«Я верю в судьбу и в себя» — Интервью — Другое

Адам Мовсарович, кто-то в детстве мечтает стать врачом, кто-то артистом, кто-то банкиром, а Вы – канатоходцем. Как родилась такая необычная мечта? Почему решили прожить жизнь между небом и землёй?

 

Думаю, что жанр сам выбрал меня. На Кавказе с незапамятных времён местные жители перебрасывали длинное дерево с одного края ущелья на другой и по этим импровизированным «мостам» ходили в гости к родственникам и друзьям. Это была жизненная необходимость и экономия времени. Я вырос в горном селе Закан-Юрт в Ачхой-Мартановском районе Чечни. Впервые выступление канатоходцев я увидел семилетним мальчишкой, когда в Хасавюрт, где моя семья жила с 1955 по 1957 годы, приехали самодеятельные артисты — канатоходцы. Я тогда и слова цирк не знал, у нас были лишь ярмарки да праздничные гуляния, а тут вдруг такое. Внутри всё буквально затрепетало, я был просто заворожён зрелищем, но тогда не мог и предположить, что мне суждено стать профессиональным артистом цирка.

 

Позже мы переехали в село Хатуни. В один из дней на площадке неподалёку от школы, где я учился, появились незнакомые люди и стали вкапывать столбы и натягивать между ними канат. Это были дагестанцы-канатоходцы, которые ездили с выступлениями по краю. Одноклассники понять не могли, что происходит, а я сразу догадался и ждал с нетерпением. Во время номера один из артистов стал искать добровольца, который хотел бы «пройти» по канату вместе с ним. Я всегда был отчаянный «сорви голова», ничего не боялся, поэтому моментально вызвался. Канатоходец усадил меня к себе на плечи и пошёл по канату. Это было впечатляюще.

 

Представление закончилось, и я, воспользовавшись всеобщей суматохой и тем, что на меня никто не обращает внимания, схватил шест и взобрался на канат. Пока все сообразили, что к чему, я был уже наверху. Толпа ахнула. Кто-то велел мне немедленно спускаться, кто-то кричал: «Иди вперёд!». И я прошёл по канату, повторив всё, что делал на нем артист! После этого успеха решил для себя: буду канатоходцем и… на следующий день сбежал с труппой! Но по дороге встретил односельчан, которые вернули меня домой. Вскоре друзья отца подарили мне настоящий канат, и я стал тренироваться.

 

Официально я дебютировал как канатоходец на районном смотре детской самодеятельности в селе Ведено. Во время выступления я скопировал номер того дагестанца-канатоходца. Даже прошел по канату с завязанными глазами! На смотре наша школа заняла первое место, а через несколько дней в местной газете я впервые прочёл свою фамилию, была даже фотография. Мой авторитет в школе моментально вырос, и вообще я стал «первым парнем на деревне».

 

А где Вы учились профессии?

 

После армии, в 1969 году я поехал поступать в Московское цирковое училище, но меня не взяли. На вступительном экзамене члены приёмной комиссии, увидев меня на канате, сказали, что меня нечему учить. Сразу позвонили куда-то «наверх» и доложили, что к ним пришёл поступать парнишка, который на проволоке держится лучше многих профессионалов. Так что через два с половиной месяца я уже работал на манеже в групповом номере: несколько лет выступал в программе «Канатоходцы» под руководством Яраги Гаджикурбанова, а позже стал руководителем номера.

 

Что для Вас главное в деле?

 

Чтобы человек в совершенстве знал и выполнял свою работу. А если этого нет, то значит, ты не на своём месте.

 

Вы принципиально работаете без страховки?

 

Моя жизнь, там, на высоте! Это — родная стихия, я таким родился, так что о страховке мысли никогда не было. Во времена СССР существовали очень жёсткие требования в отношении техники безопасности, но мне всеми правдами неправдами разрешали работать без страховки. Я верю в судьбу и в себя. Надо делать то, что умеешь, не сомневаться и чувствовать своё тело.

 

Над пропастью Карадагского ущелья глубиной почти в двести метров Вы не просто прошли по канату без страховки, а выполнили каскад сложнейших акробатических трюков, едва не стоивших Вам жизни. О чём думали, идя над бездной? Да и как вообще решились на такой смертельный номер?

 

Страховочную лонжу к облакам не прицепишь (смеётся). У моего коллеги, друга, Мстислава Запашного был юбилей, вот и решил сделать ему необычный подарок-рекорд. Строго говоря, сам Мстислав Михайлович «спровоцировал» меня на этот трюк. В 1996 году он пригласил нас с супругой (Заслуженной артисткой России Айной Виситаевой – прим. редакции) принять участие в своей программе, приуроченной к 50-летию творческой деятельности. Едва мы вышли из поезда, как увидели огромную афишу, на которой было написано: «Лучший канатоходец, народный артист России, единственный в мире идущий над пропастью без страховки». Я прямо покраснел! Не было такого, не ходил я над пропастью! Даже не думал тогда об этом, но теперь отступать было поздно, ведь от самого себя не спрячешься. Вот и пришлось начать ходить над пропастью, чтобы успокоить свою совесть. Такая ситуация (смеётся).

 

Начал искать варианты, и возник проект над Карадагским ущельем. В итоге придумал пройти по канату более пятидесяти метров без страховки, одновременно выполнив несколько цирковых кульбитов. Однако в полной мере осуществить задуманное не получилось, потому что в какой-то момент потерял равновесие, и, ухватившись за канат, повредил мышцы плеча. Тогда единственная мысль была, о том, что надо закончить проект. А вообще думал о разном. В цирке всё понятно и привычно: есть зрители, манеж, крыша над головой, а тут ущелье из глубины «дышит» сыростью, ветерок, облака. Пока лежишь на канате, смотришь, как они плывут, возникает очень обманчивое состояние, глазу трудно «зацепиться», трудно сосредоточиться и поймать «точку опоры». Но ощущение новое, интересное.

 

Неужели ни секунды не было страшно?

 

Я не понимаю, что такое страх. Когда человек знает свою работу, чего бояться? Тем более, что чем больше высота, тем выше концентрация, выше внимание к каждому шагу, к каждой мелочи. Вообще, все мои тяжёлые травмы, в том числе перелом таза и позвоночника, были на роковой для меня высоте в семь метров. Поэтому для меня — чем выше, тем безопаснее. После этого проекта, как, впрочем, и любого другого, было нелегко морально, напряжение дало себя знать. 

 

Кто-нибудь смог повторить этот самый шокирующий трюк в мировой эквилибристике?

 

Насколько я знаю, на сегодняшний день нет. Ведь уникальность этого прохода не в том, что он выполнен на какой-то особенной высоте, не в расстоянии перехода или что он был сделан без страховки, а именно в цирковой работе на проволоке. А так по канату ходят многие, профессия такая – ка-на-то-хо-дец, это не рекорд. Вы же не удивляетесь, что всадник на лошади скачет, на то он и всадник (смеётся).

 

Что еще экстремального есть в Ваших планах? Поговаривают, будто Вы собираетесь пройти над ущельем глубиной в тысячу метров?

 

Как-то я был в Дагестане на первенстве России по альпинизму, и президент республиканской Федерации Пётр Леонов предложил сделать подобный проход, но там не было возможности поднять на такую высоту оборудование и закрепить трос среди скал. Потом в Москве ко мне обращались и спрашивали, смогу и хочу ли я попробовать свои силы. Я ответил, что смогу и хочу, но пока тоже что-то не сложилось. Но я готов рассматривать варианты!    

 

Цирковой номер длится десять-двенадцать минут. Сколько нужно репетировать, чтобы с легкостью ходить по канату и выполнять сложнейшие трюки в эти несколько минут?

 

Вопрос сколько – в корне неверный. Существует общий график репетиций, жёсткий регламент и очерёдность, а если тебе нужно больше времени, то сразу возникают сопутствующие вопросы. Во-первых, необходимо получить разрешение дирекции, потому что дополнительное время автоматически несёт за собой увеличение расходных статей бюджета, так как придётся оплачивать работу всех вспомогательных служб. Поэтому либо ты готов, либо – нет. Сейчас мне как руководителю коллектива надо подготовить нового участника программы, а значит, придется репетировать по ночам, и без согласования с руководством это невозможно. При этом, если мне достаточно 30-40 минут, то, когда возглавляешь коллектив, приходится учитывать возможности, особенности характера, уровень подготовки, а порой и настроение каждого из коллег.

 

Да и отдыхать, восстанавливать силы нужно…

 

Я никогда не уставал, просто не понимал, как это. Помимо общей физической подготовки и репетиций каждое утро бегал по пять километров. Помню, как-то в Ижевске перед выступлением записался на участие в одном из забегов, пробежал пять километров, а потом сразу на представление, едва-едва успел к третьему звонку. Прибежал в цирк, ноги ватные от нагрузки, но отработал хорошо. Несколько раз принимал участие в марафоне. Когда бежишь марафонскую дистанцию, легко сбиться со счета, как-никак сорок километров, и чтобы не ошибиться, брал с собой спички – пробежал круг – спичку выбросил. Спички закончились, значит, и дистанция закончилась (смеётся). Однажды во время забега прихватило сердце, я испугался, подумал инфаркт, но все обошлось, хотя с той поры такие кроссы больше не бегаю. Чтобы поддерживать физическую форму, соблюдаю диету и режим: рано ложусь спать и встаю с восходом солнца. Раньше просыпался в четыре утра, сейчас разрешаю себе поспать на час дольше.

 

Вы пережили десятки травм, включая компрессионный и нестабильный переломы позвоночника, а врачи неоднократно обещали, что навсегда останетесь прикованным к постели. Зачем так рисковать?

 

Я не умею по-другому. Не могу не видеть мир с высоты птичьего полёта, не испытывать захватывающих дух эмоций. Да, я рискую, но рискую профессионально, а там, как судьба распорядится!

 

В 2012 году упал, получил перелом таза со смещением и перелом позвоночника. Врачи пугали пожизненной больничной койкой, но я полностью восстановился и вернулся к работе. Разработал собственную программу реабилитации, тренировок, много медитировал. В прошлом году в Самаре снова сорвался — с роковых для меня семи метров —  оскольчатый перелом пяточной кости правой стопы. Сказал себе: «Похожу на костылях и вернусь к своему зрителю». Сейчас ещё немного хромаю, но ничего страшного. К осени приступлю к работе, а как же иначе!

 

Вы всегда делаете то, что до Вас не осмеливался сделать никто…

 

Стараюсь всё время идти вперёд и не останавливаться на достигнутом. В 1988 году придумал и подготовил программу «Дуэт на канате — Бесстрашие», в которой мы с женой работали на любой высоте без страховки. Этот номер, вошедший в золотую коллекцию мирового цирка, мы исполняли и под куполом, и на открытых пространствах. Проехали с аншлагами полмира. Во время выступления я ложился на канат, а Айна вставала мне на грудь и крутила обруч. Ещё в моём репертуаре есть лестница на колёсах, которая ездит по канату, а я по ней поднимаюсь. Потом был сделан групповой номер «Канатоходцы Алталена», для которого я сконструировал специальные качели. Канатоходцы раскачиваются на качелях и спрыгивают на проволоку, выстраивая «живую» пирамиду. То есть, в одном номере у нас объединены гимнастика, акробатика и элементы полёта. Пока в мире такую комбинацию больше никто не делает.

 

Как и Вы, Ваша супруга исполняет номер без страховки. Наверное, сердце замирает, когда видите, как любимая женщина, с который Вы вместе уже тридцать шесть лет, идёт по канату?

 

Нет, не замирает! Я знаю, что Айна – профессионал своего дела.

 

В Вашей работе случались курьёзы?

 

Как-то раз я торопился и случайно перепутал сапоги: правый надел на левую ногу, а левый на правую. Поднялся на канат, иду вверх по наклону и никак не могу понять, в чём дело, почему не могу нормально стоять. Айна увидела и во время «комплимента» подсказала мне, но не будешь же при публике переобуваться, так и пришлось завершать номер, хотя было непросто, ведь из-за такой, казалось бы, мелочи нарушается баланс, и мало кто сможет отработать в «неправильной» обуви.   

 

От ошибок никто не застрахован. Но порой случается так, что подводит оборудование, инвентарь, от которого зависит жизнь людей! Как же так?

 

Увы, сегодня на рынке востребованы компании, которые готовы предложить меньшую цену зачастую в ущерб качеству. При этом в сопроводительной документации написана одна нагрузка, а на деле оказывается совсем другая, потому и рвутся тросы и страховочные сетки, ломая жизни и судьбы артистов. А такого высокого контроля качества, как было в своё время, к сожалению, нет.

 

В настоящее время существует множество цирковых фестивалей и премий. Что Вам важнее: признание профессионального жюри или публики?

 

Артист он артист, когда есть зритель. Он – главный в цирке. Нет зрителя – нет артиста, нет успеха. И именно от нашей работы зависит, захотят ли люди вернуться, чтобы увидеть представление ещё раз. Самое страшное для нас, если зритель выходит из зала с холодным сердцем. 

 

Чем сегодня цирк может увлечь зрителя, для которого и так ежедневно предлагается масса всевозможных развлечений? Что нужно сделать, чтобы у зрителя сердце замерло?

 

В первую очередь быть профессионалом. А в нынешних непростых экономических условиях большую роль играет и финансирование. Сегодня одним из лучших цирков мира является канадский Cirque du Soleil, и это справедливо. То, что они демонстрируют, не просто сочетание циркового и уличного искусства, театра и драмы. Это настоящее шоу. Посмотрите, какие сложные, профессиональные номера, хореография, какие костюмы, техническое оснащение, музыкальное сопровождение. Всё это стоит больших денег, но оно того стоит!

 

Нам сейчас намного сложнее, российскому цирку порой приходится буквально выживать в современных экономических условиях, даже делать что-то за свой счёт, так как финансирование по сравнению с тем, что было в Советском Союзе, сильно сократилось, и это ударило по цирковому искусству. Профессионалы были, есть и будут, но средств на подготовку и выпуск новых программ часто не хватает. Если в СССР было семьдесят стационарных цирков и тридцать «передвижек», и мы работали по два-три года без отпусков из-за высокой загруженности, то сегодня этого нет. Не забывайте, что и у зрителей не всегда есть деньги, чтобы всей семьёй прийти на представление. И, выбирая между тратами на необходимые покупки и развлечения, люди нередко предпочитают первое. Жизнь диктует свои условия, что поделать.

 

Как Вы относитесь к тематическим телевизионным шоу, в которых наравне с профессионалами принимают участие медийные персоны — дилетанты в цирковом деле?

 

Это очень хорошо! Многие коллеги со мной не согласны, но я уверен, что подобные программы идут лишь на пользу цирку. Да, в первую очередь, они добавляют популярности известным людям, но при этом рекламируют и цирковое искусство, а значит, интерес зрителей к нам возрастает.

 

Что думаете насчёт «разоблачительных» передач, раскрывающих секреты мастерства?

 

С одной стороны, зрителю всегда любопытно заглянуть за кулисы, увидеть «кухню» изнутри, а с другой – мы все хотим верить в чудо, так пусть чудеса остаются чудесами. И до тех пор, пока мы способны удивляться, мир нам интересен.

 

У Вас есть кумиры в профессии?

 

Юрий Владимирович Никулин. Я всегда им восхищался. Он был не только Артистом с большой буквы, но и удивительно отзывчивым и добрым человеком. Любой мог к нему обратиться, и не было такого случая, чтобы Никулин не выслушал, не помог. В частности, он выхлопотал для нас квартиру, когда наш дом в Чечне был разрушен. Несколько лет я обращался в вышестоящие инстанции, спрашивал, почему меня не приглашают на зарубежные гастроли, чем же я хуже других, а как только попал в Московский цирк, то сразу стал работать по высшей ставке и отправился в турне по Австралии. Потом я стал первым артистом цирка в нашей стране, который получил звание Народного, минуя Заслуженного. И в этом тоже заслуга Юрия Владимировича. Так что я очень многим ему обязан. Кстати, памятник, который установлен на Цветном бульваре, был построен на деньги артистов цирка. Не потому, что в бюджете не было на это средств, а в знак признательности и уважения к этому великому человеку.

 

Что Вы говорите себе, чтобы преодолеть боль и вернуться к работе? И что посоветуете тем, кто в жизни упал, не только физически, но и морально, и не знает, как подняться?

 

Много лет назад я работал во Франции, и один человек сказал мне: «Бывает, кажется, что сил больше нет, настроение хуже некуда, и ничего не получается, а всё-таки жизнь прекрасна». Эти слова врезались мне в память. И как бы ни было трудно, больно, порой до слёз, я повторяю себе: «Встань и иди — ты сможешь, ты должен, ведь жизнь так прекрасна!»  

 

Что пожелаете мальчишкам, которые по Вашему примеру захотят работать между небом и землёй на канате?

 

Всегда идите к своей цели, как бы тяжело не было, а вера в себя, трудолюбие и талант вам помогут!

 

Мы познакомились в дороге – Вы возвращаетесь с гастролей. Через несколько дней снова в путь. Что увидят зрители?

 

Второй год по решению Росгосцирка я руковожу коллективом «Летучий голландец», и мы предлагаем зрителям спектакль «Сны Шахерезады». Представление, созданное режиссёром Тимуром Кайбжановым, открывает зрителям мир восточной сказки. Это яркая постановка, сочетающая различные жанры. В программе — выступления канатоходцев, воздушных гимнастов, акробатов. Есть номера с дрессурой животных – на арене опасные хищники: львы, ягуары, леопарды… 

 

Вы жёсткий руководитель?

 

Я стараюсь быть справедливым и решать вопросы путём диалога, не повышая голоса, потому что в противном случае нормальной работы не получится – ссоры да споры ни к чему хорошему не приводят. У нас в каждом номере есть руководитель, и моя главная задача – соблюдать дисциплину, убеждать и помогать, если что-то случилось. А приказывать я не люблю, это не армия.

 

Какие качества Вы не прощаете людям?

Предательства, лжи и равнодушия. Никогда не пойму, как можно не протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Меня так воспитали.

 

24 июля Народному артисту России Адаму Виситаеву исполняется 68 лет. Редакция «Ревизор.ru» от всего сердца поздравляет Адама Мовсаровича с днём рождения и желает ему крепкого здоровья и покорения новых высот!

В вольном полете над пропастью во ржи

Роман Селинджера «Над пропастью во ржи» является настольной книгой многих юношей и девушек уже вот как несколько десятилетий, и не собирается сдавать своих позиций. История из жизни одного молодого, запутавшегося в своих собственных мыслях, ощущениях, парня, пронзила сердца и заставила задуматься не одно поколение. Запрещенные долгие годы в Америке из-за обилия сцен с ругательствами, а также попирания канонов, и откровенных разглагольствований на темы, которые не принято обсуждать в обществе (в том числе и о страхе перед сексуальностью), роман, тем не менее, приобрел огромную популярность, и был включен в сотню лучших англоязычных произведений мира.

Темы, затронутые в романе популярны, остры и по сей день. Именно это и хотела показать режиссер-постановщик, выпускница Санкт-Петербургской академии театрального искусства Мария Мирош, в своих «блюзовых вариациях для драматического ансамбля в двух частях» с одноименным названием «Над пропастью во ржи». Спектакль вот уже почти 11 лет с большим успехом идет на сцене «Театра за Черной речкой». Менялся состав, переписывались сцены, но суть самого спектакля, его главная идея оставалась прежней – показать зрителю всю глубину юношеских переживаний, и то, как они трансформируются в более зрелое мировоззрение, проходя сквозь призму общественного мнения, взаимодействия с представителями разных слоев социума.

Спектакль получился во всех отношениях оригинальным, свежим, необычным. Особое внимание стоит уделить музыкальному сопровождению, которое здесь оказалось выше всяких похвал блюз и джаз – любимые направления времен написания самого романа, в «блюзовых вариациях» прекрасно легли на сюжетную канву, сопровождая, интонируя на определенных моментах, усиливая эмоциональную составляющую действия. “The platters”, “The Manhattan transfer” , “The Doors”, “Sqirrel Nut Zippers”, “Palast Orchester”, Frank Sinatra — лучшие песни лучших исполнителей. И под эти песни проходит отрывок из жизни, пожалуй, самого неоднозначного подростка последних шестидесяти лет Холдена Колфилда, в спектакле играемый Иваном Мартыновым.

«Над пропастью во ржи» — это интересный, захватывающий спектакль, который не состоялся бы без сильного актерского состава.
Иван Мартынов (Холден Колфилд), Анатолий Журавин (Док, таксист в Нью-Йорке), Ирина Клюева (жена профессора Спенсера, мама одного из учеников) Сергей Яценюк (Экли, официант в бар, Льюс), Наталья Третьякова (Салли, монашка), Александр Володин (профессор Спенсер, пастор), Артур Литвинов (Стредлейтер, лифтер), Александра Байраковская (Джейн, проститутка). Они все не играют на сцене, они на ней проживают каждый свою маленькую жизнь. Раз за разом, спектакль за спектаклем, не теряя настроения, лица и, самое главное, души. Если судить по сэлинджеровскому описанию, то в режиссерской версии романа Ловец во ржи – это вовсе не Колфилд, а его вечный спутник, ангел-хранитель, Док. Он и есть тот самый старший, который ловит младших детей над самой пропастью, не давая им рухнуть вниз вместе со своими идеалами. Это подтверждается несколькими сценами: диалог Дока и Холдена, когда первый говорит второму жестокую правду, что тот скатывается все ниже и ниже; когда Док уговаривает Колфилда не совершать опрометчивого поступка, и буквально ловит его. Кто такой Док, можете спросить Вы, ведь его не было в романе. Док – это всечитатель, собирательный образ, он является воплощением всех тех людей, с которыми Холден вел свои беседы, постигая самого себя и суть происходящего. И Анатолий Журавин сыграл свою роль превосходно, он напомнил самого Колфилда, только старше, умудренней, это Холден, который прошел сложный жизненный путь.

Но нельзя не сказать и других актерах, мастерски сыгравших свои роли. Колоритная Салли, вдруг ставшая якобы застенчивой монахиней вызывала неизменную улыбку на губах, а у мужчин понимающие взгляды в сторону Холдена, когда закатывалась истерика и поджимались губки. И миленькая Джейн, перевоплотившаяся в распутную девушку по вызову в прозрачном платье и с ярким макияжем, и с непременными танцами у шеста, точнее у лестницы – будоражила воображение своим невинным взглядом, и совсем не невинными действиями. Кстати, сцена с ней и с лифтером (Артур Литвинов), где девушка исполняет весьма откровенный танец, была введена режиссером-постановщиком, и в оригинальном тексте её не было, и вызывает она несколько двойственную реакцию. Ведь, как известно, одно слово может поменять весь смысл книги. Экли и Стрэдлейтер вышли поразительно гармоничной парой, заикающаяся манера первого, позерство второго не выглядели наигранными, они и впрямь были на сцене мальчишками, каждый со своими «тараканами» в голове, претензией на что-то большее, чем они являются на самом деле. И они вместе заставляли зрителей смеяться, своей мимикой, жестами, голосом. А это весьма ценное качество для любого актера. Профессор Спенсер (Александр Володин) и его жена миссис Спенсер (Ирина Клюева) выглядели, как настоящая семейная пара. Почтенный старец, пытающийся вложить хоть каплю мудрости в голову несносного мальчишки, и милая дама, из-за своей глухоты, воспринимающая реальность в искаженном виде, и так, как ей удобно. Но, как и у всех спектаклей, постановок и здесь были свои нюансы. В романе Селинджера Фиби – это маленькая девочка, в возрасте около шести лет, с косичками, подвижная, веселая, но уже достаточно умная, чтобы учить своего брата, едва ли не покровительствуя ему. Но на сцене её роль исполнила скорее уже девушка, а не девочка. И если юное дитя способно вызвать у зрителя слезы на глазах, щемящее ощущение в сердце и в душе, то, к сожалению, тут до этого не совсем дотянули.

«Над пропастью во ржи», идущий в «В театре за Черной речкой» — это особый мир, прошлое, погружаясь в которое, вдруг понимаешь, что это и есть сегодня, и завтра, и так будет всегда.

Юлия Родимцева, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Юлии Чопоровой смотрите здесь

Фраза «взглянуть в бездну» демистифицирована

Немногие философы так широко цитируются и так широко неправильно понимаются, как Фридрих Ницше.

Хотя его часто считают антисемитом из-за его одержимости идеей «übermensch» (высшего человека), на самом деле он был активным критиком антисемитизма.

Кроме того, его нигилистическая философия, утверждающая, что в основе мира нет правды, делает его трудным для понимания.

Тем не менее, поскольку из-за мигрени и других болезней ему приходилось писать короткими очередями, многие высказывания Ницше легко цитируются.

В этом посте мы рассмотрим истинное значение одного из самых известных афоризмов Ницше: «Когда вы смотрите в бездну, бездна смотрит в ответ».

 

Что означает выражение «заглянуть в бездну»?

Слово «бездна» означает глубокую, почти бесконечную пещеру или дыру. Таким образом, буквальное значение этой фразы — смотреть в бесконечную тьму.

Чтобы понять истинное значение этой фразы, полезно знать полное предложение: «Когда вы смотрите в бездну, бездна смотрит в ответ».

Говоря простым языком, вы можете перефразировать это так: «Когда вы противостоите злу, убедитесь, что оно не влияет на вас».

Например, если политик расследует коррупцию, он может начать видеть ее повсюду и в результате сам может стать коррумпированным.

В более широком смысле эта фраза может использоваться для обозначения эффекта, который изучение чего-либо вообще может оказать на ваш разум.

В конце концов, бесконечные поиски истины в «бездне» могут привести к неприятным истинам.

Короче говоря, «глядеть в бездну» означает глубоко созерцать что-то чуждое себе, что может повлиять на ваше представление о себе.

 

Что означают слова в этой фразе?

Бездна — каньон или другая большая дыра, настолько глубокая, что кажется бесконечной.

Пристальный взгляд — это процесс длительного поиска. Это может также означать очень серьезную сосредоточенность, а не случайный взгляд.

Если понимать это буквально, то эта фраза означает, что кто-то очень пристально смотрит в почти бездонный каньон.

Если вы видите эту фразу, вряд ли она дословна.

Чтобы выяснить его более вероятное значение, нам нужно совершить экскурсию по немецкой философии 1800-х годов и работам Фридриха Ницше

 

Очень краткое введение в Фридриха Ницше 1800-е годы.

Чтобы по-настоящему понять мысли Ницше, вам, вероятно, потребуется пройти несколько университетских курсов по современной философии.

В этой статье этого не будет, поэтому мы обойдемся очень простым объяснением сути его философских идей.

 

Некоторые основные идеи философии Ницше

Вероятно, самая важная идея ницшеанской философии заключается в том, что истина — это то, что вы из нее делаете, и эта интерпретация необходима для понимания сути реальности.

Как сказал сам Ницше, «нет фактов, есть только интерпретации».

Еще одна основная идея — критика традиционной религии и традиционных моральных ценностей. Кроме того, он был категорически против национализма и централизованных форм правления.

Эти идеи привели к таким веселым фразам в трудах Ницше, как «Бог умер» и «Все, что говорит государство, — ложь, и все, что у него есть, оно украло».

Хотя философия Ницше кажется довольно угнетающей, он проходит через эти темные места, чтобы закончить идеей «утверждения жизни», когда для человека утверждение или отстаивание себя влечет за собой больше означает именно из-за общего отсутствия смысла, который вселенная имеет по умолчанию.

Короче говоря, Ницше сказал: «Ну и что, если вселенная бессмысленна? Это просто означает, что мы можем придать этому собственное значение».

 

По ту сторону Добра и Зла

и вглядываясь в бездну

Отступления в сторону, чтобы по-настоящему понять ницшевское значение «взгляда в бездну», нам нужно взглянуть на первоначальное использование этой фразы.

Это первоначальное использование имело место в Beyond Good and Evil , книге философских афоризмов или коротких изречений:

Тот, кто сражается с монстрами, должен следить за тем, чтобы он сам не стал монстром. И если ты долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя.

Первая часть этого афоризма сразу проясняет смысл второй части.

Поговорка в целом является предупреждением: если вы собираетесь противостоять злу, убедитесь, что сами не применяете злые методы.

Отличным примером является коммунистическая революция в России начала 1900-х годов. То, что началось как борьба с жестоким царским правительством, быстро привело к тому, что сами борцы стали жестокими фашистами.

Имея это в виду, мы можем интерпретировать «взгляд в бездну» как что-то вроде «противостоять злу» или, по крайней мере, «созерцать зло».

 

Примеры

«Посмотрев в бездну дела о коррупции в полиции, офицер решил, что лучший способ найти самых злостных преступников — это предложить остальным взятки».

В этом примере офицер полиции противостоит злу коррупции, прежде чем применить собственные методы.

 

Другие интерпретации бездны

Ницше Будучи Ницше, кажется уместным рассмотреть другие возможные значения фразы «взглянуть в бездну».

Помимо вероятного предполагаемого значения, эта фраза также подразумевает рассмотрение чего-то, что, вероятно, изменит ваше мышление.

Частично это значение также соответствует мысли Ницше. Например, он был преданным искателем истины, но считал, что его истины «кровавы».

Это означает, что узнавать правду о чем-то не всегда положительно. Даже если это так, то это может оказать глубокое влияние на человека, который искал истину.

Например, вы можете услышать, как кто-то говорит: «Не смотри слишком долго в эту бездну». Этот человек, вероятно, имеет в виду: «Не думайте об этом слишком долго, иначе вы можете пожалеть об этом».

 

Примеры

«Некоторое время я смотрел в бездну, полный меланхолии. Если даже Лотти изменяла мне, была ли какая-то настоящая любовь?»

Здесь взгляд в бездну не обязательно ведет к злу. Скорее, это раскрывает то, что может быть неудобной и несколько удручающей идеей.

Марсель Изели

Привет, лингвисты! Это я, Марсель. Я гордый владелец linguaholic.com. Языки всегда были моей страстью, и я изучал лингвистику, компьютерную лингвистику и китаеведение в Цюрихском университете. Ребята, мне очень приятно поделиться со всеми вами тем, что я знаю о языках и лингвистике в целом.

Унисекс, майка, которую ты заставил меня смотреть в бездну — Nihilism Existe

$ 32,00

(/)

Недоступен

Стиль рубашки
(ЗАПРОСИТЬ СТИЛЬ РУБАШКИ)

Майка унисексЖенская майка-борцовкаЖенский флис с круглым вырезомЖенский топ с круглым вырезомЖенская футболкаЖенская мужская футболка с V-образным вырезомУнисекс флисУнисекс ТолстовкаБольше вариантов, пожалуйста!

Выберите все варианты.

Количество

Сообщите мне, когда этот продукт будет доступен:

Сообщите мне, когда этот продукт будет доступен:

«Если долго смотреть в бездну, бездна тоже смотрит в тебя.»
— Friedrich Nietzsche

Если вам нравятся экзистенциальный ужас, нигилизм и взгляд в бездну, вам понравится эта забавная эмо-готическая футболка с изображением бездны. Наполненная тоской, эта рубашка станет отличным подарком для студента-философа, экзистенциалиста или нигилиста в вашей жизни. Если в вашем гардеробе не хватает экзистенциализма, нигилизма или саркастического иронического юмора, купите эту забавную рубашку и добавьте ее в свою коллекцию эстетических нитей Tumblr.

Информация о рубашке:

  • предварительно усаженная, мягкая, легкая, хлопок кольцевого прядения
  • напечатано вручную в США экологически чистыми чернилами на водной основе
  • свободный крой унисекс — идеально подходит как мужчинам, так и женщинам

Майки унисекс из мягкого и легкого хлопка кольцевого прядения. Мы печатаем наши дизайны экологически чистыми красками на водной основе. Все наши изделия разрабатываются и печатаются вручную на заказ в нашей студии в Южной Калифорнии.

Руководство по размерам/подгонке:
Наши унисекс-баки соответствуют размерам, размеры следующие:
X-Small: ширина 17 дюймов, длина 27,25 дюйма
Small, ширина 18 дюймов, длина 28,25 дюйма
Medium, ширина 20 дюймов, длина 29,25 дюйма
Большой, ширина 21 дюйм x длина 30,25 дюйма
X-Large, ширина 23 дюйма, длина 31,25 дюйма
2X-Large, ширина 24 дюйма, длина 32,25 дюйма

Что вы получаете, покупая Boredwalk?

😎 Стильная одежда и подарки, которые точно вызовут улыбки, кивки и комплименты от тайного общества других крутых единомышленников. И некоторые нелюди. Вероятно. 👽 😻

🗽 Одежда и аксессуары, разработанные, напечатанные и отправленные из США (точнее, из Калифорнии).

🙌 Самодовольство от осознания того, что Boredwalk ежегодно жертвует тысячи достойным благотворительным организациям.