Имхотеп | это… Что такое Имхотеп?

Имхоте́п (jY-m-ḥtp «Пришедший в мире»; в греческой форме Имутес) — выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего царства, верховный сановник Джосера — второго фараона III династии (2630—2611 до н. э.), верховный жрец Ра в Гелиополе. Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп считается первым известным в мировой истории архитектором и учёным. Некоторые египтологи приравнивают Имхотепа к Иосифу из Библии, основываясь на том, что он был первым лицом после фараона Джосера и в это время в Египте, судя по сохранившимся источникам, была семилетняя засуха.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Имхотеп в современной культуре
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н.  э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».

Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары № 3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи.

Имхотеп в современной культуре

Имя Имхотепа было использовано в фантастическом фильме Карла Фройнда «Мумия» (Mummy, 1932), где роль одноименного персонажа исполнил Борис Карлофф. Восставший из мёртвых жрец с таким же именем фигурирует и в римейках этого фильма, в том числе в фильме Стивена Соммерса «Мумия» (1999), а также его продолжении «Мумия возвращается» (Mummy Returns, The, 2001), однако в них вымышленный персонаж, носящий имя Имхотеп, не имеет ничего общего со своим реально существовавшим тёзкой.

Имя «Имхотеп» носит герой детективного романа Агаты Кристи о Древнем Египте, «Death Comes as the End». Это единственное произведение Кристи, события которого происходят не в XIX—XX веках.

Имя «Имхотеп» стало настолько употребляемым в связи с темой Древнего Египта, что это вызвало его пародийные упоминания в французской кинокомедии «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» (Astérix & Obélix: Mission Cléopâtre, 2002) — оно используется там в качестве «древнеегипетского междометия» и как название коктейля, который заказывает злодей Гоблинус.

Именем «Имхотеп» был также назван второстепенный гоа’улд в научно-фантастическом сериале «Звёздные врата SG-1» (серия «Воин»). Имхотеп выдавал себя за джаффа по имени Китано и добился высокой позиции в Повстанческом альянсе свободных джаффа, которую пытался использовать для уничтожения своих конкурентов и узурпации власти, однако был разоблачён могущественным гоаулдом Юем, который сообщил Тил’ку о предательстве Имхотепа. В конечном итоге, Имхотеп вступил в дуэль с Тилком и был убит. Интересно, что Имхотеп-гоа’улд в сериале назван строителем пирамид в Гизе, предназначавшихся для посадки гоа’улдских космическим кораблей Ха’так, следовательно, он идентичен реальному Имхотепу.

Сёко Асахара, деятель Аум Сенрикё, объявил себя реинкарнацией Имхотепа.

В честь Имхотепа назван кратер на Меркурии.

Имхотеп фигурирует в игре Цивилизация 4.

В игре «Титан Квест» и более поздней её вариации «Титан Квест: Иммортал Трон» (Titan Quest: Immortal Throne), присутствует Имхотеп, как один из важных персонажей, дающий задания главному герою.

См. также

  • Мерит Птах — древнеегипетская женщина-врач, жившая в то же время, что и Имхотеп.

Литература

  • Gunn B. An inscribed statue of king Zoser // Annales du service des antiquites de l’Egypte. — Le Caire. (ASAE). Vol. 26. 1926. P. 177—196.
  • Sethe K. Imhotep, der Asklepios der Ägypter. — Leipzig, 1902.
  • Schäfer H. Eine altägyptische Schreibersitte // ZÄS. Bd. 36. 1898. S. 147—148.
  • Gardiner A. Imhotep and the scribe’s libation // ZÄS. Bd. 40. 1902—1903. S. 146.
  • Wildung D. Imhotep und Amenhotep: Gottwerdung im alten Ägypten. — Berlin, 1977.

Ссылки

  • Имхотеп
  • Музей Имхотепа в Саккаре

Wikimedia Foundation.
2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Гавайские острова
  • Академическая гребля

Полезное

Имхотеп | это… Что такое Имхотеп?

Имхоте́п (jY-m-ḥtp «Пришедший в мире»; в греческой форме Имутес) — выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего царства, верховный сановник Джосера — второго фараона III династии (2630—2611 до н.  э.), верховный жрец Ра в Гелиополе. Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп считается первым известным в мировой истории архитектором и учёным. Некоторые египтологи приравнивают Имхотепа к Иосифу из Библии, основываясь на том, что он был первым лицом после фараона Джосера и в это время в Египте, судя по сохранившимся источникам, была семилетняя засуха.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Имхотеп в современной культуре
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».

Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары № 3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи.

Имхотеп в современной культуре

Имя Имхотепа было использовано в фантастическом фильме Карла Фройнда «Мумия» (Mummy, 1932), где роль одноименного персонажа исполнил Борис Карлофф. Восставший из мёртвых жрец с таким же именем фигурирует и в римейках этого фильма, в том числе в фильме Стивена Соммерса «Мумия» (1999), а также его продолжении «Мумия возвращается» (Mummy Returns, The, 2001), однако в них вымышленный персонаж, носящий имя Имхотеп, не имеет ничего общего со своим реально существовавшим тёзкой.

Имя «Имхотеп» носит герой детективного романа Агаты Кристи о Древнем Египте, «Death Comes as the End». Это единственное произведение Кристи, события которого происходят не в XIX—XX веках.

Имя «Имхотеп» стало настолько употребляемым в связи с темой Древнего Египта, что это вызвало его пародийные упоминания в французской кинокомедии «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» (Astérix & Obélix: Mission Cléopâtre, 2002) — оно используется там в качестве «древнеегипетского междометия» и как название коктейля, который заказывает злодей Гоблинус.

Именем «Имхотеп» был также назван второстепенный гоа’улд в научно-фантастическом сериале «Звёздные врата SG-1» (серия «Воин»). Имхотеп выдавал себя за джаффа по имени Китано и добился высокой позиции в Повстанческом альянсе свободных джаффа, которую пытался использовать для уничтожения своих конкурентов и узурпации власти, однако был разоблачён могущественным гоаулдом Юем, который сообщил Тил’ку о предательстве Имхотепа. В конечном итоге, Имхотеп вступил в дуэль с Тилком и был убит. Интересно, что Имхотеп-гоа’улд в сериале назван строителем пирамид в Гизе, предназначавшихся для посадки гоа’улдских космическим кораблей Ха’так, следовательно, он идентичен реальному Имхотепу.

Сёко Асахара, деятель Аум Сенрикё, объявил себя реинкарнацией Имхотепа.

В честь Имхотепа назван кратер на Меркурии.

Имхотеп фигурирует в игре Цивилизация 4.

В игре «Титан Квест» и более поздней её вариации «Титан Квест: Иммортал Трон» (Titan Quest: Immortal Throne), присутствует Имхотеп, как один из важных персонажей, дающий задания главному герою.

См. также

  • Мерит Птах — древнеегипетская женщина-врач, жившая в то же время, что и Имхотеп.

Литература

  • Gunn B. An inscribed statue of king Zoser // Annales du service des antiquites de l’Egypte. — Le Caire. (ASAE). Vol. 26. 1926. P. 177—196.
  • Sethe K. Imhotep, der Asklepios der Ägypter. — Leipzig, 1902.
  • Schäfer H. Eine altägyptische Schreibersitte // ZÄS. Bd. 36. 1898. S. 147—148.
  • Gardiner A. Imhotep and the scribe’s libation // ZÄS. Bd. 40. 1902—1903. S. 146.
  • Wildung D. Imhotep und Amenhotep: Gottwerdung im alten Ägypten. — Berlin, 1977.

Ссылки

  • Имхотеп
  • Музей Имхотепа в Саккаре

Wikimedia Foundation.
2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Гавайские острова
  • Академическая гребля

Полезное

Имхотеп | Египетский архитектор, врач и государственный деятель

Расцвет:
ок. 2700 г. до н. э. — ок. 2601 г. до н. э.

г.

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Какую роль играл Имхотеп при дворе царя Джосера?

Согласно надписи, найденной в комплексе Ступенчатой ​​пирамиды недалеко от Мемфиса, Имхотеп занимал высокое положение при дворе короля Джосера. Его называют главой скульпторов и главой провидцев, и он был царским визирем и главным министром. Он также, скорее всего, был врачом.

Чего добился Имхотеп как архитектор?

Имхотеп считается архитектором Ступенчатой ​​пирамиды, построенной в некрополе Саккара в Мемфисе. Пирамида предназначалась как место захоронения царя Джосера. Состоящая из шести ступеней и достигающая высоты 200 футов, пирамида является старейшим из сохранившихся памятников из тесаного камня, известных миру.

Когда Имхотеп стал божеством?

Имхотеп был возведен в статус полного божества после персидского завоевания Египта в 525 г. до н.э. Он был единственным обожествленным египетским смертным, кроме Аменхотепа. Ему поклонялись как богу медицины как в Египте, так и в Греции, где он приравнивался к Асклепию, а его культ достиг своего апогея в греко-римские времена.

Имхотеп , греч. Имутес , (родился в 27 веке до н.э., Мемфис, Египет), визирь, мудрец, архитектор, астролог и главный министр Джосера (годы правления 2630–2611 до н. э.), второго царя третьей династии Египта , которому позже поклонялись как богу медицины в Египте и Греции, где его отождествляли с греческим богом медицины Асклепием. Считается, что он был архитектором ступенчатой ​​пирамиды, построенной в некрополе Саккара в городе Мемфис. Самый старый из сохранившихся памятников из тесаного камня, известный миру, пирамида состоит из шести ступеней и достигает высоты 200 футов (61 метр).

Высокое положение Имхотепа при дворе Джосера подтверждается надписью с его именем на статуе Джосера, найденной на месте пирамиды Саккара. В надписи перечислены различные титулы, в том числе глава скульпторов и глава провидцев. Хотя не было найдено ни одного современного отчета, в котором Имхотеп упоминается как практикующий врач, древние документы, иллюстрирующие египетское общество и медицину времен Древнего царства ( ок. 2575– ок. 2130 до н. также часто служил главным врачом страны. Репутация Имхотепа как царствующего гения того времени, его положение при дворе, его образование в качестве писца и то, что он стал известен как полубог медицины всего через 100 лет после своей смерти, убедительно указывают на то, что он, должно быть, был врачом высокого уровня.

Только после персидского завоевания Египта в 525 г. до н. э. Имхотеп был возведен в положение полноценного божества, заменив Нефертем в великой триаде Мемфиса, разделенной со своими мифологическими родителями Птахом, создателем вселенной, и Сехмет, богиней войны и чумы. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римские времена, когда его храмы в Мемфисе и на острове Филе (араб. Джазират Филах) на реке Нил часто были переполнены страждущими, которые молились и спали там с убеждением, что бог явит средства к ним во сне. Единственный египетский смертный, помимо мудреца и министра 18-й династии Аменхотепа, удостоившийся чести полного обожествления, Имхотеп до сих пор пользуется уважением врачей, которые, подобно выдающимся 19Британский практикующий врач 19-го века сэр Уильям Ослер считает его «первой фигурой врача, ясно выделившейся из тумана древности».

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Ноем Тешем.

Имхотеп — Энциклопедия всемирной истории

Имхотеп (греческое имя, Imouthes , ок. 2667-2600 до н.э.) был египетским эрудитом (человеком, экспертом во многих областях знаний), наиболее известным как архитектор Ступенчатой ​​пирамиды царя Джосера в Саккара. Его имя означает «Тот, кто приходит с миром», и он единственный египтянин, кроме Аменхотепа, полностью обожествленный.

Со временем он стал богом мудрости и медицины (или, согласно некоторым источникам, богом науки, медицины и архитектуры). Имхотеп был священником, визирем царя Джосера (и, возможно, трех последующих царей Третьей династии), поэтом, врачом, математиком, астрономом и архитектором.

Удалить рекламу

Реклама

Хотя его Ступенчатая пирамида считается его величайшим достижением, он также запомнился своими медицинскими трактатами, в которых болезни и травмы рассматривались как естественные явления, а не наказания, посланные богами, наложенные духами или проклятиями. Он был обожествлен египтянами в c. 525 г. до н.э. и приравнивался греками к полубогу врачевания Асклепию. Его работы все еще были чрезвычайно популярны и влиятельны во времена Римской империи, и императоры Тиберий и Клавдий имели свои храмы с надписями, восхваляющими благожелательного бога Имхотепа.

Ступенчатая пирамида Джосера

Имхотеп был простолюдином по происхождению, который благодаря своим природным талантам продвинулся до положения одного из самых важных и влиятельных людей в Египте.

Во времена правления царя Джосера (ок. 2670 г. до н. э.) Имхотеп был визирем и главным архитектором. На протяжении всей своей жизни он будет носить множество титулов, в том числе «Первый после царя Верхнего Египта», «Управляющий Большим дворцом», «канцлер царя Нижнего Египта», «наследственный дворянин», «первосвященник Гелиополя», «главный скульптор и производитель ваз». Имхотеп был простолюдином по происхождению, который благодаря своим природным талантам продвинулся до положения одного из самых важных и влиятельных людей в Египте.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Возможно, он начинал храмовым священником и был очень религиозным человеком. Он стал верховным жрецом Птаха (и был благоговейно известен как «Сын Птаха») при Джосере и, с его пониманием воли богов, был в лучшем положении, чтобы наблюдать за строительством вечного дома царя. Ранние гробницы царей Египта представляли собой мастабы, прямоугольные конструкции из высушенных сырцовых кирпичей, построенные над подземными камерами, куда помещали мертвых. Когда Имхотеп начал строить Ступенчатую пирамиду, он изменил традиционную форму царской мастабы с прямоугольного основания на квадратное. Почему Имхотеп решил изменить традиционную форму, неизвестно, но вполне вероятно, что он с самого начала имел в виду пирамиду с квадратным основанием.

Ступенчатая пирамида в Саккаре

Деннис Джарвис (CC BY-SA)

Ранняя мастаба была построена в два этапа, и, по словам египтолога Мирослава Вернера, «использовался простой, но эффективный метод строительства. Кладка была уложена не вертикально, а рядами, наклоненными к середине пирамиды, что значительно повысило ее структурную устойчивость. … В качестве основного материала использовались блоки известняка, форма которых напоминала большие глиняные кирпичи (115-116)». Ранние мастабы были украшены надписями и гравюрами из тростника, и Имхотеп хотел продолжить эту традицию. Его огромная возвышающаяся пирамида мастаба будет иметь такие же изящные штрихи и звучный символизм, как и более скромные гробницы, которые ей предшествовали, и, что еще лучше, все они будут выполнены из камня, а не из засохшей глины. Историк Марк Ван де Мироп комментирует это, написав:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Имхотеп воспроизвел в камне то, что раньше было построено из других материалов. Фасад стены ограды имел такие же ниши, как и гробницы из сырцового кирпича, колонны напоминали связки тростника и папируса, а каменные цилиндры в перемычках дверных проемов представляли собой свернутые тростниковые экраны. Было проведено много экспериментов, что особенно ярко проявилось при строительстве пирамиды в центре комплекса. У нее было несколько планов с формами мастабы, прежде чем она стала первой Ступенчатой ​​пирамидой в истории, состоящей из шести уровней, подобных мастабе, друг над другом… Вес огромной массы был проблемой для строителей, которые укладывали камни на наклон внутрь, чтобы предотвратить разрушение памятника. (56)

После завершения Ступенчатая пирамида поднялась на 204 фута (62 метра) в высоту и стала самым высоким сооружением своего времени. Окружающий комплекс включал храм, дворы, святыни и жилые помещения для священников, занимавшие площадь 40 акров (16 гектаров) и окруженные стеной высотой 30 футов (10,5 метра). В стене было прорублено 13 ложных дверей, причем только один настоящий вход был прорублен в юго-восточном углу; затем вся стена была окружена траншеей длиной 2460 футов (750 метров) и шириной 131 фут (40 метров). Историк Маргарет Бансон пишет:

Имхотеп построил комплекс как погребальную святыню Джосера, но он стал сценой и архитектурной моделью для духовных идеалов египетского народа. Ступенчатая пирамида представляла собой не просто одну пирамидальную гробницу, а совокупность храмов, часовен, павильонов, коридоров, кладовых и залов. По его замыслу из камня выросли рифленые колонны. Тем не менее, он привел стены комплекса в соответствие со стенами дворца короля, в соответствии с древними архитектурными стилями, тем самым сохранив связь с прошлым. (123)

Джосер был настолько впечатлен творением Имхотепа, что проигнорировал древний прецедент, согласно которому на его памятниках фигурирует только имя царя, а также написано имя Имхотепа. Когда Джосер умер, его поместили в погребальную камеру под Ступенчатой ​​пирамидой, и считается, что Имхотеп продолжал служить своим преемникам, Сехемхету (ок. 2650 г. до н.э.), Хабе (ок. 2640 г. до н.э.) и Хуни (ок. 2630 г.). -2613 г. до н.э.). Ученые расходятся во мнениях относительно того, служил ли Имхотеп всем четырем царям Третьей династии, но данные свидетельствуют о том, что он прожил долгую жизнь и пользовался большим спросом благодаря своим талантам.

Удалить рекламу

Реклама

Пирамиды Третьей Династии

Имхотеп, возможно, участвовал в проектировании и строительстве пирамиды и комплекса Сехемхет, который, по мнению археологов, изначально должен был быть больше, чем пирамида Джосера. Пирамида так и не была завершена, потому что Сехемхет умер на шестом году своего правления, но основание и первый уровень демонстрируют сходство в дизайне с работой Имхотепа над пирамидой Джосера.

Сехемхет сменил Хаба, который построил свою собственную пирамиду, теперь известную как Слоистая пирамида, которая также осталась незавершенной, когда Хаба умер. Слоистая пирамида также похожа по дизайну на памятник Джосера, особенно в квадратном основании для фундамента и технике строительства внутрь к середине конструкции, а не вверх. Неизвестно, были ли Слоистая пирамида и Погребенная пирамида спроектированы самим Имхотепом или основаны на его проектах.

Есть ученые, которые выступают за личную руку Имхотепа в более поздних пирамидах, и другие, которые оспаривают это утверждение. Поскольку обе стороны дебатов указывают на одни и те же доказательства, и не появилось ничего нового, чтобы склонить чашу весов, вопрос остается нерешенным. Считается, что Имхотеп также служил последнему царю Хуни, но, поскольку о правлении Хуни известно мало, это утверждение остается спекулятивным. Когда-то считалось, что Хуни построил свои собственные пирамиды, но теперь их однозначно отождествляют с другими царями.

Удалить рекламу

Реклама

Медицинские взносы

Имхотеп занимался медициной и писал на эту тему за 2200 лет до рождения Гиппократа, отца современной медицины. Его обычно считают автором Папируса Эдвина Смита, египетского медицинского текста, который содержит почти 100 анатомических терминов и описывает 48 травм и их лечение. Текст мог быть военным полевым уставом и датируется ок. 1600 г. до н.э., намного позже времен Имхотепа, но считается копией его более ранней работы.

Папирус Эдвина Смита

Джефф Даль (общественное достояние)

Папирус Эдвина Смита назван так в честь коллекционера, купившего его у торговца древностями в 1862 году н. э. Он написан иератическим шрифтом, скорописью египетских иероглифов. Наиболее интересным аспектом работы является современный подход к лечению травм. В отличие от многих медицинских текстов древнего мира, в папирусе Эдвина Смита мало говорится о магических методах лечения. Каждая травма описывается и рационально диагностируется с последующим лечением, прогнозом и пояснительными примечаниями. Это не означает, что нет никаких намеков на медицинские практики, широко использовавшиеся в то время; на обратной стороне папируса изображены восемь магических заклинаний и песнопений для исцеления.

Обследования описываются так же, как современный визит к врачу. Пациентов спрашивают, где они получили травму/чувствуют боль, затем врач обращается к ране, прикасаясь или прощупывая ее, и расспрашивает пациента. Прогноз, данный после каждой записи, начинается фразами «Болезнь, с которой я справлюсь», или «Болезнь, с которой я буду бороться», или «Болезнь, с которой ничего нельзя сделать», что, согласно статье Национальной медицинской библиотеки США о предмет, «можно рассматривать как самую раннюю форму медицинской этики, поскольку древний врач обычно отказывался лечить состояние, которое, как он знал, было смертельным». Далее в статье Национальной библиотеки отмечается, что эти прогнозы также могли служить своего рода страховкой, «когда ожидается неблагоприятный исход», и помогли бы спасти репутацию врача, если бы лечение не помогло вылечить пациента.

Удалить рекламу

Реклама

Наследие

Ряд дидактических сочинений о морали и религии, а также поэзия, научные наблюдения и архитектурные трактаты также приписываются Имхотепу, но не сохранились; они упоминаются в произведениях более поздних писателей. О своем шедевре Ступенчатой ​​пирамиде Мирослав Вернер пишет:

Немногие памятники занимают в истории человечества такое значимое место, как Ступенчатая пирамида в Саккаре… Без преувеличения можно сказать, что комплекс его пирамид представляет собой веху в эволюции монументальной каменной архитектуры в Египте и в мире как весь. Здесь известняк впервые был широко использован в качестве строительного материала, и здесь впервые была реализована идея монументальной царской усыпальницы в виде пирамиды. В надписи Девятнадцатой династии, найденной в Южной Саккаре, древние египтяне уже описывали Джосера как «открывателя камня», что мы можем интерпретировать как изобретателя каменной архитектуры. (108-109)

Нововведения, приписываемые Джосеру, на самом деле были инициированы Имхотепом после его видения построить колоссальный монумент полностью из камня. Он был в состоянии вообразить подвиг, который никогда прежде не предпринимался, а может быть, даже и не задумывался, и воплотил его в жизнь; при этом он изменил мир. Великие храмы и административные здания, дворцы и гробницы, величественные монументы пирамид и возвышающиеся скульптуры, которые определяли египетский ландшафт, все началось с видения Имхотепом Ступенчатой ​​пирамиды в Саккаре.

После того, как монумент, построенный из камня, был завершен, его можно было пытаться снова и снова с большим вниманием к деталям и совершенствованием технологий, чтобы создать «настоящие пирамиды» Гизы. Кроме того, посетители Египта, которые видели эти огромные творения, привозили сообщения о них в свои страны, такие как Греция, которые затем строили то, что Имхотеп сначала вообразил, а затем воплотил в жизнь.