Об антихристе, печати и последних временах / Православие.Ru

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)



О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ


Сами православные верующие христиане – священники и миряне – забыв о Промысле Божием, о Боге, отдают власть темным силам…


Продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.


Государственная проблема вдруг обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви…


Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг!..


Святые отцы о кончине мира

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»
(Матф. , 24: 36).

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти»
(Деян., 1:7).

«Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения, тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Сол. 5:3), тогда внезапно наступит кончина мира, которой он в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием никак не будет ожидать».
Святитель Игнатий Брянчанинов

«Если Ангелы не знали первого пришествия Господня на землю, не знали, какого рода имело оно быть, или когда имел снизойти Господь наш, чтобы сделаться человеком, не тем ли более неведомо для них, когда имеет быть Второе Его Пришествие во славе, и каково оно будет, и каково то, что имеет Он даровать тогда святым Своим».
Преподобный Симеон Новый Богослов

«Надпись антихристовой печати будет такова: “Я твой есмь”.— “Да, ты мой еси”.— “Волею иду, а не насильно”. — “И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно”».
Преподобный Нил Мироточивый

«О времени пришествия Антихриста никто не знает, так в Святом Евангелии сказано. Нельзя точно сказать: бывали и раньше времена, когда считали, что Антихрист пришел (при Петре I), а последствия показали, что мир еще существует…»
Преподобный Никон Оптинский

«Поелику из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, то должно не о времени любопытствовать, но, подкрепясь верою в ожидаемое, добрым житием закупать будущую благодать».
Святитель Григорий Нисский

«Всё будет, но это великая тайна. Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся».
Преподобный Нектарий Оптинский

«Надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…»
Преподобный Аристоклий Афонский


Даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков «конца Вселенной». Например, святой Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около «четырехсотого» года. «Я не погрешу (!)», – говорил он, указывая приблизительную дату около 400 г. … И погрешил: прошло 1548 лет, конца мира нет. (Писано это в 8-м томе его сочинений, в объяснении [беседы] Христа с самарянкой (ср: Ин. 4)….


Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога Отца: «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15). Дорогие мои, это о нас молит Христос! Мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света! Наш Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие времена испытаний встречал каждый день в спокойствии духа, ибо верил Богу и Ему предавал и Церковь, и себя, и народ Божий. Вера Богу – вот в чем наша сила, наше противостояние смуте…


Страх, идеже не бе страха, теперь парализовал веру и отнял надежду, и тень вражья силится заслонить собой Солнце правды – Христа. Да не будет! Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было Тайной канцелярии? Все было… и все есть… и будет… но ничто не мешает спасаться верующему человеку…


***


Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто Божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце. ..


Да, будет пред концом мира три с половиной года такая туга, какой не было от сотворения мира, и этим знаменуется власть антихриста. Да, будет Славное и Страшное Пришествие Спасителя, Который убьет врага духом уст Своих. Все будет, но – когда? Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука. И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить…


А жить надо теперь, сейчас, жить надо в Боге. Но уже сейчас зовут людей в леса, в пустыню, в потаенные комнаты. «…Уйти от мира, уйти из Церкви». Как жить, как растить детей в Боге, об этом умалчивают все…


Кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, что к духовной жизни не имеет никакого отношения… Вот и смотрите, какая проверка нашей веры, ее разумности, ее духовности идет сейчас…


***


Теперь говорят о печати антихриста. Но разве он уже получил власть в мире? Разве стерлись государственные границы, и мир и безопасность убаюкивающе ласкают наш слух?.. И антихрист воцарился, признанный всеми как всемирный правитель, получив тем право на свою печать? Но еще апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что в его время появилось много антихристов. А что скажем о настоящем, нашем времени? Разве что становится мало христиан и много, очень много антихристов. Их много – неверов, смутьянов, соблазнителей, раскольников и растлителей, но это еще не тот единственный антихрист, который попущением Божиим получит власть над миром и живущими в нем на три с половиной года. И надо нам всем помнить, что мы теперь еще живем в спасительное время, во время благодатное, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Богу о своем спасении…


Бойтесь разделения и раскола в Церкви!


Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное Священноначалие, — ибо это гибель и без антихристовой печати!. .


***


Бойтесь греха!


Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас.


***


Напечатлеем же на скрижалях сердца и ума духовную основу нашего единения с Богом: «Сыне, даждь Ми твое сердце».


***


Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу


Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу! Обмануть человека легко и другому человеку, обмануть нас врагу с его многовековым опытом во лжи ничего не стоит.


При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию.


О ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА


Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его. Смущение, смятение и неразбериху сеет всё тот же враг, и они многих уведут от Церкви…


***


Святитель Ипполит Римский: «Та печать будет гласить: ‟Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”».


Преподобный Нил Мироточивый: «На печати же написано будет следующее: ‟Я твой есмь” – ‟Да, ты мой еси”». То есть «я твой» – это сознательное признание, сознательная присяга на верность антихристу…


Запомни и уясни для себя волю Божию: «Сыне, даждь Ми твое сердце» – ни паспорт, ни пенсионное удостоверение, ни налоговую карточку, но сердце. Вот за чем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием – кому мы в жизни служим, чем живем.


Любовь, радость, мир, милосердие – при любых государственных системах Богом посрамлены не будут


Любовь, радость, мир, милосердие – при любых государственных системах Богом посрамлены не будут. А если человек забыл Бога и живет наживой неправедной, молитву и Церковь из жизни даже и у священнослужителей вытеснил телевизор и всякие безобразные видики, то печать уже стоит у многих… Ведь через то безобразие, чем напичкивает себя современный человек, причем сам, добровольно, с любовью и желанием, уже ничто Божественное пройти и войти в человека не может.


***


Насчет войны мне ничего неизвестно, кроме той, что каждый человек ведет ежедневно.


***


Из тех, кто говорит и надрывно думает о кончине мира, мало кто стал жить соответственно этим думам, и мало кто палец о палец ударяет, заботясь о спасении души своей. А ведь эти думы только к этому и призывают, и обязывают…


Без нас – нас ни спасти, ни погубить нельзя


Вглядитесь в себя – страх ли Божий руководит нашими мыслями, поступками? Любовь ли к Богу и людям лежит в основе бытия нашего? Вот та печать, которую ставит нам ежедневно наш образ жизни, которую ставим мы себе сами в своей душе, сердце и уме, приближая или отдаляя время пришествия антихриста. А его печать лишь засвидетельствует ту, которую мы себе уже поставили. Без нас – нас ни спасти, ни погубить нельзя.


***


Телевизор и видео проникли уже и за стены монастырские, а кто и чем сотрет эту печать, если ставили мы ее себе сами, добровольно, и с желанием, и с любовью. Не антихрист погубит нас. До его прихода мы уже определимся в своей духовной ориентации и сделаем выбор. Печать же антихриста будет последней точкой в нашем выборе.


***


А нынче о Господе все умалчивают, молчат о Его всемогуществе, милости, любви. Одно только и слышно, что враг обманывает сейчас, а если не сейчас, то завтра непременно обманет.


***


Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава.


И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу.


***


Без веры – все страшно, и сама жизнь не в жизнь.


ВЕРЬТЕ БОГУ И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ


Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим.


Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, – смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена…


***


А Церковь, по обетованию Спасителя, будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий. Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем.


***


Верующий человек, зачастую забывая, что его путь познания жизни совсем иной, чем неверующего, присоединяет свой голос к пытливому, но необлагодатствованному уму мира сего, который способен познать только кое-что, да и то отчасти.


***


Одному Саровскому брату подумалось, что уже близок конец мира, что наступает великий день Второго Пришествия Господня. Вот он и спрашивает о сем мнения отца Серафима. Старец же смиренно отвечал: «Радость моя! Ты много думаешь о Серафиме убогом. Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно… Господь сказал Своими пречистыми устами: ‟О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24, 36–39)».


А заканчивались беседы старца почти всегда словами о необходимости тщательно заботиться о своем спасении, пока не прошло еще благоприятное время.


***


От нас не требуется иного труда, кроме живой веры и доверия всемогущему Промыслу Божию о нас, сердечной отзывчивости, доброты, милосердия и сострадательности к тем, кто рядом с нами, чтобы в душе каждого из нас всегда жила мысль и звучали слова первохристиан: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). И мы были бы каждодневно готовы принять Небесного Гостя, грядущего вторым Своим пришествием освятить мир.


***


Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным.


Для стяжания же духовного разума нужно, прежде всего, послушание разуму Вселенской Пра­вославной Церкви. «Не преставай, – говорит преподоб­ный Ефрем Сирин, – испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь свою – Церковь».


ЗАВЕЩАНИЕ АРХИМАНДРИТА ИОАННА


Дорогие мои, чадца Божии!


Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле.


Приимите всё в жизни – и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков

Сапоги

Отец будущего священномученика Николая, тоже диакон, сильно пил, и тогда нередко набрасывался на жену и детей с кулаками. Мать плакала и молилась, и маленький Коля с ней: он мечтал, чтобы отец бросил пить, стал добрым, а мама чаще улыбалась.

Как только он выучился грамоте, начал вести дневник, записывая свои мысли, переживания, важные события в жизни, делал рисунки и пометки о ходе церковной службы, чтобы лучше ее понимать. Одним из самых больших и ярких рисунков в дневнике Колиного детства стали сапоги – дорогущая покупка к поступлению в духовное училище.

После училища Николай окончил Вифанскую семинарию и женился. Женой стала сирота Анна, которую воспитывал его же дядя. У Анны и Николая особо не спрашивали мнения о супружестве, но оказалось, что молодые нашли общий язык.

Жертва за отца

В 1901 году Николая рукоположили в дьяконы  в один из соборов Волоколамска. Как только о. Николай получил жилье, он забрал к себе родителей, чтобы ухаживать за ними. Его не покидала надежда на чудо исцеления отца от пьянства. Но отец продолжал пить и буйствовать и умер в нетрезвости. Для о. Николая такая смерть отца стала потрясением. Господь не услышал!

С этих пор он переходит жить из дома в маленькую комнату на колокольне, строго постится и постоянно молится. Чтобы Господь принял жертву милости за покойного отца, о. Николай начинает активно помогать нуждающимся. В скором времени было трудно найти вдову или бедняка в округе, которым бы не помог диакон Николай. Он мог отправить воз дров, купить одежду и обувь, дать продукты.

Отец Николай материально поддерживал даже семьи священников, которые служили с ним в соборе. В храме у него было заведено, что доход всех священнослужителей складывался в одно место, а в конце месяца делился на всех поровну. Но отец Николай свои деньги раздавал по дороге. Когда в семье появилось двое детей, матушка Анна попросила у соборного священства, чтобы деньги отдавали ей. Так и поступили. Диакон Николай не возражал.

Видно, что-то сильно поменялось в душе о. Николая, он начал говорить больше загадками и поговорками, вроде как юродствовать. Люди замечали, что он словно «догадывается о будущем», прозревает события.

При встрече с людьми, которые приходили к нему попросить молитв и задать вопрос, о. Николай часто держал в руках цветы и показывал, как вдыхает цветочный аромат. Летом это были живые цветы, зимой – из ткани или бумаги. Даже во время своего тюремного заключения на свидания он выходил с цветком в руке.

Вдова Пелагея

Колокольня церкви Рождества Христова, г. Волоколамск. Фотография 1910-1912 гг. С сайта: pastvu.com

Простой народ считал о. Николая праведником, молитву которого слышит Бог. Был случай, когда к отцу Николаю пришла вдова по имени Пелагея. У нее было трое маленьких детей. Вдова с детьми жила в доме со своими братьями и их семьями, было очень тесно. Неожиданно Пелагее предложила ухаживать за собой одинокая старушка с условием, что Пелагея с детьми будет жить у нее и дом старушки перейдет вдове и ее детям. Пелагея спросила у отца Николая совета:

– Правда, хорошо будет, если я пойду к ней жить?

Отец Николай ответил:

– Пелагеюшка, хорошо-то хорошо, очень хорошо. Но ты воздержись с недельку! Воздержись, подожди! Само дело покажет.

Пелагея возмутилась:

– С недельку?! Батюшка, как много!

Вдова решила послушаться отца Николая, а ровно через неделю дом старушки сгорел. Если бы Пелагея туда переселилась и перенесла бы все свои вещи, то осталась бы ни с чем. Только тогда она поняла, почему ей надо было подождать.

Муж вернулся!

Как-то у одной женщины пропал муж, который отправился в дальнюю поездку. Со слезами жена пришла к отцу Николаю:

– Помолись, пропал муж, не знаю, что случилось!

Отец Николай спокойно ответил, словно недавно разговаривал с ее супругом:

– Он в пятницу приедет.

В пятницу счастливая женщина примчалась со словами благодарности к отцу Николаю в храм. Она не могла поверить своему счастью и только восклицала:

– Муж вернулся!

«Раковая шейка»

Однажды к отцу Николаю пришла девушка просить благословения на замужество. Он ей не советовал выходить замуж, а в подарок дал обертку от конфеты «Раковая шейка». Девушке было обидно: «Что я маленькая что ли, картинку мне подарил?!» Вопреки его совету она вышла замуж, но через два года умерла от рака.

Парализованная девочка пошла

Однажды к отцу Николаю пришли с пятилетней девочкой на руках. Врачи сказали, что болезнь ребенка не поддается лечению и что она никогда не сможет ходить. Отец Николай отправил родителей с девочкой на молебен перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших» и сам молился о выздоровлении ребенка. Как только закончился молебен, девочка уверенно стала на ноги и пошла.

Два признака прихода антихриста

Лефортовская тюрьма, начало XX века. Фото: https://russian7.ru/

Впервые о. Николая арестовали в 1918 году. Велели чистить уборные города: запрягали вместо лошади, чтобы он вывозил бочки с нечистотами за город. О. Николай все переносил совершенно спокойно.

В 1923 году отца Николая приговорили к 10 годам тюремного заключения и к трем годам ссылки. На заседаниях суда зачитывали дневниковые записи отца Николая, где он записывал свои помыслы, и глумились над ним. Во время заключения от тифа умерла его дочь, о. Николай просил разрешения побывать на похоронах, это запретили.

В 1929 году отца Николая освободили по амнистии и тут же начали искать повод к новому аресту. В конце сентября 1931 года некий председатель сельсовета села Парфеньково отыскал отца Николая и арестовал его «именем пролетариата», без всяких законных полномочий. К председателю пришли местные бабы, уговаривали отпустить узника:

– Зачем его забираешь? Он никому ничем не мешает!

Некоторых из заступниц тоже арестовали. В сопроводительной записке председатель сельсовета писал уполномоченному Волоколамского ОГПУ: «Настоящие господа держали прочную связь с председателем церковного совета… Пожалуйста, избавьте нас от этих гостей, которые держат всю несознательную бедноту в своих руках».

В Волоколамской тюрьме отца Николая допрашивали:

– Вас обвиняют в том, что вы сеяли слухи о скором пришествии антихриста. Что вы можете сказать по этому поводу?

Отец Николай ответил:

– Раз­би­рая на­сто­я­щее по­ло­же­ние в стране, мож­но от­ме­тить два при­зна­ка при­ше­ствия ан­ти­хри­ста на зем­лю. Пер­вый – это по­яв­ле­ние нена­ви­сти друг к дру­гу. Ча­сто мож­но слы­шать, ко­гда че­ло­ве­ка осу­ди­ли на во­семь лет и не сожалеют, а говорят:: “Ма­ло, на­до бы осу­дить на 10 лет”. И вто­рой при­знак – со­вер­шен­но про­па­ла лю­бовь друг к дру­гу…

В конце ноября 1931 года отца Николая приговорили к трем годам ссылки. Верующие Волоколамска написали прошение в Синод с просьбой походатайствовать за отца Николая: «Сло­ва “ка­кая тем­ни­ца не име­ла те­бя уз­ни­ком” при­ме­ни­мы и к протодиакону Цветкову: он си­дел в Во­ло­ко­лам­ском до­ме за­клю­че­ния, за­тем в мос­ков­ских тюрь­мах: в Со­коль­ни­ках, в Та­ган­ке; осо­бен­но дол­гое, ше­сти­лет­нее, за­клю­че­ние он, Цвет­ков, про­вел в Ле­фор­тов­ском изо­ля­то­ре, тер­пя двух­лет­нее пре­бы­ва­ние в оди­ноч­ной хо­лод­ной ка­ме­ре, от­че­го он за­сту­дил но­ги и у него по­яви­лись ра­ны…

Кро­ме бо­лез­ни и хо­ло­да Цвет­ков нес непосильные физи­че­ские тру­ды <…> в на­ка­за­ние за то, что он пи­сал мно­го пи­сем, ис­пол­нен­ных ду­хов­но­го уте­ше­ния и укреп­ляв­ших ве­ру­ю­щих.

Мы, ве­ру­ю­щие го­ро­да Во­ло­ко­лам­ска и Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, ни­жай­ше про­сим чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да хо­да­тай­ство­вать пред ВЦИКом об осво­бож­де­нии про­то­ди­а­ко­на Цвет­ко­ва из за­клю­че­ния на поль­зу нас, ве­ру­ю­щих, оси­ро­тев­ших без сво­их пас­ты­рей».

Письма с двойным смыслом

Тюремные письма отца Николая наполнены радостью, юмором, шутками, загадками и поговорками. Например, послушнице Прасковье, которая передала вязаные чулки для его больных ног, отец Николай писал:

«Бла­го­да­рю, мой ми­ло­чек, за празд­нич­ный по­да­ро­чек. “Ан­ге­ли вхож­де­ние Пре­чи­стыя ви­дев­ше уди­ви­ша­ся, ка­ко Де­ва вни­де во свя­тая свя­тых”.  

Здрав­ствуй­те, моя незло­би­вая Па­ша! Шлю празд­нич­ное при­вет­ствие и бла­го­дар­ность за по­се­ще­ние и дра­го­цен­ный по­да­рок – чу­лоч­ки. Тут, моя ми­лоч­ка, шерсть и ни­точ­ка. Как вас бла­го­да­рить?
Пред­ла­гаю вам за­гад­ку о лю­би­мом вам лен­ке. Би­ли ме­ня, би­ли, кло­чья­ми рва­ли, ко­ло­ти­ли, ко­ло­ти­ли, по по­лю ва­ля­ли, под ключ за­пи­ра­ли, на стол са­жа­ли. И от­гад­ку: лен, пря­жа, холст, ска­терть.

На­род­ная пес­ня о льне: всем се­лом на за­гон под июнь се­ять лен, ты ро­дись-ро­дись си­лен и си­лен и дли­нен, во­лок­ни­стый бе­лый лен. Как под цвет от­цве­тешь, по­жел­те­ешь и по­спе­ешь, мы по осе­ни при­дем, дер­гать бу­дем, обо­бьем, око­ло­тим се­ме­на – по­лу­чи, хо­зя­ин, на! А хо­зяй­ке во­лок­но и зи­мой ве­ре­те­но.
За но­вень­кий по­да­рок при­ла­гаю три но­вень­кие бу­маж­ки, рубле­вые но­вые».

Помогали молитва и закаливание

Двор Таганской тюрьмы, 1918−1919 гг. Фото: pastvu.com

Отца Николая приговорили в Мариинские лагеря Сибири. В лагере, где отбывал заключение отец Николай, все узники жили в палатках, в середине которых стояла небольшая металлическая печь. Самые сильные отталкивали других и грелись возле печки, а остальные мерзли возле брезентовых стен, покрытых льдом. Отца Николая многие называли Божьим человеком за то, что он никогда «не требовал своего», не отстаивал свои права. 

Был случай, когда один заключенный донес на отца Николая, будто тот нарушал лагерный режим. За это обманщик получил небольшое улучшение условий содержания, а отца Николая заперли в неотапливаемом карцере. Днем было терпимо – немного согревали солнечные лучи, но ночью карцер становился ледником. Отец Николай спасался молитвой, а еще общей физической подготовкой: на свободе он даже зимой мог купаться в холодной реке.

Как-то всем заключенным дали задание обработать по большому земельному участку. Норма была едва подъемной. Начальство предупредило:

– Кто не справится со своим заданием, лишается пайка!

Все заключенные, кроме отца Николая с больными ногами, справлялись. Но Господь не оставил – послал на помощь татарина, который быстро управился со своим участком и помог о. Николаю. Для заключенных это было явным чудом.

«Я могу терпеть, а они нет»

Однажды отец Николай в Мариинском лагере встретил знакомых монахинь из Волоколамска, также отбывавших здесь заключение. «Мы его сначала не узнали, – вспоминали позже матушки. – Он был одет в лох­мо­тья, од­на но­га бы­ла в са­по­ге, а на дру­гую на­дет ла­поть, а са­пог ви­сел за спи­ной, так как он не мог его на­деть из-за ра­ны на но­ге, ко­то­рая долго его му­чи­ла и не под­да­ва­лась ни­ка­ко­му ле­че­нию».

Матушки промыли и перевязали рану, дали продуктов, простынь, одеяло. Но к утру о. Николай снова остался ни с чем, а монахиням сказал: «Пришел хорек и все уволок». Паек у отца Николая тоже часто воровали, но он говорил: «Я могу терпеть, а они нет».

Из Мариинского лагеря отец Николай вышел на свободу в июне 1934 года, а через три года вновь, в последний раз, он был арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был исполнен 27 сентября 1937 года. Отца Николая погребли в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

При подготовке статьи была использована книга: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сентябрь-октябрь. Тверь. 2003. С. 32–49. 

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Значения слов

Основные события в жизни Константина I.

Столетие назад люди отказались от мер по борьбе с пандемией гриппа, когда они им надоели, и поплатились за это

Страшный суд | Определение, смысл и религии

Тимпан Страшного Суда

Все медиа

Ключевые люди:
Софония
Похожие темы:
Умирает
Армагеддон
проклятие
конец света

См. весь связанный контент →

Страшный суд , общее, а иногда и индивидуальное суждение о мыслях, словах и делах людей Богом, богами или законами причины и следствия.

Западные пророческие религии (то есть зороастризм, иудаизм, христианство и ислам) разработали концепции Страшного суда, которые богаты образами. Зороастризм, основанный иранским пророком Зороастром, учит, что после смерти душа три ночи ждет у могилы и на четвертый день идет к Мосту Воздаятеля, где взвешиваются дела человека. Если добро перевешивает зло, хотя бы немного, душа способна перейти мост на небеса; если дурные дела перевешивают добрые, мост становится слишком узким для души, и она погружается в холодную и темную бездну ада. Однако это не конец, ибо произойдет окончательное свержение Аримана, князя демонов, Ахура Маздой, «Мудрым Господом», который воскресит всех людей, возглавит Страшный суд и восстановит мир. к добру.

Ранние еврейские писатели подчеркивали день Господень. Этот день будет днем ​​суда над Израилем и всеми народами, поскольку он откроет царство Господа.

Христианство учит, что все будут судимы Богом во время Второго пришествия Иисуса Христа. В раннехристианском искусстве сцена представляет Христа как судью, воскресение мертвых, взвешивание душ, разделение спасенных и проклятых, изображения рая и ада. Позже романские художники создали более ужасное видение Страшного суда: Христос показан как суровый судья, иногда с мечом в окружении четырех мистических зверей — орла, льва, быка и крылатого человека — апокалипсиса; контраст между раем и адом — между устрашающим и свирепым. В более мягком, более гуманистическом искусстве готического периода прекрасный Христос показан как Искупитель, его правый бок обнажен, чтобы обнажить рану от копья, и обе израненные руки подняты высоко в жесте, подчеркивающем его жертву. Он окружен орудиями своих страстей — крестом, гвоздями, копьем и терновым венцом. Заступники восстановлены, а сцена Страшного суда трактуется с оптимизмом. В 16 веке Микеланджело создал радикально иную версию Страшного суда на своей фреске в Сикстинской капелле в Ватикане (1533–1541 гг. ): мстительный Христос угрожающе указывает на проклятых.

Ислам также богат своими образами и концептуальным расширением доктрины Страшного Суда. Судный день является одним из пяти основных верований мусульман. После смерти людей спрашивают об их вере два ангела: Мункар и Накир. Душа мученика сразу попадает в рай, а другие проходят по типу чистилища. В Судный день все люди умрут, а затем воскреснут, чтобы быть судимыми согласно записям, хранящимся в двух книгах: добрые дела человека записаны в одной книге, а злые — в другой. Вес книги, повязанной человеку на шее, определит отправку в рай или в ад.

Древние ближневосточные религии также развили веру в Страшный суд. В древнеегипетской религии, например, сердце умершего человека судили, помещая его на весы, которые держал бог Анубис. Если сердце было светлым, что указывало на относительную доброту человека, душе разрешалось отправиться в благословенную область, которой правил Осирис, бог мертвых. Если на сердце было тяжело, душа могла быть уничтожена гибридным существом по имени Пожирательница.