25 лет за вызов духа Троцкого. Как органы госбезопасности СССР боролись с медиумами-антисоветчиками

25 лет за вызов духа Троцкого. Как органы госбезопасности СССР боролись с медиумами-антисоветчиками

Обновление: 1 июня 2020 года

Эдуард Андрющенко

Спиритические сеансы или «столоверчение» – популярная забава, которой с середины XIX столетия предавались тысячи любителей эзотерики. Со временем мода сошла на нет, но группы желающих пообщаться с духами появлялись в разных точках планеты. В Советском Союзе таким людям следовало быть осторожными: их могли записать в «последователи религиозно-мистического учения», что было чревато неприятностями. Особенно если возникло желание поговорить с духом о политике.

Слушать подкаст «Медиумы-антисоветчики»

Другие выпуски


«Мы задавали вопрос товарищу Ленину: гениальный ли человек товарищ Сталин или нет».

Это отрывок из показаний, прозвучавших на заседании Киевского областного суда 10 марта 1948 года. Ленин ответил, что его преемник совсем не гений, продолжал подсудимый. И это в годы, когда культ Сталина достиг своего апогея, а прилагательное «гениальный» в сочетании с его фамилией стало чуть ли не филологической нормой.

В суде звучали пересказы «диалогов» с давно покинувшими этот мир известными людьми: например, со второй женой Сталина Надеждой Аллилуевой и его главным врагом Львом Троцким. Можно было бы предположить, что на скамье подсудимых – старые большевики, лично знавшие коммунистических лидеров. Но нет, все трое – обычные жители Белой Церкви, никогда не состоявшие в партии. С Троцким и прочими подсудимые «общались», вызывая их духов. За это их и арестовали.

Блюдце со стрелкой

Годом ранее, в начале 1947-го, в Белую Церковь из Киева переехал 44-летний уроженец Полтавщины Илья Горбань. Он был художником, но особых творческих высот не достиг: оформлял экспозиции музеев, готовил плакаты и портреты Ленина для демонстраций. Также в его трудовой биографии была игра в духовом оркестре, работа школьным учителем, участие в раскопках Академии Наук. Горбань воевал – командовал противотанковой пушкой – и в 1943 году был ранен под Орлом, что серьезно сказалось на здоровье. Был женат, но развелся, дочь жила с матерью. В Белой Церкви Горбань поселился у сестры, Веры Сорокиной, и устроился на работу в горпромкомбинат – скульптором.

Илья Горбань. Фото из уголовного дела

Вскоре после переезда любивший читать Горбань записался в городскую библиотеку. С ее сотрудницей, 39-летней Ольгой Розовой, у художника начался роман. Формально женщина была замужем. Но ее мужа, журналиста воронежской газеты Андрея Розова, еще в 1938 году обвинили в принадлежности к «антисоветской право-троцкистской террористической организации» и посадили на 10 лет. Реабилитировали Розова лишь в 1970-м.

Ольга Розова. Фото из уголовного дела

Как-то на горпромкомбинате Горбань разговорился с коллегой Михаилом Рябининым. Тот спросил скульптора, верит ли он в загробный мир и существование духов. Впоследствии Горбань уверял, что ответил отрицательно. Но взял почитать предложенную Рябининым «Книгу духов».

Это произведение, написанное в 1856 году, – своего рода «библия» спиритизма. Автор, француз Аллан Кардек, считается основателем религиозно-философского учения о вечной жизни человеческих духов.

Из обвинительного заключения: «…спиритизм является одной из разновидностей мистической религии, которая путем обмана и шантажа пытается «научно» обосновать реальность будущей загробной жизни человека в виде неосязаемого «духа»

Горбаня прочитанное очень увлекло. Он предложил Рябинину устроить спиритический сеанс, но ответ знакомого его разочаровал: «Все эти сеансы с тарелочками – чепуха и детский лепет. Я контактирую с духами на более высоком уровне».

А вот сестра Горбаня Вера пообщаться с умершими согласилась. Они вдвоем устроили сеанс в ее доме. Организовали все по классической инструкции прошлого века: сели за стол, зажгли свечи. В центр брат и сестра положили лист бумаги, на котором по кругу написали буквы алфавита, цифры, слова «да» и «нет». Лист накрыли блюдцем, на котором нарисовали стрелку.

Лист (или доска) для спиритических сеансов

Суть сеанса заключается в том, что участники «призывают дух» конкретного человека, и если тот появляется, задают ему вопросы. Блюдце, над которым держат пальцы присутствующие, якобы начинает вращаться без приложения усилия. Стрелка указывает нужные символы на листе, из которых составляются слова, – именно таким образом дух отвечает. Последователи спиритизма утверждают, что блюдце передвигают потусторонние силы. Скептики же уверены: это незаметно делают руками сами участники сеанса. Следствие, конечно, придерживалось именно последней версии.

Летом и осенью 1947 года брат и сестра вдвоем провели около 15-20 сеансов. Чаще всего вызывали духов покойных родственников: например, матери, которая с помощью движущегося блюдца якобы давала житейские советы. Как-то вышли на связь с Пушкиным, но тот их «обругал». Одному из сотрудников комбината Горбань рассказывал о контакте с их великим «коллегой» – Микеланджело.

Третьей участницей белоцерковской неформальной ячейки спиритов вскоре стала возлюбленная Горбаня Ольга Розова. Для начала пара обратилась к духу покойного писателя Андреева (о ком из двух известных писателей, Леониде или Василии, идет речь – непонятно). Тот стал говорить Розовой комплименты.

«Я заподозрила, что это проделки Горбаня, с которым я к тому времени уже находилась в интимных связях. Весь этот сеанс носил чисто личный, любовный характер», – вспоминала она на допросе.

Сеансы проходили не только дома у Горбаня, но и у Розовой, квартира которой находилась прямо в здании библиотеки. К Ольге часто заходила подруга, заведующая библиотекой педшколы Варвара Шелест. Она увидела ритуал и тоже заинтересовалась спиритизмом, решив ходить на сеансы.

Зачем Горбаню, Сорокиной, Розовой и Шелест все это было нужно? Они всерьез считали, что общаются с душами умерших?

На суде все фигуранты в один голос заявляли: в потусторонний мир и духов они не верят. На вопросы о религиозных убеждениях каждый отвечал, что атеист. Мистический обряд, по их словам, был для них развлечением. Версия о том, что несколько интеллигентов в 50-тысячном городке в бедные послевоенные годы не знали, чем себя занять, кажется вполне правдоподобной.

Что расскажут вождь и враг народа?

Чем запомнилась первая послевоенная пятилетка в СССР? Восстановлением страны из руин. Голодом с массовыми смертями. Достигшим небывалых высот культом личности Сталина. Борьбой с УПА и «лесными братьями». А еще – новой волной политических репрессий, вызвавшей у многих воспоминания о страшном 1937 годе.

Посиделки с блюдцами при свечах с точки зрения Министерства госбезопасности (МГБ – так в те годы называлась советская спецслужба) являлись «созданием нелегальной религиозно-мистической группы спиритов». За вызов духов в то время могли посадить, как сажали за нелегальные молитвы на дому протестантов или греко-католиков. Но это еще полбеды – к оккультному характеру сеансов Горбаня и других со временем добавилась «антисоветчина».

Собираясь у Розовой, участники группы вызывали духов известных людей. В списке, вошедшем в материалы дела, писатели Максим Горький и Александр Куприн, ученый Константин Циолковский, лидеры большевиков Владимир Ленин и Лев Троцкий (не упоминаемый в следственных документах иначе, кроме как в сочетании с фразой «враг народа») и жена Сталина Надежда Аллилуева.

«Этот проведенный спиритический сеанс носил резко антисоветский характер. Эта преднамеренная клевета касалась одного из руководителей Партии и Правительства».

Так в протоколах допросов описаны почти все контакты подозреваемых с духами. Они, конечно, так не говорили, но записано именно так. Конкретные вопросы, заданные известным покойникам, и ответы из загробного мира спрятаны за одинаковыми казенными формулировками. В чем именно заключался антисоветский характер «общения», из материалов следствия вообще непонятно. Можно лишь догадаться, что за формулировкой «один из руководителей…» скрывается Сталин. Такая «стеснительность» при пересказе выпадов против первых лиц партии сохранялась в чекистских документах вплоть до перестроечных лет.

В стенограмме судебного заседания показания о контактах с духами переданы более откровенно, хотя путано и не полностью.

Как мы помним, Ленин в беседе с белоцерковцами усомнился в гениальности Сталина. Когда в суде прокурор спросил у Горбаня, почему был выбран такой вопрос, тот ответил, что по глупости.

«Вопрос, будет ли Советская Власть, мы задавали, и получили ответ, что не будет существовать, и поможет в этом Америка», – вспоминал Горбань. Чьему духу принадлежит это «пророчество», в документе не уточняется, однако, судя по контексту, речь идет о Ленине или Троцком. На «предсказание» явно повлияла актуальная советская пропаганда: в 1947-м холодная война уже началась, и вчерашний союзник, США, превратился в главного противника.

Лев Троцкий в Мехико в 1934 году. Фото: ТАСС

«У Горького мы спрашивали, своей ли смертью он умер», – созналась Розова.

Интерес к обстоятельствам кончины писателя не случаен. Он ушел из жизни из-за болезни, но в народе ходили слухи об отравлении. В убийстве подозревали, в частности, бывшего главу НКВД Генриха Ягоду («по заказу Троцкого»), секретаря и врачей литератора. Ходили слухи и о причастности Сталина.

Вопрос, заданный Аллилуевой, в деле не приведен, но он мог быть таким же, как и в случае с Горьким. О чем еще, если не о гибели, спрашивать женщину, застрелившуюся после ссоры с мужем?

Надежда Аллилуева с сыном Василием, 1922 год. Фото: ТАСС

Последний сеанс, если верить показаниям участников, провели в декабре 1947 года. С духом Ленина говорили о проводившейся в те дни денежной реформе, которая заключалась в деноминации рубля и конфискации части сбережений. Сеанс, как заверяли фигуранты, «не носил антисоветский характер».

Через пару месяцев за спиритами пришли чекисты. Розову задержали 19 февраля, Сорокину и Горбаня – 20-го.

А вот Варвару Шелест не арестовали – как утверждают документы, она куда-то скрылась. Вскоре материалы по ней выделили в отдельное производство. Так часто делали, чтобы не «тормозить» следствие по задержанным, пока идут поиски сбежавшего.

Агентурное дело «Суеверы»

Как вообще МГБ вышло на белоцерковских спиритов? В архиве удалось найти сведения о том, что еще до ареста на них завели агентурное дело под названием «Суеверы». То есть на группу «настучал» какой-то агент советской спецслужбы (возможно, завербованный именно после доноса). К сожалению, до наших дней дело не дожило – его уничтожили в 1990 году (тогда КГБ провел самую масштабную «чистку» своего архива).

Карточка учета Горбаня по делу «Суеверы». Внизу справа запись об уничтожении дела

Однако благодаря сохранившейся картотеке известно, что объектами дела «Суеверы» были Горбань, Розова и Сорокина – но не Шелест. Не удалось найти упоминаний о ней и в перечне жертв репрессий из Белой Церкви, скрупулезно составленном местными краеведами. Похоже, именно заведующая библиотеки была агентом, «сдавшим» чекистам участников сеансов.

В марте 1948 года МГБ Украины отправляло сообщения о ликвидации белоцерковской группы «наверх» – в том числе главе республики Никите Хрущеву. В отчетах названы имена подозреваемых, но о Шелест опять ни слова. Зато есть псевдоним агента, сообщившего о спиритах, – «Северная».

Горбань сначала неосмотрительно рассказал «Северной», что вместе с сестрой вызывал дух Ленина. Основатель СССР предрек, что скоро будет война, шесть государств пойдут на Россию и освободят ее от ига Сталина.

«С этим агентом Горбань зашел в городскую библиотеку (напомним, там находилась квартира Розовой – НВ), где в присутствии Розовой провел спиритический сеанс, на котором путем преднамеренной постановки вопросов и ответов высказывал антисоветские клеветнические измышления», – говорится в том же сообщении.

Фрагмент сообщения министра госбезопасности УССР Сергея Савченко начальнику 5-го управления МГБ СССР Павлу Дроздецкому. Фамилии Ленина и Сталина, как это часто бывало в документах чекистов, указаны не полностью

Кроме арестованных своими глазами сеансы видела только Варвара Шелест. Сомнений в том, что «Северная» – именно она, становится еще меньше.

На суде и в кассационных жалобах спириты стали утверждать: именно Шелест была инициатором большинства «политических» вопросов духам – в том числе Троцкому, Аллилуевой и Горькому. Розова к тому же заподозрила, что как раз Варвара вращала блюдце на тех сеансах. Конечно, нельзя исключать, что это было лишь желание выгородить себя.

«На суде мне стало понятно, что Шелест имела задание из наших спиритических сеансов создать антисоветское преступление», – уже после вынесения обвинительного приговора, в 1954 году, писала Ольга Розова в просьбе о помиловании. Она утверждала, что Варвара Шелест по-прежнему живет в Белой Церкви, и никто не пытается арестовать или допросить ее.

Фрагмент письма Розовой с упоминанием Варвары Шелест

Непонятным остается одно: если Шелест была агентом, зачем ей нужно было сбегать? МГБ могло имитировать побег и на время спрятать женщину, чтобы не выдать ее как агента. Прокомментировать эту гипотезу мы попросили известного украинского историка Руслана Забилого. Он полагает, что в таком случае по Шелест не стали бы начинать отдельное производство, и выдвигает свою версию: возможно, женщина, узнав об аресте Розовой и других, испугалась и не поверила, что ее, как агента, трогать не будут. После этого Шелест действительно скрылась, но чекисты разыскали ее и заверили, что ей ничего не грозит.

«Как оно двигалось, я не могу объяснить»

После ареста «спиритов» доставили в Киев – дело вело областное управление МГБ. Следствие продолжалось всего семь дней – быстро даже по тем временам. Протоколы полны шаблонных формулировок и в некоторых местах словно написаны под копирку.

Никто из троих на допросах не отрицал «антисоветский характер» сеансов. Розова стояла на том, что ее участие в ритуалах не преследовало никаких целей. Горбань и Сорокина поначалу списывали все на желание развлечься, но в итоге сознались: ими двигали антисоветские настроения, и сеансы – лишь «удобная ширма» для «клеветнической агитации».

«Проводя антисоветские спиритические сеансы, я тем самым старался опорочить и оклеветать Советскую власть и руководителей Партии и Правительства, и показать своим соучастникам слабость советской власти и «бездарность» ее руководителей», – гласит протокол допроса Горбаня.

Свое недовольство властью брат и сестра, если верить материалам дела, объясняли бедностью послевоенных лет. Горбань к тому же признал, что сам вращал блюдце, намеренно подбирая «нужные» ответы.

Фрагмент обвинительного заключения

Сорокину и Розову на допросах заставляли сознаться в том, что они вели вражескую агитацию не только на сеансах, но и, например, на работе. Оперативники (допросы вели именно они, а не следователи – такое в то время допускалось) врали, что у следствия уже есть данные об этом. Но уловка не сработала – женщины все отрицали.

Суд начался 6 марта, через две недели после арестов. Сорокина и Горбань отказались от части показаний. Все трое пытались доказать, что никаких антипартийных настроений и планов кого-то агитировать не имели.

«Я не думала, что наши сеансы носят антисоветский характер. То, что мы делали, – это, конечно, нехорошо, но я была, есть и останусь Советским (в документе с большой буквы – НВ) человеком», – говорила Вера Сорокина.

Горбань теперь отрицал и то, что перемещал блюдце: «Как оно двигалось, я не могу объяснить».

Вину подсудимые признали частично.

Выжили не все

Уже 10 марта, на втором заседании, прозвучал приговор. Всех троих признали виновными по статьям 54-10 («Антисоветская пропаганда и агитация») и 54-11 («Участие в контрреволюционной организации») Уголовного кодекса УССР. Горбань, как лидер группы, получил 25 лет лагерей, а Розова и Сорокина – по 10. Всем назначили конфискацию имущества (позже выяснилось: у брата и сестры взять нечего) и поражение в правах после освобождения на 5 лет.

Случись это все годом ранее, Горбаня бы расстреляли. Но в 1947 году смертную казнь ненадолго отменили. Вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о замене расстрела на 25 лет лагерей, на который ссылается суд в тексте приговора.

Приговор Горбаню, Розовой и Сорокиной. В ссылке на указ о замене расстрела (третий абзац) год указан с ошибкой – 27-й вместо 47-го

Не забыли судьи и о коллеге Горбаня Рябинине – том самом, который рассказал про «Книгу духов». В тот же день против него возбудили уголовное дело по «антисоветской» 54-й статье. Мужчине вменяли в вину то, что «…среди населения распространял для чтения к-р (контрреволюционную – НВ) книгу о мистической религии – книга о «духах». Что было дальше, мы не знаем – как и в случае с Шелест, упоминаний о Рябинине нет ни в архивной базе фигурантов уголовных дел, ни в списке жертв репрессий.

Розова через три дня после приговора отправила в Верховный суд кассационную жалобу с просьбой смягчить наказание. Главный аргумент заключался в том, что их «антисоветская группа» не может считаться таковой, поскольку в нее входили члены одной семьи: сама Ольга, ее муж (подразумевался Горбань, хотя в официальном браке они не состояли) и его сестра. Женщина признавала себя виновной лишь в том, что не донесла на задающую политические вопросы духам Варвару Шелест.

В той же жалобе Розова просит «восстановить ее национальность». Она русская, родилась в Ульяновске, жила в Воронеже, а в Белой Церкви оказалась во время войны. В ходе процесса произошла ошибка: прокурор, как выразилась женщина, «превратил ее из русской в украинку».

Почему в лаконичный текст обращения к Верховному суду, состоящий из доводов в пользу своего скорейшего освобождения, Розова включила такую, казалось бы, малозначительную просьбу? Возможно, она питала надежду на то, что у русской больше шансов получить снисхождение по политической статье, чем у украинки. Тем более послевоенный патриотизм зачастую был именно русским, а не «общесоюзным».

Кроме того, осужденная напоминала в жалобе, что у нее осталась 11-летняя дочь, и просила хотя бы оставить девочке вещи, которые подлежали конфискации.

Тогда же к Верховному суду обратился и Горбань. Обоим отказали, приговор остался неизменным.

Отбывать наказание осужденных отправили в особые лагеря, предназначенные для политзаключенных.

Горбань сидел в Обском лагере в районе Салехарда. Из заключения он не вернулся – умер в 1950 году в возрасте 47 лет. Его имя удалось найти в списке заключенных лагеря, похороненных в поселке Абезь Республики Коми.

Почему именно Абезь, ведь до Салехарда по прямой линии на карте более 200 километров, к тому же эти места разделяют горы? Видимо, Горбаня, как и многих других заключенных Обского лагеря, отправили сооружать железную дорогу Чум – Лабытнанги («стройка 501″). Чум – это уже ближе к Абези.

Проходившая по тундре и болотам дорога была частью грандиозного сталинского проекта – Трансполярной магистрали.

Сооружение дороги с 1947-го по 1953 год шло в тяжелейших условиях: на стройке не было даже элементарных удобств, целый день работать приходилось зимой – на арктическом холоде, а летом – в болотной сырости, среди бесчисленного гнуса. И вольнонаемные рабочие, и заключенные долгое время жили не в бараках, а в полуземлянках и землянках, которые сами же рыли, или в палатках, которые отапливались железными печками

Здоровье Горбаня было подорвано ранением времен войны – неудивительно, что в таких условиях он прожил всего два года. В документах указано, что умер он в больнице, – вероятно, это был лазарет в Абези.

Илья Горбань. Фото из уголовного дела

Участок Чум-Лабытнанги до сих пор работает, но большая часть магистрали, в которую были вложены колоссальные силы, сегодня заброшена. Проект свернули сразу после смерти Сталина.

Кончина вождя дала надежду на освобождение «подельницам» Горбаня. Обе отбывали срок в Дубравном лагере в поселке Явас (Мордовия). В 1954 году Розова написала просьбу о помиловании. В документе, составленном в то же время, прокурор отмечал, что Сорокина и Розова «увлекались спиритизмом в силу своей любознательности и несознательности», а их действия тяжелых последствий не повлекли, поэтому им следует снизить срок заключения и выпустить по амнистии.

Вскоре Верховный суд признал: действия спиритов квалифицированы правильно, однако приговор был слишком суров. Выжившим осужденным снизили срок до 6 лет 10 месяцев. На свободу они вышли 22 февраля 1955 года, через семь лет после ареста. Сорокина вернулась в Белую Церковь, а Розова переехала в Канев Черкасской области к родным.

В 1992 году трех медиумов из Белой Церкви реабилитировали.

Читайте далее

ШАМАНИЗМ: РЕЛИГИЯ? МИРОВОЗЗРЕНИЕ? ПРАКТИКА? | Наука и жизнь

Пожалуй, ни одна религия в истории человечества
не вызывала столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм?
Сколь давно он существует? Какие народы можно считать «шаманскими», то
есть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм
и жизнь — почти синонимы. И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер,
психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то
узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших
камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральное
действо, сеанс массового гипноза…

Жертвоприношение духу Байкала. Июль 1996 года.

На долганском бубне нарисован олень, шкура которого натянута на обод.

Непальский шаман с бубном.

Шаманы гурунтов (Непал) во время праздничного шествия.

Самое раннее из всех известных изображений шамана (40-10 тысяч лет до Р. Х.) найдено во Франции, в пещере Труа-Фрер.

Камлающий шаман. К нему со всех сторон спешат духи, каждый из них идет своей дорогой, из своей страны. Селькупский рисунок начала ХХ века.

На плаще селькупского шамана (Сибирь) изображены кости скелета.

Шаманский костюм сзади украшен множеством разных предметов. Они все изображают духов — помощников шамана. Сибирь.

На нагруднике шамана из племени цимшиам (Америка) изображение Луны.

Железная «корона» шамана (Бурятия), украшенная изображением оленьих рогов. В древности на таких ритуальных головных уборах укреплялись настоящие рога животного.

Ритуальная маска шамана. Бурятия.

Сотни таких придорожных святилищ сооружены вдоль дорог Бурятии. Считается, что здесь непременно надо остановиться и брызнуть на камни немного водки — духу-хранителю здешних мест.

Монгольский шаман Цэрэн заарин в полном шаманском облачении, с бубном во время обряда в честь духа Байкала. Июль 1996 года.

На кетском бубне изображен предок шамана, слева — Солнце, справа — месяц.

На внутренней стороне бубна видны железные прутья, ремешки, подвески. Все это называется насестом. Здесь якобы размещаются слетающиеся к шаману духи.

На многих алтайских бубнах встречается изображение его хозяина — шамана.

Лодка с изображением духов — помощников канадского шамана. Рисунок шамана, 1972 год.

Шаманское святилище в Сибири. На дереве развешаны шкуры принесенных здесь в жертву оленей.

Ихэ-обо — место поклонения духу-защитнику бурят. 1997 год.

Шаманское дерево. Непал.

Шест, по которому шаман во время обряда посвящения совершает, как по лестнице, восхождение на небо. Непал.

Открыть в полном размере

В Европе первые сведения о шаманах появились
в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. В
течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А в
ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а,
напротив, активизировался.

В России, США, Великобритании, во Франции,
в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции и
других странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах,
при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.

Несмотря на обилие исследователей и исследований,
а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему
нет единого мнения о возрасте шаманизма: диапазон — от палеолита до средневековья.
До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни считают, что это
только Сибирь, Центральная Азия, Север
Европы; другие — что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная
Америка, Африка, Кавказ.

И, конечно, по-прежнему нет единообразия
в определении того, что такое шаманизм.

Наверное, каждый, и исследователь шаманизма,
и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным.
Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверей
и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их металлическим
подобием; на лице — повязка с бахромой, прикрывающая глаза. Обтянутый кожей
бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его помощью
шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он кружится,
выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у присутствующих.

Добавьте к этой картине полумрак закрытой
юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и вы прочувствуете состояние
участника камлания, поймете, что такое зрелище не забудешь.

Вероятно, этот внешний антураж и породил
то определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научной
литературе и в справочниках: «Шаманизм — одна из ранних форм религии, основанная
на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого
посредника — шамана, избранного самими духами,
обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего
этого контакта путем погружения в состояние транса».

Попытаюсь кратко определить круг основных
понятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления.

Начнем с названия. Шаманизм,
шаманство. Первый термин — западноевропейский, второй — русский. Слова
шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый
народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят
— кам; якуты — ойун; казахи, киргизы, туркмены — баксы или бакши; буряты
и монголы — бё; эскимосы — ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова
— халак; меланау с острова Калимантан — оранг баёх; индейцы команчи Северной
Америки — пухакут; гурунги Непала — поджу… Этот список достаточно длинный.

Время возникновения. В
отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено
довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и
проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал
много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.

Пока нет данных, определенно говорящих
о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, знали
шаманизм. Но и это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейне
реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера «Трех братьев» (Труа-Фрер),
на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10
тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение
шамана — фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами
оленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются
и в Азии и в Африке, но французское, из пещеры «Трех братьев», самое раннее.
Не все специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж
очень все похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.

Как становятся шаманами. В
современной научной литературе часто встречается выражение «профессиональный
шаман». Действительно, шаман — профессия. Верящие в шаманство считают,
что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо
реже — по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.

Духи предков или духи, населяющие окрестные
горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человека
посредником между ними — духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то
трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека,
а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов
появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в
местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) — во всех подобных
случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая
духов сделать то, что положено.

Но прежде, чем человек обретет шаманскую
силу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации
(испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких
месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков,
непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровье
человека.

Существует даже специальный термин — «шаманская
болезнь». Это когда духи требуют от «избранного» ими человека согласия
стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи «ломают» его,
угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А
человек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя
роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать
себе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, за
их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей,
оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Как только тот, кого называют избранником
духов, соглашается стать шаманом, «шаманская болезнь» быстро проходит.
Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем — другим шаманом,
постарше, — начинает постепенно набирать опыт и становится все большим
и большим профессионалом в шаманской практике.

Изучая шаманство в Бурятии, я познакомилась
с одной шаманкой, которая рассказала мне историю своей жизни. До тридцати
пяти лет она и не помышляла о том, что ей когда-либо придется стать шаманкой.
Работала учительницей. У нее были муж и двое детей. Жизнь казалась четкой
и ясной. Неожиданно начались видения, голоса, приказывающие принять «дар».
Она не хотела и отказывалась. Внезапно умер муж. Женщина продолжала сопротивляться.
Но однажды по пути домой на одном из поворотов дороги услышала «ниоткуда»
отчетливые слова: «Через два дня, на этом повороте тебя насмерть собьет
грузовик». И тогда она приняла решение.

Сейчас это одна из самых известных бурятских
шаманок: очереди желающих получить от нее помощь не уменьшаются. Ее знают
и за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне снял о ней фильм.

Транс или экстаз. Общение
шамана с духами — камлание — происходит в состоянии транса. Этот французский
термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто
для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой
термин — экстаз — греческое слово, означающее исступление, воодушевление,
особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал поведение
шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученные
глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельств
многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во время
транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на
сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится
и что видит.

Чтобы добиться состояния транса, шаман
использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические
силы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаман
с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт.
У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены — вещества, вызывающие
галлюцинации и способствующие наступлению транса. У индейцев Южной Америки
это кактус пейоте, у коренного населения Северной Евразии — мухомор.

Двойники шамана. Так
называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько
— бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого — свое назначение, своя функция.

Бубен шамана — не просто музыкальный инструмент.
Для него он еще и ездовое животное — олень или конь, на котором шаман переносится
в мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которой
шаман плывет по мифической реке времени. Селькупы (народ в Сибири, его
численность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали, что главная сила шамана
— это «ветер бубна», сдувающий всякую болезнь. Повсюду в шаманском мире
бубен считают душою шамана, его двойником.

У народов Алтая шаман, как правило, всегда
имел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед за
другим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную более
высокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременно
проходил обряд «оживления», состоявший из нескольких этапов. Сначала шаман
«оживлял» дерево, обычно это береза, из которой делают обод и рукоятки
бубна. «Оживший» обод через шамана рассказывал участникам обряда о том
периоде своей жизни, когда он жил в виде дерева в лесу, как потом его срубили,
как сделали из него обод для бубна. Следующая стадия — «оживление» того
животного, чья шкура пошла на обтяжку бубна. На это использовали шкуру
оленя, марала или лося. «Ожившее» животное через шамана рассказывало участникам
обряда, как оно привольно жило и резвилось в тайге, как его убил охотник
и сделал из шкуры бубен. Животное обещает, что тоже будет служить своему
хозяину-шаману. Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это была
карта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесные
светила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи
— помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлические
изображения духов.

После смерти шамана с бубном поступали
по-разному: могли укрепить на дереве возле могилы шамана, могли вместе
с другими его вещами спрятать в специально построенном для этого маленьком
домике — «доме духов». Но никогда никому бубен не передавался по наследству.
Считается, что сила шамана не умирает вместе с ним, а остается жить, заключенная
в его бубне. А если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать
у него психическое заболевание или даже убить.

Вторым двойником шамана считается его костюм.
Полный шаманский костюм включал в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной
убор, повязку с прорезями для глаз, что-то вроде мягкой маски на лицо.
Весь целиком костюм у шамана появлялся не сразу. Он «обрастал» им постепенно,
по мере того, как доказывал свою опытность в общении с духами. Духи как
бы дают шаману разрешение на очередную
деталь костюма.

У кетов (народ в Сибири, живущий по среднему
течению Енисея) шаман вначале получал от духов право иметь колотушку для
бубна (но не сам бубен), затем — повязку на голову, потом — нагрудник,
после него — обувь, рукавицы, спустя еще какое-то время — бубен. И лишь
в самую последнюю очередь — плащ и шаманскую «корону»: головной убор из
металла, увенчанный оленьими рогами. Шаман в плаще и короне — это сильный,
опытный и, как правило, уже старый шаман.

При довольно большом несходстве в деталях
костюмы шаманов разных народов Сибири в общих чертах всегда были похожи.
Все они воспроизводят облик зверя-птицы. Низ плаща часто по форме напоминал
птичий хвост. На плечах и рукавах металлические пластинки — «кости предплечья»,
металлические подвески на спине плаща — что-то вроде «перьев птицы». Плащ,
сделанный из шкуры оленя, марала или лося, а также вышивка или металлические
нашивки на обуви и рукавицах воспроизводили облик зверя и его лапы.

В старину на шаманскую шапку из шкуры или
на спину плаща нашивали настоящие оленьи или лосиные рога. Железная «корона»
с рогами, тоже сделанными из железа, появилась, конечно, позднее.

Считается, что костюм шамана связан с его
душой и жизнью так же, как бубен. Случайная, а тем более намеренная порча
костюма может привести к гибели шамана.

От изучающих шаманизм в Сибири я не раз
слышала такой рассказ. Лет тридцать-сорок назад то ли эвенкийский, то ли
ненецкий шаман под давлением местных атеистически настроенных властей перестал
шаманить и подарил свой костюм Музею антропологии и этнографии имени Петра
Великого («Кунсткамера» в Санкт-Петербурге). Передавая свой дар, он взял
с сотрудников музея обещание хранить костюм в надлежащих условиях,
ухаживать за ним и вообще хорошо с ним обращаться.
Несколько лет все было в порядке, но однажды в хранилище музея завелась
моль, от которой пострадало много вещей, в том числе и костюм. В это время
в далеком сибирском поселке бывший шаман заболел. Он понял: что-то случилось
с его костюмом. К счастью, через кого-то из сотрудников музея, приехавших
в экспедицию в поселок, удалось передать просьбу привести в порядок костюм.
Как только это было сделано, болезнь прошла. В такие истории в шаманском
мире верят безоговорочно.

И, наконец, шаманское дерево — третий двойник.
Чаще всего — это растущее в лесу дерево, которое шаман выбирал себе сам,
по каким-то одному ему ведомым признакам. Если оно вдруг начинало сохнуть,
шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал. Так считали якуты.

У других сибирских народов, например у
селькупов, шаман приносил небольшое дерево к себе в чум и развешивал на
нем жертвы духам и божествам. Селькупы и нанайцы верили, что шаманские
атрибуты (зеркало, рога, колокольчики) растут на таком дереве. А по мифологии
кетов, на шаманском дереве сидят духи в виде птиц. По просьбе шамана они
могут полететь в самые верхние слои неба и узнать там все, что его интересует.

Получается, что в шаманском мире все одухотворено
и взаимосвязано. Шаман — живой человек, его бубен, костюм, дерево — тоже
живые существа. С их помощью шаман обращается к миру духов, через их посредничество
духи вселяются в шамана. Гибель любого из звеньев в этой взаимосвязанной
цепочке приводит к гибели их всех.

Практика и теория.
Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души
ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое — все
это религиоведы называют шаманской практикой. А есть ли шаманская теория?
Да, есть. Многие ученые говорят о существовании особого шаманского мировоззрения.
Если говорить кратко и только о самом главном, то можно назвать такие его
составляющие:

Весь мир одухотворен. Все, что нас окружает
— леса, поля, горы, реки, озера, отдельные деревья и даже камни, — населено
духами, способными помочь человеку, если их об этом попросить, совершив
соответствующий обряд. И они же могут навредить, если о них забывают, если
случайно или намеренно оскорбляют их.

Человек не венец творения, а всего лишь
часть этого мира, ничуть не более выдающаяся, чем все другие представители
животного и даже растительного мира. Облик человека — лишь оболочка, которую
можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу,
оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них.

Непреодолимой грани между миром живых и
мертвых (в нашем понимании этих слов) не существует. Возможность переходить
через эту грань в ту или другую сторону в шаманизме никого не удивляет.
Абсолютно верят в то, что умершему человеку шаман может вернуть ушедшую
«погулять» и где-то «заблудившуюся» душу и тем самым возвратить ему жизнь.
Считают, что шаман может определить, что какому-то, может быть, случайно
встреченному им человеку грозит смертельная опасность, о которой тот не
подозревает. Верят, что, совершив обряд
над этим человеком, можно снять опасность.

Работая в регионах, где шаманизм как культурный
феномен продолжает жить и сегодня, я часто слышала рассказы о том, как
кто-то «встретил» или кому-то в окно постучал Бадма, Сысой, Сыртып или
кто-то другой, знакомый им, но уже умерший человек, и попросил что-то сделать
или предупредил о том, чего не надо делать. Предупрежденный человек как
правило, выполнял эту просьбу и избегал опасности. Такие ситуации здесь
считаются нормой, правилом и никого не удивляют. Мертвые помогают живым,
потому что они такие же живые, но только перешли в иное пространство, из
которого по мере надобности могут появляться.

Вот эти черты, пожалуй, и можно считать
основой общешаманского мировоззрения. Хотя шаманская культура каждого отдельного
народа имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма даже
своих ближайших соседей. К нему нельзя относиться как к чему-то стабильному,
устоявшемуся. Несмотря на его многотысячелетнюю историю, в нем до сих пор
силен элемент импровизации. Каждый шаман — не только жрец, он и лекарь,
и музыкант, и поэт, и исполнитель. Каждый текст, произнесенный им во время
обряда, — импровизация одноразового назначения. В следующий раз во время
аналогичного обряда прозвучит похожий, но не идентичный текст.

И последнее: современен ли шаманизм?
В век Интернета, с одной стороны, и утраты нравственных ориентиров, с другой,
нужны ли кому-либо шаманы, шаманизм и шаманская система ценностей?

Думаю, что да. Шаманизм экологичен: он
привязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней.
Что такое живущие вокруг людей шаманские духи? Это малая родина людей,
это место, где они родились, это могилы их предков, о которых они не должны
забывать. А предки (можно ведь понимать так: их опыт, накопленная ими жизненная
мудрость, устоявшиеся моральные принципы) в свою очередь тоже будут заботиться
о ныне живущих, будут помогать им в трудные минуты. Но при условии, что
о них не будут забывать.

Шаманизм уживчив и контактен. Любые новые
формы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у него
почву из-под ног. На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такие
мощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил.
Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советской
власти, объявив его «мрачным пережитком феодального прошлого», а шаманов
— «проходимцами» и «тунеядцами». Но и в этом идеологическом поединке шаманизм,
хотя и понес крупные потери, не погиб.

Шаман сегодня — далеко не тот, что был
в прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередко
молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся
по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями
шаманских предков, «избранный духами») и выполняет свои шаманские функции
по отношению к своим сородичам.

Костюм, бубен и другие атрибуты шаманской
культуры стали проще, обряды понятнее.

Шаманов сегодня заботит все увеличивающийся
отрыв человека от его «родовы» — есть такое хорошее старомодное слово,
означающее родню, родные места, истоки рода, родовые корни. Поэтому нынешние
шаманы советуют людям хотя бы раз в год съездить туда, где они родились,
посетить могилы родителей и дедов, подняться на родовую священную гору,
поклониться источнику, который поил водой их предков, и везде оставить
хотя бы маленькие знаки своего внимания — монету, белую или розовую тряпочку
на дереве, кусок сыра, печенье или конфету. И, вероятно, пока люди
не научатся помнить о своих истоках, шаманизм
и шаманы будут напоминать им об этом, будут оставаться их «оберегами»,
хранителями их генетической памяти.


От кого пришел голод,

который в узел связал,

От кого пришла болезнь, которая
схватила.

С той земли, где лежал, встать
не смог.

Шубу, которой укрывался, подтянуть
не смог.

Долгой ночью сна нет, коротким
днем покоя нет.

На долгую ночь сна дай,

На короткий день покой дай.

За спокойствие хозяина дома,

За здоровье хозяйки молодой.

(Призывание телеутского шамана, адресованное
«хозяину небесного порога». Запись алтайского этнографа А. В. Анохина,
1911 год.)


И произошло так,

что ты позволил себе

спуститься к нам,

на берег реки мира.

Ты снизошел к нам

к заливу,

где стоит деревня копий,

поистине,

как Джата,

продлевающая наше дыхание.

(Обрядовый текст вызывания духа риса у
нгаджу-даяков острова Калимантан. Запись голландского миссионера Х. Шерера.
Начало ХХ века.)

Литература

Басилов В. Н. Избранники духов.
М., «Политиздат», 1984.

Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней
Азии и Казахстана. М., «Наука», 1992.

Смоляк А. В. Шаман: личность, функция,
мировоззрение. М., «Наука», 1991.

Шаман и Вселенная в культуре народов
мира (сборник статей). С.-Петербург, «Наука», 1997.
Каждый текст, произнесенный шаманом во
время обряда, — импровизация. Поэтому так интересны записи этих текстов.
Вот несколько примеров с указанием, кто, когда и у какого народа их записал.

***

Материалы рубрики «Сколько религий на земле»
см. «Наука и жизнь» №№ 2, 3, 6-8, 1993 г.; №№ 1, 3, 5, 7, 10, 1994 г.;
№ 5, 1995 г.; № 1, 1996 г.

Воплощение – ОККУЛЬТНЫЙ МИР

Воплощение Вызов духов. В Древней Греции эвокация была призывом душ умерших, или НЕКРОМАНТИЕЙ. Цель вызывания обычно заключалась в том, чтобы посоветоваться с мертвыми в целях оракула. Заклинатели (психогоги или «вытягивающие души») считались сопоставимыми с некоторыми типами колдунов или ведьм. У них была сила вызывать призраков мертвых, а также изгонять или изгонять их. Фессалийские ведьмы были особенно известны своей силой вызывания.

Призыв к пророчеству

Самые ранние описания обрядов призыва находятся в «Одиссее» Гомера и включают в себя обращение к призракам за пророчеством. Чтобы обеспечить временное освобождение призраков из подземного мира, заклинатели делали подношения соответствующим богам.

Ритуалы вызывания всегда проводились ночью вокруг ямы и костра. Сначала заклинатель совершал подношения божествам подземного мира в виде возлияний медового молока, вина, воды и, возможно, оливкового масла, посыпанного сверху белым ячменем. За этим следовало принесение в жертву черного крупного рогатого скота или овец — черный цвет подходил для подземного мира. Животным перерезали горло и слили их кровь в яму. Трупы сожгли целиком.

Заклинатель обратился к богам с магическими молитвами и заклинаниями о временном освобождении призрака или призраков. Когда призраки прибыли, они выпили кровь принесенных в жертву животных, что дало им временное восстановление телесной формы и способность общаться с живыми. Эвокаторы управляли призраками мечами из бронзы или ЖЕЛЕЗА.

В «Одиссее» богиня Цирцея отправляет Одиссея в «дом Аида и ужасной Персефоны», чтобы посоветоваться с призраком Тиресия, слепого фиванского пророка. Она дает ему ритуальные инструкции, и Одиссей следует им. Обряды вызывают орду воющих призраков, которые толпятся вокруг кровавой ямы в поисках питья, и Одиссей охвачен страхом перед ними. Он обнажает свой меч, чтобы держать их в ожидании, не позволяя им пить кровь, пока он не поговорит с Тиресием.

Сначала появляется призрак его павшего товарища Эльпенора, чье тело остается непогребенным, а затем появляется призрак матери Одиссея, Антиклеи. Третьим приходит призрак Тиресия, который просит выпить кровь, прежде чем отвечать на вопросы. Одиссей позволяет ему это сделать. Тиресий произносит свои пророчества и говорит, что «Кто бы из мертвых вы ни позволили приблизиться к крови, он безошибочно заговорит с вами. Но если ты завидуешь кому-то, он отступит.

Самое раннее использование термина psuchagogoi, или эвокаторы, встречается в Psuchagogoi Эсхила. Psuchagogoi — это фрагмент, пересказ гомеровского рассказа о том, как Одиссей вызывал призраков. Эсхил помещает обряды на берегу безымянного озера:

Перережь глотку на шее, и пусть кровь этой жертвенной жертвы потечет в темные глубины тростника как питье для бездыханного. Призовите первобытную Землю и хтонического Гермеса, проводника мертвых, и попросите хтонического Зевса послать вверх рой ночных скитальцев из устьев реки, из которой льется этот меланхолический отток, непригодный для омовения рук. у Стигийских источников.

Предполагается, что это озеро Авернус, затопленный вулканический кратер недалеко от Кумы в итальянской Кампании. Озеро Авернус считалось греками входом Одиссея в подземный мир, и оно было прочно связано с ритуалами некромантии.

Использование сладких возлияний без кровавых жертвоприношений для вызова призраков мертвых описано в «Персах» Эсхила. Атосса, вдова царя Дария и мать преемника Ксеркса, тревожится во сне призраком своего мужа. Она и совет персидских старейшин вызывают его призрак для пророчества. Атосса прибывает с «полными возлияниями», которые «успокаивают мертвых»:

…белое молоко, приятное для питья, от коровы без ярма, выделения пчелы, обрабатывающей цветы, блестящий мед, подношения воды из девственного источника и несмешанного напитка от его матери в поле, это укрепляющее средство из древнего лоза. Здесь и ароматный плод светлой оливы, всегда утопающей в листьях, и сплетенные гирлянды цветов, дети земли, все рождающей. Но, друзья мои, пойте гимны в поддержку этих возлияний мёртвым внизу и призывайте Демона Дария, пока я отдаю эти почести богам внизу в жаждущую Землю.

Появляется призрак Дария и скорбно предсказывает, что военная кампания Ксеркса против Греции будет разгромлена. В Dissertationes Максим Тирский пишет о вызывателях (andres psuchagogoi), которые посещают пророческую пещеру на озере Авернус; нет никаких доказательств того, что такая пещера существовала. По Максимусу:

Человек, желающий оракула, приходил к ним, молился, приносил в жертву животное, совершал полные возлияния и призывал душу любого из своих предков или друзей. Тогда призрак столкнется с ним. Его было бы трудно увидеть, и можно было бы сомневаться, что его видят, но он обладал бы силой речи и мог бы изрекать пророчества. После обсуждения того, о чем его просили, он уходил.

Призывание во сне

Призывание также может быть достигнуто посредством инкубации СНОВ, ибо мертвые часто приходят к живым во время сна. Если человек хотел вызвать определенное привидение для ответа на вопрос, он совершал перед сном соответствующие ритуальные возлияния, жертвоприношения и заклинания. Таким образом, призрак будет вызван, чтобы появиться во сне и передать искомую информацию.

E

призвание к укладыванию призраков

Призывание также применялось для умилостивления, изгнания или изгнания беспокойного призрака. Обычно личность беспокойного мертвеца была известна, ибо живые прекрасно знали о обидах и незавершенных делах умершего. Если его личность не была известна, эвокаторы использовали различные методы, чтобы найти ответственный труп.

Один из методов заключался в том, чтобы привести паршивую овцу к могилам и водить ее за рога или передние ноги. Всякий раз, когда овца подходила к могиле беспокойного призрака, она падала. Затем эвокаторы принесли овцу в жертву и целиком сожгли ее тушу. Они совершали ритуал и произносили заклинания, отмечая могилу. Они ходили вокруг и слушали, как призрак говорит и изливает свой гнев. Затем были приняты соответствующие меры, чтобы успокоить призрака. Например, если тело не было похоронено должным образом, останки выкопали и перезахоронили с соблюдением надлежащих обрядов.

В классической литературе существует множество описаний призывания для изгнания нечистой силы. В «Кимоне» Плутарх рассказывает историю Павсании, правительницы Спарты, завоевавшей персов в 480 и 479 годах до н. э. В рамках своего злорадства по поводу победы Павсания, находившаяся в Геллеспонт со спартанским флотом, призвала Клеонику, девственную дочь видных византийских граждан, намереваясь изнасиловать ее и опозорить. Когда она подошла к его постели, в комнате было темно, и он спал. Она случайно перевернула подставку для лампы. Внезапно проснувшись, Павсания отреагировал так, как будто в его комнату вошел враг. Он выхватил кинжал и заколол Клеонику до смерти. После этого ее призрак являлся ему во сне и беспокоил его, не давая ему покоя.

Павсании пришлось бежать из Византии. Его безжалостно преследовал призрак девушки. Отчаянно нуждаясь в помощи, он искал оракула мертвых (неокомантион) в Гераклее. Он вызвал призрак Клеоники и умолял облегчить ее гнев. Она сказала ему, что все будет хорошо, когда он вернется в Спарту. Павсанья не знала, а призрак знал, что там его ждет смерть. Прошло десятилетие. Павсания столкнулась со спартанцами, которые убили его, заморив голодом до смерти в храме Афины из Бронзового Дома. Таким образом, призрак Клеоники был наконец отомщен.

Однако призрак Павсании, в свою очередь, беспокоился и бродил по храму, отпугивая людей. В « Моралии» Плутарх рассказывает, как спартанцы узнали от оракула, как следует умилостивить его призрак. Они вызвали эвокаторов из Фессалии, Италия, чтобы похоронить его призрак. По словам эвокаторов, спартанцы осквернили храм. Первоначально спартанцы намеревались бросить тело Павсании в расщелину, куда сбрасывали трупы преступников, но уступили и закопали его в землю. Оракул в Дельфах позже сказал спартанцам, что они должны похоронить Павсанию там, где он умер, и поэтому они перенесли его останки во двор храма. Это, сказали эвокаторы, было загрязнение. Чтобы компенсировать его и свести на нет, следует поставить у алтаря две бронзовые статуи Павсании. Когда это было сделано, беспокойный призрак успокоился и покинул храм.

Римского императора Нерона преследовал призрак его убитой матери Агриппины, с которой он, возможно, имел кровосмесительные отношения. Амбициозная женщина, Агриппина чувствовала, что ее власть над Нероном ослабевает, и стала участвовать в политических интригах, чтобы продвигать интересы Британника, сына императора Клавдия, чья смерть от отравления позволила Нерону занять трон в 54 г. н. э. Нерон приказал убить Британника в 55 г. н. э. Он приказал убить Агриппину в 59 г. н. э. Сначала он устроил так, чтобы она «случайно» утонула в складной лодке в Байях, рядом с озером Авернус. Агриппине удалось доплыть до безопасного места. Затем Нерон организовал ее убийство, чтобы казалось, что она покончила с собой. Это было успешно. Но, несмотря на поздравления союзников, Нерона охватили ужас и чувство вины. Вскоре призрак Агриппины стал нещадно преследовать его. Нерон также признался другим, что Фурии преследовали его кнутами и зажженными факелами.

Нерон обратился к эвокаторам, чтобы уложить призрак Агриппины, что, по-видимому, принесло ему облегчение. Но позже, во время путешествия по Греции, Нерон отказался пройти обряды Элевсинских мистерий. Посвящение требовало путешествия в подземный мир, и Нерон боялся, что вызовет гнев призрака Агриппины, а также Фурии.

Согласно Плинию в «Естественной истории», Нерон вообще не питал должного уважения к мертвым. По словам Плиния, вместо того, чтобы советоваться с мертвыми и богами, Нерон обратился к публичным домам и проституткам. В 64 г. н. э. он допустил, чтобы большой пожар сжег большую часть Рима; некоторые считали, что он сам поджег огонь, чтобы освободить место для амбициозной и эгоистичной программы строительства. «С слишком большой жестокостью он наполнил наш город призраками», — сказал Плиний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

  • Коффта, Дэвид Дж. «Нерон (54–68 н. э.)» Доступно в Интернете. URL: https://www.roman-emperors.org/nero.htm. Скачано 17 февраля 2006 г.
  • Херли, Донна. «Агриппина (младшая): жена Клавдия». Доступно онлайн. URL: https://www.roman-emperors.org/aggieii.htm. Скачано 17 февраля 2006 г.
  • Огден, Дэниел. Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.

Взято из: Энциклопедия призраков и духов – Написано Розмари Эллен Гайли – 1 сентября 2007 г. Дух может быть либо внешней, независимой силой, либо физическим проявлением силы внутри мага. По словам ФРЭНСИСА БАРРЕТА, «боги и иерархии духов можно обоснованно считать не чем иным, как ранее неизвестными гранями нашего собственного сознания». В магии, колдовстве и колдовстве обращение — это команда сущности появиться и выполнить приказ мага. В церемониальной магии вызывают духов, чтобы они появились в магическом треугольнике за пределами защитного магического круга мага, чтобы они не причинили ему вреда. Призывание — сложный ритуал, и различные процедуры для него подробно описаны во многих магических гримуарах. Перед ритуалом маг должен точно определить, чего он хочет достичь и как он намерен это сделать. Он должен тщательно выбирать дух или интеллект, который он призовет на помощь в достижении цели своей работы. Он должен досконально знать ритуал и уметь выполнять его плавно и безошибочно, без перерыва и паузы. Маг очищает себя постом и молитвой, надевает свою одежду, очищает свои магические инструменты и рисует круг и треугольник. Чтобы вызвать дух, он должен в совершенстве знать его и цель, которой он должен служить. Должны быть использованы правильные символы, духи и имена. Он должен визуализировать дух, ибо однажды вызванный дух снова появится в той же форме при последующих вызываниях. Вызывание включает в себя слова и жесты с ритуальными инструментами. Маг говорит властным тоном и может даже прокричать обращение, чтобы запугать непослушных духов. Ранц Бардон сказал, что воплощение — самая трудная для понимания магия. В своей второй книге «Практика магического вызывания» (1956), он дает одно из первых подробных публичных описаний эвокации в западной традиции. Бардон сказал, что способности астрального зрения и слуха — психические чувства ясновидения и яснослышания — необходимы для вызывания духов. Он сказал, что не имеет значения, где вызывается дух — в треугольнике, волшебном зеркале, жидкостном конденсаторе, — пока маг создает искусственную атмосферу, схожую с окружающей средой духа. Маг должен перенести свое сознание в атмосферу, чтобы быть замеченным духом. См. также вызов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

Бардон, Франц. Практика магического призыва. Альбукерке, Северная Мексика: Братство жизни, 2001. Барретт, Фрэнсис. Маг. 1801. Перепечатка, Secaucus, NJ: The Citadel Press, 1967. Regardie, Израиль. Древо жизни: исследование магии. York Beach, Maine: Samuel Weiser, 1969.

ИСТОЧНИК:

Энциклопедия магии и алхимии Автор Розмари Эллен Гайли Copyright © 2006 by Visionary Living, Inc.

О Вызове Злых Духов, И Связывании, И Принуждении Их Явления и ограничение их появления



Священные тексты
Гримуары
Индекс
Предыдущий
Следующий


Призыва

ЗЛЫХ ДУХОВ, и связывание, и сдерживание их появления .

ТЕПЕРЬ, если ты желаешь связать какой-либо дух с готовностью повиноваться тебе, мы покажем тебе, как можно составить определенную книгу, с помощью которой они могут быть вызваны; и эта книга должна быть освящена как книга Злых Духов, церемониально составленная по их имени и порядку, к которой они привязывают

р. 90

с определенной святой клятвой, готовым и настоящим послушанием духа. Поэтому эта книга должна быть сделана из самой чистой и чистой бумаги, которую обычно называют девственной бумагой; и эта книга должна быть подписана таким образом, а именно. пусть будет на левой стороне книги нарисовано изображение духа, а на правой его стороне его характер, с присягой над ним, содержащей имя духа, его достоинство и место, с его должностью и властью . Тем не менее, многие маги составляют эту книгу иначе, опуская символы и образы; но я думаю, что гораздо эффективнее не пренебрегать чем-либо упомянутым выше в формах.

Также следует наблюдать обстоятельства мест, времени, часов, в соответствии со звездами, под которыми находятся эти духи и с которыми, как видно, соглашаются; с их местом, обрядом и порядком.

Эта книга, будучи написана таким образом, должна быть хорошо переплетена, украшена, украшена, приукрашена и сохранена в безопасности, с реестрами и печатями, чтобы после освящения не случилось открытие в какой-то части, не предназначенной для этого, и подвергло опасности оператора. И, прежде всего, пусть эта книга будет как можно более чистой и благоговейной; ибо непочтительность ума приводит к тому, что он теряет свою добродетель из-за осквернения и осквернения.

Теперь, когда эта священная книга составлена ​​в соответствии с формой и способом, которые мы передали, мы должны освятить ее двояким образом; во-первых, все и каждый из духов, записанных в книге, должны быть призваны в круг в соответствии с магическими обрядами, которым мы прежде учили, и поместить книгу, которая должна быть освящена, треугольником на круге. вне круга; затем прочитайте в присутствии духов все клятвы, которые содержатся и написаны в этой книге; затем, когда книга, подлежащая освящению, уже помещена без круга в начерченный там треугольник, заставьте всех духов возложить свои руки туда, где начертаны их изображения и символы, и подтвердить и освятить их особой и общей клятвой. Когда это будет сделано, пусть книга будет закрыта и сохранена, как мы говорили ранее; затем разрешите духам уйти в соответствии с надлежащим обрядом и магическим порядком.

р. 91

У нас существует другой метод освящения общей книги духов, который является более легким и столь же действенным для получения всех результатов, за исключением того, что при открытии этой книги духи не всегда кажутся видимыми. И этот путь таков: пусть будет составлена ​​книга духов, как мы показали ранее, но в конце ее напишите призывы, узы и сильные заклинания, которыми может быть связан каждый дух; затем свяжите эту книгу между двумя ламенами или скрижалями и на внутренней ее стороне нарисуйте или дайте начертить два святых пентакля божественного Величия, которые мы уже изложили выше, из Апокалипсиса. Тогда пусть первый из них поместится в начале книги, а второй в конце той же.

Эта книга, доведенная таким образом до совершенства, должна быть доставлена ​​в ясную и ясную ночь к кругу, приготовленному на перекрестке, в соответствии с искусством, которое мы ранее представили; и там, во-первых, книга должна быть раскрыта и освящена в соответствии с обрядами и способами, которые мы ранее изложили относительно посвящения, которое будет сделано, пусть будут призваны все духи, которые написаны в книге, в их собственном порядке и месте, трижды заклиная их узами, описанными в книге, чтобы они пришли в это место в течение трех дней, чтобы заверить их послушание и подтвердить то же самое, чтобы книга была освящена таким образом; затем пусть книга будет завернута в чистую льняную ткань, и закопана в середине круга, и заткните дыру, чтобы она не была замечена или обнаружена: круг уничтожен после того, как вы разрешили духам, уходите до того, как восход; а на третий день, около полуночи, вернитесь и сделайте круг заново, и на коленях помолитесь Богу и воздайте Ему благодарение; и да будет сделано драгоценное благовоние, открой дыру, в которую ты закопал свою книгу, и вынь ее, и так пусть она хранится, не раскрывая же. Затем, введя духов в их порядок и уничтожив круг, уходите до восхода солнца. И это последний обряд и способ посвящения, полезный для любых сочинений, экспериментов и т. д. которые направляют духов, помещая их между двумя святыми ламенами или пентаклями, как упоминалось ранее.

Но когда оператор хочет работать по освященной таким образом книге, он должен делать это в хорошее и ясное время года, когда духи меньше всего беспокоятся; и пусть он

р. 92

повернуться к области духов; затем пусть он откроет книгу под надлежащим регистром и также вызовет духов их клятвами, описанными и подтвержденными там, и именем их характера и образа, для любой цели, которую вы пожелаете, и, если есть необходимость, заклинать их узами. помещается в конце книги. 1 И, достигнув желаемого результата, разрешите им уйти.

А теперь мы переходим к Призыву добрых и злых духов .

Добрые духи могут быть призваны нами или нами различными способами, и они в разных формах и манерах предлагают себя нам, ибо они открыто говорят с теми, кто наблюдает, и предлагают себя нашему взору, или информируют нас снами и предсказаниями того, что мы очень хотим знать. Итак, кто бы ни призвал какого-либо доброго духа говорить или явиться в поле зрения, он должен особенно соблюдать две вещи; один из которых около диспозиция призывателя, другой касается тех вещей, которые внешне должны быть приложены к призыву для соответствия вызываемому духу.

Поэтому необходимо, чтобы заклинатель благочестиво располагал себя в течение многих дней к такому таинству и сохранял себя в течение этого времени целомудренным, воздержанным и отстранялся, насколько это возможно, от всякого рода иностранных и мирских дел. ; также пусть он соблюдает пост, сколько ему покажется удобным, и пусть он ежедневно, между восходом и заходом солнца, облекшись в чистое белое полотно, семь раз взывает к Богу и совершает уничижение ангелам, именуемым и вызывается согласно правилу, которому мы прежде учили. Теперь количество дней поста и подготовки обычно составляет один месяц, я. е. время целой луны. Теперь, в каббале, мы обычно готовимся за сорок дней до этого.

Что касается места, то оно должно быть выбрано чистым, чистым, закрытым, тихим, свободным от всякого рода шума и недоступным для посторонних взглядов. Это место прежде всего должно быть изгнано и освящено; и пусть там будет стол или жертвенник, покрытый чистой белой льняной тканью и поставленный на восток, и по обе стороны от него поставьте две священные восковые свечи, горящие,

р. 93

пламя его не должно погаснуть все эти дни. Посередине жертвенника да положат ламены, или священную бумагу, о которой мы говорили выше, покрытую виссоном, которую нельзя раскрывать до конца дней посвящения. У вас также должны быть наготове драгоценные духи и чистое масло для помазания . — И пусть оба предмета будут освящены. Затем установите датчик на изголовье жертвенника, в котором вы должны зажечь святой огонь , и делай драгоценное благовоние каждый день, когда молишься.

Теперь, что касается твоей одежды, у тебя должна быть длинная одежда из белого льна, закрытая спереди и сзади, которая может спускаться до самых ног, и опоясывайся по чреслам поясом. Вы также должны иметь покрывало из чистого белого льна, на котором должно быть написано позолоченным ламеном имя Tetragrammaton ; все это должно быть освящено и освящено по порядку.