Содержание

история, значение, молитвы и храмы с иконой

Празднование

11 июня

20 марта

История

Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине 19-го столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Считается, что та самая икона (оригинал), прославившаяся в 1843 году, находится в настоящее время в Одрино-Николаевском женском монастыре. Когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря в 20-х годах XX века расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района современной Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала некой Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году последняя была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной Пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом с парализованными ногами, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась ещё и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции, а также наличием таможни. Однако 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в стены родной обители.

Кроме 7 марта, празднество в честь этой иконы совершается 29 мая.

Развернуть

Случайный тест

Икона «Споручница грешных»: Богоматерь за нас поручилась

В 1844 году по молитвам перед затемненной, ветхой иконой Богородицы, находившейся даже и не в храме, а в маленькой часовне Одрино-Николаевского монастыря (под Орлом, теперь это Брянская область), почти одновременно произошло три чудесных события.

Исцелились три ребенка: у двухлетнего ребенка Александры Почепиной совершенно прошли эпилептические припадки, прозрела трехлетняя дочь купца Павла Сытина и встал на ноги парализованный маленький сын помещика Новикова. Слава о неизвестном чудесном образе Богоматери быстро прошла по округе, икону перенесли в главный монастырский храм – Николаевский собор.

Когда переносили, в углу иконы увидели надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». Споручница – значит поручительница, посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми. С тех пор чудесный образ так и стали называть – «Споручница грешных» или просто «Споручница».  

Мироточивый список в Москве, в «том же» храме

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, построенный в 1679–1682 годах в слободе царских ткачей. Сентябрь 1946 г. Фото: Сергей Иванов-Аллилуев/ТАСС

К чудотворному образу в Одринов монастырь сразу началось паломничество верующих. А когда в губернию пришла холера, молитвами перед «Споручницей» исцелялись самые безнадежные заболевшие. И эпидемия отступила.

В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву заказать ризу на чудотворную «Споручницу». Его приютил у себя в доме подполковник Дмитрий Бонческул. В благодарность за гостеприимство из Одрина монастыря подполковнику был прислан точный список чудотворной иконы «Споручницы», сделанный на липовой доске.

Тот установил икону в домашнем иконостасе. Вскоре икона замироточила. К образу хлынул народ, миро собирали и уносили для болящих, а те выздоравливали.

В 1848 году Бонческул пожертвовал чудесный образ своему приходскому храму Николы в Хамовниках. Икона продолжала мироточить, поставили дьякона, который отирал миро бумагой и раздавал народу. Официально тогда зафиксировали множество исцелений.

Сегодня чудотворный список «Споручницы грешных», тот самый, находится в том же храме Николы в Хамовниках по адресу: м. «Парк Культуры», ул. Льва Толстого, 2.

Почему Божия Матерь за нас ручается?

В храме Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках. 19.12.2011. Фото: Александр Уткин/РИА Новости

А вдруг мы не оправдаем ее ручательства? Ведь грешники, то есть невнимательные, с меняющимися настроениями и желаниями люди, временами веруют, а временами живут по своим хотениям, со всеми вытекающими (не все такие, конечно).

Но ведь Матерь Божия все это прекрасно знает. Разве Господь пришел праведников, а не грешников привести к покаянию?

Но знает она и Сына Своего – глубину Его милосердия, Его любовь к людям. Она, в отличие от нас, действительно знает, что без милости Божией человеку невозможно покаяться и измениться. Слишком много у каждого ран, исказивших душу. Мы сами и попросить-то Бога о помощи как следует не способны, если уж совсем не приспичит.

А вот Матерь Божия – может попросить. И так, что Господь ее слышит. В своем ручательстве Богородица ищет, как привести нас к покаянию – не перечислению на исповеди слов, обозначающих грех, а смирению, которое реально будет менять жизнь.  

Матерь Божия ручается за грешников, потому и помощь получает считающий себя таковым. «Если грешник перед судом Божьим явится и осуждению предстанет, – Твоим, Богородица, державным покровом сохраняется на покаяние», – писал о смысле иконы «Споручница грешных» один святой.

Возвращение на родину

Возрождающийся Одрино-Николаевский монастырь. Фото: Vlad-Mier/wikipedia

История оригинального образа «Споручницы» из Одрина монастыря похожа на остросюжетный детектив. Во время гонений советской власти на христианскую веру Одрин монастырь закрыли, а иконы разобрали себе домой прихожане. Икона «Споручницы» оказалась у жительницы села Старого Хотынецкого района современной Орловской области. В 1970-х годах ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала некой матушке, прихожанке карачевского храма Всех Святых.

В 1994 году Раиса была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой «Споручницы» на Украину. Но через год вернулась и в декабре 1995 года поступила в только возрождавшуюся Николо-Одринскую обитель, при этом икону «Споручницы» решила оставить в Одессе у знакомых. Через некоторое время инокиня решила забрать икону, но узнала, что она находится у частных владельцев. Те потребовали солидную сумму.

Игуменья восстанавливающегося уже как женского Одрино-Николаевского монастыря, Рафаила (теперь старенькая и живет там как простая насельница) рассказала сестрам обстоятельства дела. Сестры собрали посильные пожертвования, а за иконой решил поехать схимонах Макарий (Ключиков), подвижник, много потрудившийся для восстановления обители.

С детства инвалид, из-за частичного паралича ног он передвигался на тележке – обтянутой коленкором дощечке на колесах. Батюшка «проехал» от Карачева до Одессы, по дороге собирая пожертвования на икону. И набралась достаточная сумма!

В киевском Покровском монастыре сестры вместе с Одринскими монахинями совершали перед «Споручницей» молебны, читали акафист, прося Царицу Небесную помочь вернуть святыню в родную обитель, преодолев таможенные препоны. Образ в то время мироточил.

24 ноября 1996 года образ занял свое место в Трехсвятительском храме Одрина монастыря.

Образ «Споручницы грешных» празднуется 16 июня и 23 марта (н.с.). Икону считают особой покровительницей младенцев, детей, людей, страдающих от уныния, близких к отчаянию, с психическими и психологическими проблемами, а также заключенных и осужденных.

Перед иконой молятся об укреплении веры в милосердие Божие, даровании смирения, видения своих грехов и действенного покаяния.

Молитвы Пресвятой Богородице перед ее иконой «Споручница грешных»

Образ Богоматери «Споручница грешных» над входом в храм Святителя Николая в Хамовниках в Москве. 07.07.2019. Фото: Мария Девахина/РИА Новости

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных», глас 4

Умолка́ет ны́не вся́кое уны́ние / и страх отча́яния исчеза́ет,/ гре́шницы в ско́рби се́рдца обрета́ют утеше́ние/ и Небе́сною любо́вию озаря́ются све́тло:/ днесь бо Ма́терь Бо́жия простира́ет нам спаса́ющую ру́ку/ и от Пречи́стаго о́браза Своего́ веща́ет, глаго́лющи:/ Аз Спору́чница гре́шных к Моему́ Сы́ну,/ Сей дал Мне за них ру́це слы́шати Мя вы́ну./ Те́мже, лю́дие, обремене́ннии грехи́ мно́гими,/ припади́те к подно́жию ико́ны Ея́, со слеза́ми вопию́ще:/ Засту́пнице ми́ра, гре́шным Спору́чнице,/ умоли́ Ма́терними Твои́ми моли́твами Изба́вителя всех,/ да Боже́ственным всепроще́нием покры́ет грехи́ на́ша/ и све́тлыя две́ри ра́йския отве́рзет нам,// Ты бо еси́ предста́тельство и спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».

Молитва:

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, Споручнице грешных! Не оставь меня, всеми оставленного, не забудь меня, всеми забытого, даруй радость не знающему радования!

Тяжки мои беды и грехи. Словно тьма ночная – жизнь моя. И нет среди людей никого, кто в силах был бы помочь. Одна ты – моя Надежда, одна Ты – Заступница и Покров. Умилосердись о мне, Всеблагая, укроти ярость ненавидящих и обидевших меня, восстанови силы мои оскудевшие!

Ничто не угодно так Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу, как покаяние души. Научи меня каяться, обнови мою жизнь покаянием не на словах только, но на деле. Даруй видеть грехи мои, а не моих ближних. Научи терпеть и прощать, чтобы и мне быть прощенному.  

Не попусти унынию пленить сердце мое, не попусти разрушить веру в милость Божию, неистощимое милосердие Того, Кто пришел не праведников спасать, а грешников, и за них пролил кровь Свою.

Очисти сердце мое и зрение мое, чтобы видеть милость Божию даже в скорбях.

Исполни меня верой в ведущий меня благой промысел Божий, научи смирению и любви к ближним, ко святым, к Церкви моей, к Тебе и Сыну Твоему, отдавшему жизнь за нас грешников. Да всегда пою и славлю Тебя, Преблагословенную мира Заступницу и Споручницу всех нас грешных, и покланяюсь Сыну Твоему и Спасу нашему Господу Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Житий всех святых, память 25 июня


Икона Божией Матери «Поручительница грешников» в Корецке

Древняя икона Божией Матери Корецкая «Поручительница грешников» издревле хранилась в княжеском замке Корец и называлась «милостивой».

После кончины Самуила, последнего из православных князей Корецких, брат его Иоанн предложил отдать его сестре игумении Серафиме икону из княжеской часовни и принести ее в Свято-Воскресенский девичий монастырь в Корце. Торжественное перенесение святой иконы произошло в четверг Пятидесятницы 1622 года. В этот день было установлено праздничное празднование в честь иконы Корецкой Божией Матери «Поручительница грешных».

12 августа 1880 года икона была перенесена в Свято-Троицкий храм, затем возвращена в монастырь и поставлена ​​в резном деревянном ларьке у левой парадной колонны.

Не раз чудотворная икона оказывала благодатную помощь страждущим — в 1923 году на праздник Святой Троицы перед иконой исцелился одержимый нечистым духом юноша. На следующий год, когда в период от Вознесения Господня до четверга после Пятидесятницы, на Волыни были непрекращающиеся ливни. Чудесным образом после крестного хода вокруг храма с освященной иконой дождь стал стихать.

Многие верующие, которые обращаются к Царице Небесной за помощью и заступничеством из-за каких-то разладов, семейных неурядиц и особенно, когда «тоска душевная» предполагает, что после молитвы перед Иконой они получают душевное облегчение и покой, ибо Она поистине «Поручитель грешников».

На иконе Богоматерь изображена с Младенцем в левой руке, а правую Он держит обеими руками.

Надпись гласит: «Я Поручитель грешников за Сына Моего, Который доверил мне слушать их, и через меня те, кто приносит мне радость слышания их, получат радость вечную».

17 августа 1998 года настоятельница Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря игумения Наталия (Ильчук) обратилась с ходатайством к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о внесении Корецкой иконы в список чудотворных икон Божией Матери на Патриаршей Церковный календарь. По благословению Патриарха было утверждено празднование Корецкой иконы.

В ноябре 2001 года была предпринята попытка похитить икону, но злоумышленникам удалось лишь унести ее ценную ризу. Жертвовали деньги на изготовление новой ризы, копии украденной.

Икона хранится в Свято-Троицком женском монастыре в Корце.


Богородица мученица Феврония Низивитская

Богородица-мученица Феврония пострадала при Диоклитиане (284-305). Она выросла в монастыре в городе Сиваполис (Ассирия). Настоятельницей женского монастыря была игумения Вряни, тетка святой Февронии. Заботясь о спасении племянницы, она назначила ей более строгий образ жизни, чем другим монахиням. По своему монашескому уставу, по пятницам сестры откладывали свои прочие обязанности и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Игуменья обыкновенно поручала чтение святой Февронии.

Весть о ее благочестивой жизни распространилась по всему городу. К ней стала наведываться знатная юная вдова Иерия, язычница, и под влиянием ее руководства и молитвы она приняла святое Крещение, приобщив родителей и родных к христианской вере.

Диоклетиан отправил в Ассирию отряд воинов под командованием Лисимаха, Селина и Прима для уничтожения христиан. Селен, дядя Лисимаха, был известен своим яростным отношением к христианам, но Лисимах был настроен иначе, чем он, так как его мать стремилась внушить любовь к христианской вере в своем сыне, а она умерла христианином. . Лисимах обсуждал со своим родственником Примом, как можно избавить христиан из рук мучителя. Когда отряд солдат приблизился к монастырю, его обитатели спрятались. Остались только игумения Вряни, ее помощница Фомаида и святая Феврония, которая в то время была тяжело больна.

Настоятельницу ужасно огорчило, что ее племянница может попасть в руки мучителей, которые могут осквернить ее. Она горячо молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Христа Спасителя. Селин приказал привести к нему всех монахинь монастыря. Прим с отрядом воинов никого не нашел, кроме двух старух и святой Февронии. Он пожалел, что они не спрятались, и предложил монахиням бежать. Но монахини решили не покидать места своих трудов и вверили себя воле Господа.

Прим рассказал Лисимаху об особой красоте святой Февронии и посоветовал взять ее себе. Лисимах сказал, что не будет соблазнять посвященную Богу деву, и попросил Примуса спрятать остальных монахинь куда-нибудь, чтобы они не попали в руки Селинуса. Один из солдат подслушал разговор и рассказал Селинусу. Святую Февронию отвели к военачальнику со связанными руками и цепью на шее. Селин убеждал ее отречься от Христа, обещая ей почести, награды и брак с Лисимахом. Святая дева твердо и бесстрашно ответила, что у нее есть Бессмертный Жених, и она не променяет Его ни на какого смертного человека. Селинус подверг ее жестоким пыткам. Святитель молился: «Спаситель мой, не оставь меня в этот страшный час!»

Долго били мученицу, и из ее ран текла кровь. Чтобы усилить страдания святой Февронии, ее привязали к дереву и подожгли под ним огонь. Пытки были настолько бесчеловечны, что люди стали требовать прекращения пыток, так как признания вины со стороны девушки не было. Селин продолжал насмехаться и насмехаться над мученицей, но святая Феврония умолкла. Из-за слабости она не могла произнести ни слова. В ярости Селин приказал вырвать ей язык, выбить ей зубы и, наконец, отрубить обе руки и ноги. Народ не мог вынести такого ужасного зрелища и ушел с места пыток, проклиная Диоклетиана и его богов.

Среди толпы была монахиня Фомаида, которая впоследствии подробно записала мученичество святой Февронии, а также ее ученица Иерия. Она вышла из толпы и во всеуслышание упрекнула Селинуса в его беспредельной жестокости. Он приказал арестовать ее, но, узнав, что Иерия имеет знатное положение, которого он не может легко подвергнуть пыткам, сказал: «Своей речью ты навлекла на Февронию еще большие мучения». Наконец, обезглавили святую мученицу Февронию.

Покидая место казни, Лисимах заплакал и удалился в свои покои. Селин приготовился есть, но не смог есть и ушел в тишину своих покоев. Внезапно он стал как сумасшедший. Подняв глаза к небу, он бредил и ревел, как бык, затем упал, ударился головой о мраморную колонну и умер. Когда Лисимах узнал об этом, он сказал: «Велик Бог христиан, Который отомстил за кровь Февронии, так неправедно пролитую!» Он приготовил гроб, положил в него тело мученика и отнес в монастырь.

Игумения Бряни потеряла сознание, увидев изувеченные останки святой Февронии. Позже она пришла в себя и велела открыть ворота монастыря, чтобы все могли прийти и поклониться святой мученице и прославить Бога, давшего ей такое терпение в страданиях за Христа. Лисимах и Прим отреклись от идолопоклонства и приняли и Крещение, и монашество. Иерия отдала свое состояние монастырю и просила игумению Вряни принять ее в монастырь вместо святой Февронии.

Ежегодно в день мученической кончины святой Февронии в монастыре устраивался торжественный праздник. Во время всенощного бдения монахини всегда видели святую Февронию на ее обычном месте в храме. От мощей святой Февронии происходили многочисленные чудеса и исцеления. Житие святой Февронии записала инокиня Фомаида, очевидица ее подвигов.

В 363 году мощи святой Февронии были перенесены в Константинополь.

Вскоре после кончины святой Февронии святитель Иаков, епископ Нисивитский (память 13 января), построил храм и перенес в него часть мощей святой мученицы.


Святые Петр и Феврония (постриженные Давид и Евфросиния), чудотворцы Муромские

Святые князь Петр (в монашестве Давид) и святая княгиня Феврония (в монашестве Евфросиния), чудотворцы Муромские. Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог излечить его. В видении было явлено князю, что исцелить его сможет дочь пчеловода: благочестивая девица Феврония, крестьянка села Ласькова Рязанской губернии. Святой Петр послал своих посланников в это селение.

Когда князь увидел святую Февронию, он влюбился в нее за ее благочестие, мудрость и добродетель и поклялся жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и стала его женой. Святая чета любила друг друга во всех испытаниях. Надменные бояре не желали иметь княжну простонародья и уговаривали князя оставить ее. Святой Петр отказался, и они изгнали пару. Они отплыли на лодке из родного города по реке Оке, а святая Феврония продолжала утешать святого Петра. Вскоре гнев Божий обрушился на город Муром, и народ умолял князя вернуться вместе со святой Февронией.

Святая чета славилась своим благочестием и благотворительностью. Скончались они в один и тот же день и час, 25 июня 1228 года, приняв монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одну гробницу.

Святые Петр и Феврония показали себя образцовыми образцами христианского брака и считаются покровителями молодоженов.


Святой Дионисий, строитель Продромского монастыря, Святая Гора Афон

Святой Дионисий родился в селе Кориссос, Касторья, в семье благочестивых родителей-земледельцев. В юном возрасте он отправился на Афон к своему брату Феодосию. Дионисий с помощью собственного учителя своего брата научился изучать Священное Писание и быстро прославился своим смиренным умом и благотворительным характером.

Через несколько лет император Алексиос Комнин III (1350 — 1390) Феодосий стал митрополитом в Трапезунде. Дионисий был очень доволен, когда узнал об этом, во-первых, из братской любви, а во-вторых, потому, что теперь ему было легче осуществить свой собственный план.

После рукоположения во иерея святой Дионисий перенес место своего подвиза на крутую гору Малого Афона или Антиата, так называемый Старый Продром и Панагию. Вскоре после этого он захотел построить церковь и подходящий монастырь. Этот план в конце концов осуществился по милости Божьей. Так, в 1375 году Алексий III по ходатайству своего брата, митрополита Феодосия, утвердил строительство монастыря честного Предтечи и Крестителя Иоанна. Император Дионисия дал 50 сомов (400 000 грози), а затем и три тысячи комнататов за его работу. Так святой Дионисий построил монастырь честной Предтечи, который впоследствии стал известен по имени, данному его строителем.

Святой Дионисий скончался в Трапезунде, куда он отправился просить дальнейшей помощи у императора для иконографии храма.
монастырь.


Преподобный Дометий Дионисийский

В настоящее время нет информации о жизни этого святого.


Преподобномученик Прокопий Иверского монастыря на Афоне

В настоящее время нет информации о жизни этого святого.


Новомученик Прокопий Варненский

В настоящее время информация отсутствует.


Преподобный Никон Оптинский

Святитель Никон родился 26 сентября 1888 года в семье Митрофана и Веры Беляевых и при крещении был наречен Николаем. Его родители, оба очень набожные, принадлежали к одному из московских купеческих родов.

Святитель Иоанн Кронштадтский посетил семью Беляевых, когда Николай был на первом курсе. Он благословил Веру и подарил ей свою фотографию с автографом.

И Николай, и его брат Иоанн любили ходить в церковь и читать Священное Писание и другие духовные книги. Когда Иоанн и Николай решили принять монашество, они вырезали из старой книги список российских монастырей, и Николая попросили выбрать одну из полосок после молитвы Богу. Выбранная полоса гласила: «Оптина Введение Богородицы во храм, Козельск». До этого момента ни один из них никогда не слышал об этом монастыре.

Ехали братья в Оптину 24.02.1907 по благословению матери и приняты в монастырь 9 декабря, в память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

Николай был назначен секретарем к игумену скита отцу Варсонофию в октябре 1908 года. Кроме чтения и церковного служения, это стало его главным иноческим послушанием на всю оставшуюся жизнь. Святой Варсонофий (память 1 апреля) предвидел, что из него выйдет прекрасный монах и достойный ученик. Николай был предан старцу и во всем следовал его воле. Отец Варсонофий передал ему свои знания и опыт, направляя его к восхождению по духовной лестнице добродетелей.

Николай был пострижен в малую схиму 24 мая 1915 года с новым именем Никон в честь преподобномученика Никона (память 28 сентября). 30 апреля 1916 года рукоположен во диакона, а 3 ноября 1917 года во священники. Отец Никон не мог не вспомнить пророчество отца Варсонофия, сделанное за несколько лет до русской революции. Святитель Варсонофий предвидел тяжелые времена для монастырей, когда христиане будут гонимы и претерпят мученическую кончину. Он предсказал, что он сам умрет раньше, чем это произойдет, и что отец Никон переживет те страшные времена.

Отец Никон был арестован и заключен в тюрьму 18 сентября 1919 года без суда и следствия только потому, что он был монахом. Позже его освободили и разрешили вернуться в Оптину, где монахи образовали артель.

Советы закрыли кооператив в 1923 году, а монастырь превратили в музей. Двум монахам разрешили остаться и работать в музее, а остальных исключили и велели идти, куда хотят. Отец Никон был благословлен отцом Исааком на служение в храме во имя Казанской иконы и прием посетителей. Когда к нему приходили за советом, он всегда приводил слова Оптинских старцев.

Последний храм в Оптиной был закрыт в начале 1924 года, и отец Никон был вынужден уехать в июне. Он уехал жить в Козельск к отцу Кириллу Зленко. Там он продолжал принимать посетителей и давать духовные советы, делясь деньгами и едой с теми, кто был слишком стар или слишком болен, чтобы работать. Отец Никон был мудрым духовным отцом, способным помочь людям преодолеть свой стыд и обличить грехи, долгое время тревожившие их. Люди уходили от отца Никона очищенными и обновленными.

Отец Никон, отец Кирилл и отец Агапит Тауб были арестованы и брошены в тюрьму в июне 1927 года. Отец Никон и отец Агапит были отправлены в лагерь «Кемперпункт», где отец Никон был назначен охранять склады.

Святитель Никон написал своим духовным чадам из лагеря радостные слова ободрения. Хотя он и принял свое заточение как волю Божию, тем не менее ему было трудно вынести его. Когда их тюремный срок закончился, обоих монахов отправили в ссылку в Архангельск. Перед отъездом из лагеря отец Никон был обследован и у него обнаружили туберкулез. Врачи посоветовали ему просить изменить место ссылки на место с более подходящим климатом.

Он попросил совета у отца Агапита, который посоветовал ему не обращаться с такой просьбой. В Архангельском отец Никон поселился в доме пожилой женщины, которая мало давала ему покоя и покоя. Каждую неделю ему приходилось преодолевать три километра, чтобы предстать перед властями в городе Пинега.

Во время уборки снега в начале Великого поста у отца Никона пошла кровь из ноги, у него поднялась высокая температура. Хозяйка его не пожалела, но сказала, что он должен покинуть ее дом, чтобы другие не заразились туберкулезом.

Вскоре к отцу Никону приехал отец Петр, некогда живший в Оптиной. Он умолял отца Петра принять его, что тот и сделал. Отец Петр как мог заботился о старце. В последние два месяца жизни отец Никон почти ежедневно причащался, и страдания его как бы облегчались. Он часто диктовал письма своим духовным чадам отцу Петру. Однажды отец Никон увидел в видении преподобного Макария Оптинского (память 7 сентября) и велел сестре Ирине пододвинуть ему стул. Она не спешила слушаться его, поэтому он сказал: «Прости ее, отец, потому что она не очень опытна».

25 июня 1931 года отец Никон был так слаб, что не мог говорить. Архимандрита Никету позвали для причастия и чтения канона на исход души. В ту ночь старец почил в Господе в возрасте сорока двух лет.

Московская Патриархия разрешила местное почитание Оптинских старцев 13 июня 1996 года, прославив их во всеобщее почитание 7 августа 2000 года.


Новомученик Георгий Атталийский

В настоящее время информация отсутствует.


Святой Молуг из Лисмора

В настоящее время информация отсутствует.


Святой Феолепт, митрополит Филадельфийский

Не пропусти молитву «Богородице Дево, радуйся, Пресвятая Богородица, Господь с тобою» и память Царицы Небесной и она никогда не оставит тебя.

Божия Матерь Поручительница
Икона Богородицы, перед которой каялась святая Мария Египетская.

Празднуется в Субботу Акафиста пятой седмицы Великого поста.

Икона Богородицы Поручительницы, Святой Марии Египетской и Святого Афанасия Афонского.

А по свидетельству святителя Софрония Иерусалимского, написавшего биографию святой Марии Египетской, когда она собиралась войти в храм Гроба Господня в праздник Воздвижения Честного Креста, она была помешала сделать это невидимая сила из-за ее греховных намерений. После неоднократных попыток войти, но безуспешно, и видя, с какой легкостью входят окружающие, она подняла голову и увидела икону Богородицы и поняла, что это ее грехи помешали ей войти. Тут же она умолила Богородицу впустить ее и повести за руку на путь покаяния, обещая, что она отречется от мира и всецело посвятит себя Христу. Исполнив свое обещание, она стала образцом покаяния на века для благочестивых православных христиан.

На южной оконечности Святой Горы Афон находится Пещера Святого Афанасия Афонского, внутри которой, согласно живому афонскому преданию, находится та самая икона Богородицы, перед которой совершила покаяние Святая Мария Египетская. Эта икона известна как Панагия Эгитрия (Поручительница), и была найдена в этой пещере самим основателем афонского общинного монашества св. Афанасием около 965 г. н.э. Позже он отнес икону в Великую Лавру, чтобы тамошние отцы могли поклониться ей. , но утром икона исчезла и таинственным образом была принесена обратно в Пещеру. Святитель Афанасий вновь нашел икону в пещере, принес ее в свой монастырь и поставил в храме, но на следующее утро она снова была таинственным образом найдена в пещере. Чудотворная икона больше никогда не потревожена и с тех пор находится в пещере.

Эта святыня до сих пор находится на попечении Великой Лавры и ежегодно совершается в Субботу Акафистов пятой седмицы Великого поста.

***

′ Богородица, радуйся, Пресвятая Богородица, Господь с Тобою

T вот рассказ об Агафоняне, преданном Богу человеке, который со времен своей с детства приучен благочестивыми родителями каждодневно произносить перед образом Божией Матери молитву:

« Дево Мария, радуйся, Пресвятая Богородица, Господь с Тобою, благословенна Жена и благословен плод чрева Твоего, ибо Спаситель Ты еси душа наша ».

Ни дня он не произнес эту молитву.

Но потом, когда он стал взрослым и устроил свою жизнь, поглощённый житейскими заботами и хлопотами потихоньку разбавлял эту молитву, пока, наконец, не прекратил её совсем.

Но однажды ему случилось принять паломника на одну ночь, который сказал ему, что он монах из Фивайды и что он видел видение, в котором ему было приказано отправиться на поиски Агафоника и сделать ему выговор за то, что он остановился его обычная молитва к Богородице.

Агафоникос ответил, что столько лет он читал эту молитву, что не видел ни пользы, ни результата.

Им в ответ отшельник сказал: «Вспомни, слепой и невежественный человек, сколько раз эта простая молитва помогала и спасала тебя от бедствий.
Помните, однажды, когда вы были очень молоды, вы чудом спаслись от неизбежного утопления.
Разве ты не помнишь, что эпидемия, когда-то отправившая в могилу кучу твоих друзей, тебя совсем не коснулась?
Вы забыли, когда вы однажды ехали с другом на машине, вы оба упали, а он сломал ногу, вы остались целы и невредимы?
Разве ты не забываешь, что твой обыкновенный друг, который был здоров, как железо, теперь на некоторое время обитает больным и несчастным, а ты здоров и не знаешь, что такое болезнь?
В общем, напомнил он Агафонику, кучу Божьих благодетелей и напоследок заполнил изречение:

« Знай, что все эти беды отвлеклись от тебя, благодаря покрову Пресвятой Богородицы, из-за этой маленькой молитвы через который ты каждый день поднимал свою душу в союзе с Богом. Впредь будь осторожна, не пропускай молитву и память о Царице Небесной, и она никогда не оставит тебя».

О Богородица и Дева, радуйся, Благодатная Мария; Господь с тобой. Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего; ибо ты родила Спасителя душ наших.

Тропарь святой Марии Египетской, глас VIII:

I в тебе, о мати, образ Божий сохранился, * яко крест свой взяв, за Христом последовала еси; * действием научился ты презирать плоть, как нечто преходящее, * но заботиться о душе своей, как о чем-то бессмертном. ** Посему с ангелами возрадуется дух Твой, Преподобная Мария.

Тропарь Божией Матери перед иконой Помощница Ее грешным

N ныне умолкает всякое уныние / и исчезает страх отчаяния, / грешники в печали сердца обретают утешение / и небесная любовь озаряет со светом. / Сегодня Матерь Божия простирает к нам Свою спасительную руку / и от Пречистого Образа Ее вещает, глагол: / Я Помощница грешных Моему Сыну, / Это дало Мне руку услышать Меня.