Богородица споручница грешных когда празднуется: Православный календарь 11 июня. Икона Божией Матери «Споручница грешных».
Содержание
Икона «Споручница грешных»: Богоматерь за нас поручилась
В 1844 году по молитвам перед затемненной, ветхой иконой Богородицы, находившейся даже и не в храме, а в маленькой часовне Одрино-Николаевского монастыря (под Орлом, теперь это Брянская область), почти одновременно произошло три чудесных события.
Исцелились три ребенка: у двухлетнего ребенка Александры Почепиной совершенно прошли эпилептические припадки, прозрела трехлетняя дочь купца Павла Сытина и встал на ноги парализованный маленький сын помещика Новикова. Слава о неизвестном чудесном образе Богоматери быстро прошла по округе, икону перенесли в главный монастырский храм – Николаевский собор.
Когда переносили, в углу иконы увидели надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». Споручница – значит поручительница, посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми. С тех пор чудесный образ так и стали называть – «Споручница грешных» или просто «Споручница».
Мироточивый список в Москве, в «том же» храме
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, построенный в 1679–1682 годах в слободе царских ткачей. Сентябрь 1946 г. Фото: Сергей Иванов-Аллилуев/ТАСС
К чудотворному образу в Одринов монастырь сразу началось паломничество верующих. А когда в губернию пришла холера, молитвами перед «Споручницей» исцелялись самые безнадежные заболевшие. И эпидемия отступила.
В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву заказать ризу на чудотворную «Споручницу». Его приютил у себя в доме подполковник Дмитрий Бонческул. В благодарность за гостеприимство из Одрина монастыря подполковнику был прислан точный список чудотворной иконы «Споручницы», сделанный на липовой доске.
Тот установил икону в домашнем иконостасе. Вскоре икона замироточила. К образу хлынул народ, миро собирали и уносили для болящих, а те выздоравливали.
В 1848 году Бонческул пожертвовал чудесный образ своему приходскому храму Николы в Хамовниках. Икона продолжала мироточить, поставили дьякона, который отирал миро бумагой и раздавал народу. Официально тогда зафиксировали множество исцелений.
Сегодня чудотворный список «Споручницы грешных», тот самый, находится в том же храме Николы в Хамовниках по адресу: м. «Парк Культуры», ул. Льва Толстого, 2.
Почему Божия Матерь за нас ручается?
В храме Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках. 19.12.2011. Фото: Александр Уткин/РИА Новости
А вдруг мы не оправдаем ее ручательства? Ведь грешники, то есть невнимательные, с меняющимися настроениями и желаниями люди, временами веруют, а временами живут по своим хотениям, со всеми вытекающими (не все такие, конечно).
Но ведь Матерь Божия все это прекрасно знает. Разве Господь пришел праведников, а не грешников привести к покаянию?
Но знает она и Сына Своего – глубину Его милосердия, Его любовь к людям. Она, в отличие от нас, действительно знает, что без милости Божией человеку невозможно покаяться и измениться. Слишком много у каждого ран, исказивших душу. Мы сами и попросить-то Бога о помощи как следует не способны, если уж совсем не приспичит.
А вот Матерь Божия – может попросить. И так, что Господь ее слышит. В своем ручательстве Богородица ищет, как привести нас к покаянию – не перечислению на исповеди слов, обозначающих грех, а смирению, которое реально будет менять жизнь.
Матерь Божия ручается за грешников, потому и помощь получает считающий себя таковым. «Если грешник перед судом Божьим явится и осуждению предстанет, – Твоим, Богородица, державным покровом сохраняется на покаяние», – писал о смысле иконы «Споручница грешных» один святой.
Возвращение на родину
Возрождающийся Одрино-Николаевский монастырь. Фото: Vlad-Mier/wikipedia
История оригинального образа «Споручницы» из Одрина монастыря похожа на остросюжетный детектив. Во время гонений советской власти на христианскую веру Одрин монастырь закрыли, а иконы разобрали себе домой прихожане. Икона «Споручницы» оказалась у жительницы села Старого Хотынецкого района современной Орловской области. В 1970-х годах ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала некой матушке, прихожанке карачевского храма Всех Святых.
В 1994 году Раиса была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой «Споручницы» на Украину. Но через год вернулась и в декабре 1995 года поступила в только возрождавшуюся Николо-Одринскую обитель, при этом икону «Споручницы» решила оставить в Одессе у знакомых. Через некоторое время инокиня решила забрать икону, но узнала, что она находится у частных владельцев. Те потребовали солидную сумму.
Игуменья восстанавливающегося уже как женского Одрино-Николаевского монастыря, Рафаила (теперь старенькая и живет там как простая насельница) рассказала сестрам обстоятельства дела. Сестры собрали посильные пожертвования, а за иконой решил поехать схимонах Макарий (Ключиков), подвижник, много потрудившийся для восстановления обители.
С детства инвалид, из-за частичного паралича ног он передвигался на тележке – обтянутой коленкором дощечке на колесах. Батюшка «проехал» от Карачева до Одессы, по дороге собирая пожертвования на икону. И набралась достаточная сумма!
В киевском Покровском монастыре сестры вместе с Одринскими монахинями совершали перед «Споручницей» молебны, читали акафист, прося Царицу Небесную помочь вернуть святыню в родную обитель, преодолев таможенные препоны. Образ в то время мироточил.
24 ноября 1996 года образ занял свое место в Трехсвятительском храме Одрина монастыря.
Образ «Споручницы грешных» празднуется 16 июня и 23 марта (н.с.). Икону считают особой покровительницей младенцев, детей, людей, страдающих от уныния, близких к отчаянию, с психическими и психологическими проблемами, а также заключенных и осужденных.
Перед иконой молятся об укреплении веры в милосердие Божие, даровании смирения, видения своих грехов и действенного покаяния.
Молитвы Пресвятой Богородице перед ее иконой «Споручница грешных»
Образ Богоматери «Споручница грешных» над входом в храм Святителя Николая в Хамовниках в Москве. 07.07.2019. Фото: Мария Девахина/РИА Новости
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных», глас 4
Умолка́ет ны́не вся́кое уны́ние / и страх отча́яния исчеза́ет,/ гре́шницы в ско́рби се́рдца обрета́ют утеше́ние/ и Небе́сною любо́вию озаря́ются све́тло:/ днесь бо Ма́терь Бо́жия простира́ет нам спаса́ющую ру́ку/ и от Пречи́стаго о́браза Своего́ веща́ет, глаго́лющи:/ Аз Спору́чница гре́шных к Моему́ Сы́ну,/ Сей дал Мне за них ру́це слы́шати Мя вы́ну. / Те́мже, лю́дие, обремене́ннии грехи́ мно́гими,/ припади́те к подно́жию ико́ны Ея́, со слеза́ми вопию́ще:/ Засту́пнице ми́ра, гре́шным Спору́чнице,/ умоли́ Ма́терними Твои́ми моли́твами Изба́вителя всех,/ да Боже́ственным всепроще́нием покры́ет грехи́ на́ша/ и све́тлыя две́ри ра́йския отве́рзет нам,// Ты бо еси́ предста́тельство и спасе́ние ро́да христиа́нскаго.
Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».
Молитва:
Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, Споручнице грешных! Не оставь меня, всеми оставленного, не забудь меня, всеми забытого, даруй радость не знающему радования!
Тяжки мои беды и грехи. Словно тьма ночная – жизнь моя. И нет среди людей никого, кто в силах был бы помочь. Одна ты – моя Надежда, одна Ты – Заступница и Покров. Умилосердись о мне, Всеблагая, укроти ярость ненавидящих и обидевших меня, восстанови силы мои оскудевшие!
Ничто не угодно так Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу, как покаяние души. Научи меня каяться, обнови мою жизнь покаянием не на словах только, но на деле. Даруй видеть грехи мои, а не моих ближних. Научи терпеть и прощать, чтобы и мне быть прощенному.
Не попусти унынию пленить сердце мое, не попусти разрушить веру в милость Божию, неистощимое милосердие Того, Кто пришел не праведников спасать, а грешников, и за них пролил кровь Свою.
Очисти сердце мое и зрение мое, чтобы видеть милость Божию даже в скорбях.
Исполни меня верой в ведущий меня благой промысел Божий, научи смирению и любви к ближним, ко святым, к Церкви моей, к Тебе и Сыну Твоему, отдавшему жизнь за нас грешников. Да всегда пою и славлю Тебя, Преблагословенную мира Заступницу и Споручницу всех нас грешных, и покланяюсь Сыну Твоему и Спасу нашему Господу Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Икона Божьей Матери «Споручница грешных» Корецкая
Празднование
8 июня
(переходящая)
– переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице
История
Древняя икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая издревле хранилась в замке корецких князей и именовалась «благодатной».
После гибели последнего из православных корецких князей Самуила, его брат Иоанн предложил своей сестре игумении Серафиме забрать икону из княжьей молельни в православный Свято-Воскресенский Корецкий девичий монастырь. Торжественное перенесение святого образа совершилось в 1622 году, в четверг по Святой Пятидесятнице. В этот день и было установлено празднование в честь иконы «Споручница грешных» Корецкой.
С 1752 года по 1795 судьба Корецкой иконы была тесно связана с историей Корецкого монастыря, который оказался под властью униатов. По некоторым сведениям образ в этот период несколько раз перевозили, пока икона «Споручница грешных» Корецкая не оказалась у католиков, которые также почитали её чудотворной.
В 1795 году, по указу императрицы Екатерины II, часть монастыря была передана православным монахиням. Икона «Споручница грешных» Корецкая была возвращена православному монастырю. 19 августа 1797 года в обители случился пожар, часть построек было уничтожено, но чудотворную икону удалось спасти.
После восстановления обители икона «Споручница грешных» Корецкая была помещена на горнем месте в новой Успенской церкви, перестроенной из бывшей трапезной. Предположительно в это время для иконы был изготовлен серебряный золоченый оклад с эмалями.
После перестройки и ремонта в 1880 году состоялось освящение обители в честь Святой Троицы. Сюда переселились монахини Воскресенского монастыря, образовался Корецкий Свято — Троицкий ставропигиальный женский монастырь, главной святыней которого является чудотворная икона «Споручница грешных» Корецкая.
17 августа 1998 года настоятельница Корецкого Свято-Троицкого монастыря игумения Наталия (Ильчук) подала прошение Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II о внесении Корецкой иконы Божией Матери в список чудотворных Богородичных икон Патриаршего церковного календаря.
По благословению Патриарха празднование Корецкой иконы было утверждено. В ноябре 2001 года икону пытались похитить, но злоумышленникам удалось вынести лишь ее драгоценный оклад. На народные пожертвования была изготовлена новая риза, представляющая собой копию утраченной.
Не раз являла чудотворная икона благодатную помощь страждущим – в 1923 году в праздник Святой Троицы перед образом получил исцеление молодой мужчина, одержимый нечистым духом. На следующий год, когда на Волыни в период от Вознесения Господня и до четверга по Пятидесятнице шли непрестанные ливни, чудесным образом после обнесения благодатной иконы крестным ходом вокруг храма дождь стал утихать.
Многие верующие, обращающиеся к Царице Небесной за помощью и заступничеством в случае каких-то неустройств, семейных неурядиц и особенно когда «болит душа», свидетельствуют о том, что после молитв перед иконой получают душевное облегчение и умиротворение, ибо Она поистине есть «Споручница грешных»!
Иконография иконы Божией Матери «Споручница грешных» — Одигитрия. Это поясное изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на левой руке, который обеими руками держит Ее правую руку.
Споручница — значит Поручительница за нас перед Богом. Пресвятая Богородица молится за нас всех, хороших и плохих, добрых и злых, грешников и праведников, всех прощая, всех принимая с одинаковой любовью.
Надпись на иконе «Аз сопоручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне через Меня испросят» и послужила названием самого образа.
Икона «Споручница грешных» Корецкая написана на деревянной доске размером 102 х 76 сантиметров. В отличие от иконы Божией Матери «Споручница грешных» из Одрина Никольского монастыря на Корецкой иконе Богоматерь и Богомладенец склонились друг к другу, прильнув щеками.
Икона находится в Свято-Троицком Корецком женском монастыре.
Развернуть
Случайный тест
Торжество Пресвятой Богородицы Марии
Богослужебные праздники
01 января
г.
Октава Рождества выпадает на Новый год. Учитывая тот факт, что язычники праздновали этот день распутными делами и суевериями, древняя Церковь помогала верующим начать новый год с «новым духом» через практику дней поста и покаяния. В 431 г. на Эфесском соборе, завершившемся 22 июня, был провозглашен догмат веры о «божественном материнстве Марии». Таким образом, в 1931 г., в 15-летие Собора, Папа Пий XI учредил литургический праздник, который мы находим уже отмечаемым в 7-м веке. Это день, наполненный смыслом и содержащий множество посланий: Октава Рождества напоминает день, когда Иисус был обрезан и ему было дано Его имя, это Торжество Марии, Богородицы, а также день, когда отмечается Всемирный день. празднуется Мира (учрежден Папой Святым Павлом VI в 1968 г.).
В этот первый день года действительно можно получить много сообщений. Мы приглашены учиться у Девы Марии, чтобы «хранить» Слово в наших сердцах, и спрашивать себя, что Господь Иисус хочет сказать нам с течением времени, зная, что Божье благословение всегда сопровождает нас, как Первое Чтение. из Числа напоминает нам.
Пастухи поспешили в Вифлеем и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Когда они увидели это, они рассказали о том, что было сказано им об этом ребенке. Все, кто слышал это, были поражены тем, что рассказали им пастухи. И Мария хранила все эти вещи, размышляя о них в своем сердце. Тогда пастухи возвратились, прославляя и хваля Бога за все, что они слышали и видели, как им было сказано. Когда истекли восемь дней для его обрезания, он был назван Иисусом, именем, данным ему ангелом прежде, чем он был зачат во чреве (Лк. 2:16-21).
Рождение Младенца в Вифлееме
Текст Луки не рассказывает ничего поразительного. Уникальное и центральное событие, о котором он мог бы рассказать, уже произошло — рождение Младенца, о котором ангелы возвестили как о Спасителе и Христе, Господе (Лк. 2:11). Мы слышали это Евангелие во время мессы на рассвете в день Рождества.
Пастухи и окраины мира
Первыми, кому ангелы принесли весть, были пастухи. Они были первыми, кто «поспешил» (Лк 2:16), побежав в хлев к « смотрите, что произошло » (Лк. 2:15). Как мы видели на Рождество, Иисус родился не в Иерусалиме. Не забудем, что позже Иоанн Креститель проповедовал в пустыне и народ шел к нему, а не в храм в Иерусалиме (Евангелие второго воскресенья Адвента). Поскольку первыми пришли пастухи, мы можем видеть в них представителей других исключенных типов: грешников, тех, кто должен был соблюдать дистанцию. Это были люди, к которым Иисус проявлял особое внимание вплоть до того, что Иисус отвечал: « Я пришел не за здоровыми, а за больными; Я пришел не за праведниками, но за грешниками » (ср. Мф. 9:13; соответствует 1 Цар. 16:1-13 и призыву царя Давида, который был с овцами). Пастухи пришли к хлеву, увидели Младенца и « возвестили весть, реченную им » (Лк. 2:17).
Гонка и праздник
Когда мы думаем о пастухах, спешащих к хлеву, мы можем вспомнить «поспешность» Марии (Лк. 1:39).), чтобы добраться до своей двоюродной сестры Елизаветы после благовещения ангела, и ее ликующая песнь, Magnificat . Пастухи тоже «удивились» и «обратились , славя и хваля Бога за все, что слышали и видели » (Лк. 2:20). Можно почти сказать, что пастухи стали ангелами, неся другим радостную весть, которую они сами получили, так как они не могут держать ее в себе. Апостол Иоанн позже напишет: « О том, что… мы слышали… видели своими очами, что рассматривали… возвещаем и вам » (ср. 1 Ин. 1:1-3). Эти слова перекликаются и продолжают слова 18-го псалма: « Небеса возвещают славу Божию …» (ср. Пс. 18).
Сегодня эта радостная весть дошла и до нас через поколения «ангелов», которые передавали ее «из поколения в поколение». Кто встречается взглядом с Иисусом (ср. Мф 4, 12-23) и привлекается Его Любовью, тот не может не привести к Нему других. Носитель благой вести полностью вовлечен даже в свою собственную жизнь. Святой Франциск Ассизский говорил: «Всегда проповедуй Евангелие и, если нужно, употребляй слова» (9).0008 Францисканские источники , 43), давая понять, что слова лишние. Важно то, что наша жизнь говорит.
Мария, Богородица
Мария – Матерь Божья, потому что Она – Мать Иисуса, истинного Бога и истинного Человека. Благодаря этому Она больше, чем кто-либо другой, может привести нас к Своему Сыну, ибо никто другой, как Она, не знает, кто такой Иисус, и никто не знает, как общаться с Ним так, как она. Мария — это Мать, которая, услышав слова пастуха, сразу поняла, что Младенец был не просто «ее Сыном». Моя мать и мои братья суть те, которые слышат слово Божие и претворяют его в жизнь » Иисус однажды сказал (Лк. 8:19-21). Она, которая в течение девяти месяцев носила Его в своем чреве, умела слушать всех, кого Господь позволял ей встретить: пастырей, волхвов, Симеона и Анну… потому что каждый из них что-то «откроет» о личности Иисуса и миссия.
Молитва
На Твою защиту летим,
Пресвятая Богородица;
Не пренебрегайте нашими прошениями
в нужде нашей,
но избавь нас всегда
от всякой опасности,
О Преславная и Пресвятая Дева.
(Молитва Древней Марии)
Темы
литургический год
Пресвятая Богородица и Защитница грешников
Проанализировав сокровища, содержащиеся в первых словах Радуйся, Святая Царица, монс. Жоао продолжает свои комментарии к этой знаменитой молитве, рассказывая о чудесах Богоматери и ее миссии среди людей.
Молитва Salve Regina относится к трем важным титулам Богоматери: « радуйся, жизнь наша, сладость наша и надежда наша. ”Есть ли связь между этими вызовами и предыдущими? Или это просто литературные украшения?
При внимательном рассмотрении видно, что они являются результатом или практическим применением первых заклинаний и плодами милосердия. 1
«Наша жизнь»: сущность Тайны Марии
Утверждение, что что-то является «жизнью» человека, означает, что его существование было бы бессмысленным, если бы оно было лишено рассматриваемого элемента. Таким образом, можно сказать, что реформа цистерцианского ордена, предпринятая св. Бернаром Клервосским, была его жизнью, потому что в ней он нашел цель, для которой Бог создал его. Точно так же и для тамплиера защита церкви и святых мест от ярости неверных была его жизнью, то есть предметом его радостей и надежд среди страданий и томлений земной действительности. . То же определение можно применить и к св. Елизавете Венгерской, которая сделала служение больным своей радостью и своей жизнью.
По аналогичной, но более возвышенной причине называть Богоматерь «нашей жизнью» составляет один из глубочайших аспектов преданности Ей, безусловно, связанный с самой сутью Тайны Марии. 2 Почему?
Когда мы размышляем о тайне Воплощения, особенно о периоде вынашивания Младенца Иисуса в пречистой утробе Его Матери, наше внимание привлекает необычайный факт: Богочеловек хотел, чтобы Его жизнь в течение девяти месяцев была причастной в жизни Марии, поддерживаемой и зависящей от Нее. Что-то в Его человеческой жизни было подчинено существованию Богоматери.
Следовательно, будущая теология, в своем спекулятивном динамизме и стремлении познать истину в последней инстанции о тайнах Божиих, должна будет поставить вопрос: хотел ли Христос зависеть от ее жизни во времени – до такой степени, что Младенец Иисус со всем приличием мог воскликнуть в девственном чреве Марии: «Мать Моя, жизнь моей жизни!» – не будет ли что-то в Его божественной и вечной жизни зависеть и от Нее? И, поскольку вопрос поставлен не в абсолютном смысле, каким образом и с какими нюансами? Разве эта зависимость не подчинялась бы возвышенному критерию, который регулировал бы отношения Воплощенного Слова с творениями? В самом деле, хотя в Нем и есть двойственность естеств, Божественного и человеческого, единство Лица сохраняется ипостасным соединением во Втором Лице Пресвятой Троицы. Таким образом, Младенец, чью жизнь Дева поддерживала во чреве, был Сам Бог.
Святой Бернар Клервосский – Музей изящных искусств, Дижон (Франция)
Тамплиеры, гравюра из книги «Zur Geschichte der Kostüme»
Святая Елизавета Венгерская, «Часы Гастингса» — Британская библиотека, Лондон
реформа цистерцианского ордена, предпринятая св. Бернаром Клервоским, была его жизнью;
для рыцаря-тамплиера защита церкви и святых мест от ярости неверных была его жизнью; а для св. Елизаветы Венгерской ее жизнь была служением больным
Mutatis mutandis , явление, подобное тому, что произошло с Иисусом во время Его беременности, должно иметь место в тех, кого Богоматерь вводит в Свою Тайну: Она будет поддерживать их своим существованием и питать их своими добродетелями. 3 Через эту материнскую связь Мария станет жизнью своих детей на спасительном и сверхъестественном плане, и они больше не смогут думать, желать или действовать без Нее. Такое участие в жизни Пресвятой Богородицы составляет высшую степень единения с Богом и глубочайшее стремление души, стремящейся к совершенству: «Матерь Моя, дай мне благодать жить в Тебе, как Младенец Иисус жил девять лет. месяцы. Будь причиной моего существования и жизни моей жизни. Аминь.»
Сосуд сладости Сердца Иисуса
Возвращение блудного сына – Собор св. Франциска Ксаверия, Грин-Бей (США)
Богоматерь также является «нашей сладостью», когда мы смиренно обращаемся к Ней. Эта сладость проявляется в приветливости, снисходительности и доброте, с которыми Мария приветствует нас, даже когда мы находимся в самом худшем и самом прискорбном состоянии души. С еще большей заботливостью, чем отец в притче о блудном сыне (ср. Лк 15:11-32), Она выходит навстречу раненому и оборванному сыну, обнимает и целует его, бальзамом умащает его раны, одежду надевает на него лучшую тунику и устраивает большой пир, чтобы отпраздновать восстановление потерянного плода ее чрева.
Как Матерь Божья и наша, Она окутывает нас любовью, смягчая тяготы и страдания этой долины слез, и придает нашим сердцам новое мужество для предстоящих битв. Богородица являет Себя как «нашу сладость» и тогда, когда Она устраняет препятствия с наших путей и ведет нас через райские сады внутренних утешений, и когда Она позволяет нам пройти через душевную сухость, неудачи и даже неудачи, подобно Своему Божественному Сыну. на Кресте. В любых обстоятельствах Она дает нам милости, добродетели и силу, необходимые для того, чтобы быть воинами и героями Ее славного Царства.
Как горька жизнь тех, кто встает на путь греха и отвергает нежность этой Матери, Чье Непорочное Сердце является сосудом сладости Священного Сердца Иисуса!
Мария встречает нас, даже когда мы в самом худшем и прискорбном состоянии души, с еще большей заботливостью, чем отец в притче о блудном сыне
Триада восхвалений Пресвятой Деве Марии заканчивается призывом «наша надежда». Эта добродетель относится прежде всего к будущей славе (ср. Рим 5, 2), но она также охватывает духовные и временные интересы настоящей жизни. Как учит св. Фома, 4 именно благодаря этой добродетели избегают зла и ищут добра, ибо надеются только на то добро, которое желают и любят. Более того, надежда приносит с собою предвкушение радости души в обладании желаемым добром, 5 , и потому апостол увещевает: «Радуйтесь в надежде вашей» (Рим. 12:12).
Salve Regina , однако, намекает не на какую-то надежду, а на «нашу надежду»: на ту, которая, как Просительница Всемогущая и милосердная Мать грешников, неспособна отказать Ей в помощи, ибо никогда этого не было известно, что любой, кто бежал под ее защиту, умолял ее о помощи или искал ее заступничества, оставался без помощи.
Какая польза от жизни без сладости? Конечно, это был бы кошмар. И сладость без надежды? Без сомнения, это будет не более чем эфемерная радость, которая вскоре превратится в горечь. Наоборот, надежда наполняет душу радостью и заставляет расцветать уверенность. Это надежда, которую Утренняя Звезда передает своим детям и рабам, предлагая предвкушение радости Солнца Справедливости, Христа Господа нашего.
Величие, которое приветствует, возвышает и облагораживает
После восхваления величия Богоматери, Salve Regina затем объединяет две крайности духовного царства и обращается к смирению, недостаткам и слабости людей: « К Тебе взываем мы, бедные изгнанные дети Евы; К Тебе мы возносим наши воздыхания, скорбя и плача в этой долине слез. Обрати же, милостивейший Заступник, к нам свой милосердный взор».
Может ли быть более подходящее отношение души, чем это? Столкнувшись с величием благодати и даров Марии, кто может быть самодовольным? Единственное разумное отношение состоит в том, чтобы созерцать Ее со стороны нищеты и ничтожества изгнанного ребенка Евы, то есть любоваться Ею со смиренным сердцем. Это пример, который Она Сама дает нам в песне Magnificat , пророчествуя, что все поколения будут провозглашать Ее Блаженной, потому что Бог призрел на «смирение рабы Своей» (Лк. 1:48).
Богоматерь Милосердия, с картины Липпо Мемми – Собор Санта-Мария, Орвието (Италия)
Однако, прежде чем стать маленьким, нужно оценить величие Пресвятой Богородицы, потому что эта перспектива уравновешивает рассмотрение нашей убогости и слабости. Далеко не пренебрегая Своими слабыми и обездоленными детьми, Она приветствует их, возвышает и облагораживает их не только из заботы и сострадания, но и из-за удовольствия, которое Она испытывает, видя, что они нуждаются в Ее поддержке. Она радуется их смирению, потому что таким образом Она действительно может быть Матерью каждого из них.
Сам Бог пожелал стать Сыном Марии, хрупким и крошечным в ее руках, чтобы Богоматерь могла в полной мере осуществлять свое материнство над Ним. И, украсив Ее душу всеми добродетелями и увенчав их даром Божественного Материнства, Ему угодно было принять человеческое состояние ребенка, чтобы Его сыновние отношения с Богоматерью были совершенны и Он мог из низшего положение в порядке природы, созерцайте величие Его Матери. Это парадоксальная ситуация, в которой Вечное Слово меняет местами роли, как бы говоря: «Она так прекрасна, так свята, так похожа на Меня, что Я, Всемогущий Бог, не могу удержаться от того, чтобы облечься, чтобы быть Ее Сыном, и поэтому в некотором роде уступает Ей.
Далеко не пренебрегая своими слабыми и обездоленными детьми, Она приветствует их, возвышает и облагораживает их за удовольствие, которое Она испытывает, видя, что они нуждаются в ее поддержке.
В этот восхитительный акт подчинения Искупителя Богоматери включены все мужчины, ибо, отдав Себя на ее заботу, Иисус отдал каждого Ей как ее собственного ребенка. И поскольку Человек-Бог является образцовой причиной человеческих действий, Его способ отношения к Своей Матери стал парадигмой для ее детей и рабов.
Этот отрывок из Salve Regina , кажется, предлагает верующим молиться о двух важных милостях: с одной стороны, возможность проникнуть, понять и полюбить Тайну Марии; с другой стороны, способность уничтожить себя и сделать себя маленьким, чтобы более тесно участвовать в этом. Наши неудачи, убожество и недостатки не должны быть фактором духовного уныния и уныния. Наоборот, Провидение использует их как инструменты, чтобы «опустошить» душу от самой себя и «наполнить ее» Пресвятой Девой, как объясняет Сент-Луи де Монфор. 6
Не найдя более подходящего термина для выражения материнской заботы Богоматери о своих заблудших детях перед лицом Верховного Судьи, Церковь назвала Ее «нашей Заступницей». Эта Защитница, однако, не довольствуется защитой червячков и жалких грешников, 7 , а принимает их дело как свое собственное. Таким образом, когда они предстают перед вечным судом, Бог уже не видит их слабостей: вместо них Он созерцает только Марию!
Подобно царице Есфири перед царем Артаксерксом (ср. Есф. 5:1-8), достаточно, чтобы Богоматерь предстала перед божественным престолом, чтобы Всевышний даровал Ей абсолютно все. Само ее существование является гарантией победы в самых невозможных делах. Итак, обратимся к нашему непобедимому Заступнику, полному упования и с сокрушенным сердцем!
«Caro Christi, caro Mariæ»: вершина священного рабства
Среди возвышенностей Марии, которые выражает Salve Regina , есть восклицание « и после этого, наше изгнание, покажи нам благословенный плод чрева твоего, Иисус. » Взаимное рабство любви, существовавшее между Иисусом и Марией, настолько укоренилось, что оба обладали не только одним духом и одним Сердцем, но даже одной и той же плотью: « Caro Christi, caro Mariæ ». 8
Благодаря этому союзу Богоматерь испытала в Своем Сердце невыразимые скорби, которые претерпел Иисус Христос в Его Святом Теле во время Страстей. Это режим Священного Рабства 9 , доведенный до такой высоты совершенства, что нет слов, чтобы выразить это; более возвышенным и грандиозным является только вечный перихорез Трех Божественных Лиц.
Теперь, именно в результате этого любовного рабства, Богоматерь стала Соискупительницей рода человеческого. По велению Вечного Отца Она должна была согласиться на каждое страдание Своего Божественного Сына, зная, что Спаситель заранее уже дал согласие на ее страдания. Таким образом, возникает неизбежный вопрос, который может быть понят только с точки зрения Священного Рабства… Кто больше страдал: Мария, видящая Страсти Своего Сына, или Иисус, созерцающий страдания Своей Матери?
Встреча Христа и Его Пресвятой Богородицы на пути на Голгофу, Сегидор де Луис де Моралес – Музей Саламанки (Испания)
Кто больше страдал: Мария, видящая Страсти Своего Сына, или Иисус, созерцающий страдания Его Матери?
Сама благодать обмена сердцами, о которой говорят многие Святые и Врачи, кажется, не соответствует этой возвышенной тайне Священного Рабства, раскрытой Salve Regina , когда Иисус упоминается как благословенный плод девственности Марии. утроба. На самом деле, помимо того, что она является Дочерью, Матерью, Супругой и Рабом Бога, Она является Его Госпожой, ибо с того момента, как Слово избрало Ее Своей Матерью, Он также стал Ее Рабом. В этом акте раскрывается суть искупительного призвания: быть рабом. Можно даже сказать, что без рабства Второго Лица Пресвятой Троицы Отцу и Марии Искупление было бы невозможно.
С другой стороны, через узы рабства со своим Божественным Сыном Богоматерь стала каналом, по которому сущность тринитарной жизни, взаимное рабство любви, передается людям. Таким образом становится очевидным, что вершины величия раскрываются вершинами рабства!
«O clemens, o pia, o dulcis Virgo Maria!»
В финальной триаде похвал Salve Regina 9 заключено столько возвышенного.0085 можно сказать, что верный почитатель был увлечен созерцанием вершин святости Богородицы. Если бы тогда Бог сказал ему: «Вот мой рай!», из этого восторженного сердца вырвалась бы совершенная фраза: « О милостивая, о любящая, о сладкая Дева Мария! »
Какие чудеса мог предвидеть св. Бернар, когда в экстазе завершил нашу молитву этой краткой фразой? Наверняка то, чего никогда не видели ни великий Моисей, ни огненный Илия: сияние души Пресвятой Марии, в которой он узнал лик Самого Бога! Очарованный его светом, он нашел только это тройное восклицание, выражающее безмерную полученную благодать: « О clemens, о pia, о dulcis Virgo Maria! ”
Все было сказано. А в пылком и воинственном сердце Медоточивого Доктора уже было основано Царство Марии. ◊
Взято с небольшими изменениями у:
Мария Сантиссима! O Paraíso de Deus revelado aos homens .
[Пресвятая Мария! Божий рай, явленный людям].
Сан-Паулу: Arautos do Evangelho, 2020, т. III, стр. 138–149
Примечания
1 Эта статья является продолжением Божественной Музыки Марианских Гармоний, в которой Автор комментирует вступительное слово молитвы: «Радуйся, Святая Царица, Матерь милосердия…»
2 В своих трудах , Сен-Луи де Монфор ссылается на рабство любви к Марии, которую он рекомендовал как тайну, открытую Всевышним, как верный путь к святости (ср. ST. LOUIS-MARIE GRIGNION DE MONTFORT. Le secret de Marie , п.1). Этот секрет состоит не только в благочестивых практиках, но и в том, чтобы все делать с Марией, в Марии, Марией и для Марии; главный плод ее — утвердить в душе самую жизнь Пресвятой Богородицы; и верность ему является чрезвычайно богатым источником новых благодатей (ср. Там же, прим. 28; 53; 55).
3 См. СТ. ЛУИ-МАРИ ГРИНЬОН ДЕ МОНФОРТ. Traité de la vraie dévotion à la Sainte Vierge , n.206.
4 См. СТ. ФОМАС АКВИНСКИЙ. Сумма богословия . I-II, кв.40, а.7; II-II, кв.20, а.3.
5 См. СТ. ФОМАС АКВИНСКИЙ. Сумма богословия . I-II, кв.40, а.8; Scriptum super Sententiis . Л.III, д.26, кв.1, а.3.
6 См. СТ. ЛУИ-МАРИ ГРИНЬОН ДЕ МОНФОРТ, op. соч., н. 78-82.
7 См. СТ. ЛУИ-МАРИ ГРИНЬОН ДЕ МОНФОРТ. L’amour de la Sagesse Éternelle , n.226.
8 От латинского: «Плоть Христа есть плоть Марии».