Буддизм в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий

Автор Людмила Жукова

1. Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница»  Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред­ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст­венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате­лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри­тельно называют хинаяной, то есть «малой колес­ницей», — ведь оно предпола­гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни­сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро­вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н.  э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест­венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден­ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен­ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи  В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхи­саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд­дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед­ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен­ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда­вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима­ется как свидетель­ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита­нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер­вых буддийских культовых соору­жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми­ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже­ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий­скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи­нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере­родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере­рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона­чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по­читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно­виднос­тей ступ, и их архитектурный облик во мно­гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу­сфериче­скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро­шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз­ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий­ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век



Rubin Museum of Art



Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.

    М., 1993.

  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

    СПб., 1999.

  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.

    М., 2014.

  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.

    London, 2006.

  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Теги

Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Граффити дня

Любовь и ревность в Помпеях

Хайку дня

Басё о разлуке

Стихотворение дня

Анна Ахматова

Архив

История

Тест: из какого вы тайного общества?

Секта «Белый лотос» или общество «Череп и кости»? Масоны или ассасины?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

«Кто у буддистов бог, если Будда был человеком?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

РелигияВера+3

нариман ибрагимов

  ·

10,1 K

Ответить3Уточнить

Антон Панков

Религия

44

Комментирую на основе авторитетных источников.  · 22 июн 2020

Шримад-бхагаватам 1.3.24 Перевод

Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны.

Комментарий

Господь Будда, могущественное воплощение Личности Бога, явился в провинции Гая (Бихар) как сын Анджаны и проповедовал учение о непричинении вреда живому, осуждая даже разрешенные Ведами жертвоприношения животных. Во времена Господа Будды люди в большинстве своем были атеистами. Мясо животных они предпочитали всему остальному. Под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были устроены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догмам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное воздействие на психику людей. Малоразумные люди века Кали, не имевшие веры в Бога, стали соблюдать установленные им принципы, и какое-то время действительно придерживались моральных норм и принципа ненасилия, который является первой ступенью на пути к осознанию Бога. Он обманул атеистов, следовавших его принципам, потому что они не верили в Бога, но зато безоговорочно верили в Господа Будду, который сам был воплощением Бога. Так он заставил неверующих уверовать в Бога в образе Господа Будды. В этом заключается милость Господа Будды: он заставил неверующих поверить в него.

Перед приходом Господа Будды убийство животных было распространено в обществе повсеместно. Люди называли это ведическими жертвоприношениями. Поверхностных читателей Вед, принимающих это знание не по цепи авторитетной ученической преемственности, витиеватый стиль этих книг вводит в заблуждение. В «Бхагавад-гите» дается характеристика таких глупых ученых (авипаш́читах̣). Недалекие «знатоки» ведической литературы, не заботящиеся о том, чтобы принять трансцендентное послание из трансцендентного источника ученической преемственности, неизбежно сбиваются с толку. Для них все сводится к ритуальным церемониям. Как утверждается в «Бхагавад-гите» (15.15), ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣: все Веды призваны помочь человеку постепенно встать на путь, ведущий к Верховному Господу. Вся ведическая литература посвящена познанию Верховного Господа, индивидуальной души, космического проявления и их взаимоотношений. Когда эти взаимоотношения поняты, начинается соответствующая им деятельность, благодаря которой можно легко достичь высшей цели жизни — вернуться к Богу. К сожалению, тех, кто, изучая Веды, не следует путем авторитетов, привлекают только очистительные обряды, и это препятствует их естественному прогрессу.

Для таких сбитых с толку людей с атеистическими наклонностями Господь Будда является олицетворением теизма. Поэтому он хотел прежде всего положить конец обычаю убийства животных. Убийцы животных представляют собой опасность на пути, ведущем обратно к Богу. Есть два типа убийц животных. Иногда душу тоже называют «животным», то есть живым существом. Таким образом, и те, кто забивает животных, и те, кто забыл, что они — душа, в равной мере являются убийцами животных.

Махараджа Парикшит сказал, что только убийцы животных не способны наслаждаться трансцендентным посланием Верховного Господа. Поэтому, как уже говорилось, для того, чтобы вести людей к Богу, их нужно научить отказаться от убийства животных. Невозможно придумать большей нелепицы, чем утверждение о том, что убийство животных не имеет никакого отношения к духовному самоосознанию. Эта опасная теория по милости Кали-юги породила множество так называемых санньяси, которые, прикрываясь Ведами, проповедуют убийство животных. Этот вопрос уже обсуждали в Своей беседе Господь Чайтанья и мулла Чханд Кази Шахеб. Принесение животных в жертву, о котором говорится в Ведах, не имеет ничего общего с бесконтрольным истреблением их на бойнях. Из-за того, что асуры — так называемые знатоки ведических писаний — оправдывали убийство животных цитатами из Вед, Господь Будда на словах отверг авторитет Вед. Он пошел на это, чтобы уберечь людей от греха убийства животных, а несчастных животных — от боен, устраиваемых их старшими братьями, которые много говорят о всеобщем братстве, мире, справедливости и равенстве. Пока убиваются животные, о справедливости не может быть и речи. Господь Будда хотел прекратить это повсюду, поэтому его учение ахимсы распространилось не только в Индии, но и за ее пределами.

Формально философию Господа Будды относят к атеистическим философиям, так как она не признает Верховного Господа и отвергает авторитет Вед. На самом же деле Господь замаскировал Свои намерения. Господь Будда — воплощение Бога и, следовательно, изначальный учитель ведического знания. Поэтому он не может отвергать философию Вед. Но он сделал вид, что отвергает ее, потому что сура-двиша, демоны, враждебно относящиеся к преданным Бога, ссылаясь на Веды, пытались оправдывать убийство коров и других животных, а сейчас этим занимаются нынешние так называемые санньяси. Господь Будда был вынужден полностью отвергнуть авторитет Вед. Не будь это просто формальностью, Господа Будду не признавали бы воплощением Бога, а поэт Джаядева, ачарья вайшнавов, не поклонялся бы ему в своих трансцендентных песнях. Господь Будда (как и Шанкарачарья) проповедовал начальные принципы Вед в наиболее приемлемой для того времени форме, утверждая тем самым их авторитет. Таким образом, и Господь Будда, и Ачарья Шанкара прокладывали путь теизму, а ачарьи вайшнавов, в особенности Господь Шри Чайтанья Махапрабху, вели по нему людей к достижению цели этого пути — возвращению к Богу.

Нас радует, что люди проявляют интерес к движению ахимсы Господа Будды. Но отнесутся ли они к нему настолько серьезно, чтобы закрыть все бойни? Если нет, культ ахимсы теряет всякий смысл.

«Шримад-Бхагаватам» был составлен перед самым началом века Кали (около пяти тысяч лет назад), а Господь Будда приходил около двадцати шести столетий тому назад. Таким образом, в «Шримад- Бхагаватам» предсказан приход Господа Будды. Таков авторитет этого ясного писания. В нем содержится много подобных пророчеств, и они сбываются одно за другим. Так будет подтверждаться безупречная репутация «Шримад-Бхагаватам», свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств — четырех недостатков, присущих всем обусловленным душам. Освобожденные души выше этих недостатков, поэтому способны видеть и предсказывать события, которые произойдут в далеком будущем.

Евгений Белянцев

11 августа 2020

Вот из приведённого текста, с комментарием Прабхупады, понятно кому поклоняются кришнаиты.
Зачем Богу врать? Зачем… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Константин Бенкен

Биология

766

Биолог, преподаватель, автор блога «Оттиск на тисе» https://yandex.ru/q/loves/tisnu/  · 7 июл 2021  · tis.nu

Если под богом понимать того или тех, кто создал мир, вселенную, людей и так далее, то в буддизме нет такого бога. Мир — Сансара безначальна, потому её никто не мог создать.

Блог на полях книги — о книгах, науке и вокруг них.

Перейти на t.me/tisnu_channel

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Николай Мигашкин

115

Нормативный психолог, психоаналитик, фрилансер, философ  · 16 мар 2019

Пантеизм есть и в христианстве — богоподобие, есть апостолы, святители, святые, ангелы. Человек есть сначала духовное, потом, социальное и телесное. Основы  Целого духовные, которые определяют содержание частей.  В исламе Бог, как целое  персонифицирован, поэтому он строго следит за своими верующими как Человек, отмечая достойное и недостойное. Ислам, как вера формирует… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Denis Scliarov

1,7 K

Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 6 июн 2018

В исходном своём варианте, который сохранился в виде хинаяны на Шри-Ланке и ещё в нескольких местах, буддизм понятия «бог» вообще не имеет. Сам Будда отказывался отвечать на вопрос о существовании-несущестовании богов (погуглите «10 вопросов, на которые не отвечал Будда»), но его последователи, в процессе развития философии, пришли к аргументированному атеизму.
В… Читать далее

нариман ибрагимов

6 июня 2018

То есть буддизм это атеизм в лице религии

Комментировать ответ…Комментировать…

Roman

5,9 K

Псехолух, офисный таракан и алкоголик. Больше не сижу на сервисе.  · 7 июн 2018

Буддизм относится к пантеистическим религиям, в нём Бог не персонифицирован, он выражен скорее в некотором общемировом принципе, духе. Бог иммонентен миру, и у буддистов абсолютный конец, т.е. освобождение от кармы или спасение — и есть полное растворение личного ума (не души, её в буддизме нет!) в этом мировом духе. Это и понимается как «ничто» или нирвана.
P.s. Будда… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Константин Арсеньев

1,3 K

7 июн 2018

Это учение о самосовершенствовании, оно никакого отношения к богам, созданию мира и подобной чепухе не относится, эти знания не сделают тебя лучше или хуже, а потому бесполезны.
Скажем так, учение Будды относится к богам также как и математика к любви.

Roman

7 июня 2018

«Тот, кто считает, что слова «любовь» и «математика» сочетаются вместе только как «любовь к математике», ничего не. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Буддизм | Национальное географическое общество

Буддизм — одна из основных мировых религий. Он возник в Южной Азии примерно в 5 веке до н.э. с Сиддхартхой Гаутамой, и в течение следующих тысячелетий она распространилась по Азии и остальному миру. Буддисты верят, что человеческая жизнь — это цикл страданий и перерождений, но если человек достигает состояния просветления ( нирвана ), можно навсегда выйти из этого цикла. Сиддхартха Гаутама был первым человеком, достигшим этого состояния просветления, и до сих пор известен как Будда. Буддисты не верят ни в какое божество или бога, хотя существуют сверхъестественные фигуры, которые могут помочь или помешать людям на пути к просветлению.

Сиддхартха Гаутама был индийским принцем в пятом веке до нашей эры. которые, увидев бедных и умирающих людей, поняли, что человеческая жизнь есть страдание. Он отказался от своего богатства и провел время в нищете, медитируя и путешествуя, но в конечном итоге, оставаясь неудовлетворенным, остановился на том, что называлось «Средним путем». Эта идея означала, что ни крайний аскетизм, ни чрезмерное богатство не были путем к просветлению, а, скорее, образом жизни между двумя крайностями. В конце концов, в состоянии глубокой медитации он достиг просветления, или нирвана под деревом Бодхи (деревом пробуждения). Храм Махабодхи в Бихаре, Индия — место его просветления — теперь является главным местом паломничества буддистов.

Будда учил Четырем Благородным Истинам. Первая истина называется «Страдание ( дуккха )» и учит, что каждый в жизни так или иначе страдает. Вторая истина: «Происхождение страдания ( самудая )». В нем говорится, что все страдания происходят от желания ( танха). Третья истина – «Прекращение страданий» ( nirodha )», и в нем говорится, что можно перестать страдать и достичь просветления. Четвертая истина, «Путь к прекращению страданий ( магга )», касается Срединного пути, то есть шагов к достижению просветления.

Буддисты верят в колесо перерождения, где души рождаются снова в разных телах в зависимости от того, как они вели себя в своих предыдущих жизнях. Это связано с «кармой», которая относится к тому, как хорошие или плохие поступки человека в прошлом или в его прошлых жизнях могут повлиять на него в будущем.

Существуют три основные школы буддизма: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна. Буддизм Махаяны распространен в Китае, Тайване, Японии и Южной Корее. Он подчеркивает образцы для подражания бодхисаттв (существ, которые достигли просветления, но возвращаются, чтобы учить людей). Буддизм тхеравады распространен в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде, Лаосе и Бирме (Мьянме). Он подчеркивает монашеский образ жизни и медитацию как путь к просветлению. Ваджраяна — главная школа буддизма в районе Тибета, а также в Непале, Бутане и Монголии. Она предлагает последователям более быстрый путь к просветлению, чем Махаяна или Тхеравада.

Буддизм был противоречивой религией. Глава тибетской школы буддизма и традиционный лидер Тибета Далай-лама бежал из контролируемого Китаем Тибета в 1959 году в Индию, опасаясь за свою жизнь. Многие тибетские буддисты активно сопротивляются китайскому контролю над регионом. Недавно нынешний Далай-лама, которого считают четырнадцатой реинкарнацией первого Далай-ламы, поднял вопрос о том, выберет ли он реинкарнацию и где.

Есть ли Бог в буддизме?

Огромное количество буддийских писаний, включая различные версии на разных языках, различные толкования и различные практики, привели к множеству разнообразных форм буддизма.

В настоящее время основное различие проводится между подразделениями буддизма Тхеравады и Махаяны, но в каждой основной форме существует множество подразделений и школ.

Кроме того, обе нынешние ветви возникли спустя сотни лет после жизни Будды и продолжали развиваться веками. Учитывая это, трудно охарактеризовать четкие различия, за исключением того, что ветвь Тхеравады более консервативна в том смысле, что она принимает меньше писаний, но включает весь палийский канон; в то время как ветвь Махаяны принимает еще несколько писаний, в том числе некоторые очень известные сутры, включая Сутру Лотоса, Сутру Сердца, Алмазную Сутру и Сутру Амитабха.

Кроме того, буддисты Махаяны обычно больше почитают бодхисаттв. Приблизительным западным эквивалентом могут быть «святые», которые далеко продвинулись по пути, предписанному Буддой, и способны учить других своим примером, как объясняется в этом отрывке из беседы бахаи Абдул-Баха, сына Бахаулла, пророк и основатель Веры Бахаи, дал в Париже:

Как вы думаете, почему этих людей называли «Святыми»? Это слово имеет очень реальный смысл. Святой – это тот, кто ведет жизнь в чистоте, тот, кто освободился от всех человеческих слабостей и несовершенств. … Если Божественная природа человека доминирует над его человеческой природой, мы имеем святого.

СВЯЗАННЫЕ: Как быть бахаи углубило мое определение межконфессиональных отношений самый основной вопрос о буддизме: теистический ли он? Верят ли буддисты в Бога?

Чтобы хотя бы понять вопрос, служение Будды следует рассматривать в исторической перспективе. Добуддийская ведическая религия в Индии находилась в периоде упадка, когда появился Гаутама Будда. В буддийском повествовании говорится, что привилегированная каста ведических жрецов того времени, брахманы, испортилась и мало знала об истинном духе религии. Таким образом, они не могли указать другим путь к Богу. Ученик Будды, Васеттха, прокомментировал эту ситуацию Будде. Сообщается, что Будда ответил:

Тогда и ты говоришь, Васеттха, что брахманы [жрецы] несут гнев и злобу в своих сердцах, грешны и неуправляемы, в то время как Брахман [Бог] свободен от гнева и злобы, безгрешен и самодостаточен. мастерство. Итак, может ли быть согласие и сходство между брахманами и Брахманом?

Здесь Будда говорит о Боге — Брахмане — и говорит, что его беспокоят характер и действия священников, которые не отражают верно чистый свет Бога. Уже это ставит буддизм в область теистических религий, как и многие подобные упоминания в буддийских писаниях.

Однако Будда жил в то время и в том месте, когда люди тонули в море богов и богословских рассуждений. Поэтому вполне разумно, что он не хотел вмешиваться в интеллектуальную борьбу, и, конечно же, в Священных Писаниях записано, что он сопротивлялся втягиванию в эти различия. В сутре 63 Маджхима-Никаи ученик Малункьяпутта спросил Будду, почему он не отвечает на их богословские вопросы. Будда ответил:

Это как если бы, Малункьяпутта, человек был ранен стрелой, густо смазанной ядом, и его друзья и товарищи, его родственники и родственники должны были найти для него врача или хирурга; и больной должен был сказать: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю, принадлежал ли ранивший меня человек к касте воинов, или к касте браминов, или к касте земледельцев, или к касте прислуги». .

Или еще он должен был сказать: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю имя человека, ранившего меня, и к какому клану он принадлежит.

Или еще он должен был сказать: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю, был ли человек, ранивший меня, высоким, низким или среднего роста… [Упоминаются многие другие условия]

Тот человек умер бы, Малункьяпутта, так и не узнав этого.

Точно так же, Малункьяпутта, любой, кто скажет: «Я не буду вести религиозную жизнь под руководством Благословенного, пока Благословенный не объяснит мне либо то, что мир вечен, либо что мир не вечен, что мир конечен, что мир бесконечен, что душа и тело тождественны, что душа — это одно, а тело — другое, что святой существует после смерти, что святой не существует после смерти, что святой одновременно существует и не существует после смерти, что святой ни существует, ни не существует после смерти — этот человек умрет, Малункьяпутта, до того, как Татхагата [тот, кто пришел] когда-либо объяснит ему это.

Как объяснил Будда, продолжая: «Религиозная жизнь, — сказал он, — не зависит от догмы». Догмат «не приносит пользы, не имеет ничего общего с основами религии и не ведет к отвращению, отсутствию страсти, прекращению, покою, сверхъестественным способностям, высшей мудрости и нирване; поэтому я не объяснил этого».

СВЯЗАННЫЕ: Три великие ранние религии Востока

Согласно Будде, суть религии — наиболее полезная часть — должна заключаться в практиках, облегчающих страдания и приближающих людей к спасению, к нирване.