Как сделать мумию • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Антропология

Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов

Автор Анна Айвазян

Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танато­практик, патолого­ана­том и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почет­ная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выпол­нения проце­ду­ры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого чело­века — переход в загробный мир. Успеш­ность этого перехода зависела от мно­­гих факторов, но одним из главных считалась правильная сохран­ность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зави­симости от финан­сового положения усопшего. В «Истории» Геродот описы­вает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начи­налось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и прос­тым способом мумифицирования было влить в брюш­ную полость умер­шего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.

Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желу­док. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.

Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древне­египетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструк­ция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно. 

1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подма­стерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духов­ную часть ритуала. 

2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы испол­няете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса. 

Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum

3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарай­тесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet). 

4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевер­нуть на живот. 

Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вы­нуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специя­ми. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.

6. Положите извлеченные органы в сосуды из алебастра. Желудок, кишеч­ник, легкие и печень нужно высушить, завернуть в ткань, пропитанную смо­ла­ми, и сложить в четыре алебастровых сосуда — их называют канопи­чес­кими  Термин «канопические сосуды» ввели в обиход антиквары и ранние египтологи в XIX веке. Греки писали, что в городе Кано­пус почитали божество в форме вазы с чело­веческой головой. Так и возникло название для ритуальных сосудов с головами людей и животных. Считается, что первым предна­значение сосудов понял один из осно­вате­лей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году.. Крышка каждой канопы соответствует одному из сыновей бога Гора. Желудок пойдет в вазу бога Дуамутефа с головой шакала, легкие — в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны, для кишечника предусмо­трен сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа. Наконец, печень отправится в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Печень пользо­валась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию. Потом все четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.

Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art

7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе пере­хода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама. 

Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эрыBritish Museum

8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.

9. Проведите процедуру обертывания. Для этого вам понадобится много льняной ткани, смола, амулеты и профессиональный чтец заклинаний, ведь каждый круг обертывания сопровождается специальными молитвами. В ткань также нужно будет завернуть амулеты, папирусы с заклинаниями и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками  С Тутанхамоном, например, завернули кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита.. Разогрейте смо­лу: она выполняет функцию клея. Начинайте обертывание с ног, но не по от­дельности, а в один бандаж.

Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой вер­сии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают. 

Церемония открывания рта мумии.  Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена. 

другие материалы О МУМИЯХ И ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

 

Проклятие фараонов и мумии

Как в европейской культуре возникла египетская готика

 

Почему фараонов не называли фараонами?

Откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом

 

Нефертити и секретная комната

Научный детектив о гробнице Тутанхамона

 

Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии

От Древнего Египта до Лувра и торговых центров

Источники

  • Геродот.  История.

    Ленинград, 1972.

  • Китова A. О. Мумификация в Древнем Египте: История изучения, современные методы исследования.

    Египет и сопредельные страны. Выпуск 4. 2016. 

  • David R. Handbook to Life in Ancient Egypt.

    Oxford University Press, 2007. 

  • Elliott C. Bandages, Bitumen, Bodies and Business — Egyptian Mummies as Raw Materials.

    Aegyptiaca. Journal of the History of Reception of Ancient Egypt. Nr. 1, 2017. 

  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

    London, 2014.

Теги

Инструкция
Египет

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чудовище дня

Дракон с человеческой головой

Язык дня

Арабский

Маргиналия дня

Издевающаяся обезьяна

Архив

Литература

О Куоккале, «Чукоккале» и блинах Лили Брик

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

технологии Древнего Египта и наших дней

На первый взгляд, желание надолго сохранить тело усопшего кажется довольно странным, но подобная идея одолевает миллионы людей, а порой и целые народы уже несколько тысячелетий. Мы решили рассказать, как изготавливали мумии раньше и какие технологии существуют сейчас.

Светлана Тортунова

Ледяной человек

Самый доступный способ долговременного хранения тела — морозильник. Древнейшие неразложившиеся останки, дошедшие до наших времен, сохранились именно в толще льда. Лед мгновенно замораживает тело и прекращает процессы разложения. Именно в районах Крайнего Севера, в зоне вечной мерзлоты, периодически находят останки мамонтов, порой довольно хорошо сохранившиеся. В Европе случайно удалось найти даже ледяную мумию человека. «Ледяной человек», или, как его еще называют, Отци, был обнаружен в итальянских Альпах в 1991 году. Судя по всему, Отци, внезапно застигнутый непогодой, остался на ночлег в горах. Выбрал небольшую пещерку, которая и стала его последним приютом: он замерз и умер во сне. После этого тело сохранялось в идеальном состоянии 5300 лет, до тех пор, пока на него случайно не наткнулись туристы. Прибывшие на место полицейские передали находку археологам. Отци был изучен вдоль и поперек: его рост составлял 158 см, вес — около 50 кг. Одежда состояла из широкой набедренной повязки и кожаной рубахи. На голове «Ледяного человека» красовалась сплетенная из травы шляпа, а на плечах — накидка из соломы. Кожаная обувь Отци для тепла была плотно набита соломой и мхом.

Сублимация

Другой хорошо известный способ — сублимация, то есть быстрое обезвоживание продукта. Лет 10 назад в магазинах продавали приготовленное таким образом мясо — оно не портится, почти ничего не весит и сохраняет питательные свойства практически неограниченное время. Правда, вкус этого продукта сильно подкачал, и поэтому сейчас такое мясо можно встретить разве что в наборах питания для экстремального туризма.

Прекрасными сублимирующими свойствами обладает сухой жаркий климат и раскаленный песок. Тело человека на 90% состоит из воды, и именно она является «виновницей» разложения. Лед связывает воду, горячий песок ее испаряет. Народы, жившие в жарком климате и хоронившие своих покойников в песке, обеспечивали их телам долгую загробную жизнь.

Об этих свойствах песка прекрасно знали древние египтяне. В неглубоких могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего хорошо сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который быстро впитывал в себя влагу и буквально высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усложнялся, появились более богатые гробницы, разнообразный погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью.

Смерть или сон

А зачем египтянам нужны были хорошо сохранившиеся трупы? Жители Древнего Египта представляли себе смерть как особое состояние, характеризующееся потерей сознания, остановкой дыхания, прекращением движения, разложением и, наконец, постепенным исчезновением тела. Однако на начальной стадии это состояние сходно со сном, обмороком, гипнозом, после которых человек приходит в себя и живет по-прежнему. Самое существенное отличие смерти от сна — это разложение. Египтяне верили, что дыхание и движение рано или поздно вернутся к усопшему, если суметь предохранить его тело от тления. Весь сложнейший процесс мумификации был направлен именно на сохранение тела покойного. Очень хорошо процедуру мумифицирования в V веке описал Геродот.

Мумификация по Геродоту

«Когда к ним [бальзамировщикам] приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родственников], за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищают ее растертыми благовониями.

Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Дольше оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.

Гроб с телом хранят в семейной усыпальнице, где ставят его стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника влитое туда масло. Оно действует столь сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родственникам], больше ничего с ним не делая. Третий способ, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Тело мастера боится

В целом Геродот был довольно точен, однако некоторые сохранившиеся тексты и изображения позволяют предположить, что процесс бальзамирования был куда более сложным, чем египтяне позволили увидеть и описать «отцу истории». Позже изъятые при мумификации внутренности стали также пропитывать натроном (природной содой из озера Вади Натрун), маслами и смолами и класть в специальные сосуды — канопы. Сосуды эти имели крышки в форме головы человека, павиана, шакала и сокола и соответствовали определенным органам человеческого тела. Для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали тканью, пропитанной маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна телу и лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня.

В завершение тело покрывалось тонким слоем горячей смолы, окрашивалось красной или желтой охрой, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. Иногда родственники приносили ткань из дома, что приводило к курьезным случаям: в 1985 году, при изучении мумии неизвестного мужчины, хранящейся в Музее естественной истории города Лиона, выяснилось, что пелены, в которые завернули тело при бальзамировании, на самом деле когда-то были парусом — на нем сохранились даже фрагменты деревянного такелажа.

С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком (смесью извести с песком и известняком), — ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. О том, какие ювелирные шедевры когда-то закрывали лица большинства царских мумий, свидетельствует знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона, по праву считающаяся одним из самых уникальных памятников древнеегипетской истории.

Копчение

Не только египтяне сохраняли тела своих предков от тлена. Древняя цивилизация инков тоже владела искусством мумификации. На окраине Лимы археологи обнаружили один из самых массовых «складов» мумий. На сегодняшний день откопали уже более 2000, а всего, по оценкам археологов, в этом захоронении не меньше 10 000 мумий.

На Филиппинах использовали наиболее жестокий метод изготовления мумий. Вожди и знать готовились к мумификации еще при жизни. Как только шаманы приходили к выводу, что вождь скоро отойдет в мир иной, ему начинали ежедневно давать соленое питье. Оно выводило лишнюю влагу из внутренних органов, которые филиппинцы не удаляли при бальзамировании. Как только любимый вождь умирал, наследник вдувал ему в рот табачный дым для дезинфекции. После всех этих приготовлений умершего коптили на слабом огне, собирая капающую влагу — она считалась священной. А напоследок высушивали мумию на солнце в позе эмбриона. По окончании ритуальных священнодействий высокопоставленного покойника помещали в пещеру.

Отечественные технологии

Находят мумии и в России. При раскопке курганов в урочище Пазырык были найдены сохранившиеся мумии вождей алтайских скифов. Возраст этих мумий примерно 2500 лет. Для их сохранности скифы помимо бальзамирования использовали холод — специально изготовленный сруб-могильник заполнялся льдом. Первую найденную мумию археологи назвали «Алтайская принцесса». Она была высокого роста, с европейскими чертами лица, одета в прекрасные одежды из тонкого шелка, украшена золотыми и бронзовыми ювелирными изделиями. В ее могильнике было все, что только могло понадобиться в загробной жизни — кухонная утварь, упряжки, запасы еды, даже кони.

Особняком стоят останки подвижников Киево-Печерской Лавры. Эти мощи нетленны, хотя они и не подвергались специальному бальзамированию. Предполагается, что своей сохранностью они обязаны особому сухому воздуху пещер.

В современной истории практиковалось бальзамирование умерших лидеров коммунистических государств. Первым опытом подобного рода стало бальзамирование тела Ленина. Перед учеными стояла задача не просто мумифицировать тело вождя, а сохранить облик покойного таким же, как и при жизни. Процесс бальзамирования занял 4 месяца, кроме того, еженедельно лицо и руки покойного обрабатывали специальным составом, а раз в год тело на месяц погружали в жидкость, препятствующую его высыханию и разложению. Впоследствии подобной обработке подвергались тела Георгия Димитрова, Клемента Готвальда, Хо Ши Мина, Агостиньо Нету и Чедди Джагана.

Силиконовые мумии

Самый совершенный на сегодняшний день способ мумификации изобрел в 1977 году уроженец ГДР, а ныне профессор Гейдельбергского университета Гюнтер фон Хагенс. Его метод состоит в пропитке тела биополимером (силиконом) при помощи вакуума. Сначала труп кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Затем тело, пропитанное ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон откачивается вакуумным способом, замещаясь в тканях силиконом. Готовая силиконовая мумия покрывается препаратом, позволяющим телу сохраняться почти вечно. Мумии Хагенса выглядят почти как произведения искусства и выставляются по всему миру на передвижных выставках «Мир тела», которые посетили более 12 млн человек.

Мумификация: Утерянное искусство бальзамирования мертвых

Для большинства людей сегодня мумии — это персонажи фильмов ужасов, готических романов или тайных религиозных обрядов. Но мумификация была широко распространенной и почитаемой традицией в древнем мире, традицией, проникнутой глубоким религиозным значением и часто совершаемой опытными специалистами.
(Изображение предоставлено Андреа Иззотти/Shutterstock)

У многих людей мумии и мумификация вызывают чувство ужаса, вызывая в воображении образы гротескного чудовища, закутанного в льняную ткань, бредущего по древнему храму. Действительно, на протяжении многих десятилетий мумии появлялись в фильмах ужасов и готических романах, а в общественном воображении хранились как элементы тайных религиозных обрядов.

Но мумификация была широко распространенной и почитаемой традицией в древнем мире, которая имела глубокое религиозное значение и часто выполнялась опытными специалистами. Это практиковалось как способ поклонения мертвым или выражения важной религиозной веры — особенно веры в загробную жизнь. Известно, что различные культуры мумифицировали своих умерших. Наиболее известны древние египтяне, но китайцы, древние жители Канарских островов, гуанчи и многие доколумбовые общества Южной Америки, включая инков, также практиковали мумификацию.

Связанный: Фотографии: Мумии обнаружены в гробницах древнего египетского города

Как делаются мумии?

Мумификация – это процесс сохранения тела после смерти путем преднамеренного высушивания или бальзамирования плоти. Обычно это включало удаление влаги из тела умершего и использование химических веществ или натуральных консервантов, таких как смола, для высушивания плоти и органов.

Одной из самых известных естественно сохранившихся мумий в мире является ледяной человек Эци, обнаруженный в 1991 в итальянских Альпах. (Изображение предоставлено © Археологическим музеем Южного Тироля.)

Мумии также создаются в результате непреднамеренных или случайных процессов, известных как «естественная» мумификация. Это может произойти, когда мертвое тело подвергается воздействию экстремально холодных, очень сухих условий или какого-либо другого фактора окружающей среды, который смягчает гниение.

Самая старая мумия в истории Северной Америки, найденная в Пещере Спиритов, недалеко от Фэллона, штат Невада, является примером естественной мумификации. Завернутый в циновку туле, он был найден в неглубокой могиле и сохранился благодаря сухой атмосфере и разреженному воздуху пещеры. Обнаружен в 1940, и первоначально считалось, что ему от 1500 до 2000 лет, человеку впоследствии был проведен радиоуглеродный анализ в 1990-х годах, и было установлено, что ему более 10 000 лет, ранее сообщала Live Science .

Напротив, самая старая известная египетская мумия, сохранившаяся естественным путем, датируется чуть более 5500 лет назад, сообщает Live Science . Это была мумия молодой женщины, чье тело после смерти было завернуто в льняное полотно и меха.

Еще одна известная мумия, сохранившаяся естественным образом, — старейшая из известных в Европе: Ледяной человек Эци, живший около 5300 лет назад. После того, как Эци был убит на территории нынешних итальянских Альп, его тело хранилось в снегу и льду, пока туристы не обнаружили его останки в 1991. 

Связанные: Мелодрама о мумиях: 9 главных секретов ледяного человека Эци

Первая цивилизация, практикующая мумификацию 

Древнейшие преднамеренно захороненные мумии были обнаружены в долине Камаронес в Чили. Эта долина находится на крайнем севере страны, в регионе, называемом пустыней Атакама. Узкая полоска земли между Тихим океаном и Андами, эта пустыня получает мало осадков и считается одним из самых засушливых мест на Земле. Мумии были найдены в 1917 октября немецкий археолог Макс Уле на пляже Чинчорро недалеко от города Арика, сообщает CNN.

Мумии принадлежат к тому, что Уле назвал культурой чинчорро (от 9000 до 3100 лет назад), которые жили на территории нынешнего южного Перу и северного Чили. Люди чинчорро поселились в прибрежных деревнях и полагались на рыболовство как на основной способ существования, используя рыболовные крючки, сделанные из моллюсков. Они также охотились на животных на суше и собирали съедобные растения в окрестностях.

Связанный: Сухость пустыни вдохновила разнообразие мумий  

Практика мумификации чинчорро началась около 7000 лет назад, примерно за два тысячелетия до появления первых известных египетских мумий, согласно тому же отчету CNN. Хотя практика со временем стала более сложной, основной процесс остался прежним. Он включал удаление мягких тканей, органов и головного мозга. Затем полое тело высушивали и снова собирали. Кожа была набита тростником, сушеными растениями или другими растительными веществами. В руки и ноги вставляли палки. На лица трупов надевали глиняные маски и часто прикрепляли парики. Затем готовую мумию раскрашивали.

На ранних этапах существования общества Чинчорро (около 7 050–4 500 лет назад) мумии окрашивали черным марганцем. С 2500 г. до н.э. пока эта практика не прекратилась где-то в первом веке до нашей эры, красная охра заменила марганец. Мумифицировали не только элиту, но и все слои общества чинчорро, включая младенцев, детей, взрослых и даже зародыши.

Египетская мумификация 

Однако наиболее развитой мумификации достигли в Древнем Египте. Первые египетские мумии появляются в археологических записях примерно в 3500 г. до н.э. Ко времени Древнего Царства, или Эпохи Пирамид (ок. 2686–2181 гг. до н. э.), мумификация прочно укоренилась в египетском обществе. Он стал опорой в последующие периоды, достигнув особого совершенства во времена Нового царства (ок. 1550–1069 гг.).ДО Н.Э.). В отличие от общества Чинчорро, мумификация в Древнем Египте обычно предназначалась для элиты общества, такой как члены королевской семьи, знатные семьи, правительственные чиновники и богатые. Обычных людей мумифицировали редко, потому что это было дорого.

Связанный: 2 мумии, обнаруженные на древнем египетском кладбище, где были похоронены Тутанхамона и другие члены королевской семьи

Мумификация в Древнем Египте была тесно связана с религиозными верованиями общества. «Древние египтяне были одержимы загробной жизнью», — говорит Рита Лукарелли, египтолог и специалист по египетским папирусам или древним текстам из Калифорнийского университета в Беркли. «Они верили, что есть другая жизнь после жизни здесь, на Земле».

Древние египтяне считали, что когда человек умирает, его духовная сущность сохраняется. Эта сущность отправилась в путешествие, где столкнулась с многочисленными божественными и демоническими существами, и ее окончательная судьба была вынесена судом Осирисом, богом мертвых. В случае признания безупречным умершему разрешалось жить с богами в вечном раю.

Головы двух мумий, раскопанные археологами среди мумий в оазисе Дахла в Египте. (Изображение предоставлено Alamy)

(открывается в новой вкладке)

«Для того, чтобы духовная часть умершего могла совершить это путешествие, тело должно оставаться неповрежденным», — сказал Лукарелли. Вот почему египтяне придавали такое значение мумификации и поэтому эта процедура проводилась с особой тщательностью.

К сожалению, в древнеегипетских текстах, по крайней мере, в сохранившихся, фактический процесс мумификации почти не обсуждается. То, что обсуждается, отметил Лукарелли, — это ритуалы, связанные с мумификацией, а не гайки и болты процесса. Вместо этого подробности этой практики дошли до нас в основном из неегипетских источников, таких как греческий писатель V века Геродот (жил в 484–425 гг. до н. э.). В своей знаменитой работе «Истории» он описал три уровня мумификации, каждый из которых отличался от другого трудоемкостью и сложностью процесса.

Связанный: Галерея изображений: Техника потрошения мумии

Самый сложный метод включал в себя сначала удаление мозга и многих внутренних органов, особенно содержимого брюшной полости. Мозг обычно удаляли с помощью изогнутого металлического инструмента, который вставляли через ноздри, в то время как другие органы удаляли вручную после разреза вдоль желудка. Пустая полость была заполнена различными ароматическими специями, такими как мирра и кассия (сделанная из коры вечнозеленых деревьев), прежде чем тело было зашито.

«Сердце всегда оставалось внутри, — сказал Лукарелли, — потому что египтяне считали его самым важным аспектом человека, поскольку оно содержит интеллект».

Затем умершего посыпали солью на 70 дней, чтобы удалить всю влагу. По прошествии 70 дней тело омыли и завернули в льняную ткань. Наносили липкую смолу, чтобы бинты приклеились к телу. «Труп затем передается родственникам, — писал Геродот, — которые заключают его в полый деревянный гроб, сделанный в виде человеческого тела, который они сделали для этой цели, и как только гроб закроют, они уберут его в погребальная камера» (перевод Г. К. Маколея, 2008 г.).

Похожие: Фото: Удивительные мумии Перу и Египта

Несколько сотен лет спустя греческий историк Диодор Сицилийский (жил в 30 – 90 г. мумификации. В своей книге «Библиотека истории» Сицилийский отметил, что мужчины, выполнявшие мумификацию, называемые бальзамировщиками, были искусными ремесленниками, которые научились этому искусству как семейному делу. Он писал, что бальзамировщики «считались достойными всяческих почестей и уважения, общались со священниками и даже беспрепятственно входили и выходили в храмы». Работу этих бальзамировщиков он охарактеризовал как столь кропотливую, что «даже волосы на веках и бровях остаются, весь вид тела неизменен, и слепок его формы узнаваем».

Египетская мумификация постепенно исчезла в четвертом веке, когда Египтом правил Рим. «Затем с приходом христианства процесс мумификации прекратился», — сказал Лукарелли.

Сегодня, за исключением очень редких случаев, мумификация является утерянным искусством. Большинство обществ считают это причудливым или архаичным; пережиток ушедшего времени. Но отголоски этого процесса, тем не менее, можно увидеть в современных похоронных бюро, где бальзамирование мертвых играет важную роль в чествовании наших близких.

Дополнительные ресурсы:

  • Узнайте больше о египетских мумиях из Смитсоновского института.
  • Посмотрите короткое анимационное видео о мумификации из музея Гетти.
  • Узнайте больше о мумиях из этого интервью с Дэвидом Херстом Томасом, археологом из Американского музея естественной истории.

Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз. Его работы публиковались во множестве печатных и онлайн-изданий, в том числе в «Monterey Herald», «San Jose Mercury News», «History Today», «Sapiens.org», «Science.com», «Current World Archeology» и многих других. Он также писатель, чей первый роман «Поля разума» (открывается в новой вкладке) недавно был опубликован на сайте Open-Books. com (открывается в новой вкладке).

египетских мумий | Smithsonian Institution

Метод бальзамирования или обработки мертвого тела, который использовали древние египтяне, называется мумификацией. Используя специальные процессы, египтяне удаляли всю влагу из тела, оставляя только высохшую форму, которая не будет легко разлагаться. В их религии было важно сохранить мертвое тело как можно более реалистичным. Они были настолько успешны, что сегодня мы можем увидеть мумифицированное тело египтянина и получить представление о том, как он или она выглядели при жизни 3000 лет назад.

Мумификация практиковалась на протяжении большей части ранней истории Египта. Самые ранние мумии доисторических времен, вероятно, были случайными. Случайно сухой песок и воздух (поскольку в Египте почти нет измеримых осадков) сохранили некоторые тела, захороненные в неглубоких ямах, вырытых в песке. Около 2600 г. до н.э., во времена Четвертой и Пятой династий, египтяне, вероятно, начали намеренно мумифицировать мертвых. Эта практика продолжалась и развивалась более 2000 лет, в римский период (ок. 30 г. до н.э. – 364 г. н.э.). В течение любого периода качество мумификации варьировалось в зависимости от цены, заплаченной за нее. Наиболее подготовленные и хорошо сохранившиеся мумии относятся к эпохе восемнадцатой и двадцатой династий Нового царства (ок. 1570–1075 гг. до н. э.), включая мумии Тутанхамона и других известных фараонов. Здесь будет описан общий процесс этого периода.

Процесс

Процесс мумификации занял семьдесят дней. Специальные жрецы работали бальзамировщиками, обрабатывая и заворачивая тело. Помимо знания правильных ритуалов и молитв, которые должны выполняться на разных этапах, священникам также необходимо было детальное знание анатомии человека. Первым шагом в этом процессе было удаление всех внутренних частей, которые могли быстро разлагаться. Мозг удаляли, осторожно вводя через ноздри специальные инструменты с крючками, чтобы вытащить кусочки мозговой ткани. Это была деликатная операция, которая могла легко изуродовать лицо. Затем бальзамировщики удаляли органы брюшной полости и грудной клетки через разрез, обычно сделанный на левой стороне живота. Они оставили на месте только сердце, считая его центром бытия и разума человека. Остальные органы сохранялись отдельно, а желудок, печень, легкие и кишечник помещались в специальные ящики или банки, которые сегодня называются канопами. Их хоронили вместе с мумией. В более поздних мумиях органы обрабатывали, заворачивали и заменяли внутри тела. Несмотря на это, неиспользованные канопы продолжали оставаться частью погребального ритуала.

Затем бальзамировщики удалили всю влагу с тела. Они сделали это, покрыв тело натроном, разновидностью соли, обладающей отличными подсушивающими свойствами, и поместив внутрь тела дополнительные пакеты с натроном. Когда тело полностью высохло, бальзамировщики сняли внутренние пакеты и слегка смыли с тела натрон. В результате получилась очень высохшая, но узнаваемая человеческая форма. Чтобы мумия казалась еще более реалистичной, впалые участки тела заполнили льняной тканью и другими материалами, а также добавили искусственные глаза.

Далее началась упаковка. На каждую мумию требовались сотни метров полотна. Священники тщательно обматывали тело длинными полосами полотна, иногда даже обматывали каждый палец и ногу по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. Чтобы уберечь умерших от несчастий, среди оберток клали амулеты, а на некоторых льняных полосках писали молитвы и магические слова. Часто жрецы помещали маску лица человека между слоями головных повязок. В несколько этапов форму обмазывали теплой смолой и снова возобновляли обкатку. Наконец, жрецы заворачивали последнюю ткань или саван на место и закрепляли льняными полосками. Мумия была целой. В это время были заняты не только жрецы, готовившие мумию. Хотя подготовка гробницы обычно начиналась задолго до фактической смерти человека, теперь был крайний срок, и мастера, рабочие и художники работали быстро. В гробницу можно было поместить многое, что понадобится человеку в загробной жизни. Мебель и статуэтки были готовы; были подготовлены настенные росписи религиозных или повседневных сцен; и списки еды или молитв закончены. Благодаря волшебному процессу эти модели, картинки и списки станут реальными, когда они понадобятся в загробной жизни. Теперь все было готово к похоронам.

В рамках похорон священники совершили особые религиозные обряды у входа в гробницу. Самая важная часть церемонии называлась «Открывание рта». Священник прикасался к различным частям мумии специальным инструментом, чтобы «открыть» эти части тела для чувств, которыми наслаждаются в жизни и которые необходимы в загробной жизни. Прикоснувшись инструментом ко рту, умерший теперь мог говорить и есть. Теперь он был готов к путешествию в загробную жизнь. Мумию клали в его гроб или гробы в погребальную камеру и вход запечатывали.

Такая сложная практика захоронения может свидетельствовать о том, что египтяне были озабочены мыслями о смерти. Наоборот, они рано начали строить планы на смерть из-за большой любви к жизни. Они не могли придумать жизни лучше, чем настоящая, и хотели быть уверены, что она продолжится и после смерти.

Но зачем сохранять тело? Египтяне верили, что мумифицированное тело было домом для этой души или духа. Если тело было уничтожено, дух мог быть потерян. Идея «духа» была сложной, в ней действительно участвовали три духа: ка, ба и ах. Ка, «двойник» человека, оставался в могиле и нуждался там в подношениях и предметах. Ба, или «душа», могла свободно вылететь из гробницы и вернуться в нее. И именно ах, что, возможно, переводится как «дух», должен был пройти через Подземный мир к Страшному суду и входу в Загробную жизнь. Для египтянина все три были необходимы.

Кто был мумифицирован

После смерти египетских фараонов обычно мумифицировали и хоронили в тщательно продуманных гробницах. Так же часто обращались с дворянами и чиновниками, а иногда и с простыми людьми. Однако этот процесс был дорогостоящим и не по карману многим.

По религиозным соображениям были мумифицированы и некоторые животные. У священных быков ранних династий было собственное кладбище в Саккаре. Бабуинов, кошек, птиц и крокодилов, которые также имели большое религиозное значение, иногда мумифицировали, особенно в более поздних династиях.

Изучение мумий сегодня

Древние писатели, современные ученые и сами мумии помогают нам лучше понять процесс мумификации в Египте и культуру, в которой он существовал. Многое из того, что мы знаем о реальном процессе, основано на трудах ранних историков, таких как Геродот, который тщательно записал этот процесс во время своего путешествия в Египет около 450 г. до н.э. К этим знаниям добавляют современные археологи и другие специалисты. Развитие рентгеновских лучей теперь позволяет делать рентгеновские снимки мумий, не разрушая сложные внешние оболочки. Изучая рентгеновские снимки или проводя вскрытие разорванных тел, эксперты узнают больше о болезнях, от которых страдали египтяне, и их лечении. Лучшее представление о среднем росте и продолжительности жизни дает изучение костей. Узнав их возраст на момент смерти, порядок и даты египетских царей становятся немного яснее.