Содержание

удивительная «наука», прошедшая сквозь века

В поисках философского камня. | Фото: youtube.com.

В поисках вечной молодости, благородного золота и философского камня ученые мужи древности тратили много сил и энергии, изучая алхимию – одну из древнейших наук. Кто же тот человек, который все же смог получить золото?

Гравюра на дереве, изображающая Райский сад, оккультные и алхимические символы. | Фото: aetherforce.com.

Алхимия – одна из двух самых древних наук, известных всему миру. Она берет начало в безвестности доисторических времен. Халдеи, финикийцы и вавилоняне были знакомы с принципами алхимии. Вместе с астрологией ее практиковали в Греции и Риме; это была основная наука у египтян.

Древние люди считали алхимию Божьим откровением, с помощью которого можно вернуть утраченные способности. Когда будут постигнуты тайны алхимии, проклятие запретного плода исчезнет и люди снова смогут жить в Райском саду.

Гермес Трисмегист — языческий бог, которого не отвергла христианская церковь. Гравюра 1624 года. | Фото: cvltnation.com.

Считалось, что алхимию открыл человеку таинственный египетский полубог Гермес Трисмегист. Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общей доктриной герметизма.

Совершенствование работы, раскрашенная вручную гравюра в Compendium alchymist(ae) novum sive Pandora Иоганна Михаэля Фауста, 1706 год. | Фото: atlasobscura.com.


Солнце и Луна, олицетворяющие мужское и женское начала в алхимии. | Фото: aetherforce.com.

Алхимия — это «научное» и философское учение о превращении одних вещества в другие. Она также изучала то, как вещества и их превращения связывались с магией и астрологией. Люди, которые занимались алхимией, назывались алхимиками. Большинство из них проводили годы в тщетных попытках превратить свинец и ртуть в благородное золото. Но главной их целью всегда был поиск философского камня — субстанции, намного более ценной. Считается, что из него можно приготовить «эликсир молодости», который вылечит любую болезнь и даже вернет человеку молодость. В наше время эту фразу используют в рекламных целях как панацею от всех болезней.

Пример алхимических записей. | Фото: aetherforce.com.


Тело в алхимической лаборатории, гравюра в Physica subterranea Йоахима Бехера, 1738 год. | Фото: atlasobscura.com.

Алхимики считали, что вещества, разум, философия, религия, магия и астрология тесно связаны друг с другом. И нужно было только отыскать эту связь. Алхимики пытались понять одно через понимание другого, используя систему символов. Для постороннего глаза эти символы не поддаются расшифровке. Но для тех, кто изучал алхимию, это закодированные формулы, элементы, планеты, металлы и ингредиенты. Обозначения используются столетиями и имеют тайный, мистический подтекст.

Для средневековых обывателей алхимики и окружающая их обстановка мистики и секретов были чем-то завораживающим. Гравюры и картины тех лет заполнены символами. Значки планет и металлов соседствуют с человеческими черепами и костями.

Алхимик и лекарь за работой. | Фото: philologist.livejournal.com.


Аллегория на «дистилляцию», акварель из «Книги алхимических формул» 1606 года. | Фото: atlasobscura.com.

В XVII-XVIII веках европейцы начали изучать только свойства веществ, отбросив религиозную и мистическую оставляющие. Они экспериментировали и записывали свои открытия, чтобы другие люди могли бы поучиться у них. Так появилась наука по исследованию веществ — химия. А люди, изучавшие их, стали называться учеными.

С открытием радиоактивности, наконец был найден способ, как превратить один химический элемент в другой. А в 1980 году американский ученый Гленн Сиборг, на зависть алхимикам Средневековья, обнаружил метод получения золота из висмута в ядерном реакторе. Правда, это гораздо сложнее и дороже добычи золота в шахте.

Алхимия проникла в Россию после ее выхода на европейское культурное пространство. Великий российский ученый Михайло Ломоносов посвятил много времени изучению алхимии.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

Алхимия и наука. Чего не знает современная наука

Алхимия и наука

Современная наука обнаружила удивительные свойства нашего мира. Для точного выражения своих знаний она разработала специфический язык, непонятный простым смертным. Но такой язык был и у алхимиков – и, пытаясь сегодня толковать их трактаты (ключ к которым потерян), мы находимся в ситуации, похожей на ту, в какую попал бы средневековый алхимик, окажись в его руках учебник по квантовой теории поля.

А есть ли связь между знаниями алхимии и современной науки? Попробуем и в той, и в другой увидеть не конкретные «слова и буквы» их языка, а принципы и законы, о которых они говорят.

Еще лет 15 назад алхимию считали «неразумной матерью разумной дочери химии». Так, по крайней мере, говорилось в учебниках истории науки. Однако с этим соглашались и соглашаются не все.

«Не всегда и не везде она была прологом к химии… если от алхимических техник в какой-то момент отделилась новая научная техника, давшая начало современной химии, это не означает, что все алхимические техники были прагматическими», – заметил в своей работе «Азиатская алхимия» румынский философ и культуролог Мирча Элиаде. Он видел в алхимии, скорее, «теоретическую основу магии», которая давала возможность понять, куда направлено течение природных процессов, таких, например, как созревание зерен в недрах земли или развитие плода в чреве матери, а также – созревание металлов и других минералов. Алхимические знания помогали адептам ускорять или замедлять эти процессы.


Швейцарский психолог Карл Густав Юнг увидел сходство алхимических трансформаций с этапами развития психики человека в процессе обретения им индивидуальности.

Древние мистики, по свидетельству Е. П. Блаватской, рассматривали алхимию как знание, которое позволяло использовать природную творческую энергию – «энергию мысли», в восточной традиции называвшуюся крия шакти. Именно эта энергия делает любое творение истинным произведением искусства, преобразуя «мертвую материю» в «живую вещь», изменяя ее внутреннюю суть.

Интерес к алхимии сегодня связан не только с возможностью получить золото из менее благородных металлов. Все чаще в ней пытаются увидеть общие знания о принципах, лежащих в основе любых изменений, идет ли речь о трансформации, буквально означающей «изменение формы», или о принципиально ином, глубинном изменении сути вещей – трансмутации. Это делает алхимию, скорее, не наукой, а междисциплинарным знанием об эволюции и ее самых общих законах.

Какие же принципы мы можем выделить из современных переложений древних алхимических трактатов?

1. Мир един. Это общее представление всех традиционных наук, состоящее в признании единого источника мира, единых законов его существования и единой творческой силы в алхимии, выражается в понятии первоматерии – некоторой исходной субстанции, общем начале всех вещей: они рождаются из нее в процессе алхимической трансмутации.

2. Мир обладает структурой. Алхимия утверждает существование трех основных первоэлементов – соли, ртути и серы, из которых, соединенных в разных пропорциях, создано все сущее. При этом соль имеет отношение к физической сфере, ртуть – к психической, а сера – к области духа. То есть алхимия признает существование невидимой части мира.

Другой алхимический ключ объясняет структуру вещей в терминах стихий. Стихия мыслится как природное основание, корень, как одна из главных сил природы. В переводе с греческого это слово означает «первоначало, первооснова, элемент». Европейские алхимики считали, что стихий четыре: Огонь, Воздух, Вода и Земля. В китайской традиции их пять: Металл, Земля, Вода, Дерево и Огонь. Стихии обладают определенными качествами: Огонь – теплый и сухой, Воздух – теплый и влажный, Вода – влажная и холодная, а Земля – холодная и сухая. Заметим, что с окружающими нас физическими средами они имеют мало общего.

3. Изменение – свойство мира. Все вокруг нас находится в движении, которое имеет свою цель и свои этапы. Например, алхимики считали, что металл должен в виде руды родиться в чреве земли и затем достичь своего высшего, чистого и наиболее ценного состояния – золота. И они помогали природе проходить свою эволюцию, в частности превращая свинец в золото. Труд алхимика, так же как и все в природе, имел свои этапы. Основных этапов было три. Первый – нигредо, или «черное дело», цель его – найти первоначальные элементы: соль, ртуть и серу, выделить их из исходного материала. Второй – альбедо, «белое дело», – связан с очищением этих составляющих, после которого они обретали наибольшую силу. На третьем этапе – «красного дела», или рубедо, – происходило соединение элементов в нужной пропорции. Результат «красного дела» – философский камень, всеобщий трансформатор; в его присутствии все вещи достигают наибольшей силы, полностью выполняя свои эволюционные задачи.

Время идет. Сейчас оккультные науки не имеют того авторитета, какой был у них в средние века и ранее. На смену им пришло научное знание. Но мир, который оно описывает, остался прежним.

1. Единство мира с точки зрения науки. Существование общих законов природы – основное положение современной науки. Даже в энциклопедическом словаре физика определяется как «наука о простейших и наиболее общих законах природы». Единое описание всех природных взаимодействий физики ищут уже более ста лет, и, по-видимому, первым успеха в этом добился Дж. Максвелл: он построил теорию, единым образом описывающую электрические и магнитные явления. В начале XX века А. Эйнштейну удалось показать, что такие разные физические параметры, как материя и энергия, являются проявлениями единой материи-энергии. Он упорно работал над созданием единой теории поля, но окончательно это не удалось сделать до сих пор, хотя надежды физики не теряют.

В современных научных представлениях нашлось место и первоматерии, долгое время казавшейся плодом фантазии алхимиков. Это – особое состояние материи, в котором она существовала на ранних стадиях развития Вселенной, в первые моменты после Большого взрыва; из нее и получилось все многообразие полей и частиц, которые наблюдаются на современном этапе эволюции Вселенной. На Земле же сейчас аналог первоматерии можно найти в организмах животных и человека – это так называемые стволовые клетки, которые при необходимости развиваются в клетки различных тканей. У растений также существуют клетки, преобразующиеся в процессе роста в разные ткани, – они находятся на кончиках корней и стеблей, в «точках роста».

2. Структура мира. В поисках элементарных составляющих материи наука забирается все глубже и глубже в микромир. На роль «самых первоначальных частиц» сначала претендовали молекулы, затем атомы, затем протоны и нейтроны, составляющие ядро атома, и вращающиеся вокруг него электроны, теперь же заглянули внутрь и этих частиц.

Однако поиск ведется только в области физического мира. Общепризнанных фактов, свидетельствующих о существовании у материальных вещей психического и духовного планов, пока не найдено. До сих пор физики сознательно не поднимали эти вопросы, поскольку идеалом науки всегда был поиск «объективного знания», не зависящего от сознания наблюдателя. Тем не менее XX век и здесь сказал свое слово: пытаясь описать явления в микромире, ученые столкнулись с принципиальными сложностями, преодолеть которые можно, лишь исследуя с единых позиций реальность и ее отражение в сознании человека. По словам профессора М. Б. Менского, сотрудника Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, физикам приходится делать очень трудный для них вывод: «теория, которая могла бы описывать не только множество альтернативных результатов измерения и вероятностное распределение по ним, но и механизм выбора одного из них, обязательно должна включать сознание».

3. Превращения материи. Исследование физических полей на микроуровнях привело ученых к созданию одной из самых удивительных концепций современной науки – теории физического вакуума. Эта теория возникла из попыток описать область пространства, свободную от частиц и физических полей. Оказалось, что существование таких систем принципиально невозможно и что микроскопические области Вселенной заполнены виртуальными элементарными частицами – они рождаются и мгновенно исчезают. Эта концепция является прекрасной иллюстрацией к древней китайской поговорке «Нет ничего более постоянного, чем изменения». За кажущейся стабильностью наблюдаемых нами объектов стоят процессы непрерывных трансформаций, протекающие на микроскопических масштабах пространства и времени.


Еще один штрих к изменчивости мира – представление об эволюции химических элементов, казавшееся абсолютно неправдоподобным химикам XIX века. Оказывается, атомы, эти мельчайшие исходные неделимые кирпичики мироздания, тоже изменяются! Когда-то существовали только водород и гелий, и все химические элементы, из которых теперь состоит Вселенная, и – как ее часть – наша планета с живущими на ней организмами, были синтезированы из них. Колоссальные энергии, бушующие в недрах звезд и выделяющиеся в моменты их гибели (при взрывах сверхновых), заставляют ядра атомов сливаться друг с другом и рождать новые элементы, в том числе и золото.

Так в XX веке неожиданно подтвердилась теория эволюции металлов, предложенная алхимиками. Справедливости ради, однако, заметим, что пока современная наука не представляет, как с помощью средств, имевшихся в их распоряжении, алхимики осуществляли сложнейшие процессы синтеза новых химических элементов. Но ведь они, как уже говорилось, не работали только на уровне физических веществ.

Самое загадочное из всех алхимических положений связывает процессы трансмутации, протекающие в алхимической печи – атаноре, с трансмутацией самого мастера. Успех «Великого делания» определяется тем, удалось ли алхимику отдать всего себя творчеству, раствориться в своем деле, проникнуться им, жить им. Древний девиз «Ora et labora» («Молись и трудись») свидетельствует, что алхимический труд был для них не только физическим, но и духовным.

Есть ли какая-либо естественнонаучная концепция или идея, которая объясняла бы, как состояние сознания человека воздействует на материю, на первый взгляд физически не связанную с ним?

Проблема связи сознания и реальности всегда интересовала ученых, и новое звучание она получила опять-таки в связи с исследованиями микромира. Дело в том, что физика может описать микромир, лишь определяя множество возможных состояний объектов, но принципиально не в силах предсказать, в каком из состояний он окажется при конкретном наблюдении. Пытаясь преодолеть это ограничение, известный физик Е. Вигнер предположил, что граница между множеством возможных состояний объекта и результатом наблюдения лежит в области сознания, и более того – сознание действенно влияет на этот результат.

Может, неслучайно девиз средневековых алхимиков «Ora et labora» превратился в название места работы современных исследователей – лабораторию?

Алексей Чуличков, д-р физ. – мат. наук, МГУ

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. АЛХИМИЯ КАК ПРИМЕР

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. АЛХИМИЯ КАК ПРИМЕР
ГЛАВА 1. АЛХИМИК В КАФЕ «ПРОКОП»
В марте 1953 г. я впервые встретил настоящего алхимика. Это было в кафе «Прокоп», которое в то время переживался очередной недолгий расцвет своей популярности. Поскольку я в то время писал книгу о Гурджиеве,

Алхимия

Алхимия
Алхимия родилась в Средние века, хотя правильнее будет сказать возродилась, поскольку она возникла в глубокой древности. Ко временам Средневековья ее таинственные метафизические знания были почти утрачены, но остались практические указания, рецепты, советы,

Как магнитом тянет / Общество и наука / Наука

Как магнитом тянет / Общество и наука / Наука
Как магнитом тянет

Общество и наука

Наука
Почему уникальные технологии лечения не могут пробиться к пациентам
 
Мы стоим у мертвого дерева и пытаемся понять, почему оно погибло. Ответ в

Мысленно с вами / Общество и наука / Наука

Мысленно с вами / Общество и наука / Наука
Мысленно с вами

Общество и наука

Наука
Роботы, принимающие самостоятельные решения, уже не фантастика — они водятся в России
 
Подключенный к ноутбуку автомобильчик начинает свой путь по

Голодная молодость / Общество и наука / Наука

Голодная молодость / Общество и наука / Наука
Голодная молодость

Общество и наука

Наука
«Единственный способ надежно замедлить старение — регулярно, но с перерывами, недоедать», — рекомендует академик Владимир

Архитектура сердца / Общество и наука / Наука

Архитектура сердца / Общество и наука / Наука
Архитектура сердца

Общество и наука

Наука
«Со временем мы научимся выращивать из клеток человека крошечные «заплатки», которые помогут исправить проводящую систему сердца», — утверждает

Евгений АЛХИМИЯ ВЛАСТИ

Евгений АЛХИМИЯ ВЛАСТИ
«Завтра” наращивает свою корреспондентскую сеть. Недавно появился собкор в Кемерове, а вот теперь — в Минске. Евгений Ростиков — уроженец Белоруссии, закончил московский ВГИК и по сей день занимается документальным кино, снимая как сценарист и

Наука убеждать / Общество и наука / Телеграф

Наука убеждать / Общество и наука / Телеграф
Наука убеждать

Общество и наука

Телеграф
 
Кто в армии служил — тот в цирке не смеется… 5 июля, в тот самый день, когда Госдума расправилась с Российской академией наук во втором чтении, в армию начали

Прогресс — на лицо / Общество и наука / Наука

Прогресс — на лицо / Общество и наука / Наука
Прогресс — на лицо

Общество и наука

Наука
Лицо худрука балета Большого театра удалось спасти благодаря уникальным разработкам пущинских биофизиков
 
Эта технология спасла лицо Сергея

Вылитый марсианин / Общество и наука / Наука

Вылитый марсианин / Общество и наука / Наука
Вылитый марсианин

Общество и наука

Наука
Есть ли жизнь на Марсе? Ответ на этот вопрос вот-вот будет получен
 
Американский марсоход «Кьюриосити», что в переводе на русский означает

Между нами, клетками / Общество и наука / Наука

Между нами, клетками / Общество и наука / Наука
Между нами, клетками

Общество и наука

Наука
Забравшись в клетку, ученые надеются пролить свет на природу многих болезней
 
Когда речь идет о нобелевских открытиях, реальность часто

Денис Тукмаков АЛХИМИЯ НА КОСТЯХ

Денис Тукмаков АЛХИМИЯ НА КОСТЯХ
Были времена — и мы были счастливы. Камни наших домов прочно врастали в землю, жизни наших родов слагались в историю страны. Прошлое было возделано: расчищены буераки, скрыты от глаз заповедники — на этом фундаменте мы могли строить

Алхимия символа

Алхимия символа
Справедливость – аркан. Сентябрь 2013, офорт В Галерее искусств Зураба Церетели состоялось открытие выставки графических произведений российского художника Александра Калугина и белорусского — Юрия Яковенко «Большая энциклопедия иносказаний». Михаил

Алхимия как жизнь

Алхимия как жизнь
«Смерти нет, — любил повторять Вадим Рабинович, – ибо ещё никто не возвращался оттуда и не свидетельствовал об обратном». Он умер на 79-м году жизни, через несколько дней после выхода своей последней книги «Сто стихотворений». Видимо, судьба посчитала,

Глеб Бутузов АЛХИМИЯ-ХХI

Глеб Бутузов АЛХИМИЯ-ХХI
Глеб Александрович Бутузов (род. 1963) — современный русский философ. В возрасте тринадцати лет увлёкся работами Шри Рамакришны Парамахамсы и Свами Вивекананды; в старших классах средней школы изучил Иммануила Канта и Георга Гегеля. Основным

Секреты алхимии | Институт истории науки

Лоуренс Принсипи — один из ведущих ученых-алхимиков в мире. Он получил свою первую докторскую степень по химии и вторую по истории науки. Мы попросили его дать нашим читателям возможность ознакомиться с его книгой «Секреты алхимии ».


Алхимия полна секретов. Тем не менее, на протяжении последнего поколения ученые все больше и больше раскрывали ее удивительное содержание и значение. Это больше не считается пустой тратой времени или бессмысленным поиском. В настоящее время алхимия все больше признается фундаментальной частью наследия химии, продолжающихся попыток человека исследовать, контролировать и использовать мир природы. Алхимики разработали практические знания о материи, а также сложные теории о ее скрытой природе и преобразованиях. Их надежда открыть секрет изготовления философского камня — материала, который, как предполагалось, способен превращать неблагородные металлы в золото — была одним из мощных стимулов для их усилий. Но в то же время они внесли свой вклад в горное дело и металлургию, в фармацию и медицину, а их достижения и стремления (как и неудачи) вдохновляли художников, драматургов и поэтов. Их исследования и цели имели как коммерческий и научный аспекты, так и философский и богословский. Многие алхимики выражали (часто просто неявно) твердую уверенность в способности людей подражать и улучшать природу, и их работа включала исследование отношений людей с Богом и сотворенной вселенной. Работа историков науки продолжает раскрывать огромную сложность и разнообразие алхимии, ее важное место в истории и культуре человечества и ее связь с тем, что мы сейчас называем химией.

Большая часть этого нового понимания остается малоизвестной за пределами узкого круга академических специалистов. В более широком мире революция в наших знаниях об алхимии может считаться одним из самых больших секретов алхимии. Но тема алхимии остается вызывающей воспоминания и заманчивой для широкого круга людей; Я встречал многих, кто искренне хотел бы узнать об этом больше. К сожалению, имеющиеся в настоящее время ресурсы довольно скудны. Общедоступным общим историям алхимии на английском языке уже более 50 лет, и хотя в свое время они были превосходным ресурсом, сейчас они нуждаются в обновлении. Моя цель в письме «Секреты алхимии» должен был представить результаты недавней научной работы широкой публике. В книге рассматривается история алхимии от ее истоков в поздней античности до наших дней. Он фокусируется на нескольких репрезентативных персонажах и идеях каждой из нескольких исторических эпох алхимии на Западе — греко-египетской, арабской, латинской средневековой, раннего Нового времени и Нового времени. «Секреты алхимии» также показывает, как разочаровывающе неясный секретный язык кода и метафор, обычно используемый алхимиками, чтобы скрыть свои знания (и надежды), может быть расшифрован — иногда в виде впечатляющих подвигов химического эксперимента — и даже воспроизведен в современной лаборатории. Текст написан для всех, кто интересуется историей алхимии и ее замечательными практиками и идеями. Обширные примечания (почти треть книги) представляют собой путеводитель по современной научной литературе по этому вопросу для тех, кто хочет углубиться в глубокие воды предмета.

Никакое изложение алхимии не может быть исчерпывающим. Это было слишком разнообразное явление, слишком распространенное географически, социально и хронологически. Хотя мы каждый день узнаем больше об этом предмете, в наших знаниях все еще остаются большие пробелы. Следующие выдержки дают представление о трех практикующих алхимиках, которые проводили свои исследования в самые разные периоды и культуры и часто с совершенно разными целями.

Фрагмент из Secretioris naturae secretorum scrutinium chymicum , Майкл Майер (1687).

Институт истории науки/Грегори Тобиас

Зосима: у основ алхимии

(отрывок из стр. 14–17)

На космополитическом перекрестке греко-римского Египта сосуществовали два потока ремесленных и философских традиций. . Их слияние — вероятно, в третьем веке нашей эры — породило самостоятельную дисциплину алхимию. Тесное смешение двух традиций очевидно в самых ранних содержательных текстах о хризопее [изготовлении золота], которые у нас есть. Эти сочинения исходят от греко-египетского алхимика, которого почитали бы как авторитета для всей остальной истории алхимии, и первого, о ком у нас есть какие-либо достаточно существенные или надежные исторические подробности: Зосимы из Панополиса.

Зосим был активен около 300 г. н.э. Он родился в городе Панополис в Верхнем Египте, ныне называемом Ахмим. Считается, что Зосима написал двадцать восемь книг по алхимии; увы, большая часть написанного им теперь утеряна. У нас есть только обрывки: пролог к ​​книге под названием Об аппаратах и ​​печах , несколько глав из других работ и разрозненные выдержки. Некоторые сочинения Зосимы адресованы Феосевии, женщине, которая, по-видимому, была его ученицей в вопросах алхимии, хотя была ли она реальным человеком или литературным приемом, мы никогда не узнаем наверняка. Несмотря на фрагментарность того, что сохранилось, и сложность его интерпретации, эти письмена дают лучшее представление о греческой алхимии, которое у нас есть. Эти ранние тексты устанавливают многие концепции и стили, которые останутся фундаментальными для большей части более поздней алхимии.

Ориентация Зосимы на центральную цель (металлическую трансмутацию), его проницательное отношение к практическим проблемам ее достижения, его поиск средств преодоления этих проблем, а также его формулировка и применение теоретических принципов ясно подчеркивают его сочинения как нечто новое. Тексты Зосимы свидетельствуют о последовательной программе исследований, опирающихся как на материальные, так и на интеллектуальные ресурсы. Он подробно описывает широкий спектр полезного оборудования — для дистилляции, сублимации, фильтрации, фиксации и т. д.

Многие из этих инструментов адаптированы из кухонной утвари или предметов, используемых в парфюмерии или других ремеслах. Зосима не изобрел все эти инструменты сам, что указывает на то, насколько развитой должна была стать практическая хризопея к началу четвертого века нашей эры. Сочинения его предшественников являются для него ключевым ресурсом, и он часто их цитирует. Одного из самых выдающихся авторитетов зовут Мария (иногда ее называют Марией Иудейской или Марией Иудейкой), и Зосима приписывает ей разработку широкого спектра аппаратуры и методов. Техники Марии включают в себя метод мягкого, равномерного нагревания с использованием ванны с горячей водой, а не открытого огня. Это простое, но полезное изобретение сохранило наследие древнего алхимика Марии не только на всю оставшуюся историю алхимии, но и до наших дней. Это ее имя остается привязанным к bain-marie или bagno maria французской и итальянской кухни.

Несколько частей аппарата, описанных Зосимосом, например, один называется kerotakis , предназначены для воздействия паров одного материала на другой. В самом деле, его особенно интересовало действие паров на твердые тела. Этот интерес частично основан на практических наблюдениях. Древние мастера знали, что пары, выделяемые нагретым кадмием (или каламином, цинкосодержащей землей), могут озолотить медь, превратив ее в латунь (сплав цинка и меди). Пары ртути и мышьяка отбеливают медь до серебристого цвета. Возможно, знание этих изменений цвета побудило Зосиму искать аналогичные процессы, которые привели бы к истинным превращениям. Руководящие теории, безусловно, различимы в его трудах. Сегодня распространено ошибочное мнение, что алхимики работали более или менее вслепую, спотыкаясь о смешивании того и другого в случайных поисках золота. Это представление далеко от истины; уже с Зосимой мы можем идентифицировать теоретических принципов , которыми он руководствовался в своей практической работе, а также практических наблюдений , которые поддерживали или модифицировали его теории. Многие теоретические основы алхимии развивались в разное время и в разных местах, и эти основы как поддерживали возможность трансмутации, так и предлагали пути ее практического осуществления.

Сквозь пропасть веков проявляется наблюдательный, деятельный, вопрошающий ум Зосимы. В одном отрывке он замечает неодинаковое воздействие паров серы на разные вещества и выражает свое удивление тем, что, хотя пар белый и отбеливает большинство веществ, когда он поглощается ртутью, которая сама по себе белая, в результате получается желтый состав. Всегда готовый критиковать своих современников, Зосима упрекает их, говоря, что «они должны прежде всего исследовать эту тайну». Он также выражает свое удивление тому, что, когда пары серы превращают ртуть в твердое тело, не только ртуть теряет свою летучесть и становится неподвижной (то есть нелетучей), но и сера становится неподвижной и остается связанной с ртутью. Наблюдение Зосимы теперь признано основным принципом химии: когда вещества реагируют друг с другом, их свойства не «усредняются», как это было бы в простой смеси, а полностью изменяются. Ясно, что Зосима был внимательным наблюдателем, глубоко размышлявшим над тем, чему он был свидетелем экспериментально.

Институт истории науки

Иоанн Рупескисский: Алхимия против антихриста

(отрывки из стр. 63–65 и 69–70)

Иоанн Рупескисский (или Жан де Рокетайлад) родился около 1310 г. в Оверни , в центральной Франции; он учился в Тулузском университете, а затем стал монахом-францисканцем. При этом на него повлияли идеи ветви ордена, известной как спиритуалы, которые выступали против растущей институционализации францисканского ордена по мере его роста, утверждая, что он отказался от идеалов и правил своего основателя, св. Ассизи. Спиритуалы, считавшие себя истинными последователями св. Франциска, приветствовали радикальную бедность и яростно критиковали церковную иерархию и более господствующих конвентуальных францисканцев. Спиритуалы также были охвачены апокалиптическим пылом и любовью к пророчествам, веря, что Антихрист вот-вот должен появиться.

Может показаться неуместным, что человек, так страстно приверженный идеалу бедности, также посвятил себя поиску секрета изготовления золота. Тем не менее, в начале своей Книги Света , написанной около 1350 года, Иоанн ясно заявляет, почему он изучал хризопею и почему он решил написать об этом.

Я размышлял о грядущих временах, предсказанных Христом в Евангелиях, а именно о скорбях во времена Антихриста, при которых Римская Церковь будет мучиться и все ее мирские богатства будут разграблены тиранами. . . . Так ради освобождения избранного народа Божия, которому дано познать служение Божие и учительство истины, хочу без высокомерия говорить о деле великого Философского Камня. Мое намерение состоит в том, чтобы быть полезным на благо святой Римской Церкви и кратко разъяснить всю правду о Камне.

Верный своим духовным францисканским взглядам, Иоанн говорит, что скорбь антихриста близка и что церкви потребуются все формы помощи, чтобы противостоять ей; эта помощь включает алхимию. Иоанн был не единственным францисканцем, который так думал. Та же озабоченность по поводу прихода антихриста лежит в основе большей части того, что Роджер Бэкон — тоже монах-францисканец — писал папе около шестидесяти лет назад: церкви потребуются математические, научные, технологические, медицинские и другие знания, чтобы противостоять и выжить. наступление Антихриста. Мы хорошо знакомы с использованием науки и техники для обеспечения национальной безопасности; в случае Иоанна и Роджера мы находим средневековый прецедент, который включает алхимию как средство церковной безопасности.

Джон описывает серию сублимаций ртути с купоросом и селитрой с последующими перевариванием и перегонкой. Однако, несмотря на явно четкие указания, его первый шаг не сработает в современной лаборатории, если следовать ему дословно. Сублим, «белый как снег», который, по описанию Иоанна, является, несомненно, хлоридом ртути; следовательно, исходная смесь должна была включать поваренную соль, но это вещество не упоминается в списке ингредиентов. Есть два возможных объяснения. Во-первых, селитра Иоанна могла быть весьма нечистой и содержать большое количество поваренной соли. Фактически, его книга содержит примечание в конце, в котором отмечается, что сырая селитра обычно содержит соль, и дается метод ее очистки путем фракционной кристаллизации. Вторая возможность состоит в том, что Джон намеренно упустил ключевой ингредиент, чтобы сохранить секретность. Если это так, то важно, что в конце его книги есть довольно неуместный абзац, описывающий общее значение поваренной соли, ее вездесущность, ее использование для очистки металлов и т. д., а затем говорится, что «Весь секрет в соли». Какое бы объяснение ни было правильным, историческое послание остается тем же: алхимические рецепты нужно читать с осторожностью. Те, которые кажутся неработоспособными, не должны негативно отражать способности или правдивость автора, а скорее могут указывать на «скрытый ингредиент» — либо что-то, присутствующее как неожиданная примесь, либо что-то искусно опущенное.

Может показаться неуместным, что человек, так страстно приверженный идеалу бедности, также посвятил себя поиску секрета изготовления золота.

Джон также написал О рассмотрении пятой сущности всех вещей . С его помощью он распространил алхимию на новую область — медицину. Во время правления Антихриста христианам нужно было не только золото, но и полное здоровье. Так, Джон рассказывает, как он искал вещество, которое могло бы предотвратить разложение и разложение и, таким образом, предохранить тело от болезней и преждевременного старения. Он нашел такое вещество в винном дистилляте, который он называл «горящей водой» или «водой жизни», и в том, что мы называем алкоголем. Латинский алхимический термин для обозначения этой восхитительной жидкости — 9. 0003 aqua vitae — живет в названиях нескольких ликеров: итальянский acquavite , французский eau-de-vie и скандинавский akvavit .

Джон считает эту «горящую воду» «пятой сущностью» вина, ее quinta essentia на латыни. ( Квинтэссенция — это слово, до сих пор используемое для выражения тончайшей, чистейшей и наиболее концентрированной сущности вещи.) Иоанн заимствовал это слово из аристотелевской натурфилософии, где оно представляет собой субстанцию, отличную от четырех элементов (огонь, воздух, вода и земля), а именно нетленный и вечный материал, из которого сделано все, что находится за пределами Луны, например, звезды и планеты. Подразумевается, что эта земная квинтэссенция вина так же не поддается гниению. Хотя это может показаться диковинным, Джон почти наверняка основывал свою веру на эмпирических данных — он отмечает, что мясо, оставленное на открытом воздухе, быстро начинает гнить, но при погружении в спирт оно сохраняется неопределенное время. Возможно, он также заметил, что в то время как вино быстро превращается в уксус, дистиллированный спирт остается неизменным. Именно эту стабильность и консервирующую силу Джон пытается использовать в медицине.

Институт истории науки

Сиприен Теодор Тифферо, алхимик 19 века

(отрывок из стр. 93–94)

Некоторые практики 19 века взяли курс на новые методологические направления. Они продолжали заниматься металлической трансмутацией, но новыми способами, которые часто основывались на современных научных открытиях. В середине 1850-х годов, например, химик и фотограф Сиприен Теодор Тифферо (1819–после 1898) представил в Парижскую академию наук серию статей, в которых описывал, как, находясь в Мексике, ему удалось превратить серебро в золото, используя обычные реагенты. Он утверждал, что металлы на самом деле являются соединениями водорода, азота и кислорода и, следовательно, взаимозаменяемы при изменении относительных пропорций этих компонентов. Эта идея, конечно, аналогична древней ртутно-серной теории состава металлов, но она также отражает химические дебаты того времени. Недавние открытия заставили многих в середине 19химикам 19-го века серьезно пересмотреть возможную составную природу металлов. Уважаемые химики, которые поддерживали сложную природу металлов, открыто предполагали, что алхимическая мечта о превращении металлов может вскоре осуществиться. Таким образом, несмотря на их отчуждение в 18 веке, алхимия и химия действительно — в некоторые периоды — восстанавливали интеллектуальный контакт. Один журналист выразил это поразительное сближение середины XIX века, написав в 1854 году, что «после стольких презрений к ней в наши дни химия движется к соединению с алхимией».

Примеры продолжения трансмутационной алхимии после ее «упадка» в 18 веке, вероятно, составляют лишь видимую верхушку айсберга.

В таких условиях Академия наук была более открыта для заявлений о металлической трансмутации, чем раньше. Он не только пригласил Тифферо на свое собрание, чтобы представить свои результаты, но и организовал официальный комитет для рассмотрения его утверждений. К несчастью для Тифферо, ни он, ни другие не смогли повторить его результаты в Париже. Он вернулся к тихой частной жизни в качестве фотографа. В 1889 г.Однако он вновь вышел из безвестности и начал читать публичные лекции о своих открытиях, на которых демонстрировал золото, добытое им в Мексике. Популярная пресса пестрела восторженными колонками об этом «алхимике девятнадцатого века». В 1891 году, опираясь на недавние работы в области биологии и микроскопии, Тифферо предположил, что трансмутации, которые он наблюдал в Мексике, были вызваны действием микробов. Он объяснил неудачу своих процессов в Париже отсутствием необходимых переносимых по воздуху микроорганизмов, которые присутствовали в Мексике (возле месторождений драгоценных металлов, где они обычно существовали).

На другой стороне Атлантики в 1890-х годах предприимчивый химик и горный инженер по имени Стивен Эмменс предложил Казначейству Соединенных Штатов метод превращения серебра в золото. Были проведены независимые испытания его метода (который включал чеканку мексиканского серебра) как в Соединенных Штатах, так и в Англии, но результаты не были обнадеживающими.

Эти примеры продолжения трансмутационной алхимии после ее «упадка» в 18-м веке, вероятно, составляют лишь видимую верхушку айсберга. Архивные рукописи свидетельствуют о многих других экспериментаторах, и, несомненно, гораздо большее их число не оставило следов своей деятельности. При написании своей истории алхимии в 1854 году Луи Фигье добавил целую главу об обнадеживающей середине 19 века.практиков го века. Он отметил, что многие из них работают во Франции, особенно в Париже, подробно описал их идеи и посетил их лаборатории. Сегодня остается много очень серьезных (и несколько не очень) исследователей, занимающихся производством золота.

Что такое алхимия? | Определение Alchemy

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Алхимия основывалась на вере в то, что в природе есть четыре основных элемента: воздух, огонь, вода и земля.
(Изображение предоставлено: shutterstock.com/gallery-984746p1.html»>Хайко Барт | Shutterstock)

Алхимия — древняя практика, окутанная тайнами и секретами. Его практикующие в основном стремились превратить свинец в золото, поиски, которые захватили воображение людей на тысячи лет. Однако цели алхимии выходят далеко за рамки простого создания золотых самородков.

Алхимия коренилась в сложном духовном мировоззрении, согласно которому все вокруг нас содержит некий вселенский дух, а металлы считались не только живыми, но и развивающимися внутри Земли. Когда был найден основной или обычный металл, такой как свинец, его считали просто духовно и физически незрелой формой высших металлов, таких как золото. Для алхимиков металлы были не уникальными веществами, населяющими периодическую таблицу, а одним и тем же веществом на разных стадиях развития или усовершенствования на пути к духовному совершенству.

Как отмечает Джеймс Рэнди в своей «Энциклопедии заявлений, мошенничества и мистификаций оккультизма и сверхъестественного», «начиная примерно со 100 года и достигнув своего расцвета в средние века, алхимия была искусством, частично основанным на экспериментах, а частично на магии. Ранние исследователи естественных процессов сосредоточили свои поиски на мифическом веществе, известном им как философский камень, который, как предполагалось, обладал многими ценными свойствами, такими как способность исцелять, продлевать жизнь и превращать неблагородные металлы в драгоценные металлы, такие как золото. .» (Этот «философский камень» был не буквальным камнем, а воском, жидкостью или порошком, обладавшим магической силой.)

История алхимии

Историк Невилл Друри в своей книге «Магия и колдовство» отмечает: «Считается, что слово «алхимия» происходит от египетского слова «хим» или «кем», что означает «черный». черные аллювиальные почвы, граничащие с Нилом … Мы знаем, что греческое слово «хима», означающее плавить или отливать металлы, утвердилось в арабском языке как «ал кимия», от которого происходит алхимия». Роль арабов в распространении алхимии значительна; многие книги по алхимии были переведены на арабский язык с греческого, прежде чем были представлены европейской аудитории.

В наши дни способность превращать свинец в золото имеет очевидные преимущества, но древние алхимики не стремились превращать неблагородные металлы в золото просто из жадности; как отмечает Друри, «алхимики не считали все металлы одинаково зрелыми или «совершенными». Золото символизировало высшее развитие в природе и стало олицетворять человеческое обновление и возрождение. «Золотой» человек сиял духовной красотой и одержал победу над скрытой силой зла. Самый неблагородный металл, свинец, представлял собой грешного и нераскаявшегося человека, который был легко побежден силами тьмы… Если бы свинец и золото состояли из огня, воздуха, воды и земли, то, несомненно, путем изменения пропорций составных элементов свинец мог бы превратиться в золото. Золото превосходило свинец. потому что по самой своей природе он заключал в себе идеальный баланс всех четырех элементов».

Алхимия появляется в некоторых странных местах. Например, Исаак Ньютон, наиболее известный своими исследованиями гравитации и законов движения, также, по подсчетам историков, за всю свою жизнь написал более миллиона слов алхимических заметок.

В марте 2016 года Фонд химического наследия купил рукопись по алхимии XVII века, написанную Ньютоном. Рукопись, хранившаяся в частной коллекции на протяжении десятилетий, подробно описывала, как сделать «философскую» ртуть, которая считается шагом к созданию философского камня — волшебного вещества, которое, как считается, обладает способностью превращать любой металл в золото и давать вечную жизнь. Куратор отдела редких книг в Фонде химического наследия Джеймс Воелкел сказал, что текст, вероятно, был скопирован у американского химика по имени Джордж Старки. Латинский текст, название которого переводится как «Подготовка [софицкого] Меркурия для [философского] камня антимониальным звездчатым Регулусом Марса и Луны из рукописей американского философа», будет доступен онлайн для тех, кто заинтересован в ознакомлении. .

Алхимия реальна?

Понятно, почему алхимия была обречена на провал: она была основана на непонимании основ химии и физики. Алхимики основывали свои теории и эксперименты на аристотелевском предположении, что мир и все в нем состоят из четырех основных элементов (воздуха, земли, огня и воды) и трех, которые назывались «эссенциальными» веществами: соли, ртути и серы. Сегодня мы знаем, что Вселенная состоит из атомов и элементов. Поскольку свинец и другие металлы не состоят из огня, воздуха, земли и воды, невозможно отрегулировать процентное содержание этих элементов и превратить их в золото.

Хотя алхимия так и не увенчалась успехом, это не помешало людям утверждать, что они разгадали древнюю загадку. Веками ходили слухи, что некие люди открыли философский камень (поскольку бессмертие было одним из его свойств, тот факт, что все они теперь мертвы, говорит об обратном). Некоторые богатые люди нанимали алхимиков для проведения исследований от их имени, но никогда не получали отдачи от своих вложений. Фальшивые алхимики были настолько распространены в средние века, что их описывали несколько известных писателей, в том числе поэты Бен Джонсон и Джеффри Чосер (в «Кентерберийских рассказах»).

Хотя философский камень был мифом, а алхимия потерпела неудачу, алхимики не ошиблись: с помощью современного физического оборудования, такого как ускорители частиц, действительно возможно создать золото из других элементов, хотя их количества субмикроскопичны и процесс стоит гораздо больше, чем стоимость полученного золота.

Хотя алхимии давно нет, контраст между свинцом и золотом остался; свинец — распространенный ядовитый металл, который может нанести вред детям и привести к поражению головного мозга; золото высоко ценится, дорожит и часто носится в качестве украшений. Хотя алхимия так и не достигла своей цели бессмертия или превращения свинца в золото, она оставила важное наследие: алхимики были одними из первых практиков того, что впоследствии стало современной химией.

Бенджамин Рэдфорд — заместитель редактора научного журнала Skeptical Inquirer и автор шести книг, в том числе «Научное исследование паранормальных явлений: как разгадать необъяснимые тайны». Его сайт www.BenjaminRadford.com.

Бенджамин Рэдфорд — обозреватель Bad Science журнала Live Science. Он охватывает лженауку, психологию, городские легенды и науку, стоящую за «необъяснимыми» или загадочными явлениями. Бен имеет степень магистра в области образования и степень бакалавра в области психологии. Он является заместителем редактора научного журнала Skeptical Inquirer и написал, отредактировал или участвовал в написании более 20 книг, в том числе «Научное исследование паранормальных явлений: как разгадать необъяснимые тайны», «По следам чупакабры: чудовище-вампир в фактах, художественной литературе и фольклоре».