Богородичное правило — Молитвослов

Аудио:

62:39

 

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский запо­ве­дал сво­им духов­ным чадам, про­хо­дя по Канав­ке вокруг Диве­ев­ско­го мона­сты­ря, по кото­рой про­шла Сама Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, читать 150 раз в сут­ки Архан­гель­ское при­вет­ствие: «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших» (Лк.1:28).

«Бого­ро­дич­ное пра­ви­ло», кото­рое обни­ма­ет собой всю жизнь Бого­ма­те­ри, раз­де­ле­но на 15 десят­ков по чис­лу важ­ней­ших собы­тий в Ее жиз­ни. Если по непри­выч­ке труд­но будет одо­ле­вать еже­днев­но 150 раз, сле­ду­ет читать пона­ча­лу 50 раз. После каж­до­го десят­ка надо читать по одно­му разу «Отче наш» и «Мило­сер­дия двери».

Ниже при­во­дит­ся схе­ма, в кото­рую вкла­ды­вал свои молит­вы Прис­но­де­ве Марии свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Звез­дин­ский).

Перед каж­дым десят­ком чита­ет­ся молит­ва «Отче наш», а после каж­до­го десят­ка молит­ва: «Мило­сер­дия две­ри отвер­зи нам…», а так­же осо­бые допол­ни­тель­ные молитвословия.

* * *

Первый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Пере­вод: Бого­ро­ди­ца Дева Мария, испол­нен­ная бла­го­да­ти Божи­ей, радуй­ся! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми и бла­го­сло­вен Плод, Тобою рож­ден­ный, пото­му что Ты роди­ла Спа­си­те­ля душ наших.

Вос­по­ми­на­ем Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы.

Тро­парь, глас 4

Рож­де­ство́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость воз­ве­сти́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо воз­сия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, даро­ва́ нам живо́т ве́чный.

Рож­де­ство Твое, Бого­ро­ди­ца Дева, радость воз­ве­сти­ло всей все­лен­ной, ибо из Тебя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш; и, отме­нив про­кля­тие, Он дал бла­го­сло­ве­ние и, упразд­нив смерть, даро­вал нам жизнь вечную.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спа­си́ и сохра­ни́ рабо́в Твои́х (име­на роди­те­лей и срод­ни­ков), а уме́рших со святы́ми упоко́й в ве́чной сла́ве Твое́й.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Второй десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Вве­де­ние во Храм Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы.

Тро­парь, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Хри­ста́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

В сей день – пред­зна­ме­но­ва­ние Божия бла­го­во­ле­ния и спа­се­ния людей пред­ве­стие: в хра­ме Божи­ем Дева откры­то явля­ет­ся и Хри­ста всем пред­воз­ве­ща­ет. Ей и мы гро­мо­глас­но воз­зо­вем: «Радуй­ся, пред­на­чер­тан­но­го Созда­те­лем исполнение!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спа­си́, сохра­ни́ и при­со­еди­ни́ к Свято́й Правосла́вной Це́ркви заблу́дших и отпа́вших рабо́в Твои́х (име­на).

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Третий десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы.

Тро­парь, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. / Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

В сей день спа­се­ния наше­го нача­ло и пред­веч­но­го таин­ства явле­ние: Сын Божий Сыном Девы ста­но­вит­ся и Гав­ри­ил о бла­го­да­ти бла­го­вест­ву­ет. Пото­му и мы с ним Бого­ро­ди­це воз­гла­сим: «Радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, уто­ли́ на́ши ско́рби и пошли́ утеше́ние скорбя́щим и боля́щим раба́м Твои́м (име­на).

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Четвертый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Встре­чу Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы с пра­вед­ной Ели­са­ве­тою.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Достой­но есть поис­ти­не вос­хва­лять Тебя, Бого­ро­ди­цу, веч­но бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога наше­го. Честью выс­шую Херу­ви­мов и несрав­нен­но слав­ней­шую Сера­фи­мов, дев­ствен­но Бога Сло­во родив­шую, истин­ную Бого­ро­ди­цу, Тебя прославляем.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, соеди­ни́ в разлу́ке находя́щихся рабо́в Твои́х (име­на).

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Пятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Рож­де­ство Хри­сто­во.

Тро­парь, глас 4

Рож­де­ство́ Твое́, Хри­сте́ Бо́же наш,/ воз­сия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высо­ты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Боже наш, оза­ри­ло мир све­том зна­ния, ибо чрез него звез­дам слу­жа­щие звез­дою были науче­ны Тебе покло­нять­ся, Солн­цу прав­ды, и знать Тебя, с высо­ты Вос­хо­дя­щее Све­ти­ло. Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне, во Хри­ста́ крести́вшемуся, во Хри­ста́ обле́чься.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Шестой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Сре­те­ние Гос­подне и про­ре­чен­ное пра­вед­ным Симео­ном сло­во: «И Тебе Самой ору­жие прой­дет душу».

Тро­парь, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо воз­сия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Радуй­ся, бла­го­дат­ная Бого­ро­ди­ца Дева, ибо из Тебя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш, про­све­ща­ю­щий нахо­дя­щих­ся во тьме. Весе­лись и ты, ста­рец пра­вед­ный, при­няв­ший в объ­я­тия Осво­бо­ди­те­ля душ наших, дару­ю­ще­го нам воскресение.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сподо́би меня́ при после́днем издыха́нии причасти́ться Святы́х Христо́вых Та́ин и Сама́ про­ве­ди́ ду́шу мою́ че́рез стра́шные мыта́рства.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Седьмой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем бег­ство в Еги­пет пра­вед­но­го Иоси­фа и Божи­ей Мате­ри с Богомладенцем.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Обо­ро­ня­ю­щей нас Вое­на­чаль­ни­це за избав­ле­ние от страш­ных бед учре­жда­ем Тебе тор­же­ства побе­ды бла­го­дар­ствен­ные мы, рабы Твои, Бого­ро­ди­ца! Но Ты, как име­ю­щая власть необо­ри­мую, от вся­че­ских опас­но­стей нас осво­бо­ди, да взы­ва­ем к Тебе: «Радуй­ся, Неве­ста, бра­ка не познавшая!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, изба́ви меня́ от вся́ких напа́стей.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Восьмой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем исчез­но­ве­ние две­на­дца­ти­лет­не­го отро­ка Иису­са в Иеру­са­ли­ме и скорбь Божи­ей Мате­ри по пово­ду этого.

Тро­парь, глас 7

Воздыха́юща мя, Го́споди, при­и­ми́ я́ко Ми́лостив, и поми́луй мя я́ко мыта­ря́, Ма́тере Тво­ея́ хода́тайством.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне непреста́нное па́мятование о Бо́ге.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Девятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем чудо в Кане Гали­лей­ской, когда Гос­подь пре­тво­рил воду в вино по сло­ву Божи­ей Мате­ри: «Вина нет у них».

Тро­парь, глас 3

Приста́нище спаси́тельное Тя и́мамы, Богоро́дице, в пучи́не жите́йстей обурева́емии. Ты у́бо упа­си́ от вся́кия беды́ притека́ющих к Твое́й бла́гости.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, помога́й нам во всех дела́х и ну́ждах на́ших.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Десятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем сто­я­ние Божи­ей Мате­ри у Кре­ста Гос­под­ня, когда скорбь, как ору­жие, прон­зи­ла Ее душу.

Кондак, глас 6

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зача­ла́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и воз­не­су́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Кото­ра­го Ты без семе­ни зача­ла во чре­ве, во гро­бе: вот Я вос­ста­ну и про­слав­люсь и, как Бог, пре­воз­не­су навсе­гда и во сла­ве тех, кото­рые с верою и любов­но про­слав­ля­ют Тебя

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укре­пи́ си́лы мои́ душе́вные и отже­ни́ уны́ние.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Одиннадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.

Тро­парь, глас 5

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Хри­стос вос­крес из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и тем, кто в гроб­ни­цах, жизнь даровав.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, вос­кре­си́ ду́шу мою́ и да́руй мне постоя́нную гото́вность к страда́ниям за Христа́.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Двенадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Воз­не­се­ние Хри­сто­во, при кото­ром при­сут­ство­ва­ла Матерь Божия.

Тро­парь, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Хри­сте́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Воз­нес­ся Ты во сла­ве, Хри­сте Боже наш, радо­сти испол­нив уче­ни­ков обе­ща­ни­ем Свя­то­го Духа, по утвер­жде­нии их бла­го­сло­ве­ни­ем, в том, что Ты – Сын Божий, Иску­пи­тель мира.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, воз­не­си́ меня́ от земны́х су́етных помышле́ний и да́руй мне стремле́ние к спасе́нию души́.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Тринадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Сион­скую гор­ни­цу и соше­ствие Свя­та­го Духа на апостолов.

Тро­парь, глас 8

Благослове́н еси́, Хри­сте́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры лов­цы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Бла­го­сло­вен Ты, Хри­сте Боже наш, явив­ший пре­муд­ры­ми рыба­ков, нис­по­слав им Духа Свя­то­го и через них уло­вив­ший все­лен­ную. Чело­ве­ко­лю­бец, сла­ва Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укре­пи́ благода́ть Свята́го Ду́ха в се́рдце мое́м.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Четырнадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы.

Тро­парь, глас 1

В рож­де­стве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к живо­ту́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

При рож­де­нии Хри­ста Ты дев­ство сохра­ни­ла и по смер­ти мира не оста­ви­ла, Бого­ро­ди­ца: к жиз­ни Ты пере­шла, как Матерь Жиз­ни, и молит­ва­ми Тво­и­ми избав­ля­ешь от смер­ти души наши.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне ми́рную и безмяте́жную кончи́ну.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Пятнадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Вос­по­ми­на­ем Покров Божи­ей Мате­ри над хри­сти­ан­ским миром.

Тро­парь, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Тво­е­му́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Тво­е­го́, Хри­ста́ Бо́га на́шего,// спа­сти́ ду́ши на́ша.

В сей день мы, пра­во­вер­ные люди, тор­же­ствен­но празд­ну­ем, осе­ня­е­мые Тво­им, Бого­ма­терь, при­ше­стви­ем; и, взи­рая на Твой пре­чи­стый образ, со уми­ле­ни­ем взы­ва­ем: «Покрой нас свя­щен­ным Тво­им Покро­вом и избавь нас от вся­ко­го зла, умо­ляя Сына Тво­е­го, Хри­ста Бога наше­го, спа­сти души наши».

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сохра­ни́ меня́ от вся́кого зла и покро́й честны́м Твои́м омофо́ром.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Пяточисленные молитвы — Молитвослов

Эти молит­вы сло­же­ны свя­ти­те­лем  Димит­ри­ем Ростов­ским по виде­нию одно­го стар­ца в память скор­бей, кото­рые пре­тер­пе­ла Пре­свя­тая Дева Мария.
«Один ста­рец от Бого­нос­ных Отцев, стоя на молит­ве и быв в вос­тор­ге, слы­шал глас Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, гла­го­лю­ще­го с Пре­чи­стою и Пре­свя­тою Бого­ро­ди­цею, Мате­рию своею:
— Рцы Мне, Мати Моя, коли­ко болез­ней наи­боль­ших, живу­щи на све­те, пре­тер­пе­ла еси Мене ради?
И рече Пресвятая:
— Сыне и Боже Мой! Наи­боль­ших пять болез­ней Тебе ради пре­тер­пе­ла: пер­вая — егда услы­ша­ла от Симео­на Про­ро­ка, еже имел еси уби­ен быти; вто­рая — егда, ищу­щи Тебе во Иеру­са­ли­ме через три дня, Тя не виде­ла есмь; тре­тья — егда Тя пой­ма­на и свя­за­на от жидов услы­ша­ла; чет­вер­тая — егда Тя на Кре­сте меж­ду раз­бой­ни­ка­ми Рас­пя­та­го виде­ла; пятая — егда Тя виде­ла во гро­бе полагаема.
И рече к Ней Господь:
— Гла­го­лю Тебе, Мати Моя: аще кто каж­дую болезнь Твою на кийж­до день про­чтет с молит­вою Моею, сие есть «Отче наш» и Архан­гель­ское обра­до­ва­ние, сие есть «Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся» — за первую болезнь дам ему позна­ние гре­хов и жале­ние о них; за вто­рую — дам ему всех гре­хов про­ще­ние; за тре­тию — воз­вра­щу ему доб­ро­де­те­ли его, через гре­хи изгиб­шия; за чет­вер­тую — напи­таю его, при смер­ти его, Телом и Кро­вию Моею Боже­ствен­ною; за пятую — явлю­ся ему Сам при смер­ти его и при­му душу его в живот веч­ный. Аминь».

* * *

14:53

Чита­ет диа­кон Алек­сандр Титов

 

Начало к сим молитвам:

Сла́ва Тебе́, Хри­сту́ Бо́гу Мое­му́, не погуби́вшему мя гре́шнаго со беззако́ньми мои́ми, но да́же досе́ле грехо́м мои́м потерпе́вшему. (Поклон)

Сподо́би, Го́споди, в день сей без гре­ха́ сохрани́тися нам; да́руй ми, Го́споди, да ни сло́вом, ни де́лом, ни помышле́нием прогне́ваю Тя, Созда́теля мое­го́, но вся́ дела́ моя́, сове́ты и помышле́ния да бу́дут во сла́ву Пресвята́го и́мени Тво­е­го́. (Поклон)

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне, гре́шному, во все́й жи́зни мое́й: во исхо́де мое́м и по кончи́не мое́й не оста́ви мене́. (Поклон)

Сие, пад­ши ниц на зем­ли, глаголи:

Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, при­и­ми́ уме́ршаго мя душе́ю и умо́м. При­и­ми́ мя гре́шнаго, блуд­ни­ка́, скве́рнаго душе́ю и те́лом. Оты­ми́ неприя́знь безсту́дную и не отвра­ти́ лица́ Тво­е­го́ от мене́, не рцы, Влады́ко: «Не вем, кто еси́», но во́нми гла́су моле́ния мое­го́; спа­си́ мя, я́ко име́яй мно́жество щедро́т и не хо́щеши сме́рти гре́шника; не оста́влю же Тя, Созда́теля мое­го́, и не отступ­лю́ от Тебе́, до́ндеже послу́шаеши мя и да́си всем грехо́м мои́м проще́ние, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Ма́тери Тво­ея́, предста́тельства Честны́х Небе́сных Сил безпло́тных, свята́го сла́внаго А́нгела храни́теля мое­го́, Проро́ка же и Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, богоглаго́ливых Апо́стол, све́тлых и добропобе́дных му́чеников, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех Твои́х святы́х, поми́луй и спа­си́ мя гре́шнаго. Ами́нь.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же вез­де́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, при­и­ди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спа­си́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Пере­вод: Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух Исти­ны, вез­де пре­бы­ва­ю­щий и всё напол­ня­ю­щий, Сокро­вищ­ни­ца благ и жиз­ни Пода­тель, при­ди и все­лись в нас, и очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, и спа­си, Бла­гой, души наши.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Чита­ет­ся три­жды, с крест­ным зна­ме­ни­ем и пояс­ным поклоном.)

Свя­той Боже, Свя­той Креп­кий, Свя­той Бес­смерт­ный, поми­луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва во ве́ки. Ами́нь.

Отче наш, сущий на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе. Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; И про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; И не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лука­во­го. Ибо Твоё Цар­ство, и сила, и сла­ва во веки. Аминь.

Богородице Дево, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших.

Бого­ро­ди­ца Дева Мария, испол­нен­ная бла­го­да­ти Божи­ей, радуй­ся! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми и бла­го­сло­вен Плод, Тобою рож­ден­ный, пото­му что Ты роди­ла Спа­си­те­ля душ наших.

Молитва 1‑я

О, Ма́ти Милосе́рдая, Де́во Мари́е, аз гре́шный и непотре́бный раб Твой, воспомина́ющи Твоя́ боле́зни1, егда́ Ты услы́шала от Симео́на Проро́ка о неми́лостивном убие́нии Сы́на Тво­е­го́, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, при­но­шу́ сию́ Тебе́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование, при­и­ми́ в честь и па́мять боле́зней Твои́х и умо­ли́ Сы́на Тво­е­го́ — Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, да да́рует ми позна́ние грехо́в и жале́ние о них. (Поклон)

Молитва 2‑я

О́тче наш… (см. выше)

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся… (см. выше)

О, Богоблаже́нная и Пренепоро́чная Отрокови́це, Ма́ти и Де́во, при­и­ми́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Тво­е­го́, сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в честь и па́мять боле́зни Тво­ея́, егда́ позабы́ла Сы́на Тво­е­го́, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, в це́ркви и три дни Его́ не ви́дела еси́; умо­ли́ Его́ и испро­си́ у Него́ всех грехо́в мои́х проще́ние и оставле́ние, Еди́на Благослове́нная. (Поклон)

Молитва 3‑я

О́тче наш…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…

О, Ма́ти Све́та, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице, при­и­ми́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Тво­е­го́ сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в честь и па́мять боле́зни Тво­ея́, егда́ Сы́на Тво­е­го́, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, по́ймана и свя́зана слы́шала еси́. Умо­ли́ Его́, да возврати́т мне доброде́тели, че́рез грех изги́бшия2, да Тя, Пречи́стая, во ве́ки велича́ю. (Поклон)

Молитва 4‑я

О́тче наш…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…

О, Милосе́рдия Исто́чниче, Де́во Богоро́дице, при­и­ми́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Тво­е­го́, сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в че́сть и па́мять боле́зни Тво­ея́, егда́ на Кре­сте́ ме́жду разбо́йники ви́дела еси́ Сы́на Тво­е­го́, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, Его́же умо­ли́, Влады́чице, да пода́ст ми дар милосе́рдия Сво­е­го́ в час сме́рти моея́ и да напита́ет мя Те́лом и Кро́вию Свое́ю Боже́ственною, да Тя, Засту́пницу, сла́влю во ве́ки. (Поклон)

Молитва 5‑я

О́тче наш…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…

О, Наде́ждо моя́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, при­и­ми́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Тво­е­го́, сию́ моли́тву и Арха́нгельское обра́дование в честь и па́мять боле́зни Тво­ея́, егда́ ви́дела еси́ Сы́на Тво­е­го́, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, во гро́бе полага́ема.  Его́же умо­ли́, Влады́чице, да я́вится мне в час сме́рти моея́ и да прии́мет ду́шу мою́ в живо́т ве́чный. Ами́нь. (Поклон)

О, Преми́лостивая Де́во, Гос­по­же́ Богоро́дице, чадолюби́вая Го́рлице, небе­се́ и зем­ли́ Самодержа́вная Цари́це, любе́зная Прие́мнице всех простира́ющих к Тебе́ свои́ моль­бы́, печа́льных Уте́шительнице, при­и­ми́ от мене́, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Тво­е­го́, пяточи́сленное сие́ моле́ние, в нем же воспомина́ю земны́е и небе́сныя Твоя́ ра́дости, уми́льно вопию́ща к Тебе́ си́це3:

Земные радости

Ра́дуйся, заче́ншая во чре́ве без се́мене Хри­ста́ Бо́га на́шего. Ра́дуйся, во чре́ве без боле́зни носи́вшая Того́. Ра́дуйся, поро́ждшая чу́дным смотре́нием. Ра́дуйся, восприи́мшая от волхво́в‑царе́й дары́ и поклоне́ние. Ра́дуйся, я́ко обре­ла́ еси́ посре­ди́ учи­те­лей Сво­е­го́ Сы́на и Бо́га. Ра́дуйся, я́ко Рож­де­ство́ Твое́ пресла́вно из ме́ртвых воста́. Ра́дуйся, ви́девшая вознося́щагося Сво­е­го́ Созда́теля, к Нему́ же сама́ душе́ю и те́лом воз­ш­ла́ еси́.

Небесные радости

Ра́дуйся, де́вства ра́ди Сво­е­го́, па́че А́нгел и всех святы́х Пресла́вная. Ра́дуйся, близ Пресвяты́я Тро́ицы просия́ющая. Ра́дуйся, Миротво́рице на́ша. Ра́дуйся, Власти́тельнице, облада́ющая все́ми Небе́сными Си́лами. Ра́дуйся, па́че всех дерзнове́ние к Сы́ну и Бо́гу Сво­е­му́ иму́щая. Ра́дуйся, милосе́рдая Ма́ти всем, к Тебе́ прибега́ющим. Ра́дуйся, я́ко Твое́ весе́лие во ве́ки не сконча́ется!

И мне недосто́йному, по нело́жному обеща́нию Тво­е­му́, в день исхо́да мое­го́ ми́лостива предста́ни, да Твои́м руково́дством упра́влен бу́ду к го́рнему Иерусали́му, в нем же просла́вленно ца́рствуеши с Сы́ном Твои́м и Бо́гом на́шим, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом безконе́чныя ве́ки веко́в. Аминь.

От скве́рных усте́н мои́х, от ме́рзкаго се́рдца, от нечи́стаго язы­ка́ и от души́ оскверне́нной при­и­ми́, Гос­по­же́ Цари́це, сие́ похвале́ние, Ра́досте моя́. При­и­ми́, я́коже вдо́вии прия́ла сии́ две ле́пты, и да́руй ми при­не­сти́ Твое́й бла́гости дар досто́ин. О, Влады́чице моя́ Пречи́стая Де́во, Небе́сная Цари́це, я́коже хо́щеши и во́лиши, па́че же научи́ мя, что ми подоба́ет Тебе́, Ма́тери Бо́жией, глаго́лати к Тебе́ еди́ной гре́шных при́бежищу и утеше́нию. Ра́дуйся, Влады́чице, да и аз, многогре́шный раб Твой, ра́достно зову́ Тебе́, всепе́той Ма́тери Хри­ста́ Бо́га на́шего. Ами́нь.

На Твой Пресвяты́й о́браз взира́я, я́ко и́стинную са́мую Тя зрю Богоро́дицу, ве́рою серде́чною от души́ припа́даю и поклоня́юся с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, боголе́пно почита́ю и молю́ Тя со слеза́ми: покры́й мя покро́вом Твои́м, от враг ви́димых и неви́димых, Ты бо род челове́ческий вве­ла́ еси́ в Ца́рство Небе́сное. Ами́нь.

Достойно есть

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Достой­но есть поис­ти­не вос­хва­лять Тебя, Бого­ро­ди­цу, веч­но бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога наше­го. Честью выс­шую Херу­ви­мов и несрав­нен­но слав­ней­шую Сера­фи­мов, дев­ствен­но Бога Сло­во родив­шую, истин­ную Бого­ро­ди­цу, Тебя прославляем.

Сла́ва и благодаре́ние Го́споду за все!


1 Душев­ная боль, страдания.

2 Про­пав­шие, погибшие.

3 Так.

Дева Мария, Матерь Господа нашего

Дева Мария, Матерь Господа нашего

Честь, воздаваемая Марии, Деве Матери Иисуса Христа, Господа нашего и
Боже, восходит к самым ранним дням Церкви. Действительно, возвращается
далее, ибо еще до рождения Своего Сына Мария пророчествовала: «От
на этот раз все поколения будут называть меня благословенным».

В Новом Завете записано несколько случаев из жизни Богородицы:
ее обручение с Иосифом, Благовещение ангелом Гавриилом, что она
должен был родить Мессию, Его Посещение Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, Рождество Господа нашего,
посещения пастухов и волхвов, Введение младенца
Иисус в храме в возрасте сорока дней, бегство в Египет,
Пасхальное посещение храма, когда Иисусу было двенадцать, [Матфея 1:16,18-25; 2; Луки 1:26-56; 2]; свадьба
в Кане Галилейской и совершении первого чуда Сына на ней.
ходатайство [Иоанна 2:1-11], случаи, когда наблюдатели говорили: «Как может
этот человек особенный? Мы знаем его семью!» [Мэттью
13:54-56 = Марка 6:1-3 = Луки 4:22; также Иоанна 6:42], случай, когда она
пришли с другими, чтобы увидеть его, когда он проповедовал [Матфея 12:46-50 = Марка 3:31-35 = Луки 8:19-21], ее
присутствие у подножия Креста, где Иисус поручает ее заботе
любимого ученика [Иоанна 19:25-27], и ее присутствие с
апостолов в горнице после Вознесения в ожидании обещанного
Дух [Деяния 1:14]. Таким образом, видно, что она присутствует на большинстве главных
события жизни ее сына.

Помимо самого Иисуса, только два человека упоминаются по именам в Священном Писании.
Кредо. Один из них — Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи с 26 по 36 г.
Объявление. То, что Иисус был распят по приказу Понтия Пилата, подтверждает
дата его смерти в течение нескольких лет, и удостоверяет, что мы не
говоря, подобно поклонникам Таммуза или Адониса, о
олицетворение или символ ежегодной смерти и воскресения
урожай. Его смерть — событие в истории, то, что действительно произошло.
Другое имя — Мария. В Символе веры говорится, что Христос «родился от
девы Марии». То есть они утверждают, с одной стороны, что он был
истинно и полностью человек, рожденный женщиной, а не спустившийся с небес
как ангел. С другой стороны, рассказав нам, что его мать была
девственница, они исключают версию о том, что он был просто обычным человеком,
настолько добродетелен, что в конце концов, при крещении, исполнился
Дух Божий. Его непорочное рождение свидетельствует о том, что он всегда был
больше, чем просто человек, всегда тот, чье присутствие среди нас было само по себе
чудо, с первого момента его земного существования. В Мэри,
Дева и Мать, Бог дает нам знак, что Иисус является одновременно и истинным Богом, и
действительно Человек.

Бывает, что кто-нибудь сообщит о появлении Богородицы.
Мария, несущая весть, обычно поощряет верность в молитве. А
читатель спросил: «Как далеко уходят такие сообщения?» По словам Дональда
Аттуотер (Словарь святых Penguin), Грегори
Нисса (335-395) говорит, что самое раннее известное сообщение о сверхъестественном
явление Пресвятой Богородицы кому-либо было одного до Григория
Чудотворец (213-270). По просьбе члена римско-католического списка я
указать, что подлинность этих появлений не является официальной римской
Католическое учение. Вполне возможно отказаться от всех таких
внешность как заблуждение, и при этом быть католиком с хорошей репутацией.

Мало что известно о жизни Девы Марии, за исключением того, что
пересекается с жизнью ее Сына, и есть уместность в
это. Писания записывают ее слова ангелу Гавриилу, ей
родственница Елизавета своему сыну дважды. Но единственная зарегистрированная
высказывание ее тем, кого можно назвать обычными, заурядными слушателями,
ее наставление слугам на свадебном пиру, которым она говорит
просто, указывая на своего Сына: «Все, что он скажет тебе, сделай».

Мы можем принять это за обобщение ее послания миру. Если мы
послушай ее, она скажет нам: «Слушай Его. Слушай Моего Сына. Делай
что Он говорит вам». Когда мы видим ее, мы видим, как она указывает на своего Сына.
наше уважение к Пресвятой Богородице не имеет немедленного эффекта
переводя наше внимание с нее на Того, кого она носила в своем чреве
девять месяцев и вскармливал грудью ее воплотившемуся Богу, Слову
во плоти, то мы можем быть уверены, что это не то отношение, которое
она ищет. Правильное отношение к ней всегда направит нас к Тому, Кто нашел
в ней Его первое земное жилище.

МОЛИТВА (традиционный язык)

О Боже, избравший блаженную Деву Марию быть
Мать воплотившегося Сына Твоего: Даруй нам, бывшим
искупленный его кровью, может разделить с ней славу твоего
вечное царство; через того же Сына Твоего Иисуса Христа нашего
Господь, живущий и царствующий с Тобою, в единстве
Святой Дух, единый Бог, ныне и во веки веков.

Боже, принявший к Себе блаженную Деву Марию, матерь
Воплотившегося Сына Твоего: Даруй нам, искупленным
его кровь, может разделить с ней славу твоего вечного царства;
через того же Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, Который жив и
царит с тобою, в единстве Святого Духа, один Бог, ныне
и навсегда.

МОЛИТВА (современный язык)

О Боже, избравший блаженную Деву Марию матерью
Твой воплощённый Сын: Даруй нам, искупленным
своей крови, может разделить с ней славу твоего вечного
царство; через Иисуса Христа Господа нашего, который живет и царствует
с тобою, в единстве Святого Духа, один Бог, ныне и навеки
Когда-либо.

Боже, принявший к Себе блаженную Деву Марию,
Мать воплощённого Сына Твоего: Даруй нам, бывшим
искупленной его кровью, может разделить с ней славу твоего
вечное царство; через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, Который
живет и царствует с тобою, в единстве со Святым Духом, едино
Боже, сейчас и навсегда.

Чтение: Исаия 61:10-11 («Радостью буду радоваться о Господе,
облек меня в праведность, как невесту украшают драгоценностями»).

Псалом 34 или 34:1-9 («Вкусите и увидите, как милостив Господь;
блаженны все уповающие на Него»).

Послание: Галатам 4:4-7 («Но когда пришла полнота времени, Бог
послал Сына Своего, рожденного от матери земной… дабы мы могли через усыновление
стать потомком Небесного Отца»).

Святое Евангелие: Луки 1:46-55 (И Мария сказала: «Величит душа Моя
ГОСПОДЬ…ибо сотворил мне величие Сильный…как Он
обещанное Аврааму и его семени навеки»).


Если не указано иное, этот биографический очерк написан
Джеймс Э.
Kiefer, и любые комментарии по поводу его содержания следует направлять ему.
Домашняя страница биографических очерков
имеет больше информации.

Почему мы называем Марию «Матерью Божией»?

Чтобы понять титул «Богородица», мы должны сначала ясно понять роль Марии как матери нашего Спасителя, Иисуса Христа. Как католики, мы твердо верим в воплощение нашего Господа: Мария зачала силой Святого Духа. (Совместите Луки 1:26-38 и Матфея 1:18-25.) Через нее вошел Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, единосущное (единосущное) с Отцом и истинный Бог от истинного Бога этот мир обретает человеческую плоть и человеческую душу. Иисус есть истинный Бог и истинный человек. В Его личности соединились и божественная природа, и человеческая природа. Мария не создала божественную личность Иисуса, Который существовал с Отцом от вечности: «В самом деле, Тот, Которого Она зачала как человека от Духа Святого, Который воистину стал Ее Сыном по плоти, был не кем иным, как Вечный Сын Отца, второе лицо Святой Троицы. Следовательно, Церковь исповедует, что Мария действительно является «Матерью Божией» (9).0031 Богородица )» ( Катехизис , #495). Как писал св. Иоанн: «Слово стало плотию и обитало среди нас, и мы видели славу Его: славу единородного Сына, исходящего от Отца, исполненного непреходящей любви» (Иоанна 1:14).

По этой причине когда-то в ранней истории Церкви нашей Пресвятой Богородице был присвоен титул «Богородица». Святитель Иоанн Златоуст (ум. 407), например, сочинил в своей Евхаристической молитве к Мессе гимн в ее честь: «Истинно справедливо провозглашать Тебя, Богородица, преблагословенная, всечистая и Матерь Бога нашего. Величаем Тебя, Честнейшего Херувимов и несравненно славнейшего Серафимов. Ты, не потеряв девственности, родила Слово Божие. Ты, которая воистину Богородица».

Однако возражение против титула «Богородица» возникло в пятом веке из-за путаницы относительно таинства воплощения. Несторий, епископ Константинополя (428-431), вызвал большие споры. Он заявил, что Мария родила Иисуса Христа, обычного человека периода года. С этой человеческой личностью была соединена личность Слова Божия (божественного Иисуса). Этот союз двух лиц — человеческого Христа и божественного Слова — был «возвышенным и неповторимым», но лишь случайным. Божественная личность обитала в человеческой личности «как в храме». Следуя своим собственным рассуждениям, Несторий утверждал, что человеческий Иисус умер на кресте, а не божественный Иисус. Таким образом, Мария не «Богородица», а просто «Мать Христа» — человеческий Иисус. Звучит запутанно? Это так, но результатом является расщепление Христа на две личности и отрицание воплощения.

Святитель Кирилл, епископ Александрийский (ум. 440), опровергал Нестория, утверждая, что «не то, чтобы обыкновенный человек родился сначала от Святой Девы, на которую потом нисшло Слово; мы говорим, что, соединившись с плотью от чрева, [Слово] претерпело рождение во плоти, сделав рождение во плоти Своим…» ( Против тех, кто не хочет исповедовать, что Святая Дева Богородица ). Это утверждение подтверждает убеждение, изложенное в первом абзаце.

22 июня 431 года Эфесский собор собрался, чтобы разрешить этот спор. Собор объявил: «Если кто не исповедует, что Еммануил есть истинно Бог и потому что святая Дева есть Богородица ( Богородица ) (ибо Она родила по плоти Слово Божие, ставшее плотью), анафема сидеть ». Поэтому Собор официально признал, что Иисус есть одна личность, в которой две природы — человеческая и божественная — соединены в истинном союзе. Во-вторых, Ефес подтвердил, что наша Пресвятая Богородица по праву может называться Матерью Божией: Мария не есть Матерь Бога, Отца, или Матерь Бога, Святого Духа; скорее, она Богородица, Сын – Иисус Христос. Эфесский собор объявил Нестория еретиком, а император Феодосий приказал низложить его и сослать в ссылку. (Интересно, что небольшая несторианская церковь все еще существует в Ираке, Иране и Сирии.)

Воплощение действительно представляет собой глубокую тайну. Церковь использует очень точный, хотя и философский, язык, чтобы избежать путаницы и ошибок. Тем не менее, мы должны размышлять над этой великой тайной того, как наш Божественный Спаситель вошел в этот мир, приняв нашу человеческую плоть, чтобы освободить нас от греха. Мы также должны размышлять и подражать великому примеру нашей Пресвятой Богородицы, которая сказала: «Я раба Господа; да будет мне по слову Твоему».