Даты жизни кирилла и мефодия: Кирилл и Мефодий | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Содержание
Кирилл и Мефодий | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Кирилл и Мефодий — святые, равноапостольные, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из г. Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания. Псалтирь и др. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл — глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. В 866 или 867 г. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и вводили богослужение на славянском языке. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г. и перебравшимися в Болгарию.
Византийский словарь
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
В 863 году в Византию к императору Михаилу III прибыли послы из Великой Моравии от князя Ростислава с просьбой прислать к ним епископа и человека, который бы смог разъяснить христианскую веру на славянском языке. Моравский князь Ростислав стремился к независимости славянской церкви и с подобной просьбой уже обращался в Рим, но получил отказ. Михаил III и Фотий так же, как и в Риме, отнеслись к просьбе Ростислава формально и, отправив в Моравию миссионеров, не рукоположили ни одного из них в епископы. Таким образом, Константин, Мефодий и их приближенные могли вести лишь просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в священнические и дьяконские саны. Эта миссия не могла увенчаться успехом и иметь большого значения, если бы Константин не привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия.
Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Константин был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.
В Риме Константин передал мощи св. Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князьям Ростиславу и Коцелу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.
Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Константина. В начале 869 года он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, а 14 февраля скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме св. Климента.
После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись в Паннонию, Мефодий развернул кипучую деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после смещения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII, сменившего скончавшегося Адриана II, в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.
После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.
Дело, начатое Константином и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия
ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК
Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать следующие факторы:
В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма), древнегреческое – на основе финикийского, латинское, славянское – на базе греческого, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.
Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.
Кирилло-мефодиевистика
ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1991 г. N 568-1
О ДНЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Придавая важное значение культурному и историческому возрождению народов России и учитывая международную практику празднования дня славянских просветителей Кирилла и Мефодия, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
Объявить 24 мая Днем славянской письменности и культуры.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Библиотека нормативно-правовых актов СССР
В 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».
И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).
В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение.
Русский дом
Кирилл и Мефодий – биография, фото, личная жизнь, икона, азбука 2022
Биография
Кирилл и Мефодий прославились на весь мир как поборники христианской веры и авторы славянской азбуки. Биография пары обширна, Кириллу посвящено даже отдельное жизнеописание, созданное сразу после смерти мужчины. Впрочем, сегодня познакомиться с краткой историей судеб этих проповедников и основателей алфавита можно в различных пособиях для детей. Братья имеют собственную икону, где изображены вместе. К ней обращаются с молитвами о хорошей учебе, везении для студентов, прибавлении ума.
Детство и юность
Кирилл и Мефодий родились в греческом городе Солуни (нынешние Салоники) в семье военачальника по имени Лев, которого авторы жизнеописания парочки святых характеризуют как «хорошего рода и богатый». Будущие монахи росли в компании еще пятерых братьев.
Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом
До пострига мужчины носили имена Михаил и Константин, причем первый был старше – родился в 815 году, а Константин в 827-ом. По поводу этнической принадлежности семейства в кругах историков до сих пор не утихают споры. Одни относят его к славянам, потому как эти люди в совершенстве владели славянским языком. Другие приписывают болгарские и, конечно, греческие корни.
Мальчики получили блестящее образование, а когда возмужали, их пути разошлись. Мефодий подался на военную службу по протекции верного друга семьи и дорос даже до губернатора византийской провинции. На «славянском княжении» зарекомендовал себя как мудрый и справедливый правитель.
Азбука Кирилла и Мефодия
Кирилл с раннего детства увлекался чтением книг, поражал окружение отменной памятью и способностями к наукам, слыл полиглотом – в языковом арсенале, кроме греческого и славянского, числился иврит и арамейский. В 20 лет молодой человек, выпускник Магнаврского университета, уже преподавал азы философии в придворном училище при Царьграде.
Христианское служение
Кирилл наотрез отказался от светской карьеры, хотя такую возможность предоставили. Женитьба на крестнице чиновника царской канцелярии в Византии открывала головокружительные перспективы – руководство областью в Македонии, а дальше и должность главнокомандующего войском. Однако юный богослов (Константину исполнилось всего 15 лет) предпочел ступить на церковную стезю.
Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век
Когда уже преподавал в университете, мужчине удалось даже одержать победу в богословских спорах над вождем иконоборцев, бывшим когда-то патриархом Иоанном Грамматиком, также известным под именем Аммий. Впрочем, эту историю считают просто красивой легендой.
Главной задачей для правительства Византии на тот момент считалось укрепление и пропаганда православия. Вместе с дипломатами, которые колесили по городам и весям, где вели переговоры с религиозными врагами, ездили миссионеры. Им и стал в 24 года Константин, отправившись с первым важным заданием от государства – наставлять мусульман на путь истинный.
Икона Кирилла и Мефодия
В конце 50-х годов 9 века братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где 37-летний Мефодий принял постриг. Однако отдыхать Кириллу долго не позволили: уже в 860 году мужчину призвали к трону императора и поручили вступить в ряды Хазарской миссии.
Дело в том, что хазарский каган объявил о межрелигиозном диспуте, где христианам предлагалось доказать иудеям и мусульманам истинность веры. Хазары уже были готовы переметнуться на сторону православия, но поставили условие – только в случае победы византийских полемистов в спорах.
Кирилл взял с собой брата и блестяще выполнил возложенное на его плечи задание, но все равно миссия полностью не удалась. Хазарское государство христианским не стало, хотя каган и разрешил людям креститься. В этой поездке случилось серьезное для верующих историческое событие. По пути византийцы заглянули в Крым, где в окрестностях Херсонеса Кирилл нашел мощи Климента, святого папы Римского, четвертого по счету, которые затем передали в Рим.
Братья замешаны в еще одной важной миссии. Однажды помощи у Константинополя попросил правитель моравских земель (славянское государство) Ростислав – требовались учителя-богословы, чтобы те на доступном языке рассказали народу об истинной вере. Таким образом князь собирался уйти от влияния епископов-немцев. Эта поездка стала знаковой – появилась славянская азбука.
Кирилл и Мефодий с учениками
В Моравии братья работали не покладая рук: переводили греческие книги, преподавали славянам азы чтения, письма, а заодно учили вести богослужения. «Командировка» заняла три года. Результаты трудов сыграли большую роль в подготовке к крещению Болгарии.
В 867 году братьям пришлось ехать в Рим, чтобы держать ответ за «богохульство». Кирилла и Мефодия Западная Церковь назвала еретиками, обвинив в том, что они читают проповеди в том числе на славянском языке, тогда как о всевышнем разговаривать можно только на греческом, латинском и еврейском.
Храм Кирилла и Мефодия в Саратове
По пути в итальянскую столицу остановились в Блатенском княжестве, где обучили народ книжному делу. Прибывшим в Рим с мощами Климента так обрадовались, что новый папа Адриан II разрешил проводить богослужения на славянском и даже позволил переведенные книги разложить по церквям. Во время этой встречи Мефодий получил епископский сан.
В отличие от брата Кирилл лишь на пороге смерти постригся в монахи – так нужно было. После кончины проповедника Мефодий, обросший учениками, вернулся в Моравию, где пришлось сражаться с немецким духовенством. Умершего Ростислава сменил племянник Святополк, который поддерживал политику немцев, не дававших спокойно работать византийскому священнику. Пресекались любые попытки распространять славянский язык в качестве церковного.
Кирилл и Мефодий
Мефодий даже три года сидел в заключении при монастыре. Освободиться помог римский папа Иоанн VIII, который наложил запрет на литургии до тех пор, пока Мефодий в тюрьме. Однако, чтобы не нагнетать обстановку, Иоанн же запретил и богослужение на славянском языке. Лишь проповеди не карались законом.
Но выходец из Салоников на свой страх и риск продолжал тайно проводить службы на славянском. В это же время архиепископ крестил чешского князя, за что чуть позже предстал на суде в Риме. Впрочем, удача благоволила Мефодию – он не просто избежал наказания, а еще и получил папскую буллу и возможность снова вести богослужения на славянском языке. Незадолго до смерти успел перевести Ветхий Завет.
Создание азбуки
Братья из Салоников вошли в историю как создатели славянской азбуки. Время события – 862 или 863 год. Житие Кирилла и Мефодия утверждает, что идея родилась еще в 856 году, когда братья вместе с учениками Ангеларием, Наумом и Климентом поселились на горе Малый Олимп в монастыре Полихрон. Здесь Мефодий служил настоятелем.
Кириллица и глаголица
Авторство алфавита приписывают Кириллу, а вот какого именно, остается загадкой. Ученые склоняются к глаголице, на это указывают 38 знаков, которые она содержит. Что касается кириллицы, то ее воплотил в жизнь Климент Охридский. Однако если даже это и так, то ученик все равно использовал наработки Кирилла – это он вычленил звуки языка, что самое важное при создании письменности.
Основой для алфавита послужила греческая тайнопись, буквы очень похожи, поэтому глаголицу путали с восточными азбуками. А вот для обозначений специфических славянских звуков взяли еврейские буквы, к примеру, «ш».
Смерть
Константина-Кирилла в поездке в Рим сразила тяжелая болезнь, а 14 февраля 869 года он умер – этот день в католицизме признан днем памяти святых. Тело предали земле в римском храме Святого Климента. Кирилл не хотел, чтобы брат возвращался в монастырь в Моравию, и перед кончиной якобы изрек:
«Вот, брат, были мы с тобой как два вола в упряжи, пахали одну борозду, и я y леса падаю, свой день окончив. A ты хоть и очень любишь гору, но не моги ради горы оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?»
Мефодий пережил мудрого родственника на 16 лет. Предчувствуя смерть, приказал отнести себя в церковь для чтения проповеди. Священник умер в Вербное воскресенье 4 апреля 885 года. Отпевали Мефодия на трех языках – греческом, латинском и, конечно, славянском.
Памятник Кириллу и Мефодию
На посту Мефодия сменил ученик Горазд, и тут все начинания святых братьев стали рушиться. В Моравии постепенно снова запретили богослужебные переводы, на последователей и учеников открыли охоту – преследовали, продавали в рабство и даже убивали. Часть приверженцев убежала в страны по соседству. И все же славянская культура выстояла, центр книжности переехал в Болгарию, а оттуда в Россию.
Святые первоапостольные учителя почитаются на Западе и Востоке. В России в память о подвиге братьев учрежден праздник – 24 мая отмечают День славянской письменности и культуры.
Память
Населенные пункты
- 1869 – основание деревни Мефодиевка около Новороссийска
Памятники
- Памятник Кириллу и Мефодию у Каменного моста в Скопье, Македония.
- Памятник Кириллу и Мефодию в Белграде, Сербия.
- Памятник Кириллу и Мефодию в Ханты-Мансийске.
- Монумент в честь Кирилла и Мефодия в Салониках, Греция. Изваяние в форме подарка было передано Греции Болгарской православной церковью.
- Статуя в честь Кирилла и Мефодия перед зданием Национальной библиотеки Святых Кирилла и Мефодия в городе София, Болгария.
- Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия в Велеграде, Чехия.
- Монумент в честь Кирилла и Мефодия, установленный перед зданием Национального дворца культуры в городе София, Болгария.
- Памятник Кириллу и Мефодию в Праге, Чехия.
- Памятник Кириллу и Мефодию в Охриде, Македония.
- Кирилл и Мефодий изображены на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Книги
- 1835 – поэма «Кирилло-Мефодиада», Ян Голлы
- 1865 — «Кирилло-Мефодиевский сборник» (под редакцией Михаила Погодина)
- 1984 — «Хазарский словарь», Милорад Павич
- 1979 — «Солунские братья», Слав Караславов
Фильмы
- 1983 — «Константин Философ»
- 1989 — «Солунские братья»
- 2013 — «Кирилл и Мефодий — Апостолы славян»
Святых Кирилла и Мефодия | Описание, наследие и факты
Святые Кирилл и Мефодий , (соответственно, род. ок. 827, Фессалоника, Фема Фессалоника, Византийская империя (ныне в Греции) — умер 14 февраля 869 г., Рим; род. ок. 815, Фессалоника — умер 6 апреля 884, Моравия; день памяти обоих, 14 февраля [католицизм, англиканство, лютеранство] или 11 мая [восточное православие]), братьев, которые за христианизацию дунайских славян и за влияние на религиозного и культурного развития всех славянских народов, получили титул «Апостолы славян».
Кирилл (первоначально имя Константин) имел миссионерский опыт с арабами и был профессором философии в патриаршей школе в Константинополе, когда он начал работать со своим братом Мефодием, настоятелем греческого монастыря, для обращения хазар к северо-востоку от Черного моря в 860 г. В 862 г., когда князь Великоморавский Ростислав попросил в Константинополь миссионеров, император Михаил III и патриарх Фотий назвали Кирилла и Мефодия.
Они начали свою работу среди славян в 863 году, используя славянский язык в литургии. Они перевели Библию на язык, позже известный как старославянский (или староболгарский), и изобрели глаголицу, славянский алфавит, основанный на греческих буквах, который в своей окончательной кириллической форме все еще используется в качестве алфавита для современного русского языка и числа. других славянских языков.
В 867 году братья приняли приглашение Папы Николая I в Рим, чтобы объяснить свой конфликт с немецкими архиепископами Зальцбурга и Пассау, которые претендовали на контроль над той же самой славянской территорией и хотели навязать исключительное использование латинской литургии. Кирилл и Мефодий прибыли в Рим в 868 году, где новый папа Адриан II встал на их сторону и официально разрешил использование славянской литургии. Когда Кирилл умер в 869 году, Адриан отправил Мефодия обратно к славянам в качестве своего легата и архиепископа Сирмиума.
Церковная провинция Мефодия включала всю Моравию. Когда племянник и преемник Ростислава, Святополк, не поддержал Мефодия, в 870 году немецкое духовенство судило его, жестоко обращалось с ним и заключило в тюрьму, пока не был освобожден благодаря вмешательству папы Иоанна VIII. В 880 г. Мефодий был снова вызван в Рим по поводу славянской литургии, еще раз получив одобрение папы на использование им народного языка.
Когда викинг Мефодия (епархиальный) епископ Вичинг продолжал создавать проблемы, выступая за использование латинской литургии, Мефодий попытался укрепить свои позиции в Восточной церкви, посетив Константинополь в 882 году. После смерти Мефодия Папа Стефан V (или VI) запретил употребление славянской литургии. Вичинг, как преемник Мефодия, отправил в ссылку учеников Кирилла и Мефодия.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Посмертное влияние Кирилла и Мефодия достигло далекого Киева в России и оставило следы среди славян Хорватии, Богемии и Польши. Они были признаны святыми довольно рано восточно-православными церквями и были прославлены Римско-католической церковью в 1880 году. Они были отмечены Папой Иоанном Павлом II в его энциклике 1985 года Slavorum Apostoli («Апостолы славян»).
Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Кирилл и Мефодий | Христианская история
«Нельзя оценить значение для будущего Православия славянских переводов [Кирилла и Мефодия]». — Православный апологет Тимоти Уэр
Когда моравский князь Ратислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров в Моравию «для разъяснения нам христианских истин на нашем родном языке», были посланы братья Кирилл и Мефодий. Они уже заработали репутацию проницательных мыслителей и администраторов. К концу своей жизни они были на пути к тому, чтобы стать самой знаменитой миссионерской командой в истории Восточного православия.
Политика литургии
Они родились «Константин» и «Михаил» в семье высокопоставленного офицера византийской армии, и оба учились в Императорской школе Константинополя. Каждый из них сделал успешную карьеру: Константин (позднее Кирилл) был профессором философии в Императорской школе; Михаила, сначала наместником в Македонии, а затем настоятелем монастыря в Малой Азии (где он принял имя Мефодий).
Хронология | |
781 | Алкуин становится королевским советником Карла |
787 | Второй Никейский собор улаживает спор об иконах |
800 | Карл Великий коронован императором Священной Римской империи г. |
815 | Кирилл и Мефодий род. г. |
885 | Кирилл и Мефодий умирают г. |
909 | Монастырь в Клюни основан в году. |
В 863 году, когда они начали свою работу среди славян, они стали использовать в литургии славянский язык. Они перевели Библию на язык, позже известный как старославянский (или староболгарский), и изобрели славянский алфавит на основе греческих букв, который в своей окончательной кириллической форме до сих пор используется в качестве алфавита для ряда славянских языков.
Международная политика вскоре закрутилась вокруг их маленькой миссии. Немецкий архиепископ Зальцбургский утверждал, что Кирилл и Мефодий вторглись на его церковную территорию. Ревнуя к церкви в Риме, архиепископ настоял на том, чтобы в литургии использовалась латынь, а не славянский язык.
Итак, в 868 году братья оказались в Риме, объясняясь с папой Адрианом II, который встал на их сторону и официально разрешил использование славянской литургии. Хотя Кирилл умер в Риме, Мефодий был отправлен обратно к славянам в качестве легата Адриана и архиепископа Сирмия, провинции, включавшей всю Моравию.
Когда власть в Моравии перешла в новые руки, правительство бросило Мефодия; его обвинили в узурпации власти католических архиепископов и в «скандальном использовании славянского языка» в литургии. С ним жестоко обращались, он был заключен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству Папы Иоанна VIII.
Успешное изгнание
К сожалению, после смерти Мефодия папа Стефан V отменил постановление Иоанна VIII и запретил использование славянской литургии. Вичинг, преемник Мефодия, изгнал учеников Кирилла и Мефодия.
Изгнание только способствовало распространению их творчества. «Нельзя оценить значение славянских переводов для будущего Православия», — сказал православный апологет Тимоти Уэр. Славянская литургия и Библия распространились по всей Восточной Европе и породили Болгарскую и Сербскую православные церкви (которые до сих пор используют славянскую литургию). Россия, принявшая православие примерно через столетие после смерти Мефодия, продолжает пользоваться его кириллицей и по сей день.