Мученик Евтро́пий Амасийский

Дни памяти

16 марта

Житие

Жития мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

Свя­тые му­че­ни­ки Ев­тро­пий, Клео­ник и Ва­си­лиск по­стра­да­ли в го­ро­де Ама­сии Пон­тий­ской (Ма­лая Азия) око­ло 308 го­да.

Бра­тья Ев­тро­пий и Клео­ник и пле­мян­ник свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) Ва­си­лиск бы­ли дру­зья­ми. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го Фе­о­до­ра они на­хо­ди­лись в за­клю­че­нии и сво­ей про­по­ве­дью при­ве­ли к хри­сти­ан­ской ве­ре мно­гих языч­ни­ков, быв­ших с ни­ми в тем­ни­це.

Ко­гда ис­тя­зав­ший свя­то­го Фе­о­до­ра Пуб­лий бес­слав­но по­гиб, по­ра­жен­ный Бо­жи­им гне­вом, пра­ви­те­лем Ама­сии Пон­тий­ской был на­зна­чен Ас­кли­пи­о­дот, не усту­пав­ший в же­сто­ко­сти сво­е­му пред­ше­ствен­ни­ку. Узнав, что дру­зья му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на все еще на­хо­дят­ся в тем­ни­це, пра­ви­тель ве­лел при­ве­сти их к се­бе. Пе­ред но­вым пра­ви­те­лем свя­тые Ев­тро­пий, Клео­ник и Ва­си­лиск так же твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста. Они бы­ли бес­по­щад­но из­би­ты, так что те­ла их пре­вра­ти­лись в сплош­ную ра­ну. Во вре­мя пы­ток свя­той Ев­тро­пий гром­ко мо­лил­ся Спа­си­те­лю: «Даждь, Гос­по­ди, нам тер­пе­ния со­вер­шен­но­го в ра­нах сих ра­ди вен­ца му­че­ни­че­ско­го, и при­и­ди на по­мощь к нам, яко­же к ра­бу Тво­е­му Фе­о­до­ру при­шел еси». В от­вет на моль­бу свя­то­го му­че­ни­кам явил­ся Сам Гос­подь с Ан­ге­ла­ми и с ни­ми свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон, ска­зав­ший им: «Се на по­мощь ва­шу Спа­си­тель при­и­де, да из­вест­ны бу­де­те о веч­ной жиз­ни».

Во­и­ны и мно­гие из сто­яв­ших по­бли­зо­сти лю­дей так­же спо­до­би­лись ви­деть Спа­си­те­ля. Они ста­ли про­сить Ас­кли­пи­о­до­та пре­кра­тить пыт­ки. Уви­дев, что на­род вол­ну­ет­ся и го­тов уве­ро­вать в Ис­тин­но­го Бо­га, пра­ви­тель ве­лел уве­сти му­че­ни­ков. По­том пра­ви­тель при­гла­сил свя­то­го Ев­тро­пия к се­бе на обед и пред­ло­жил ему пуб­лич­но при­не­сти жерт­вы язы­че­ским бо­гам, а в ду­ше оста­вать­ся хри­сти­а­ни­ном.

Но Ев­тро­пий от­верг это пред­ло­же­ние. На сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ков при­ве­ли в язы­че­ский храм, чтобы на­силь­но за­ста­вить их при­не­сти жерт­вы. То­гда Ев­тро­пий стал про­сить Спа­си­те­ля: «Гос­по­ди, бу­ди с на­ми, а все язы­че­ское бес­но­ва­ние ис­тре­би. Даждь, да на ме­сте сем хри­сти­ане Бес­кров­ные Жерт­вы при­не­сут Те­бе, Ис­тин­но­му Бо­гу». Толь­ко про­зву­ча­ло по­след­нее сло­во мо­лит­вы, как на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, ста­ли ру­шить­ся сте­ны хра­ма, а с ни­ми раз­би­лось и изо­бра­же­ние бо­ги­ни Ар­те­ми­ды. Все бро­си­лись из хра­ма, чтобы не по­гиб­нуть сре­ди раз­ва­лин. Сре­ди шу­ма зем­ле­тря­се­ния раз­дал­ся свы­ше глас: «Мо­лит­ва ва­ша услы­ша­на, и на этом ме­сте бу­дет дом для мо­лит­вы хри­сти­ан».

Ко­гда кон­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, ед­ва опом­нив­ший­ся от стра­ха пра­ви­тель Ас­кли­пи­о­дот ве­лел врыть в зем­лю вы­со­кие де­ре­вян­ные ко­лья, при­вя­зать к ним му­че­ни­ков и по­ли­вать ки­пя­щей смо­лой. Свя­тые ста­ли мо­лить­ся Бо­гу, а Ев­тро­пий вос­клик­нул, об­ра­ща­ясь к му­чи­те­лям: «Да об­ра­тит Гос­подь де­ло ва­ше про­тив вас!» И смо­ла ста­ла об­те­кать те­ла му­че­ни­ков, как во­да мра­мор, и об­жи­гать му­чи­те­лей. Ви­дев­шие это при­шли в ужас, а пра­ви­тель в оже­сто­че­нии при­ка­зал рвать те­ла свя­тых же­лез­ны­ми крю­чья­ми и уязв­лять их ра­ны гор­чи­цей, сме­шан­ной с со­лью и ук­су­сом. Свя­тые и эти му­ки пе­ре­нес­ли с уди­ви­тель­ной твер­до­стью.

По­след­нюю ночь пе­ред каз­нью му­че­ни­ки про­ве­ли в мо­лит­ве, и сно­ва Гос­подь явил­ся им и укреп­лял их.

Утром 3 мар­та свя­тые Ев­тро­пий и Клео­ник бы­ли рас­пя­ты, а Ва­си­лиск остав­лен в за­то­че­нии.

22 мая в го­ро­де Ко­ма­нах каз­ни­ли свя­то­го Ва­си­лис­ка. Его обез­гла­ви­ли, а те­ло бро­си­ли в ре­ку. Од­на­ко хри­сти­ане на­шли его остан­ки и по­хо­ро­ни­ли их на вспа­хан­ном по­ле. Поз­же в Ко­ма­нах бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь во имя свя­то­го Ва­си­лис­ка.

См. так­же:

  • Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ев­тро­пия, Клео­ни­ка и Ва­си­лис­ка свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска иером. Макарий Симонопетрский

Развернуть

Случайный тест

ЕВТРОПИЙ АМАСИЙСКИЙ — Древо

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Изменить

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Мч. Евтропий Амасийский

Евтропий Амасийский (+ ок. 308), мученик.

Память 3 марта.

Родные братья Евтропий и Клеоник пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года. Братья были дружны с племянником святого великомученика Феодора Тирона Василиском. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.

Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. В ответ на молитву святого Евтропия святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: «Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни».

Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином. Но Евтропий отверг это предложение.

На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: «Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу». Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: «Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан».

Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: «Да обратит Господь дело ваше против вас!» И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.

Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.

Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении и казнен позднее.

  • http://www.jmp.ru/svyat/mar03.htm

Редакция текста от: 15.03.2008 15:47:56

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана,
значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием.
Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста,
вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«ЕВТРОПИЙ АМАСИЙСКИЙ» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе:
Яндекс —
Google
в других энциклопедиях:
Яндекс —
Википедия —
Mail.ru —

в поисковых системах:
Искомое.ru —
Яндекс —
Google

Наука святых, 3 марта, Святой мученик Евтропий и его сподвижники, Клеоник и Василиск – Акроасис

Акроасис

Товарищами были братья Евтропий и Клеоник и Василиск, племянник великомученика Феодора Тирского. После мученической кончины святого Феодора они попали в темницу и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, находившихся с ними в темнице.

При истязании святого Феодора Публий позорно погиб, сраженный гневом Божиим. Асклепиодот был избран наместником Понтийской Амасии и не уступил жестокости своего предшественника. Узнав, что товарищи мученика Феодора Тирского все еще находятся в темнице, правитель повелел привести их к нему. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск так твердо исповедовали свою веру во Христа перед этим новым правителем. Их безжалостно избивали, так что их тела были полностью в синяках. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: «Даждь нам, Господи, претерпеть нанесение этих ран ради мученического венца и приди к нам на помощь, как пришел Ты к рабу Твоему. Теодор.» В ответ на эту молитву святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и вместе с ними святой великомученик Феодор Тирский, говоря им: «Се, Спаситель грядет к вам на помощь, чтобы вы могли знать о жизни вечной».

Солдатам и многим стоявшим рядом людям также было даровано лицезреть Спасителя. Они стали убеждать Асклепиодота прекратить пытки. Видя, что народ обезумел и готов уверовать в Истинного Бога, правитель повелел увести мучеников. Тогда правитель пригласил святого Евтропия к себе на ужин и призвал его публично принести жертву языческим богам, но в душе остаться христианином.

Но Евтропий отказался от этого предложения.

На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертву. Тогда Евтропий стал умолять Спасителя: «Господи, будь с нами и истреби ярость язычников. Даруй, чтобы на сем месте была принесена Христианская Бескровная Жертва Тебе, Истинному Богу». Только что были произнесены эти последние слова молитвы, как началось землетрясение, стены храма стали рушиться, а вместе с ними была разрушена и статуя богини Артемиды. Все бежали из храма, чтобы не быть раздавленными среди обломков. Среди шума землетрясения раздался голос с высоты: «Услышана молитва твоя, и на сем месте будет построен дом для христианской молитвы».

Когда землетрясение закончилось, правитель Асклепиодот, едва оправившись от испуга, приказал вбить в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и облить кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, и Евтропий вскричал, обращаясь к мучителям: «Да обратит Господь против вас дело ваше!» И смола стала стекать с тел мучеников, как вода с мрамора, обжигая мучителей. Те, увидев это, в ужасе бежали, но правитель в ожесточении своем велел раздирать их тела железными крючьями и обжигать раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые переносили эти муки с замечательной стойкостью.

В следующую ночь перед казнью святые проводили время в молитве, и снова им явился Господь и укрепил их.

Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск остался в темнице.

Святого Василиска казнили 22 мая в городе Комана. Они обезглавили его, а тело бросили в реку. Но христиане нашли его останки и похоронили на вспаханном поле. Позднее в Комане была построена церковь во имя святого Василиска.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  • святые

Посмотреть все сообщения от Akroasis

проповедей (1904 г.), стр. 1-15. Введение.

Астерий Амасийский: Проповеди (1904 г.), стр. 1–15. Введение.

Астерий Амасейский: Проповеди (1904 г.), стр. 1-15.
Введение.


Древние проповеди

для
Современное время

Астерий, епископ Амасии, около 375–405 гг.

Перевод на английский язык с греческого
ГАЛУША АНДЕРСОН, С. Т. Д., ЛЛ. D.,
Профессор гомилетики Чикагского университета,
и
ЭДГАР ДЖОНСОН ГУДСПИД, доктор философии,
Преподаватель библейского и святоотеческого греческого языка, Чикагский университет

«По ходу проповедуй»

Пилигрим Пресс
НЬЮ-ЙОРК         БОСТОН
ЧИКАГО


Авторское право, 1904 г., Дж. Х. Тьюксбери.


Тем, кто изучал гомилетику под моим руководством и теперь занят несравненным делом проповеди Христа.



ВВЕДЕНИЕ

ЧЕТЫРЕ или ПЯТЬ лет назад, читая лекцию по истории проповеди в Школе богословия Чикагского университета, я говорил о проповедях Астерия как об особенно интересных и, хотя они проповедовались в четвертом веке, как о еще свежих и прекрасно подходящих для наше время. Доктор Гудспид, в то время член моего класса, увлеченный и точный знаток греческого языка, впечатленный моим замечанием, начал читать некоторые из греческих рассуждений, которые я так горячо хвалил. Убежденный в их совершенстве, он дословно перевел пять из них. Для перевода он выбрал те проповеди, в подлинности которых едва ли можно сомневаться. Каждый из нас прошел через это
|6 переводил снова и снова, стремясь верно представить как мысль, так и дух автора, и в то же время облечь его мысль в ясный и убедительный английский язык. Все, кто брался за такую ​​задачу, знают, насколько это очень сложно. Насколько близко мы подошли к осуществлению нашего идеала, должен судить сам читатель.

О жизни Астерия известно очень мало. Мы ничего не знаем о его семье. У нас есть только один факт о его раннем образовании. Его главным учителем был скиф, который в юности был продан в рабство гражданину Антиохии. Его владелец был школьным учителем и приложил большие усилия, чтобы дать ему всестороннее образование. Он добился удивительных успехов в учебе и завоевал себе большое имя как среди греков, так и среди римлян. Под непосредственным руководством этого прославленного педагога Астерий готовился к работе всей своей жизни.
|7

В какой-то момент, вероятно, в начале своей карьеры, он внимательно изучил Демосфена и сам стал неплохим оратором. Он завоевал популярность. Он стал епископом Амасии в Понте, Малая Азия. До нас дошло несколько его проповедей, произнесенных там. Они демонстрируют редкое риторическое мастерство, живое и дисциплинированное воображение, огромную силу выражения и, прежде всего, сильное моральное убеждение. Он действовал с ортодоксальной партией своего времени, и его следует тщательно отличать от современника с тем же именем, который был арианцем и полемистом. Он также имеет репутацию верного пастыря, искренне посвятившего себя заботе о своей пастве. Более того, его жизнь была без пятна; его учение и проповедь подкреплялись его благочестивой жизнью. Его слава не ограничивалась местом, где он публично проповедовал, и
|8 дом за домом. Во время иконоборческой полемики на втором Никейском соборе с игрой его имени он был назван «яркой звездой, озаряющей умы всех».

Пределы его общественной карьеры точно не известны. Он проповедовал во второй половине четвертого века и, возможно, ненадолго в пятом. В своей проповеди г. «О празднике календ г.» он ссылается на падение Евтропия с поста консула как на событие предыдущего года; теперь это событие произошло в 399 году; поэтому эта проповедь была вызвана празднованием Нового года 400 г. н.э. В другом месте Астерий говорил о себе как о человеке преклонного возраста, так что он, вероятно, не продолжал проповедовать долго после начала пятого века. Насколько нам известно, новогодняя проповедь положила конец его карьере. Затем он исторически
|9ушел из поля зрения. Что он делал после этого, никто в наши дни не установил. Когда, где и как он умер, до сих пор окутано непроницаемой тайной; но он живет в очень немногих из его многочисленных речей, которые пережили разрушительное воздействие времени. У нас их от двадцати до тридцати. Некоторые ученые сомневаются в подлинности всего, что ему приписывают, но, по всей вероятности, он является автором большинства из них. В дополнение к этим рассуждениям, с высокой степенью правдоподобия, он также считался автором жития своего предшественника, св. Василия Амасийского. Эти пять проповедей, которые мы посылаем публике в английской одежде, отвечают вполне разумным требованиям наших дней к этической проповеди. В них нравственные темы затрагиваются разборчиво и с редким тактом. Этот ранний греческий проповедник правильно ухватился за проблемы, которые были поставлены
|10 на его внимание своим непосредственным окружением и разрешил их применением непреложных принципов праведности и общепризнанных истин Слова Божьего. Измеряя поведение людей общепризнанными принципами и истинами, его рассуждения так же применимы к людям сейчас, как и к тем, кто жил в четвертом веке. Но он так строго ограничивал себя чисто этическими темами, что мы не можем не пожелать, чтобы он этически трактовал некоторые из великих фундаментальных учений о благодати. Тем не менее, в каком бы отношении он ни подвергался справедливой критике, мы уверены, что все согласятся с тем, что он был «живым проповедником».

Мы хотим также обратить внимание на тот факт, что, поскольку эти проповеди имеют дело с людьми, какими они были в обществе того раннего периода, они живо представляют нам условия и обычаи, господствовавшие тогда среди простого народа, что, по мнению историков,
|11 изобразить не удалось. Более того, эти рассуждения обогащены цитатами из Священного Писания, большей частью наводящими на размышления и правильно истолкованными; так что слова нашего автора вносят нечто ценное в наше знание как истории, так и экзегезы.

Астерий был современником Златоуста; но хотя все проповеди Златоуста неоднократно переводились на английский язык, насколько нам известно, речь Астерия впервые появилась на нашем родном языке. И нам будет очень приятно, если с помощью этого небольшого тома мы сможем дать кому-нибудь более широкое представление о ранней греческой кафедре и в то же время попутно привлечь внимание к поразительному свидетельству единства в мысль и дух верующих четвертого и двадцатого веков.
|12

Эти проповеди стоят на греческом языке без текстов; но, по обычаю наших дней, я помещал на странице, предшествующей каждой речи, отрывок из Писания, свободно обсуждаемый проповедником. Однако есть одно исключение. В своей проповеди На празднике календ он не разъяснил ни одного отрывка из Писания. Подобно Златоусту в его «Гомилиях статуй» , , он ухватился за мимолетное событие, положив его в основу своей речи, и с великой силой бичевал вопиющее зло.

Наконец, мы хотим обратить особое внимание на то, что эти речи являются подлинными проповедями. Они максимально далеки от эссе. Они были обращены непосредственно к мужчинам. Проповедник часто говорил «ты». Он также часто допрашивал тех, с кем разговаривал. Он обильно иллюстрировал свою мысль. Он апеллировал к разуму; он ущипнул
|13 совесть; он высмеивал глупость; он стыдил порок; он соблазнил добродетелью. Конечно, он не был безупречен, но во многих отношениях он является прекрасным гомилетическим образцом, который с лихвой окупится вдумчивым изучением.