Эпоха эллинизма

Появление термина

Термин эпоха эллинизма появился в первой трети XIX века. Немецкий учёный в своей книге «История эллинизма» впервые употребил данное словосочетание. Изначально понятие «эллинизм» понималось как распространение эллинистической, то есть греческой, культуры среди населявших Средиземноморье народов. Позднее этот термин приобрёл иное значение. Историк Константин Константинович Зельин предложил рассматривать эллинизм как определённый период развития в античном мире рабовладельческих отношений.

Определение 1

Эллинизм – это политическое, социально-экономическое и культурное явление, определяющееся слиянием греческих и восточных традиций.

Именно этого определения стали поддерживаться большинство современных историков в своих трудах.

Хронологические рамки

История Средиземноморья включает в себя эпоху Эллинизма. Этот период продолжался три века. Обычно считается, что начинается эллинистическая эпоха с первого похода Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и завершается в 30 г. до н. э. полным подчинением Римом птолемеевского Египта.

Периодизация эллинистической эпохи

Обычно в эпохе эллинизма выделяется три основных периода:

  1. 334-280 гг. до н. э. – ранний эллинизм. Он охватывает время от образования державы Александра Македонского до её распада, в результате чего образовались эллинистические государства;
  2. 280-220 гг. до н. э. – классический эллинизм. Это период политической стабильности в эллинистическом обществе;
  3. 220-30 гг. до н. э. – установления господства Рима в эллинистических государствах.

Характерные черты эллинистических государств

Александр Македонский мечтал создать мировую империю, но после его смерти в 323 году до н. э. диадохи разделили завоеванные им территории и образовали независимые государства.

Определение 2

Диадохи – это полководцы, ставшие преемниками власти после смерти Александра Македонского. Среди них особую известность приобрели Птолемей, Селевк, Антигон Одноглазый.

Образованные диадохами государства формируются по принципу эллинистических монархий.

Определение 3

Эллинистическая монархия – это сочетание восточных деспотических традиций и ценностей греческих полисов.

Самостоятельность полисной организации общества сохранялась и в условиях монархической формы правления. Управлял эллинистическим государством обычно царь, которому принадлежала вся власть в стране. Он опирался на бюрократический аппарат, выполняющий функции исполнительной власти. Крупные города, такие как Александрия, обладали автономией. Граждане независимых городов были наделены особыми правами.

Если предыдущий период греческого мира характеризуется постоянными войнами между полисами, то эпоха эллинизма принесла стабильность. Несколько крупных эллинистических государств смогли создать прочную систему. Она определялась общими чертами в экономическом, политическом и культурном развитии. Доказательством этого служит единая денежная единица, беспрепятственность миграции между государствами.

Греческая культура и язык начали широко распространяться среди населения государств диадохов. На этих территориях возникает и развивается классическое рабство.

Эллинистические государства

На завоеванной Александром Македонским территории образовывались и развивались эллинистические государства, управляемые диадохами. К ним относятся:

  1. Государство Птолемеев в Египте.
  2. Государство Селевкидов на территории Вавилонского царства. Постепенно из него выделились:

    • Греко-Бактрийское царство на территории Афганистана;
    • Индо- греческое царство на территории Пакистана;
    • Коммагенское царство на территории восточной Турции.
  3. Пергамской царство на месте западной Турции.

  4. Понтийское царство на месте северной Турции, из которого позднее выделилось Боспорское царство.
  5. Ахейский союз на землях Греции.

С формированием эллинистических государств центр экономической и культурной жизни из Греции перемещается в Египет и Малую Азию.

эллинизм — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья с 323 г. до н. э. (смерть Александра Македонского) до 30 г. до н. э. (смерть египетской царицы Клеопатры), когда под власть Рима постепенно попали все значительные греко-македонские царства, возникшие на завоеванных Александром территориях; последним из них был Птолемеевский Египет.

Под эллинизмом понимается также культурная и языковая гегемония греко-македонской элиты в этих царствах и влияние ее культуры на местное население (так называемый процесс эллинизации) и на культуру соседних народов, включая Рим, Карфаген и Индию, влияние, которое продолжало ощущаться в Иудее еще долгое время после ее освобождения от власти греков.

Исторически термин «эллинизм» восходит к противопоставлению евреев (хебрайой) «эллинистам» (хелленистай) в Деян. 6:1. В современном смысле термин эллинизм был введен в историческую науку немецким историком Й.  Г. Дройзеном в первой половине 19 в.

Изучение эллинизма как эпохи, характеризующейся гегемонией греческого языка и культуры на Ближнем Востоке, включает в себя исследование греческого влияния на все аспекты жизни евреев этой эпохи. Территория Эрец-Исраэль, завоеванная Александром в 332 г. до н. э., на протяжении двух столетий входила в состав эллинистических монархий — сначала Птолемеевского Египта, затем Селевкидской Сирии, и в стране сложилось значительное греческое население. В начале 2 в. до н. э. к власти в Иерусалиме пришли эллинизированные круги, во главе которых стояли представители богатых аристократических семейств, в частности, Иосеф бен Товия и его сын Гиркан (см. Тобиады). Первоначально эллинизаторская деятельность этих кругов ограничивалась общественной сферой и не распространялась на культурную и религиозную стороны еврейской жизни. Первосвященник Ясон зашел столь далеко, что не только создал в Иерусалиме греческие образовательные институты — гимнасий (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Гонения Антиоха и восстание Маккавеев) и эфебейон, но и сделал из Иерусалима греческий город Антиохия Иерусалимская. Однако Ясон выглядит весьма умеренным эллинизатором по сравнению с Менелаем, который не принадлежал к первосвященническому роду и получил назначение на этот пост от греческих властей в обмен на уплату большого денежного взноса в царскую казну. Некоторые исследователи полагают, что именно Менелай и его сторонники побудили Антиоха IV Эпифана начать гонения на иудаизм (167 г. до н. э.), чтобы таким образом подавить восстание хасидеев, которых поддерживали жители Иерусалима, против эллинизаторов. Возможно, что война между «сынами света» и «сынами тьмы», о которой говорится в Мёртвого моря свитках, в той или иной мере отражает эту борьбу.

Гонения Антиоха вызвали широкий отпор в среде евреев, вылившийся в восстание Маккавеев (см. Хасмонеи). Во время этого восстания проявился антагонизм между более или менее эллинизированной городской аристократией, искавшей компромисса с греческим образом жизни, и широкими массами городского и сельского населения, преданными национальной религиозной традиции. В ходе своих победоносных войн Маккавеи были особенно беспощадны к греческим городам, число которых в Эрец-Исраэль достигало тридцати. Борьба с греками, однако, носила в этот период скорее политический, нежели культурный характер. Маккавеи не были ненавистниками греческой культуры как таковой. Так, Ионатан Хасмоней возобновил со Спартой договор о дружбе, который, по-видимому, заключил с ней первосвященник Ониас около 300 г. до н. э. В войсках Александра Янная служили греческие наемники, и начиная с его правления на монетах еврейского царства рядом с еврейской чеканилась греческая надпись; Аристобул I, насильственно обративший в иудаизм итуреев, принял титул «филэллин» (`друг греков`). Эта терпимость и даже благосклонность царского двора и тесно связанных с ним саддукеев к греческой культуре была одной из причин возникновения движения фарисеев. Греческое влияние еще более усилилось в правление Ирода Великого, который построил греческий театр, амфитеатр, где нагие атлеты (как греки, так и евреи) состязались в борьбе, и ипподром возле Иерусалима (возможно даже, что ипподром находился в черте города). Даже Агриппа I, которого талмудические источники (см. Талмуд) ставят весьма высоко (Бик. 2:4), построил театр и амфитеатр в Берите (современный Бейрут) и посещал театр в Кесарии.

Эллинизация евреев выражалась в переходе с иврита и арамейского языка на греческий, на греческие имена собственные, введении греческих культурно-образовательных институтов, возникновении еврейской эллинистической литературы и философии и появлении элементов религиозного синкретизма в искусстве и правовых установлениях. Превалирование греческого языка в надписях на оссуариях, наличие греческих папирусов среди рукописей, обнаруженных в пещерах Мёртвого моря (см. также Мёртвого моря свитки), письма на греческом, подписанные руководителями Бар-Кохбы восстания, равно как и около двух с половиной тысяч греческих слов, встречающихся в Талмуде, в первую очередь в Мидраше, рассчитанном на широкую публику, свидетельствуют о степени распространения греческого языка в Эрец-Исраэль. Более того, широкое пользование греческим оказало влияние на фонетику и синтаксис иврита и возникновение ряда ивритских корней, производных от греческих. Шим‘он бен Гамлиэль I даже восхвалял греческий как единственный язык, на который Тора может быть переведена в совершенстве (Эст. Р. 4:12), а Иехуда ха-Наси вопрошал: «Зачем говорить по-сирийски [то есть по-арамейски] в Эрец-Исраэль? Говорите либо на иврите, либо по-гречески» (Сот. 49б). Талмуд сообщает, что законоучитель 3 в. рабби Ионатан из Элевтерополиса постоянно цитировал греческие стихи, а его современник рабби Аббаху знал греческий столь хорошо, что был способен каламбурить на нем (Быт. Р. 14:2), и объяснял, что обучает своих дочерей греческому, потому что знание этого языка красит человека (ТИ., Пеа 1:1, 15в). Согласно сообщению Мишны, в 117 г. законоучители наложили запрет на обучение сыновей греческому языку, по-видимому, усматривая в его распространении культурную опасность.

Знание греческого в Эрец-Исраэль не ограничивалось высшими классами общества или кругами, по необходимости находившимися в тесном контакте с греческой администрацией или занятыми в торговле. Иосиф Флавий (Древ. 22:264) сообщает, что как свободные люди, так и рабы в Эрец-Исраэль знали несколько языков. Вместе с тем ошибки во многих греческих надписях указывают на то, что, несмотря на широкое распространение греческого, уровень его знания, как правило, был невысок. Иосиф жалуется, что ему было нелегко овладеть греческим языком, особенно произношением (Древ. 22:263), и признается, что был вынужден прибегнуть к услугам помощников для стилистической редактуры «Иудейской войны» (Апион 1:50).

В отличие от евреев Эрец-Исраэль евреи диаспоры были преимущественно грекоязычными. В правление Птолемея I началась значительная еврейская эмиграция в Египет; Филон Александрийский в сочинении «Против Флакка» сообщает, что в его время (первая половина 1 в.) еврейское население Египта достигало миллиона человек. В этот период большие еврейские общины существовали в Сирии, особенно в Антиохии, Малой Азии, Греции, на Кипре, в Кирене (Ливия) и в Риме. Еврейские эмигранты быстро перешли на греческий язык. Как видно из папирусов, в 4 в. до н. э. евреи Александрии Египетской говорили по-арамейски, однако с 3 в. до н. э. все египетские папирусы (за исключением одного), так или иначе касавшиеся евреев, были написаны по-гречески. Из приблизительно 550 еврейских надписей в Риме лишь пять выполнены на иврите или арамейском. Поскольку перевод Септуагинты (см. Библия. Издания и переводы) считался боговдохновенным, грекоязычные евреи не видели необходимости в обучении ивриту (в частности, неясно, знал ли иврит Филон, и весьма показательно, что в его сочинениях подробно рассказано о его греческом образовании, но нет упоминаний о еврейском). Судя по дошедшим до нас документам, по меньшей мере три четверти египетских евреев носили греческие имена. В Риме около половины упоминаемых в надписях имен евреев — латинские, около трети — греческие и лишь около одной шестой — ивритские или арамейские. Как свидетельствуют имена некоторых законоучителей (Симмах, Александр, Антигон, Теодосий и т. п.), греческие имена были распространены и в Эрец-Исраэль, однако не столь широко, как в диаспоре. Папирусы свидетельствуют о том, что в своей повседневной жизни евреи часто прибегали к греческим правовым нормам, во многих пунктах противоречившим Галахе. Наиболее очевидные нарушения галахических правовых норм обнаруживаются в кредитных документах: из одиннадцати сохранившихся папирусов такого рода девять прямо оговаривают взыскание заимодавцем ссудного процента (см. ссуда денежная). Отклонения от Галахи наблюдаются также и в документах о разводе.

Основным проводником греческого культурно-языкового влияния были греческие образовательные учреждения. После основания первосвященником Ясоном гимнасия и эфебейона в Иерусалиме в период, предшествовавший восстанию Маккавеев (см. выше), нет сведений о создании в Эрец-Исраэль греческих образовательных заведений. Известно, однако, что в 1 в. у раббана Гамлиэля наряду с 500 учениками, изучавшими Тору, было 500 учеников, изучавших греческую мудрость (Сота 49б и др.), однако разрешение на ее преподавание было дано дому Гамлиэля лишь благодаря его тесным связям с римскими властями. В Египте единственными еврейскими школами были субботние школы для взрослых, в которых, согласно Филону («О специальных законах», 1:62), преподавались четыре традиционные греческие добродетели (разумность, умеренность, справедливость и мужество). Вместе с тем египетские евреи прилагали все усилия, чтобы записать своих детей в греческие гимнасии, и, по всей видимости, не без успеха, пока император Клавдий в 41 г. не наложил на это запрет. Не подлежит сомнению, что такое образование прививало еврейским детям греческий образ жизни, в первую очередь, занятия атлетикой. Обучение в гимнасии требовало от еврея серьезного компромисса с его религиозными убеждениями (в гимнасиях стояли статуи языческих богов, проводились религиозные шествия, связанные с языческими праздниками, атлетические состязания и т. п.). В Аристея послании рассказывается, что евреи — переводчики Септуагинты — советовали царю Птолемею смотреть театральные постановки и что Филон часто посещал театр, это также указывает на далеко зашедшую эллинизацию египетского еврейства. Законоучители же запрещали посещение театра (Ав. Зар. 18б), так как театральные постановки ставились только во время религиозных праздников, и их непременными атрибутами были языческий алтарь и жреческие церемонии.

Наиболее яркие примеры греческого влияния дает еврейская литература эллинистического периода. В написанном в Эрец-Исраэль незадолго до восстания Маккавеев сочинении Бен-Сиры Премудрость четко ощущается враждебность к греческому образу жизни, однако в нем содержится не только ряд афоризмов, источником которых, видимо, служат басни Эзопа, стихи Феогнида и трагедии Еврипида, но и присутствуют термины платонической и стоической философии и восходящая к Платону идея предсуществования душ. В написанной несколько позднее IV книге Маккавеев (см. Маккавеев книги) видно влияние жанра киническо-стоической диатрибы, а Тора представлена так, как будто она учит четырем кардинальным греческим добродетелям (см. выше). В апокрифической книге Юдифь и в «Завете Иосифа», входящем в состав псевдоэпиграфической книги «Заветы двенадцати патриархов», присутствуют эротические мотивы, характерные для греческого романа.

Вопрос о том, насколько сильно было греческое влияние на еврейских законоучителей, служит источником многочисленных научных дискуссий. Некоторые легенды о Хиллеле (см. также Бет-Хиллел и Бет-Шаммай) напоминают греческие сократические и кинические истории. Интерес и внимание законоучителей к греческой мысли отражены в рассказах о дискуссиях рабби Иехошуа бен Ханании с афинянами, александрийцами и римскими философами (Бик. 8б, Нид. 69б, Санх. 90б), а также рабби Меира с киническим философом Ойномеем из Гадары (Быт. Р. 68:20) и Иехуды ха-Наси с Антонином (то есть с императором Антонием Пием, Ав. Зар. 10а–11а и др.), равно как и в осуждении законоучителями эпикурейской философии (Санх. 11:1, Авот 1:3 и др.). Лишь один законоучитель — рабби Элиша бен Авуя — отошел от иудаизма, предположительно под влиянием греческих идей.

Влияние греческой мысли на евреев диаспоры прослеживается начиная с Септуагинты. Греческий перевод ряда библейских понятий (например, Тора, эмуна, цдака) не мог не вызвать у грекоязычного читателя философские, в первую очередь, платонические коннотации, а греческие версии ряда библейских стихов можно было интерпретировать в духе, чуждом букве и духу Торы. О статусе Септуагинты среди евреев диаспоры свидетельствует тот факт, что уже во второй половине 3 в. до н. э. греко-еврейский историк Деметрий в своем изложении хронологии патриархов следовал греческому, а не ивритскому тексту Библии. Законоучители первоначально благосклонно отнеслись к переводу (Мег. 9б), однако постепенно осознали опасность, таящуюся в преклонении грекоязычных евреев перед Септуагинтой, и сравнили этот перевод с созданием золотого тельца (Соф. 1:7). В послании Аристея (см. выше), написанном в Александрии (2 в. до н. э.) сторонником примирения между иудаизмом и греческим образом жизни, 72 присланных первосвященником старца, на которых, согласно легенде, был возложен перевод Библии на греческий язык, представлены как люди греческого образования; они вели с царем философские беседы на пиру в духе платоновского «Симпозиума». Автор послания утверждает, что иудаизм не предполагает изоляции от язычников, и даже отождествляет Бога с Зевсом.

В сочинении александрийских евреев неоднократно проскальзывает мысль, что греки заимствовали свою мудрость у евреев. Так, во 2 в. до н. э. еврейский философ Аристобул, последователь школы Аристотеля, утверждал, что Гомер, Гесиод, Пифагор, Сократ и Платон были знакомы с греческим переводом Торы, который был осуществлен до персидского завоевания Египта (525 г. до н. э.). Историк Эвполем (около 150 г. до н. э.), возможно, живший в Эрец-Исраэль, писал, что Моисей научил финикийцев пользоваться еврейским алфавитом, которые в свою очередь обучили ему греков. Историк Артапан (около 100 г. до н. э.) отождествлял Моисея с полулегендарным греческим мудрецом Мусеем и с богом Гермесом и утверждал, что он был изобретателем архитектуры, навигационного искусства и философии. Моисей, таким образом, был не человеко­ненавистником, как утверждали настроенные против евреев авторы, а подлинным благодетелем человечества в духе греческих представлений. В апологетике Иосифа Флавия Авраам действует в соответствии с греческими политическими и философскими идеалами, владеет риторическим искусством и искусством логического вывода и выказывает свободу философского мышления, обещая египтянам принять их религию, если ему не удастся убедить их в правоте его собственной веры. Подобным же образом Иосиф Флавий рисует и другие библейские персонажи. Наиболее значительным еврейско-эллинистическим автором был Филон Александрийский, стремившийся осуществить синтез иудаизма с греческой философией, в первую очередь с платонизмом.

Не менее ярко влияние греческой культуры проявляется в самом факте возникновения в диаспоре еврейско-греческой художественной литературы. Филон Старший сложил в гомеровских гекзаметрах эпическую поэму об основании Иерусалима (около 100 г. до н. э.), а его современник Иехезкель (см. Греция) писал трагедии (сохранилась одна — «Исход») в стиле Еврипида. Греческое влияние видно также в еврейском прикладном искусстве и архитектуре. Согласно сообщению Иосифа Флавия, дворы и колоннады перестроенного Иродом Иерусалимского храма были выполнены в греческом стиле. Языческие и синкретические мотивы были обнаружены на мозаиках и росписях синагог как в диаспоре (в первую очередь, в Дура-Европос), так и в Эрец-Исраэль, что было явным нарушением строгих запретов Библии и законоучителей.

Не удивительно, что влияние греческой культуры неизбежно вело к отклонениям от соблюдения еврейских религиозных норм. Филон упоминает о сторонниках аллегорического толкования еврейского ритуального Закона. Другие позволяли себе послабления в соблюдении религиозных норм в целях получения статуса александрийского гражданина, что сопровождалось отправлением культа богов города. Отступничество было редким явлением, однако многие александрийские евреи посещали синагогу лишь в Иом-Киппур. Ответом на далеко зашедшую эллинизацию была Галаха, многие из установлений которой были призваны противодействовать чуждому евреям культурному влиянию и образу жизни.

См. также апологетическая литература; философия; историография.

Портрет мира Иисуса — Эллинистическая культура | От Иисуса ко Христу — первые христиане | ФРОНТЛАЙН

Влияние греческого языка, философии и культуры на евреев и ранних христиан.

 

Гарольд В. Эттридж:

Лилиан Клаус Профессор Нового Завета Йельской школы богословия

ЕВРЕЙСКИЙ ДИАЛОГ С ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Можете ли вы дать общее определение того, что понимается под термином «эллинистический мир»?

Эллинистический мир — это тот мир, который был создан после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским в конце четвертого века до нашей эры. И его завоевание, простиравшееся от Индии до Египта, [было] разделено на три основные области в течение 20 лет после его смерти. И две основные области, сохранившиеся до первого века до н.э. было Сирийское царство, царство Селевкидов и царство Птолемеев, которые сохранились в Египте, который окончательно был захвачен Римом в 31 г. до н.э.

А каким был язык и культура эллинистического мира?

Язык и культура эллинистического мира были греческими. Это стало лингва-франка всех этих подчиненных народов. Он был для этого мира тем, чем английский во многих отношениях является для современного мира, чем французский был для мира 19-го века.

Насколько эллинизированной была еврейская религиозная культура того времени?

Еврейская культура и цивилизация в эллинистический период находились в интенсивном диалоге с эллинистической культурой и цивилизацией, начиная с перевода еврейских писаний на греческий язык, который сохранился и известен нам как Септуагинта. Это, безусловно, пример того, как греческие литературные формы и греческий язык повлияли на еврейскую цивилизацию и литературные традиции. Это влияние простирается далеко за пределы Священного Писания, и мы видим, как в эллинистический период евреи перенимали литературные формы греческой традиции и писали пьесы, эпические поэмы, лирические поэмы — все на греческом языке. Большая часть этой деятельности должна была быть сосредоточена в Александрии, столице Египта, но подобная деятельность велась и в Палестине, и некоторые из этих литературных произведений, которые в некоторых случаях сохранились лишь во фрагментах, вероятно, были написаны в Палестине евреями, которые были приняв эти эллинистические литературные способы.

ФИЛО

Кем был Филон и чем он занимался?

Филон был примером интенсивной эллинизации иудаизма. Он был философом и толкователем Священных Писаний, жившим в Александрии примерно с 30 г. до н.э. примерно до 40 г. н.э. Он пытался осуществить синтез между Священным Писанием и философией Платона. Например, говоря, что слово Божие, с которым мы встречаемся в Писании, есть логос или божественный разум, под которым он имел в виду сочетание идей, идей Платона, которые к тому времени мыслились философами как находящиеся в уме Бог. А также в то же время имманентная рациональность мира, перенимающая стоическую идею о том, что разум составляет внутреннюю работу мира.

Как все это могло повлиять на Иисуса?

Такие вещи, как философия Платона и философия стоиков на том уровне, на котором они были освоены таким человеком, как Филон, вероятно, не оказали бы прямого влияния на Иисуса. Однако обе эти ветви эллинистической традиции, воспринятые еврейскими философами, такими как Филон, действительно оказали влияние на христиан более позднего поколения, которые пытались осмыслить Иисуса и его учение в более широких рамках греческой и римской культуры.

И как эллинистический мир повлиял на Иисуса?

Иисус, по-видимому, вырос в Галилее, которая в то время при Ироде Антипе подвергалась эллинизации. Было продолжением программы Ирода Великого, отца Ирода Антипы. И эта эллинизация была наиболее заметна в таком месте, как Сепфорис, который реконструировался во времена юности Иисуса. Его видели и в нескольких других городах Галилеи. Например, такое место, как Беф-Шан, где до сих пор сохранился великолепный театр эллинистического периода. Во всех архитектурных остатках у нас есть четкое свидетельство того, что эллинизм в этот период оказывал сильное влияние даже на Галилею.

ХРИСТИАНСТВО И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что лежало в основе спора между христианством и греческой философией?

Раннее христианство привлекало эллинистическую культуру в целом и, в частности, греческую философию с конца первого века. Мы видим обрывки этого в отрывках, таких как пролог 4-го Евангелия, где эта концепция логоса играет роль. Во втором столетии и далее продолжается взаимодействие по целому ряду вопросов. Некоторые из них касаются фундаментальных философских вопросов, таких как природа реальности и природа Бога. Некоторые из них касаются вопросов этики и морали. Это два полюса, вокруг которых развивается диалог на протяжении последующих столетий.

JUSTIN MATYR

К середине века мы видим кого-то вроде Иустина Мученика, например, одного из первых христианских апологетов, то есть одного из тех, кто пытался объяснить христианство греко-римскому миру и делал так в контексте и использовании категорий греко-римской мысли. Мы видим этого собрата Иустина Мученика в Риме примерно в середине века, пытающегося объяснить природу Христа и природу Его отношений с Богом с точки зрения определенных философских теорий, философской теории, которая в конечном счете исходит из стоицизма, постулирующего дихотомию между речь внешняя, а мысль внутренняя…

У Юстина есть богословие слова Божьего, которое борется с вопросом о том, какой статус имеет Иисус как посредник между Богом и человечеством. И все большее распространение в философской среде второго и третьего веков получает убеждение, что Бог есть существо весьма трансцендентное, то есть существо весьма далекое от рода человеческого. И поэтому сказать, что Иисус был каким-то образом воплощенным Богом, представляет собой философскую головоломку, потому что невозможно представить трансцендентное как имманентное, воплощенное в человеческой плоти, как это собирались провозглашать христиане.

Был ли монотеизм большой проблемой в дебатах Джастина с его языческой аудиторией?

Юстин и другие христианские апологеты определенно утверждали, что традиция политеистических верований и практик, существовавшая в греко-римском мире, была неправильной, аморальной и неполноценной с философской точки зрения. В той мере, в какой они делали последний вывод — политеизм был философски недостаточен, — они говорили нечто подобное тому, что говорили греческие философы. Потому что среди греческих философов росло понимание единства божественного и представления о том, что может существовать единый простой божественный принцип, лежащий в основе всех вещей. Но ни одному греческому философу второго или третьего века и в голову не пришло бы, что этот божественный принцип мог каким-то образом воплотиться.

Л. Майкл Уайт:

Профессор классических наук и директор Программы религиоведения Техасского университета в Остине

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Что вы имеете в виду, когда говорите об эллинистическом?

Эллинизация, или эллинизм, относится к распространению греческой культуры, начавшемуся после завоевания Александром Македонским в четвертом веке до н. э. В действительности следует рассматривать развитие восточного Средиземноморья в виде двух основных фаз. Во-первых, завоевание Александром, которое принесло греческую культуру на ближневосточные территории. А затем, вслед за этим, римская имперская экспансия, которая возьмет верх над ней политически. Но Рим не сразу превратил все в некую латино-римскую культуру. Скорее, они работали с греческой идиомой. Итак, многое из того, что мы видим в культуре этих городов, таких как Кесария Приморская, представляет собой своего рода греческую городскую структуру с римской политической организацией, играющую между различными элементами римской и греческой городской жизни.

Как это повлияет на еврейскую жизнь?

Для многих евреев это вообще не было проблемой. Была высокая степень комфорта или аккультурации со многими аспектами греческой жизни и мысли. Точно так же, как мы видим в крупных еврейских общинах Египта в то же самое время, и они существовали там двести лет назад. Так что для некоторых это, вероятно, означало не более чем то, каково было бы жить в современном городе с очень смешанной культурой. Для других, однако, для других людей в еврейской традиции, вероятно, было большей проблемой то, что Ирод, предположительно еврейский царь, был так готов отдаться, так сказать, римским религиозным интересам и римской имперской идеологии. .

Эллинизм — Языческая Федерация

Эллинизм (также известный как Hellenismos и Эллинский политеизм) относится
к религиозным практикам тех, кто чтит богов древней Греции.

Hellenic  относится
к определенному периоду греческой истории, начиная с завоеваний
Александр Великий. На практике те, кто исповедует эллинизм, основывают свои
духовность во времени, охватывающем период от минойской эры до эллинской эры
и вплоть до христианизации Рима.

Существует много
разнообразие подходов последователей к эллинизму, начиная от реконструкционистов
путь, стремясь воссоздать древние религиозные практики, вплоть до
адаптации современной языческой практики. Hellenismos  часто относится конкретно
к реконструкционскому пути или эллинскому
реконструкция.

Греческая реконструкция

Hellenismos — религиозный
путь древнего грека, точно реконструированный для язычников в современном
Мир. Последователи стремятся быть верными приверженцами общественного и семейного образа жизни.
почитание богов способом, максимально приближенным к
древние греки.

Hellenismos — это разнообразный
религиозный путь, который позволяет последователю быть одинаково разнообразным. Религия
у древних греков не было формальной доктрины относительно того, что считалось каноном
или правильный способ служить конкретному Богу. Вместо этого существовало множество
разнообразия форм поклонения и верований в греческом мире и во всем мире.
веков. В разных городах-государствах было разное время для фестивалей, и многие из них
фестивали, которые были уникальными для их собственного города. Способы, которыми люди
исповедовали свою религию, отличавшуюся от места к месту, и люди держались
разные взгляды на богов и жизнь, часто под влиянием великих философов
таких как Платон, Сократ и Аристотель. На самом деле путь Hellenismos
тесно связана с философией. Изучая великие философские сочинения
время помогает нам узнать, как жили греки и как они видели свой мир,
включая их восприятие божественного. Однако это разнообразие не является
лицензия для современных эллинов смешивать все, что они хотят, и называть это
Эллинизм. Основное внимание уделяется тому, что верно для древнегреческой культуры, как
в отличие от кельтов, евреев, скандинавов и т. д.

Эллинизм и современность
Язычество

В то время как Hellenismos концентрируется
о реконструкции древних укладов в современном мире последователи эллинизма
вместо этого могут основываться на тех практиках и идеях, которые стали
знакомые аспекты современного язычества.

Древние эллины не хотели
отливали круги и называли четвертями, например, но нет причин, почему
тот, кто предан эллинизму, не мог сделать это как средство достижения
священная связь с греческими богами. Действительно, четыре стихии огня,
Земля, воздух и вода, обычно называемые четвертями, являются греческими понятиями.

Эллинизм, независимо от того,
современное или древнее язычество характеризуется почитанием
богов эллинского мира, почитая их посредством молитв, гимнов,
подношения и ритуалы.

Космология

В эллинизме Боги не
далекий и неприкасаемый; они являются реальной силой в жизни своих последователей.
Боги являются частью великого общества космоса, состоящего из
много разных существ. Человечество всего лишь одна ступенька на лестнице, и Боги
взаимодействовать с человечеством в соответствии с теми же социальными принципами, что и человечество
держит в почете. Для древних греков общество было основано на взаимности:
общество вознаграждает тех, кто способствует этому. Если вы соответствуете своему
обязанности и помочь сделать мир более приятным местом, вы
вознаграждаются, разделяя эти блага, как и все остальные
одинаково приносить пользу обществу.

Это значение
делать подношения. Богам не делаются подношения в качестве оплаты или взятки.
вернуться за помощью. Подношения означают, что мы готовы вернуть Богам
а также, признавая, что они также являются частью нашего сообщества и поэтому заслуживают
такой же или более высокий уровень взаимности для всего, что они делают.

Божества

Главными богами эллинизма являются
Додекатеон ,
двенадцать олимпийских богов. Есть также множество других богов, многие из них
сыновья и дочери олимпийских богов.

Зевс:  
вождь и царь богов, известный тем, что обладает могущественной силой
удар молнии. Зевс — сын титанов Реи и Кроноса, последний из которых
он сверг после того, как заставил его извергнуть всех своих сыновей и дочерей (которые
были другими богами), тем самым заработав себе место правителя.

Гера:  
жена Зевса и царица Олимпа. Она наиболее известна своими вспышками ревности.
против любовниц Зевса и их потомства. Гера занимается прежде всего
Брак, женщины и верность.

Посейдон:  
Бог океанов. Его часто считают буйным Богом, которого легко
возмущен, но это также является отражением его непоколебимой власти. Посейдон это
в первую очередь ассоциируется с морем и реками, лошадьми и землетрясениями.

Аполлон:  Аполлон
это Бог света, смотрящий вдаль, вдохновляющий нас поднять наши
глаза к большим горизонтам. В первую очередь его интересуют музыка, поэзия,
исцеление, пророчество и искусство.

Артемида:  Она
это девственная Богиня охоты, которая бродит по диким местам. Много
ассоциировать ее с луной, что вполне уместно, поскольку она сестра-близнец
Аполлон, который связан с солнцем. Артемида в первую очередь занимается
животные, целомудрие, дети и защита ее священного леса.

Афина:  Она
богиня мудрости и покровительница города Афины, которая
до сих пор носит ее имя. Она считается великим воином и чрезвычайно мудрой.
Основными заботами Афины являются образование, искусство и война.

Арес: Арес
Бог войны, сын Зевса и Геры. Как Бог войны, это его
главный центр заботы, но он также интересуется вопросами силы,
воинское мастерство и, в некоторых случаях, напористая похоть и мужественность.

Гермес:  Гермес
является посланником богов и в этом качестве является Богом руководства, который
наблюдает за путешественниками всех мастей — как физически, так и духовно. Он
занимается путешествиями, торговлей и животноводством.

Афродита:  
Богиня любви. Она связана с любовью во всех ее проявлениях, а также с красотой.
и сексуальность. Когда Афродита родилась, она была самой красивой из богов,
поэтому Зевс выдал ее замуж за Гефеста, чтобы остановить других богов
воюют здесь. Однако у нее было много дел. Ее главные заботы — любовь,
море, красота и секс.

Гефест:  Гефест
кузнец богов, бог огня и кузницы. Он Бог, который
ближе всего к мастерству, особенно к изготовлению оружия. Его начальник
заботы — кузница, строительство, владение огнем и ремесла.

Дионис:  Центральный,
Дионис — бог вина и веселья, хотя в его мистических культах они могут
исследовали многие другие ассоциации с ним. Как бы то ни было, его основные заботы
вино, вечеринки, пьянство и сексуальность.

Деметра:  Деметра
Богиня земледелия, которая научила человечество обрабатывать землю. Она
контролирует плодородие земли и выращивание сельскохозяйственных культур.

В дополнение к ним  Аид и Гестия . Аид  это Бог
подземного мира, который взял эту территорию для своего царства, когда мир был разделен
между ним и его братьями, с Зевсом, правящим с неба, и Посейдоном, правящим
океан. Но Аид по-прежнему очень важный Бог и занимает видное место.
в греческом пантеоне. Гестия  это
Богиня домашнего очага, добровольно отказавшаяся от своего места на Олимпе, чтобы
она могла бы жить среди людей. Благодаря своей заботе о человечестве она
оказывали особые услуги в домах эллинов, получая возлияния
перед каждым приемом пищи и получая молитвы каждый день. Это, конечно, не тот
предел греческих божеств, которых можно чтить. Таких еще много, таких
как Пан, Приап и Судьбы, и это лишь некоторые из них.

Эллины также могут чтить различные
других духовных существ, таких как герой
и демоны.
 Герои — это легендарные личности, деяния которых
сделали их особенно примечательными и достигшими божественного или полубожественного
статус или иным образом заслужили право на такие почести. Примеры этих
были бы великий герой Ахиллес, мудрый Одиссей и Ясон. Демоны могут взять
множество форм, существующих как духи мест и понятий, а также
свободно бродящие дикие духи. Они могут быть полезными или вредными для человечества,
щедрый, злой или апатичный. Они так же разнообразны по настроению и темпераменту
как люди, может быть, даже больше. Но, подобно богам, мы можем войти в
отношения с ними, помогая создать гармоничную духовную общность
между человечеством, демонами и богами.

Душа

Одно из основных верований
в Hellenismos заключается в существовании вечной души, которая является жизненным
сущность личности. Философ Саллюстий, например, считал
тело должно быть сосудом души, через который она действует; а душа есть
не связан с телом. Это как водитель в машине, который начинает жизнь с
нет знаний вождения. Душа должна научиться работать с машиной и тогда
как ориентироваться в дороге. Точно так же и душа должна научиться находить свой путь
по жизни, используя тело, которое иногда мешает или направляет его
неправильное направление. Это не единственный взгляд на душу. Другой
у философов были разные размышления на эту тему. Но существование
душа рассматривается не только как основной пункт религии, но и как материя
логического смысла для участников.

Загробная жизнь

Греческая религия занимается в основном
с загробной жизнью с трех сторон. Наиболее распространено то, что мертвые спускаются
в Аид, чтобы провести свою загробную жизнь как тень своего прежнего «я». Есть
также мнение, что более достойные могут провести свою загробную жизнь в
Асфодель-Медоуз, место природной красоты, где мертвые могут пообедать.
цветы асфодель. Однако для некоторых загробная жизнь Аида — это просто отдых.
место для души, прежде чем она напьется из вод забвения и
перевоплотился в новую жизнь. Многие в Hellenismos верят в реинкарнацию.
и это была тема, затронутая многими философами древнего мира.

Немногие избранные могут
вообще избегайте Аида и займите видное место среди богов.
лучшим примером является герой Ахиллес, чье величие было признано богами
которые позволили ему избежать обычной человеческой смерти и жениться в загробной жизни. К
некоторых Ахиллес даже возвысил до положения самостоятельного бога.

Обзор

Hellenismos стремится не только
поклоняться богам Греции, но и вернуть менталитет и цивилизованность
к чему стремились древние греки. Это больше, чем способ поклоняться; это
также способ взглянуть на мир и найти свое место в нем, как с философской
и физически.