9 дней, 40 дней, год.

Согласно христианским верованиям, поминки помогают душе перейти на небо. Молитвы и поминальные слова представляют собой прошение перед Богом за усопшего. Поминки в виде ритуала представляют собой общую трапезу родных и близких в память об ушедшем человеке.

9 дней

Считается, что на 9 день покойный предстает перед 9 ангелами, которые будут просить перед господом Богом принять душу и простить ей грехи. До девятого дня душа еще не перешла в иной мир и находится в пограничном состоянии. Начиная с 9 дня, душа находится на распутье. Некоторые говорят о том, что только на 40-ой день Бог принимает покойного и направляет его в ад или рай.

9 день после смерти называют «девятинами». В эту дату родственники умершего организовывают поминальный ужин для близких. Перед процессом поминания заказывают панихиду в церкви и служат молебен по ушедшему человеку.

Во время ужина за столом постоянно вспоминают о добрых делах и поступках человека. Близкие читают молитву, облегчая этим загробную жизнь души. Считается, что сильно плакать и горевать об умершем не стоит, потому что это задерживает усопшего на земле, и душа не может найти себе пристанище. Как бы тяжело ни было, лучше отпустить покойного с легким сердцем, лишь вспоминая хорошее об этом человеке.

На 9 день на могилу кладут цветы и угощения, подают милостыню нищим. В некоторых семьях люди дарят соседям или друзьям поминальные сувениры:

  • тарелки, кружки, бокалы;
  • носовые платки;
  • мыло;
  • полотенца;
  • сладости.

40 дней

Считается, что на 40 день душа окончательно уходит в мир иной, где предстает перед Божьим судом, после которого решается, куда попадет душа. Поэтому сороковой день не менее важен, чем девятый, и проводить его нужно обязательно. В эту дату принято молиться и вспоминать добрые дела усопшего. До наступления сорокового дня в христианстве умершего называют «новопреставленным».

В этот день накрывают стол и собирают самых близких. Существует поверье, что в полночь перед 40 днем душа покойного в последний раз приходит в свой дом, чтобы проститься с близкими. Чтобы усопшему было спокойнее уходить из этого мира, важно заказать молебен и читать молитвы дома.

Если 40 день выпадает на пост, нужно пересмотреть меню. Там не должно находиться мяса, молока, рыбы, сладостей и многой другой пищи. Лучше всего об этом расскажут священнослужители в церкви.

Поминание в годовщину

По прошествии года родственники приглашают на поминки и молебен друзей и близких людей усопшего. Перед трапезой важно сходить на могилу, предварительно наведя там порядок. В это время устанавливают памятник, красят ограду, высаживают цветы. Рекомендуется заказать молебен в церкви или панихиду, поставить свечи за упокой души.

Годовщина по усопшему проводится в узком семейном кругу. Основные блюда, которые принято ставить на стол, практически не отличаются от меню на 9 или 40 дней. Они включают:

  • кутью;
  • каши;
  • супы;
  • пироги с разными начинками;
  • кисель;
  • компот из сухофруктов.

Организация похорон — неприятный процесс, который занимает много времени и отнимает силы. Чтобы не взваливать на себя организационные вопросы, лучше обратиться к специалистам. В Ecodar помогают со следующими обязанностями:

  • организация похорон;
  • перевозка близких до кладбища;
  • устройство поминального обеда: выбор ресторана, согласование меню, оформление;
  • благоустройство могилы;
  • производство памятника и дополнительных атрибутов (оград, ваз и других принадлежностей).

Компания Ecodar заботится о том, чтобы достойно проводить в последний путь близкого вам человека.

  Виды похоронных венковКак выбрать гроб?

что делают и как считают

Что необходимо сделать близким умершего на девятый день? Как его посчитать? Мы расскажем вам о правилах и значении поминального обеда, молитвы и посещения кладбища в этот день.

Почему 9 дней после смерти человека являются такими важными? Зачем необходимо устраивать поминки и заказывать службу в церкви? Мы расскажем, что необходимо учесть при организации поминального обеда и как по всем церковным канонам провести девятый день со дня смерти близкого.

Помните о том, что именно этот день является «незваным», поэтому на него не принято приглашать гостей. На поминальную трапезу приходят по своему желанию близкие и друзья умершего, те, кто от всего сердца хочет еще раз вспомнить человека и почтить его светлую память.

Поминки начинаются с молитвы «Отче наш», после чего подается первое блюдо – кутья. Обычно она изготавливается из пшеницы или риса с добавлением меда и изюма. Желательно, чтобы кутья была освящена в церкви, однако, если нет такой возможности, достаточно просто окропить ее святой водой. Это блюдо весьма символично, оно обозначает вечную жизнь: как зерно прорастает в земле, так и человек возрождается в Христе.  

Несмотря на то, что прошло уже 9 дней со дня смерти, за столом по-прежнему недопустимы алкоголь, веселье, смех, сквернословие и веселые песни. Также нельзя вспоминать не самые лучшие стороны усопшего, его плохие дела и пороки. Фраза «Царствие небесное усопшему» – это больше формальность. Поэтому чтобы ваши просьбы о лучшей судьбе души умершего были в действительности услышаны, постарайтесь полноценно молиться.  

Не берите за правило: больше еды – лучше поминки. Хорошо, если трапеза на 9 дней после смерти будет скромной, без изысков. Ведь важен не сам факт приема пищи, а то, что пришли люди, для которых усопший имел больше значение, важно то, что сейчас они вместе, поддерживают друг друга и готовы оказать помощь горюющим.

Если поминки пришли на Великий Пост в будний день, то необходимо дождаться выходного. Внешний вид присутствующих также играет некоторое значение. Так, женщины должны быть с покрытой головой, волосы – собраны под платками. Мужчины, напротив, должны снять головные уборы.

Во время поминок нельзя забывать и о нуждающихся. Особенно, если у вас осталась еда. Хорошо выйти на улицу и отдать ее нищим. Кроме этого, вам необходимо заказать молебен за усопшего. Сделать это можно в церковном киоске, просто подав записку с именем умершего. Также по возможности необходимо сходить на могилу к близкому. При посещении кладбища приберите могилу, зажгите свечу. Если будет возможность пригласить священник совершить литию, сделайте это, если такой возможности нет – прочитайте сами молитву. Постарайтесь воздержаться от разговоров, гораздо лучше, если вы просто вспомните покойного в своих мыслях. Ни в коем случае не устраивайте поминки на самом месте захоронения. На кладбище нельзя ничего есть и пить. Кощунством считается оставлять стакан водки с хлебом «для покойного» и уж тем более лить ее на могильный холмик.

Помните о том, что устраивать поминки необходимо сразу после похорон, на 9 дней, 40 дней и по прошествии года после смерти. Также устраивать поминальные обеды можно в День рождения покойного и в день его Ангела.

Немало людей задаются вопросом, как считать 9 день? Тут нужно быть очень внимательным, ведь по православным канонам, счет идет со дня смерти человека, даже если тот умер в конце дня, но не позднее полуночи. Например, человек ушел из жизни 12 мая. По математическим расчетам (12+9) необходимо справлять поминки 21 мая, однако на самом деле делать это нужно 20 числа. В жизни у людей бывают и такие ситуации, когда похоронить человека удалось не на третий день, а на пятый или шестой. Когда в этом случае справлять поминки? 9 дней и 40 дней считаются со дня смерти, а вот первая поминальная трапеза организовывается в день похорон.

Не относитесь к девятому дню как к формальности, которую следует соблюдать. Помните, что именно от вас в эти дни зависит, навредите вы душе умершего или же поможете ей.

Что такое новенна? — Прямые ответы католиков

Вкратце, новенна — это девятидневный период частной или публичной молитвы, чтобы получить особые милости, просить об особых милостях или обратиться с особыми прошениями. (Новена происходит от латинского novem , что означает «девять».) Как следует из определения, новенна всегда имела больше чувства безотлагательности и нужды.

В нашем литургическом употреблении новенна отличается от октавы, которая носит более праздничный характер и либо предшествует важному празднику, либо следует за ним. Например, в нашем церковном календаре мы празднуем Октаву перед Рождеством, где чтение антифонов «О» во время вечерни помогает нам подготовиться к рождению нашего Спасителя, т. е. «О Священный Господь» или «О Цветок стебля Джесси». Мы также отмечаем Октавы Рождества и Пасхи, которые включают в себя сами праздники и последующие семь дней, чтобы подчеркнуть радость этих тайн.

Трудно определить происхождение новенны в духовной сокровищнице нашей Церкви. В Ветхом Завете не упоминается о каком-либо девятидневном праздновании среди еврейского народа. С другой стороны, в Новом Завете на сцене Вознесения наш Господь дает апостолам Великое поручение, а затем велит им вернуться в Иерусалим и ожидать сошествия Святого Духа. В Деяниях Апостолов рассказывается: «После этого они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеонской, близ Иерусалима, — всего в расстоянии субботнего пути. Вместе они посвятили себя постоянной молитве» (Деяния 1:12,14). Девять дней спустя Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Возможно, эта «девятидневная молитва» апостолов и является основой новенны.

Задолго до христианства древние римляне по разным причинам праздновали девять дней молитв. Автор Ливий записал, как девять дней молились на горе Альбан, чтобы предотвратить какое-то зло или гнев богов, как предсказывали прорицатели. Точно так же девять дней молитвы возносились, когда было предсказано какое-то «чудо». Семьи также проводили девятидневный траур после смерти близкого человека с особым праздником после погребения на девятый день. Римляне также праздновали parentalia novendialia , ежегодная новенна (13–22 февраля), посвященная памяти всех ушедших членов семьи. Поскольку новенны уже были частью римской культуры, возможно, христианство «окрестило» эту языческую практику.

Каким бы ни было точное происхождение, у первых христиан действительно был девятидневный траур после смерти близкого человека. В конце концов, была предложена новенна месс для упокоения души. По сей день существует novendialia или Новенна Папы, отмечаемая после смерти Святого Отца. Точно так же во многих приходах в День поминовения усопших начинаются новенны, чтобы помолиться за усопших верующих.

В Средние века, особенно в Испании и Франции, новенны молитв возносились за девять дней до Рождества, что означало 9 месяцев, проведенных нашим Господом в утробе нашей благословенной Матери. Эти особые новенны помогли верующим подготовиться к праздничному, но торжественному празднованию рождения нашего Господа. В конце концов, были составлены различные новены, чтобы помочь верующим подготовиться к особому празднику или призвать на помощь святого по определенной причине. Некоторые из популярных новен, которые до сих пор широко используются в нашей Церкви, включают Чудесный Медальон, Святейшее Сердце Иисуса, Св. Иосифа и Св. Иуды, и это лишь некоторые из них.

Трудно сказать, почему мы не находим новены в такой же степени частью общественного богослужения сейчас, как до II Ватиканского собора. Я помню, как задал этот вопрос пожилому священнику, который, по сути, сказал, что помнит людей, которые пропускали мессу, но посещали еженедельную новенну. Как католики, основным направлением нашей духовности и общественного богослужения должны быть Святая Евхаристия и месса. С приходом литургического обновления и более широким участием прихожан в мессе, возможно, именно поэтому новенны отошли на второй план.

Кроме того, я думаю, что некоторые люди навредили делу новены из-за суеверий. В каждом приходе, который мне назначили, я нашел копии новенны святого Иуды, в которой в основном говорится, что если человек ходит в церковь на девять дней и оставляет копию новенны святому Иуде, то молитва будет удовлетворена… что-то вроде духовного письма счастья. Это автомат-католицизм: как человек кладет монету в автомат и нажимает кнопку, чтобы получить желаемую газировку, так и здесь человек читает молитвы, идет в церковь и якобы гарантирует, что просьба будет удовлетворена. Такова воля Божья. Что действительно печально в наши дни, так это то, что человек просто ксерокопирует письмо; можно было бы подумать, что они могли бы хотя бы написать это от руки. Что еще хуже, мне обычно приходится собирать эти письма, разбросанные по всей церкви.

Тем не менее, новены по-прежнему занимают законное место в нашей католической духовности. В Энхиридионе индульгенций отмечается: «Частичная индульгенция предоставляется верующим, которые искренне принимают участие в благочестивом упражнении публичной новенны перед праздником Рождества, Пятидесятницы или Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии» (№ 34). ). Здесь Церковь снова подчеркивает, что новенна — это благочестивое духовное упражнение для укрепления веры человека, и что человек должен быть истинно набожным, всегда помня благость Господа, Который отвечает на все наши молитвы согласно Своей божественной воле. .

Девять дней молитвы: зачем молиться новеннам?

Представьте себе: с некоторым беспокойством по поводу своего будущего небольшая группа людей с новообретенной верой совершает период интенсивной молитвы из-за послушания своему духовному учителю. Он оставил их, казалось бы, одних, обещая что-то большое на горизонте.

После того, как они в течение девяти дней следуют указаниям своего лидера, Бог отвечает на их молитвы, действуя необычайно драматическим, преобразующим образом. И мир уже никогда не будет прежним.

Именно это и произошло с Богоматерью, апостолами и другими первыми учениками Нашего Господа. После Его вознесения они молились, ждали и, может быть, даже переживали некоторую тревогу, что снова «потеряют» Его.

Но они также верили и упорствовали. В конце концов, в День Пятидесятницы Он вознаградил их пришествием обещанного Им Ходатая, Святого Духа (см. Деяния 1:1–2:4).

Иисус велел Своим последователям молиться, и они повиновались. Они не были разочарованы.

Эти девять дней молитвы можно рассматривать как образец католической традиции новенны. Новенна (от латинского novem, «девять») — это молитва или набор молитв, которым молятся в течение девяти дней, часов, недель или даже месяцев.

Часто молятся об определенном намерении или благодати и могут быть обращены к конкретным святым для их заступничества.

Иногда некатолики и даже некоторые католики могут спросить: «Почему мы должны молиться новеннами?» Короткий ответ заключается в том, что Иисус Христос призывает нас молиться. На самом деле Он говорит нам «молиться всегда неустанно» (Лк 18:1), молиться с настойчивостью.

Мы никогда не ошибемся, если послушаемся Христа. Он обещает, что молитва работает, и часто отвечает потрясающими результатами.

Но это только первая, самая фундаментальная причина, по которой мы должны молиться новеннами. Взгляд на историю этой традиции дает достаточную поддержку для того, чтобы сделать ее личной практикой.

Историческая справка

На протяжении столетий возникло четыре особых типа новен: траура, подготовки, прошения и индульгенций.

Новенны траура — самый ранний тип. Вероятно, они выросли из раннехристианского обычая проводить девятидневные мессы по усопшим. Всемирная Церковь стала свидетелем такой новенны в 2005 году со смертью Папы Иоанна Павла II.

Подготовительные новены радостны и полны предвкушения. Они смотрят на большие праздники (такие как Рождественская новенна) или чествуют основателя религиозного ордена.

Новенны прошений сложились исторически среди мирян. Скорее всего, они возникли как просьбы о хорошем здоровье и в конечном итоге стали обобщенными, включив в себя просьбы и о других потребностях. Например, новенна святому Губерту для защиты от безумия, вызванного укусом собаки, впервые молилась в средневековье и молится до сих пор.

Многие другие новенны молитв, обращенные к святым с особыми намерениями, со временем получили распространение.

Последний тип новенны, новенна для индульгенций, пересекается с другими. Церковь предлагает частичные и полные индульгенции для более чем 30 новен, включая одну из самых последних, новенну Божественного Милосердия.

Если Церковь не только одобрила и рекомендовала различные новенны, но также определила определенные новенны в качестве предпосылки для индульгенции, мы можем быть уверены, что эти молитвы являются гораздо большим, чем просто примером народного благочестия.

Церковь признает особую ценность новенны, форма которой особенно подходит для преодоления определенных склонностей нашей падшей человеческой природы.

Благословение молитвенной жизни

Мы, похотливые люди, склонны к лени. В противовес этой тенденции повторяющаяся форма новенны может усилить и усилить нашу молитвенную жизнь. Это формирует привычку к настойчивой молитве у тех из нас, кто, предоставленный самому себе, может отпасть от молитвы, несмотря на самые лучшие намерения.

Падшие люди также склонны к бунту. Мы отказываемся от того, что нам говорят, что делать. Но следование божественному предписанию, такому как новенна, может быть идеальным средством от такого бунтарства.

Молясь предписанным набором молитв в течение установленного периода времени, мы отвлекаемся от самих себя и своей суеты и в молитвенную концентрацию и послушание. Таким образом, наше молитвенное время отслеживается, и мы становимся более сосредоточенными, соблюдая установленную форму.

Новенна также может освободить нас от ложного представления о том, что мы каким-то образом контролируем ситуацию и ее исход, посредством наших молитв о желаемом результате.

Своими неоднократными призывами к божественной помощи новенна признает, что мы беспомощны без Бога и что контроль над ситуацией полностью находится в Его руках.

Мы подобны отчаявшейся вдове из притчи Иисуса, которая неоднократно просила судью о помощи, чьи смиренные, настойчивые просьбы Господь предлагает как образец в молитве (см. Лк. 18:1-7).

Предположение, что с новенной мы отказываемся от контроля (а не играем ради), может противоречить общепринятому мнению. В конце концов, некоторые новены на самом деле обещают «никогда не потерпеть неудачу», если мы скрупулезно будем следовать их указаниям.

Конечно, такие инструкции (всегда анонимно) не более чем суеверие. Новены не являются магией и не могут манипулировать Божественной Волей. После молитвы определенным образом в течение определенного количества дней мы контролируем ситуацию не больше, чем в начале.

Вместо этого мы получаем от Бога результат Его собственного выбора. Наша часть состоит в том, чтобы просто продемонстрировать верность в нашей приверженности молитве.

Это, конечно, не означает, что новены бессильны. Они, безусловно, таковы, как и любая искренне посещаемая молитва. Новенна может даже привести к чудесным результатам.

Таким образом, даже несмотря на то, что конкретные, «гарантированные» обещания, прилагаемые к ряду новен, не нужно понимать буквально, они отражают уверенность в этом подходе к прошению, выросшую благодаря опыту миллионов людей, получивших ответы на свои вопросы. молитвы.

Новенны работают

Короче говоря, новенны работают, и мы должны молиться ими, потому что они являются ценной формой беседы с Богом и Его святыми. Они проистекают из веры, и Бог всегда слышит молитвы Своих верных.

Мы можем получить или не получить то, что хотим. Но когда мы молимся новеннами, мы восхваляем, готовимся, ждем и доверяем. И мы будем вознаграждены, как первые ученики Христа, так, как Бог сочтет нужным.

Возможно, тогда то, что «никогда не подводит», когда мы молимся на новенну, заключается в том, что мы всегда возрастаем в верном упорстве.