Алексия это: причины, симптомы, диагностика и лечение
Содержание
причины, симптомы, диагностика и лечение
Алексия – это тотальное расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При данном нарушении человек не может научиться читать или утрачивает способность распознавать буквы и соединять их в слова. Алексия может развиваться изолированно или сочетаться с афазией, аграфией. Расстройство диагностируется с помощью нейропсихологического и логопедического тестирования, методов нейровизуализации (КТ, МРТ, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетических процессов.
Общие сведения
Алексию («а» ‒ отрицание, «lexis» ‒ лексика, слово) также называют «словесной слепотой» или «визуальной афазией» из-за невозможности прочтения написанного. Пристальное внимание проблеме стало уделяться более ста лет назад в связи с возросшим интересом к нейроанатомии и психологии. «Пионером» в изучении патологии был французский невролог Ж. Дежерин, который в 1892 г. впервые описал «чистую алексию» с сохранной речью и локализовал сопутствующие ей поражения в головном мозге. В современной логопедии различают частичную несформированность чтения – дислексию и полное отсутствие/распад навыка – алексию.
Алексия
Причины алексии
Любые расстройства чтения имеют под собой неврологическую основу и связаны с поражением областей мозга, задействованных в этом процессе. Изолированная приобретенная алексия в большинстве случаев развивается в результате нарушения кровоснабжения в бассейне задней мозговой артерии, которая питает кровью задние отделы мозга, включая зрительную кору и борозду мозолистого тела.
Кроме этого, алексия может входить в структуру различных видов афазии (моторных, сенсорных) и возникать вследствие повреждений соответствующих мозговых отделов. Этиофакторами локального нарушения церебрального кровотока могут являться:
- ишемический инсульт;
- черепно-мозговая травма;
- нейрохирургическая операция;
- нейроинфекции;
- опухоли мозга;
- демиелинизирующие заболевания ЦНС;
- интоксикации нейротропными ядами.
У детей неспособность к обучению чтению чаще всего связана с неблагоприятными перинатальными факторами: гипоксическим повреждением мозга, внутриутробными инфекциями, родовыми травмами головы и ШОП. Также причиной алексии в детском возрасте может выступать дефицит речевых контактов, аутизм, тяжелые нарушения интеллекта.
Патогенез
Чтение, как процесс, складывается из двух компонентов: технического и семантического. Техническая сторона состоит из распознавания зрительного образа буквы – графемы, соотнесения ее с артикулемой и фонемой, складывания графем в лексемы. Смысловая сторона заключается в понимании прочитанного. Психофизиологические механизмы чтения обеспечиваются сохранностью и четким взаимодействием зрительного (затылочная кора), акустического (височная кора), речедвигательного (нижнетеменные, заднелобные отделы) анализаторов.
Алексия развивается при поражении любых звеньев этой цепочки. При различных видах афазии первичным дефектом может являться артикуляционная или орально-артикуляционная апраксия, слуховая агнозия, в результате чего распадается связь «фонема-артикулема-графема». Это ведет к вторичному нарушению процесса чтения.
Центральным механизмом чистых форм алексии выступают дефекты зрительного либо зрительно-пространственного гнозиса, зрительного мнезиса. В этих случаях нарушается восприятие графического символа буквы, его пространственного расположения, страдает память на буквы. Результатом буквенных агнозий и амнезий становится неспособность больных правильно прочесть и дифференцировать графемы, слова.
Классификация
В зависимости от структуры нарушений чтения различают 2 группы расстройств:
- Речевые. Встречаются в рамках соответствующих моторных и сенсорных форм афазии. Представлены афферентной и эфферентной моторной, акустико-гностической и акустико-мнестической алексией и аграфией.
- Неречевые (гностические). Протекают без расстройства устной речи. В их основе лежит зрительная и зрительно-пространственная агнозия. Эти формы включают оптическую, оптико-пространственную и оптико-мнестическую алексию.
Оптическая в свою очередь подразделяется на:
- литеральную – больные не узнают буквы;
- вербальную – пациенты узнают и называют отдельные буквы, но не могут осуществить их слияние в слоги и слова.
Симптомы алексии
Изолированные расстройства чтения (алексия без афазии и аграфии) протекают на фоне нормальной устной речи и ее слухового восприятия. Функция письма также сохранна, однако через некоторое время пациент не может прочесть то, что он ранее написал. Узнавание слов на слух не нарушено, затруднение вызывает только распознавание письменного текста. Больной воспринимает буквы, как рисунки, не понимая их значения, смешивает графемы, сходные по написанию.
Основной симптом – медленное побуквенное чтение. Больные сначала пытаются опознать каждую букву по отдельности, а затем сложить их в слово. Характерен «эффект длины слова», при котором длинные слова читаются медленнее и с меньшей вероятностью будут прочитаны правильно, чем короткие слова. Также нарушается узнавание цифр и других символов (знаков препинания, математических знаков), часто возникает аномия. Изолированная алексия часто сопровождается выпадением полей зрения (правосторонняя гемианопсия), расстройством цветовосприятия.
Речевые формы алексии протекают с явлениями афазии: афферентной моторной, Брока, Вернике, акустико-мнестической. При грубых формах афатического синдрома чтение распадается полностью. В менее тяжелых случаях чтение становится медленным, послоговым, угадывающим, отмечаются множественные замены букв. Глобальное чтение некоторым пациентам доступно, они могут правильно разложить подписи под картинками. При акустико-мнестической алексии нарушается не техника чтения, а понимание длинного текста.
Осложнения
Пациенты с алексией теряют способность свободно читать, а зачастую – говорить и писать, что отрицательно влияет на самооценку, возможность обучения, профессиональной реализации. Это является серьезным инвалидизирующим фактором, мешает полноценному социальному взаимодействию. У больных часто развивается депрессивный синдром, ощущение бесперспективности и обреченности. Психические переживания часто усугубляются физической немощью: нарушением двигательных функций, способностью к самообслуживанию.
Диагностика
Для построения коррекционной программы важно установить характер и механизм дефекта, этиологию и локализацию патологического очага. Больного с расстройством навыка чтения консультируют врач-невролог, клинический логопед, нейропсихолог. В диагностическом поиске используются:
- Методы нейровизуализации. Чтобы определить причину алексии и провести топическую диагностику поражения, в клинической неврологии прибегают к проведению церебральной КТ, МРТ, реже ‒ ПЭТ-КТ головного мозга. Для оценки показателей мозговой гемодинамики выполняется дуплексное сканирование МАГ.
- Обследование устной и письменной речи. Речевую диагностику начинают с оценки импрессивной и спонтанной речи, орального и артикуляционного праксиса, речевых автоматизмов, повторной речи.
Исследуется способность к идеограммному чтению, чтению печатных, письменных букв, слов, предложений, коротких текстов, чтение «про себя» (нахождение подписей к картинкам). Проверяются навыки списывания, письма под диктовку, самостоятельного письма.
- Нейропсихологическое тестирование. Важно оценить состояние различных видов гнозиса (особенно зрительного, буквенного), праксиса. Также проводятся тесты, позволяющие исследовать когнитивные навыки: память (в т. ч. слухоречевую), восприятие, мышление, пространственную ориентировку.
Коррекция алексии
Медицинские вмешательства
Лечение проводится с учетом первичного нарушения и его характера (сосудистая, инфекционная, опухолевая патология, травма). Оно включает лекарственную терапию, нейрореабилитацию, психокоррекцию, по показаниям – оперативные вмешательства:
- Фармакотерапия. При ОНМК назначается гипотензивная, вазоактивная, нейротрофическая, дезагрегантная, антиоксидантная терапия.
При травмах головы показано введение ноотропов, диуретиков, седативных препаратов, анальгетиков. Этиотропная терапия нейроинфекций может включать применение противомикробных или противовирусных средств, интерферонов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов.
- Нейрохирургические операции. Раннее нейрохирургическое вмешательство позволяет минимизировать зону повреждения головного мозга, уменьшить явления алексии, ускорить восстановление. В период «терапевтического окна» ишемического инсульта показано проведение системного или селективного тромболизиса. При ЧМТ может потребоваться удаление костных отломков вдавленных переломов, эвакуация внутричерепных гематом. При опухолях головного мозга проводится химиотерапия, стереотаксическое удаление, хирургическое иссечение.
- Нейрореабилитация и нейрокоррекция. После купирования острых симптомов проводится лечебная физкультура, эрготерапия, механотерапия, электростимуляция оральной мускулатуры.
Нейропсихологическая коррекция подразумевает развитие оптического гнозиса, зрительно-пространственных представлений, концентрации внимания, памяти.
Логопедическая коррекция
Логотерапия при алексии выстраивается с учетом центрального механизма нарушения речи. При афазиях ‒ это растормаживание устной речи, преодоление кинетической и кинестетической апраксии, активизация слухового гнозиса, расширение слухоречевой памяти, восстановление связей между артикулемой, фонемой и графемой. На стадии грубых расстройств стимулируют глобальное чтение, в дальнейшем переходят к звукобуквенному анализу состава слова.
В случае изолированной алексии первоочередное внимание уделяют восстановлению оптического образа букв. Для этого подключают кинестетические, двигательные ощущения, проговаривание, слуховую актуализацию. По мере восстановления зрительной перцепции постепенно переходят от побуквенного к послоговому чтению, увеличению скорости, пересказу прочитанного.
Прогноз и профилактика
Восстановление навыка чтения – долгий кропотливый труд, требующий усердия и терпения пациента, логопеда, родственников. Не всегда, даже после нескольких курсов логотерапии, удается достичь преморбидного уровня. Элементы алексии в виде послогового чтения у многих больных сохраняются пожизненно. Профилактика заключается в минимизации факторов риска развития причинных заболеваний (инсультов, травм головы и др.). При возникновении алексии важно раннее начало и точное следование программе восстановительных мероприятий.
причины, симптомы, диагностика и лечение
Алексия – это тотальное расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При данном нарушении человек не может научиться читать или утрачивает способность распознавать буквы и соединять их в слова. Алексия может развиваться изолированно или сочетаться с афазией, аграфией. Расстройство диагностируется с помощью нейропсихологического и логопедического тестирования, методов нейровизуализации (КТ, МРТ, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетических процессов.
Общие сведения
Алексию («а» ‒ отрицание, «lexis» ‒ лексика, слово) также называют «словесной слепотой» или «визуальной афазией» из-за невозможности прочтения написанного. Пристальное внимание проблеме стало уделяться более ста лет назад в связи с возросшим интересом к нейроанатомии и психологии. «Пионером» в изучении патологии был французский невролог Ж. Дежерин, который в 1892 г. впервые описал «чистую алексию» с сохранной речью и локализовал сопутствующие ей поражения в головном мозге. В современной логопедии различают частичную несформированность чтения – дислексию и полное отсутствие/распад навыка – алексию.
Алексия
Причины алексии
Любые расстройства чтения имеют под собой неврологическую основу и связаны с поражением областей мозга, задействованных в этом процессе. Изолированная приобретенная алексия в большинстве случаев развивается в результате нарушения кровоснабжения в бассейне задней мозговой артерии, которая питает кровью задние отделы мозга, включая зрительную кору и борозду мозолистого тела.
Кроме этого, алексия может входить в структуру различных видов афазии (моторных, сенсорных) и возникать вследствие повреждений соответствующих мозговых отделов. Этиофакторами локального нарушения церебрального кровотока могут являться:
- ишемический инсульт;
- черепно-мозговая травма;
- нейрохирургическая операция;
- нейроинфекции;
- опухоли мозга;
- демиелинизирующие заболевания ЦНС;
- интоксикации нейротропными ядами.
У детей неспособность к обучению чтению чаще всего связана с неблагоприятными перинатальными факторами: гипоксическим повреждением мозга, внутриутробными инфекциями, родовыми травмами головы и ШОП. Также причиной алексии в детском возрасте может выступать дефицит речевых контактов, аутизм, тяжелые нарушения интеллекта.
Патогенез
Чтение, как процесс, складывается из двух компонентов: технического и семантического. Техническая сторона состоит из распознавания зрительного образа буквы – графемы, соотнесения ее с артикулемой и фонемой, складывания графем в лексемы. Смысловая сторона заключается в понимании прочитанного. Психофизиологические механизмы чтения обеспечиваются сохранностью и четким взаимодействием зрительного (затылочная кора), акустического (височная кора), речедвигательного (нижнетеменные, заднелобные отделы) анализаторов.
Алексия развивается при поражении любых звеньев этой цепочки. При различных видах афазии первичным дефектом может являться артикуляционная или орально-артикуляционная апраксия, слуховая агнозия, в результате чего распадается связь «фонема-артикулема-графема». Это ведет к вторичному нарушению процесса чтения.
Центральным механизмом чистых форм алексии выступают дефекты зрительного либо зрительно-пространственного гнозиса, зрительного мнезиса. В этих случаях нарушается восприятие графического символа буквы, его пространственного расположения, страдает память на буквы. Результатом буквенных агнозий и амнезий становится неспособность больных правильно прочесть и дифференцировать графемы, слова.
Классификация
В зависимости от структуры нарушений чтения различают 2 группы расстройств:
- Речевые. Встречаются в рамках соответствующих моторных и сенсорных форм афазии. Представлены афферентной и эфферентной моторной, акустико-гностической и акустико-мнестической алексией и аграфией.
- Неречевые (гностические). Протекают без расстройства устной речи. В их основе лежит зрительная и зрительно-пространственная агнозия. Эти формы включают оптическую, оптико-пространственную и оптико-мнестическую алексию. Оптическая в свою очередь подразделяется на:
- литеральную – больные не узнают буквы;
- вербальную – пациенты узнают и называют отдельные буквы, но не могут осуществить их слияние в слоги и слова.
Симптомы алексии
Изолированные расстройства чтения (алексия без афазии и аграфии) протекают на фоне нормальной устной речи и ее слухового восприятия. Функция письма также сохранна, однако через некоторое время пациент не может прочесть то, что он ранее написал. Узнавание слов на слух не нарушено, затруднение вызывает только распознавание письменного текста. Больной воспринимает буквы, как рисунки, не понимая их значения, смешивает графемы, сходные по написанию.
Основной симптом – медленное побуквенное чтение. Больные сначала пытаются опознать каждую букву по отдельности, а затем сложить их в слово. Характерен «эффект длины слова», при котором длинные слова читаются медленнее и с меньшей вероятностью будут прочитаны правильно, чем короткие слова. Также нарушается узнавание цифр и других символов (знаков препинания, математических знаков), часто возникает аномия. Изолированная алексия часто сопровождается выпадением полей зрения (правосторонняя гемианопсия), расстройством цветовосприятия.
Речевые формы алексии протекают с явлениями афазии: афферентной моторной, Брока, Вернике, акустико-мнестической. При грубых формах афатического синдрома чтение распадается полностью. В менее тяжелых случаях чтение становится медленным, послоговым, угадывающим, отмечаются множественные замены букв. Глобальное чтение некоторым пациентам доступно, они могут правильно разложить подписи под картинками. При акустико-мнестической алексии нарушается не техника чтения, а понимание длинного текста.
Осложнения
Пациенты с алексией теряют способность свободно читать, а зачастую – говорить и писать, что отрицательно влияет на самооценку, возможность обучения, профессиональной реализации. Это является серьезным инвалидизирующим фактором, мешает полноценному социальному взаимодействию. У больных часто развивается депрессивный синдром, ощущение бесперспективности и обреченности. Психические переживания часто усугубляются физической немощью: нарушением двигательных функций, способностью к самообслуживанию.
Диагностика
Для построения коррекционной программы важно установить характер и механизм дефекта, этиологию и локализацию патологического очага. Больного с расстройством навыка чтения консультируют врач-невролог, клинический логопед, нейропсихолог. В диагностическом поиске используются:
- Методы нейровизуализации. Чтобы определить причину алексии и провести топическую диагностику поражения, в клинической неврологии прибегают к проведению церебральной КТ, МРТ, реже ‒ ПЭТ-КТ головного мозга. Для оценки показателей мозговой гемодинамики выполняется дуплексное сканирование МАГ.
- Обследование устной и письменной речи. Речевую диагностику начинают с оценки импрессивной и спонтанной речи, орального и артикуляционного праксиса, речевых автоматизмов, повторной речи. Исследуется способность к идеограммному чтению, чтению печатных, письменных букв, слов, предложений, коротких текстов, чтение «про себя» (нахождение подписей к картинкам). Проверяются навыки списывания, письма под диктовку, самостоятельного письма.
- Нейропсихологическое тестирование. Важно оценить состояние различных видов гнозиса (особенно зрительного, буквенного), праксиса.
Также проводятся тесты, позволяющие исследовать когнитивные навыки: память (в т. ч. слухоречевую), восприятие, мышление, пространственную ориентировку.
Коррекция алексии
Медицинские вмешательства
Лечение проводится с учетом первичного нарушения и его характера (сосудистая, инфекционная, опухолевая патология, травма). Оно включает лекарственную терапию, нейрореабилитацию, психокоррекцию, по показаниям – оперативные вмешательства:
- Фармакотерапия. При ОНМК назначается гипотензивная, вазоактивная, нейротрофическая, дезагрегантная, антиоксидантная терапия. При травмах головы показано введение ноотропов, диуретиков, седативных препаратов, анальгетиков. Этиотропная терапия нейроинфекций может включать применение противомикробных или противовирусных средств, интерферонов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов.
- Нейрохирургические операции. Раннее нейрохирургическое вмешательство позволяет минимизировать зону повреждения головного мозга, уменьшить явления алексии, ускорить восстановление.
В период «терапевтического окна» ишемического инсульта показано проведение системного или селективного тромболизиса. При ЧМТ может потребоваться удаление костных отломков вдавленных переломов, эвакуация внутричерепных гематом. При опухолях головного мозга проводится химиотерапия, стереотаксическое удаление, хирургическое иссечение.
- Нейрореабилитация и нейрокоррекция. После купирования острых симптомов проводится лечебная физкультура, эрготерапия, механотерапия, электростимуляция оральной мускулатуры. Нейропсихологическая коррекция подразумевает развитие оптического гнозиса, зрительно-пространственных представлений, концентрации внимания, памяти.
Логопедическая коррекция
Логотерапия при алексии выстраивается с учетом центрального механизма нарушения речи. При афазиях ‒ это растормаживание устной речи, преодоление кинетической и кинестетической апраксии, активизация слухового гнозиса, расширение слухоречевой памяти, восстановление связей между артикулемой, фонемой и графемой. На стадии грубых расстройств стимулируют глобальное чтение, в дальнейшем переходят к звукобуквенному анализу состава слова.
В случае изолированной алексии первоочередное внимание уделяют восстановлению оптического образа букв. Для этого подключают кинестетические, двигательные ощущения, проговаривание, слуховую актуализацию. По мере восстановления зрительной перцепции постепенно переходят от побуквенного к послоговому чтению, увеличению скорости, пересказу прочитанного.
Прогноз и профилактика
Восстановление навыка чтения – долгий кропотливый труд, требующий усердия и терпения пациента, логопеда, родственников. Не всегда, даже после нескольких курсов логотерапии, удается достичь преморбидного уровня. Элементы алексии в виде послогового чтения у многих больных сохраняются пожизненно. Профилактика заключается в минимизации факторов риска развития причинных заболеваний (инсультов, травм головы и др.). При возникновении алексии важно раннее начало и точное следование программе восстановительных мероприятий.
Alexia — StatPearls — NCBI Bookshelf
Непрерывное обучение
Alexia — это редкое состояние, при котором понимание прочитанного отсутствует или значительно ограничено из-за черепно-мозговой травмы, повреждения или травмы. Это может быть связано с другими формами неврологического дефицита и часто связано с аграфией, неспособностью писать. Это состояние чаще всего наблюдается после нарушений мозгового кровообращения. В этом упражнении рассматривается оценка, лечение и ведение пациентов с этим заболеванием.
Цели:
Опишите патофизиологию алексии.
Опишите типичную клиническую картину пациента с алексией.
Объясните распространенные результаты медицинского осмотра, связанные с алексией.
Обобщите важность сотрудничества и общения между межпрофессиональной командой для улучшения координации ухода за пациентами, страдающими алексией.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Алексия — это приобретенное расстройство, приводящее к неспособности читать или понимать письменный язык.[1] Пораженные люди сохраняют способность писать и писать слова и предложения, но не могут понять, что было написано самостоятельно.[1] Это отличается от механической неспособности читать, такой как нарушение зрения и образовательные факторы, приводящие к неграмотности. Алексия обычно является результатом травмы/повреждения головного мозга, чаще всего в результате церебральных сосудистых катастроф, поражающих доминантное полушарие.[2] Это часто связано с другими нарушениями понимания, такими как аграфия (неспособность писать), акалькулия (неспособность выполнять арифметические действия) и афазия (дефицит разговорной речи и распознавания речи) [3]. Алексия также известна как «словесная слепота» или «агнозная алексия» и является редким заболеванием, впервые описанным Дежерином в 1887 году. Это состояние включает в себя неспособность читать с сохранением навыков письма, речи и понимания [6].
Этиология
Алексия варьируется от очень легкого дефицита чтения до полной неспособности понимать письменную речь, часто связанной с аграфией, неспособностью писать. Наиболее распространенной причиной алексии является инсульт (эмболическое или ишемическое нарушение мозгового кровообращения), поражающий доминантное полушарие головного мозга, хотя он может быть вызван и другими причинами, приводящими к нарушению этой области, например, поражениям, повреждениям или травмам. Конкретная пораженная область мозга приводит к трем различным типам алексии: лобной или передней алексии, центральной или теменно-височной алексии и задней или затылочной алексии. Каждый тип характеризуется определенным дефицитом понимания прочитанного с другими нейрокогнитивными нарушениями или без них.[8]
Эпидемиология
Изолированная алексия без аграфии встречается редко, и статистические данные ограничены. Однако он часто связан с другими видами инсультов и неврологическими нарушениями, вызванными нарушениями мозгового кровообращения. Инсульты вызывают значительную заболеваемость и смертность во всем мире как среди женщин, так и среди мужчин. Статистика за 2017 год показывает, что уровень заболеваемости инсультом составляет от 140,3 до 161,8 на 100 000 человек в 2017 году.[9][10]
Патофизиология
Существуют различные степени нарушения понимания, приводящие к различным типам алексии, включая затылочную или заднюю алексию, центральную или теменно-височную алексию и лобную или переднюю алексию.[1] Нейроанатомическая область, которая контролирует визуальное восприятие и интерпретацию, известна как зрительная словоформа (VWFA), расположенная в затылочно-височной извилине. Большая часть языковой обработки происходит вокруг угловой извилины левого полушария, доминирующего полушария для большей части населения. Повреждение этих областей может привести к множественным нарушениям речи, таким как афазия Брока, афазия Вернике, глобальная афазия, алексия и другие. При каждой форме алексии повреждается отдельная область мозга. Существует три основных классификации алексии, каждая из которых связана с различными синдромами алексии.
Первое проявление известно как алексия без аграфии, чистая алексия, задняя алексия или затылочная алексия и связано с поражением затылочной области. Поражается область визуальной формы слова, и визуальный ввод не может быть передан в области понимания языка в мозгу. Область связи между слуховыми центрами и языковыми центрами сохраняется, в результате чего сохраняется способность интерпретировать слова, произнесенные человеком или им самим.[8]
Связан с инфарктом левой задней мозговой артерии и/или кровоизлиянием в затылочную область, обычно поражающим валик мозолистого тела, который помогает зрительной коре связываться с речевыми центрами мозга.[2]
Часто ассоциируется с контралатеральным дефектом поля зрения, приводящим к гемианопсии (потеря зрения до половины поля зрения), чаще всего с дефектом правого поля зрения.[7]
Люди теряют способность понимать письменную речь, но сохраняют способность произносить и писать.
[1]
Область слухового ввода не затрагивается, и человек может интерпретировать слова, произнесенные им или им.[1]
Второе проявление, известное как центральная или теменно-височная алексия, связано с повреждением угловой извилины. Центральная алексия включает повреждение путей, соединяющих зрительную область словоформы и слуховую область с языковыми центрами мозга, что приводит к словесной слепоте, а также к неспособности произнести или распознать написанные слова.
Связан с инфарктом левой задней мозговой артерии, средней мозговой артерии и/или кровоизлиянием в угловую извилину.[2]
Ассоциируется с афазией и аграфией. У человека будут трудности с произношением и пониманием речи.
Связан с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральной полусенсорной игнорированием или потерей.
Полная потеря интерпретации письменной речи, неспособность различать отдельные буквы, неспособность интерпретировать написанные им слова или произносить сами слова.
[8]
Третье проявление, известное как лобная или передняя алексия, связано с передним поражением левого полушария. Область визуальной словоформы сохраняется, что приводит к способности интерпретировать письменный язык с помощью вербальной рабочей памяти. Человек может восстановить идентичность слова, распознав общие или содержательные слова.
Ассоциируется с инфарктом, кровоизлиянием, повреждением или травмой передней части левого полушария.
Нарушение понимания прочитанного с распознаванием содержательных слов и коротких слов, но с полной или частичной слепотой букв.[1]
Связан с аграфией, а также с неспособностью понимать написанные слова и неспособностью произносить слова по буквам.[8]
Ассоциируется с афазией не беглой речи.
Связан с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральным полусенсорным игнорированием или потерей.[8]
Анамнез и физикальное исследование
Алексия без аграфии, чистая алексия, задняя алексия или затылочная алексия связана с повреждением затылочной области. [8]
Люди теряют способность понимать письменную речь, но сохраняют способность произносить и писать. В этом случае человек сможет написать полное предложение, но затем не сможет прочитать то, что только что было написано.[1]
Физические лица могут распознавать буквы и быть в состоянии произносить слова по буквам и извлекать смысл из того, что читается на слух.[8] Человек не полагается на прочитанный материал, а скорее на звуки, издаваемые при произнесении или фонографическом звучании отдельных букв, и поэтому может понимать то, что слышится, а не читать. Если бы человек читал молча, понимания бы не было.[1]
Часто сочетается с гемианопсией. У людей будет дефицит правостороннего поля зрения.
Центральная или теменно-височная алексия связана с поражением угловой извилины.
Полная буквенная и словесная слепота: человек не может читать или узнавать слова или буквы. Поэтому они не могут создать фонографическую интерпретацию того, что написано, в отличие от того, что наблюдается при затылочной алексии.
Связаны с неспособностью интерпретировать написанные им слова, а также с неспособностью произносить слова по буквам.
Ассоциируется с аграфией, неспособностью писать.
Ассоциируется с афазией различных форм, беглой и не беглой.
Часто сочетается с гемипарезом и дефектом полей зрения.
Фронтальная или передняя алексия связана с поражением передней части левого полушария.
Люди могут угадывать слова содержания, а также короткие слова, но имеют ограниченное понимание материала для чтения.
Неспособность распознавать отдельные буквы, потеря интерпретации букв при написании им слов и неспособность произносить слова по буквам.
Ассоциируется с афазией не беглой речи.
Ассоциируется с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральной гемисенсорной недостаточностью или потерей [8].
Обследование
Обследование пациента с алексией включает тщательный медицинский осмотр для оценки беглости чтения и понимания. Базовый уровень показаний до оскорбительной травмы будет полезен для оценки состояния пациента. Пациентов следует попросить прочитать короткие рассказы и оценить понимание материала и скорость, с которой материал был прочитан. Пациентов также следует оценивать по их способности произносить слова по буквам, понимать написанные слова и писать. Необходимо провести всестороннее неврологическое обследование для выявления других нейрокогнитивных нарушений. Нейровизуализация с помощью компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) может быть выполнена, чтобы помочь локализовать пораженную область, тяжесть и остроту состояния. Всем, у кого впервые развилась алексия, следует провести компьютерную томографию головы, чтобы выявить острые нарушения мозгового кровообращения.[1][2][6] МРТ головного мозга имеет более высокую чувствительность, чем КТ головы, и ее следует рассматривать, если КТ головы неинформативна.
Лечение/управление
Лечение и лечение алексии сосредоточены на стратегиях реабилитации для улучшения чтения. Способ лечения алексии зависит от пораженной нейроанатомической области, как описано выше. Для людей с неповрежденным распознаванием букв используется побуквенный подход к чтению, при котором каждая буква произносится отдельно. Для пациентов с сохранными навыками письма используется кинестетический подход. При этом подходе пациент будет отслеживать или обрисовывать буквы и произносить их с помощью тактильного ввода, полученного при написании буквы. Эту тактику можно использовать регулярно, чтобы со временем увеличить скорость чтения. Хотя это может улучшить симптомы, определенного лекарства от расстройства не найдено.[11]
Дифференциальный диагноз
Алексия — это неспособность понимать письменную речь из-за очагового повреждения головного мозга в височной доле. Важно отличать алексию от других болезненных процессов, нарушающих чтение. Они могут включать нарушение зрения, травму или травму глаза, катаракту или слепоту, другие нейрокогнитивные расстройства, такие как глобальная афазия, деменция, интоксикация, мутизм и психические состояния, такие как кататония, депрессия или шизофрения.
Прогноз
Прогноз для пациентов, страдающих алексией, изменчив и сильно зависит от множества переменных. Тип алексии, причина травмы и объем реабилитации, проведенной после оскорбительной травмы, играют решающую роль в определении прогноза. Хотя люди могут улучшить свое понимание прочитанного, полное решение проблемы встречается редко.[11]
Осложнения
Осложнения алексии охватывают целый спектр нарушений чтения, которые варьируются от постоянной потери понимания до легкой степени нарушения чтения. Алексия почти всегда сопровождает другие нейрокогнитивные расстройства, связанные с провоцирующим инсультом. Эти состояния включают, но не ограничиваются полной афазией, полуполым игнорированием, дефицитом полей зрения и смертью.[6][8]
Сдерживание и просвещение пациентов
Alexia сама по себе в меньшей степени связана с повышенной заболеваемостью пострадавших лиц; однако в сочетании с другими проблемами общения это может в значительной степени способствовать инвалидности. Люди, страдающие от инсульта и последующей нейрокогнитивной дисфункции, могут стать замкнутыми, подавленными и чувствовать себя уединенными. Удаление такой формы общения, как интерпретация письменного языка, может усилить депрессию и изоляцию. Особое внимание следует уделить просвещению пациентов как для самого пациента, так и для окружающих его членов семьи и опекунов. Обучение должно проводиться в нескольких формах, а не в виде традиционных письменных инструкций при выписке, которые будут непонятны пациенту. Обучение должно быть сосредоточено на том, как интерпретировать симптомы повторного инсульта для пациентов, их семей и лиц, осуществляющих уход.[15][16]
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Люди, живущие с алексией, могут никогда не выздороветь, поэтому следует уделять особое внимание реабилитации. Должны быть внедрены новые методы чтения, такие как чтение по буквам, распознавание слов и кинестетический подход, упомянутые выше.[11] Для максимального выздоровления следует использовать межпрофессиональный командный подход между неврологом пациента, поставщиком первичной медико-санитарной помощи, трудотерапевтами, реабилитационной командой, семьей и лицами, осуществляющими уход. Пациентам также следует оказывать эмоциональную поддержку в связи с возможным развитием депрессии, обычно наблюдаемой у лиц, страдающих от инсульта с нейрокогнитивным дефицитом.[15][16]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
Черный ЛР. Афазия, алексия и устное чтение. Реабилитация после инсульта. 2004 Зима; 11 (1): 22-36. [PubMed: 14872397]
- 2.
Рупарелия С., Накви С., Хиджази С. Алексия без аграфии: редкое существо. Куреус. 02 июня 2017 г .; 9 (6): e1304. [Бесплатная статья PMC: PMC5493472] [PubMed: 28690938]
- 3.
Хендерсон В.В. Алексия и Аграфия с 1861 по 1965 год. Front Neurol Neurosci. 2019;44:39-52. [PubMed: 31220840]
- 4.
Хендерсон Фольксваген. Глава 37: алексия и аграфия. Handb Clin Neurol.
2010;95:583-601. [PubMed: 19892140]
- 5.
Баб Д. Алексия и связанные с ней нарушения чтения. Нейрол клин. 2003 г., май; 21 (2): 549–68. [PubMed: 12916491]
- 6.
Коэн Л., Генри С., Деэн С., Мартино О., Леэриси С., Лемер С., Феррье С. Патофизиология побуквенного чтения. Нейропсихология. 2004;42(13):1768-80. [PubMed: 15351626]
- 7.
Rosazza C, Isella V, Appollonio I, Shallice T. Когда легкая чистая алексия не может быть сведена к гемианопической алексии. Познание нейропсихологии. 2018 дек; 35 (8): 479-484. [PubMed: 30033810]
- 8.
Бенсон Д.Ф. Алексия третья. Арх Нейрол. 1977 г., июнь; 34 (6): 327–31. [В паблике: 860935]
- 9.
Thrift AG, Thayabaranathan T, Howard G, Howard VJ, Rothwell PM, Feigin VL, Norrving B, Donnan GA, Cadilhac DA. Глобальная статистика инсульта. Инт J Инсульт. 2017 янв;12(1):13-32. [PubMed: 27794138]
- 10.
Аван А.
, Дигале Х., Ди Наполи М., Стрейнджес С., Бехруз Р., Шоджаеянбабаи Г., Амири А., Табризи Р., Мохбер Н., Спенс Д.Д., Азарпажох М.Р. Социально-экономический статус и заболеваемость инсультом, распространенность, смертность и бремя во всем мире: экологический анализ из исследования глобального бремени болезней 2017 г. BMC Med. 201924 октября; 17 (1): 191. [Бесплатная статья PMC: PMC6813111] [PubMed: 31647003]
- 11.
Starrfelt R, Olafsdóttir RR, Arendt IM. Реабилитация чистой алексии: обзор. Нейропсихологическая реабилитация. 2013;23(5):755-79. [Бесплатная статья PMC: PMC3805423] [PubMed: 23808895]
- 12.
Герсон С.Н., Бенсон Ф., Фрейзер С.Х. Диагноз: шизофрения против задней афазии. Am J Психиатрия. 1977 г., сен; 134 (9): 966-9. [PubMed:
5]
- 13.
Медина Дж., Вайнтрауб С. Депрессия при первичной прогрессирующей афазии. J Geriatr Psychiatry Neurol. 2007 сен; 20 (3): 153-60. [PubMed: 17712098]
- 14.
Ackermann H, Ziegler W. [Акинетический мутизм — обзор литературы]. Fortschr Neurol Psychiatr. 1995 г., февраль; 63 (2): 59–67. [PubMed: 7705740]
- 15.
Winstein CJ, Stein J, Arena R, Bates B, Cherney LR, Cramer SC, Deruyter F, Eng JJ, Fisher B, Harvey RL, Lang CE, MacKay-Lyons M , Ottenbacher KJ, Pugh S, Reeves MJ, Richards LG, Stiers W, Zorowitz RD., Совет по инсульту Американской кардиологической ассоциации, Совет по сердечно-сосудистым заболеваниям и сестринскому делу при инсульте, Совет по клинической кардиологии и Совет по качеству лечения и исследованию результатов. Руководство по реабилитации и восстановлению после инсульта у взрослых: руководство для медицинских работников от Американской кардиологической ассоциации/Американской ассоциации инсульта. Инсульт. 2016 июнь;47(6):e98-e169. [PubMed: 27145936]
- 16.
Вилла РФ, Феррари Ф, Моретти А. Постинсультная депрессия: механизмы и фармакологическое лечение. Фармакол Тер.
2018 Апрель; 184: 131-144. [PubMed: 29128343]
Алексия — StatPearls — Книжная полка NCBI
Непрерывное образование
Алексия — это редкое состояние, при котором понимание прочитанного отсутствует или значительно ограничено из-за черепно-мозговой травмы, повреждения или травмы. Это может быть связано с другими формами неврологического дефицита и часто связано с аграфией, неспособностью писать. Это состояние чаще всего наблюдается после нарушений мозгового кровообращения. В этом упражнении рассматривается оценка, лечение и ведение пациентов с этим заболеванием.
Цели:
Опишите патофизиологию алексии.
Опишите типичную клиническую картину пациента с алексией.
Объясните распространенные результаты медицинского осмотра, связанные с алексией.
Обобщите важность сотрудничества и общения между межпрофессиональной командой для улучшения координации ухода за пациентами, страдающими алексией.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Алексия — это приобретенное расстройство, приводящее к неспособности читать или понимать письменный язык.[1] Пораженные люди сохраняют способность писать и писать слова и предложения, но не могут понять, что было написано самостоятельно.[1] Это отличается от механической неспособности читать, такой как нарушение зрения и образовательные факторы, приводящие к неграмотности. Алексия обычно является результатом травмы/повреждения головного мозга, чаще всего в результате церебральных сосудистых катастроф, поражающих доминантное полушарие.[2] Это часто связано с другими нарушениями понимания, такими как аграфия (неспособность писать), акалькулия (неспособность выполнять арифметические действия) и афазия (дефицит разговорной речи и распознавания речи) [3]. Алексия также известна как «словесная слепота» или «агнозная алексия» и является редким заболеванием, впервые описанным Дежерином в 1887 году. Это состояние включает в себя неспособность читать с сохранением навыков письма, речи и понимания [6].
Этиология
Алексия варьируется от очень легкого дефицита чтения до полной неспособности понимать письменную речь, часто связанной с аграфией, неспособностью писать. Наиболее распространенной причиной алексии является инсульт (эмболическое или ишемическое нарушение мозгового кровообращения), поражающий доминантное полушарие головного мозга, хотя он может быть вызван и другими причинами, приводящими к нарушению этой области, например, поражениям, повреждениям или травмам. Конкретная пораженная область мозга приводит к трем различным типам алексии: лобной или передней алексии, центральной или теменно-височной алексии и задней или затылочной алексии. Каждый тип характеризуется определенным дефицитом понимания прочитанного с другими нейрокогнитивными нарушениями или без них.[8]
Эпидемиология
Изолированная алексия без аграфии встречается редко, и статистические данные ограничены. Однако он часто связан с другими видами инсультов и неврологическими нарушениями, вызванными нарушениями мозгового кровообращения. Инсульты вызывают значительную заболеваемость и смертность во всем мире как среди женщин, так и среди мужчин. Статистика за 2017 год показывает, что уровень заболеваемости инсультом составляет от 140,3 до 161,8 на 100 000 человек в 2017 году.[9][10]
Патофизиология
Существуют различные степени нарушения понимания, приводящие к различным типам алексии, включая затылочную или заднюю алексию, центральную или теменно-височную алексию и лобную или переднюю алексию.[1] Нейроанатомическая область, которая контролирует визуальное восприятие и интерпретацию, известна как зрительная словоформа (VWFA), расположенная в затылочно-височной извилине. Большая часть языковой обработки происходит вокруг угловой извилины левого полушария, доминирующего полушария для большей части населения. Повреждение этих областей может привести к множественным нарушениям речи, таким как афазия Брока, афазия Вернике, глобальная афазия, алексия и другие. При каждой форме алексии повреждается отдельная область мозга. Существует три основных классификации алексии, каждая из которых связана с различными синдромами алексии.
Первое проявление известно как алексия без аграфии, чистая алексия, задняя алексия или затылочная алексия и связано с поражением затылочной области. Поражается область визуальной формы слова, и визуальный ввод не может быть передан в области понимания языка в мозгу. Область связи между слуховыми центрами и языковыми центрами сохраняется, в результате чего сохраняется способность интерпретировать слова, произнесенные человеком или им самим.[8]
Связан с инфарктом левой задней мозговой артерии и/или кровоизлиянием в затылочную область, обычно поражающим валик мозолистого тела, который помогает зрительной коре связываться с речевыми центрами мозга.[2]
Часто ассоциируется с контралатеральным дефектом поля зрения, приводящим к гемианопсии (потеря зрения до половины поля зрения), чаще всего с дефектом правого поля зрения.
[7]
Люди теряют способность понимать письменную речь, но сохраняют способность произносить и писать.[1]
Область слухового ввода не затрагивается, и человек может интерпретировать слова, произнесенные им или им.[1]
Второе проявление, известное как центральная или теменно-височная алексия, связано с повреждением угловой извилины. Центральная алексия включает повреждение путей, соединяющих зрительную область словоформы и слуховую область с языковыми центрами мозга, что приводит к словесной слепоте, а также к неспособности произнести или распознать написанные слова.
Связан с инфарктом левой задней мозговой артерии, средней мозговой артерии и/или кровоизлиянием в угловую извилину.[2]
Ассоциируется с афазией и аграфией. У человека будут трудности с произношением и пониманием речи.
Связан с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральной полусенсорной игнорированием или потерей.
Полная потеря интерпретации письменной речи, неспособность различать отдельные буквы, неспособность интерпретировать написанные им слова или произносить сами слова.[8]
Третье проявление, известное как лобная или передняя алексия, связано с передним поражением левого полушария. Область визуальной словоформы сохраняется, что приводит к способности интерпретировать письменный язык с помощью вербальной рабочей памяти. Человек может восстановить идентичность слова, распознав общие или содержательные слова.
Ассоциируется с инфарктом, кровоизлиянием, повреждением или травмой передней части левого полушария.
Нарушение понимания прочитанного с распознаванием содержательных слов и коротких слов, но с полной или частичной слепотой букв.[1]
Связан с аграфией, а также с неспособностью понимать написанные слова и неспособностью произносить слова по буквам.[8]
Ассоциируется с афазией не беглой речи.
Связан с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральным полусенсорным игнорированием или потерей.[8]
Анамнез и физикальное исследование
Алексия без аграфии, чистая алексия, задняя алексия или затылочная алексия связана с повреждением затылочной области.[8]
Люди теряют способность понимать письменную речь, но сохраняют способность произносить и писать. В этом случае человек сможет написать полное предложение, но затем не сможет прочитать то, что только что было написано.[1]
Физические лица могут распознавать буквы и быть в состоянии произносить слова по буквам и извлекать смысл из того, что читается на слух.[8] Человек не полагается на прочитанный материал, а скорее на звуки, издаваемые при произнесении или фонографическом звучании отдельных букв, и поэтому может понимать то, что слышится, а не читать. Если бы человек читал молча, понимания бы не было.[1]
Часто сочетается с гемианопсией.
У людей будет дефицит правостороннего поля зрения.
Центральная или теменно-височная алексия связана с поражением угловой извилины.
Полная буквенная и словесная слепота: человек не может читать или узнавать слова или буквы. Поэтому они не могут создать фонографическую интерпретацию того, что написано, в отличие от того, что наблюдается при затылочной алексии.
Связаны с неспособностью интерпретировать написанные им слова, а также с неспособностью произносить слова по буквам.
Ассоциируется с аграфией, неспособностью писать.
Ассоциируется с афазией различных форм, беглой и не беглой.
Часто сочетается с гемипарезом и дефектом полей зрения.
Фронтальная или передняя алексия связана с поражением передней части левого полушария.
Люди могут угадывать слова содержания, а также короткие слова, но имеют ограниченное понимание материала для чтения.
Неспособность распознавать отдельные буквы, потеря интерпретации букв при написании им слов и неспособность произносить слова по буквам.
Ассоциируется с афазией не беглой речи.
Ассоциируется с дефектом правого поля зрения и часто контралатеральной гемисенсорной недостаточностью или потерей [8].
Обследование
Обследование пациента с алексией включает тщательный медицинский осмотр для оценки беглости чтения и понимания. Базовый уровень показаний до оскорбительной травмы будет полезен для оценки состояния пациента. Пациентов следует попросить прочитать короткие рассказы и оценить понимание материала и скорость, с которой материал был прочитан. Пациентов также следует оценивать по их способности произносить слова по буквам, понимать написанные слова и писать. Необходимо провести всестороннее неврологическое обследование для выявления других нейрокогнитивных нарушений. Нейровизуализация с помощью компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) может быть выполнена, чтобы помочь локализовать пораженную область, тяжесть и остроту состояния. Всем, у кого впервые развилась алексия, следует провести компьютерную томографию головы, чтобы выявить острые нарушения мозгового кровообращения.[1][2][6] МРТ головного мозга имеет более высокую чувствительность, чем КТ головы, и ее следует рассматривать, если КТ головы неинформативна.
Лечение/управление
Лечение и лечение алексии сосредоточены на стратегиях реабилитации для улучшения чтения. Способ лечения алексии зависит от пораженной нейроанатомической области, как описано выше. Для людей с неповрежденным распознаванием букв используется побуквенный подход к чтению, при котором каждая буква произносится отдельно. Для пациентов с сохранными навыками письма используется кинестетический подход. При этом подходе пациент будет отслеживать или обрисовывать буквы и произносить их с помощью тактильного ввода, полученного при написании буквы. Эту тактику можно использовать регулярно, чтобы со временем увеличить скорость чтения. Хотя это может улучшить симптомы, определенного лекарства от расстройства не найдено. [11]
Дифференциальный диагноз
Алексия — это неспособность понимать письменную речь из-за очагового повреждения головного мозга в височной доле. Важно отличать алексию от других болезненных процессов, нарушающих чтение. Они могут включать нарушение зрения, травму или травму глаза, катаракту или слепоту, другие нейрокогнитивные расстройства, такие как глобальная афазия, деменция, интоксикация, мутизм и психические состояния, такие как кататония, депрессия или шизофрения.
Прогноз
Прогноз для пациентов, страдающих алексией, изменчив и сильно зависит от множества переменных. Тип алексии, причина травмы и объем реабилитации, проведенной после оскорбительной травмы, играют решающую роль в определении прогноза. Хотя люди могут улучшить свое понимание прочитанного, полное решение проблемы встречается редко.[11]
Осложнения
Осложнения алексии охватывают целый спектр нарушений чтения, которые варьируются от постоянной потери понимания до легкой степени нарушения чтения. Алексия почти всегда сопровождает другие нейрокогнитивные расстройства, связанные с провоцирующим инсультом. Эти состояния включают, но не ограничиваются полной афазией, полуполым игнорированием, дефицитом полей зрения и смертью.[6][8]
Сдерживание и просвещение пациентов
Alexia сама по себе в меньшей степени связана с повышенной заболеваемостью пострадавших лиц; однако в сочетании с другими проблемами общения это может в значительной степени способствовать инвалидности. Люди, страдающие от инсульта и последующей нейрокогнитивной дисфункции, могут стать замкнутыми, подавленными и чувствовать себя уединенными. Удаление такой формы общения, как интерпретация письменного языка, может усилить депрессию и изоляцию. Особое внимание следует уделить просвещению пациентов как для самого пациента, так и для окружающих его членов семьи и опекунов. Обучение должно проводиться в нескольких формах, а не в виде традиционных письменных инструкций при выписке, которые будут непонятны пациенту. Обучение должно быть сосредоточено на том, как интерпретировать симптомы повторного инсульта для пациентов, их семей и лиц, осуществляющих уход.[15][16]
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Люди, живущие с алексией, могут никогда не выздороветь, поэтому следует уделять особое внимание реабилитации. Должны быть внедрены новые методы чтения, такие как чтение по буквам, распознавание слов и кинестетический подход, упомянутые выше.[11] Для максимального выздоровления следует использовать межпрофессиональный командный подход между неврологом пациента, поставщиком первичной медико-санитарной помощи, трудотерапевтами, реабилитационной командой, семьей и лицами, осуществляющими уход. Пациентам также следует оказывать эмоциональную поддержку в связи с возможным развитием депрессии, обычно наблюдаемой у лиц, страдающих от инсульта с нейрокогнитивным дефицитом.[15][16]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
Черный ЛР. Афазия, алексия и устное чтение. Реабилитация после инсульта. 2004 Зима; 11 (1): 22-36. [PubMed: 14872397]
- 2.
Рупарелия С., Накви С., Хиджази С. Алексия без аграфии: редкое существо. Куреус. 02 июня 2017 г .; 9 (6): e1304. [Бесплатная статья PMC: PMC5493472] [PubMed: 28690938]
- 3.
Хендерсон В.В. Алексия и Аграфия с 1861 по 1965 год. Front Neurol Neurosci. 2019;44:39-52. [PubMed: 31220840]
- 4.
Хендерсон Фольксваген. Глава 37: алексия и аграфия. Handb Clin Neurol. 2010;95:583-601. [PubMed: 19892140]
- 5.
Баб Д. Алексия и связанные с ней нарушения чтения. Нейрол клин. 2003 г., май; 21 (2): 549–68. [PubMed: 12916491]
- 6.
Коэн Л., Генри С., Деэн С., Мартино О., Леэриси С., Лемер С., Феррье С. Патофизиология побуквенного чтения.
Нейропсихология. 2004;42(13):1768-80. [PubMed: 15351626]
- 7.
Rosazza C, Isella V, Appollonio I, Shallice T. Когда легкая чистая алексия не может быть сведена к гемианопической алексии. Познание нейропсихологии. 2018 дек; 35 (8): 479-484. [PubMed: 30033810]
- 8.
Бенсон Д.Ф. Алексия третья. Арх Нейрол. 1977 г., июнь; 34 (6): 327–31. [В паблике: 860935]
- 9.
Thrift AG, Thayabaranathan T, Howard G, Howard VJ, Rothwell PM, Feigin VL, Norrving B, Donnan GA, Cadilhac DA. Глобальная статистика инсульта. Инт J Инсульт. 2017 янв;12(1):13-32. [PubMed: 27794138]
- 10.
Аван А., Дигале Х., Ди Наполи М., Стрейнджес С., Бехруз Р., Шоджаеянбабаи Г., Амири А., Табризи Р., Мохбер Н., Спенс Д.Д., Азарпажох М.Р. Социально-экономический статус и заболеваемость инсультом, распространенность, смертность и бремя во всем мире: экологический анализ из исследования глобального бремени болезней 2017 г.
BMC Med. 201924 октября; 17 (1): 191. [Бесплатная статья PMC: PMC6813111] [PubMed: 31647003]
- 11.
Starrfelt R, Olafsdóttir RR, Arendt IM. Реабилитация чистой алексии: обзор. Нейропсихологическая реабилитация. 2013;23(5):755-79. [Бесплатная статья PMC: PMC3805423] [PubMed: 23808895]
- 12.
Герсон С.Н., Бенсон Ф., Фрейзер С.Х. Диагноз: шизофрения против задней афазии. Am J Психиатрия. 1977 г., сен; 134 (9): 966-9. [PubMed:
5]
- 13.
Медина Дж., Вайнтрауб С. Депрессия при первичной прогрессирующей афазии. J Geriatr Psychiatry Neurol. 2007 сен; 20 (3): 153-60. [PubMed: 17712098]
- 14.
Ackermann H, Ziegler W. [Акинетический мутизм — обзор литературы]. Fortschr Neurol Psychiatr. 1995 г., февраль; 63 (2): 59–67. [PubMed: 7705740]
- 15.
Winstein CJ, Stein J, Arena R, Bates B, Cherney LR, Cramer SC, Deruyter F, Eng JJ, Fisher B, Harvey RL, Lang CE, MacKay-Lyons M , Ottenbacher KJ, Pugh S, Reeves MJ, Richards LG, Stiers W, Zorowitz RD.