Икона Божией Матери «Неопалимая купина» — значение и помощь

Православные верующие 17 сентября молятся иконе под названием «Неопалимая купина».

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Неопалимая купина — необычный иконографический образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, согласно которому пророк Моисей подошел к терновому кусту, чтобы посмотреть, «отчего тот горит огнем, но не сгорает».

В таком образе святому явился Бог. Всевышний рассказал Моисею о его истинной миссии и велел вывести народ Израиля из Египта в Землю обетованную.

Эта история произошла на Синайском полуострове у подножия горы Синай — на том месте по сей день находится камень, где и предстало пророку чудесное явление. Тысячи верующих ежегодно совершают паломничество к святому месту. Впоследствии на месте купины воздвигли православный мужской монастырь Святой Екатерины и часовню Неопалимой купины. Престол в ней располагается над корнями купины, которая считается той самой, посредством которой говорил с Моисеем Господь. Растущий ныне рядом с часовней куст — это ее продолжение.

Изначально на иконе изображался непосредственно горящий куст, внутри которого находится Богородица и перед ним стоящий на коленях Моисей. Со временем образ стал более схематичным и символичным — вместо куста появилась восьмиугольная звезда, в центре которой — Богоматерь и Младенец. Звезда складывается из двух четырехугольников. По углам иконы размещаются ветхозаветные сюжеты: Моисей перед купиной, сон Иакова, врата Иезекииля (символ непорочного зачатия и чудесное рождение Христа) и древо Иессево (аллегорическое изображение родословной Иисуса Христа). В лучах звезды можно увидеть ангелов, служащих Богоматери.

Икона Божией Матери «Неопалимая купина». Фото: www.globallookpress.com / Vadim Nekrasov

До сих ученые не смогли выяснить, кем и когда был написан образ Неопалимой Купины, известно лишь, что его истоки уходят корнями в I век. На иконе оба четырехугольника получают дополнительную смысловую нагрузку благодаря цвету. Ромб, в который помещен образ Божией Матери, изображен зеленым цветом, как символ самой купины (тернового куста), а красный ромб символизирует пламя. Этот образ несет в себе следующий смысл: Дева Мария носила во чреве Бога, огонь палящий, но не опаливший человеческое естество. Через Богородицу в мир пришло Спасение — Иисус Христос.

Кроме того, в православной традиции горящая, но не сгорающая купина символизирует исихазм — особую христианскую духовную практику, основа которой — строгий аскетизм, цель которого духовное очищение, ведущее к богосозерцанию.

В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел. А вокруг Богородицы расположились архангелы Михаил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил и Гавриил.

На Руси икона «Неопалимая купина» известная с XV века. Одна из древних икон находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Традиции и обычаи 17 сентября

В народной традиции икона «Неопалимая купина» почти утратила глубокий смысл и стала почитаться как защитница от пожаров — одного из самых страшных бедствий, особенно в те времена, когда почти все постройки на Руси были деревянными. Считалось, что именно 17 сентября молитвы о защите от пожара будут услышаны.

Верили, что икона «Неопалимая купина» особенно помогает при лечении ожогов, охраняет домашний очаг (поэтому образ имелся почти в каждом доме) и покровительствует людям тех профессий, чья задача — спасать людей. Также люди верили, что «Неопалимая купина» сможет защитить скотину от болезней, а хлева — от возгорания. У Богородицы просили, чтобы подобные несчастья обходили жилища стороной.

Крестьяне верили, что «матушка Неопалимая купина» не только защищает от огня, но и, как и пророк Илия, может насылать гром и молнии, камни и огонь с неба. Оттого и ее прозвали Громницей.

С 17 сентября крестьяне начинали собирать урожай лука. Поэтому нередко 17 сентября называли Луковым днем. Лук обязательно добавляли в пищу, а также развешивали по стенам как обереги.

Что нельзя делать 17 сентября

Нежелательно разводить костры. В противном случае избежать пожаров не получится.

17 сентября не стоит одалживать что-то у других — будь то деньги или продукты питания. Наши предки верили, что ослушавшегося ждет несчастье.

Ни в коем случае нельзя хвастаться своим материальным положением, иначе в дом придет бедность.

Приметы 17 сентября

  • На пути встречаются муравейники большого размера — зима будет холодной.
  • Земля быстро высохла после дождя — к непогоде.
  • 17 сентября идет дождь — осень будет сухой.

значение и чем помогает пожарным

Ежегодно, 17 сентября, Русская Православная Церковь чтит икону Божией Матери, именуемую «Неопалимая Купина». В этот день, сотрудники и ветераны МЧС России присутствуют на праздничных Божественных Литургиях, которые проходят в соборах, храмах и церквях.

Спасатели отмечают, что ежедневно в своей работе сталкиваются с риском, с условиями, когда необходимо быстро реагировать, а самое главное – спасать жизни, но не только от огня, но и извлекать из-под завалов, реанимировать людей, спасать их на воде. Широк спектр работы, которой пожарные и спасатели посвятили свою жизнь. Российские пожарные считают эту икону своей Покровительницей и Заступницей и потому особенно важно проведение и участие в молебнах.

Фреска Неопалимой Купины в Грановитой палате в Кремле

В ХVI в. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 г. в соответствии с описью Ушакова.

Значение

Сюжет о «Неопалимой Купине» описан в Ветхом Завете Библии.

Призвание Моисея. Об этом ветхозаветном событии можно прочитать в книге Исход (глава 3, 4).

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.

И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его,

И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев…

В честь описанного выше события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, Купины. Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан немаловажно, была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст. Как этот образ попал в Россию 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Скепсис или научные версии Божественного чуда

Специалисты, изучавшие данный эпизод Библии, отмечают, что скорее всего, реальным прообразом «Неопалимой Купины» послужило растение «Ясенец белый», встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.

Также среди возможных научных объяснений предполагаются физический эффект огни святого Эльма, химический эффект низкотемпературного холодного огня как свечения, а не собственно огня (пламени).

Ещё одна версия связана с тем, что, если в жаркий день поднести огонь к растению, воздух вокруг соцветий на пару секунд ярко, с отчетливым хлопком, вспыхнет, однако само растение при этом не загорится. «Фокус» объясняется большим количеством эфирных масел, выделяемых цветками и плодами.

Неопалимая Купина в христианстве

«Неопалимая Купина» является одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь в христианстве.

Купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Кроме того, в Православии «Неопалимая Купина» является символом исихазма*, так как исихаст постепенно рождает в самом себе ни в коем случае не являющегося ни Богом, ни наместником Бога на Земле в какой бы то ни было форме богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно рождению Богоматерью единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе), и потому, что при необходимости старец, подобно Моисею, может вести своих духовных чад, при Иисусовой молитве призывается Святой Дух, а история исихазма связана с монастырём Святой Екатерины.

Примечание: * – по данным Википедии: исихазм – это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении.

Изображение иконы

Иконописный тип «Неопалимая Купина» условно разделяется на два закрепившихся в каноне извода:

Исторический ветхозаветный

Данный извод считается несколько архаичным выражением богословской мысли. Был распространен недолго и получил небольшое хождение в России. Возможно, причинами тому стало то, что такие изображения считались аллегориями. Известно, что святой патриарх Никон боролся с иконами этого типа.

Например, так называемое «Отечество» или «Всевидящее око» сохранились, в основном, в старообрядческой среде. Образ представляет Купину в виде объятого огнем тернового куста, над которым как бы парит в воздухе, изображенная по пояс Пречистая Дева с Младенцем.

Иногда, нижняя часть иконы дополняется изображением пророка Моисея, пасущего стадо овечек или снимающего обувь, перед тем как ступить на святое место.

Богословский

Этот образ стал самым распространенным и принятым церковью.

Икона представляет собой изображенную на ней восьмигранную звезду, как бы обрамляющую Богоматерь с Младенцем. Звезда состоит из двух перекрещивающихся квадратов или ромбов, немного неправильной, вытянутой формы.

Один из них окрашен в красный киноварный цвет и символизирует собой образ божественного пламени, второй может быть зеленого или синего цвета, в напоминание о неиссякаемой вечной свежести «Неопалимой Купины». Имеет также ещё одно его значение – Приснодевство Богородицы. Пересекающиеся геометрические фигуры образуют собой звезду, в центре которой – Пречистая Дева.

По углам иконной композиции изображены светила небесные, а в красных лучах своеобразной мандорлы или звезды, окружающей Богородицы – так называемые «тетраморфы», это мистические существа, описанные по своим таинственных видениям, пророком Иезекиилем и Апостолом Евангелистом Иоанном Богословом.

Образы мужа, льва, тельца и орла, – эмблемы четырех апостолов-евангелистов. В зеленых лучах или красных (вариаций много) пишутся Небесные Силы Бесплотные – архангелы с их атрибутами: архистратиг Михаил с жезлом или мечом, Гавриил с ветвью благовестия или лилией, Рафаил с «сосудом алавастровым», Уриил с мечом огненным, Варахиил с гроздью виноградной, Иегудиил и Салафиил с кадилами.

Кроме того, сам образ Божьей Матери также имеет несколько вариаций. Иногда, Богородица держит в руке «лествицу», в знак того, что Она возвела человечество от земли к Царствию Небесному, – это ещё один ветхозаветный прообраз Богородицы, написанный по сновидению патриарха Иакова.

По углам иконы могут быть показаны ветхозаветные пророческие видения, связанные с воплощением Христа: в левом верхнем – видение Моисею Купины, в правом верхнем – видение пророка Исайи: Серафим, держащий в щипцах раскаленный уголь, в нижнем левом углу, – видение затворенных врат пророку Иезекиилю, справа – небесной лествицы Иакова. На некоторых изводах присутствует элемент «мира горнего» – гора или камень, ещё один символ восхождения к Небу.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Православные приметы

На просторах интернета можно найти множество народных традиций, примет и обрядов, неразрывно связанных с тем, что потом стало частью многих православных примет в День памяти иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Основные из них:

  • посетить церковь и поставить свечку иконе Богоматери «Неопалимая Купина»;
  • заказать сорокоуст в трех церквях;
  • освятить дом с помощью иконы.

Интересно, что раньше считалось, что с помощью этой иконы можно не только защищаться, но и нападать. Например, она могла призывать молнии, а то и камни с неба. В этом плане её даже отождествляли с Ильёй-Пророком и иногда называли «громницей».

Также в этот день было принято обходить сеновалы и протыкать их несколько раз вилами. Дескать, это нечистую силу помогает разогнать, которая как раз в сеновалах прячется.

Что нельзя делать в день поклонения иконе Богоматери «Неопалимая Купина»:

  • нельзя было пренебрежительно относиться к огню. Именно в этот день он обретал практически священные свойства, так что случайные возгорания стоило тушить не водой, а молоком, а свечи гасить вручную, а не плевками или задуванием;
  • игнорировать некоторые народные приметы, предвещающие пожары. Если, например, по полю активно бегают мыши – это к неприятностям. То же самое предвещали и пролетающая возле домов кукушка, и пробегающий по улице заяц. Правда, не уточнялось, будет ли загораться какое-то здание самостоятельно, либо же огонь будет приходить из лесу;
  • держать в полном порядке пожарную бочку с водой. Считалось, что это искушает нечистую силу проверить, насколько хорошо люди готовы к пожарам. Довольно странная традиция, если честно. Прямое нарушение техники безопасности. Но традиции не обязаны быть логичными, ведь так?

В этот день стоило воздержаться от ругани и брани. Всё же день почитания образа Богородицы. Но особенно важно было не произносить бранных слов возле огня. Считалось, что это самый простой и быстрый способ его осквернить и кого-то разозлить.

Чем помогает пожарным

Чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – одна из самых чтимых в России икон, почитающаяся как защитница от стихийных бедствий. Она считается защитницей жилья от пожара, а день, в который ее чтят, можно назвать православным профессиональным праздником пожарных. Икону можно увидеть во многих пожарных частях.

Ведь их работа не только сложная, но и нервная – в любую минуту может поступить тревожный вызов, и нужно будет идти в бой с огненной стихией. И, к сожалению, никто не может гарантировать, что с пожара все вернутся живые и здоровые. Может, поэтому среди пожарных так много верующих – легче идти в огонь, имея духовную поддержку.

Нередко можно услышать истории о чудесах, связанных со святыней.

Одну из них рассказали ставропольские огнеборцы.

С их слов, сотрудники спасательного ведомства выехали на тушение старого частного дома. Вызов был поздним, много времени упущено. Поэтому на момент прибытия первого пожарного расчета, дом был охвачен огнем, а потом и крыша рухнула. После ликвидации пожара – при разборе завалов – они обнаружили уцелевшую часть стены, где даже обои не были тронуты огнем. На этой стене висела икона «Неопалимая Купина». Пожарные отметили, что это – настоящее чудо.

Примечательно, что узнаваемый Образ иконы хорошо прослеживается в символике различных пожарно-спасательных подразделений. Восемь лучей звезды в символике служб спасения олицетворяют 8 добродетелей, которыми должны быть наделены спасатели: доброта, мужество, самоотверженность, любовь к людям, ответственность, уверенность, быстрота ума и взаимовыручка. Так, например, Образ иконы (лучи) размещены на официальной эмблеме МЧС Республики Беларусь.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — Россия 18 век — Dipinti антикварная в продаже онлайн

Вы находитесь в:

Это изображение Марии получило свое название от библейского эпизода с кустом, который сгорел, не поглотив себя, пока в нем Бог говорил с Моисеем. Богородица находится в центре 8-конечной звезды, 4-х красных (на память об огне) и 4-х темных (на память о кусте). Как кустарник не поглотил горения, так и Мария дала Эммануэле свет, оставаясь при этом чистой. Двойная звезда, в свою очередь, вставлена ​​в распустившийся цветок, символизирующий вечную чистоту Марии. На лепестках цветка изображены ангельские чины. Эта икона очень почиталась на Руси и считалась защитницей домов от огня.

 

НЕТ В НАЛИЧИИ

К сожалению, этот товар больше не доступен

Значок

  • Высота (см)

    28

  • Длина (см)

    24

  • Эпоха

    XVIII В.

  • Происхождение

    Россия

  • Материал

    Tempera

  • Категория

    Icon

Ознакомиться с условиями продажи

Интернет-продажа Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — Россия 18 век

ВЫ ИЩЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? МЫ К ВАШИМ УСЛУГАМ

  • +39 049 860 2288
  • +39 338 82 99 602
  • info@passioneantiqua. com

Вам также может понравиться…

  • Икона Божией Матери Покровская — Россия 18 век

    • 1 заявок на этот объект

    Подробнее

  • Икона Божией Матери «Троеручица» — Россия 19 век

    • 1 заявок на этот объект

    Подробнее

  • Деревянный дорожный триптих — Россия 19 век

    • 2 запроса для этого объекта

    Подробнее

  • Русская икона с изображением Божией Матери «Скорбящие Радость» — Москва 19 век

    • 2 запроса на этот объект

    Подробнее

Есть сомнения? Прочтите ответы на самые распространенные вопросы

Этот объект сертифицирован?

Товары, которые вы найдете на нашем веб-сайте и в нашем магазине, были тщательно проанализированы и проверены. Подписывая гарантию на объект в момент продажи, мы можем его удостоверить благодаря нашему опыту. Более того, вам предоставляется возможность поменять товар в любой момент после продажи — без ограничений по времени — так как мы уверены в качестве наших объектов.

Мнения наших клиентов

30.04.2023 by Pietro
1

Mi sono interessato for un quadro e volevo sapere il nome del pittore, la risposta del venditore: «Si tratta di un quadro della scuola Marco Ricci». Ма иль имя дель pittore нон ло sapeva! Nonostante chiedeva un prezzo esorbitante.
Non è raccomandabile!

Джентиле Пьетро,
ci spiace apprendere della sua insoddisfazione, ne avremmo parlato volentieri di persona quando era qui. Ci rendiamo conto che qualche volta non riusciamo ad appagare tutte le aspettative.
Lei saprà bene che nei dipinti d’epoca, prima dell’Ottocento, не эра abitudine firmare l’opera, nemmeno maestri blasonati lo facevano.
Il valore che noi diamo alle nostre opere è basato su molteplici fattori, se risulta al di sopra della sua aspettativa, ha semper la facoltà di relazionarsi con noi sulle condizioni di vendita.
Se possiamo esserle d’aiuto в qualche modo può semper contattarci. Грейзи.

03. 09.2023 от Лусио
5

Ho acquistato un vaso di Murano ed esprimo la piena soddisfazione per la cortesia e la professionalità dimostratami.
Sicuramente ritornerò per altri acquisti.

Grazie Lucio per la fiducia e la stima che ci ha riservato, con vero piacere l’attendiamo presto ancora ad Abano, sappiamo che lei è un affezionato della nostra stazione termale, confidiamo che ora lo sia anche del nostro negozio. Un saluto da tutto lo Staff

ПРОЧИТАТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ

Для большей защиты и прозрачности прямых отношений между пользователем и Passione Antiqua мы будем рады предоставить вам необходимую информацию. Написав свой адрес электронной почты и свое имя, вы сразу же получите ответ с ОЦЕНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ этого объекта в своем почтовом ящике. Этот запрос не является обязательным для нас.

Имя*

Фамилия*

Электронная почта*

Я разрешаю использование моих персональных данных в соответствии со ст. 13 GDPR 679/2016 (см.).

Сделайте свое предложение для:

Икона Божией Матери Неопалимая Купина- Россия 18 век

Имя*

Фамилия*

Электронная почта*

Сотовая связь*

Сделайте предложение*

Сообщение:

Я разрешаю использование моих персональных данных в соответствии со ст. 13 GDPR 679/2016 (см.).

Божия Матерь — Богородица · «Великая икона»: Коллекция русских икон Чепменского университета · Русские иконы Чепменского университета

В 8 веке, во времена иконоборцев, святой Иоанн Дамаскин был наказан халифом (который ошибочно полагал, что святой Иоанн писал императору предательские письма), отрубив ему руку. Позже в тот же день святой Иоанн держал отрубленную руку перед иконой Божией Матери и умолял ее исцелить его, в конце концов заснув. Проснувшись, святой Иоанн увидел, что рука его восстановилась, и в благодарность создал маленькую серебряную руку и возложил ее на икону. В какой-то момент в процессе повторного копирования эту серебряную руку ошибочно приняли за руки Богородицы и нарисовали именно так. Иконы, на которых изображена оригинальная серебряная рука, встречаются очень редко.

Более половины икон в коллекции госпожи ЛаЛанн изображают Богородицу, или Богородицу (дословно «Богоматерь»), как ее называют в православных землях. Из примерно трехсот видов икон Богородицы, существующих по всей России, в этом сборнике представлены двенадцать, в том числе наиболее почитаемые Казанская, Владимирская и Смоленская Богородицы. Каждый из этих типов икон является потомком оригинальной чудотворной иконы, связанной с определенным городом. Иконы Божией Матери можно узнать по позе Богородицы, в том числе по тому, как Она взаимодействует с Младенцем Христом или по наклону головы.

Помимо изображений Христа, наиболее распространенным сюжетом русских икон является изображение Богоматери. Это потому, что Матерь Божия — это человек, который больше всего похож на своего сына, который является примером «христоподобной» жизни.

Богородица

Согласно легенде, после смерти, воскресения и вознесения Христа верующие хотели, чтобы женщина заняла центральное место в апостольской общине. Чтобы удовлетворить это желание, святой Лука написал образы Марии с младенцем Христом, которые стали первыми иконами, созданными человеком. Считается, что Святой Лука показал свои работы Марии, которая, увидев их, обрадовалась не потому, что они прославили ее, а потому, что они позволили ей помогать общинам на земле. Помня об этом, Мария благословила иконы фразой «Да пребудет с этими образами благодать Рожденного от Меня и мое собственное благословение». Подобно истории с Нерукотворным Образом, легенда об иконах Богородицы не только подтверждает точность изображений святителя Луки, но и обосновывает мысль о том, что настоящая, человеческая Богородица  существует внутри значка и активно может предложить помощь.

Мирское присутствие Марии также было продемонстрировано различными религиозными текстами, такими как история XIX века, основанная на жизни святого Андрея, в которой предполагалось, что Мария не оставалась на небесах после смерти, а стремилась вернуться в «страдающий мир», чтобы помочь нуждающийся.

Чудотворные иконы

Широко распространенная вера в непосредственное присутствие Богородицы породила беспримерную веру в чудотворные способности ее икон. Чудотворные рассказы (поддерживаемые в основном из уст в уста) окружали иконы Божией Матери. Часто эти истории формировали у людей понимание сообщества и предписывали соответствующее поведение — только те, кто знал свое место в сообществе и поступал благочестиво, были вознаграждены божественным вмешательством. Так было до 19века, что этот местный фольклор был официально составлен и издан по всей России. Также в это время сотни региональных икон, разработанных в течение 900 лет, были сжаты в единый календарь марианских событий и приняты поместными церквями.

Несмотря на трудности, связанные с объединением тысяч местных легенд об иконах, духовенство оценило их дидактическую функцию, а также благочестие, которое они внушали. Священник А. Сперанский утверждал, что эти иконописи усиливали любовь народа к Марии, возвышали надежду на божественное вмешательство, укрепляли веру в божественное покровительство России. Другой священник также признавал силу иконописей «привлекать верующих к благодатным небесным высотам, где царит вечная любовь».

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» основана на ветхозаветном чуде, свидетелем которого был Моисей. В Книге Исхода Бог призывает Моисея из куста, который «горел, но не сгорел» (Исх. 3:2), чтобы сказать, что он выведет евреев из Египта. Затем образ горящего куста использовался как символ Марии, родившей Христа, оставаясь девственницей. Эти иконы часто вешали в домах, так как считалось, что они защищают от огня.

Казанская Богородица, также известная как Казанская икона Божией Матери, представляет Деву Марию как защитницу России. По преданию, икона была привезена из Константинополя в 13 веке, более века была утеряна и вновь обретена в 16 веке юной девушкой, которой во сне явилась Богородица.

Святая за всех

Иконы Марии имели особое значение в Русской церкви, потому что они подчеркивали ее человечность. В отличие от Христа, который был одновременно и полностью человеком, и полностью божеством, Мария всегда представлялась как личность, как и любой другой человек, достигший божественности через духовную преданность. В хорошо задокументированном видении Серафима Саровского (1759-1833) явилась Мария с несколькими из первых учеников, чтобы позвать Серафима как «своего рода». Как следует из этого видения, Мария, несмотря на то, что она, безусловно, была исключительной, не считала себя находящейся за пределами мирского царства людей. Как человек с реальным человеческим опытом и необычайно глубокой связью с Богом, Мария стала идеальной святой, наставником и представителем Восточной Православной Церкви.

Роль Марии как духовного наставника подкреплялась рассказами о ее жизни до воскресения Христа. В молодости Мария изображалась полностью посвятившей себя Храму и мало говорящей, но посвящавшей себя работе, учебе и молитве. В религиозной литературе она также описывалась как скромная в одежде и движениях, милосердная к бедным, почтительная к старшим и неподкупная. Именно этот известный образ человеческой жизни Марии послужил образцом для мирян. Священники и религиозные тексты часто ссылались на поведение и жизненный опыт Марии, чтобы проиллюстрировать правильное поведение и поклонение. Священник И. Касиров, например, представил жизнь Марии в пример для подражания мирянам, отмечая Ее молчание во время служения Христа народу как пример Ее смирения, кротости и воздержания. Хотя она была одной из первых уверовавших и понимала веру лучше, чем кто-либо, она оставалась решительно молчаливой, решив никогда не «смешивать свой голос с голосом апостолов». Этот взгляд на Марию был популярен среди некоторых священников, поскольку он поддерживал мнение о том, что духовенство, которое учит, должно оставаться отдельно от обучаемых мирян.

Именно это сознательное решение воздержаться от приписывания Марии божественных качеств окончательно отделило православных верующих от их римских собратьев. Абсолютная человечность Марии рассматривалась как логическая необходимость ее роли надежды человечества; в конце концов, как она могла по-настоящему сочувствовать людям, если она когда-то не была их частью? Как Святая для всех, близость Марии к Богу была основана на жизненном опыте, выходящем за рамки пола или класса. Во многих религиозных памфлетах Мария изображается говорящей: «Посмотрите на меня, да, я родила предвечного Бога… но помните, какой была моя жизнь… Я была свидетельницей самых глубин страданий». Таким образом, иконы Божией Матери вдохновляли связь между Марией и верующими, которая определялась общим пониманием и трансцендентным чувством сопереживания и сострадания. Верующие могли смотреть на икону Марии и просить, чтобы Она «направляла очи сердца их ко спасению», следуя ее примеру жизни и милосердия.

После воскресения Христа руководящая роль Марии стала подчеркиваться в зарождающейся христианской общине, где ученики и апостолы обращались к ней за вдохновением. В одном религиозном эссе даже упоминаются слова апостолов: «Мы утешились, взглянув на Тебя, Госпожа наша, как на нашего собственного Господа и Учителя». Перед ее смертью в религиозных отчетах записано, как Мария встречалась с апостолами, чтобы благословить их и заверить их, что она всегда будет с ними. Она также пообещала, что будет использовать свое положение рядом со Христом, чтобы просить о милости от имени верующих на земле. В этих рассказах Мария представлена ​​не только как хранительница церковной общины, но и характеризуется как самая непосредственная линия контакта со Христом. Через молитву и добрые дела у верующих появилась надежда получить милость Христову через Марию.

Смоленская, или «Одигитрия», икона Божией Матери, именуемая также «Путеводительница». Считается, что икона впервые была привезена в Россию в XI веке Анной, дочерью византийского императора Константина, когда она отправилась в Киевскую Русь, чтобы выйти замуж за князя Всеволода Ярославича Переяславского (что сделало ее первой византийской иконой, когда-либо привезенной в Россию). . В XII веке сын князя Всеволода I Ярославича перенес икону в город Смоленск и установил ее в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Смоленская Божья Матерь характеризуется изображением Девы Марии, держащей рядом с собой Младенца Христа, указывая на Него как на источник человеческого спасения.

Владимирская икона Божией Матери, также известная как Богородица Владимирская и Богоматерь Владимирская, как говорят, была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым вместе ели Христос, Богородица и Иосиф. В XII веке икона была отправлена ​​из Константинополя на Русь и вскоре после этого поставлена ​​в городе Владимире святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Икона Владимирской Божией Матери отличается сочетанием типов «Путеводительница» и «Умилостивленная», где Богородица и нежно держит, и указывает на Младенца Христа как на источник спасения.

Священный коллектив

Истории о жизни Марии, особенно после воскресения Христа, изображают ее не только как образец личного подражания, но и как защитный центр христианской общины. Таким образом, на иконах Мария часто изображается или сравнивается с церковью или храмом, зданием, которое, соответственно, собирает и защищает общину и служит проводником к Богу. Эта ассоциация уходит корнями в христианскую типологию, которая использовала ветхозаветный Ковчег Завета, Скинию и Иерусалимский храм — все места, наполненные божественным присутствием, — чтобы символически прообразовать Богородицу. Подобно церкви, Мария как Богородица была символически «местом, освященным славой», а не только исторической личностью.

Помимо этой символической связи, почитание Марии на Руси буквально вылилось в основание церквей и формирование общин живших рядом с ними. По всей России были созданы многочисленные церкви, приделы и часовни для хранения икон, особенно с изображением Марии. Говорят, что некоторые из них были основаны потому, что икона велела им это сделать. Бесчисленные местные легенды рассказывают об иконах Богородицы, побуждающих членов общины построить церковь в ее честь.

 В одном рассказе начала XIX века бывший помещик из Волынской епархии заболел и молился своей иконе Марии как последней надежде на выздоровление. Вскоре после этого ему явилась Мария и пообещала исцелить его, если он построит в ее честь церковь или часовню.

Подобные истории иллюстрируют активную роль Марии в расширении, сохранении и защите церкви и общества. Богородичные иконы не только основывали общины по всей России, но и формировали структуру этих общин. Помимо обычного богослужения, иконы Марии часто составляли основу ежегодной Минеи или литургического календаря, в котором многие события и фигуры, излагавшие священную историю Библии, распределялись по праздничным дням и праздникам. Центральное присутствие Марии в этих календарях отражает ее ключевую роль в христианском сообществе и подчеркивает ее присутствие в повседневной жизни верующих.

Роль личности

Одним из самых сильных аспектов Марии как Святой для всех была ее хорошо задокументированная милость и доброта по отношению к людям из всех социальных классов и положений. В повествованиях до 15 века главные герои, которые общались с Марией или другими святыми, как правило, были членами духовенства. К XIX веку в большинстве иконописей фигурировали простые крестьяне, купцы или горожане обоих полов. После этого сдвига отношения между церковью и верующими были реструктурированы, и у мирян были видения и другие духовные переживания, которые будут официально санкционированы в церкви. Некоторые 19Переделки XX века одной из самых могущественных и почитаемых икон России, Казанской иконы Божией Матери, например, связывали ее происхождение с ребенком из простой семьи.

Другая история повествует об Абалакской иконе Божией Матери, которая, по преданию, досталась благочестивой вдове по имени Мария. Во сне Мария увидела икону, на которой рядом стояли Святитель Николай и Святая Мария Египетская. Тогда она услышала голос, который побудил ее сказать народу построить церковь в честь иконы Божией Матери с двумя приделами, один для святителя Николая, а другой для святой Марии Египетской.