Содержание

Священник Георгий Харин – о том, куда душа человека попадает после смерти

Расскажем, какое значение в христианстве имеют 3-й, 9-й и 40-й дни после кончины, а также о том, как правильно поминать усопших

Мы продолжаем наш разговор о христианском понимании смерти со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. Сегодня он расскажет о том, что происходит с душой человека после смерти согласно учению Церкви.

Согласно церковному опыту душа, разлучившись с телом, первые три дня находится в тех местах, где человек любил бывать при жизни, причем переносится из одного места в другое мгновенно, одной лишь силой мысли. Поэтому мы, бывает, видим усопшего в его же доме, рядом с теми, кто был ему дорог.

Георгий Харин, священник

В качестве примера Георгий Харин приводит воспоминания знаменитого богослова Алексея Осипова, который писал о том, как его спасла его же собственная мать.

– Мать Алексея Ильича была при смерти, и он поехал к ней из Москвы, чтобы проститься, но опоздал на транспорт и вынужден был идти пешком, – рассказывает отец Георгий. – По дороге он заблудился, наступила ночь, но вдруг Алексей Ильич увидел свою мать, которая подсказала ему, куда идти. Добравшись до дома, он узнал, что она умерла, причем именно в тот самый день и час, когда явилась ему в лесу. Перед смертью она переживала, что не повидалась с сыном, но после кончины у ее души была краткая возможность не только увидеть его, но и помочь ему.

Третий, девятый и сороковой дни считают со дня смерти, причем день кончины – первый в этом ряду Фото: архив редакции

Посмертные испытания души

С третьего дня, то есть со дня похорон, и по девятый день душа усопшего проходит так называемые воздушные мытарства. Это своего рода испытание, выдержать которое можно только в том случае, если человек жил праведно и старался ограждать себя от зла и искушений.

– Благодаря голливудским фильмам многие привыкли считать, что духи зла обретаются в аду, однако на самом деле они находятся здесь, среди нас, – объясняет отец Георгий. – Духи эти ведут бесконечную борьбу с ангелами за наши души. Для Бога каждый человек ценен, и демоны, чтобы досадить Вседержителю, стараются оторвать, отлучить от Него дорогого Ему человека. В том числе с помощью посмертных испытаний.

С 3-го по 9-й день душе умершего предлагаются всевозможные искушения: пустословие, блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, зависть, злоба и т. д. Всего 20 испытаний

– Скажем, если при жизни человек был чревоугодником, то и после смерти не сможет пройти мимо богато накрытого стола, поддастся искушению и окажется плененным этим испытанием, – говорит отец Георгий. – Когда душа наша отделена от тела, то не остается никаких сдерживающих факторов, никакой силы воли. Ты теперь такой, какой ты есть. Если ты привык к греху, то испытания тебе не пройти, и наоборот: душа человека, который старался жить нравственно, соблюдал пост, избегал греховных мыслей, пройдет воздушные мытарства легко.

Фото: Pixabay

Почему так важен девятый день?

На девятый день, пройдя все испытания, душа человека, сопровождаемая своим ангелом-хранителем, предстает перед Богом.

– Для кого-то это радостная встреча, а для кого-то – нет, – говорит отец Георгий. – Представьте, что человек, никогда не веривший в Бога и живший самым скотским образом, вдруг сталкивается с пылающей, всеобъемлющей любовью лицом к лицу. Это можно сравнить с супружескими отношениями: например, муж в командировке не пропустил ни одной юбки, а когда вернулся домой, его там встретила жена, искренне, всей душой его любящая. Что он почувствует? Сильнейший стыд. Так же и с Богом, только стыд этот не загонишь глубоко внутрь, не отмахнешься от него, ведь когда твоя душа обнажена, ты ощущаешь этот стыд всем своим существом.

Вот почему девятый день – особенный. В этот день родные усопшего приходят в храм, заказывают панихиду, затем идут на кладбище, чтобы проведать могилу, а потом устраивают поминки.

Решающее значение все-таки имеет не обряд как нечто внешнее, а внутренние переживания тех, кому усопший был близок и дорог. Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком, не забывать его, делать что-то доброе в память о нем.

Георгий Харин, священник

– Сегодня поминки превратились в какой-то бессмысленный и даже безобразный ритуал, – говорит священник. – Смысл этого дня не в том, чтобы собрать всех родственников и, выпив по рюмке за покойного, начать делиться новостями и обсуждать семейные дела. Наоборот: всегда было принято, чтобы родственники покойного устраивали отдельные поминки – каждый в своем доме.

В день поминок в память об усопшем нужно сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице

Более того, этот день посвящали добрым делам: помогали нуждающимся, кормили бездомных, раздавали милостыню и так далее. Когда же родных усопшего за это благодарили, они отвечали: «Мы это делаем за почившего такого-то, помолитесь за него». Сейчас можно поступить так же: сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице или же хотя бы просто купить продуктов малоимущим.

Что такое Страшный суд?

С девятого по сороковой день душа проходит райские обители и адские обители и либо радуется тому, что избежала страшной участи пребывать в аду, либо скорбит о потерянном рае. Сороковой день – день так называемого Частного суда, когда определяется, где именно – в раю или в аду – душа будет ожидать всеобщего Страшного суда. Поэтому в сороковой день также устраивают поминки по усопшему, идут на кладбище, заказывают церковную молитву и особенно усердно молятся сами.

Фото: Диля Ахмадишина

– Страшный суд – это самое ожидаемое событие для каждого верующего, – говорит отец Георгий. – Случится он после Второго пришествия Христа и всеобщего воскрешения к жизни. На Страшном суде у каждого из нас будет возможность, находясь пред лицом Божьим, решить, чего он хочет: остаться с Богом в раю или отринуть Его и отправиться в ад. Если Бог ему не нужен, никто не будет неволить человека, то есть Страшный суд – это акт нашей абсолютной свободы воли.

Как помочь душе усопшего?

Один из главных вопросов, которым задаются родные умершего человека: можно ли как-то помочь его душе, облегчить ее участь, особенно в том случае, если почивший вел не самую праведную жизнь. Отец Георгий объясняет: христианское отношение к почившему можно свести к трем моментам. Это церковная молитва, домашняя молитва и доброделание в память об усопшем.

Фото: архив редакции

1. Церковная молитва

Сразу после смерти человека или после отпевания и похорон его родные могут обратиться в любой храм или в несколько храмов, чтобы заказать так называемый сорокоуст. Это сорокадневное поминовение во время службы в церкви, когда священник называет имя усопшего среди других.

Просьбу помолиться об усопшем можно также передать в монастырь – сегодня это несложно сделать через официальные сайты обителей. Главное, не нарваться на мошенников, которые могут также через интернет собирать деньги якобы на какие-то церковные услуги.

Есть и более простое церковное поминовение, когда на панихиде кто-то из священнослужителей или из благочестивых мирян просто помянет имя усопшего. Кроме того, можно заказать поминальную службу, которая длится не 40 дней, а больше, например, год.

2. Домашняя молитва

Это чтение Псалтыри родными усопшего: регулярно, искренне, от души. И не стоит забывать, что домашняя молитва своими словами – это единственная возможность помолиться за умершего, если тот не был крещен, так как заказывать церковные службы и ставить свечи в память о некрещеных нельзя.

3. Доброделание

Хорошо, если родные и близкие почившего будут делать в память о нем и от его лица те или иные добрые дела, бескорыстно и искренне. Это не только помогает душе человека пройти посмертные испытания, но и приносит живым душевное облегчение. Духовный мир тесно связан с земным: когда мы делаем что-то хорошее в память о почившем, он этому радуется, а мы чувствуем эту радость, и она приносит нам покой и позволяет умерить скорбь.

Фото: архив редакции

Какие предрассудки связаны со смертью?

– Похороны и поминки часто окружены множеством предрассудков и примет, которые Церковь решительно не приветствует, – говорит отец Георгий. – Не нужно ставить на стол фотографию усопшего, наливать ему водки и класть хлеб – душа его не пьет и не ест. Не нужно оставлять на могиле еду – это чистой воды язычество, да и самим возле могилы лучше не есть. Не нужно верить в то, что в доме, где лежит покойный, нельзя открывать форточки, наоборот, их надо открывать, чтобы воздух не застаивался и не было запаха. И зеркала мы закрываем не потому, что там может поселиться дух, а потому, что смотреть на себя в зеркало в это время – грех праздности.

Нет никакого смысла и в других ритуалах, таких, например, как «заземление» покойника, когда его проволокой привязывают за палец к батарее. Не нужно класть ему за уши яйца, чтобы потом их раздать. И уж тем более не нужно заставлять маленьких детей потрогать усопшего за ногу, «чтобы потом он их не пугал». Это бессмысленное действие напугает их куда больше.

Вопрос-ответ

Сны об умерших и отношение Церкви к кремации

– Мой сын умер несколько лет назад, и мне часто снится сон, в котором он страдает от холода и словно бы сражается с кем-то на войне. Как мне помочь ему?

Нина Николаевна

– Я бы посоветовал в такой ситуации усерднее молиться за сына, дома и в храме, делать добрые дела в память о нем, например, раздать его вещи бедным, помочь кому-то из соседей и так далее. Хорошо бы и самой что-то сделать: сходить на исповедь, причаститься святых тайн. Наконец, огромное духовное значение в этом смысле имеет именно церковная молитва – например, сорокоуст. Заказать ее можно даже по прошествии нескольких лет со дня смерти. Приведу пример из еще дореволюционной книги протоиерея Григория Дьяченко «Невидимый мир». Он рассказывает о благочестивой паре: у них трагически скончался сын, который вел образ жизни предосудительный, и родители скорбели, что он умер не как христианин, без покаяния. Они обратились в один из монастырей, чтобы им помогли узнать посмертную участь сына. И старцу было видение: огромная огненная река, и в ней множество пылающих тел, среди которых – сын этой пары. Он рассказал старцу, что всегда находится в огне и страдает, кроме одного дня в году. Старец передал его слова родителям, и оказалось, что их сын не страдает только в день своей кончины, потому что каждый год в это время его мать и отец приходили в храм, чтобы заказать о нем поминальную службу. Поэтому сорокоуст, соборная молитва, имеет очень большое значение и, как и домашние молитвы и добрые дела, служит залогом дальнейшего устроения души в ином мире.

– Как православная церковь относится к кремации?

Евгения

– Христианство в целом и православие в частности к кремации относятся отрицательно. Во-первых, эта традиция берет начало в языческих обычаях, которые были характерны для нехристианских стран. Во-вторых, мы верим во всеобщее воскрешение, верим в то, что человек был взят от земли, земля его всю жизнь кормит, а значит – он должен после смерти вернуться в землю. Как сказано в чине погребения, «яко земля еси, и в землю отыдеши». Хотя здесь нужно оговориться: само по себе сожжение не влияет на душу – это касается, например, тех трагических ситуаций, когда человек погиб на пожаре.

– Отец Георгий, как вы относитесь к роскошным похоронам? Нужно ли стараться подобрать самый красивый и дорогой гроб, установить на могиле дорогой крест, и так далее? Или лучше скромные похороны?

Наталья

– Это, безусловно, личное дело каждого. Но, на мой взгляд, все-таки лучше провести похороны более скромно, иначе есть опасность впасть в тщеславие с мыслями о том, чтобы у вас все было «лучше, чем у других». Многие святые, благочестивые христиане особо просили перед своей смертью, чтобы их похоронили по-простому, без роскоши. А оставшиеся средства лучше пустить на добрые дела.

Задать свой вопрос Георгию Харину вы можете здесь, в комментариях, по телефону в редакции (3412)94-50-05 или по электронной почте [email protected]

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».

«Помрачнел от увиденного». С чем сталкивается человек сразу после смерти

https://ria.ru/20190420/1552869567.html

«Помрачнел от увиденного». С чем сталкивается человек сразу после смерти

«Помрачнел от увиденного». С чем сталкивается человек сразу после смерти — РИА Новости, 15.03.2021

«Помрачнел от увиденного». С чем сталкивается человек сразу после смерти

Православные христиане встречают Лазареву субботу, вспоминая, как Христос воскресил своего друга — Лазаря из Вифании. Главной загадкой этого события. .. РИА Новости, 15.03.2021

2019-04-20T08:00

2019-04-20T08:00

2021-03-15T14:09

религия

век

владимир

иерусалим

аналитика — религия и мировоззрение

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155286/86/1552868654_0:21:700:415_1920x0_80_0_0_7b300044a08488e2ed827bb00603563e.jpg

МОСКВА, 20 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов, Артем Буденный. Православные христиане встречают Лазареву субботу, вспоминая, как Христос воскресил своего друга — Лазаря из Вифании. Главной загадкой этого события евангельской истории было и остается увиденное им в загробном мире. Об уникальном случае в истории человечества и о том, что происходит с нами сразу после смерти с точки зрения Церкви, — в материале РИА Новости.»Христос заплакал»Главная святыня одного из древних храмов на Кипре — гробница с надписью «Здесь лежит друг Христов». Покоящийся там знал и унес с собой в могилу величайшую тайну — о посмертной судьбе человека. Ведь он, как бы странно это ни звучало, умер два раза.»Друг Христов» — это Лазарь Четверодневный, память которого Церковь отмечает за восемь дней до Пасхи. История его воскрешения Христом очень подробно описана в Евангелии.Лазарь был братом Марфы и Марии, у которых Иисус нередко гостил. Правда, до истории с воскрешением евангелисты его ни разу не упоминают. Зато сообщают: когда он тяжело заболел, сестры попросили Христа его исцелить. Однако тот отреагировал на просьбу странной фразой: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией».Когда Лазарь умер, Христос с апостолами направился в Вифанию — село рядом с Иерусалимом, где жил его скончавшийся друг. Убитая горем Мария вышла навстречу и бросила Иисусу горький упрек: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».Но тот призвал ее не терять веры в его божественную силу, и вместе они отправились туда, где покоилось тело Лазаря: по древнееврейскому обычаю его обернули в пелены и положили в высеченную в скале гробницу.Евангелист подробно описывает эмоции всех участников: «Он сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его». Рассказчик постоянно подчеркивает, что Иисус «внутренне скорбел», то есть он не смог скрыть от окружающих, насколько переживал смерть друга.Никто не верил, что он воскресит Лазаря. Особенно когда отвалили камень, закрывавший вход в гробницу: оттуда пошел страшный смрад — тело пролежало уже четыре дня и в условиях жаркого ближневосточного климата начало разлагаться.»Лазарь! Иди вон», — громко произнес Иисус, свидетельствует евангелист.И — о ужас! — «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком».В этой истории Христос единственный раз в Евангелии так откровенно выражает свои чувства. И в то же время, как это ни парадоксально, именно здесь, согласно церковному пониманию, наиболее явно проявляется его божественная сущность.»Библия больше не знает примеров воскрешения четырехдневных покойников. Да, древние пророки воскрешали мертвых, но они совершали это от имени Бога, к которому обращались с молитвой. А Иисус сам творит это, показывая, что он и есть всемогущий Бог. Кроме того, воскресив Лазаря, Он показал, что при Его втором пришествии физическое состояние человека не будет иметь значения: он может быть восстановлен из одного атома», — отмечает доктор богословия и медицинских наук протоиерей Григорий Григорьев.Все тленПосле воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом на Кипре. А католики считают, что он проповедовал не только там, но еще и в Марселе. Так или иначе, о «посмертной» жизни Христова друга известно крайне мало.Сам Лазарь, согласно преданию, за все 30 лет ни разу не обмолвился о том, что видел после смерти.Вот потому Иисус так и скорбел: не о том, что его друг умер, а о том, что он находится в аду, ведь двери рая для людей, согласно христианскому вероучению, были закрыты, пока их не распахнул Христос.»Лазарева суббота завершает сорокадневный Великий пост и предваряет Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Следом начинается Страстная неделя — в эти дни верующие вспоминают скорбный путь Спасителя к крестной смерти и воскресению», — отмечает отец Артемий. Квантовый райОднозначного объяснения, что происходит с человеком после смерти, в Церкви за две тысячи лет так и не сформировалось. Да, есть рай и ад. Но что они из себя представляют? На этот вопрос отвечают лишь предания, дающие подчас совершенно разную картину.В X веке в Византии появилось сочинение о мытарствах — своеобразных испытаниях на пути души в рай. Там описаны видения преподобного Григория, которому явилась умершая служанка его учителя по имени Феодора. Она поведала, что на каждом из 20 мытарств бесы проверяют душу человека на наличие тех или иных грехов, в которых тот при жизни не раскаялся. Не прошел проверку — попадаешь в ад. Прошел за сорок дней все 20 «уровней» — отправишься в рай.Несмотря на популярность этого сочинения у верующих, изложенная в нем версия не считается общепринятой. «Воздушные мытарства — богословски неподтвержденная гипотеза. Это лишь индивидуальные переживания конкретного святого человека, преподобной Феодоры», — поясняет протоиерей Григорий Григорьев.По его словам, альтернативных концепций существует много. Некоторые даже не противоречат современной науке.»Мне близко описание ада по Достоевскому, когда человек оказывается там, где он все понимает и все знает о вечности, но ничего не может изменить. И остается наедине с этой мыслью. Я лично считаю, что ад — это то место, где человек абсолютно одинок и испытывает все свои страхи — они там оживают», — добавляет священник.Однако, несмотря на многообразие концепций, одно остается неизменным: если бы люди знали, что ждет их в аду, то не грешил бы никто.»Церковь осторожна»Церковное учение о посмертной судьбе человека опирается и на свидетельства тех, кто «одной ногой был там». Например, на рассказы переживших клиническую смерть.Некоторые детали в них очень схожи. Так, согласно опросам, многие видели «свет в конце тоннеля» и ощущали, что поднимаются над своим телом.»Из многообразных свидетельств людей, прошедших это «пограничное состояние», можно вывести некоторые аксиомы, которые соответствует учению Церкви. Например, что душа неуничтожима, что она, отрешаясь от тела хотя бы временно, не перестает чувствовать, мыслить, рассуждать. С ослаблением телесных функций человеческое «я» не перестает существовать», — объясняет протоиерей Артемий Владимиров.Впрочем, далеко не все разделяют эту точку зрения. Так, директор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус призывает с осторожностью относиться к разного рода посмертным свидетельствам.»Видения бывают всякие. Есть галлюцинации, сны, видения на грани сна. Существует версия, что люди видят свет в конце тоннеля. Я не знаю, мои клиенты ничего подобного не рассказывали. Поэтому даже известные посмертные сказания Феодоры принимаются далеко не всем христианским сообществом. Церковь в этом вопросе очень осторожна», — заключает священнослужитель.

https://ria.ru/20180310/1515988925.html

владимир

иерусалим

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155286/86/1552868654_61:0:640:434_1920x0_80_0_0_7c83af54716ca9716223ef00e7d57413.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

век , владимир, иерусалим, аналитика — религия и мировоззрение, религия

Религия, ВЕК , Владимир, Иерусалим, Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия

МОСКВА, 20 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов, Артем Буденный. Православные христиане встречают Лазареву субботу, вспоминая, как Христос воскресил своего друга — Лазаря из Вифании. Главной загадкой этого события евангельской истории было и остается увиденное им в загробном мире. Об уникальном случае в истории человечества и о том, что происходит с нами сразу после смерти с точки зрения Церкви, — в материале РИА Новости.

«Христос заплакал»

Главная святыня одного из древних храмов на Кипре — гробница с надписью «Здесь лежит друг Христов». Покоящийся там знал и унес с собой в могилу величайшую тайну — о посмертной судьбе человека. Ведь он, как бы странно это ни звучало, умер два раза.

«Друг Христов» — это Лазарь Четверодневный, память которого Церковь отмечает за восемь дней до Пасхи. История его воскрешения Христом очень подробно описана в Евангелии.

Лазарь был братом Марфы и Марии, у которых Иисус нередко гостил. Правда, до истории с воскрешением евангелисты его ни разу не упоминают. Зато сообщают: когда он тяжело заболел, сестры попросили Христа его исцелить. Однако тот отреагировал на просьбу странной фразой: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией».

© Фото : Мария СтефановаГробница святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

© Фото : Мария Стефанова

Гробница святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Когда Лазарь умер, Христос с апостолами направился в Вифанию — село рядом с Иерусалимом, где жил его скончавшийся друг. Убитая горем Мария вышла навстречу и бросила Иисусу горький упрек: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».

Но тот призвал ее не терять веры в его божественную силу, и вместе они отправились туда, где покоилось тело Лазаря: по древнееврейскому обычаю его обернули в пелены и положили в высеченную в скале гробницу.

Евангелист подробно описывает эмоции всех участников: «Он сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его». Рассказчик постоянно подчеркивает, что Иисус «внутренне скорбел», то есть он не смог скрыть от окружающих, насколько переживал смерть друга.

Никто не верил, что он воскресит Лазаря. Особенно когда отвалили камень, закрывавший вход в гробницу: оттуда пошел страшный смрад — тело пролежало уже четыре дня и в условиях жаркого ближневосточного климата начало разлагаться.

«Лазарь! Иди вон», — громко произнес Иисус, свидетельствует евангелист.

И — о ужас! — «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком».

© Фото : Мария СтефановаЦерковь святого Лазаря в Ларнаке, Республика Кипр

© Фото : Мария Стефанова

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, Республика Кипр

В этой истории Христос единственный раз в Евангелии так откровенно выражает свои чувства. И в то же время, как это ни парадоксально, именно здесь, согласно церковному пониманию, наиболее явно проявляется его божественная сущность.

«Библия больше не знает примеров воскрешения четырехдневных покойников. Да, древние пророки воскрешали мертвых, но они совершали это от имени Бога, к которому обращались с молитвой. А Иисус сам творит это, показывая, что он и есть всемогущий Бог. Кроме того, воскресив Лазаря, Он показал, что при Его втором пришествии физическое состояние человека не будет иметь значения: он может быть восстановлен из одного атома», — отмечает доктор богословия и медицинских наук протоиерей Григорий Григорьев.

Все тлен

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом на Кипре. А католики считают, что он проповедовал не только там, но еще и в Марселе. Так или иначе, о «посмертной» жизни Христова друга известно крайне мало.

Сам Лазарь, согласно преданию, за все 30 лет ни разу не обмолвился о том, что видел после смерти.

«Душа его, как души всех почивших людей, сошла в Шеол — ад в представлении иудеев. И после возвращения оттуда его характер изменился: он стал сумрачным, практически никогда не смеялся. Лишь однажды, увидев грека, укравшего у соседа глиняный кувшин, Лазарь показал на него и со смехом сказал: «Смотрите! Глина украла глину!» Видно, он хорошо осознал бренность земного существования, раз стал воспринимать людей как глину Божию», — объясняет духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров.

Вот потому Иисус так и скорбел: не о том, что его друг умер, а о том, что он находится в аду, ведь двери рая для людей, согласно христианскому вероучению, были закрыты, пока их не распахнул Христос.

«Лазарева суббота завершает сорокадневный Великий пост и предваряет Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Следом начинается Страстная неделя — в эти дни верующие вспоминают скорбный путь Спасителя к крестной смерти и воскресению», — отмечает отец Артемий.

Икона «Святая Марина Антиохийская, побивающая беса». 1857 год. Лазарос. Афины. Хранится в Византийском музее (Греция)

Икона «Святая Марина Антиохийская, побивающая беса». 1857 год. Лазарос. Афины. Хранится в Византийском музее (Греция)

Квантовый рай

Однозначного объяснения, что происходит с человеком после смерти, в Церкви за две тысячи лет так и не сформировалось. Да, есть рай и ад. Но что они из себя представляют? На этот вопрос отвечают лишь предания, дающие подчас совершенно разную картину.

В X веке в Византии появилось сочинение о мытарствах — своеобразных испытаниях на пути души в рай. Там описаны видения преподобного Григория, которому явилась умершая служанка его учителя по имени Феодора. Она поведала, что на каждом из 20 мытарств бесы проверяют душу человека на наличие тех или иных грехов, в которых тот при жизни не раскаялся. Не прошел проверку — попадаешь в ад. Прошел за сорок дней все 20 «уровней» — отправишься в рай.

Несмотря на популярность этого сочинения у верующих, изложенная в нем версия не считается общепринятой. «Воздушные мытарства — богословски неподтвержденная гипотеза. Это лишь индивидуальные переживания конкретного святого человека, преподобной Феодоры», — поясняет протоиерей Григорий Григорьев.

По его словам, альтернативных концепций существует много. Некоторые даже не противоречат современной науке.

«В квантовой физике есть, например, учение о десятимерности мира — теория струн. И если предположить наличие десяти измерений Царствия Небесного, то должны быть и десять измерений ада. Косвенно об этом говорит и апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому 14 лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба». Десять небес описаны и в иудаизме. И если мы живем в трех измерениях (длина, ширина, глубина. — Прим. ред.), и еще семь вполне могут находиться вне нашего мира. Поэтому люди, которые попадают в ад или рай, могут находиться в разных состояниях и измерениях», — допускает отец Григорий.

«Мне близко описание ада по Достоевскому, когда человек оказывается там, где он все понимает и все знает о вечности, но ничего не может изменить. И остается наедине с этой мыслью. Я лично считаю, что ад — это то место, где человек абсолютно одинок и испытывает все свои страхи — они там оживают», — добавляет священник.

Однако, несмотря на многообразие концепций, одно остается неизменным: если бы люди знали, что ждет их в аду, то не грешил бы никто.

© РИА Новости / М. Филимонов / Перейти в медиабанкРепродукция иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Репродукция иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

«Церковь осторожна»

Церковное учение о посмертной судьбе человека опирается и на свидетельства тех, кто «одной ногой был там». Например, на рассказы переживших клиническую смерть.

Некоторые детали в них очень схожи. Так, согласно опросам, многие видели «свет в конце тоннеля» и ощущали, что поднимаются над своим телом.

«Из многообразных свидетельств людей, прошедших это «пограничное состояние», можно вывести некоторые аксиомы, которые соответствует учению Церкви. Например, что душа неуничтожима, что она, отрешаясь от тела хотя бы временно, не перестает чувствовать, мыслить, рассуждать. С ослаблением телесных функций человеческое «я» не перестает существовать», — объясняет протоиерей Артемий Владимиров.

© Depositphotos.com / sudok1Коридор в больнице

© Depositphotos.com / sudok1

Коридор в больнице

Впрочем, далеко не все разделяют эту точку зрения. Так, директор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус призывает с осторожностью относиться к разного рода посмертным свидетельствам.

«Видения бывают всякие. Есть галлюцинации, сны, видения на грани сна. Существует версия, что люди видят свет в конце тоннеля. Я не знаю, мои клиенты ничего подобного не рассказывали. Поэтому даже известные посмертные сказания Феодоры принимаются далеко не всем христианским сообществом. Церковь в этом вопросе очень осторожна», — заключает священнослужитель.

10 марта 2018, 08:00Религия

«Вытащить из ада»: вещие сны и явления умерших в трактовке Церкви

Что происходит после смерти? » Православная церковь Святого Иоанна Богослова

В тот или иной момент мы все задавались вопросом, что происходит после нашей смерти. Есть ли что-то за пределами этого мира, этой земной жизни? Что, если после этой жизни вообще ничего нет? Даже православные христиане имеют такие мысли и задают эти вопросы.

Прежде чем мы перейдем к сути этого поста, обратите внимание, что каждый раз, когда Церковь говорит о смерти, она имеет дело с спекулятивной теологией . Другими словами, мы действительно не знаем, что произойдет. Вместо этого Церковь теоретизирует о следующей жизни, основываясь на том, что Бог открыл о Себе. Из-за этого у Отцов Церкви разные подходы к загробной жизни и понимание того, что именно происходит. Тем не менее, мы знаем некоторые вещи, которые могут дать нам утешение и ясность по мере нашего продвижения по жизни.

Приблизительное время чтения: 8 минут

Значение смерти для древних евреев

Для израильтян смерть означала возвращение на ту же землю, из которой все взяты: «Ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19; Иов 7:21). Тем не менее, сложилось общее представление о том, что души умерших продолжают существовать, хотя и в призрачном, полукоматозном виде существования в преисподней, называемой Шеол или Аид (Пс 139:8; Ис 14:9-11). В Шеоле – «Яме» или бездне/бездне земли – даже славные мертвецы пребывают, не имея никакой силы избавления (Иов 7:6-10; Пс 88:48; Ис 38:18; Иез 26:19).-21). И все же существовала, по крайней мере, общая надежда на то, что память о человеке будет сохранена его общиной и потомками (Пс 112:1-6; Пр 10:7; Втор 25:5-6).

Во времена Христа саддукеи отвергали веру в загробную жизнь (Мф. 22:23), а фарисеи верили в воскресение и бессмертие (Деян. 23:6-8). Именно взгляды фарисеев стали господствовать в более позднем иудаизме.

Божье откровение жизни после смерти

Лишь постепенно Бог начал открывать Своему народу проблески славной жизни после смерти, надежду, которая станет доступной для всех силой Христова Воскресения. Господь открыл Иову ранний намек на грядущую надежду. Среди своих страданий Иов спрашивает: «Если умрет человек, будет ли он опять жить?» И через вспышку божественного прозрения от Бога он добавляет: «Я подожду, пока не встану» (Иов 14:14). Псалмы также отражают личное воскресение к вечной жизни (15:8-11; 48:15; 70:20-23; 9). 0:1-16).

Мы видим первые признаки общего воскресения народа Израиля в 8 веке до н.э. (Ос 6:1-3; 13:14; Ис 26:19). Примерно два столетия спустя Иезекииль получает драматическое видение чудесного воссоздания «всего дома Израилева» на равнине, покрытой сухими костями (Иез. 37:1-14). К концу первого века до нашей эры бессмертие напрямую связано с жизнью в мудрости и праведности (WSol 1:13-15; 2:22-23; 5:15; 6:17-21; 8:17).

Православное учение о смерти и вечной жизни

Смерть — это последний бунт против Бога, «последнего врага», как говорит святой Павел. Он никогда не предназначался для нас; Бог создал нас для жизни, а не для смерти и забвения. Смерть пришла в мир только потому, что первые мужчина и женщина согрешили против Бога. И на всех нас влияют последствия (смерть) греха Адама и Евы в раю. Воскресение нашего Господа победило для нас смерть и грех. Теперь мы можем иметь через Него жизнь вечную (Ин. 11:25; 3:14-16; 4:14; 6:40, 47-58; 14:1-6) и снова быть с Ним в раю (Лк. 23: 42-43; 2Кр 5:8; Флп 1:21-23).

После ухода из этой жизни наши души отделяются от тел. После этого разделения тело возвращается в землю и, в конце концов, разлагается. Между моментом нашей смерти и Страшным судом (подробнее об этом чуть позже) мы ожидаем того дня, когда наши души воссоединятся с нашими телами, которые преобразятся в прославленное состояние (1 Кор. 15:50-54), подобное собственному телу Христа. (Флп 3:20-21; 1Ин 3:2).

В течение этого времени ожидания душа живет в «среднем состоянии» и подвергается тому, что мы называем особым судом (Евреям 9:27). Другими словами, сразу после смерти мы испытываем предвкушение рая или ада, в зависимости от того, какой жизнью мы жили здесь, на земле. И наши души пребывают в этом состоянии до Страшного Суда, когда все «изыдут — творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-28). 29).

Страшный суд

На Страшном суде наши души воссоединятся с нашими телами, и оба будут судимы перед Богом (2 Коринфянам 5:10). Мы будем судимы согласно нашей вере и нашим делам (плодам веры).

Бог отделит праведных от неправедных или грешников. Праведникам Он скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира» (Мф. 25:34). А грешникам: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Тогда грешники «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46).

После Страшного Суда следует либо вечная жизнь, либо вечное наказание. Какой из них полностью зависит от нас и того образа жизни, которым мы живем. Подумайте об этом так. Когда мы рождаемся в этом мире, это похоже на плохое зрение. Ничего не ясно. Когда мы становимся православными и встречаем Христа, мы просто получаем очки. Все проясняется, но мы продолжаем пачкать линзы. Таинства — это Божий способ снова и снова помогать нам очищать наши очки. Когда мы умрем, мы, наконец, ясно увидим Бога, и нам больше не понадобятся очки. И мы либо будем радоваться, наконец, ясно увидев Его (если это было нашей целью в этой жизни), либо наши глаза будут болеть от внезапного видения света после столь долгого пребывания во мраке. Мы будем ощущать Его присутствие либо как абсолютное блаженство, либо как невыносимую агонию, длящуюся вечность.

Как насчет Чистилища?

Римский католицизм хорошо известен (и, возможно, печально известен) своим учением о чистилище. В самых общих чертах чистилище — это место искупления и очищения, которое позволяет тем, кто «умирает в Божьей благодати и дружбе», «достичь святости, необходимой для того, чтобы войти в радость небес» (ККЦ, 1030).

Само собой разумеется, что Православная Церковь не верит в это учение. Хотя мы согласны с идеей, что мы переживаем «время ожидания» между настоящим моментом и Страшным судом, мы возражаем против католической модели удовлетворения, которая постулирует, что от Бога требуется плата даже после того, как Он простил наши грехи. В православной богословской парадигме есть либо прощение, либо наказание, но не то и другое одновременно.

Некоторые отцы церкви, включая св. Киприана и св. Августина, казалось, верили в очищение после смерти. Однако характер этого очищения никогда не проясняется, и (как подчеркивал святой Марк Эфесский на Флорентийском соборе) кажется, что нет истинного различия между раем, адом и так называемым чистилищем. Иными словами, все души приобщаются к одному и тому же мистическому огню (который, по словам преподобного Исаака Сирина, есть Любовь Божия), но переживают его по-разному, в зависимости от своего духовного состояния: блаженство для тех, кто в общении с ним; очищение для тех, кто находится в процессе обожествления; и раскаяние/агония для тех, кто ненавидел Бога во время своей земной жизни.

Что, по мнению протестантов, происходит после смерти?

Как и следовало ожидать, существует довольно много разных мнений о том, что происходит сразу после смерти. Большинство протестантов верят, что мы сохраняем свою уникальную индивидуальность после смерти. Некоторые конфессии верят, что душа сразу же отправляется к Христу на небеса, ожидая Судного дня и воскресшего тела. Другие предполагают, что существует промежуточное время «сна души», бессознательного ожидания воскресения. Хотя это звучит похоже на «время ожидания», которому учит Православие, обратите внимание на разницу. С православной точки зрения, наши души не бессознательны, а активно переживают предвкушение рая или ада.

Третьи верят, что наши души сразу после смерти отправляются либо в рай, либо в ад без какого-либо периода ожидания. Есть также те, кто утверждает, что временность этой жизни по сравнению с вечностью жизни грядущей делает промежуточные периоды времени совершенно бессмысленными.

Большинство, если не все, протестантские деноминации считают Библию высшим, а иногда и единственным авторитетом в христианстве. Итак, поскольку в Библии чистилище прямо не упоминается, почти все протестанты отвергают его.

Как приготовиться к вечности

Для православных спасение означает обожение : освобождение от греха и соединение с Богом. Это непрерывный процесс, который занимает всю нашу земную жизнь, а иногда распространяется и на жизнь после смерти. По благодати Божией мы можем стать тем, чем Христос является по природе.

Жизнь в церковном сообществе и регулярное участие в таинствах, и особенно Евхаристии, является одним из наиболее важных способов испытать Божью благодать и Его энергию и дистанцироваться от греха. Также важно взращивать «молитву сердца», молитву, которая никогда не прекращается, и жить жизнью простоты, искренности и преданности Богу.

Если мы будем участвовать в Жизни Церкви, молиться, поститься, раздавать милостыню и следовать заповедям Божиим, мы будем продвигаться по пути обожения и единения с Нашим Творцом. Именно так мы должным образом готовимся к вечной жизни. Вот так мы очищаем очки от пятен.

Заключение

Из-за нашей неспособности много знать о жизни после смерти, Церковь воздерживается от богословских спекуляций и категорических заявлений о том, что происходит, когда мы умираем. Вместо этого она утверждает нерушимое Предание о молитвах за усопших, неотвратимость вечной жизни, отказ от реинкарнации и причащение святых (живых и усопших в Господе) в том же Теле Христовом, которое является Церковь.

Подробнее : Правда о рае и аде

Что происходит после смерти – Греческая православная община принца Георгия

Со смертью происходит отделение души от тела. Тело возвращается в землю, из которой оно было взято. Он разлагается, но не теряется. Придет время, когда оно воскреснет, одухотворится и сделается нетленным, во время праведного суда. И тогда он соединится с душой, чтобы быть судимым вместе с душой. Тем временем душа, отделенная смертью от тела, живет в среднем состоянии. Он подвергается особому суду. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27). Это означает, что сразу после смерти душа судится индивидуально. Остается после этого частного суда до последнего суда, при втором пришествии Христа, предвкушая рай или ад.

На последнем суде, который состоится при Втором пришествии Христа, все люди предстанут перед Ним на суд. Евангелист Матфей говорит нам следующее: «Пред Ним соберутся все народы» (Мф. 25:32). На последнем суде будут представлены не только души. Мы предстанем целиком, со своим телом и душой, со всей нашей личностью. Тело и душа будут судимы. Св. Павел говорит нам: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, добро или зло» (2 Коринфянам 5:10).

На последнем суде каждый будет судим по своей вере и своим делам. Затем Христос отделит праведных от неправедных или грешников. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира» (Мф. 25:34), а грешникам Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный уготованный». для диавола и ангелов его» (Матфея 25:41). Тогда «пойдут [грешники] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46). Это будет окончательный суд. После последнего суда будет либо вечная жизнь, либо ад – вечное наказание. После вынесения окончательного решения изменений не будет. Праведные будут утверждены в своей праведности, всегда будут праведными и будут жить вечно. Грешники укрепятся в своем грехе. Они не смогут измениться. Они будут жить в аду. Они тоже будут жить. Они не исчезнут, как говорят некоторые дураки. Приведенный выше стих ясно показывает это.

Это произойдет с человеком после смерти. Для того чтобы это произошло, сначала должны произойти две вещи: воскресение мертвых, посредством которого душа воссоединится с телом, и Второе пришествие Христа. Об этом мы напишем в следующих разделах.

Триединый Боже, из любви сотворивший человека, над которым в его непослушании и грехе Ты сжалился, и по любви Сын Твой стал человеком, чтобы спасти человека, Ты, Господи, знаешь наши проблемы и слабости. Ты также знаешь нашу любовь к Тебе и наше стремление к спасению. Мы не хотим нашего осуждения. Мы хотим вечной жизни рядом с Тобой. И все же мы продолжаем грешить. Прояви, Господи, и к этому Твое понимание и любовь. Теперь помоги нам быть непоколебимыми в вере, доказывая это делами любви. Дай нам христианский конец нашей земной жизни, хорошую защиту при Твоем втором пришествии.