ЭЛЛИНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ЭЛЛИНИЗМ общепринятое определение в современной историографии этапа развития стран Восточного Средиземноморья после завоевательных походов Александра Македонского (334–323 до н.э.) вплоть до завоевания Египта Птолемеев римлянами в 30 до н.э. Глагол hellenizein в основном своем значении означал просто «говорить по-гречески». Впервые термин был введен в научный обиход во второй четверти 19 в. немецким ученым-историком И.Г.Дройзеном (см. также ДРОЙЗЕН, ИОГАНН ГУСТАВ).

Огромная империя Александра Македонского, включавшая в себя обширные территории Балканского полуострова, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, часть южных районов Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего Инда, после смерти Александра, не оставившего прямого наследника, в результате длительных и ожесточенных войн диадохов распалась на ряд отдельных государств под властью Антигона, Птолемея, Селевка, и др. См. также АНТИГОНИДОВ ДИНАСТИЯ; ПТОЛЕМЕИ; СЕЛЕВКИДЫ.

Началась невиданная по своим масштабам колонизация Востока населением греческих полисов Македонии, Греции, Иллирии, Фракии, островов Эгейского архипелага. Колонизация происходила в традиционной греческой форме – основывались новые полисы и поселения военных колонистов. На завоеванных территориях Востока греки и македоняне внедряли свои государственные и правовые нормы, принесли свои производственные, ремесленные и сельскохозяйственные навыки, а так же свою религию и культуру.

Однако греческие колонисты вынуждены были приспосабливаться к существующим на Востоке социально-экономическим реалиям и ко всему жизненному укладу. Впрочем, экономическая, политическая и полисная структура греков, а так же античные формы рабства сравнительно быстро привились на оккупированных территориях. В свою очередь, завоеватели многое переняли из общественно-политической практики и идеологии завоеванных государств. Таким образом постепенно исчезало резкое различие двух типов рабовладельческих государств – греческого античного полиса и восточной деспотии.

Впоследствии во всех эллинистических государствах Востока термин «эллин» утратил свой этнический смысл и стал применяться ко всем привилегированным слоям общества – эллинизированной знати и жречества в противовес разноплеменным эксплуатируемым массам.

Непрерывные войны той эпохи породили возникновение массового обращения людей в рабство, возникли крупные рабовладельческие рынки, процветало пиратство.

Установление господства колонизаторов в эллинистических государствах дало толчок для экономического развития Восточного Средиземноморья: совершенствовались орудия труда для сельского хозяйства; развивалось виноделие, садоводство и скотоводство; возникали новые ремесленные центры по обработке кожи, изготовлению тканей, металлов, керамики, ювелирных изделий; совершенствовалось строительство; развивались новые военные технологии, более совершенный военный и торговый флот.

В эллинистических государствах бурно развивалась торговые отношения. Возникли новые крупнейшие политические и торговые центры – египетская Александрия, сирийская Антиохия, Селевкия на Тигре, Пергам, Коринф, Родос и т. д.

Установилось регулярное морское сообщение между Македонией, Грецией, Малой Азией (современная Турция), Сирией, Египтом. Появились торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу до самой Индии. Впоследствии торговля распространилась на Рим, Карфаген, Причерноморье. Развивалась эллинистическая архитектура и изобразительное искусство (храм Зевса Олимпийского в Афинах, Александрийский маяк, скульптурные изваяния греческого классицизма – Венера Милосская, Ника Самофракийская и др.).

На эпоху эллинизма приходится расцвет греческой математики (Евклид, Архимед, Эрастофен, Диофант) и философов (Платон, Аристотель, Пиррон, Эпикур, Демокрит, см. раздел Эллинистическая философия в ст. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ).

Огромное влияние эллинизм оказал на могущественных и непримиримых соперников за влияние в западном Средиземноморье – Рим и Карфаген. После Пунических войн и падения Карфагена, экспансия Рима была направлена на восток. В результате длительного противостояния (II–I вв. до н.э.) практически все эллинистические государства Восточного Средиземноморья вошли в состав Римской империи. Концом эллинизма считается завоевание римским императором Октавианом Августом Египта Птолемеев в 30 до н.э. и гибелью последней правительницы Египта Клеопатры, покончившей жизнь самоубийством в Александрийском дворце. См. также АВГУСТ.

На смену эллинизму пришла новая длительная эпоха гегемонии великой средиземноморской римской цивилизации.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

Эллинизм – кратко — Русская историческая библиотека

Пелопоннесская война, продолжавшаяся с небольшими интервалами двадцать семь лет, закончилась поражением Афин. В 404 г. до н. э. воины аристократической Спарты вошли в Афины. Спартанский полководец Лизандр приказал под звуки флейт срыть городские стены, являвшиеся символом мощи и независимости Афин.

Сразу же по окончании войны в Афинах было установлено олигархическое правление, но уже в 403 г. до н. э. в стране были восстановлены демократические порядки. Однако война выявила глубокий внутренний кризис Афин. Имущественное расслоение, усилившееся в результате войны, ослабило демократию, опиравшуюся на мелких и средних собственников.

Социальный кризис коснулся и других греческих полисов; он привел к междоусобным войнам, к обострению классовой и политической борьбы внутри полисов, и это облегчило захват Греции Македонией; после битвы при Херонее (338 г. до н. э.) Греция вступила в новую эпоху своей истории.

Александр Македонский продолжал завоевания своего отца Филиппа и создал колоссальную империю, в которую вошла значительная часть Азии, Египет и часть Европы. Поклонник эллинской (греческой) культуры, Александр усиленно распространял ее во время своих походов в страны Востока. Поэтому эпоху македонского владычества в этих странах, т. е. эпоху распространения эллинской культуры, принято называть эпохой эллинизма («эллинизация» Востока), а культуру этой эпохи – эллинистической. Концом этой эпохи условно считают 31-й год до н. э. (в этом году римским полководцем Октавианом была побеждена египетская царица Клеопатра – и последнее эллинистическое царство попало под власть римлян).

Александр Македонский — основоположник эллинизма

 

Термин «эллинизм», предложенный немецким историком И. Г. Дройзеном, издавшим в 1836–1843 г. два тома «Истории эллинизма», не совсем точно отражает сущность нового периода в истории античного общества, так как это было время проникновения не только греческой культуры на Восток, но и восточной в Грецию, что не могло не оказать влияния на дальнейшее развитие всех форм греческой идеологии.

Обрисуем кратко основные черты эллинизма. После смерти Александра (323 г. до н. э.) его огромная держава была поделена между его полководцами. Египет получил Птолемей, Сирию – Селевк, Македонией и Грецией стал править Антипатр. Так создались эллинистические монархии преемников Александра (диадохов).

Эта эпоха была временем наивысшего внешнего расцвета Греции и других государств эллинистического мира.

Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Они ждали от архитекторов и скульпторов создания грандиозных произведений, подобных произведениям восточного искусства.

В период эллинизма происходит интенсивное градостроительство. Храмовая архитектура не стоит, как прежде, на первом плане: в эллинистических городах сооружаются дворцы, рынки, здания совета, театры с колоннадами, частные дома с удобствами. Возникают новые улицы, гавани. Художественными центрами эллинистического мира становятся не Афины, не Аргос и не Коринф, а Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства эллинистической эпохи характерна мегаломания. Известно, что Александр Македонский заказал для сожжения на погребальном костре своего друга 1000 позолоченных деревянных колоссальных статуй. Сотни колоссов были воздвигнуты на острове Родос. Наряду с творениями Лисиппа, Праксителя, Скопаса, продолжавших воплощать в своих статуях физический и духовный идеал человека, до нас дошли многие произведения скульптуры неизвестных эллинистических мастеров, в которых наблюдается тенденция к натурализму («Спящий сатир», «Повешенный Марсий» и др. ). Возникает портретная скульптура.

Высокого технического совершенства в период эллинизма достигает искусство мозаики и настенной живописи. Примерами могут служить мозаичное изображение Диониса на Делосе и более поздняя помпейская живопись, представляющая сцены из трагедий Еврипида «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др.

В архитектуре эллинистической эпохи наблюдается нарушение строгого стиля, в результате чего возникает эклектика.

Если искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, то эллинистическое искусство – цели декоративные.

В период эллинизма народ был устранен монархами от участия в государственных делах, и это привело к коренным изменениям в области идеологии, и в частности в литературе. Рост индивидуализма, ослабление гражданских чувств вызвали измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все ощутимее. Человек эпохи эллинизма почувствовал себя одиноким и беспомощным, он потерялся в открывшемся перед ним огромном мире, он был исключен из общественной жизни новых обширных государственных образований. Ему оставалась сфера личной жизни, свой замкнутый мирок.

Предметом изображения в эллинистической литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью, с маленькими семейными радостями и огорчениями. Политическая тематика сводится к воспеванию монарха и его приближенных.

Существенные изменения в греческой идеологии отразились и на философских течениях эпохи эллинизма. Хотя Академия Платона и Ликей Аристотеля продолжают существовать в Афинах, они оттесняются несколькими новыми философскими системами, возникшими на рубеже IV и III вв. до н. э. Две из них получили впоследствии широкое распространение и дальнейшее развитие в Риме – эпикурейцы и стоики: философия Эпикура, последователя Демокрита, и учение основателя стоической школы, Зенона из Кития.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), создавший свою философскую систему на основе атомистической теории Демокрита, использовал ее как средство борьбы со страхом смерти. Этот крупный философ эллинистической эпохи ставил перед собой цель освободить людей от того, что мешает счастью, понимаемому им как безмятежность, внутренняя независимость и душевное спокойствие. Мудрец, стремящийся сохранить это состояние души, должен отказаться от верований толпы, от честолюбия и от погони за богатством. Он может в случае необходимости принимать участие в государственных делах, но лучше обходиться без этого и проводить жизнь в кругу друзей.

Эпикур требовал от человека господства над своими желаниями; удовольствие, к которому стремится человек – свобода от страданий – достигается добродетелью, отказом от предрассудков и ограничением желаний.

Второе главное направление философии эпохи эллинизма – стоическое, возникшее почти одновременно с эпикурейством, призывало к «свободе от аффектов», к добродетели, создающей «блаженного» мудреца, родиной которого является весь мир. Стоики, в отличие от эпикурейцев, верили в оракулы и гадания и были пантеистами (т. е. обоготворяли природу), поэтому проповедовали жизнь сообразно природе. Основой человеческого существования стоики объявили исполнение нравственного долга; все жизненные невзгоды не имеют значения, в том числе и смерть.

Основателем стоической философии был Зенон (335–263 гг. до н. э.), беседовавший со своими учениками в στοά ποίκΐλη («пестрой стое») – афинском портике, давшем название этой философской школе.

С проповедью преодоления страстей и потребностей в эллинистическое время продолжали выступать киники, как и раньше отвергавшие все социальные устои общества: рабство, собственность, брак, традиционную религию и требовавшие равенства всех людей независимо от пола и происхождения. Они призывали к отказу от цивилизации, к опрощению; проповедовали возврат к природе, к естественной жизни. Ярчайший представитель этой школы Диоген Синопский (род. ок. 404 г. до н. э.) называл себя гражданином мира (космополитом). Диоген ничего не писал; его философия заключалась в его образе жизни: он ел самую грубую пищу, ходил в рубище, ночевал в портике или в пифосе – огромном глиняном сосуде, демонстративно отказываясь от элементарных удобств. Умер Диоген в глубокой старости на одной из улиц Коринфа. Эллинистические ученые приписывают ему множество остроумных высказываний, часто язвительных. Очевидно, этой язвительности и своему непритязательному образу жизни Диоген обязан прозвищем κυνικός; («собачий»), давшим название всему философскому направлению, а Платон называл его «сумасшедшим Сократом».

Менее популярной была в период эллинизма философия скептиков, объявлявшая всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Борясь с суевериями стоиков, скептики в то же время, подобно им и эпикурейцам, проповедовали «безмятежность» и «свободу от аффектов».

Все эти философские системы характерны для эпохи эллинизма тем, что в них отсутствует местный патриотизм и содержится забота о счастье индивида, более или менее свободного от обязанностей перед государством.

Уже Ксенофан Колофонский, софисты и Еврипид поселили в умах своих соотечественников сомнения в отношении традиционной религии. Посеянное ими семя скептицизма принесло плоды в эпоху эллинизма, когда религия становится делом личной совести. Богиня Тихе, олицетворяющая слепой случай, почиталась теперь многими как единственное божество. Рационалисты III и II вв. до н. э. делают попытки извлечь из мифологии реальный смысл: в лице олимпийцев они видят исторических деятелей (Евгемер). Стоики толковали богов аллегорически: Гера олицетворяла для них воздух, Гефест, опирающийся на посох, – земной огонь, для поддержания которого нужно дерево; борьба Аполлона с Пифоном означала победу света над мраком и т. п. В Грецию проникают восточные культы богов: культ фригийской матери богов Кибелы, египетской богини-матери Исиды; иноземные культы сливаются с местными. Этот религиозный синкретизм был естествен в условиях политеизма и характерен для эллинистической эпохи.

Контакт эллинистических государств со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона и других стран привели к расцвету наук в III в. до н. э., как точных (Эвклид, Архимед и др.), так и гуманитарных. В III в. до н. э. возникает филология как наука. Филологам эпохи эллинизма принадлежит заслуга издания выверенных текстов греческих писателей и поэтов, составление антологий (выдержек из произведений древних авторов) и собраний избранных произведений. Особое внимание уделялось изучению Гомера. Такие ученые, как Зенодот, Аристарх, Аристофан Византийский и др., тщательно изучали гомеровский текст, издавали и комментировали его. Они же и разделили каждую из гомеровских поэм на 24 книги по числу букв греческого алфавита.

План Александрии в эпоху эллинизма

 

Крупнейшим научным центром становится в эпоху эллинизма египетский город Александрия. В III в. до н. э. там был основан «Музей» («Храм муз»), где работали ученые и поэты, нередко соединявшиеся в одном лице. Там же, в Александрии, была создана библиотека, в которой уже в III в. до н. э., по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека погибла от пожара при захвате Цезарем Александрии в I в. до н. э. В какой-то степени потеря была восполнена переводом в Александрию библиотеки Пергамского царства.

Веком расцвета эллинистической литературы был III в. до н. э. Большое влияние на эту литературу имели написанные в конце IV в. до н. э. «Характеры» Феофраста, ученика Аристотеля. В этом произведении изображались типы людей, отличающиеся определенным сочетанием черт (льстец, скряга, болтун, пьяница, бессовестный, суеверный, зазнайка и т. п.). В русле «Характеров» развивалась так называемая новая (или «новая аттическая») комедия, которую иногда так и называют – «комедия характеров».

 

Портрет мира Иисуса — Эллинистическая культура | От Иисуса ко Христу — первые христиане | ФРОНТЛАЙН

Влияние греческого языка, философии и культуры на евреев и первых христиан.

 

Гарольд В. Эттридж:

Лилиан Клаус Профессор Нового Завета Йельской школы богословия

ЕВРЕЙСКИЙ ДИАЛОГ С ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Можете ли вы дать общее определение того, что понимается под термином «эллинистический мир»?

Эллинистический мир — это тот мир, который был создан после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским в конце четвертого века до нашей эры. И его завоевание, простиравшееся от Индии до Египта, [было] разделено на три основные области в течение 20 лет после его смерти. И две основные области, сохранившиеся до первого века до н.э. было Сирийское царство, царство Селевкидов и царство Птолемеев, которые сохранились в Египте, который окончательно был захвачен Римом в 31 г. до н.э.

А каким был язык и культура эллинистического мира?

Язык и культура эллинистического мира были греческими. Это стало лингва-франка всех этих подчиненных народов. Он был для этого мира тем, чем английский во многих отношениях является для современного мира, чем французский был для мира 19-го века.

Насколько эллинизированной была еврейская религиозная культура того времени?

Еврейская культура и цивилизация в эллинистический период находились в интенсивном диалоге с эллинистической культурой и цивилизацией, начиная с перевода еврейских писаний на греческий язык, который сохранился и известен нам как Септуагинта. Это, безусловно, пример того, как греческие литературные формы и греческий язык повлияли на еврейскую цивилизацию и литературные традиции. Это влияние простирается далеко за пределы Священного Писания, и мы видим, как в эллинистический период евреи перенимали литературные формы греческой традиции и писали пьесы, эпические поэмы, лирические поэмы — все на греческом языке. Большая часть этой деятельности должна была быть сосредоточена в Александрии, столице Египта, но подобная деятельность велась и в Палестине, и некоторые из этих литературных произведений, которые в некоторых случаях сохранились лишь во фрагментах, вероятно, были написаны в Палестине евреями, которые были приняв эти эллинистические литературные способы.

ФИЛО

Кем был Филон и чем он занимался?

Филон был примером интенсивной эллинизации иудаизма. Он был философом и толкователем Священных Писаний, жившим в Александрии примерно с 30 г. до н.э. примерно до 40 г. н.э. Он пытался осуществить синтез между Священным Писанием и философией Платона. Например, говоря, что слово Божие, с которым мы встречаемся в Писании, есть логос или божественный разум, под которым он имел в виду сочетание идей, идей Платона, которые к тому времени мыслились философами как находящиеся в уме Бог. А также в то же время имманентная рациональность мира, перенимающая стоическую идею о том, что разум составляет внутреннюю работу мира.

Как все это могло повлиять на Иисуса?

Такие вещи, как философия Платона и философия стоиков на том уровне, на котором они были освоены таким человеком, как Филон, вероятно, не оказали бы прямого влияния на Иисуса. Однако обе эти ветви эллинистической традиции, воспринятые еврейскими философами, такими как Филон, действительно оказали влияние на христиан более позднего поколения, которые пытались осмыслить Иисуса и его учение в более широких рамках греческой и римской культуры.

И как эллинистический мир повлиял на Иисуса?

Иисус, по-видимому, вырос в Галилее, которая в то время при Ироде Антипе подвергалась эллинизации. Было продолжением программы Ирода Великого, отца Ирода Антипы. И эта эллинизация была наиболее заметна в таком месте, как Сепфорис, который реконструировался во времена юности Иисуса. Его видели и в нескольких других городах Галилеи. Например, такое место, как Беф-Шан, где до сих пор сохранился великолепный театр эллинистического периода. Во всех архитектурных остатках у нас есть четкое свидетельство того, что эллинизм в этот период оказывал сильное влияние даже на Галилею.

ХРИСТИАНСТВО И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что лежало в основе спора между христианством и греческой философией?

Раннее христианство привлекало эллинистическую культуру в целом и, в частности, греческую философию с конца первого века. Мы видим обрывки этого в отрывках, таких как пролог 4-го Евангелия, где эта концепция логоса играет роль. Во втором столетии и далее продолжается взаимодействие по целому ряду вопросов. Некоторые из них касаются фундаментальных философских вопросов, таких как природа реальности и природа Бога. Некоторые из них касаются вопросов этики и морали. Это два полюса, вокруг которых развивается диалог на протяжении последующих столетий.

JUSTIN MATYR

К середине века мы видим кого-то вроде Иустина Мученика, например, одного из первых христианских апологетов, то есть одного из тех, кто пытался объяснить христианство греко-римскому миру и делал так в контексте и использовании категорий греко-римской мысли. Мы видим этого собрата Иустина Мученика в Риме примерно в середине века, пытающегося объяснить природу Христа и природу Его отношений с Богом с точки зрения определенных философских теорий, философской теории, которая в конечном счете исходит из стоицизма, постулирующего дихотомию между речь внешняя, а мысль внутренняя…

У Джастина есть теология слова Божьего, которая борется с вопросом о том, какой статус имеет Иисус как посредник между Богом и человечеством. И все большее распространение в философской среде второго-третьего веков получает убеждение, что Бог есть существо весьма трансцендентное, то есть существо, очень далекое от рода человеческого. И поэтому утверждение, что Иисус был каким-то образом воплощением Бога, представляет собой философскую головоломку, потому что невозможно представить трансцендентное как имманентное, воплощенное в человеческой плоти, как это собирались провозглашать христиане.

Был ли монотеизм большой проблемой в дебатах Джастина с его языческой аудиторией?

Юстин и другие христианские апологеты определенно утверждали, что традиция политеистической веры и практики, которая была распространена в греко-римском мире, была неправильной, аморальной и философски неполноценной. В той мере, в какой они доказывали последний пункт — политеизм был философски недостаточен — они говорили нечто подобное тому, что говорили греческие философы. Потому что среди греческих философов росло понимание единства божественного и представления о том, что может существовать единый простой божественный принцип, лежащий в основе всех вещей. Но ни одному греческому философу второго или третьего века и в голову не пришло бы, что этот божественный принцип мог каким-то образом воплотиться.

Л. Майкл Уайт:

Профессор классических наук и директор Программы религиоведения Техасского университета в Остине

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Что вы имеете в виду, когда говорите об эллинистическом?

Эллинизация, или эллинизм, относится к распространению греческой культуры, начавшемуся после завоевания Александром Македонским в четвертом веке до н. э. В действительности следует рассматривать развитие восточного Средиземноморья в виде двух основных фаз. Во-первых, завоевание Александром, которое принесло греческую культуру на ближневосточные территории. А затем, вслед за этим, римская имперская экспансия, которая возьмет верх над ней политически. Но Рим не сразу превратил все в некую латино-римскую культуру. Скорее, они работали с греческой идиомой. Итак, многое из того, что мы видим в культуре этих городов, таких как Кесария Приморская, представляет собой своего рода греческую городскую структуру с римской политической организацией, играющую между различными элементами римской и греческой городской жизни.

Как это повлияет на еврейскую жизнь?

Для многих евреев это вообще не было проблемой. Была высокая степень комфорта или аккультурации со многими аспектами греческой жизни и мысли. Точно так же, как мы видим в крупных еврейских общинах Египта в то же самое время, и они существовали там двести лет назад. Так что для некоторых это, вероятно, означало не более чем то, каково было бы жить в современном городе с очень смешанной культурой. Для других, однако, для других людей в еврейской традиции, вероятно, было большей проблемой то, что Ирод, предположительно еврейский царь, был так готов отдаться, так сказать, римским религиозным интересам и римской имперской идеологии. .

Эллинистическая Греция — Древняя Греция, хронология и определение

В 336 г. до н.э. Александр Македонский стал лидером греческого царства Македония. К моменту своей смерти 13 лет спустя Александр построил империю, которая простиралась от Греции до Индии. Эта короткая, но основательная кампания по созданию империи изменила мир: она распространила греческие идеи и культуру из Восточного Средиземноморья в Азию.

Историки называют эту эпоху «эллинистическим периодом». (Слово «эллинистический» происходит от слова Hellazein , что означает «говорить по-гречески или отождествлять себя с греками».) Это продолжалось со смерти Александра в 323 г. до н.э. до 31 г. до н.э., когда римские войска завоевали последнюю из территорий, которыми когда-то правил македонский царь.

Расширение Македонии

В конце классического периода, около 360 г. до н.э., греческие города-государства были слабыми и дезорганизованными после двухвековой войны. (Сначала афиняне воевали с персами, затем спартанцы воевали с афинянами во время Пелопоннесской войны, потом спартанцы и афиняне воевали друг с другом, а также с фиванцами и персами.) Все эти боевые действия облегчали жизнь другому, ранее обычный город-государство, чтобы прийти к власти: Македония под напористым правлением короля Филиппа II.

Знаете ли вы? Александру Македонскому было всего 20 лет, когда он стал правителем Македонии.

Филипп и македоняне начали расширять свою территорию вовне. Им помог ряд достижений в военной технике: например, дальнобойные катапульты, а также пики, называемые сариссами, длиной около 16 футов — достаточно длинные, чтобы солдаты могли использовать их не как снаряды, а как копья. Генералы короля Филиппа также первыми использовали массивное и устрашающее пехотное построение, известное как фаланга.

Конечной целью короля Филиппа было завоевать Персию и завладеть землями и богатствами империи. Этого не должно было быть; Царь Филипп был убит своим телохранителем Павсанием в 336 г. до н.э. на свадьбе дочери, прежде чем он смог насладиться трофеями своих побед. Его сын Александр, известный в истории как «Александр Великий», ухватился за шанс взять на себя имперский проект своего отца.

Новый царь Македонии повел свои войска через Геллеспонт в Азию. (Добравшись туда, он вонзил в землю огромную сариссу и объявил землю «завоеванной копьем».) Оттуда Александр и его армия продолжали двигаться. Они завоевали огромные территории Западной Азии и Египта и устремились в долину Инда.

Эпоха эллинизма

Империя Александра была хрупкой, и ей не суждено было просуществовать долго. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его полководцы (известные как диадохии) поделили между собой завоеванные земли. Вскоре эти осколки Александрийской империи превратились в три могущественные династии: Селевкидов в Сирии и Персии, Птолемеев в Египте и Антигонидов в Греции и Македонии.

Хотя эти династии не были политически едиными — после смерти Александра они больше не были частью какой-либо греческой или македонской империи — у них было много общего. Именно на эти общие черты, на неотъемлемую «греческую принадлежность» разрозненных частей александрийского мира ссылаются историки, когда говорят об эллинистической эпохе.

Эллинистические государства полностью управлялись королями. (Напротив, классические греческие города-государства, или полисы, управлялись своими гражданами демократическим путем. ) Эти цари имели космополитический взгляд на мир и были особенно заинтересованы в накоплении как можно большего количества его богатств.

В результате они усердно работали над развитием коммерческих отношений во всем эллинистическом мире. Они импортировали слоновую кость, золото, черное дерево, жемчуг, хлопок, специи и сахар (для медицины) из Индии; меха и железо с Дальнего Востока; вино из Сирии и Хиоса; папирус, лен и стекло из Александрии; оливковое масло из Афин; финики и чернослив из Вавилона и Дамаска; серебро из Испании; медь с Кипра; и олово с далекого севера, вплоть до Корнуолла и Бретани.

Они также выставляют свое богатство на всеобщее обозрение, строя изысканные дворцы и заказывая произведения искусства, скульптуры и экстравагантные украшения. Они делали огромные пожертвования музеям и зоопаркам, спонсировали библиотеки (например, знаменитые библиотеки
в Александрии и Пергаме) и университеты. Александрийский университет был домом для математиков Евклида, Аполлония и Архимеда, а также изобретателей Ктесибиоса (водяные часы) и Герона (модель паровой машины).

Эллинистическая культура

Люди, как и товары, плавно перемещались по эллинистическим царствам. Почти все в бывшей Александрийской империи говорили и читали на одном языке: койне, или «общий язык», разновидность разговорного греческого. Койне был объединяющей культурной силой: откуда бы ни происходил человек, он мог общаться с кем угодно в этом космополитическом эллинистическом мире.

В то же время многие люди чувствовали себя отчужденными в этом новом политическом и культурном ландшафте. Когда-то граждане были тесно связаны с работой демократических городов-государств; теперь они жили в безличных империях, управляемых профессиональными бюрократами. Многие люди присоединялись к «мистическим религиям», таким как культы богинь Изиды и Фортуны, которые обещали своим последователям бессмертие и личное богатство.

Эллинистические философы тоже обращали внимание внутрь себя. Диоген Циник прожил свою жизнь как выражение протеста против меркантильности и космополитизма.