Бог пришел в Иерусалим, чтобы судить мир, и вся земля – от восхода солнца до его заката – собрана для этой цели.
в. Бог наш придет и не умолкнет; огонь пожрет пред Ним : Используя напоминания о Боге, пришедшем на гору Синай (Исход 19:16-19), Асаф построил предвкушение праведного суда Божьего, который вот-вот свершится. На этот раз Бог приходит на Сион, а не на Синай.
я. «В этом сильном псалме воображаемая сцена — это богоявление, Бог, явившийся в огне и буре на горе Сион, чтобы призвать весь мир на Своё судилище. Но если все взоры обращены на Него, то Его взоры на Израиле». (Киднер)
ii. «Огонь — это символ справедливости в действии, а буря — символ его непреодолимой силы». (Сперджен)
2. (4-6) Сфера суждения сужается до народа Божия.
Он воззовет к небесам свыше,
И к земле, чтобы Он мог судить Свой народ:
«Соберите ко Мне святых Моих,
Тех, кто заключил со Мною завет через жертва.»
Пусть небеса провозгласят Его праведность,
Для Самого Бога есть Судья. Селах
а. Чтобы Он мог судить Свой народ : Поскольку Бог собрал небес и землю для Своего суда, Он не начал среди народов. Бог начал Свой суд среди Его народа – Его святых , тех , которые заключили завет со Мной через жертву .
я. «Внезапно — ибо это всплывает в последнем слове стиха 4 — все меняется. Израиль обратился к Богу только для того, чтобы обнаружить, что она сама находится под судом». (Киднер)
ii. В псалме это кажется неожиданностью, но так быть не должно. Много веков спустя апостол Петр описал этот принцип: Ибо время начаться суду с дома Божия; а если прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Петра 4:17)
б. Собери Моих святых вместе ко Мне : Бог собирает Своих святых для суда перед миром свидетелей . Когда Бог поступает таким образом со Своим народом, Он часто делает это на глазах у наблюдающего мира. Мы бы предпочли, чтобы Он разбирался с грехами Своего народа наедине, но если они не прислушаются к Его исправлению, придет день, когда Он разберется с их грехами перед землей как аудитория.
с. Те, кто заключил завет со Мной посредством жертвоприношения : Можно утверждать, что Псалом 50 имеет прямое отношение к Божьему суду над Израилем только потому, что это народ, присоединившийся к Нему в завете, как описано здесь (Исход 19:5-6; 24:5-8). Однако в более широком смысле (и в соответствии с принципом 1 Петра 4:17) это имеет в виду весь народ Божий. Оба аспекта верны.
я. « Сделано, » или , ратифицирующее завет; буквально, резание, удары, возможно, намекая на практику умерщвления и разделения жертв в качестве религиозного обряда, сопровождающего торжественные договоры». (Александр, цит. у Сперджена)
ii. Верующие не предстанут перед судом относительно своей вечной судьбы; они доверились Иисусу и Его работе для них и спасены. Однако они столкнутся с тем, что Павел назвал судилищем Христовым (Римлянам 14:10 и 2 Коринфянам 5:10), где их дела и мотивы как верующих будут судимы — предположительно, ради награды и меры. власти в грядущем веке.
д. Пусть небеса возвестят Его праведность, ибо Сам Бог есть Судия : Бог непременно будет судить землю, включая всех нечестивых, и Он сделает это в праведности . И все же Он имеет абсолютное право начать Свой суд среди Своих.
B. Суд Божий над Своим народом.
1. (7-15) Упрек их ритуальности.
«Слушай, народ Мой, и я буду говорить,
, Израиль, и буду свидетельствовать против тебя;
Я утра Боже, Боже твой!
Я не буду укорять вас за ваши жертвы
Ни за ваши всесожжения,
Которые постоянно предо Мною.
Я не возьму быка из твоего дома,
Ни коз из твоих загонов.
За каждым лесным зверем стоит Шахта,
И скот на тысяче холмов.
Я знаю всех птиц горных,
И зверей полевых есть Мои.
Если бы я был голоден, я бы не сказал вам;
Для мира есть Моё и вся его полнота.
Буду ли я есть мясо быков,
Или пить кровь козлов?
Предложите Богу благодарение,
И исполните свои обеты Всевышнему.
Призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
а. Слушайте, народ Мой, и я буду говорить : Пункт из предыдущих строк повторяется и подчеркивается. Бог говорит здесь со Своим народом, начиная Свой суд среди них.
я. Я Бог, твой Бог : «И поэтому следовало бы лучше повиноваться». (Трапп)
ii. «Закон начался со слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской», и теперь заседание их суда начинается с того же напоминания об их исключительном положении, привилегиях и ответственности. Иегова — это не только Бог, но и твой Бог, о Израиль». (Сперджен)
б. Я не буду укорять вас за ваши жертвы и всесожжения ваши : Бог не укорял Свой народ за принесение жертв. Он приказал им сделать это. Тем не менее, Он не был заинтересован в получении еще приношений животных ( Я не возьму ни быка из твоего дома, ни козла из твоего загона ) кроме их доверчивого послушания. Это был упрек ритуализму, пустому повторению религиозных церемоний.
и. Сначала Бог говорил с их обрядностью, потому что именно под обрядностью они прощали грех, описанный позже в псалме, и считали себя одобренными перед Богом. «Почему при первых признаках Его недовольства (Пс. 50:7) их мысли устремляются к пунктам обряда, а не к отношениям?» (Киднер)
ii. Практика жертвоприношения в Ветхом Завете легко могла стать простым ритуалом и пустой формальностью. Тот, кто приносит жертву, может забыть принцип переноса греха на невинную жертву и то, что жизненная кровь должна быть излита в смерти в качестве замены. «Жертвы по иудейскому закону были назначены Богом; но теперь, когда люди стали доверять им, Бог презрел их». (Кларк)
III. «То, что он намеревался научить их, они сделали своим доверием». (Сперджен)
iv. Верующие Нового Завета больше не приносят в жертву животных, но у них все еще есть искушение выполнять свои христианские обязанности в духе ритуализма. Этого следует активно избегать; Богу не нравится наша ритуальность.
v. «Это был впоследствии грех фарисеев, до сих пор грех папистов и слишком многих плотских проповедников евангелия, которые думают, что они служили Богу, потому что они были в церкви, совершали свое богослужение, потому что они говорили свое молитвы и др.» (Трапп)
VI. Я не возьму быка из вашего дома : Понимая современный сленг или уличное использование слова бык , мы можем улыбнуться непреднамеренной правде в переводе Пересмотренной стандартной версии, Я не приму ни одного быка из вашего дома .
в. Ибо каждый зверь в лесу Мой, и скот на тысяче холмов : Немного подумав, легко увидеть, как неугодна Богу обрядность. У него нет потребности в мясе принесенных в жертву животных; если бы я был голоден, я бы тебе не сказал; ибо Мой мир и вся его полнота . Когда мы жертвуем Богу, мы не даем Ему того, чего у Него нет; наша жертва ради нас , а не Его. Ритуализм побеждает свою работу ради нас.
я. «Все жертвы принадлежат Богу до того, как они принесены, и не становятся больше Его, будучи принесенными. Он не нуждается и не может получать материальные средства к существованию. Но человеческие сердца не принадлежат Ему, если они не с радостью отдаются». (Макларен)
ii. «Неужели люди воображают, что Господу нужны знамена, и музыка, и фимиам, и виссон? Если бы он это сделал, звезды украсили бы его штандарт, ветры и волны стали бы его оркестром, десять тысяч раз по десять тысяч цветов дышали бы благоуханием, снег был бы его поясом, радуга — его поясом, облака света — его плащом. О глупцы и медлительные сердцем, вы поклоняетесь сами не знаете чему!» (Сперджен)
iii. « Если бы я был голоден, » и т. д. Языческие жертвоприношения считались праздниками богов». (Крессуэлл, цитируется у Сперджена)
iv. Крупный рогатый скот на тысяче холмов : Есть история, которая может быть правдой или нет, но является хорошей иллюстрацией, что вскоре после основания Далласской семинарии в 1920-х годах она чуть не закрылась из-за банкротства. Основатели встретились для молитвы, и одним из них был Гарри Айронсайд. Когда подошла его очередь молиться, он сказал: «Господи, мы знаем, что скот на тысяче холмов Твой. Пожалуйста, продайте несколько из них и пришлите нам деньги». Как гласит история, как раз в этот момент в бизнес-офис вошел владелец ранчо из Техаса с чеком за два вагона крупного рогатого скота, которые он только что продал. Секретарь вошел в кабинет, где молились основатели, рассказал им, что произошло, и вручил чек – это была как раз та сумма, которая им была необходима для существования семинарии. Доктор Льюис Сперри Чейфер, основатель и президент школы, повернулся к доктору Айронсайду и сказал: «Гарри, Бог продал скот».
д. Вознеси Богу благодарение и исполни свои обеты Всевышнему. Призови Меня в день скорби : Бог описал то, что Он хотел больше, чем ритуалы жертвоприношения. Он хотел иметь благодарное сердце, жизнь в послушании и живое доверие к Нему. Это вознаграждает Бог; на это Он говорит: Я избавлю вас, и вы прославите Меня .
я. «Славный Бог не заботится о помпезности и показухе; но когда вы взываете к нему в день скорби и просите его избавить вас, есть смысл в вашем стоне боли… Бог предпочитает молитву сокрушенного сердца лучшему служению, которое когда-либо совершали священники и хоры». (Сперджен)
ii. Сперджен произнес проповедь по Псалму 50:15 и назвал ее « Текст Робинзона Крузо ». Сперджен рассказал в книге ДеФо, что после кораблекрушения и на острове Крузо чуть не умер от болезни. «Он готов погибнуть. Он привык ко греху и имел все пороки моряка; но его тяжелый случай заставил его задуматься. Он открывает Библию, которую находит в своем сундуке, и останавливается на этом отрывке: « Призови меня в день скорби: Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». ’ В ту ночь он молился в первый раз в своей жизни, и с тех пор в нем была надежда на Бога, что ознаменовало рождение небесной жизни». (Сперджен)
2. (16-21) Обличение их неповиновения Его заповедям.
Но для злого Бога говорит:
«Что ПРАВО . И бросил Мои слова за спину?
Когда ты увидел вора, ты согласился с ним,
И был общником с прелюбодеями.
Ты предаешь свои уста злу,
И твой язык коварно коварит.
Ты сидишь и говоришь против своего брата;
Ты клевещешь на сына своей матери.
Эти вещи вы сделали, а я промолчал;
Вы думали, что я совсем как вы;
Но Я запрещу тебя,
И расставлю их по порядку перед твоими глазами.
а. Но нечестивому Бог говорит : Мы могли бы подумать, что теперь Бог отвернулся от суда над Своим народом за их ритуалы и обратился к народам, чтобы судить их за их нечестие. Это не так, поскольку следующие ссылки на провозглашение Божьих устав и принятие Его завета шоу. Он обращается к нечестивым среди народа Божьего.
я. «Формализм есть грех против Бога. Результатом ее является лицемерие, грех против человека, а тем самым еще и перед Богом». (Морган)
ii. «Настоящая проблема с ритуалом заключается в том, что, если формы — это все, что есть в нашей религии, они дают нам ощущение того, что мы правы перед Богом, тогда как на самом деле мы можем быть виновны в самых ужасных грехах». (Бойс)
б. Какое право вы имеете провозглашать Мои уставы : Бог усомнился в их праве произносить Его слово, когда их жизнь застряла в фундаментальном непослушании. Их слова ( объявить Мои постановления… Мой завет в ваших устах ) говорили о Боге, но их жизнь бесчестила Его.
я. Провозгласить Мои постановления : «Этот стих вполне может относиться к публичному чтению закона, указанному во Второзаконии 31:10 и далее». (Киднер)
ii. Какое право имеешь ты провозглашать Мои уставы : «Ориген, после своего гнусного падения, раскрыв книгу и наткнувшись на этот текст, не мог проповедовать, но залился обильными слезами». (Трапп)
с. Видя, как вы ненавидите наставления и бросаете Мои слова за собой : Их жизнь демонстрировала ненависть и пренебрежение словом Божьим, что бы они ни говорили. То, как они жили, говорило Богу громче, чем то, что они говорили.
д. Когда увидишь вора…общника с прелюбодеями…языка обмана : Нарушили конкретно многие заповеди Божии, в том числе восьмую, седьмую и девятую заповеди. Это был еще один способ вызвать неудовольствие Бога в дополнение к ритуализму, упомянутому в предыдущих строках.
и. «Конкретные обвинения отражают весь Декалог». (VanGemeren)
ii. Вы согласились с ним : «Это правда, что люди, нарушившие седьмую, восьмую и девятую заповеди, нарушили весь завет. Но также верно и то, что те, кто общается с нарушителями заветов, подпадают под такое же осуждение! Грех заключается как в действии, так и в согласии». (ВанГемерен)
эл. Вы думали, что я совсем как вы : В некотором смысле это был их величайший грех, упускать из виду святость Бога. Основная идея концепции святой это разлука. Думая, что Бог был в целом подобен вам , они считали Его скорее сверхчеловеком, а не тем, кем Он является на самом деле: святым Богом, восседающим на небесах. Они стали слишком небрежными и легкими в отношениях с Богом.
я. Один из способов, которым они забыли Божью святость, заключался в том, что они ошибочно принимали Его терпение и долготерпение за равнодушие к греху ( это вы сделали, а я промолчал ). Мы часто совершаем ту же ошибку и путаем щедрое пространство, которое Бог дает для исповеди и покаяния, за то, что Он на самом деле не заботится о нашем грехе.
ii. Я промолчал : «Молчание Бога есть выразительный способ выразить Его терпеливую и безнаказанную терпимость ко злу. Такое «долготерпение» должно привести к покаянию и указывает на нежелание Бога поразить. Но, как показывает опыт, этим часто злоупотребляют». (Макларен)
iii. «Чудесно то молчание Божие, то долготерпение с грешниками, и еще чудесно то дерзкое истолкование, которое грешник дает этому молчанию». (Сперджен)
ф. Но я упрекну вас и приведу их в порядок перед вашими глазами : Они недооценили милость Божию и забыли Его святость. В Своей любви Бог не допустил, чтобы это продолжалось среди Его народа. Он бы привел их в порядок на ваших глазах .
3. (22-23) Заключение: Настоятельная необходимость примириться с Богом.
«Теперь подумайте об этом, забывшие Бога,
Чтобы я не разорвал вас на куски,
И не будет никто не воздаст:
Кто воздает хвалу, тот прославляет Меня;
И тому, кто приказывает его поступать правильно
Я покажу спасение Божие».
а. Подумайте об этом, вы, забывшие Бога : Бог милостиво предложил тем, кто забыл Себя, возможность подумать и изменить их мышление и их пути, прежде чем Он придет к ним на суде, описанном в первых нескольких стихах этого псалма. .
б. Всякий, кто воздает хвалу, прославляет Меня : Это говорит об аспекте отказа от ритуализма и прихода к Богу не в пустых церемониях, а с преданным сердцем.
я. Всякий, кто возносит хвалу : «Фраза «тот, кто приносит в жертву благодарение», хотя и оставляет место для буквальной жертвы, наводит на мысль о приношении чистой хвалы». (Киднер)
г. Кто управляет своим поведением правильно : Это говорит об отказе от лицемерия и нечестия и приходе к Богу в исповеди и покаянии.
д. Я покажу спасение Божие : Выполняя эти две вещи — оставляя обрядность и удаляясь от лукавого лицемерия — даже те не зарабатывают святого спасения. Это просто ставит их в положение, в котором они могут принять то, что Бог открывает и дает: Божье спасение .
(c) 2020 The Enduring Word Библейский комментарий Дэвида Гузика0001
Псалом 50, комментарий : С самого начала отношений человека с Богом – после того, как Адам согрешил – жертвоприношения стали обычным явлением среди людей. Лишение жизни животного вместо своей собственной характерно для многих древних религий. И это, безусловно, было чертой единственной истинной религии, раскрытой в Писании.
Но почти так же часто на страницах Писания упоминается тот факт, что Бог не заинтересован в жертвах от человека, который во всех других отношениях отчужден от Бога.
И вы можете резюмировать эту идею в нескольких высказываниях – «Богу нужно ваше сердце, а не только ваши руки» – или «Богу нужны отношения, а не внешняя религиозная деятельность» – или, как сказал Иисус Христос – цитата из Ветхого Завета, «Я милости желаю, а не жертвы».
И псалом, который мы сейчас изучим, — это еще одно свидетельство того факта, что Богу нужны не только жертвы. Итак, давайте обратимся к Псалму 50, чтобы увидеть это.
И в Псалме 50 нам дается эта тема: что « Хвала и благочестивая жизнь важнее для Бога, чем внешняя религиозная деятельность ».
Комментарий к Псалму 50: 1-7 | Бог идет судить Свой народ
В начале этого псалма псалмопевец рисует время, когда Бог придет судить мир и, в частности, Свой народ Израиль в стихах 1-7.
<Псалом Асафа>
KJV Псалом 50:1 Могучий Бог, даже Господь, [ говорил/говорит ],
и [ вызывается/вызывает ] землю от [ восхода солнца/восток ] до [ спуска его/запад ].
Итак, Бог зовет сюда всю землю. С востока на запад – всех созовёт могучий Бог.
И Бог сделает это, исходя из определенного места. Стихи 2 и 3 говорят нам, что он будет судить с Сиона – из Иерусалима.
2 Вне Сиона [ совершенство красоты/прекраснейшее из всех мест ],
Бог [ воссиял / явился в великолепии ].3 Боже наш [ придет/приблизится ],
и не умолкнет:перед ним пожрет огонь,
и [ будет очень бурно/бушует буря ] вокруг него .
И в стихе 4 мы, наконец, добираемся до цели, ради которой Бог собирается призвать всю землю.
4 Он [ должен взывать/призывать ] небеса [ от/которых ] наверху,
и на землю, чтобы он мог судить свой народ.
Итак, он собирается собрать тех, кто идентифицирует себя как его народ, чтобы судить их с неба и земли.
Вот что скажет Бог.
тех, кто [ заключил/ратифицировал ] завет со мной посредством жертвоприношения.
Итак, Бог в первую очередь призовет к Себе тех, кто показал свое родство с Ним жертвой.
Итак, Бог ясно дает понять в Ветхом Завете — и даже позже в этом псалме — что Он не заинтересован в жертве, лишенной святого образа жизни, отражающего отношения поклоняющегося с Богом. Таким образом, это не учение о том, что попытка человека принести жертву Богу — это способ быть принятым им.
Скорее, Бог примет тех, кто заключил с ним завет через жертву. Которые продемонстрировали, что они находятся в завете – отношениях, основанных на обетованиях – с Богом, принося жертвы.
А для нас, живущих после того, как Христос пришел, умер и воскрес, Его жертва – это то, что приводит нас в завет с Богом. Именно через Иисуса у нас есть спасительные отношения с могущественным Богом, который придет судить.
И — хвала Богу — мы, принявшие жертву Иисуса Христа за нас, спасены от грядущего гнева, на котором до сих пор сосредоточен этот псалом.
И это удивительно, что любой будет принят Богом на суде. Вы можете подумать, что, поскольку Бог так свят, а человек так грешен, никто не может быть принят. Но Бог нашел способ быть справедливым и в то же время оправдывать тех, кто поверил в жертву Иисуса за их грехи.
И поэтому – благодаря этой благословенной реальности – на суде будет верно следующее…
6 И небеса возвестят его [ праведность/справедливость ]:
ибо Бог есть судит сам.Села.
Отношение Бога к праведникам будет показано как абсолютно праведное и справедливое. Как может быть иначе?? Бог – судья – вы знаете, что все будет совершенно правильно.
Итак, счастливая участь праведника.
С другой стороны, все остальное человечество — и особенно те, кто идентифицирует себя как часть «божьего народа» — их ждет ужасающая конфронтация, поскольку Бог снова говорит…
7 Слушайте , O мой народ,
и я буду говорить; О Израиль,и я [ буду свидетельствовать/обвиняю ] тебя:
Я есмь Бог,
даже твой Бог.
Итак, некоторые люди, заключившие завет с Богом через жертву, испытают Божью милость. Остальные столкнутся с Божьим свидетельством против них.
Комментарий к Псалму 50: 8-13 | Чего Бог не хочет/не нуждается
Итак, начало Божьего свидетельства против Его мятежного народа состоит в том, что Ему на самом деле ничего от них не нужно. Существование Бога никоим образом не зависит от Его народа.
8 I [ Will/Do/AM ] Не [. Принчание/осуждение ] /которых ] постоянно [ до/предложил ] меня.
Итак, если люди задаются вопросом, что собирается сказать Бог, свидетельствуя против них, — он хочет прояснить, что это не имеет никакого отношения к жертвоприношениям — вне зависимости от того, приносили они их или нет.
Да, люди, которых Бог примет на суде, приносили жертвы. Но это что-то показывало. Это показывало, что они заключили с ним завет. У них были и есть личные отношения с Богом. Жертва продемонстрировал эту реальность, но не создал эту реальность.
Итак, Бог продолжает подчеркивать, что жертва не является целью Его суда над Своим народом.
9 Я [ не хочу/не буду ] брать тельца из дома твоего,
и козлов из загона твоего.
Итак, Богу не нужны эти вещи из домов или полей израильтян, потому что у него много таких животных…
10 На каждого лесного зверя приходится мин,
и скот на тысяче холмов.11 Я знаю всех птиц горных:
и зверей полевых моих.
Итак, если Богу нужно животное, он более чем способен достать его для себя. Он создал их всех и в конечном итоге владеет ими всеми!
Итак, Бог продолжает выражать свою самодостаточность и полное отсутствие зависимости ни от кого…
12 Если бы я был голоден,
я бы не сказал тебе:для мира это мой,
и полнота его.
И когда дело доходит до этого, действительно ли жертвы Божьего народа делают что-либо для поддержки и обеспечения Бога? Ответ Бога: Нет…
13 Буду ли я есть мясо быков,
или пить кровь козлов?
Итак, Бог подчеркивает, что он даже не получает никакой пищи от этих жертв. Он не ест и не пьет то, что его люди предлагают в своих религиозных церемониях, даже в тех, в которых сам Бог повелел им участвовать.
Комментарий к 50-му псалму: 14-15 | Чего на самом деле хочет Бог
Теперь последнее утверждение – что Бог повелел своему народу приносить Ему жертвы – наряду с тем фактом, что Бог уже упомянул в этом самом псалме, что один из аспектов людей, которых Он примет на суде, что ему приносят жертвы – все это указывает на то, что Бог действительно хотел жертвы.
Но Бог через псалмопевца продолжает утверждать, что в уме Бога есть нечто гораздо большее, что Он ищет. И по сравнению с этим жертвы сами по себе, если они не приносятся от чистого сердца, хуже, чем бесполезны – и Богу, и тем, кто участвует в таких действиях.
Итак, теперь Бог собирается указать на две вещи, в которых Он хочет, чтобы Его люди участвовали, и которые превзойдут внешнюю религиозную деятельность.
Первое, что Бог предпочитает приносить в жертву животных, это само по себе жертвоприношение. Это приношение жертвы благодарения.
14 Приношение Богу [ благодарение/благодарственная жертва/благодарственная жертва ];
и воздай свои обеты Всевышнему:
Итак, я просто скажу это – как христиане – как Божий народ – если мы войдем в здание нашей церкви и встретимся с Божьим народом и будем петь песни и давать деньги и делать все то, что ожидается от прихожан – и все же наши сердца не полны благодарности Богу – у вас есть прямо здесь Божье слово, говорящее вам, что это не то, чего Он ищет.
И второе действие, которым Бог хочет, чтобы мы занимались, — это искренне взывать к Богу, когда мы в нужде, а затем прославлять Его, когда Он отвечает и избавляет нас… к ] мне [ в день/когда ты будешь в ] беде:
я избавлю тебя,
и ты [ прославишь/почитай ] меня.
Нам может показаться, что Богу это в лучшем случае будет скучно. В худшем случае его раздражает обращение к Богу, когда мы в беде.
И тем не менее, Бог предпочел бы, чтобы вы смиренно воззвали к нему о помощи, а затем прославили его, как только он ответит, — чем ваша жертва.
И это звучит так эгоистично и парадоксально – возможно, так гедонистично и даже, может быть, безбожно! Но здесь у нас есть Слово Божье, побуждающее нас думать не о том, что мы можем сделать для Бога, а о том, что Он может сделать для нас .
Я знаю — я почти потрясен, говоря это. Но именно об этом говорит этот псалом.
Бог начал со свидетельства, что Ему ничего не нужно от Своего народа. В основном он презирает и высмеивает мысль о том, что его люди могут сделать все, чтобы поддержать его любым способом. Он решительно заявляет нам, что ему ничего не нужно из того, что мы можем ему дать.
О, кроме благодарения. Это единственное, чего он хочет.
И помимо этого, Бог действительно желает, чтобы мы молились Ему, когда попадаем в беду. А потом, когда он милостиво отвечает и дает нам то, в чем мы так отчаянно нуждаемся – он просто хочет, чтобы мы его прославили.
Итак, Бог хочет от нас двух действий – благодарить Его и прославлять за ответ на молитву.
Псалом 50 Комментарий: 16-20 | Послание Бога к нечестивым
Итак, теперь мы все знаем волю Бога – он хочет благодарности и славы от своего народа вместо того, чтобы выполнять письменные религиозные обязанности.
Но теперь Бог собирается обратиться к нечестивым и передать им сообщение. В контексте это нечестивый народ Божий – мятежные израильтяне. И у Бога есть послание для них.
16 , но для [ Wicked/evildoer ] Боже,
[ Что нужно сделать, чтобы/как вы сможете ] [ Устава/], ] [. что ты должен взять мой завет в уста твои/и говорить о моем завете ]?
Итак, Бог обращается к Своему нечестивому народу, и тем не менее они провозглашают Божьи уставы и заповеди. Они говорят о Его завете двулично.
Праведник вступает в завет с Богом через жертву своего Сына. Нечестивые просто говорят о Божьем завете. И Бог не хочет, чтобы они делали даже это.
И вот почему нечестивым нет смысла говорить о Нем и Его заповедях и завете…
17 Видя, что ты ненавидишь наставление,
и брось мои слова позади себя.
И кажется действительно странным, что некоторые из Божьих людей, которые берут на себя ответственность провозглашать Божьи заповеди, сами ненавидят Божьи наставления и слова.
Но реальность такова, что в любом городе этой страны полно таких служителей. Когда дело доходит до этого, если они действительно не рождены свыше, то есть вступили в Новый Завет через жертву Христа, они, как сказал апостол Павел, враги креста Христова.
Они ненавидят слово Бога. И тем не менее, это то, с чем они работают все время. Это не имеет смысла. И поэтому Бог упрекает таких людей.
И тем не менее, это послание обращено к Божьему народу, а не только к тем, кто идентифицирует себя как Божий народ за пределами нашей церкви. Это касается не только католиков, лютеран и харизматов. Это и для нас тоже.
Нам нужно действительно проверить наши сердца.
Есть ли среди нас те, кто откровенно «ненавидит» Божьи наставления? Вы проявляете открытое неповиновение, когда слышите, чего Бог хочет от того или иного дела. Я имею в виду, вы можете захотеть представить это так, как будто «это не то, чего хочет Бог — это просто то, что говорят мои родители» или что-то еще. И все же – несмотря на это – ты каким-то образом умудряешься считать себя христианином.
Или, может быть, ваша реакция на Божье слово не такая откровенно враждебная. Может быть, вы просто стали очень искусными в игнорировании Божьего слова — «оставляя их позади себя». Я имею в виду, что вы будете продолжать говорить о Боге — его завете и его слове, — но вы научились игнорировать то, что это слово и завет предписывают вам в ваших действиях и мыслях.
Боже, помоги нам всем не лицемерить. Не изображать из себя любовь к Слову Божьему, когда на самом деле мы его ненавидим или игнорируем на практике…
Бог дает нечестивым несколько примеров того, как он знает, что они ненавидят его приказы и бросают его слово за спину.
Во-первых, они любят и сопровождают воров и прелюбодеев в их злодеяниях.
18 Когда ты увидел вора, то ты [ согласился / доволен / присоединился ] к нему,
и [ был соучастником/сообщником ] с прелюбодеями.
Итак, нам следует исследовать наши сердца и подумать, любит ли кто-нибудь из нас нечестную прибыль. Есть ли кто-нибудь из нас, кто будет воровать?
Или есть те, кто совершает прелюбодеяние – даже в вашем сердце – как обычную практику? Разве мы забываем, что даже смотреть на женщину с вожделением — значит прелюбодействовать? А может, и не забываем – но нам уже все равно…
Но на этом Бог обвинение не останавливает. Он продолжает приводить доказательства того, что человек ненавидит свое слово.
19 Ты уста твои отдаешь злу,
и язык твой измышляет ложь.
Итак, подумайте, лгать вам или нет. Обманываете ли вы намеренно по привычке?
Возможно, мы обманываем наших ближних. Но Бога не обмануть, и Он готов свидетельствовать против нас…
И еще один признак того, что вы ненавидите или презираете Слово Божье, это то, как вы используете свой язык, чтобы говорить о других.
20 Ты сидишь и говоришь против своего брата;
ты клевещешь на сына своей матери.
Итак, как вы говорите о других членах вашей церкви? В семье? На рабочем месте?
Вы клевещете на других – говорите, что о них неправда?
В той мере, в какой мы делаем что-либо из этого – мы доказываем – несмотря на все кажущееся обратное – несмотря на то, что мы стоим перед аудиторией и даем слово Божье – несмотря на то, что смело провозглашаем слово Божье заблудшим соседям и друзьям – наши отношения к слову Божьему находится в полном беспорядке.
Согласно этому псалму, мы находимся в ситуации, в которой Бог хочет нас видеть. Он хочет, чтобы мы обращались к нему, когда у нас были проблемы. Есть ли среди нас те, кто попал в беду после прочтения этого списка качеств, доказывающих, что вы ненавидите слово Божье? Мы можем призвать его в этой беде и прославить его за его милосердие и изменяющую жизнь силу.
Комментарий к 50-му псалму: 21 | Бог отвечает молчанием
Ну, вы знаете, что может сбивать с толку такого человека — того, кто считается членом Божьего народа, — но который ненавидит Божье слово и будет обличен Богом — что так обманчиво для этих людей? людей в том, что часто Бог не наказывает их немедленно за их проступки.
21 Эти вещи ты сделал, [ это то, что они сделали – что делает Бог? ] и я молчал;
ты думал, что я вообще такой как ты:но я обличу тебя,
и приведу [ их /дело/»эти вещи» ] в порядок перед твоими глазами .
Итак, Бог поставил перед, возможно, некоторыми из нас «эти вещи», которые показывают, что мы можем хорошо говорить о слове Божьем, но на самом деле ненавидим его. И если мы будем продолжать в том же духе, мы окажемся нечестивыми и заслуживающими осуждения, о которых говорится в этом псалме.
Но если это послание от Бога беспокоит и расстраивает вас, что ж, у Бога есть продолжение, на которое вам следует обратить пристальное внимание.
Псалом 50 Комментарий: 22-23 | Возможность измениться
Потому что Бог не оставит вас там, где вы есть. Он дает вам еще один шанс.
22 Теперь подумайте об этом,
вы, забывшие Бога,[ чтобы/Или я не сделал/Иначе я не сделаю ] Я разорву вас на куски,
и нет не поставить.
И это произойдет, если вы проигнорируете то, что Бог говорит здесь. Он осудит тебя и разорвет на куски, как дикое животное.
Но вот благословенное средство от этого ужасного исхода. Подумай об этом…
23 Кто [ возносит хвалу/приносит благодарственную жертву/приносит благодарственную жертву ] [ прославляет/почитает ] меня:
и тому, кто приказывает его разговор верно хочу ли я [ показать/открыть ] [ спасение Божье/моя сила доставить ].
Теперь сообщение здесь не должно быть понято неправильно.