Трудные вопросы: антихрист — Vatican News

Как обычно, мы с вами встречаемся в рубрике «Трудные вопросы»: вы спрашиваете, мы отвечаем. Сегодня мы остановимся вот на таком вопросе: кто такой Антихрист?

Ольга Сакун — Град Ватикан

Дать ответ на вопрос об Антихристе нелегко, поскольку вокруг этого персонажа существует множество интерпретаций. Отметим сразу, что Апокалипсис, где упоминается Антихрист, не следует толковать буквально. Речь идет об образном видении, и образы нуждаются в толковании.

Предлагаем две интерпретации Антихриста: первую – из Библейского словаря Маккензи и вторую – из комментария так называемой Иерусалимской Библии.

Согласно первой интерпретации, Антихрист – это олицетворение силы, враждебной Христу. Она проходит сквозь всю историю и всегда актуальна. Цитируем из словаря: «Образ Антихриста был истолкован разными способами, но существуют веские основания для того, чтобы подвергнуть сомнению одно время очень популярную версию, согласно которой Антихрист является реальным историческим эсхатологическим лицом. В Откровении святого Иоанна Богослова связь зверя с Римом слишком тесная, чтобы представлять что-то кроме императорской власти, преследовавшей христиан; что касается числа 666, то не было предложено лучшего толкования, чем то, согласно которому оно представляет собой сумму числового значения букв, составляющих имя Цезаря Нерона (KSR NRWN), императора, правившего в период с 54 по 68 год: он был первым, кто осудил на смерть христиан.

И в понимании апостола Павла ʺчеловек грехаʺ уже находится в действии. Упоминания, содержащиеся в I и II Посланиях святого апостола Иоанна, судя по всему, также обращены к первым христианам, думавшим, что Антихрист – фигура эсхатологическая. Есть множество антихристов, и каждый, кто отвергает Иисуса, — антихрист. Скорее, антихрист – это олицетворение сил зла, которые иногда могут воплотиться в отдельной личности – как теперь, так и в будущем. Озлобленность антихриста охарактеризована чертами, которые могут навести на мысль о лукавстве дьявола: но речь идет, скорее, о поэтическом приеме, нежели об утверждении, будто антихрист одержим дьяволом и тем более будто он является олицетворением дьявола».

Согласно Иерусалимской Библии, Антихрист – это фигура, которая явится в конце времен. Антихрист – это, по словам св. Павла, «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2,4).

Тот, кто противится: то есть отступничество будет вызвано тем, кто представится великим противником Бога. Это нечестивец по определению, «человек греха», предназначенный для погибели, буквально – «сын погибели»: «сын ночи, сын тьмы». Это противник Бога, описанный терминологией пророка Даниила, которую он применяет в отношении к Антиоху Епифану: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится». В христианской традиции, под влиянием Книги пророка Даниила, этот противник получит имя Антихриста. Он изображается как личность, которая явится в конце времен (в то время как Cатана, орудием которого является Антихрист, действует уже сейчас «втайне», преследуя и обольщая верующих, вплоть до последнего великого испытания, которому положит конец возвращение Христа). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24,24). Вот как описан Антихрист в Апокалипсисе св. Иоанна (13): «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». Папа Бенедикт XVI упоминает об антихристе в своей энциклике «Spe salvi» (19), цитируя дословно немецкого философа Эммануила Канта: «Если когда-либо христианству суждено будет утратить достоинство любви […], то антипатия и отвращение к нему станут господствующим образом мышления и антихрист […] начнет свое (предположительно, основанное на страхе и своекорыстии) недолгое правление».

Кардинал Диас, Папский легат на праздновании 150-летия явлений Лурдской Богоматери, сказал следующие слова: «Пресвятая Дева Мария снизошла с Небес как мать, сильно волнующаяся за своих детей… Она явилась в гроте Массабьель, в то время представлявшем собой болото, у которого паслись свиньи.  И именно там она пожелала создать святилище, указав, что благодать и милосердие Бога превосходят убогое болото человеческих грехов. Вблизи явлений Пресвятая Дева устроила источник обильной и чистой воды, которую паломники пьют и развозят по всему миру. Она означает желание нашей нежной Матери, чтобы ее любовь и спасение Ее Сына достигли краев земли. Наконец, из этого благословенного грота Дева Мария обратилась с настоятельным призывом к молитве и покаянию, чтобы испросить обращения бедных грешников. <…> После явлений в Лурде Богоматерь не прекратила проявлять во всем мире свое материнское беспокойство об участи человечества. В различных явлениях она просила о молитвах и покаянии за обращение грешников, поскольку предвидела духовный крах некоторых стран, страдания, которые должен был претерпеть Святейший Отец, общее ослабление христианской веры, испытания Церкви, а также приход Антихриста и его попытки заменить собой Бога в жизни людей: эти попытки, несмотря на их блестящий успех, все же обречены на крах».

Далее кардинал Диас сказал: «Здесь, в Лурде, как и повсюду в мире, Дева Мария плетет огромную сеть в своих духовных сыновьях и дочерях, — чтобы подготовить мощную атаку против сил зла во всем мире, чтобы положить ему конец и подготовить окончательную победу ее Божественного Сына Иисуса Христа. Сегодня Дева Мария еще раз приглашает нас вступить в ее воинство для борьбы против сил зла. <…>  Борьба между Богом и Его противником всегда жестока, и сегодня еще более жестока, чем во времена Бернадетты, 150 лет назад», по сей день «эта борьба оставляет после себя многочисленные жертвы».

Затем кардинал Диас повторил вслед за блаженным Каролем Войтылой его слова, произнесенные в 1976 году, незадолго до избрания Папой: «Сегодня мы видим самое большое сражение, какое когда-либо лицезрело человечество. Не думаю, что христианская община до конца это поняла. Мы стоим перед лицом окончательной борьбы между Церковью и Анти-Церковью, между Евангелием и Анти-Евангелием».

Подводя итог всему сказанному, добавим, что толкования, данные словарем Маккензи и Иерусалимской Библией, не противоречат друг другу. Антихрист всегда действовал на протяжении истории. Но в конце времен он появится также как некое лицо.

Антихрист – DW – 06.12.2002

https://p.dw.com/p/1SLA

Реклама

Слово «антихрист» означает нечто, противоположное Мессии-Христу. Под антихристом подразумевался противник собственно христианского учения и христианской Церкви. Впервые термин «антихрист» появляется в Соборных посланиях апостола Иоанна, в которых это понятие и получило своё каноническое определение. Согласно апостолу Иоанну, антихрист – это …

    «лжец, отвергающий, что Иисус есть Христос, отвергающий Отца и Сына», и «обольститель», то есть человек, «не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти».

В этих высказываниях просматривается некий собирательный образ антихриста. Однако Иоанн, очевидно, имел в виду некую конкретную личность, которая появится в будущем:

    «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время».

Здесь из многих антихристов выделяется один Антихрист, очевидно, самый опасный для Церкви и самый враждебный по отношению к ней. И далее указывается, что придёт он в «последнее время», то есть перед «кончиной века», концом существующего мира.

Православный богослов Беляев в своём капитальном эсхатологическом труде «О безбожии и Антихристе» указывает, что

    «раньше второго пришествия Христа, непосредственно перед ним, явится и будет царствовать Антихрист, одно определённое лицо, один человек, которого апостол Павел назвал человеком греха и сыном погибели».

Таким образом, все прошлые антихристы (отступники, раскольники, еретики) являются лишь предтечами грядущего Антихриста. Он-то, являющийся ярым врагом христианского духа и обладающий уникальными могуществом и властью, будет фигурой, сопоставимой по своим масштабам с Иисусом Христом, антиномией которого он и будет выступать. Ведь уже в самом термине «Антихрист» заложено его противопоставление основателю христианской Церкви.

Антихрист – это не имя, а религиозный термин, выражающий отношение христиан к этой личности. Как и у Христа, у Антихриста будет личное имя. По мнению Церкви, личное имя Антихриста заключено в апокалипсическом числе «зверя» – 666. Попыток расшифровать это число было предпринято очень много, но, в конечном итоге, духовные лидеры признали их тщетность. Личное имя Антихриста – это тайна, которая раскроется с его приходом.

    «Антихрист – это глава противников Христа»,

такое определение даёт Британская энциклопедия, подчёркивая руководящую роль грядущего врага. Это будет правитель последнего мирового царства. И если Христос титуловался Царём Иудейским символически, то его адский двойник будет подлинным царём над всем мирозданием. Антихрист определяется именно в сопоставлении с Христом.

По мнению старцев Оптиной пустыни, «это будет человек, во всём противоположный Христу, оттенок Христа, только в противоположном виде». Можно сказать, что Антихрист – это земная противоположность Христа. Однако от всех других противников христианства его отличает эсхатологический характер: это будет самый последний и самый страшный враг Церкви. И поскольку нынешний «злой мир» должен погибнуть, то перед гибелью он сосредоточит в лице Антихриста всё своё зло.

Как пишет Беляев, «в нём зло, живущее в человеческом роде, достигнет вершины своего развития. И потому-то в Антихристе и современном ему человечестве зло кончится».

Христианская эсхатология (учение о конце света) говорит о том, что Антихрист придёт, чтобы «соблазнить Церковь». Он воспользуется христианской верой, чтобы обратить её в свою пользу, чтобы стать для христиан тем, чем является для них Христос. Он постарается обмануть верующих, выдавая себя за посланца Бога. Антихрист не отменит веру. Он извратит её, подменит истинную веру ложной, то есть заменит веру во Христа верой в себя. От верующих он будет требовать того, что полагается Христу, – полного доверия, покорности и поклонения. На этом этапе Антихрист выступит в роли искусителя Церкви, проверяя её на прочность. Поскольку же Церковь окажет ему сопротивление, то именно на неё он и изольёт всю свою ярость и станет последним и самым жестоким гонителем христиан.

Репрессии будут сопровождаться небывалыми природными катастрофами: засухами и голодом. В результате, множество людей погибнет, а уцелевшие будут завидовать мёртвым. Правда, учение ничего не говорит о том, нагрянут ли эти бедствия по воле Антихриста или же они станут для него таким же испытанием, как и для всех. Обычно правители не любят хаоса и беспорядка в своих владениях. Поэтому Даниил Андреев отодвигает период бедствий на время после царствования Антихриста.

Христианская литература, описывая внешность Антихриста, подчёркивает его безобразность. Средневековые художники часто изображали Антихриста в виде апокалипсического «зверя, выходящего из бездны», – четвероногим звероподобным чудовищем с множеством рогов и огромными торчащими клыками.
Как писал протопоп Аввакум, «плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и ушей пламя смрадное исходит».
Не менее зловещим предстаёт Антихрист и в апокрифическом «Видении Даниила»:

    «Ростом он будет 10 локтей, волосы его в длину будут достигать ног его, огромен и трёхглав, след ноги его велик, глаза его, как утренняя звезда восходящая. Зубы его снаружи железные, а щёки его стальные. Правая рука его железная, а левая – медная; и правая рука его длиною в 3 локтя».

Постепенно, однако, образ Антихриста приобретал вполне человеческие черты, хотя всегда в нём было что-то отталкивающее.

Согласно церковному учению, Антихрист – это лже-Мессия, лже-Спаситель, то есть Церковь указывает на подмену истинного Спасителя ложным. Антихрист будет подражать Христу, используя в своих интересах веру во второе пришествие Иисуса Христа и установление Царства Божьего. Он будет обещать те же блага, что и Христос, однако это будет тонкая и искусная подмена христианского понимания благополучия и блаженства. Церковная эсхатология не исключает, что при Антихристе наступит всеобщее материальное изобилие. Обман Антихриста будет заключаться не в том, что он не сможет обеспечить процветание и довольство, а в том, что продлится всё это, вопреки его заверениям, недолго и сменится ужасающей разрухой. В начале правления Антихриста людям действительно будет казаться, что наступило Царство Божие. Чтобы не поддаться обману Антихриста, не стать его жертвой и не пасть вместе с ним, нужно вовремя распознать в нём грядущего врага.

Христианство возникло как вера в чудесное, вера в чудесного Мессию. Поэтому и Антихрист, как и Христос, будет творить чудеса, пытаясь доказать свою богоизбранность. Чудеса эти, однако, будут ложными, и ложность их будет заключаться не в мнимости, а в дьявольской природе. Чтобы распознать их, Оптинские старцы советуют твёрдо придерживаться веры во Христа, не увлекаясь никакими знамениями и чудесами.

Считается, что Антихристу удастся увлечь за собой множество народов. «И дана была ему (зверю) власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем», – пишет Иоанн Богослов.
Не менее суровы и пророчества Ефрема Сирина: «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы (Антихриста), все вдруг возымеют одну мысль и с великой радостью провозгласят его царём».
Интересно, что Серафим Саровский предрекал, будто Антихрист воцарится над всеми странами мира, кроме России. Ему вторит и архимандрит Лаврентий Черниговский:

    «При Антихристе Россия будет самым мощным государством в мире. А все другие страны, кроме России и славянских земель, будут под властью Антихриста».
    «Антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет», –

добавляет схимомонах Антоний Чернов. Впрочем, в западной Церкви распространено мнение, что именно Россия станет важнейшим союзником и даже плацдармом Антихриста.

Время Антихриста будет характеризоваться не только всеобщей агрессией против христиан, но и изменничеством и отступничеством в рядах самой Церкви. Иными словами, всеобщий упадок нравов коснётся и Церкви. Беззаконие усилится в недрах самого христианства. Об этом говорится и в Евангелии от Матфея: «Тогда многие отвернутся от веры». Слова Откровения Иоанна Богослова о том, что «хвост дракона» «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю», Церковь толкует как указание на количество христиан, которых соблазнит Антихрист. Внутрицерковные расколы и распри вполне дают основания усомниться в стойкости Церкви перед лицом Антихриста. Поэтому, указывает Беляев,

    «народы, бывшие издавна христианскими, быть может, останутся христианскими только по имени; среди них-то именно и обнаружится глубокое нравственное растление, лицемерная вера во Христа, сектантство всяких видов, положительное отпадение от Христа и безбожие».

Однако верные Христу христиане под предводительством выдающихся личностей прошлого окажут Антихристу сопротивление. Вождями этого сопротивления, согласно Откровению Иоанна Богослова, выступят два пророка, обладающие сверхъестественными способностями. Предполагается, что это будут пророки Энох и Илия. Правда, Антихрист убьёт этих пророков, но сама их смерть и затем их чудесное воскресение вдохнут новые силы в борцов с Антихристом.

Примечательно, что главными противниками грядущего тирана станут не будущие христиане, его современники, а люди прошлого, чудесным образом воскресшие из небытия.

Антихрист – гротескное существо. Над ним можно смеяться, но его исторические явления катастрофичны и непререкаемо неизбежны. Да, он карикатура Христа, гений интеллектуального плебейства, Божий Хам. Но он, последний враг, над которым будет одержана победа перед искупительным финалом дольней истории, знаменует апофатическую надежду бессмертия. В Антихристе сосредоточен ужас перед Страшным Судом и последним испытанием, страх смерти и тьмы Геенны. Тоской небытия веет от Антихриста, необъятной пустотой бесконечного одиночества, ледяным отчаянием тлена, гниения и смерти. Вся мстительная ненависть к живому собрана в нём. В чёрных лучах его Вселенная и человек в ней предстают глупой шуткой и онтологическим маскарадом. Безнадёжность тупика, слепое кружение миров в серой мгле мировой бессмыслицы – именно это стоит за Антихристом, сыном погибели и воплощённым страхом Ничто.

Реклама

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Антихрист | История, характеристики, символы и факты

Краткое изложение

Прочтите краткий обзор этой темы

Антихрист , полная противоположность и заклятый враг Христа. Согласно христианскому преданию, он будет ужасно править в период до Страшного Суда. Термин «антихрист» впервые появился в Посланиях Иоанна (1 Иоанна 2:18, 2:22 и 4:3; 2 Иоанна 1:7), а полностью развернутая история жизни и правления Антихриста содержится в средневековых текстах. Применительно к различным лицам и учреждениям на протяжении почти двух тысячелетий Антихрист и , предшественник Антихриста , были и остаются предметом самого жестокого осуждения.

Христианская концепция антихриста была получена из еврейских традиций, в частности, из Книги Даниила в еврейской Библии. Написанный около 167 г. до н. э., он предсказывал приход последнего гонителя, который будет «говорить громкие слова против Всевышнего, и утомлять святых Всевышнего, и думать изменить времена и законы» (7:25). Ученые сходятся во мнении, что автор Даниила имел в виду современного эллинистического правителя Палестины Антиоха IV Епифана, который пытался искоренить иудаизм. Но поскольку Антиох не был назван, более поздние читатели могли применить предсказание Даниила к любому гонителю. Ранние христиане применяли его к римским императорам, преследовавшим церковь, в частности к Нерону (годы правления 54–68 гг. н. э.).

Викторина «Британника»

Мировые религии и традиции

Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о религии во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.

Четыре книги Нового Завета, подпитывавшие христианскую веру в антихриста, — это первые два послания Иоанна, Откровение к Иоанну и Второе Послание Павла к Фессалоникийцам. Первые три из них были написаны ближе к концу I века н.э.; последнее было написано либо апостолом Павлом вскоре после 50 г. н. э., либо одним из непосредственных учеников Павла примерно 20 или 30 лет спустя. Ни во 2 Фессалоникийцам, ни в Откровении не используется термин антихрист, но оба произведения относятся к грядущему гонителю, который, очевидно, является одним и тем же человеком. Первое послание Иоанна вводит важное различие между «антихристом», который придет, и многими антихристами, которые уже действуют в мире. Это различие не только позволяло верующим очернять современников как «антихристов», не навешивая ярлыка на одного человека как «антихриста», но также позволяло им идентифицировать «тело антихриста» как коллектив, существующий в настоящем, но которому суждено прожить свой день. триумфа в будущем.

Тем не менее ранние христиане склонны подчеркивать приход единого великого антихриста. В Откровении Иоанну эта фигура упоминается как «Зверь из бездны» (11:7) и «Зверь из моря» (13:1). В наиболее достоверном описании его внешности, 2 Фессалоникийцам 2:1–12, он назван «человеком греха» и «сыном погибели». Он придет во время всеобщего отступничества, обманет людей знамениями и чудесами, сядет в храме Божием и выдаст себя за самого Бога. Наконец, он будет побежден Иисусом, который уничтожит его «духом уст Своих» и «сиянием пришествия Его» (2:8).

Поскольку даже во 2-м послании к Фессалоникийцам подробно описывается личность Антихриста и характер его царствования, череда библейских комментаторов и псевдонимных апокалиптических писателей эпохи Отцов Церкви и раннего Средневековья начала дополнять недостающие черты. Их работа была включена в краткий трактат в 10 веке (ок. 954 г.) монахом из Лотарингии Адсо де Монтье-ан-Дер в письме французской королеве Герберге. Письмо Адсо стало стандартным средневековым справочником по Антихристу. В 13 веке его частично вытеснили несколько глав об Антихристе в чрезвычайно популярном справочнике Хью Рипелина 9.0009 Compendium theologicae veritatis (ок. 1265; «Сборник богословских истин»). Хотя отчет Рипелина был более упорядоченным, он отличался от отчета Адсо лишь незначительными деталями.

Средневековый взгляд на Антихриста, переданный Адсо, Рипелином и множеством других писателей, основывался на том принципе, что Антихрист является пародийной противоположностью Христа во всем. ( Антихрист буквально означает «противостоящий Христу».) Таким образом, как Христос родился от девы посредством зачатия Святым Духом, так и Антихрист родится от блудницы посредством зачатия дьявольским духом. Хотя мнения о том, будет ли отцом Антихриста человек или демон, разошлись, в любом случае Антихрист будет, как обычно отмечалось в Средние века, «наполненным дьяволом» с момента своего зачатия. И Христос, и Антихрист рождаются от иудеев, но Антихрист родится от колена Дана — «змеиной на дороге» (Бытие 49).:17) — вместо колена Иуды и в Вавилоне, а не в Вифлееме. Подобно Христу, Антихрист будет расти в безвестности и начнет свое открытое «служение» в возрасте 30 лет, приобретая последователей, давая знамения и совершая чудеса. Знамения и чудеса опять-таки полярно противоположны Христовым, потому что предполагаемые чудеса Антихриста будут всего лишь уловками.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Триумфальное царствование антихриста (никогда четко не отличавшееся от начала его служения) продлится три с половиной года. Подобно Христу, Антихрист придет в Иерусалим, но, как противоположность Христу, он будет восторженно приветствоваться и почитаться евреями. Во время своего правления он восстановит Храм и сядет на трон Соломона в кощунственной и отвратительной инверсии справедливого священства и справедливого царствования. Он обратит правителей земли на свою сторону и будет жестоко преследовать христиан. Все те, кто сопротивляется его козням, будут мучимы, и, как пророчествовал Иисус в Матфея 24:21, будут «великие страдания, каких не было от начала мира доныне». Два великих пророка Енох и Илия, которые никогда не умирали, но были унесены в земной рай, придут проповедовать против тирана и утешать избранных, но антихрист убьет их. Однако по истечении отведенных трех с половиной лет антихрист будет уничтожен силой Христовой, после чего, после очень короткого промежутка времени, наступит Страшный суд и конец света.

Одним из важных средневековых мыслителей, который существенно отошел от общепринятых учений об антихристе, был калабрийский монах XII века Иоахим из Фиора. Иоахим сформулировал представление о последовательных прошлых и будущих гонениях на христианскую церковь, что вдохновило его на предположение о появлении череды «антихристов» (например, Нерона, Мухаммеда и Саладина) до прихода великого антихриста. Что же касается великого антихриста, то, по Иоахиму, он будет не евреем из «Вавилона», а скорее воплощением худших зол, вытекающих из собственного общества Иоакима, прежде всего преступлений ереси и угнетения церкви. Наконец, поскольку Иоаким ожидал наступления чудесной тысячелетней эры на земле между смертью антихриста и Страшным судом, он оказался вынужден предсказать приход другого врага Бога, «последнего антихриста». Хотя Иоаким не очень ясно представлял природу этого последнего врага Бога, он называл его «Гогом», подразумевая, что последний антихрист будет союзником или идентичным вражеским силам Гога и Магога, которые, по всей видимости, будут действовать. последняя битва со святыми после тысячелетия и перед Страшным судом (Откровение 20: 7–9). ).

Ожидание скорого царствования Антихриста в позднем Средневековье породило у многих веру в то, что его предшественники уже восходят или что и сам Антихрист явился в лице данного правителя или папы. Такие убеждения были присущи, в частности, «антипапскому» императору Фридриху II (годы правления 1212–1250) и гонителю церковных диссидентов папе Иоанну XXII (годы правления 1316–34). Тенденция отождествлять ненавистного современного правителя с Антихристом в некоторых случаях пережила Средневековье. Русский царь Петр Великий (годы правления 1689 г.–1725), например, был назван Антихристом его противниками-старообрядцами. Даже в 20 веке некоторые комментаторы называли Бенито Муссолини, итальянского фашистского диктатора, антихристом из-за его попытки возродить Римскую империю.

Тем не менее, начиная с XVI века, зацикленность на антихристе как на грядущей или присутствующей ужасной личности уступила место взгляду на антихриста как на коллективное тело зла. Эта позиция была абстрактно принята некоторыми средневековыми теологами, но конкретизировалась и стала популярной благодаря Мартину Лютеру, который настаивал на том, что институтом папства, а не какого-либо конкретного папы, был антихрист. Современные протестанты, как правило, предпочитают воспринимать антихриста как нечто, сопротивляющееся господству Христа или отрицающее его, хотя идея человека как антихриста приобрела популярность среди некоторых христиан-евангелистов и фундаменталистов в 20 веке. Католики стали менее склонны отождествлять Антихриста с конкретным грядущим человеком.

Следы средневековой антихристовой традиции можно найти в современной массовой культуре, например, в голливудских фильмах, таких как «Ребенок Розмари » (1968) и «Омен » (1976 и 2006) и его продолжениях. Взгляд на антихриста как на дьявольское учреждение также в какой-то степени отражается в суеверии, согласно которому кредитные карты и электронные штрих-коды таинственным образом отмечают невинных людей знаком антихриста, числом 666 (Откровение 13:18).

Роберт Э. Лернер

Кто такой Антихрист? (Не кто вы думаете) | Jesus Creed

Антихрист: Дело не в том, кто вы думаете

Николае Карпатиу стал великим злодеем. Он был «Антихристом», рожденным в древнеримском происхождении, удивительно умным и спортивным, умелым манипулятором и невероятно успешным в бизнесе. Естественно, это привело его в политику, и вскоре он стал Верховным Властелином. Он был из тех персонажей, которых мы любим ненавидеть. В книге его жизнь превращается в убийство, воскрешение, пребывание сатаны и, в конечном итоге, встречу в огненном озере. Это воображаемый персонаж Антихриста, который многие из нас восприняли в 9-м веке.0 с. Книга представляет собой творческую фантастику, но она не об антихристе.

Чтобы сориентироваться, нам нужно посмотреть, где в Библии упоминается антихрист. Этого названия нет в Откровении; это не часть апокалипсиса Иоанна. Однако это действительно проявляется в письмах, приписываемых Иоанну. Эти письма обращаются к церквам, столкнувшимся с ужасными обстоятельствами: некоторые члены теперь отрицают, что Иисус был полностью человеком на земле и покинул общину. Они видят, что Иисус просто «выглядит» как человек, находясь на земле. Автор этих писем обращается к точке зрения собрания на мир как на космическую битву между добром и злом. Имея в виду эти категории, он пишет о тех, кто оставил церковь, о тех, кто отрицает человечность Иисуса: это антихристы.

Это отсутствие должной веры в Иисуса настолько разрушительно, что автор объявляет тех, кто покинул общину, вне веры. Они не знают и не следуют за Иисусом. В 1 Иоанна правильная христология не ограничивается теоретическими идеями; вера всегда приводит к действию. Как только верующие поймут, кто такой Иисус и как он воплощает Божью любовь, они должны любить так же.[1] Если Иисуса не принимают как полностью человечного и как полностью божественного, тогда материальный мир больше не имеет высокой ценности. Христиане, покинувшие общину, больше не ценят воплощенную общину церкви. Они больше не ценят реальность воплощения. Они больше не ценят Божью любовь. Они не живут по любви.

Воплощение Иисуса прямо противоречит этим убеждениям. Вместо того, чтобы быть обманутыми теми, кто ушел, это сообщество призвано помнить, что Бог есть любовь. Иисус — воплощение любви Бога к человечеству. Иисус приносит истинную жизнь тем, кто верит и следует за ним. Следование за Иисусом всегда требует, чтобы искренние верующие любили друг друга (1 Иоанна 4:7-8). Антихристы, отрицающие человечность Иисуса и отрицающие Божью любовь, не любят других. Любовь Бога самоотверженна и общна, она желает лучшего для человечества: жизни через Иисуса (1 Иоанна 4:9).-10). Истина о том, кто такой Иисус, приходит через божественное помазание (1 Иоанна 2:20, 24-27). Истинные верующие, оставшиеся в общине, имеют это помазание; они знают, кто такой Иисус, и им напоминают, чтобы эта истина жила в них.

Легко ухватиться за такие карикатуры, как вымышленный Карпатиу, но это заставляет нас искать кого-то, напоминающего злодея из комиксов Marvel. Реальность более тонкая: антихристы исходят из нашей церковной общины. Их учение обесценивает реальность Иисуса, полную человечности и полной божественности, соединенных воедино. Они обесценивают Божью любовь. Они обесценивают общество. Они не живут так, чтобы дарить любовь.

В нашем собственном контексте недостаток любви в христианском сообществе должен заставить нас задуматься. Церковь, в которой Христос не занимает центральное место, должна побуждать нас размышлять и оценивать то, что является центральным. Сообщество без самоотдачи не может жить как сообщество. Если в центре церкви не любовь, то это не Христос. Отражение воплощенной жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа — самая важная работа для сообщества любви. Эта работа замечает окружающих и признает потребности, надежды и страхи в сообществе. Оно переводит веру в действие.

Медитация о значении воплощения имеет фундаментальное значение. Всеобъемлющая любовь Божья — это не дешевая благодать, где всем рады и никто не меняется. Это дорогая, экстравагантная, драгоценная благодать, где всем рады и все меняются. Знать Христа — значит жить как Христос. Чтобы быть народом, призванным Богом, церковь должна отражать Бога, а Бог есть любовь.

Библиография

Кларк-Соулс, Хайме.