«Дочь» Дали оказалась самозванкой: тело испанского художника эксгумировали зря

18 сентября 2017, 15:30,

обновлено 27 июня 2017, 15:15

Мария Пилар Абель Мартинес уже десять лет пыталась доказать, что она — биологическая дочь художника. Летом этого года история достигла апогея. Суд постановил эксгумировать останки и провести тест ДНК. Результаты оказались отрицательными.

Кто такая Пилар Абель

По данным газеты El Pais, Мария Пилар Абель Мартинес — 61-летняя ясновидящая из испанской Жироны. Более восьми лет она выступала в роли гадалки в передаче на местном телевидении. Городок Жирона находится всего в часе езды от Фигераса, где родился и вырос Сальвадор Дали.

Читайте также

В Испании эксгумируют останки Сальвадора Дали из-за иска об отцовстве

По утверждениям Абель Мартинес, впервые она услышала о том, что Дали — ее отец, от своей бабушки. Однажды та сказала ей: «Я знаю, что ты не дочь моего сына и что ты дочь великого художника, но я так же сильно люблю тебя». Кроме того, Абель утверждала, что когда бабушка ругала ее, она часто говорила: «Ты странная, как и твой отец».

В 50-е годы, по рассказам Абель, ее мать работала горничной в Порт-Льигате. Неподалеку у семьи Дали был дом, который впоследствии стал музеем художника. Абель утверждает, что Антония трудилась у друзей Дали, которых художник часто посещал.

Пилар Абель родилась 1 февраля 1956 года. Еще до этого мать покинула деревню и вышла замуж за другого человека. Однако, как утверждает Абель, она появилась на свет именно после тайных отношений художника и ее матери Антонии в 1955 году.

На тот момент Сальвадор Дали уже два десятка лет жил в гражданском браке со своей будущей женой Галой (урожденной Еленой Дьяконовой). Их официальное венчание произошло лишь в 1958 году. Детей у пары не было.

Обмен исками

Сальвадор Дали умер в Фигерасе в 1989 году в возрасте 84 лет. Художник завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле могли ходить люди. Именно поэтому останки Дали были замурованы под полом его театра-музея в Фигерасе.

Однако после художника не осталось биологических образцов, на которых можно было бы провести анализ. В 2007 году Пилар уже пыталась провести ДНК-исследование для установления отцовства. Тогда материалом для экспертизы послужили остатки кожи и волос, которые сохранились в гипсовой посмертной маске Дали.

Эту маску предоставил друг и биограф Сальвадора Дали Робер Дешарн. Но, как заявляет Абель, эти анализы она так и не получила, потому что их передачу заблокировал Фонд Дали, который контролирует и распоряжается всем наследством мастера.

Читайте также

Фонд Дали обжалует решение об эксгумации останков художника

Тем не менее еще в 2008-м в интервью испанскому агентству EFE сын Дешарна Николя рассказал, что врач, проводивший тест на отцовство, передал ему, что результат анализа был отрицательным.

В 2015 году Абель подала иск к Министерству финансов Испании и Фонду Галы и Сальвадора Дали. 26 июня 2017 года суд Мадрида постановил эксгумировать тело художника.  

И снова фиаско

Если бы результаты анализов оказались положительными, Пилар Абель могла претендовать носить фамилию великого живописца. Также женщина могла претендовать на четверть наследства Дали и авторские права на его работы.

За свою жизнь художник, который считается одним из самых известных представителей сюрреализма, создал свыше ста произведений. Самая дорогая на данный момент его картина — портрет Поля Элюара. Эта работа была продана на аукционе Sotheby’s за $22 млн в 2011 году.

20 июля останки Дали были эксгумированы. Для анализа были взяты пробы волос, ногтей, зубов, а также извлечены две длинные кости. Однако ДНК-тест показал, что Пилар Абель не является дочерью живописца. Сама женщина намерена оспорить это решение. Она отметила, что «не доверяет сети хранения» образцов ДНК.

В то же время на заседании 18 сентября суд Мадрида подтвердил результаты генетической экспертизы. А прокуратура Испании ходатайствовала о взыскании судебных издержек с Пилар Абель. Сторона обвинения заявила, что поведение женщины является «капризным и необоснованным», так же как и высказанные ею в адрес Института токсикологии сомнения в ошибочности результатов теста ДНК.

Ходатайство прокуратуры рассмотрят на следующей неделе. Тогда же будет озвучен вердикт.

Тимур Фехретдинов 

10 про­из­ве­де­ний Михаила Врубеля, которые нужно знать Роза, Демон по­вер­жен­ный и&nbspГадалка //Текст

17 ноября 2021

Ангелы, демоны, духи природы, прекрасные царевны, антропоморфные существа — фантастические персонажи населяют Вселенную образов, созданную Михаилом Врубелем. Впрочем, фантастическое художник видел и во вполне реальных персонажах — своих современниках. Об удивительных произведениях Врубеля — читайте в нашей десятке.

Автор: Екатерина Середнякова

Содержание статьи

1. Суд Париса. Триптих

Михаил Врубель. Суд Париса. Триптих. Левое панно: Юнона. 1893. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Суд Париса. Триптих. Среднее панно: Венера, Парис и Амур. 1893. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Суд Париса. Триптих. Правое панно: Минерва. 1893. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Триптих «Суд Париса» — первая крупная декоративная работа Михаила Врубеля, предназначенная для оформления интерьера. Панно в числе других работ заказал инженер Карл Дункер для особняка на Поварской улице в Москве.

Тема Ренессанса, предложенная заказчиком, своеобразно преломляется в интерпретации художника. Живописное решение панно навеяно колоритом позднего Тициана и композиционными мотивами фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» виллы Фарнезина. Врубель «решил пейзаж с фигурами», что отражает символистскую тему пантеистического пейзажа, встречающуюся у Арнольда Бёклина. Работая над панно, Врубель находился в поиске приемов декоративной стилизации форм, отличающихся от академических. Античность предстает как призрачное мистическое видение, перекликающееся с античными мотивами второй части «Фауста» Гёте.

В основе идейного замысла — тема духовного выбора, сквозная для творчества художника. Образы богинь решены как символико-аллегорические олицетворения стихий: Юнона — воздуха, Венера — воды, Минерва — земли. Богини изображены в окружении хтонических существ, олицетворяющих души стихий. Юнона представлена на своеобразном троне из облаков и цветовой гаммой напоминает гаснущие краски вечерней зари. Несмотря на зыбкость очертаний, трактовкой форм фигура Юноны напоминает скульптуру Фидия с характерными мокрыми драпировками. В правой части триптиха на фоне каменистого пейзажа представлена Минерва, воплощающая мудрость богов. У ног богини различимы ее атрибуты — золотой шлем и полустертое изображение совы.

В центральной части триптиха представлена Венера — победительница, возлежащая на перламутровой раковине, что подчеркивает ее связь с морской стихией. Парис во фригийском колпаке несколько иронически отодвинут вглубь идиллического пейзажа. На первый план выносится яблоко раздора — символ судьбы, которое торжествующе несет крошка Амур верхом на дельфине. Разрешение спора трех богинь становится не произвольным решением индивидуальной воли Париса, а высшим жребием богов. Отклоненный заказчиком триптих «Суд Париса» был приобретен меценатом Константином Арцыбушевым, другом и единомышленником Саввы Мамонтова.

2. Гадалка

Михаил Врубель. Гадалка. 1895. Холст дублированный, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Картина была создана под впечатлением от оперы «Кармен», но оперный образ претерпел существенную трансформацию. Тему гадания, всматривания в лик судьбы, популярную в символизме, художник воплотил в выразительной живописной форме. В результате перед зрителем предстает странная женская фигура-перевертыш. Отчетливо можно различить только верхнюю ее часть, закутанную в шаль. Нижняя часть растворяется в бликующих бронзовых порошках и лаках, смешанных с масляной краской. Выразительная кладка мастихинных мазков создает мерцание, погружая в таинственные метаморфозы форм.

Гадалка напоминает полуфигуру, изображенную на карте. Вещие, неестественно длинные пальцы словно прядут «пряжу судьбы». В руках она сжимает еще не раскрытые карты. Вообще мотив нити, пряжи — атрибута богинь судьбы Мойр или Парок, прядущих и обрезающих нить жизни, варьируется и в фоне картины, и в бахроме платка. Витиеватая манера письма вызывает ассоциации с таинственными письменами, словно проступающими в рисунке ковра.

В картине раскрывается несколько смысловых планов гадания. На переднем плане лежат раскрытые карты, среди которых, как вызов судьбы, выделяется туз пик, обращенный к зрителю. И наконец, над всем торжествует лицо гадалки, горящее бледным, лунным светом. Оно подобно сакральной маске, сквозь которую проступает прозрение высшей тайны предназначения человека, стоящего над игрой фортуны.

3. Маргарита

Михаил Врубель. Маргарита. Средняя часть декоративного панно для готического кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. 1896. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Образы декоративного панно навеяны трагедией Гёте «Фауст». В трактовке образа Маргариты узнаются черты жены художника Надежды Забелы-Врубель, которая исполняла партию возлюбленной Фауста в знаменитой опере Гуно. Выполненные для готического кабинета в доме промышленника Алексея Викуловича Морозова панно своими удлиненными пропорциями и стрельчатостью форм напоминают готические витражи. Светоносные цветовые пятна вправлены в линеарный каркас — так называемый витражный принцип клуазонизма, популярный в модерне.

Маргарита изображена не в своей трагической земной жизни, где любовь к Фаусту привела ее к страданиям, безумию и смерти, а в небесном преображении, где она спасена и оправдана высшим судом. Это Вечная Гретхен — Вечная Женственность — один из ключевых образов символизма. Ее молитва на небесах спасает мятущегося Фауста от жаждущего получить его душу Мефистофеля. Подобно лучу света или стеблю прекрасного растения, соединяет фигура Маргариты земные цветы и кружево облаков, воплощая гармоническое соответствие земной и небесной красоты. Хрупкая фигурка словно соткана из нежных ломких лепестков белых лилий, символа чистоты и целомудрия.

Монументальным образам Врубеля свойственна особая музыкальность. Линии, формы и цвета звучат как согласованные мелодии или многоголосье небесного хора из финала «Фауста»:

Все быстротечное —

Символ, сравненье.

Цель бесконечная

Здесь — в достиженье.

Здесь — заповеданность

Истины всей.

Вечная женственность

Тянет нас к ней.

Судя по сохранившимся фотографиям готического кабинета, панно «Маргарита» размещалось отдельно над лестницей и не было частью триптиха. Так же был обрезан значительный фрагмент нижней части композиции для размещения ее на стене.

4.

Портрет Саввы Мамонтова

Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Савва Великолепный, как называли современники Савву Ивановича Мамонтова, был талантливым меценатом особого склада ума, по-настоящему творческой личностью, инициатором многих начинаний в искусстве. В Абрамцевском художественном кружке ему удалось создать условия для рождения нового русского искусства, он был инициатором создания Русской частной оперы, стоявшей у истоков расцвета театрального искусства в России. Мамонтов сумел оценить масштабность дарования Врубеля, особенно как декоратора и монументалиста, и поддерживал художника.

Портрет был написан незадолго до трагического краха Мамонтова, когда мецената арестовали по ложному обвинению. И хотя вскоре Савва Иванович был оправдан, он уже не смог вернуться к деятельности в прежнем масштабе.

Поражают огромные размеры портрета, почти триумфальная вознесенность «Московского Медичи». Колорит, построенный на столкновении черного и белого с отдельными вкраплениями горячих бордовых оттенков, звучит мрачно и патетично, подобно реквиему. Обращает на себя внимание особая геометрическая стилизация форм, их кубатура. Пространство строится блоками, словно вращающимися вокруг центральной вертикальной оси.

Нечто таинственное врывается в это пространство в виде вихревых движений кисти и зловещих теней, опутывающих фигуру Мамонтова. Ужас перед вторжением иррациональных сил Врубель передает пластическими деформациями фигуры: судорожностью позы и жеста, состоянием крайнего аффекта, когда тело перестает подчиняться воле своего хозяина. Особенно выразителен контраст застывшего наподобие мраморной стелы пластрона-манишки (оставлен белый грунт холста) и конвульсивной мимики лица. Вспоминается пушкинский «Пророк»: «Разверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы». Торжественная вертикаль композиции замыкается сверху фигурой плакальщицы (фрагмент надгробия) испанского скульптора Мариано Бенльуре из коллекции Мамонтова, что усиливает мемориальное звучание портрета. Сам Врубель спустя время дал высокую оценку своему творению, находя в нем «натиск» и «восторг», которого не хватало современникам художника.

5. Пан

Михаил Врубель. Пан. 1899. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Картина была создана в имении Хотылёво Марии Тенишевой. По воспоминаниям композитора Бориса Яновского, первоначально на этом холсте был почти законченный портрет жены художника Надежды Забелы-Врубель.

Образ «Пана», греческого мифического существа, получеловека, полузверя, возник в воображении Врубеля под впечатлением от новеллы «Колодезь cвятой Клары» Анатоля Франса. Вот один из отрывков из этого произведения, созвучный мироощущению Врубеля: «Ничто не теряется, и никому не дано умереть до конца. Существа, затерянные в потоке времен, подобны волнам, которые, как ты видишь, вздымаются и опускаются в море Адриатики. Нет им конца и нет начала, неуловима их гибель и рождение».

Слово «пан» в переводе греческого означает «все», то есть всепроникающий, вездесущий. Пан был столь уродлив, что его мать Дриада в ужасе убежала от него. Он обладал способностью наводить на людей «панический» ужас, который внезапно охватывает человека и также внезапно покидает его. В «Метаморфозах» Овидий описывает, как Пан полюбил нимфу Сирингу, но та, в ужасе убегая от преследующего ее чудовища, бросилась в воды ручья и превратилась в тростник. Пан, оплакивающий возлюбленную, смастерил из тростника свирель и стал извлекать из нее такие чарующие, полные томительной печали звуки, что мифические существа забывали о его пугающем облике.

«Пан» Врубеля скорее русский леший. В нем нашла свое выражение душа северной природы, поскольку художник стремился «уловить интимную национальную нотку». В нем нет ничего устрашающего. Кажется, не Пан пугает нас, а скорее сам испуганно мигает своими маленькими голубыми глазками. Лицо его неожиданно появляется, и в то же время он затаился, зачарованно вслушивается. Кажется, в его свирели, сделанной из тростника, звучит музыка лунного света, журчанье ручейка, шорохи трав. Сам он подобен поросшему сухими травами и лишайниками сучковатому пню. Пан дарует окружающему его миру гармонию.

6. Сирень

Михаил Врубель. Сирень. 1900. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Тема сирени захватывает внимание Врубеля на хуторе Плиски, в имении художника Николая Ге. Здесь Михаил Александрович гостил вместе с женой Надеждой Ивановной в летние месяцы в течение двух лет. В серии декоративных панно художник последовательно разрабатывает фиолетовые и лиловые гаммы.

В «Сирени» торжествует стихийное начало, отражающее панестетическое мироощущение модерна, этот таинственный мир бесконечных метаморфоз природы так же прекрасен, как и героические образы Врубеля. Художник словно видит стихийных духов природы — таинственных существ, порождения древнего мифологического сознания. Кристаллические друзы сиреней в сумеречном лунном свете пробуждаются для фантастического существования. В них таятся почти бесплотные тени, души дерева — дриады, которые, появившись из волн сирени, вновь исчезают в безднах ночи. Луч далекой звезды, виднеющейся на синем треугольнике неба, осветил смутные очертания одной из них, другие, изображенные чуть выше, уже растворяются в мельканиях листьев и лунных бликов.

Врубель не прописывает до конца ни одного цветка, отчего лепестки кажутся порхающими мотыльками, эльфами. В то же время последовательно прослеживаются ритмические подобия между мелкими и крупными изобразительными структурами. Издалека волны сирени напоминают друзы драгоценных аметистов, мазки смешиваются, и форма становится кристаллически твердой. Сгущением цветовой атмосферы художник добивается удивительной иллюзии удушливого аромата сиреней, наполняющего сумрак ночи. В этом приеме проявляется последовательное использование символистского принципа суггестии — языка намека и внушения, когда предметная сторона изображения недовоплощена, а живописно-экспрессивная — усилена.

Атмосфера таинственных превращений картины перекликается со строками поэта-символиста Иннокентия Анненского.

И бродят тени, и молят тени:

«Пусти, пусти!»

От этих лунных осеребрений

Куда ж уйти?

Зеленый призрак куста сирени

Прильнул к окну…

Уйдите, тени, оставьте, тени,

Со мной одну…

Иннокентий Анненский

7. Демон поверженный

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». В процессе работы над образом проблема невозможности создания завершенного произведения стала для художника очевидной. Он создал множество графических подготовительных вариантов.

Вытянутый по горизонтали формат финального холста отсылает к формату более ранней работы Врубеля — полотну 1890 года «Надгробный плач». На трансформацию этой темы также указывает положение головы Демона. Тело Демона неестественно вывернуто. Крестообразно заломленные руки, продолжающиеся крыльями, и истонченный лик с темными провалами глаз будто принадлежат другому крылатому существу, напоминающему вестника света — Серафима, облик которого впервые предчувствует Врубель. Из верхнего правого края картины струится розовый свет, играющий на венце Демона, словно «луч истины», вызволяющий душу из небытия.

На дно миров пловцом спустился я —

Мятежный дух, ослушник высшей воли.

Луч радости на семицветность боли

Во мне разложен влагой бытия.

Максимилиан Волошин

Мучительная гибель Демона в волнах стихий длится вечно. Это состояние зависания над бездной. Демон окружен своеобразным костром собственных крыльев. Популярный в модерне мотив павлиньих перьев Врубель пишет металлическими лаками, заставляя краски гореть. Но в них не только декоративная красота. Павлиньи перья — символ нетленности и вечности. Свиваясь вокруг Демона наподобие гнезда, они напоминают о птице Феникс, сгорающей и воскресающей из собственного пепла. Дерзновенный творческий дух врубелевского Демона отозвался в искусстве ХХ века, вновь и вновь бросая вызов неведомым мирам.

Как писала Екатерина Ге, сестра Надежды Забелы-Врубель, о выставке «Мир искусства» 1902 года в Петербурге, «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день он переписывал ее… Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Михаил Александрович говорил, что Демон уже не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона».

Возможно, в бесконечности метаморфоз образа Демона, в искажениях его облика Михаил Врубель искал ответы на волнующие его экзистенциальные вопросы о предназначении творческой души, искушенной жаждой познания неведомой красоты, о вечной гибели и возрождении творческого начала.

8. Жемчужина

Михаил Врубель. Жемчужина. 1904. Картон, уголь, гуашь, пастель.

Государственная Третьяковская галерея

Выполненная в технике цветной пастели «Жемчужина» Врубеля —  результат обобщения и трансформации мотивов целого корпуса произведений 1890–1900-х. Овальные формы встречаются в декоративных блюдах на тему «Садко» с мотивом плывущих царевен.

Появление у Врубеля раковины морское ушко (хранится в собрании Русского музея) приводит к рождению серии графических работ, в которых художник подходит вплотную к исследованию возможностей абстрактных свето-цвето-пространственных структур. Как мастера модерна, художника привлекает поиск новых возможностей передачи пространства на основе формообразующего первоэлемента стиля — кривой линии, понимаемой в данном случае как формула бесконечного развития.

Художественная манера Врубеля в этой работе отличается невероятной плотностью и тонкостью сопряжения линий и цветовых пятен, передающих эфемерные переливы перламутра. Выклеивая тонкой бумагой круглящийся контур раковины, мастер достигает осязаемой рельефности, отделения мерцающего края от темного фона. Переливы света и тени лепят глубокие складки, стягивающиеся и вновь ускользающие от взгляда, — они уводят в лабиринт чаши. Резкое уменьшение масштаба цветовых единиц дна раковины создает эффект бесконечной глубины изображения. Динамичная спираль формирует бесконечную вселенную, порождающую все новые и новые самоподобные, выражаясь современным языком, фрактальные формы.

Тем самым пластическое решение выходит за пределы конкретного мотива, превращается в развернутую метафору, рождающуюся на стыке пристального вглядывания в структуру предмета и спонтанного формообразования. В темных углах композиции притаились хтонические существа, словно охраняющие вход в пространство мистических метаморфоз. Крошечные крылатые жемчужные сущности также вовлечены в круговорот. В верхних витках вклеена маленькая муха — своего рода напоминание о том, как из попавшей в раковину моллюска песчинки рождается жемчужина. В поле раковины затягиваются и встревоженные «царевны».

Микрокосмические процессы становятся метафорическим аналогом вселенского круговорота. Врубель писал: «Ведь я совсем не собирался писать “морских царевен” в своей “Жемчужине”… Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

9. Роза

Михаил Врубель. Роза. 1904. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Государственная Третьяковская галерея

«Роза» — шедевр позднего периода творчества мастера. Мир цветов, как воплощение земного совершенства, неоднократно и прежде привлекал внимание Врубеля. Художник часто делал их стилизованные изображения. Он любил погружаться в мир «бесконечно гармонирующих, чудных деталей». Благодаря особому восприятию он в конкретной форме видел проявление духовной сущности тех или иных вещей.

Акварель была написана в клинике Федора Усольцева, где проходил лечение Врубель, и связана с работой художника над «Портретом Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» (написан в том же году).

Срезанный и поставленный в стакан с водой цветок не рождает ощущения обреченности. Напротив, он обладает своеобразной сверхжизненностью. Художник одарил его нетленностью совершенства. Тяжелый венчик цветка словно впитывает в себя пространство и свет. Это сложный, неуловимо затягивающий лабиринт орнаментальных форм, в глубине которого сокрыт таинственный свет души розы, ее аромат. Лепестки, сохраняя шелковистость и нежность, одновременно жесткие и граненые, как кристаллы. Стебель и листья кажутся вырезанными алмазом, колючими и упругими, как металл. Вода в стакане не жидкость, но плотная стеклянистая масса.

В сгущенной, как кристалл, атмосфере акварели слово звенит крылатая фраза алхимика, ищущего середину всех вещей из «Фауста» Гёте: «То, что природа творит органично, мы научились кристаллизовать». Графическое произведение Врубеля сродни декоративным изделиям эпохи модерна из многослойного стекла, например, Эмиля Галле или фирмы Фаберже.

Словно темную воду, я пью помутившийся воздух.

Время вспахано плугом, и роза землею была.

В медленном водовороте тяжелые, нежные розы,

Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!

Осип Мандельштам

10. После концерта

Михаил Врубель. После концерта. Портрет певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника, на кушетке у горящего камина. В туалете, исполненном по замыслу художника. 1891–1910. Холст, пастель, уголь.

Государственная Третьяковская галерея

Портрет жены и музы — одно из самых значительных произведений позднего творчества художника. Незавершенность только обостряет символистическую многомерность смысла, неуловимость состояния. Дорогая сердцу художника модель обрела множество воплощений в его живописи, от сказочных персонажей опер Николая Римского-Корсакова до «Серафима».

Взявшись писать портрет Надежды Ивановны в платье, исполненном по собственному замыслу, Врубель далеко уходит от первоначальной задачи. Угли, пылающие в камине, не согревают пространство. Напротив, жерло камина напоминает разверстую пасть ненасытного духа, поглощающего всякую жизнь и тепло. Догорающие угли — своего рода метафора угасающих творческих сил, вдохновения.

В этом портрете раскрывается состояние творческой личности после акта творения. Лицо на фоне беломраморной каминной полки воспринимается как бледная маска. Силы покидают героиню, теплые краски уходят, телесная оболочка истаивает, открывая призрачное свечение души. В общем композиционном решении холста, где модель расположилась возле камина, ее фигура кажется парящей и невесомой.

С глубочайшей проникновенностью и нежностью Врубель повествует о трагедии творчества, об исступленном и жертвенном саморазрушении во имя искусства, которое отличает только истинных творцов, к числу которых он причисляет свою жену-певицу — «вестницу» непостижимо прекрасного мира музыки.

Необычная техника пастели на холсте является блистательным воплощением синтеза графики и живописи, к которому мастер приходит в поздний период.

Надежда Забела-Врубель изображена, по свидетельству ее сестры Екатерины Ге, «в концертном, им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Графические этюды платья свидетельствуют о том, что постепенно художник начинает понимать его как нетленную и одухотворенную кристаллическую оболочку, в которую перевоплощается душа модели.

Текст

11. 10.2021

Читать

Текст

17.06.2020

Творить

Выразить одобрение автору публикации!

  • #10 работ
  • #XIX век
  • #Живопись
  • #Врубель

Рассказываем обо всем через призму русского искусства

гадалка | перевод на испанский

адивино\адивина

Перевод гадалки | Diccionario GLOBAL Inglés-Español

гадалка

существительное [исчисляемое]

/ˈfɔrtʃən ˌtɛlər/

adivino/ina [женский род]

Traducciones de гадалка

en chino (традиционный)

算命的人,算命者…

Ver más

en chino (упрощенный)

算命的人,算命者…

Ver más

en portugués

cartomante, alguém que vê o futuro [мужской-женский]…

Версия

en más идиомы

Да, это

[…]
возможно — I a m n o гадалка .

europarl.europa.eu

europarl.europa.eu

S, возможно; n o soy vidente .

europarl.europa.eu

europarl.europa.eu

Али сказал ему, что его мать, которая была tr a l гадалкой , h ad ad ad ad

balearsculturetour. com

balearsculturetour.com

A l cont qu e su madre, que эра adivinadora astral, lo haba visto en los luceros.

balearsculturetour.com

balearsculturetour.com

Как инвесторы на фондовом рынке, так и игроки могут использовать lt a гадалку t o f o f t o f .

robeco.ch

robeco.ch

Tanto los inversores де bolsa como los jugadores pueden acudir a un adivino en busca del prometedor nmero de acciones o la fecha para hacer la apuesta.

robeco.com

robeco.com

Иногда нам кажется, что

[…]
Начальник это а гадалка .

embacubaqatar. com

embacubaqatar.com

A vec es ​​ uno

[…]
pi ensa qu e el Je fe es ​​ adivino .

embacubaqatar.com

embacubaqatar.com

Это не

[…]
необходимо быть а гадалкой t o s ee, что микрофинансовые […]

Будущее поставлено на карту.

european-microfinance.org

european-microfinance.org

Uno no necesita s er vidente pa ra ver que el futuro […]

de las microfinanzas est en juego.

european-microfinance.org

european-microfinance.org

Подобных примеров предостаточно; нет

[…]
нужно быть мне а гадалка .

embacubaqatar.com

embacubaqatar.com

Ejemplos parecidos

[…]
abundan, no hace falta s er adivino .

embacubaqatar.com

embacubaqatar.com

Одна забавная деталь в

[…]
прохождение: после довольно банального визита к а гадалка w h o подсказал мне проблему […]

с моим здоровьем, я

[…]

решил пойти повидать кого-нибудь.

myeloma-euronet.org

myeloma-euronet.org

Комментарий

[…]
юмористический a l margen : Fue despus de una visita banal a una vidente qu e me dijo : -Po […]

тэнга устед и проблема

[. ..]

de salud-, решающий консультант в области медицины.

myeloma-euronet.org

myeloma-euronet.org

Спросите т ч е гадалка м я рр или, и это […]

сообщит о своих «предвидениях» как по волшебству

group.lexibook.com

group.lexibook.com

Haz una pre gu nta al esp ej o y te anunciar […]

sus previsiones por arte de magia

group.lexibook.com

group.lexibook.com

Они видят

[…]
признаки выздоровления почти везде, так же th at a гадалка c a n предсказывают счастье по чайным листьям.

europarl.europa.eu

europarl.europa.eu

Ven seales de ella casi por todas partes, igual que la echadora de la buenaventura ve el destino en los posos del caf.

europarl.europa.eu

europarl.europa.eu

a гадалка

group.lexibook.com

group.lexibook.com 3 3

Encantador modo de juego para transformar la herramienta de las pequeas hadas e n garanta d e una buena aventura: se harn realidad tus sueos?

group.lexibook.com

group.lexibook.com

2 ) Гадалка : A sk вопрос к волшебной косметичке; свет вокруг зеркала определит ответ

group.lexibook.com

group.lexibook.com

2) El corazn para acceder al modo уверенный: конкурс a tus pr eguntas ms secretas a travs de juegos de luces graduados (si, no ot tal vez).

group.lexibook.com

group.lexibook.com

Но когда сержант Жос душ Сантуш, убийца, наконец признался в своем преступлении и был приговорен к 17 годам тюремного заключения,

[…]

Португальская пресса спрашивала меня, как мне удалось предсказать исход суда в моем романе

[…]
как будто я ж as a гадалка .

unesdoc.unesco.org

unesdoc.unesco.org

Pero cuando el sargento Jos dos Santos, el autor delcrimen, finalmente confes y fue condenado a 17 aos de prisin, los diarios

[…]

portugueses me preguntaron cmo haba hecho para predecir el desarrollo del juicio en mi novela,

[…]
como si yo f уэра ина Сибила .

unesdoc.unesco.org

unesdoc. unesco.org

Мишель де Нотредам, известный во всем мире как Нострадамус, был врачом,

[…]
астролог, a n d гадалка .

jambalayanews.com

jambalayanews.com

Мишель де Нотрдам, знаток мира с Нострадамусом, fue

[…]
mdico, as trlo go y adivino .

jambalayanews.com

jambalayanews.com

Возможно к а гадалка , о р а гу.

lasalle.org

lasalle.org

Возможные варианты: a un cartomntico, algn gur, a alguna secta, pero no a la Iglesia.

lasalle.org

lasalle.org

Однако это

[. ..]
а гадалка o r мудрец, чтобы увидеть, […]

это всего лишь наглая манипуляция в

[…]

Худший стиль психопатов из распущенной Национальной разведывательной службы Монтесиноса6 и Фухимори.

mijarc.org

mijarc.org

Эмбарго на грех, №

[…]
hace fal ta ser advino o sa bi o pa ra d arse cuenta de q ue s e трата […]

de una burda manipulacin en el peor estilo

[…]

de los sicpatas, practicada por el disuelto Servicio de Inteligencia Nacional de Montesinos y Fujimori.

mijarc.org

mijarc.org

Поставляется с будильником, календарем, телефоном и электронной почтой, оповещением

[. ..]

для ключевых дат, ежедневник, калькулятор,

[…]
отмечает, делать л is t , гадалка a n d […]

режим, избранное, сообщения, игры и т.д. Емкость: 64 кб.

imaginarium.ie

imaginarium.ie

Выдача сообщений с сигнализацией, календарем, повесткой дня, телефонной связью и корреспонденцией, авизо

[…]

клаве фечас, диарио, калькулятор,

[…]
ноты, т ar eas, mod o adivino y pa reja, f avoritos, […]

mensajes, juegos… Capacidad: 64 кб.

имаджинариум.es

имаджинариум.es

Казалось бы, это прежде всего индийский символ по имени

[…]
Сватиска ( го о д гадалка с у мб ол).

biostonesilverethnic.fr

biostonesilverethnic.fr

Парецера морская перед морем и морем

[…]
индио ламадо Сватиска (d e bu en augur) .

biostonesilverethnic.fr

biostonesilverethnic.fr

Он не только содержит соображения общего характера или

[…]

на основе большого опыта

[…]
Octavio Aceves как a гадалка , b ут […]

практические объяснения самых

[…]

традиционные расклады и значение каждой карты как по отдельности, так и по отношению к другим.

spani-k.com

spani-k.com

Не содержит общих соображений по общей карте или

[. ..]

basadas en la amplia experiencia de

[…]
Octavio Ac eves com o cartomntico, sin o tam bi n la […]

explicacin prctica de las tiradas

[…]

ms tradicionales y el significado de cada naipe, aislado y en relacin con los otros.

spani-k.com

spani-k.com

Sooyoung Lee нет t a » гадалка » a nd а nd

casaasia.eu

casaasia.eu

Sooyoung Lee не является «adivina» ni se dedica profesionalmente predecir el futuro con una bola de cristal.

casaasia.es

casaasia.es

Они могут

[…]
посетите ed a гадалка , a s духовная [. ..]

целитель или кто-либо другой, занимавшийся оккультной деятельностью до того, как стал

[…]

верующий, и не вижу опасности вернуться к ним.

sallee.info

sallee.info

Pueden haber v is itado a un ad ivino, cu ra ndero, u […]

otra persona involucrada en una actividad oculta antes de llegar a ser

[…]

creyente, y no ven el peligro de volver a ellos.

sallee.info

sallee.info

Во имя Иисуса я каюсь и отказываюсь идти на

[…]
____ (экзамен pl e : гадалка ) .

hrchome.com

hrchome.com

En el nombre de Jess, me arrepiento y renuncio por haber

[. ..]
ido con ____ ( ej empl o: adivino) .

hrchome.com

hrchome.com

Залы и бары Парижа, где отражается общественное волнение, любопытство, а также интеллектуальное любопытство того времени, кишат добросовестными оккультистами и шарлатанами, среди которых,

[…]

бояться тех и других, есть

[…]
Eteilla Alliett e, a гадалка a n d так называемый […]

ученик графа Сен-Жермена.

santiagobovisio.com

santiagobovisio.com

En Pars, en los салоны и кафе donde se refleja la agitacin, la curiosidad y tambin la credulidad intelectual del tiempo, hormiguean ocultistas de buena fe y charlatanes entre los

[…]

que -temiendo de unos y otros-, est el cartomntico

[. ..]
Этейя Аллиетт , que s e dice s er al um no del Conde […]

Сен-Жермен.

santiagobovisio.com

santiagobovisio.com

В 1548 t h e гадалка J o ан […]

особо жестокие репрессии десятков женщин, обвиненных в колдовстве

[…]

в регионах южной Каталонии.

cultura03.com

cultura03.com

En 15 48 el adivino Joa n Malet instig a […]

una dursima represin contra decenas de mujeres acusadas de brujera en las comarcas meridionales catalanas.

cultura03.com

cultura03.com

никто это а гадалка а н д вы не знаете, что [. ..]

произойдет.

Howtobehappy.org

Howtobehappy.org

Nadie es u n conta dor de fortuna y t u n o sab 4 9 018184 […]

Пасар.

Howtobehappy.org

Howtobehappy.org

T h e гадалка r e sp […]

он был счастливчиком и ему суждено было стать музыкантом и певцом.

n2-2006.agendadelturismo.com

n2-2006.agendadelturismo.com

Е л adivino le r espo nd i que эра […]

un hombre afortunado, llamado a ser msico y cantor en su pueblo.

n2-2006.agendadelturismo.com

n2-2006.agendadelturismo.com

Ввиду всемирного компьютерного бума и связанной с ним интернет-лихорадки ar t h гадалка a d op ts совершенно новые подходы: она сочетает древнее искусство ясновидения с технологиями будущего.

  2024