Гадания | это… Что такое Гадания?

«Святочные гадания». Маковский К. Е. 1900-е.

«Иван Купала. Гадание на венках». С. Л. Кожин

Гада́ния — оккультные методики, приёмы и даже обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты. Верящие в гадания люди считают, что гадания действительно позволяют что-то узнать, остальные относятся к ним как к народному развлечению. Часто оба подхода в некотором соотношении присутствуют в одном человеке.

Гадания включаются в более широкое понятие — ведовство, под которым понимают магию, ворожбу, колдовство. Однако в отличие от магии и колдовства, имеющих в сознании пользующихся ими характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного якобы узнавания скрытых от человека тайн.

Содержание

  • 1 История гаданий
  • 2 Способы гадания
  • 3 Отношение церкви
  • 4 Литература
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История гаданий

Гадатель с клиенткой возле таоистского храма «Чанчунь» в г. Ухань

Не вдаваясь в подробности этнографического, историко-культурного порядка, остановимся лишь на моментах гадания, связанных с письменным или устным словом.

Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходят гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.

Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.

В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.

Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала[1], что предсказания – «Это новейшее изобретение — такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке»

Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой — чрезвычайно развивается гадательная литература.

Крестьянки гадают на курах. Лубок XIX века

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.

Но и в более позднее время — в XVIII—XIX века — малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».

Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях — бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу — к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры.

Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие. Например, при завивании венков девушка произносит:

«Вью, вью колечко на барашка,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко сама на себя,
Четвертое колечко на своего жениха».

Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.

Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.

При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе — как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.

Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта — преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.

В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.

В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.

При чём здесь не механическое заимствование фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.

Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства — гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.

Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания, которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.

Способы гадания

Отношение церкви

Христианское духовенство традиционно негативно относится к гаданиям, относя их к проявлениям оккультизма, которые искажают смысл церковного вероучения. В публичных проповедях с амвонов и в письмах проповедники многократно обрушивались с критикой «тёмных» народных нравов и заблуждений. В обоснование такой позиции приводится заповедь Моисея: «Ворожеи не оставляй в живых»  (Исх.22:18).

Литература

  • Ровинский Д., Русские народные картинки, П., 1881.
  • Тэйлор, Первобытная культура, 2-е изд., тт. I—II, П., 1897.
  • Смирнов Василий. Народные гадания в Костромском крае. Очерк и тексты, Кострома, 1927.
  • Bouché-Leclercq, Histoire de la divination dans l’antiquité, tt. I—IV, P., 1879—1881 (русский перевод I т.: Буше-Леклерк, Из истории культуры. Истолкование чудесного в античном мире, Киев, 1881.
  • Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens, hrsg. von Hoffmann-Krayer E., Berlin und Lpz., 1928—1929.

В статье использован текст Юрия Соколова, перешедший в общественное достояние. Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

См. также

  • Святочные гадания
  • Нумерология
  • Мантика
  • Гегесистрат
  • Фалнама

Примечания

  1. Анна Комнина КНИГА VI // АЛЕКСИАДА. — Второе издание (стереотипное). — М.: НАУКА, 1965. — С. 186.

Ссылки

  • Гадания в культуре народов мира
  • Эзотерический словарь

Гадания | это… Что такое Гадания?

«Святочные гадания». Маковский К. Е. 1900-е.

«Иван Купала. Гадание на венках». С. Л. Кожин

Гада́ния — оккультные методики, приёмы и даже обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты. Верящие в гадания люди считают, что гадания действительно позволяют что-то узнать, остальные относятся к ним как к народному развлечению. Часто оба подхода в некотором соотношении присутствуют в одном человеке.

Гадания включаются в более широкое понятие — ведовство, под которым понимают магию, ворожбу, колдовство. Однако в отличие от магии и колдовства, имеющих в сознании пользующихся ими характер принудительности по отношению к природе и сверхъестественным силам, гадания являются лишь средством пассивного якобы узнавания скрытых от человека тайн.

Содержание

  • 1 История гаданий
  • 2 Способы гадания
  • 3 Отношение церкви
  • 4 Литература
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История гаданий

Гадатель с клиенткой возле таоистского храма «Чанчунь» в г. Ухань

Не вдаваясь в подробности этнографического, историко-культурного порядка, остановимся лишь на моментах гадания, связанных с письменным или устным словом.

Гадания наблюдались и наблюдаются до сих пор у всех народов. Яркая картина поразительных совпадений видов и способов гадания дана в книге Тейлора «Первобытная культура». Основа гадания кроется в свойствах мышления по внешним ассоциациям. Верящий в гадания убеждён, что сходство между двумя в действительности совсем разнородными явлениями означает их внутреннюю связь. Установление аналогий между наблюдаемыми во время гадания предметами или явлениями с лицами или фактами, по поводу которых происходят гадания, создаёт целую вереницу знаков и символов, у некоторых народов в известные эпохи слагавшихся в сложные системы прорицательского искусства.

Широко было развито искусство гадания в Ассирии и Вавилоне, в Египте, в древней Греции и Риме.

В последнем гадания играли большую роль и в государственной жизни. По преданию, в эпоху Тарквиния Гордого малоазиатский оракул из г. Кум был перенесён в Рим, причём будто бы прославленная тогда кумская прорицательница Сивилла принесла несколько так называемых «Сивиллиных книг», заключавших в себе очень много изречений пророческого характера. Эти книги долгое время служили основным источником государственных гаданий, производившихся специальной коллегией жрецов.

Как в Греции, так и в Риме подобные касты прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.
При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала[1], что предсказания – «Это новейшее изобретение — такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена ученейшего астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушен в этой науке»

Многие христианские проповедники и практические деятели, с горячностью нападая на гадателей, вместе с тем не подвергали сомнению действенность их «дьявольских» поступков. В иных случаях допускалась возможность признавать и объективную правду за некоторыми языческими прорицаниями, если удавалось истолковать их в желательном для христианства смысле. Так, например, в Западной Европе была признана авторитетность некоторых глав из «Сивиллиных книг», а изображения Сивиллы иногда украшали стены христианских храмов и страницы благочестивых рукописей. В средние века наблюдается та же двойственность в отношениях церкви и литературы к гаданиям. С одной стороны, гадания приравниваются к греховным колдовским поступкам, а с другой — чрезвычайно развивается гадательная литература.

Крестьянки гадают на курах. Лубок XIX века

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Эта литература, распространяясь в народных массах, в течение ряда веков оказывала огромное влияние на народные суеверия, поддержав многие из тех, которые корнями уходят в первобытный анимизм, и, с другой стороны, прививая ложные выводы средневековых тайных наук.

Но и в более позднее время — в XVIII—XIX века — малокультурные слои населения получают достаточные запасы суеверных представлений из популярных книг. Так например совершенно исключительную популярность в мещанской, в ремесленнической и крестьянской среде в XVIII веке получил изданный в 1709 знаменитый Брюсов календарь, наряду с точными календарными сведениями дававший таблицу разных предсказаний по планетам.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей».

Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях — бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения. Одной из разновидностей таких гаданий, по изречениям, являются известные способы вынимания счастья попугаем, щеглом, мышью из ящиков бродячих шарманщиков.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В более образованном обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А. Бобринским и охарактеризованная А. Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886. Такова судьба и многих других гаданий: от серьёзного, хотя и наивного стремления познать мир и судьбу — к культурному переживанию в форме лёгкого суеверия, развлечения, игры.

Что касается элементов словесного поэтического творчества в разных видах, так называемых народных гаданий, то многие из них довольно тесно связаны с некоторыми из соседних фольклорных жанров, в первую очередь с заговорами. Подобно тому как в заговорах словесная формула зачастую является лишь пояснением магического обряда, произносимая при гадании формула (прозаическая или песенная) описывает нередко лишь совершаемое при гадании действие. Например, при завивании венков девушка произносит:

«Вью, вью колечко на барашка,
Другое колечко на матушку,
Третье колечко сама на себя,
Четвертое колечко на своего жениха».

Так называемые подблюдные песни, исполняемые на святочных гадания с кольцами, поочерёдно вынимаемыми из покрытого платком блюда, иногда тоже содержат в себе описание действия.

Как и в заговорах, словесная формула, с течением времени оторвавшись от обряда, становится самостоятельной. Например, первоначальная форма гадания требовала, чтобы девушка, желающая увидеть во сне жениха, запирала на замок колодец со словами: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить», затем стали делать из лучинок модель колодца и класть её под подушку, далее ограничивались лишь тем, что под подушку клали какой-либо ключ; наконец всё гадание было сведено к произнесению приведённой словесной формулы. Так закономерно совершается переход от обрядового синкретизма к обособленному словесному творчеству.

При гаданиях часты молитвенные обращения к сверхъестественной силе — как к христианской, так и к «нечистой»: например, «черти, черти, не утайте, мне милого покажьте». Многие из гадальных формул имеют ритмический строй и рифмы: «пояс мой, пояс, покажи мне милого поезд» или «кольцо, кольцо, покажи мне милого лицо» и т. д.

Тематика ряда подблюдных песен и других гадальных формул содержит в себе яркие указания на направленность житейских желаний и устремлений той среды, в которой гадания в настоящее время бытуют. Среда эта — преимущественно крестьянство во всех своих слоях и прослойках, затем городское мещанство.

В виде уже только игры или забавы гадания практиковались и в широких слоях интеллигенции, по существу воспроизводящей традиционные формы народных гаданий. Но, рассматривая гадания, бытующие в крестьянстве, зачастую, как и в других фольклорных жанрах, легко вскрыть элементы психологии и быта иных социальных групп древности: боярства, купечества и т. д.

В крестьянстве, по-видимому, усвоено было далеко не все то, что бытовало в господствовавших классах, а лишь то, что соответствовало или не противоречило крестьянской психологии. Особенно сильна тенденция к личному обогащению, к хозяйственному довольству, к внешнему почёту. Отсюда сохранение в гадальных формулах и в подблюдных песнях упоминаний о богатых боярах, торговых купцах и пр.

При чём здесь не механическое заимствование фразеологии и обычаев из вышестоявшей экономически и культурно среды, а идеализированные образы, достаточно рельефно обрисовывающие социальные тенденции.

Большинство же гаданий и сопровождающих их словесных формул и вовсе своим содержанием уходит вглубь чисто крестьянского быта с думами об урожае, приплоде, удачном браке. Сам обряд оформляется в действиях, обусловленных явлениями крестьянского быта и хозяйства — гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже и т. д., с привлечением домашнего и рабочего, живого и мёртвого крестьянского инвентаря: сохи, бороны, прялки, кудели, льна, петуха, курицы, коровы, лошади, овцы и пр.

Бурное развитие компьютерных технологий и интернета, в наше время, внесли существенный коррективы в способы гаданий, да и в гадательную культуру в целом. В интернете есть огромное количество сайтов, посвященных гаданиям. Особую популярность приобрели виртуальные гадания, которые приняли столь уникальные формы, что оставили далеко позади своих прародителей.

Способы гадания

Отношение церкви

Христианское духовенство традиционно негативно относится к гаданиям, относя их к проявлениям оккультизма, которые искажают смысл церковного вероучения. В публичных проповедях с амвонов и в письмах проповедники многократно обрушивались с критикой «тёмных» народных нравов и заблуждений. В обоснование такой позиции приводится заповедь Моисея: «Ворожеи не оставляй в живых»  (Исх.22:18).

Литература

  • Ровинский Д., Русские народные картинки, П., 1881.
  • Тэйлор, Первобытная культура, 2-е изд., тт. I—II, П., 1897.
  • Смирнов Василий. Народные гадания в Костромском крае. Очерк и тексты, Кострома, 1927.
  • Bouché-Leclercq, Histoire de la divination dans l’antiquité, tt. I—IV, P., 1879—1881 (русский перевод I т.: Буше-Леклерк, Из истории культуры. Истолкование чудесного в античном мире, Киев, 1881.
  • Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens, hrsg. von Hoffmann-Krayer E., Berlin und Lpz., 1928—1929.

В статье использован текст Юрия Соколова, перешедший в общественное достояние. Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

См. также

  • Святочные гадания
  • Нумерология
  • Мантика
  • Гегесистрат
  • Фалнама

Примечания

  1. Анна Комнина КНИГА VI // АЛЕКСИАДА. — Второе издание (стереотипное). — М.: НАУКА, 1965. — С. 186.

Ссылки

  • Гадания в культуре народов мира
  • Эзотерический словарь

гаданий | религия | Britannica

Ключевые люди:
Нострадамус
Гонсун Хонг
Валаам
Томас Рифмовщик
Артемидор
Похожие темы:
оракул
предзнаменование
некромантия
кристалл
гадание

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гадание , практика определения скрытого значения или причины событий, иногда предсказание будущего, с помощью различных естественных, психологических и других методов. Присутствуя во всех цивилизациях, как древних, так и современных, он чаще всего встречается в современном массовом обществе в форме гороскопов, астрологии, созерцания кристаллов, карт Таро и доски Уиджа.

В контексте древнеримской культуры и верований гадание было связано с раскрытием воли богов. Однако сегодня ученые больше не ограничивают слово корневым значением. Гадательные практики и верования, лежащие в их основе, шире, чем распознавание воли богов и фаталистический взгляд на человеческие условия, которые так сильно вдохновляли раннюю средиземноморскую религиозную мысль. Действительно, в некоторых обществах гадание является практикой, к которой часто прибегают многие люди, но никогда не с точки зрения раскрытия воли богов. Идея божественного провидения, управляющего человеческими делами в таких обществах, необычна, хотя часто считается, что более смиренные духи вмешиваются неприятным образом. В то время как гадание чаще всего практикуется в современном западном мире в форме гороскопической астрологии, другие формы были и остаются не менее важными для других культур.

Характер и значение

Прорицание повсеместно связано с практическими проблемами, частными или общественными, и ищет информацию, на основании которой можно принимать практические решения; но источник такой информации не считается приземленным, а техника ее получения обязательно причудливой. Мантических (предсказательных) искусств много, и широкое понимание может возникнуть только при изучении реальных практик в различных культурных условиях. Однако в качестве предварительного руководства можно предложить краткое определение: гадание — это попытка получить информацию мирского рода с помощью средств, которые считаются выходящими за пределы мирского.

Хотя акт гадания сопровождается уважением, а отношение участников гадания может быть религиозным, предмет гадания (как и предмет магии) эфемерен — например, болезнь, тревожное предзнаменование, потерянный предмет . Гадание — это совещательный институт, и вопрос, который задается прорицателю, может варьироваться от вопроса о нескольких потерянных монетах до важных государственных вопросов. Случайный или торжественный характер дела обычно соответствует характеру прорицателя с точки зрения отношения, техники и стиля. Если прорицатель является частным практиком, сложность процедуры может быть отражена в гонораре. В отличие от мирских мотивов некоторых прорицателей призвание прорицателя-жреца считалось древними этрусками в Италии и майя в Мексике священным; его беспокоила сама судьба его народа. Гадание имеет много причин, и трудно описать гадающего как особый социальный тип. Он или она может быть шаманом (частным лекарем, использующим экстрасенсорные техники; см. шаманизм), священником, торговцем колдовскими снадобьями или святым человеком, который говорит почти голосом пророчества. Чтобы оценить значение искусства прорицателя в любой культуре или эпохе, нужно быть знакомым с преобладающими представлениями о человеке и мире. В христианские времена Европа перешла от ужаса перед некромантией (понимаемой не как консультация с призраком, а как буквальное «воскрешение мертвых») к насмешливой терпимости (среди образованных людей) к спиритуализму как к своего рода салонной игре. Утверждать, что европейские религиозные верования оставались неизменными на протяжении всей нашей эры, означало бы игнорировать влияние современной науки и секуляризации. С другой стороны, предположить, что гадание обречено наукой и секуляризмом, означало бы игнорировать неизменную популярность астрологии и повторяющуюся моду на другие мантические дисциплины — и, возможно, недооценивать надежность «современных» верований.

Структура гадания

В какой степени такую ​​практику, как гадание, следует называть следствием вытекающих из нее верований, и в какой степени может быть правдой противоположное (т. установить. Среди великих культур китайская традиция дала гаданиям самые широкие возможности; тем не менее, нет единой китайской религиозной космологии или теории устройства мира, сравнимой с традицией майя, санскритской (индуистской) или иудео-христианской, из которой, как можно видеть, происходит разнообразие народных практик. Иногда, как в случае с процветающей астрологией в христианских странах со времен Возрождения, метафизические (трансцендентные) предпосылки мантической практики могли быть приглушены, чтобы свести к минимуму конфликт с официальными религиозными и научными доктринами. Однако в целом философские основы гадания не обязательно должны быть глубокими или хорошо разработанными, но там, где они есть, они дадут ключи к фундаментальным представлениям о человеке и о видимой или невидимой природе. Некоторые традиции гадания, такие как астрология, геомантия (гадание с помощью фигур или линий) или китайские дисциплины гадания, настолько стары и устоялись, что практически невозможно обнаружить их первоначальный контекст. На протяжении веков такая практика претерпела множество изменений и превратилась в постоянные попытки ответить на повторяющиеся вопросы о состоянии человека.

Давно установленная в иератической (жреческой) дисциплине первобытных теократий, такая традиция до сих пор носит на себе следы специалистов, разработавших ее систематическую технику. Однако, поскольку в настоящее время эта практика наблюдается только как народная или популярная традиция, было бы опрометчиво предполагать, что какая-либо законная философская традиция, лежащая в основе гадания, сохранилась. Только в случае с И Цзин , китайской «Классикой Перемен», за тысячелетия накопились научные комментарии сколько-нибудь великого интеллектуального содержания. Систематические исследования геомантии начались недавно, а литература по астрологии столь же скоротечна, сколь и огромна. Вавилонская астрология, от которой произошли более поздние формы, возникла в аграрной месопотамской цивилизации, занимавшейся превратностями природы и государственными делами. Коммерческие, мореходные и индивидуалистичные греки впитали в себя мантическую систему коллективистской пойменной цивилизации Месопотамии, усовершенствовали ее, добавив гороскопическую дисциплину, и передали ее через эллинистическую, египетскую и исламскую науку в Европу. В ходе этой трансформации можно увидеть двустороннюю связь между взглядом общества на мир и его системой. Различные священники и ученые внесли свой вклад в систему; тем не менее, существует также явное соответствие между общим характером культуры и ее использованием для гадания. То есть мировоззрение, заложенное в самой системе гадания, может отражать исторический, а не текущий контекст использования. Требуется только практическое понимание, чтобы обратиться к доске для спиритических сеансов или использовать раздвоенную палку, чтобы решить, где просверлить отверстие для воды. Следовательно, люди самых разных верований могут перенимать одни и те же практики, и полного соответствия между практикой и верой можно ожидать только там, где и то, и другое развивалось в одном и том же культурном контексте. Хотя большая часть популярности мантического искусства проистекает из его «экзотического» привкуса, его символика может быть малопонятна. Однако по самой своей природе гадание имеет тенденцию развиваться как дисциплина, становясь традицией организованной группы специалистов. Это потому, что средства, к которым приходится прибегать прорицателям, обычно отделяют их друг от друга. Это имеет место даже среди таких народов, как азанде, живущие на водоразделе Нила и Конго в Африке, где часто прибегают к гаданию и признано, что наиболее распространенные используемые методы находятся в компетенции обычных людей. Там, в деликатном или спорном вопросе, требуется исключительное доверие, а окончательная надежность оракула отражает политическое положение его владельца — например, королевский оракул рассматривается как высшая инстанция, а королевский двор скрупулезно организованы для охраны этого сосуда силы (гадательной и прочей) от загрязнения. Немногие общества с таким энтузиазмом предаются гаданию, как азанде, которые регулярно используют его для исследования своих мыслей и которые не будут рассматривать какие-либо важные начинания без предварительного подтверждения оракула. У азанде обычного человека можно было считать специалистом по предсказаниям. В других местах гадание зарезервировано для особых кризисов, и необходимо проконсультироваться с признанным экспертом, чтобы гарантировать достоверный ответ.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Гадание Определение и значение — Merriam-Webster

дивизия

ˌdi-və-ˈnā-shən 

1

: искусство или практика, которые стремятся предвидеть или предсказывать будущие события или обнаруживать скрытые знания, обычно путем интерпретации предзнаменований или с помощью сверхъестественных сил

2

: необычное понимание интуитивное восприятие

гадательный

də-vi-nə-ˌtȯr-ē 

də-ˈvī-nə-

ˈdi-və-nə-

имя прилагательное

Синонимы

  • augury

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

искусство чтения чайных листьев и другие формы гадания

если ее сила гадания такие замечательные, почему она не знает, что будет делать фондовый рынок?

Недавние примеры в Интернете

То, что начинается как любопытство по поводу гаданий теорий, перерастает в озабоченность колодой карт Таро 15-го века, одержимость, которую разделяют ее коллеги-исследователи, у которых есть свои секреты.

— Бекки Мелоан, 9 лет.0037 Washington Post , 1 ноября 2022 г.

И есть типы ритуальных предметов — гадательных инструментов, инструментов, церемониальных посохов, — на которые Бамигбойе наложил бы свой творческий отпечаток.

— Холланд Коттер, New York Times , 16 октября 2022 г.

Ее способности гадания часто сопровождаются мигренозными аурами, при которых ее чувства расплываются и кровоточат, заражая текстуру языка Мантел.

— Джейн Ху, 9 лет0037 The New Yorker , 19 октября 2022 г.

Теперь исследование, недавно опубликованное в журнале Levant, проливает свет на интригующее открытие, сделанное в пещерном комплексе: более 600 костей животных, которые, по-видимому, использовались для гадания — и для развлечения.

— Бриджит Кац, Smithsonian Magazine , 23 августа 2022 г.

Вселенная дарит вам подарок на гадание 9Практика 0038, которая может выявить ваши собственные скрытые мысли.

Чикаго Трибьюн , 3 августа 2022 г.

«Колокол и ворон» — тихий магазинчик в Симсбери, специализирующийся на язычестве, мистике, древних магических практиках, гаданиях и других эзотерических традициях.

— Сьюзан Данн, Хартфорд Курант , 12 августа 2022 г.

Кэррингтон продает широкий спектр колод Таро и карт оракула и часто меняет их, чтобы продемонстрировать различные художественные интерпретации 9.0037 гадание инструменты.

— Сьюзан Данн, Хартфорд Курант , 12 августа 2022 г.

Таро как инструмент гадания предназначен для того, чтобы дать ясность человеку, для которого гадают.

— Меган Роуз, Glamour , 19 июля 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «гадание». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Среднеанглийское divinacioun , от латинского гадания-, гаданий , от divinare — см. божественную запись 3

Первое известное использование

14 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование гадания было
в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

гадание

дьявол

гадание

предсказатель

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Гадание.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/divination. Просмотрено 29Декабрь 2022 г.

Копировать цитату

Детское определение

Гадание

сущ.

дивизия

ˌdiv-ə-ˈnā-shən 

: искусство или практика использования предзнаменований или магических сил для предсказания будущего о гадании

Последнее обновление: