что это за дни и что нужно в это время делать?

Главное не пачкать, а продолжать убелять одежды души, считает иерей Андрей Чиженко.

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

История святок такова…

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.

Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!

Иерей Андрей Чиженко

Святки на Руси: история и традиции

 

Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление).

В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.

Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику — Крещению Господню. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

Несмотря на то что святки — праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» — души предков.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие; у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы, несмотря на то что православная церковь запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевать соблазнительные песни».

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать, фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.

Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

 

Православные церковные праздники — Цитаты православной церкви

Православные церковные праздники имеют большое значение в православной вере. Они отмечаются в разные даты календаря и отмечаются в честь рождения Христа. В этой статье мы рассмотрим Пасху, Предпразднество Богоявления, Воздвижение Креста и Успение Пресвятой Богородицы. Мы также обсудим происхождение этих праздников, значение каждого из них и обычаи, окружающие их.

Пасха

Дата Пасхи не совпадает в восточной и западной церквях. Западная церковь приняла григорианский календарь в 1582 году, что потребовало внесения поправок в его расчеты. Однако Православная Церковь основывает свои расчеты на юлианском календаре, который использовался во время Первого Вселенского Собора. Разница составляет тринадцать дней, поэтому Восточная Церковь никогда не будет отмечать праздник в один день с Западной Церковью. Так что отмечать Пасху в один день с Пасхой было бы ошибкой.

Дата Пасхи менялась на протяжении веков, некоторые христианские конфессии отмечают ее в тот же день, что и еврейский праздник Пасхи. Первоначальная Пасха праздновалась в первое воскресенье после полнолуния, в тот же день, когда мы празднуем Пасху. Таким образом, изменились даты Пасхи, но не дата праздника. Поэтому первое воскресенье после Пасхи празднуется в православной церкви.

Предпразднство Богоявления

г. Праздник Богоявления изначально отмечался в грекоязычной восточной половине Римской империи. Согласно писателю Клименту Александрийскому, последователи Василида отмечают праздник в день крещения Иисуса, трижды погружая крест в воду. Дата является распространенным источником, но многие считают, что это был египетский праздник. Египетские даты — 6 и 10 января соответственно.

Предпразднество Богоявления — самый важный день в католическом календаре, а древнейшее празднование Рождества Христова началось более 2000 лет назад. История волхвов возникла в Риме и позже была переведена в Восточную Православную Церковь. По преданию, волхвы посетили Вифлеем и Иерусалим 6 января и наполнили детские носки конфетами. Традиция раздачи этих даров соблюдается и по сей день, но во многом устарела в Восточной Православной Церкви.

Крестовоздвижение

Православная Церковь празднует Крестовоздвижение в три главных церковных праздника: Вербное воскресенье, Пятидесятницу и Рождество. Праздник Вселенского Воздвижения Честного и Животворящего Креста знаменует собой смерть и воскресение Христа. Он знаменует собой повторное посвящение распятого тела Христа Отцу, и сегодня это день поста и покаяния в Церкви. Богослужения Православной Церкви часто связаны с поднятием и опусканием креста, символизирующего Всеобщее Воздвижение Креста.

Празднование Воздвижения Креста Господня — один из важнейших праздников христианского богослужебного календаря. Он увековечивает крест, использованный Иисусом при распятии, и является одним из пяти праздников скинии. Ему предшествует день поста, как и в случае с Успением и Преображением. Помимо поста, церковь празднует Воскресение Тела Христова, благословляя больных хлебом жизни.

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — один из двенадцати православных церковных праздников. Он знаменует собой смерть, погребение и воскресение Богородицы, воскресшей и перенесенной на небо. Смерть и воскресение Марии были знамением и гарантией судьбы всего человечества, особенно тех, кто живет в «низком положении». Однако те, кто следует Слову Божьему и прославляет Господа, также будут благословлены.

Пречистая Дева скончалась в дивном упокоении. В ее смерти Бог дал ей вещи сверх природы и сохранил ее девственность. Престол Божий — это престол благодати, и ее душа теперь вверена Престолу Божьему. В своем славном воскресении она присоединилась к своему Сыну на небесах и получила вечную жизнь.

О еврейских праздниках | Религиозная и духовная жизнь

Шаббат  
Еврейский Шаббат — Шаббат  на иврите, Шаббат  на идише — соблюдается каждую неделю, начиная с захода солнца в пятницу вечером и заканчивая с наступлением темноты в субботу вечером. Для религиозно соблюдающих евреев Шаббат так же важен, как и любой другой священный день. Ортодоксальные евреи не работают и не путешествуют в Шаббат. Следовательно, уроки или экзамены в пятницу вечером или в субботу, как правило, вызывают конфликты у ортодоксальных еврейских студентов.

Рош ха-Шана
Еврейский Новый год, начало десяти дней покаяния или тшува , кульминация которого приходится на Йом Кипур. Традиционно отмечается сладкими или круглыми продуктами, такими как яблоки и мед, и трубением в шофар , выдолбленного бараньего рога, во время религиозных служб. Обычное приветствие — shanah tovah или «С Новым годом!»

Йом Кипур
День искупления; очень торжественный день, посвященный посту, молитве и покаянию. Соблюдающие евреи не едят, не пьют (включая воду), не моются, не вступают в половую жизнь и не носят ничего из кожи в этот день трепета.
Узнайте больше о Великих Святых Днях

Суккот
Недельный праздник урожая Суккот, или «Праздник кущей», отмечает проживание израильтян во временных шалашах ( суккот на иврите) во время их 40-летнее пребывание в Синайской пустыне. Многие семьи строят свои собственные сукки , в которых принято есть и спать, а также трясти лулав , пальмовую ветвь, связанную миртом и ветвями ивы, и etrog , разновидность цитрусовых (на фото, растет в теплице колледжа Смита, где он идентифицирован как «марокканский цитрус»).  Фото этрога Ларри Голдбаума.
​Подробнее о Суккот

Шмини Ацерет
Хотя технически это отдельный праздник, Шмини Ацерет (или «Восьмой день собрания») фактически является последним днем ​​Суккота. В этот день читается последняя глава Торы. Соблюдающие евреи не работают и не путешествуют в этот йом тов  или «святой день».

Симхат Тора
Шмини Ацерет сразу же следует за радостным праздником Симхат Тора — или «радованием Закону», — который традиционно отмечается танцами со свитками Торы и пением  хакафот , песнями хвалы и благодарности.

Ханука
Восьмидневный праздник Ханука — или «Праздник огней» — посвящен чудесной победе Маккавеев и повторному освящению Иерусалимского Храма. Ханука НЕ ​​является еврейским эквивалентом Рождества!! На самом деле, это относительно небольшой еврейский праздник (с религиозной точки зрения), который, в отличие от большинства других еврейских праздников, не имеет никаких ограничений на работу или поездки, хотя многие еврейские семьи и общины собираются вместе, чтобы отпраздновать этот праздничный праздник. Принято есть жареные продукты, такие как картофель латкес или пончики с желе. Фотография Ханукальной меноры (или «ханукии» на иврите) Ларри Гольдбаума

Пурим
Этот похожий на карнавал праздник посвящен разгрому заговора с целью уничтожения евреев Персии. Принято одеваться в костюмы (как на Хэллоуин или Марди Гра) и дарить еду друзьям и нуждающимся, в частности хаманташен , треугольные пирожные с начинкой из фруктов или мака.

Песах  (или Песах  на иврите)
Недельный весенний праздник Песах знаменует освобождение еврейского народа из рабства в Древнем Египте. Пасхальный седер в первые две ночи — тщательно продуманная и ритуальная трапеза — рассказывает историю Исхода с использованием ритуальных блюд, молитв, историй и песен. Только первые два и последние два дня Песаха считаются полноценными святыми днями с ограничениями на работу и поездки. Однако на праздник собирается много больших еврейских семей, и, следовательно, некоторые студенты-евреи могут пропустить всю неделю занятий.