Содержание

Эмпедокл — биография, фото, философия, личная жизнь, причина смерти

Биография

Древнегреческий философ Эмпедокл оставил в наследство всего 2 поэмы, и те сохранились лишь в виде фрагментов и цитат, но в них потомки обнаружили множество смелых идей, предвосхитивших далекое будущее. В биографии мыслителя трудно отделить факты от легенд. Современники считали, что он обладает сверхъестественными силами и даже способен оживлять мертвых, а сам мыслитель охотно поддерживал идею своего божественного происхождения. Бертран Рассел в книге «История западной философии» назвал Эмпедокла

«смесью философа, пророка, человека науки и шарлатана».

Детство и юность

О молодых годах философа известно мало, и даже по поводу даты его рождения информация противоречива. Большинство историков склоняются к тому, что это был 490 год до нашей эры. Основная часть жизни мыслителя прошла в городе Акраганте (сейчас — Агридженто) на Сицилии, поэтому в сохранившихся письменных свидетельствах его часто называют Эмпедоклом из Акраганта. В некоторых источниках также встречается уточнение «сын Эксенета».

Портрет Эмпедокла

Биографические сведения о философе известны в основном из работы Диогена Лаэртского, собственных сочинений Эмпедокла и трудов других античных мыслителей. Он стал основателем школы ораторского искусства, писал тексты речей и славился красноречивыми выступлениями. Аристотель считал его основоположником риторики.

Эмпедокл был убежденным сторонником демократии и выступал за то, чтобы молодой Акрагант пошел по этому пути. Его положение в обществе было весомым, а позиция – убедительной, но сохранить в городе желаемый уклад он не смог. Сторонники тирании захватили власть и приговорили философа к изгнанию из города. После поражения Эмпедокл отошел от политики, целиком погрузившись в философию.

Современники считали, что Эмпедокл много путешествовал, и именно это было источником его глубоких познаний – якобы искусству прорицания его могли научить только жрецы Египта, а тайнам колдовства и медицины – восточные мудрецы, однако подтверждений того, что античный мыслитель действительно бывал в разных странах, нет.

Эмпедокл

В родных землях философ считался чудотворцем и магом. Ему приписывали разные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых – якобы он смог оживить женщину, 30 дней пролежавшую бездыханной. Его прозвали Запретителем ветров – по легенде, когда ветер однажды разгулялся так сильно, что повредил урожай, Эмпедокл распорядился изготовить мехи из ослиных шкур и растянуть их по холмам и вершинам, после чего погода улучшилась.

Также философу приписывают спасение Селинунта от эпидемии чумы: он приказал пробить скалу, чтобы впустить в погибающий город свежий воздух, и вскоре северные ветры оздоровили атмосферу и унесли болезнь.

Философия

Свои идеи Эмпедокл излагал в стихотворной форме. Досократовские мыслители сохранили, зафиксировав в трудах, две его поэмы: «Очищение» и «О природе». Предположительно, в них обеих было 5 тыс. строк, но сохранились только 450. Стихи, входящие в состав поэм, выражают его мысли не только точно, но и изящно: Эмпедокл был мастером слога и умело использовал метафоры и другие приемы поэтического искусства.

Портрет Эмпедокла

В юности Эмпедокл поддерживал пифагорейское течение, но потом его изгнали из рядов учеников – то ли за то, что он предал огласке тайные знания, то ли за то, что он присвоил себе чужие достижения (единого мнения на этот счет не существует). Некоторые идеи Пифагора, в частности учение о пропорции, потом легли в основу натурфилософии мыслителя.

В основе учения Эмпедокла лежит учение об архэ – первооснове, лежащей в основе 4 стихий, которым соответствуют 4 божества – Аид, Зевс, Гера и Нестис. Стихии, будучи вечными и неизменными, постоянно движутся, заполняют пространство и образуют все вещи вокруг, включая человеческое тело. Например, кровь состоит из 4 элементов в равных пропорциях, а кости – из 4 частей огня, 2 – земли и 2 – огня. При этом сами стихии пассивны и ничего не создают, а движутся благодаря столкновению 2 противоположных сил – Филеи (Любви) и Нейкоса (Ненависти).

Философ Эмпедокл

Рождение и гибель Эмпедокл считал неверными понятиями, за которыми стоит простое соединение и разъединение элементов. Этот дуализм лежит в основе всего сущего, образуя циклический процесс, в ходе которого последовательно проявляются единство и множество.

В стихотворных поэмах философ высказал десятки гениальных мыслей, опередивших его время. Тогда, разумеется, такие смелые идеи невозможно было подтвердить эмпирически, и современникам взгляды Эмпедокла казались фантастическими, но с развитием науки ученые с удивлением обнаружили в античных свитках зачатки многих важных идей.

К примеру, Эмпедокл поддерживал закон сохранения (впервые высказанный элеатами), утверждая, что ничто не возникает из пустоты. В трактате «О природе» он писал, что свет распространяется с определенной скоростью, которая является большой, но конечной величиной. Также в работах Эмпедокла обнаружены основы теории естественного отбора, развитой Дарвином: философ утверждал, что виды постоянно меняются, и выживают только самые приспособленные из них.

Средневековое изображение Эмпедокла

Естественно, что его учение имеет в целом не так много сходства с идеями современной биологии – например, мыслитель полагал, что первые животные были механическими, случайными соединениями отдельных органов, в том числе человеческих, но его гипотезы нашли отражение и развитие в трудах последователей и заложили основы изучения органической жизни.

Это не единственный вклад в науку, сделанный философом. Эмпедокл выступил автором концепции воздуха как некой субстанции, записывал наблюдения фактов центробежной силы и указывал, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Его также интересовала тема деторождения: особенно загадочным он считал рождение разнополых детей-близнецов и пытался объяснить этот феномен через теорию переселения душ.

Античному философу принадлежат идеи и догадки в области медицины, особенно в том, что касается физиологии и чувственного восприятия. Он был одним из первых, кто пытался отделить врачевание от знахарства и слепых верований. Эмпедокл настаивал, что медицина – наука, а не тайное магическое знание, и врач обязан изучать тело человека, а не просто следовать древним преданиям.

Бюст Эмпедокла

С точки зрения гносеологии, Эмпедокл выступал сторонником чувственного познания и был оптимистом в том, что касается его границ, утверждая, что истина существует и принципиальных препятствий на пути ее постижения нет. При этом мир человек познает через ощущения: его органы приспосабливаются к изучаемому объекту и через специальные поры воспринимают информацию. Чем шире поры, тем больше многогранных и сложных сведений через них можно воспринять и познать.

Вместе с Анаксагором Эмпедокл заложил основы развития греческой философии, из которой потом выросли учения атомистов, работы Аристотеля и Платона.

Личная жизнь

О жене великого философа ничего не известно. Потомки, однако, у него были: Сатир в «Жизнеописаниях» упоминает, что у Эмпедокла родился сын, которого мыслитель назвал в честь своего отца Эксенетом. Также в некоторых источниках встречается упоминание о дочери, которая то ли намеренно, то ли случайно сожгла часть оставшихся незаконченных рукописей философа.

Портрет Эмпедокла

Эмпедокл отличался экстравагантной манерой поведения и любил подчеркивать свое превосходство над другими. Он носил одежду жреца – пурпурную мантию, золотой пояс и дельфийскую корону, везде появлялся в окружении свиты и восторженных учеников, а его величавая надменность внушала согражданам трепет. От родителей ему досталось приличное состояние, которое он предпочел потратить оригинальным образом, выдавая бедным полузнакомым девушкам приданое и организовывая для них удачные браки.

Смерть

О том, как умер Эмпедокл, существует немало версий – от бытовых до фантастических. Диоген Лаэртский приводит 2 из них. Согласно первой, знаменитый философ был взят на небо живым, и ему «надо приносить жертвы, как ставшему богом». По второй – Эмпедокл выбрал самоубийство: почувствовав приближение смерти, он бросился в жерло вулкана Этна. Сограждане узнали о его гибели, обнаружив в пепле близ горы его бронзовые сандалии.

Памятник Эмпедоклу

Однако в некоторых письменных свидетельствах того времени обнаруживаются более простые версии: возможно, Эмпедокл упал с повозки, отправлявшейся на праздник в Мессену, сломал бедро и, заболев после этого, скончался. Также упоминается, что на самом деле он поскользнулся и упал в море. Будучи немощным стариком, философ не справился с набегающей волной и утонул.

Какая из трактовок верна и что именно стало причиной смерти, достоверно не известно. Историки расходятся даже во мнении, сколько лет было мыслителю на момент смерти: 60, 77 или 109.

Потомки воздвигли Эмпедоклу статую в родном городе. Позже римляне перенесли ее в столицу и поставили на площади перед зданием Сената. Также сохранились скульптурные портреты философа, по которым можно составить приблизительное представление о его внешности.

Цитаты

Много разительных бед притупляет пытливые думы.

Жалок, кто смутное мнение в душе о бессмертных имеет.

Космос один, однако космос не составляет Вселенной, но образует лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же часть ее представляет собой необработанную материю.

Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться.

Труды

  • «О природе»
  • «Очищение»

Эмпедокл



Эмпедокл

490 – 430 до н.

э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Эмпедокл

Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.), древнегреческий философ, поэт, врач,
государственный деятель и чудотворец, родился в Акраганте на Сицилии.
Сведения о жизни Эмпедокла скудны и нередко сродни мифу. Сограждане высоко
ценили его медицинские и ораторские способности, видели в нем мудреца.
Эмпедокл был также превосходным поэтом. От двух его поэм, О природе и
Очищения, сохранились лишь немногочисленные фрагменты, ок. 350 и 100 строк
соответственно. Первая, насколько можно судить, была посвящена главным
образом космологии, во второй говорилось о загробных судьбах душ и об их
перевоплощениях. Эмпедокл был учеником Пифагора и Парменида, в его философии
предпринята попытка синтеза учения элейской школы с представлениями
Гераклита. Эмпедокл полагал, что Вселенная образована четырьмя основными
элементами: землей, воздухом, огнем и водой. Соединяясь в разнообразных
пропорциях, элементы образуют бесчисленные вещи. Вещи, со своей стороны,
подвержены разложению, после которого элементы высвобождаются и могут
вступать в новые сочетания, хотя сами никогда не меняются. Эмпедокл полагал,
что соединение и разделение вызывается любовью и ненавистью, родством или
враждебностью. Эти первоначала, Любовь и Вражда, оказываются в
космологической картине Эмпедокла главными принципами, мифологическими
фигурами, и от того, кто из них главенствует во Вселенной в данное время,
зависит характер этапа, в котором пребывает мир. По мнению Эмпедокла, все
вещи – живые и наделены мышлением, человек же отличается от всего прочего
лишь более развитой способностью к мышлению. Эмпедокл верил в переселение
душ, в то, что после смерти душа оставляет одно тело и продолжает
существовать в другом. Значительное влияние на последующую философию оказала
принадлежащая Эмпедоклу теория возникновения
ощущений: все вещи испускают те
элементы, из которых они состоят, а воспринимаются они такими же элементами
в органах ощущения, «подобное воспринимается подобным». Интересна также
своеобразная эволюционная теория происхождения живых существ: на стадии
Любви хаотически соединяются случайно возникшие телесные органы, относящиеся
к разным животным, и продолжают существование лишь те тела, в которых
сошлись воедино органы одного животного. Имеются сообщения, что Эмпедокл
умер на Пелопоннесе, однако куда большее распространение имела легенда,
будто он покончил с собой, бросившись в кратер вулкана Этна – якобы для
того, чтобы скрыть свою смерть и быть причтенным к богам.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».


Вернуться на главную страницу
Эмпедокла

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Эмпедокл — биография, факты и изображения

Жил ок. 490 г. до н.э. — ок. 430 г. до н.э.

Эмпедокл жил 2500 лет назад, вскоре после зарождения научной мысли в Древней Греции.

В своей замечательной жизни Эмпедокл разработал теорию естественного отбора; предположил, что все сущее состоит из различных комбинаций четырех элементов: воздуха, огня, ветра и земли; признал, что воздух имеет вес; сказал, что скорость света конечна; и сделал заявление, эквивалентное современному закону сохранения массы в химических реакциях.

Объявления

Начало

Эмпедокл родился 2500 лет назад, приблизительно в 490 г. до н.э.

Как и у многих людей, живших так давно, подробности его жизни отрывочны. Ученые полагаются на фрагменты из различных древних источников, чтобы узнать что-то о его жизни и его идеях.

Сам Эмпедокл говорит нам, что родился в Акрагасе, на острове Сицилия, который тогда был частью Древней Греции. Акрагас был великолепным городом, богатым в культурном и финансовом отношении.

Семья Эмпедокла была известной и богатой. Его дед, которого также звали Эмпедокл, держал скаковых лошадей. Его отец, Метон, был олимпийским чемпионом.

Эмпедокл получил образование у пифагорейцев, которые научили его тому, что на интеллектуальном уровне числа являются самой важной вещью во Вселенной. Все вещи можно было свести к числам, что давало идеальный способ понять вселенную.

Маловероятно, что он когда-либо встречался с Пифагором, который, вероятно, умер за несколько лет до рождения Эмпедокла.

Жизни избранных древнегреческих ученых и философов

На самом деле все, что можно узнать, имеет Число; ибо невозможно что-либо схватить умом или распознать без этого.

Филолай, ок. 470 — ок. 385 г. до н.э.

Пифагорейский ученый и философ

 

То, что мы знаем о науке Эмпедокла, происходит из трех источников:

  • ссылки других древних ученых и философов, таких как Аристотель
  • фрагмента длинной поэмы Эмпедокла О природе
  • фрагмента длинной поэмы Эмпедокла Очищения

Элементы

Эмпедокл разработал теорию о том, что все вещества состоят из четырех чистых неразрушимых элементов: воздуха, огня, воды и земли.

В некотором смысле замечательно, что Эмпедокл пытался упростить наш сложный мир до основных элементов.

Однако его четыре элемента на самом деле представляли собой увеличивает количество основных веществ.

  • Фалес, первый ученый в Древней Греции (и, вполне возможно, в мире), около 100 лет назад предположил, что все создано одним элементом – водой.
  • Тогда относительно неизвестный философ по имени Анаксимен предположил, что воздух, а не вода, является основным веществом вселенной.
  • Наконец, еще один философ, Гераклит, сказал, что огонь на самом деле является истинной субстанцией, из которой состоят все остальные.

Эмпедокл, вероятно, не мог сопоставить идею одноэлементного мира со своими собственными наблюдениями, и поэтому он увеличил количество элементов. Он описал воздух, огонь, воду и землю как:

«четырехкратный корень всех вещей».

Он считал, что все во Вселенной состоит из четырех элементов, включая живые организмы. Он также считал, что вся материя, живая или нет, обладает сознанием.

Довольно мистически, он считал, что материя удерживается воедино фундаментальной силой вселенной, которую он описал как Любовь и раздавленная другой силой – Раздор .

Хотя его теория четырех элементов ошибочна, она оказалась удивительно долговечной. Примерно через столетие после того, как Эмпедокл изобрел его, Аристотель популяризировал и дополнил его.

Четыре элемента Эмпедокла стали известны как элементы Аристотеля.

Более двух тысячелетий люди считали эти элементы основой всей материи. Теория обладала невероятной живучестью. В конце концов работа рациональных, основанных на фактах экспериментаторов, таких как Роберт Бойль и Антуан Лавуазье, низвела важность четырех элементов до исторического любопытства.

Сохранение массы-энергии

В 1770-х годах Антуан Лавуазье установил свой знаменитый закон сохранения массы, который гласит:

«Общая масса продуктов химической реакции идентична общей массе исходных материалов».

Другие ученые в 1600-х и 1700-х годах также делали заявления о сохранении массы.

Однако более 2000 лет назад Эмпедокл сказал что-то вроде:

«Ничего нового не приходит и не может возникнуть; единственное изменение, которое может произойти, — это изменение в расположении элементов».

В поэтической форме он сказал о четырех элементах:

«Ибо из этих элементов выросло все
Что было, есть или когда-либо будет…
… Друг через друга они обретают новые лица
Путем разнообразного смешения и стойкости сдача.»

Эмпедокл

О природе

 

Эволюция

Эмпедокл был первым человеком в истории, который предположил, что сегодняшняя жизнь на Земле возникла в результате процесса, который мы можем описать как естественный отбор.

В В «Природе » он изобразил Землю в ее ранние дни, населенную причудливыми существами — рогатым скотом с человеческими головами, руками без плеч и всевозможными другими чудовищными существами. Эти странные формы жизни вымерли, сказал Эмпедокл, оставив существ, которых мы видим сейчас.

Эмпедокл пришел к этому элементарному описанию естественного отбора вскоре после зарождения науки. Он не понимал, что естественный отбор может привести к эволюции совершенно новых видов. В его глазах в прошлом это действовало просто для удаления причудливых существ.

Скорость света

Эмпедокл считал, что скорость света не бесконечна. Мы знаем это, потому что, хотя собственная работа Эмпедокла по этой теме была утеряна, Аристотель сообщает нам:

«Эмпедокл говорит, что солнечный свет сначала попадает в промежуточное пространство, прежде чем он достигнет наших глаз или земли. Это кажется разумным».

Аристотель, 384–322 гг. до н. э.

De sensu

 

Вместо того, чтобы думать о скорости света в современном стиле, Эмпедокл, возможно, больше думал в терминах знаменитого парадокса дихотомии Зенона. Греческий философ Зенон жил в то же время, что и Эмпедокл, поэтому его парадокс, вероятно, повлиял на идеи Эмпедокла.

В парадоксе дихотомии Зенона вы пытаетесь добраться до пункта назначения. Ясно, что вы должны пройти половину пути, прежде чем доберетесь до пункта назначения. Пройдя половину пути, вы все еще не в пункте назначения. На самом деле теперь вам предстоит новое, хотя и более короткое путешествие, в котором вы все еще должны пройти половину пути, прежде чем достигнете пункта назначения, и т. д., и т. д. Парадокс Зенона состоит в том, что если вы всегда должны проходить половину пути, вы никогда не доберетесь до конечного пункта назначения.

К счастью, Эмпедокл не связывал себя узлами, которыми восхищался Зенон. Однако, если бы мысли Эмпедокла соответствовали его времени, он вполне мог бы признать, что свет, исходящий от солнца, должен пройти половину пути, прежде чем достичь Земля. Это может быть то, что он предлагает в цитате выше.

Какими бы ни были его мыслительные процессы, Эмпедокл был прав – солнечный свет не достигает нас мгновенно, а значит, скорость света конечна.

Чувства

Эмпедокл считал, что наши чувства не открывают нам весь мир. Есть вещи, которые наши ограниченные чувства не позволяют нам наблюдать. Было бы неплохо поверить, что он думал об ультрафиолетовом или инфракрасном свете, но это было не так. Он с похвальной мудростью просто выразил общий принцип.

Дыхание, давление воздуха и сжатие

В О природе Эмпедокл попытался объяснить дыхание, сравнив его с работой устройства для подъема воды.

Хотя его представления о дыхании были довольно неточными, его описание водоподъемника вызвало большой интерес.

Клепсидра – водовоз.

Эмпедокл описал девочку, играющую с клепсидрой — полым металлическим шаром с пробитыми внизу отверстиями и большим отверстием наверху, которое можно закрыть пальцем, как показано слева.

Эмпедокл заметил, что когда девушка закрывает верхнее отверстие пальцем и погружает сосуд в воду, жидкость не поступает. Он заблокирован весом воздуха в клепсидре. Если затем она уберет палец, сжатый воздух будет вытеснен набегающей водой. воздух снаружи клепсидры, пытающийся проникнуть внутрь, удерживает жидкость внутри клепсидры. Когда палец убирается, воздух устремляется внутрь, и вода стекает ливнем вниз.

Некоторые авторы, такие как Карл Саган в своем великолепном Космосе , описали наблюдения Эмпедокла как «эксперимент». , было веществом. На самом деле, кажется вероятным, что его целевая аудитория уже знала, что воздух — это вещество.

На самом деле Эмпедокл использовал хорошо известную клепсидру и (вероятно) не менее известный принцип ее работы, чтобы попытаться объяснить нечто более сложное — процесс дыхания. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образованные древние греки были довольны концепцией воздуха как субстанции.

Тот факт, что Эмпедокл признал, что воздух имеет вес, имеет историческое значение.

Астрономия

Согласно Эмпедоклу, четыре элемента вышли из вихря и сконденсировались в землю.

Он изобразил вселенную с землей в центре и солнцем в виде огромного скопления огня. Он описал солнечное затмение в следующих терминах:

«Луна, проходящая под солнечными лучами
, затемняет унылый участок Земли
размером с ее ширину. [Луна]»

Эмпедокл

О природе

 

Эмпедокл сказал, что небеса сферические и кристаллические и вращаются вокруг земли. Звезды — это огненные пятна, прикрепленные к сфере.

Некоторые личные данные и конец

Эмпедокл был сторонником демократического правления, и, как известно, он не проявлял особого энтузиазма по поводу следования правилам, установленным другими людьми.

Он был вегетарианцем. Он считал, что человеческие души могут обитать в телах животных, поэтому убийство и поедание любого животного было бы смертоносным и даже каннибалистическим. Это была типичная пифагорейская вера.

В Очищения Эмпедокл утверждал, что он бог с тысячами последователей:

«Я, бессмертный бог, уже не смертный, столь почитаемый всеми, хожу среди вас… Меня восхваляют мужчины и женщины, а за ними следуют тысячи просящих об избавлении…»

Эмпедокл

Очищения

 

Неясно, действительно ли он считал себя богом. Может быть, это была поэтическая вольность? Возможно, он был совершенно серьезен. Рассказы говорят, что он был торжественным, достойным человеком, который мог творить магию и исцелять больных.

Считается, что Эмпедокл умер, когда бросился в расплавленный кратер вулкана Этна, возвышающегося над Сицилией. Счета этого инцидента различаются. Некоторые говорят, что он сделал это, потому что не хотел, чтобы его тело нашли, чтобы люди думали, что он действительно был богом. Или, возможно, он пытался доказать свое бессмертие и действительно верил, что вернется к своим последователям как полноценный бог.

В качестве альтернативы, и менее драматично, он не прыгал в вулкан; он переехал на полуостров Пелопоннес на юге Греции, где умер по неизвестной причине.

Согласно Аристотелю, Эмпедокл умер в возрасте около шестидесяти лет. Другие древние источники утверждают, что он дожил до 77 или 109 лет. © Все права защищены.

Цитировать эту страницу

Пожалуйста, используйте следующую ссылку в соответствии с MLA:

 "Empedocles".  Известные ученые. Сайт известных ученых. 13 ноября 2015 г. Интернет.
. 

Опубликовано FamousScientists.org

Дальнейшее чтение
William Ellery Leonard
Фрагменты EmpeDocles
Open Court Publishing, 1908

Diogenes Laertius
Lives Of Adind Philosophers, перевод R.D. Hicks
Williams hiliamshan3 920353553 92053 9203553 92053 9203553 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 92053 9203553. Кейт Чемберс Гатри
История греческой философии: Том 2, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита
Издательство Кембриджского университета, 1962

Джонатан Барнс
Философы-досократы
Routledge, 2002

Empedocles — World History Encyclopedia

Эмпедокл (l. c. 484–424 до н. 500 г. до н.э.) и Пифагор (с ок. 571 по ок. 497 г. до н.э.) в представлении единого видения неизменной реальности, в которой возможны изменения. Он первым синтезировал досократовские философские системы.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) сделает это позже в своих знаменитых резюме, но Эмпедокл не только синтезировал системы, но и создал из них свое собственное уникальное видение. Его работа заключалась в объединении радикально разных философских верований в систему, в которой неизменное видение Парменида работало в согласии с постоянным изменением Гераклита и пифагорейского мистицизма, а также обращалось к «теории семени» Анаксагора (с ок. 500 г. до ок. 428 г. до н.э.). и монотеизм Ксенофана Колофонского (с 570 по 478 г. до н. Э.). Его работа повлияла на развитие концепции атомной вселенной Левкиппа (l. c. 5 век до н. э.) и Демокрита (l. c. 460–370 г. до н. э.), а также считается, что он был учителем софиста Горгия (l. c. 427 г. до н. э.). ), охватив тем самым почти все произведения досократиков.

Удалить рекламу

Реклама

Эмпедокл был первым, кто определил четыре элемента земли, воздуха, огня и воды как материальные причины существования, которые действуют во вселенной, управляемой двумя действенными причинами, Любовью и Раздором, которые объединяют и разрушают соответственно. Элементы были связаны вместе притяжением (Любовь) и разделены противостоянием (Раздор), но сами по себе были неизменны по своей природе. Таким образом, он смог примирить Парменида с Гераклитом. Подобно тому, как неизменные элементы принимали разные формы, так же и души людей, включая концепцию Пифагора о переселении душ (реинкарнации), в то время как верования Ксенофана включены в утверждение о том, что Божественное не так, как предполагали люди, и концепции Анаксагора. заключаются в том, что ничто в природе не может произойти из того, чем оно не является.

Фрагмент страсбургского произведения Эмпедокла

Википедия (общественное достояние)

Эмпедокл также включил в свое видение утверждения первых трех философов-досократов Фалеса Милетского (l. c. 585 г. до н. э.), Анаксимандра (l. c. 610–546 г. до н. э.) и Анаксимена (l. c. 546 г. сила» и воздух как Первопричина существования соответственно. Эмпедокл считался божеством при жизни и считалось, что он был взят в теле на небеса, никогда не переживая смерти, хотя недоброжелатели, кажется, начали известную легенду о том, что он прыгнул в вулкан, чтобы доказать, что он бог. Сегодня он считается одним из самых значительных (и, по мнению некоторых ученых, образцом) философов-досократиков.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Досократические философы

Ранние греческие мыслители известны под современным названием Досократические философы , потому что они жили и учили до Сократа Афинского (1. 470/469-399 до н.э.), хотя некоторые из них были его современниками. Хотя они пришли к решению многих философских вопросов, их первоначальное внимание было сосредоточено на определении Первопричины существования, не полагаясь на объяснение, данное греческой религией. Их произведения были утеряны, а их мысли сохранились во фрагментах, цитируемых более поздними авторами. Свидетельством широкого влияния Эмпедокла является то, что сохранилось больше его работ, чем любых других.

Говорят, что Эмпедокл одевался в пурпурные одежды, носил золотые сандалии и обладал способностью творить чудеса, например воскрешать мертвых.

Фрагменты Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена посвящены в первую очередь установлению Первопричины, в то время как пифагорейские концепции простирались дальше. Сам Пифагор ничего не записывал, и его верования были окончательно зафиксированы пифагорейцем Филолаем (с 470 до 385 г. до н. Э.). Ксенофан Колофонский порвал с установленной религией, утверждая, что она неточно изображает Божественное, которое состоит не из множества сверхчеловеческих божеств, а из единого Бога, не имеющего ничего общего с человечеством.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Эта линия мысли, согласно которой Божественное было Единым, вдохновляла Парменида и его элейскую школу (называемую так потому, что она возникла в Элее), которые утверждали, что реальность представляет собой единую, объединенную субстанцию, в которой участвует вся жизнь, и поэтому изменение является иллюзию, потому что множественность несовместима с единством. Чувственное восприятие сообщало людям, что они рождаются, стареют и умирают, но это лишь видимость и не отражает истинной сущности мироздания. Утверждения Парменида относительно ненадежности чувств были затем математически доказаны его учеником Зеноном Элейским (ок. 465 г. до н. э.), но все это было отвергнуто Гераклитом Эфесским, который выступал за огонь как Первопричину и сущность жизни как изменение.

Гераклит Эфесский

Йоханнес Морелсе (CC BY-SA)

Для Гераклита мир действовал посредством постоянных столкновений противоположностей, таких как день и ночь, которые олицетворяли трансформацию, и поэтому изменение было жизнью, не просто частью жизни, а самой жизнью. Эта мысль вдохновила Анаксагора и его «теорию семени», которая утверждала, что ничто не может происходить из своей противоположности, все должно происходить из чего-то своей собственной природы, и этим «чем-то» были частицы («семена»), содержащие сущность конкретной вещи. Волосы, например, не могли вырасти из чего-то не-волоса, поэтому сущность волос должна была присутствовать в человеке, чтобы появились волосы.

Удалить рекламу

Реклама

Жизнь и творчество Эмпедокла

Это была совокупность философских трудов, которые Эмпедокл имел перед собой, когда начал свои собственные исследования. Как и почему он заинтересовался философией, неизвестно. Его единственную «биографию» дает историк Диоген Лаэртский (180–240 гг. до н. э.), который никогда не цитирует свои источники, повторяет легенду как факт и часто путает названия мест и людей. Даже даты Эмпедокла не согласованы, начиная с ок. 49с 4 по 434 г. до н.э., ок. 492–432 гг. до н. э., или, что чаще всего упоминается, ок. 484-424 гг. до н.э. Он был уроженцем Акрагаса (современный Агридженто), Сицилия, и происходил из богатой дворянской семьи.

Истинное познание мира, говорит Эмпедокл, заключается в познании сущностного Единства сущности всех вещей.

Его дед был коневодом и чемпионом Олимпийских игр по скачкам в 496 г. до н.э. Его отца звали Метон или Эксанет, и он дал Эмпедоклу хорошее образование. В соответствии с традиционной моделью того времени, это означало бы, что мальчика отправили бы в школу в каком-нибудь интеллектуальном центре, где он бы научился искусству публичных выступлений и политике — и, возможно, это был курс, которому поначалу следовал Эмпедокл, — но он упоминается только как ученик философов, которые не преподавали эти предметы, включая Анаксагора, Анаксимандра, Пифагора, Парменида и Ксенофана.

Судя по его писаниям, он был хорошо знаком с мистической религией орфизма, сосредоточенной на легендарном музыканте Орфее и подчеркивающей реальность жизни после смерти. Говорят, что он был вовлечен в политику в Акрагасе и обычно вставал на сторону бедняков, даже отказываясь от руководства городом, когда казалось, что это означало согласие с богатой элитой. Если это правда, то это придает некоторый вес утверждению Диогена Лаэртского о том, что именно Эмпедокл первым обнародовал пифагорейские верования, поскольку это соответствовало бы его эгалитарным наклонностям, если бы он взял «тайные знания» элиты пифагорейцев и поделился ими. с каждым. Однако обычно считается, что именно Филолай первым предложил публике пифагорейские идеи.

Удалить рекламу

Реклама

Диаграмма космического цикла Эмпедокла

Паоло Ангилери (CC BY-SA)

Фрагменты

Эмпедокла взяты из двух работ (или из одной длинной работы с двумя разделами), О природе и Очищения . О природе посвящен космогонии и месту человечества во Вселенной, в то время как Очищения представляет собой мистическую работу, основанную на пифагорейских и элейских принципах и гармонирующую с принципами других философов. Помимо этого, Эмпедоклу приписывают другие более короткие произведения, такие как гимн Аполлону, но по этому поводу нет единого мнения ученых. В обеих работах Эмпедокл демонстрирует обширные знания о досократических философах, как отмечает ученый Форрест Э. Бэрд:

Эмпедокл был первым великим синтезатором в истории философии. Около 450 г. до н. э., за целый век до обобщения Аристотеля, Эмпедокл пытался найти место в своей мысли для всех основных вкладов своих предшественников. Объясняя зарождение и разрушение, если не все изменения, в терминах смешения и разделения, Эмпедокл стремился примирить утверждение Гераклита о реальности изменения с утверждением элеатов о том, что зарождение и разрушение немыслимы. (31)

Однако Эмпедокл не просто повторил утверждения своих предшественников и современников, но создал из них совершенно новую систему, которую затем проповедовал как средство личного просвещения. Говорят, что он одевался в пурпурные одежды, носил золотые сандалии и обладал способностью творить чудеса, такие как воскрешение мертвых, лечение города от чумы и перенаправление ветра и воды. Говорят, что он сам заявлял, что он божественен, и в его работах есть отрывки, которые определенно предполагают это.

Философия Эмпедокла

Хотя ученые до сих пор обсуждают эту тему, кажется, что обе работы Эмпедокла изначально были единым произведением. Ученый Гордон Кэмпбелл пишет:

Удалить рекламу

Реклама

В 1990 году первые фрагменты древнего папируса Эмпедокла были заново открыты в Страсбургском университете и опубликованы в 1999 году… Среди другой важной новой информации, которую они дают о философии Эмпедокла… оказалось, что самый длинный из новых фрагментов является продолжением самого длинного из ранее известных фрагментов, и, таким образом, теперь они вместе образуют непрерывный текст … теперь кажется весьма вероятным, что Эмпедокл ввел темы греха и очищения в начале физической поэмы. Фактически, теперь можно утверждать, что все фрагменты Очищение можно разместить в первой части первой книги О природе . (3)

Эмпедокл адресует О природе своему ученику Павсанию (очевидно, не известному географу II века н.э.) и, интерпретируя обе его работы как относящиеся к природе вселенной и своему месту в ней, объясняет, как реальность может быть единым, постоянным единством. при этом допуская множественность и изменение. Четыре элемента вечны и неизменны по своей природе — вода всегда будет водой, находится ли она в ручье, океане, ванне или чашке — но форма, которую принимает вода, может измениться. Люди могут обнаружить горный источник и объявить, что это исток реки в долине, но источник и река имеют одну и ту же сущность, просто вода имеет разную форму и объем.

Голова Зевса, Артемезий Бронзовый

Роберт Х. Консоли (Авторское право)

Четыре элемента кажутся людям отличными друг от друга, но все они имеют одну и ту же божественную сущность, и Эмпедокл связывает их с четырьмя божественными фигурами — Зевсом (огонь), Герой (воздух), Аидоней (царь, связанный с Аидом, землей), и Нестис (другое имя Персефоны, жены Аида, воды). Эмпедокл считал их корнями или сущностью, наполняющей бытие, но утверждал, что то, что возникает из этих корней, на самом деле не «возникло в бытие», потому что, по сути, оно существовало всегда:

Когда эти [элементы] смешались в образе человека, или какого-либо дикого животного, растения или птицы, люди называют это «возникновением», а когда они разделяются, люди называют это «злой судьбой [уходом]». . Это установленный обычай, и я сам согласен с обычаем, [но] дураки! Нет далеко идущих мыслей у тех, кто воображает, что то, чего раньше не было, может возникнуть или что что-либо может погибнуть и полностью разрушиться. Ибо возникнуть из совершенно несуществующего непостижимо, и невозможно и неслыханно, чтобы сущее прешло. Ибо оно будет всегда, куда бы вы его ни поставили… нет настоящего «рождения» всякой смертной твари, ни конца в жалкой смерти, а только смешение и разделение смешанного, и «возникновение» есть просто имя, данное им людьми. (ДК 31B.8-12/Робинсон 157-158)

Вселенная, единая неизменная сущность, частью которой являются все вещи, удерживается в форме Любовью, которая притягивает и связывает, и является целостной, пока сила Любви не уступает место Раздору, который разрывает узы и позволяет различать форма — но каждая «форма» сохраняет ту же сущность. Когда господство Раздора снова уступает место Любви, все снова связывается. Таким образом, рождение, старение и смерть — это просто изменение формы вечной сущности. Как говорит Эмпедокл:

Расскажу я двоякую историю: в одно время оно [существование] выросло в одно только из многих, а в другое время снова разделилось во многие из одного. Существует двойное рождение смертного и двойное исчезновение; ибо соединение всех вещей порождает одно поколение и уничтожает его, а другое возрождается и рассеивается, когда они снова разделяются. И эти вещи никогда не прекращают своего непрерывного обмена местами, то объединяясь в одно благодаря Любви, то снова отталкиваясь друг от друга отталкиванием Раздора. (ДК 31B.17/Робинсон, 159/ Кэмпбелл, 6)

Человеческие существа, растения и животные были рождены из земли, поскольку Раздор вызвал дифференциацию в форме, и все они возвращаются в вечную сущность, поскольку Любовь проявляет свое влияние и возвращает в Единое сущность, которая была отделена от него. Таким образом, смерть — это не конец жизни, а лишь трансформация, и каждый человек, который должен «не быть больше», лишь оставил одну форму, чтобы принять другую. В этом Эмпедокл опирается на концепцию Пифагора о переселении душ и утверждает, что каждый ныне живущий человек в то или иное время был многими разными вещами:

Ибо к настоящему времени я был мальчиком, девочкой, растением, птицей и глупой морской рыбой. (ДК 117B.33/Бэрд, 35)

Афинская школа Рафаэля

Рафаэль (общественное достояние)

Если это так, говорит Эмпедокл, то следует также придерживаться пифагорейского вегетарианства, ибо каждое живое существо на земле есть дух в телесной форме, а мясоедение есть грех, отделяющий человека от Божества, собственной природы и других, считаясь с другими. живые существа менее важны, чем ты сам. Чтобы достичь истинного понимания, говорит Эмпедокл, нужно слушать его и пытаться понять концепции, которые он предлагает. Поступая так, человек действительно поймет природу существования, а не только схватит его часть и заявит о полном знании:

Ибо ограничены средства схватывания… и много страданий, которые давят и притупляют мысли. И, взглянув при жизни лишь на малую часть бытия, обреченные на быструю гибель, как дым, они возносятся и уносятся прочь, веря только тому, на что они как личности случайно наткнутся, блуждая во всех направлениях; но каждый хвастается тем, что нашел Целое; так мало вещей, которые люди могут увидеть, услышать или постичь разумом. (Фримен, 51, фрагмент 2)

Истинное познание мира, говорит Эмпедокл, заключается в признании сущностного Единства сущности всех вещей, в том, что все и каждый является частью Всего, и в понимании себя как вечного духа, пребывающего в настоящее время в человеческом облике. Форма человека в конце концов разрушится под действием Раздора, но будет собрана обратно в вечную, недифференцированную сущность благодаря притяжению Любви.

Заключение

Эмпедокл, по-видимому, твердо предположил, что люди страдают из-за того, что имеют неправильное представление о природе существования, думая, что они рождаются, живут, а затем перестают существовать после смерти или блуждают как призраки в другом царстве. Он утверждает, что вместо этого человек возвращается к сущностной сущности после того, как покидает тело, а затем возвращается в другой форме. В этом его учения сходны с учениями Будды (с 563 по 483 г. до н. э.), который также признавал, что страдание вызвано неведением человека о природе существования. Как только человек постиг истинную природу реальности, утверждал Будда, истина освободит его от цикла перерождений, смерти и страданий.

Как уже отмечалось, фрагментов Эмпедокла сохранилось больше, чем фрагментов любого другого досократовского философа, и Платон ссылается на него чаще, чем на большинство других. Знаменитый пассаж Платона в «Симпозиуме », в котором драматург Аристофан обсуждает целые существа, которые были разделены на части и вечно искали свою вторую половину, является прямой отсылкой к концепции Эмпедокла о любви и раздоре.

Его концепция единой сущности реальности вдохновила концепцию атомарной вселенной, отстаиваемую Левкиппом и Демокритом, утверждая, что вся материя состоит из одной субстанции, но также поддержала заявление Горгия о том, что не существует такой вещи, как «знание», а только « мнение», и истина существования была в конечном счете непознаваема.