Содержание

как психоактивные вещества, деревянные фаллосы и иммерсивный театр заставили греков поверить в загробную жизнь — Нож

18+

Редакция журнала «Нож» утверждает, что настоящая статья не является пропагандой каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропагандой использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье. Статья имеет исключительно художественную и культурную ценность, предназначена для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности. Ведите здоровый образ жизни. Используйте свой мозг продуктивно и по назначению!

Сами эллины считали, что мистерии проводились еще в Древнем Египте. Греки же якобы переняли эту традицию и создали огромное количество различных перформансов такого рода — посвященных Орфею, Афродите, Дионису, а затем и «иностранным» богам Сабазию и Кибеле. В действительности же всё было, скорее, наоборот: на север Африки эти ритуалы попали именно из Греции.

Самые известные мистерии античного мира — элевсинские. Они начали проходить за 7 веков до рождения Христа в маленьком греческом городке недалеко от Афин, в честь которого и получили свое название. Обряд основан на интерпретации мифологических событий, известных нам по пересказам в гомеровских и орфических гимнах, схолиях к Аристофану, «Илиаде», «Одиссее», текстах Гесиода, Афинея, Плутарха.

Во время правления Писистрата государство берет мистерии под свой контроль. Вокруг них возникает целая индустрия паломничества и пожертвований, а также сложная иерархия жрецов, многие из которых якобы происходили из рода элевсинских царей, упомянутых в мифе.

Содержание мистерий никто не должен был пытаться повторить, а потому действовал запрет на обсуждение проводимых ритуалов в миру.

Мораторий подкреплялся строгими наказаниями (считается, что именно из-за его нарушения и употребления наркотического напитка кикейона на дому из Афин выгнали полководца Алкивиада, чья личность колоритно выписана в диалоге Платона «Пир»). Более того, в эпоху расцвета Афин участвовать в ритуале мог далеко не каждый. Допускались только люди, которые:

Женщинам, детям и даже некоторым рабам участвовать в этом действе разрешалось. Распространение древнегреческой культуры в близлежащей ойкумене привело к тому, что вскоре жители соседних городов, а затем и стран стали интересоваться мистериями. Поэтому на время ритуалов между всеми полисами устанавливалось перемирие.

Хотя по существовавшим нормам чужестранцы не могли принимать участия в мистериях, многие искали обходные пути. Чаще всего иноземцев за определенную и весьма крупную плату усыновляли жители Афин, что делало их гражданами города.

Сюжет элевсинских мистерий строился на основе древнего мифа. Дочь богини плодородия Деметры Кора (в переводе просто «девушка») собирала на поляне цветы, когда ее похитил Аид — владыка подземного мира. Мать несчастной так расстроилась из-за утраты, что во время знаменитого пиршества небожителей у Тантала, не заметив подвоха, съела плечо его сына Пелопа. Остальные обитатели Олимпа, благодаря своему всеведению, избежали каннибализма, но Деметре-земле, и так каждый день забирающей в себя людей, он был не страшен.

Богиня скиталась по миру в поисках Коры, пока не встретила людей, которые помогли ей прийти в себя. Сначала сидящую у колодца недалеко от Элевсина Деметру приняли за заблудившуюся чужеземку и приютили у себя дочери Келея — правителя города. Так богиня под видом старухи стала работать няней у царицы Метаниры. Со временем она узнала от ее сына Триптолема, что Кору похитил Аид: его брат, свинопас Евбулей, видел своими глазами, как земля разверзлась и показался таинственный возница, забравший беспечную девушку (а заодно и свиней). Тогда Деметра разгневалась так, что почва перестала приносить урожай, и человечество оказалось на грани исчезновения. Повелительница плодородия долго не ела из-за обета: она дала слово, что не отправит в рот ни крошки, пока не разыщет Кору.

Однако богиню развеселила царская служанка Ямба: остроумная проказница стала пошло шутить. Христианин Климент Александрийский, пытаясь опорочить мистерии, еще существовавшие в его время, сообщает, что она показала богине свою вульву (этот эпизод, вероятно, был частью других, орфических представлений).

Затем балагурка предложила чужестранке напиток кикейон, и богиня впервые за десять дней попила и развеселилась.

Элевсинские мистерии делились на малые и большие. Первые были посвящены Коре и праздновались в феврале. Служители культа ритуально очищали инициируемых и жертвовали свинью в честь Деметры (аллюзия к эпизоду с Евбулеем).

Великие мистерии (их обычно и называют элевсинскими) длились целых десять сентябрьских дней и повторяли путь богини от Афин. Жрецы начинали обряды в особом храме рядом с Акрополем, а затем очищали свои тела в море, соблюдали пост и приносили жертвы. На пятый день процессия, состоящая из уже посвященных и посвящаемых в этом году, проходила 22 километра по дороге, ведущей из Афин в Элевсин, вместе со статуей сына Зевса и Деметры Иакха — одного из воплощений бога виноделия и пограничных состояний Диониса. Участники мистерий останавливались в тех же местах, где и повелительница плодородия, — к примеру, у колодца, у которого она сидела. А там, где служанка Ямба развеселила богиню непристойностями, они выкрикивали бранные слова. Затем начиналась основная часть мистерий — тоже по мотивам древних легенд.

В мифе Деметра решила помочь людям, давшим ей кров, и начала превращать царского сына Демофонта в бога, лишив его обычной пищи, засовывая ребенка по ночам в печь и «выжигая» из него всю немощь, присущую смертным. Родители случайно заметили неладное, и их чадо так и осталось человеком. К этому времени уже весь город догадывался, что с ними живет не простая женщина, а сама богиня плодородия. Народ возвел храм в ее честь, и Деметра продолжала жить в нем в своем добровольном изгнании.

Целый год земля не давала урожая. Тогда царь всех богов Зевс повелел, чтобы Аид отпустил из царства теней свою жену, нареченную Персефоной (буквально это имя переводится как «молотилка для зерна»). Земля вновь стала плодородной, начали всходить посевы. Однако перед тем, как отпустить супругу, Аид накормил ее зернами граната. Отведавшая подземной пищи, Персефона каждую зиму вынуждена возвращаться к мужу — в это время года почва перестает родить.

В благодарность за гостеприимство Деметра устраивает первые мистерии, выбирая главным жрецом Триптолема, и учит его сажать ячмень. Тот распространяет новое искусство по всему свету, знакомя человечество с земледелием.

Мистериальная процессия почти дословно повторяла сказанное в мифе. Пройдя по основным местам пути Деметры, участники входили в Элевсин. Здесь на протяжении трех ночей разыгрывались театрализованные представления по мотивам истории о Коре-Персефоне: в первую ночь — миф о рождении Иакха, во вторую — о похищении девушки Аидом и бесплодных поисках ее матери. Это действо сопровождалось танцами и употреблением ритуального напитка кикейона.

Земля была заставлена корзинками с цветами, а также ящичками с деревянными моделями фаллосов и вульв. Их участники процессии якобы перекладывали туда-сюда, имитируя коитус, символизирующий оплодотворение земли семенами.

В последнюю, третью, ночь разыгрывались сцены из мифов о возвращении Коры-Персефоны и установлении мистерий. В поле, где некогда взошел первый злак, устраивались танцы. В конце ночи жрецы в специальном помещении якобы показывали посвящаемым срезанный колос — символ души человека, возрожденной в посмертной жизни. Считалось, что только участникам мистерий будет доступно загробное бытие в «раю» — на елисейских полях. Во многом именно по этой причине подобные представления и пользовались таким успехом. Позднее они перекочуют в христианство.

Внутри процессии существовала иерархия участников по степени посвящения (мист, телете и эпопт — аналог масонских подмастерья, мастера и грандмастера). Всё указывало на то, что они стремятся умереть и возродиться. Высшие жрецы носили пурпурные одежды (этот цвет обозначал в Древней Греции смерть), соблюдали целибат и получали новое имя, выкидывая в море старое, написанное на провощенной дощечке.

В ходе представлений применялись замысловатые технические приспособления, возможно имитировавшие изменение погоды и позволявшие актерам взмывать в воздух или исчезать в нужный момент. Использовалось динамичное освещение. Всё это обеспечивало непрестанную смену эмоций (от ужаса до благоговения), схожую с той, что сегодня можно испытать в иммерсивном театре, и оказывало неизгладимое впечатление на участников. Плутарх говорил, что посвящаемый переживает то же, что испытывает умирающий:

«Сначала блуждания, изнурительные хождения по кругу и какие-то странные путешествия сквозь тьму в никуда; затем перед самым концом все страхи разом: трепет, дрожь, пот и благоговейный ужас.

После этого какой-то чудесный свет встречает тебя, приветствуют чистые луга, а там торжественные песни, и хороводы, и величавость священных звуков и чудесных блаженных зрелищ.

И ты идешь среди всего этого, уже окончательно посвященный, ставший свободным и избавившийся от всех пут; увенчанный венками, ты совершаешь таинство вместе с другими святыми и чистыми мужами. Ты смотришь отсюда вниз на толпу нечистых и непосвященных, живущих в грязи и тумане, топчущих и теснящих друг друга и пребывающих во зле из-за страха смерти и неверия в потустороннее благо».

После трех главных ночей наступал день очищения, а затем начинались элевсинские агоны — состязания спортсменов, трагиков и музыкантов в знак почтения душ усопших. Эти события привлекали публику не меньше, чем эффектные театральные постановки и обещания вечной жизни после смерти.

Однако, если мистерии никогда никто не описывал под страхом смертной казни, откуда мы знаем, как они проходили? Уже в поздней Античности ученые пытались восстановить сценарий элевсинского празднества. Началось это едва ли не сразу же после 396 года, когда остатки Римской империи разорили варвары и мистерии, недавно запрещенные христианскими правителями Византии, перестали практиковать. Однако реконструировать их содержание было непросто. Всё, что находили исследователи и тогда, и сегодня, — это разрозненные упоминания о ритуалах, предположения, записанные людьми, никогда не участвовавшими в мистериях, или таинственные намеки в художественной литературе.

К примеру, доказано, что многие ученые люди Античности, такие как комедиограф Аристофан и философ Платон, употребляли в своих произведениях мистериальную лексику, понятную только посвященным в секреты Элевсина.

С одной стороны, это позволяло приоткрыть завесу тайны без нарушения строгого афинского закона. С другой — давало возможность инициированным находить и понимать в комедиях и философских диалогах новые смысловые пласты, недоступные большинству.

Современные ученые стали пытаться по крупицам на основе дошедших до нас текстов, культурологических теорий и археологических данных реконструировать подробное расписание элевсинских мистерий. Кто-то считал, что они не повествовали о путешествии Деметры по земле на протяжении девяти дней, а аллегорически описывали путь Луны по небу и девять ее фаз. Немецкий теолог Дитер Лауэнштайн (1914–1990) предложил похожую, но чересчур смелую трактовку содержания элевсинских празднеств, согласно которой все действия были связаны с реконструированным им же древним культовым календарем.

Другие ученые придерживались мнения, что эти представления объясняли причину смены сезонов и рассказывали, как человечество научилось растениеводству. А свои необычные ритуалы жрецы проводили для повышения плодородия почвы.

Третьи, например знаменитый исследователь Элевсина греческий археолог Михаэль Космопулос, считают, что мистерии аллегорически описывали загробную жизнь через метафору «мертвого» зерна, которое воскресает, будучи брошенным в землю.

Следовательно, культ мог существовать не только как магическая практика, направленная на повышение урожайности и — шире — воспроизведение потомства вообще, в том числе в человеческой популяции, но и для привлечения милости богов к душам умерших.

Некоторые исследователи полагали, что на мистериальных оргиях (так назывались тайные представления) участники употребляли наркотическое вещество — тот самый кикейон, чтобы почувствовать свою причастность к божественному началу.

Традиционно считалось, что это зелье состояло из ячменя и болотной мяты или из сока винограда и смоквы, смешанного с сыром, сливками, мукой и медом. Такой напиток заменял пищу, а иногда служил лекарством. Однако, к примеру, в «Одиссее» волшебница Цирцея использует его как дурманящее средство, так что, возможно, кикейон содержал, помимо основы, алкогольные или даже психоактивные вещества. Действительно, странно запрещать под страхом смерти записывать рецепт из ячменя и мяты (его секрет хранили две почетные семьи жрецов). И уж тем более невероятным представляется, что участникам мистерий не пришло бы в голову сварить подобный напиток у себя дома. Так что наверняка был и секретный ингредиент.

Это предположение основано на рассказах участников мистерий о невероятных видениях, которые они наблюдали во время самой тайной части церемонии. Первым такое мнение высказал Фридрих Ницше. Далее эту гипотезу стал развивать венгерский мифолог Карл Кереньи, друг Зигмунда Фрейда. Он провел параллели с мистическими откровениями в «примитивных» культурах: как правило, видения в них вызывали с помощью галлюциногенных веществ. Кереньи писал, что ферментация ячменя делала напиток алкогольным, а большое количество болотной мяты, вызывающей различные эффекты вплоть до летального исхода, стимулировало воображение, что приводило к сложным галлюцинациям. Английский писатель и поэт Роберт Грейвс (1895–1985) предположил, что греки могли добавлять в напиток псилоцибиновые грибы или мухоморы, однако его теорию никто не воспринял всерьез.

В 1978 году вышла книга, посвященная энтеогенной интерпретации элевсинских мистерий. В ней Альберт Хофман (1906–2008), швейцарский химик, открывший миру ЛСД, и двое его соавторов заявили, что древнегреческие мисты могли извлекать похожее вещество из ячменя, зараженного спорыньей. Жрецы смешивали экстракт с водой и фактически заставляли инициируемых воспринимать происходящее в состоянии измененного сознания. Хофман со товарищи указывали, что видения древних эллинов сопровождались вспышками света — а это очень напоминает эффект от психотропных препаратов.

Другие ученые обращали внимание на то, что подобную реакцию способно вызывать и опиумоподобное вещество, которое жрецы могли извлекать из семян мака, чтобы затем с его помощью приводить посвящаемых в религиозный экстаз. Такая версия кажется еще более правдоподобной, если вспомнить, что это растение часто ассоциировалось с Деметрой, а Овидий, описывая похищение Персефоны, даже упоминает, что богиня плодородия употребляла его в пищу.

Многие ученые критикуют «психотропную» гипотезу: упомянутые вещества, конечно, могли вызвать незабываемый делирий и потрясающие видения, но, скорее всего, дали бы и массу побочных эффектов, которые с большой долей вероятности привели бы к смерти инициируемого. К тому же ни данные археологии, ни текстовые источники напрямую не говорят о том, что греки использовали опиаты, грибы или спорынью. И наконец, самый главный контраргумент: после того как участники мистерий пили кикейон, они должны были войти в помещение для секретной церемонии — а тысячи посвящаемых могли сделать это только за несколько часов. Массовый одновременный экстаз в таком случае маловероятен: долгое ожидание в очереди к нему никак не располагает.

Многие современные историки склоняются к тому, что энтеогенная гипотеза всё же домысел. По их мнению, ее появлению немало поспособствовали христианские авторы, говорившие в своих трудах о буйстве неправедных «язычников» на их непотребных действах.

Также считалось, что участники элевсинских мистерий самозабвенно предавались распутству.

В одном из эпизодов люди будто бы дотрагивались до изображений гениталий и даже имитировали при помощи них половой акт. Вероятно, это было метафорой второго рождения — так их символически посвящали в «сыновья» и «дочери» Деметры.

Христианский автор Климент Александрийский, возможно, сам в ранние годы, будучи последователем политеизма, участвовал в мистериях. На основе этого опыта и, вероятно, рассказов других очевидцев он описывает в своем «Увещевании к язычникам» элевсинские представления как нечто похабное и примитивно-сексуальное. Конечно же, Климент видит в мистериях руку дьявола и жалкую пародию на христианские ритуалы:

«Имеется и пароль от элевсинских мистерий. Я постился, пил кикеон, получил из корзины [фаллос?], потрудившись, отложил в лукошко [вульву?] и из лукошка в корзину. Прекрасное и подобающее богине зрелище!»

В действительности же смысловой доминантой элевсинских мистерий была прямо противоположная культу плотских утех идея очищения от всего земного, в том числе при помощи соблюдения целибата. Воспринимаемые автором-христианином как скабрезные инсинуации ритуалы на самом деле служили метафорой плодородия и не имели отношения к промискуитету. А в древнегреческой культуре они и вовсе не считались бы сексуальными: обнаженное тело и изображения половых органов не были табуированы, как позднее в христианском мире. Кроме книги Климента (которой мы едва ли можем доверять, поскольку она написана с целью изобличить «язычников»), особый ритуал с ящиками больше не упоминается ни в одном из источников. И даже сам автор «Увещевания…» не называет их содержимое — позднейшие интерпретаторы, немецкие ученые XX века, предположили, что речь идет о деревянных фаллосе и вульве, только на основании контекста и презрительного тона повествования.

Впрочем, в Фесмосфориях — женском празднике, практиковавшемся в той или иной форме с железного века и послужившем предтечей элевсинских мистерий, — сексуальные символы занимали важное место. Греки изготавливали изображения гениталий из теста и вручали их друг другу, как подарки. Частью ритуала плодородия и защиты был и обмен непристойностями, среди которых, конечно же, фигурировали выражения с сексуальным подтекстом. Так что фаллическая символика перекочевала и в элевсинские мистерии, хотя и в редуцированном виде.

Запретное и недоступное может быть достроено, реконструировано и даже придумано заново. Последнее фактически и произошло с мистериями Элевсина. Открытия историков и археологов заставляют пересматривать прежние теории и отказываться от «стройных» гипотез. К огорчению публики, древние процессии уже не выглядят так эпатажно и таинственно, как раньше. И тем не менее развитие позитивного знания, пусть даже иногда и «скучного», должно быть важнее сенсаций и самых ажурных теорий, насквозь пропитанных априоризмом.

Читать онлайн «Древние мистерии Земли», Игорь Григорьев – ЛитРес

Глава 1. На заре цивилизаций

Сейчас, возможно, можно назвать сенсацией фотографии или видеосъемки, которые наглядно говорят о том, что нашу Землю посещали пришельцы. Но когда речь идет об археологических находках, люди частенько с безразличным видом пожимают плечами. Для многих это не так интересно, не так увлекательно.

Действительно, ну что в этих находках такого особенного? Ну жили наши предки в пещерах, охотились на мамонтов, воевали с соседними племенами и старались как-то выжить на земле, полной опасностей и неприятностей. Что в них может быть интересного, да и кроме того, ни внешностью, ни поведением, ни даже разумом наши предки совершенно не напоминали нас.

Но оказывается, жизнь и быт наших предков таят в себе немало интересного и даже загадочного. Внешний вид человекоподобных существ не слишком привлекателен: надбровные дуги очень мощные, а глаза маленькие и глубоко посаженные, лоб низкий и сильно покатый, ноги постоянно согнуты в коленях, руки длинные, свисающие вдоль тела ниже колен, рост ниже роста среднего современного человека. Но несмотря на все это, неандертальцев, а вы, конечно же, узнали их по этому описанию, отличают явные признаки социальной организованности. Они не только использовали огонь для приготовления пищи и отпугивания диких животных, но и наладили систему дежурств для его поддержания. При охоте на диких зверей вырабатывалась специальная тактическая комбинация. Строительство жилищ, пошив одежды из звериных шкур, обиход жилищ также требовали гораздо большего ума, чем можно было бы подозревать, глядя на неандертальцев.

Этим существам, которых-то и людьми было трудно назвать, было не чуждо абстрактное мышление, что становится ясным после рассматривания наскальной живописи, образцы которой сохранились до наших дней.

Но несмотря на явные признаки разумности, создание каменных орудий труда и использование понятийного аппарата при общении друг с другом, этих существ все же не спешат объявлять настоящими предками современных людей. Почему же?

Все дело в том, что существует несколько разновидностей неандертальцев. Чаще всего вспоминают о более ранних, так сказать, классических неандертальцах. Хотя они более примитивны, чем поздние, все же ученые предполагают, что современный человек произошел не от них, а от ранних неандертальцев, так как именно они имеют больше черт современного человека. Поздние неандертальцы, как это ни странно, были некой «тупиковой» ветвью, которая вскоре исчезла с лица Земли.

Именно этот факт приводит к удивительным выводам: оказывается, не наши предки, а только их родственники олицетворяли в свое время высшую ступеньку разума человека. И если бы человек произошел от другой, более развитой ветви разумных существ, то, возможно, он обладал бы сейчас совсем иными, кажущимися нам совершенно невероятными качествами.

Подтвердить же этот факт можно находками, которые были обнаружены перуанским ученым Хавьером Кабрерой Даркеа. Несмотря на то что тихоокеанское побережье Перу давно причислено к местам, особенно богатым археологическими находками, все археологические изыскания этого ученого признаются уникальными.

Тихоокеанское побережье Америки было густо заселено людьми, от цивилизации которых нас отделяют даже не столетия, а тысячелетия. Уже с 11 тысячелетия до н. э. здесь развивались такие замечательные цивилизации, как Паракас, Чавин, Наска, Мочика. Однако все эти культуры, несомненно, были представлены существами Homo sapiens – человека разумного. Археологи всегда склонялись к мысли, что неандертальцев здесь никогда не было, и Америка никогда не была родиной доисторического человека. Человек пришел на эти земли только в эпоху верхнего палеолита, когда неандертальцев на Земле уже не существовало. На территории нынешней Америки даже не было человекообразных обезьян, от которых мог бы произойти человек, хотя до сих пор на карте Америки остается много «белых пятен» – еще не исследованных археологами мест.

Однако находки Даркеа перевернули все с ног на голову. Сейчас уже ученые не осмеливаются утверждать, что человекообразные обезьяны никогда не жили на территории Америки. Утверждение, что на этой территории никогда не проживали прародители человека, основывалось в основном на том, что это наличие неандертальцев и кроманьонцев здесь не подтверждалось археологическими находками. Но территория Америки настолько велика, а археологических исследований, ведущихся в этом направлении, здесь было настолько мало, что неудивительно, что до сих пор на глаза ученым не попадались свидетельства того, что здесь проживали ископаемые человекообразные обезьяны.

Новые находки подтвердили, что неандертальцы, проживающие здесь, скорее всего, были не прародителями современного человека, а «тупиковой ветвью», о которой уже шла речь выше.

Уникальная археологическая находка была представлена несколькими камнями разного размера, уложенными в строго определенном порядке, так, что рисунок на одном камне дополнял рисунок на другом. Некоторые из этих камней были достаточно велики – до метра и больше длиной и в поперечнике. Литотека, представленная этими камнями, была найдена к югу от перуанского города Ика, на побережье Тихого океана.

Не стоит думать, что камни были выложены в ряд и только ждали зрителя, который бы пришел и прочитал данную своеобразную летопись жизни древнейших родственников человека. Морские бури, случавшиеся за эти миллионы лет, тектонические процессы, ураганы, а на более позднем этапе и человеческая деятельность привели к тому, что камни оказались глубоко под землей и ряд их был нарушен, так как каменные «книги» находились в совершенно разных местах.

Но может быть, за «библиотеку» неандертальцев была принята деятельность мастера более позднего периода, когда люди стали уже сильно напоминать современного человека? Однако само содержание рисунков на этих камнях говорит о том, что это не так.

На одном из найденных камней изображены лошадь и человек, сидящий на ней верхом. Но исторические факты свидетельствуют: лошади были завезены в Америку лишь после открытия ее Колумбом!

Приняв на вооружение этот факт, ученые внимательнее рассмотрели рисунок и обнаружили, что на камне изображена не наша современная лошадь, а животное, которое вымерло 150–200 тыс. лет назад.

По мнению ученых, это многопалая лошадь-меригиппус, облик которой известен только благодаря археологическим раскопкам. Путем простого сопоставления фактов становится ясно, что оседлать эту лошадь никак не мог Homo sapiens, так как человек современного типа (то есть кроманьонец) появился только 40 тыс. лет назад. Кто же тогда изображен сидящим на ископаемой лошади?

На другой каменной глыбе изображен человек того же типа, что и на первом камне, но теперь он сидит верхом не на лошади, а на слоне, что опять-таки подтверждает огромный возраст камней, ведь американский слон вымер приблизительно в то же время, что и американская лошадь.

А рисунок на одном из камней вообще поверг ученых в шок: на нем был изображен человек верхом на динозавре – альтикамиллусе! Это животное представляет собой существо с длинной шеей, как у жирафа, и телом, напоминающим тело верблюда. Кроме того, в литотеке также есть еще один камень, на котором изображены древние люди, убивающие динозавра.

Все эти животные, нарисованные на камнях, неоспоримо свидетельствуют о том, что рисунки можно отнести только к эпохе верхнего палеолита.

Обращает на себя внимание также и облик людей, изображенных на камнях. Их определенно нельзя причислить к людям современного типа, так как они обладают несоразмерно большой головой. Голова относится к туловищу, как 1:3 или 1:4, в то время как это соотношение у современного человека намного меньше – 1:6 или 1:7. Такие пропорции свойственны только таким человекообразным существам, как поздние неандертальцы.

Подтвердить это может также строение рук существ, изображенных на камнях.

У современного человека большой палец отстоит от других на некотором расстоянии. На рисунках же у людей руки очень напоминают руки обезьян, у которых большой палец не противостоит остальным. Такое строение рук, судя по археологическим находкам, свойственно как раз неандертальцам. На рисунках можно обнаружить еще одну отличительную черту неандертальцев – у них очень низкий и покатый лоб.

Таким образом, ученые установили, что на каменных рисунках изображены неандертальцы, но совсем не те, что являлись нашими предками и останки которых были обнаружены в Ла Ша-пель-о-Сен или в Спи. Эта тупиковая ветвь по каким-то причинам прошла свой путь развития, но после этого почему-то вымерла.

Базируясь на найденной литотеке, ученые определили, что речь идет о людях, которых можно условно назвать «неандертальцами разумными» и эволюция которых базировалась в основном на широком применении энергии живого мира.

Находки свидетельствуют о том, что эти неандертальцы были не только превосходными охотниками, которые умели группироваться и совместными усилиями загоняли в засаду и убивали гигантов-мамонтов или шерстистых носорогов, но даже умели приручать некоторых животных и использовать их в своих целях.

Основываясь на каменных рисунках, можно сказать, что приручались не только животные, используемые для верховой езды, такие как слоны, лошади или альтикамиллусы, но даже те, которые могли научить людей передвигаться по воздуху! Рисунки на некоторых камнях свидетельствуют о том, что неандертальцы поднимались в воздух верхом на прирученных летающих ящерах! На одном рисунке представлено изображение диатремы – гигантской хищной птицы, которая вымерла 40 миллионов лет назад. То, что на эту птицу также охотились, подтверждается нарисованным рядом с ней человеком.

Изображения на некоторых камнях свидетельствуют о том, что неандертальцы разводили динозавров как домашних животных, используя их в качестве пищи или для верховой езды. На одном из камней выгравировано изображение стегозавра, причем динозавр нарисован с двух позиций – одна позиция демонстрирует вид снизу, а другая – вид сверху. На других камнях динозавр нарисован пасущимся на плантации сейбы, причем человек наблюдает за ним с летательного (!!!) аппарата, видимо, намереваясь убить животное.

 

На других рисунках изображены мамонт и мегатерия, которые исчезли с лица Земли не менее чем 12 тысяч лет назад.

Скорее всего, именно приручение некоторых животных для своих собственных нужд и способствовало тому, что рост производительности труда был стремительным. Это же, в свою очередь, привело к тому, что у «неандертальцев разумных» наметился некоторый расцвет искусства и даже науки. Да, да, именно науки! Ведь даже создание подобных рисунков на камнях служит достаточным основанием считать, что разум неандертальцев был развит намного сильнее, чем можно было бы предположить.

В настоящее время эту теорию можно подтвердить с помощью более 15 тысяч камней с рисунками, собранных доктором Кабрерой. Этот ученый считает, что далеко не все доказательства разумности этих родственников современного человека предстали перед глазами людей, более 200–300 тысяч таких же свидетельств все еще скрывают недра земли.

Если дело обстоит действительно таким образом, то факт, что уже в то время существовали люди, которые посвящали свою жизнь жизнеописанию людей своей эпохи, становится налицо. Потребовалась бы целая армия художников-граверов, которая могла бы запечатлеть на камне все эти интереснейшие сцены. Рисунки ясно говорят о том, что в некоторых областях науки неандертальцы существенно продвинулись вперед. Среди этих людей были свои «биологи», «географы», «этнографы», «медики». На одном из камней изображен учитель, который что-то рассказывает ученику и, объясняя устройство некого аппарата, указывает на него пальцем. Это говорит о том, что полученные знания в обязательном порядке не только передавались последующим поколениям, но и постоянно совершенствовались.

Самым невероятным для ученых был тот факт, что доисторические люди достигли невероятных успехов в медицине. На камнях представлен ряд рисунков, которые ясно показывают… операцию по пересадке сердца.

Ряд камней представляет собой как бы учебное пособие. На камнях изображен сравнительно молодой человек, которому доисторический врач вскрывает грудную клетку. Врач работает не один, у него есть ассистент, который держит набор инструментов.

На следующем камне подчеркнуто изображено только что извлеченное из грудной клетки сердце, которое готовится к пересадке. Следующий рисунок – из грудной полости старого человека (то, что он действительно стар, подчеркивается стилизованным изображением морщин на лице) удаляется больное сердце. Следующий этап, запечатленный в камне, – пересадка старику уже подготовленного сердца молодого человека. И наконец изображение пожилого пациента с пересаженным сердцем и швом в области грудной полости. Выдержал ли пациент подобную операцию неясно, но введенные в его гортань трубки, соединенные с насосами, видимо, для искусственного дыхания, говорят о том, что состояние пациента крайне тяжелое.

О том, что такие операции могли иметь и положительный исход, свидетельствует следующий ряд камней. О том, что пациент постепенно приходит в себя, говорит исчезновение одной из трубок – значит оперированный уже в состоянии дышать самостоятельно. На следующей картинке врач с помощью устройства, напоминающего стетоскоп, прослушивает биение пересаженного сердца. Еще один рисунок: ассистент убирает медицинские приспособления, в которых пациент больше не нуждается, так как идет на поправку.

А вот еще один момент, который свидетельствует, что неандертальцы имели отличные медицинские знания: чтобы после изъятия сердца не остановилось кровообращение и не наступила смерть, к кровеносной системе оперируемого старика подключают другое сердце – сердце беременной женщины, которое во время проведения операции питает своей кровью организм оперируемого. Перед трансплантацией сердце донора также орошается кровью беременной женщины.

Для чего изображена здесь в полном виде данная операция на сердце? Ученые склоняются к мысли, что скорее всего это было учебное пособие для других врачей.

Но данная операция настолько сложна, что даже сейчас операции по пересадке сердца проходят не всегда успешно. Значит, очевиден факт, что неандертальцы должны были иметь блестящие знания в области физиологии и анатомии человека. Это подтверждается тем, как точно изображено на камнях строение внутренних органов и их расположение. Неандертальцы должны были также иметь знания в отношении санитарии и антисептики и обладать замечательнейшим медицинским инструментом, который бы сделал возможным проведение таких сложнейших и рискованных операций.

На одном из камней была изображена следующая картина: после пересадки сердца рана обрабатывается хирургом очень интересным инструментом, наличие которого достаточно трудно представить себе у таких доисторических существ, как неандертальцы. Дело в том, что этот инструмент питается от устройства, обладающего некоей энергией, может быть, даже электроэнергией. Откуда же получили эти древние люди такие могущественные знания, кто снабдил их такими потрясающими инструментами? Ответов на эти вопросы нет…

Остается также загадкой, как могли неандертальцы пользоваться такими сложнейшими приспособлениями, как подзорные трубы, каким образом они сконструировали их тогда, когда использовались только каменные орудия труда. А между тем не оставляет сомнения назначение предметов, изображенных на некоторых камнях. На некоторых из них изображено, как неандертальцы наблюдают с помощью подзорных труб за звездами, следят, где пасутся мамонты или динозавры, на которых можно поохотиться.

Данная литотека может рассказать нам также и об общественном строе у этих далеких родственников человека. Прямых свидетельств на этот счет получено не было, однако если внимательнее рассмотреть все рисунки, становится ясно, что старый пациент, которому пересаживалось сердце, обладал несомненными привилегиями. Ведь молодой человек, являющийся донором, не имеет никаких видимых ранений или болезней. Зачем же губить молодую жизнь для того, чтобы продлить жизненный путь старца? Скорее всего, старик занимал достаточно высокое положение в обществе, юноша же был скорее всего рабом, жизнь которого особенной ценности не представляла. Поэтому жизнь молодого и сильного человека и была принесена в жертву немощному старцу.

То, что среди неандертальцев уже существовало социальное неравенство, подтверждается также и другими каменными гравюрами, на которых изображены сцены охоты. Заметно, что главенствующее положение на этих рисунках занимают люди с чертами лица, напоминающими негроидов. Именно люди с чертами негроидов выступают в качестве руководителей и распорядителей охоты, всю же черную работу делают за них их подчиненные.

На основании всего этого можно сделать вывод, что уже в то время существовало общество, которое или уже раскололось на классы, либо шло по пути к расколу.

Значит, каменная литотека способна рассказать нам не только о культуре или научных знаниях неандертальцев, но и об их социальном строе.

Некоторые из ученых склоняются к мысли, что такая высокоразвитая цивилизация просто так не могла исчезнуть практически бесследно. Может быть, эта ветвь человечества впоследствии заселила Атлантиду, ныне исчезнувшую с лица Земли?

Однако упоминание об Атлантиде требует некоторых оговорок и уточнений.

То, что неандертальцы обладали потрясающими знаниями, подтверждается также еще одним рисунком на камне: на нем представлена карта Земли!

На камне выгравирована карта западного полушария Земли, на которой показаны древние материки. Положение и форма материков еще раз подтверждают глубокую древность находок. Дело в том, что на карте материки изображены так, какими по представлению ученых они были много-много лет назад.

На карте восточного полушария можно увидеть положение и форму материков в далеком прошлом планеты. Здесь изображены континенты Лемурия, Аравия, Австралия, Африка. На карте имеются изображения Северной и Южной Америк, континента Му и континента Атлантида.

Парадоксально, что Атлантида представлена в качестве одного из материков, большая часть территории которого заштрихована. По мнению доктора Кабреры, это говорит о том, что Атлантида стала непригодной для жизнедеятельности разумных существ по причине надвигающегося катаклизма.

Рассматривая неандертальскую цивилизацию, можно прийти к выводу, что всю силу и мудрость она черпала из своего органичного соединения с живой природой. Неандертальцы умели искусно устанавливать и широко использовать предметы этого мира и их взаимосвязь. В качестве основного источника энергии, по всей видимости, выступала мускульная сила животных и человека. Без энергии не могла бы существовать ни одна цивилизация. И если у любого, самого высокоразвитого общества отобрать источники энергии, это станет концом цивилизации.

То, что неандертальцы так тесно установили связь с живой природой, и явилось их слабой стороной. Когда произошло очередное оледенение планеты, что привело к резкому изменению климата на Земле, неандертальцы лишились своей энергетической основы.

Они широко использовали в своих повседневных делах доледниковый животный мир, но после сильного похолодания многие крупные животные вымерли, и неандертальцы остались без энергетических ресурсов и энергии.

Цивилизация тем самым была полностью погублена, так как неандертальцы так и не смогли приспособиться к такому изменившемуся миру без своих привычных помощников – животных.

Конечно, неандертальцы вымерли не в единый момент, жалкие остатки этой цивилизации рассеялись по всей Земле, много осталось их и на Американском континенте. Но после того как оледенение планеты подошло к концу, на Земле господствовали уже совсем другие человеческие расы. Именно наши прямые предки – «классические» неандертальцы, а потом и кроманьонцы – скорее всего уничтожили последние остатки этого великого народа.

Некоторые ученые говорят о том, что не все родственники человека – неандертальцы – были уничтожены. Некоторых представителей великого народа кроманьонцы включали в состав своих стай, а потом и в состав своих племен. «Разумные» неандертальцы, сливаясь с новым господствующим народом, тем или иным способом обязательно передавали остатки своих блестящих знаний. Именно это и явилось своеобразным толчком для развития этого народа: поразительно быстро стали развиваться навыки и знания, появились обычаи, в искаженном виде передающие древние знания. Позже, чем в других областях Земли, этот процесс завершился на Американском континенте. Это является свидетельством того, что человек разумный проник на эту территорию достаточно поздно, по сравнению с освоением других территорий Земли.

К доказательствам того, что данная цивилизация существовала на самом деле, можно причислить также обычай некоторых индейских народов вырывать сердце у рабов и еще трепещущимся приносить в жертву богу Солнца. Кто может поклясться, что подобный обычай – не воспоминание о неандертальских пересадках сердца?

Не воспоминанием ли о неандертальских временах является величайшая драгоценность инков – конский хвост, неизвестно какими путями попавший в Америку и хранившийся в инкском дворце Кориканча как величайшая драгоценность? Та же ловкость, с которой народы Америки научились обращаться с завезенными сюда испанцами лошадьми, любопытство и интерес к этим животным могут быть своеобразной генетической памятью, сохранившейся в тайниках мозга еще с неандертальского периода. Может быть, именно этим можно объяснить и удивительные хирургические опыты, которые проводились инками на черепе?

Еще одно несомненное сходство имеют изображения на неандертальских камнях и знаменитых тканях Паракаса, датируемых V в. до н. э. – V в. н. э.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: задолго до появления кроманьонцев на Земле существовали разумные существа совсем другого вида.

Находки доктора Карбрера были, несомненно, сенсационными. Но они вызывали не только большой интерес, но и огромное количество сомнений в подлинности камней. Может быть, камни вовсе не такие древние, а изображения на них фальсифицированы?

Скептическое отношение некоторых ученых к находке Карбрера привело даже к тому, что многие из них основывали свои сомнения на том факте, что якобы неандертальцы в то время не обладали таким инструментом, которым можно было бы выгравировать рисунки, и вся литотека является подделкой. Это утверждение вызвало лишь улыбку: как можно судить о том, чем обладали люди, о цивилизации которых нам ничего не известно, а чем не обладали? И потом, если неандертальцы имели инструменты, с помощью которых могли бы проводить хирургические операции и наблюдать за звездами, то почему они не могли иметь инструмент, которым могли бы рисовать на камнях?

 

Другие ученые признают важность находки Кабрера и не ставят под сомнение подлинность найденных доказательств, но в то же время не согласны с тем, что на рисунках представлена именно одна из ветвей неандертальцев.

Эти ученые говорят о том, что здесь речь идет скорее всего о некотором внеземном разуме, о существах, которые некогда заселяли нашу планету, переселившись на Землю и получив человеческий облик (здесь стоит вспомнить о лемурах, о которых упоминается в книге). И тогда причину гибели великой цивилизации можно объяснить совершенно иным образом. Скорее всего, неосторожное и чрезмерное использование энергии пара привело к тому, что планету обволокли плотные слои облаков. Это способствовало возникновению так называемого парникового эффекта и резкому снижению солнечного тепла на планете. Как результат – тотальное похолодание.

Но какой бы точки зрения ни придерживались исследователи, отрицать существование на Земле древней цивилизации практически невозможно, если только, конечно, речь не идет об очень хитроумной фальсификации. Во всем этом следует хорошенько разобраться ученым, археологам, исследователям, социологам, которые смогли бы представить нам более подробную картину жизни этой давно ушедшей в прошлое цивилизации.

Ancient Mysteries (TV Series 1994–1998)

  • Awards
    • 1 nomination

Episodes95

Browse episodes

TopTop-rated

5 seasons

54321See all

5 years

19981997199619951994See all

Фото41

Лучшие актеры

Леонард Нимой

  • Автоведущий…

Кэтлин Тернер

  • Автоведущий

Carole Fontaine

Bob Brier

Graham Hancock

  • Self — Author, ‘Fingerprints of the Gods’…

David McCallum

  • Narrator

Edward F. Wente

Stanley Anderson

  • Narrator

Крис Леруд

  • Олимпийский спортсмен

Ричард Л. Томпсон

  • Самостоятельный автор «Инопланетных личностей»

Уэйд Дэвис

Питер Байнер 9001

  • Self — Director, Bigfoot Research Project

Evan Hadingham

  • Self — Archaeologist

Pablo Amaringo

John Perkins

  • Self — Author

Ronald D. Story

  • Self — Author, «Энциклопедия НЛО»

Джимми Джексон

  • Self-Hoopa Elder

Дуглас Шэрон

  • Все актеры и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

More like this

Ancient Mysteries

History’s Mysteries

Quest for the Lost Civilization

Ancient Civilizations

In Search of…

Journeys to the Edge of Consciousness

2012: Science or Superstition

Лекарство

Другой мир: Затопленные королевства ледникового периода

Древние пришельцы

Код пирамиды

Древний Апокалипсис

Сюжетная линия

Знаете ли вы

  • Цитаты

    [введение]

    Леонард Нимой: Прежде чем открыть будущее, мы должны найти ключи к прошлому. Я Леонард Нимой. Присоединяйтесь ко мне и откройте дверь к древним тайнам, начиная прямо сейчас.

Обзоры пользователей2

Обзор

Избранный обзор

Если у вас есть интересы, любопытство и желание исследовать свой мир, тогда наслаждайтесь захватывающим опытом, который предлагает «Древние тайны с Леонардом Нимоем» и эпизод с снежным человеком. должен увидеть.

Я помню, как в (1993) на A@E я смотрел «Древние тайны с Леонардом Нимоем» и был очень впечатлен. У Нимоя есть голос и талант вести любое шоу, которое он захочет. В основном я был рад увидеть эпизод с снежным человеком, сделанный в документальном стиле, он содержит всю историческую информацию, фотографии наблюдений, интервью со свидетелями и теории от экспертов, а также подробное обсуждение наблюдения снежного человека в Калифорнии в 1967 году в Блафф-Крик, широко известного как «Патерсон фильм». К сожалению, A@E больше не транслирует «Древние тайны». Я ненавидел смотреть это шоу, оно поучительное, интересное и в то же время жуткое. Эпизод с снежным человеком из-за его популярности до сих пор можно найти в виде видео. Если вы похожи на меня, проявляете большой интерес и хотите узнать много нового о снежном человеке, это обязательно нужно посмотреть.

Полезно • 4

2

  • Брайан-272
  • Январь 2, 2001

IMDB Best of 2022

IMDB Best of 2022

Обнаружение STARSOCKET SCIROCKET ON IMDB. из лучших 2022 года; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.

Подробнее

Подробнее

  • Дата выпуска
    • 7 января 1994 г. (США)
    • США
    • Английский
  • , также известный как
    • Древние загадки: новые исследования неразрешенных
  • Производственная компания
    • A+E Networks
  • СМОТРЕЙНА характеристики
    • 45 минут

      • 1. 33 : 1

    Связанные новости

    Добавить на страницу1

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Top Gap

    Под каким названием были официально выпущены Ancient Mysteries (1994) в Канаде на английском языке?

    Ответ

    17 жутких и невероятных неразгаданных древних тайн со всего мира

    • Библия дьявола

      Фото

      :

      Kung l. biblioteket

      / Wikimedia Commons / Attribution

      Библия Дьявола, также называемая Кодексом Гигас, представляет собой массивный средневековый фолиант, написанный в 13 веке монахом, который, как говорят, заключил сделку с Дьяволом, чтобы закончить Это. Согласно легенде, монах был приговорен к замурованию заживо в наказание за нарушение своих обетов. Он пообещал монастырю, что если его оставят в живых, он за один день напишет книгу, в которой будут все человеческие знания. Чтобы выполнить это обещание, монах продал свою душу Люциферу.

      Настоящим основанием для этой легенды, вероятно, является тот факт, что, несмотря на то, что рукопись очень длинная, похоже, что она была написана всего одним человеком за относительно короткий период времени.

      Созданный с использованием более 160 шкур животных и требующий, чтобы два человека даже поднимали его, Codex Gigas содержит полный латинский перевод Библии, а также множество других текстов, в том числе работы Гиппократа и Космы Пражского – не говоря уже о медицинские формулы, тексты об изгнании нечистой силы и большое изображение самого дьявола.

      Двенадцать страниц оригинальной рукописи отсутствуют, и то, что они могли содержать, остается загадкой — некоторые слухи говорят, что эти страницы содержат секретные сатанинские тексты, возможно, даже способ заклинания самого Дьявола.

    • Линии Наски

      Фото

      :

      Diego Delso / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 4. 0 фермеров по всему миру, которые, как говорят, были созданы инопланетянами. Возможно, это форма общения, возможно, предупреждение. Но, возможно, самым захватывающим из этих типов символов, получивших название геоглифов, являются линии Наска , найденные на сухих пустынных равнинах южного Перу.

      Считается, что культура Наска создала его между 500 г. Хотя символы узнаваемы, истинное назначение этих глифов неизвестно. Некоторые говорят, что линии были созданы как средство указания направления прибывающим морякам. Другие говорят, что они использовались в астрономических целях, чтобы сигнализировать звездам.

    • Подводные руины Японии. не менее 5000 лет. Город, впервые обнаруженный дайвером в 1995 году, изначально считался не чем иным, как причудливой серией естественных скальных образований, каждая из которых таинственным образом выглядела идеальными прямыми углами и прямыми линиями. Более поздние поиски выявили все: от больших каменных ворот до резных лестниц и улиц до сводчатых башен.

      Считается, что это бывший город народа Дзёмон. Эксперты предполагают, что город не совсем «упал» в море, как легендарная Атлантида, а скорее погрузился под воду, когда уровень моря поднялся за тысячи лет. Поскольку ученые продолжают исследовать этот подводный объект, многие считают, что именно он может содержать ключевую информацию о других возможных подводных городах по всему миру.

    • Римские додекаэдры

      Фото

      :

      Itub / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 3.0

      В отличие от многих других древних артефактов, вокруг плавает около сотни этих загадочных объектов. Полые римские додекаэдры, как правило, сделанные из камня или бронзы, имеют 12 сторон с небольшим кругом на каждой и штифтами, выступающими из соединительных углов.

      Хотя они напоминают морские устройства, назначение этих додекаэдров неизвестно.