Как считать дни после смерти для поминок

Содержание

  1. Как посчитать 3 дня
  2. Как посчитать 9 дней
  3. Как посчитать 40 дней

Православные поминают умерших близких на третий, девятый и сороковой день со времени кончины. Это те дни, которые упоминаются в Библии. Согласно Священному Писанию тело человека смертно, а душа – вечна. Жизнь не заканчивается земным существованием, поэтому важно правильно организовать 3, 9 и 40 дни для достойного перехода души.


Если вы не уверены в подсчетах, обратитесь в агентство ритуальных услуг или к батюшке.

Как посчитать 3 дня


Православие придерживается канона необходимости предать тело земле на третий день после смерти. Точкой отсчета является дата смерти, время считается до полуночи. Если человек скончался в 23.55, а на календаре было 1 октября, то заказать похороны необходимо 3 октября.

Организация погребения именно на третьи сутки связана с традицией православия и символическим соотношением к Святой Троице – Отцу и Духу, и Его Сыну (согласно православному писанию, где изложено повествование о беседе Макария Египетского с явившимся к нему ангелом). Именно в нем рассказывается, что первые три дня после смерти, душа находится среди родных, на земле.

Близкие в соответствии с православными традициями должны выполнить следующие правила.

  1. Молиться о душе усопшего (дома или в церкви).
  2. Заказать сорокоуст, отпевание.
  3. Омыть тело покойного. В наши дни эту функцию выполняют сотрудники морга. В случаях, когда тело не нужно отправлять в морг (умер дома и есть заключение о продолжительной болезни, онкологии), помыть его может любой человек, не связанный узами родства.
  4. Собрать все необходимое: гроб, крест и ритуальные принадлежности для похорон (покрывало, подушку, одеяние для покойника и прочее).
  5. Организовать копку могилы на кладбище.
  6. Заказать поминки, где соберутся все родные и знакомые.

На третий день после того, как православный верующий скончался, следует провести предание тела земле. Если на этот день выпадает большой церковный праздник – Пасха, Троица или Рождество, похороны проводят на следующий день.

Как посчитать 9 дней

На четвертый день душа отправляется в рай, где она пребывает до девятого дня. В этот период Господь пересматривает все хорошие и плохие дела человека при жизни, решает куда отправиться душа человека: в райскую обитель или ад.


9 суток отсчитывают от даты смерти, включая этот день. То есть, если человек почил 1 октября в 23.55, то это 9 октября. Если близкий скончался в 2 часа ночи 14 июня, то 9-й день, это 22 июня.

В этот день следует поминать покойного добрыми словами, молиться о его душе, собрать поминальный обед. На поминки у православных верующих принято посещать могильное захоронение, оставлять гостинцы, заказывать службу в храме. Следует подать милостыню нуждающимся, оставить пожертвование, поставить свечу за упокой.

Дома собираются все близкие и вспоминают покойного и его добрые дела. Трапеза должна включать обычные простые блюда: пироги, блины, уху. Церковь не приветствует употребление спиртного.


Как посчитать 40 дней

С десятого по сороковой день душа путешествует по раю и аду, а затем решается ее участь Божьим судом. Все молитвы, которые будут произнесены за усопшего в этот период, будут зачтены на небе.


Необходимо молиться и просить прощения у Бога за грехи почившего. Это облегчает участь усопшего и дарует утешение родственникам близким.

Что делать в этот день?

  1. Начиная с утра, необходимо пойти на утреннюю церковную службу, помолиться, поставить свечу за упокой.
  2. Сходить на могилу, где требуется оставить угощение – конфеты, выпечку, печенье, крупу.
  3. Дома организовать поминальную трапезу, которая также не должна включать спиртного, быть скромной и простой. Все собравшиеся говорят об умершем, вспоминают его поступки, произносят добрые речи.

40 дней отсчитывают от даты смерти, включая этот день. Даже если человек умер 1 октября в 23.55, то 40 дней будет 9 ноября.

Если желаете посвятить себя всецело молитве и находиться только с покойным, можно заказать услуги ритуального агента, которые организует полностью похороны.

Опыт Церкви говорит, что человек может и не ходить на кладбище, если не имеет такой возможности. Главное — постоянно помолиться за душу почившего.

Калькулятор дней после смерти – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Третий, девятый и сороковой дни считаются особенно значимыми как для души умершего, так и для его живых близких. Чтобы не допускать ошибок при расчетах, мы сделали калькулятор дней после смерти.

Запишите дату смерти здесь:

3 дня после смерти

17.12.2022

Православная традиция предписывает хоронить усопшего в третий день после смерти. Считается, что именно в этот день его душа оставляет все, что было ей знакомо и дорого при жизни, и предстает перед Богом. Если по тем или иным причинам нет возможности предать тело земле в этот срок, молитва за усопшего необходима в любом случае. Мы не знаем, что переживает человек во время перехода из видимого мира в загробный. Но очевидно, что и в этот момент всякой душе по-прежнему нужна поддержка. Нужна она и людям, потерявшим близкого и остающимся здесь.

Именно на третий день Христос воскрес из мертвых, победив смерть и открыв всему человечеству путь в Царствие Небесное. И потому молитва об усопшем в третий день после смерти – это и отдание последнего долга умершему, и поддержание надежды на встречу с ним в другой, вечной жизни.

9 дней после смерти:

23.12.2022

Считается, что девятый день после смерти – это дата, когда душа вновь оказывается перед Господом, но теперь ей уже были показаны райские обители. Помня свои грехи и ошибки, душа теперь ощущает их реальную цену. Впереди, согласно традиционным представлениям, знакомство с адом и испытания, помощниками и сопровождающими в которых становятся небесные ангелы. С девятью их чинами также связывают выбор для особого поминовения именно девятого дня. Еще одной причиной установления именно такого срока может быть тот факт, что через восемь дней после Воскресения Христос явился апостолу Фоме, чтобы еще раз утвердить торжество жизни.

Поддержать усопшего на очередном переходном этапе можно и нужно молитвой – храмовой (подав записку на литургию, заказав панихиду) и келейной (дома или на кладбище).

40 дней после смерти:

23.01.2023

С числом сорок связаны многие значительные события как Ветхо-, так и Новозаветной истории. Это число – символ очищения, преображения, перемены. На сорокой день после Воскресения Христос вознесся на Небо. А для души умершего человека этот день становится рубежом, когда определяется ее дальнейшая судьба: где и как она будет ожидать Второго пришествия Спасителя и Страшного суда.

В течение этого периода христиане с надеждой на милостью Божью молятся об усопшем. Можно заказать сорокоуст, чтобы поминовение совершалось на сорока Литургиях, или подавать записки на отдельные службы. Также в первые сорок дней после смерти принято ежедневно в качестве поминовения читать Псалтирь.

На сороковой день после смерти как будто еще раз происходит прощание. Но и по прошествии этого времени не стоит забывать об умершем, ведь даже краткое молитвенное воздыхание о нем будет проявлением любви, помощью и заботой, необходимыми ему в загробном мире.

Как считать дни после смерти

Сложность при определении третьего, девятого и сорокового дней заключается в том, что люди не всегда понимают, когда надо начинать считать дни после смерти.

Первый – это тот самый день, когда произошло трагическое событие. При этом не важно, умер человек ночью, утром, днем, вечером или даже за несколько минут до начала следующих суток.

Мы не знаем, как течет время в невидимом для глаз мире. И не знаем, почему тот или иной час Господь определяет для расставания души и тела. Но чтобы людям здесь, в земном мире, легче было ориентироваться, были установлены такие правила.

Например, если человек умер 1-го числа, то третьим днем после смерти будет 3-е, а девятым – 9-ое. Сороковым днем после смерти станет 9-ое или 10-е число следующего месяца в зависимости от количества дней в предыдущем.

|Читайте также: 11 вопросов о поминовении усопших. Что важнее: воскресший Христос или покойники?

Молитвы на 3-й, 9-й, 40-й день после смерти

Молитвенная поддержка нужна усопшему в течение всех сорока дней после смерти. А на третий, девятый и сороковой по традиции принято устраивать поминки. Важно понимать, что изначальный их смысл не в застолье, а именно в обращении к Богу. Ведь, как сказано Самим Господом: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Таким образом, совместная молитва на самом деле способна облегчить посмертную участь души.

Молитвы на 3-й день

В первые дни после смерти человека его близким приходится переживать шок и в то же время решать множество организационных вопросов. Тем не менее, именно в это время молитва об умершем имеет особое значение. Она позволяет уже в другом качестве, но все же не разрывать, а продолжать общение, облегчая боль от расставания. Молиться можно как своими словами, так и используя тексты Молитв за усопших.

В третий день после смерти обычно устраиваются похороны. Уместной краткой молитвой на 3-й день над гробом во время прощания будет:

«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего(ей) раба(ы) Твоего новопреставленного(ой) (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Или:

«Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба(ы) Твоего новопреставленного(ой) (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

Молитвы на 9-й день

На 9-й день можно помимо чтения ежедневных молитв и/или Псалтири прочитать Канон об усопшем, заказать поминовение в храме, помолиться на панихиде или совершить литию. Следующая молитва о новопреставленном подходит для всех случаев:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечного новопреставленнаго раба Твоего (рабу Твою, раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитвы на 40-й день

До 40-го дня после смерти (включительно) об усопшем молятся как о новопреставленном. После этого периода умерший зовется «преставившимся» или «приснопоминаемым» (в день рождения, именины, годовщину смерти) и о нем читается следующая молитва:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т. д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Стадии смерти и важность ритуалов смерти

Мы рассмотрим различные стадии смерти в соответствии с йогической системой и исследуем значение шраддх, ритуалов смерти в индийском образе жизни.

Статья 4 июля 2014 г.

Вопрос: Я хотел знать, каково значение шрадха (ритуалов для умерших)?

Садхгуру: В Индии, если кто-то из близких умирает, вы должны сидеть и смотреть — никто не оставляет мертвое тело в покое. Если держать тело более двух-трех дней, волосы вырастут. Если это был мужчина, и он брился, вы можете увидеть это по растительности на лице. Ногти тоже будут расти. Поэтому в странах, где трупы хранятся дольше, гробовщики стригут ногти и бреют бороду. Это так из-за того, как проявляется жизнь. Ради понимания – есть фундаментальная жизнь и физическая жизнь. Физическая жизненная энергия, которую обычно называют прана имеет пять основных проявлений. Они называются самана , прана , удхана , апана и вьяна .

Стадии Смерти

Через 21-24 минуты после того, как врач констатировал смерть человека, самана начинает выходить. Самана отвечает за поддержание температуры тела. Первое, что происходит после смерти, это то, что тело начинает остывать. Традиционный способ проверить, жив ли кто-то или мертв, — это ощупать нос — они не стали бы проверять глазные яблоки и другие параметры. Если нос остыл, делали вывод, что он умер.

Где-то между 48 и 64 минутами после того, как кто-то считается мертвым, прана выходит. Между шестью и двенадцатью часами после этого удхана уходит. Существуют тантрические процессы, с помощью которых мы можем оживить тело до того, как удхана выйдет. После выхода удханы оживить тело практически невозможно. Затем, где-то между восемью и восемнадцатью часами, апана уходит. Впоследствии вьяна, которая является консервирующей природой праны, начнет выходить и может продолжать это делать до 11-14 дней, если это нормальная смерть, то есть, если кто-то умер от старости, потому что жизнь стала слабой. В течение этого времени в организме будут продолжаться определенные процессы; все равно будет какой-то элемент жизни. Если кто-то погиб в результате несчастного случая, когда жизнь внутри еще кипела — если тело не полностью раздавлено — отголоски этой жизни будут продолжаться где-то между 48 и 9 часами.0 дней.

 

За это время вы можете кое-что сделать для этой жизни. Ваше переживание смерти состоит в том, что кто-то ушел, но переживание этого существа состоит в том, что оно или она покинули тело. Как только они покинут тело, вам больше нечего с ними делать. Вы больше не сможете их узнать, и если они вернутся, вы будете в ужасе. Если бы люди, которых вы любите, умерли и появились бы снова, это был бы ужас, а не любовь, потому что вы связаны с их телом или с их сознательным умом и эмоциями. Когда кто-то умирает, эти два аспекта остаются позади.

 

После смерти проницательность полностью отсутствует, даже больше, чем у ребенка. Тогда какое бы качество вы ни вложили в ум, оно умножится в миллион раз.

Ум — это просто набор информации, имеющей естественные тенденции, которые находят выражение определенным образом. Когда кто-то умирает, больше нет проницательности, нет больше интеллекта. Если вы добавите в их ум хотя бы одну каплю приятности, эта приятность умножится в миллион раз. Если вы положите одну каплю неприятности, эта неприятность умножится в миллион раз. Это немного похоже на детей: они выходят играть до тех пор, пока не устанут и не смогут больше продолжать, потому что у них нет необходимого различения, когда пора остановиться.

После смерти проницательность полностью отсутствует, даже больше, чем у ребенка. Тогда какое бы качество вы ни вложили в ум, оно умножится в миллион раз. Это то, что называют раем и адом. Если вы входите в приятное состояние существования, оно называется раем. Если вы попадаете в неприятное состояние существования, это называется адом. Это не географические местоположения — это эмпирические реальности, через которые проходит жизнь, ставшая бестелесной.

Ритуалы смерти

Другое дело, насколько хорошо или нелепо это делается сегодня, но есть целая наука, что делать на разных этапах. Одна из первых вещей, которую люди традиционно делают, когда кто-то умирает, — это связывание больших пальцев мертвого тела вместе. Это очень важно, потому что это затянет муладхару таким образом, что эта жизнь не сможет снова захватить тело. Жизнь, не прожитая с осознанием того, что «это тело — не я», попытается войти через любое отверстие тела, особенно через муладхару. Муладхара — это место, где зарождается жизнь, и это всегда последняя точка тепла, когда тело остывает.

Подписаться

Получайте еженедельные обновления последних блогов через информационные бюллетени прямо в свой почтовый ящик.

Причина, по которой традиционно мы всегда говорили, что если кто-то умирает, вы должны сжечь тело в течение полутора или максимум четырех часов, потому что жизнь пытается вернуться. Это важно и для живых. Если кто-то очень дорогой для вас умер, ваш разум может начать шалить, думая, что, может быть, произойдет чудо, может быть, Бог придет и вернет их обратно. Такого никогда ни с кем не случалось, но все же разум играет из-за эмоций, которые у вас есть к тому конкретному человеку. Точно так же жизнь, вышедшая из тела, также верит, что она все еще может вернуться в тело.

Существует множество ритуалов, чтобы увидеть, как можно вложить каплю сладости в такой непроницательный ум.

Если вы хотите остановить драму, первым делом подожгите тело в течение полутора часов. Или, чтобы убедиться, что человек мертв, они растянули его до четырех часов. Но тело нужно забрать как можно быстрее. В земледельческих общинах хоронили, потому что хотели, чтобы тела их предков, представляющие собой кусок почвы, вернулись в почву, которая их накормила. Сегодня вы покупаете еду в магазине и не знаете, откуда она. Поэтому захоронение нецелесообразно. В прежние времена, когда хоронили в своей земле, на труп всегда клали соль и куркуму, чтобы она быстрее рассеялась в почве. Кремация хороша, потому что она закрывает главу. Вы увидите, что когда в семье случается смерть, люди будут плакать и причитать, но в тот момент, когда произойдет кремация, они замолкнут, потому что внезапно истина погрузилась в то, что все кончено. Это касается не только живых, но и бестелесных существ, которые только что вышли из тела. Пока тело здесь, он или она также находятся в иллюзии, что могут вернуться.

Есть много ритуалов, чтобы увидеть, что вы можете каким-то образом вложить каплю сладости в такой непроницательный ум, чтобы эта сладость умножилась во много раз, и они будут комфортно жить в своего рода самопроизвольных небесах. В этом заключается идея ритуалов, если они выполняются правильно.

Рунанубандха

Я уверен, что многие из вас слышали о рунанубандха , что указывает на физическую связь. Всякий раз, когда вы прикасаетесь к кому-либо — из-за кровного или сексуального родства, или даже если вы просто держите чью-то руку или обмениваетесь одеждой — эти два тела порождают рунанубандху, определенную общность. Традиционно, когда кто-то умирает, вы видите, как полностью уничтожить рунанубандху. Идея бросить пепел в Гангу или в океан состоит в том, чтобы рассеять его как можно шире, чтобы вы не развили рунанубандху с тем, кто ушел. Чтобы продолжить свою жизнь, вы должны правильно прервать эту рунанубандху. В противном случае, как это происходит в современном обществе, это повлияет на вашу физическую и психическую структуру. Дети до восьми лет невосприимчивы к этим вещам — природа дала им такую ​​защиту, но подростки будут очень страдать, если мы не позаботимся об умерших должным образом, потому что энергии бестелесных существ всегда рядом и первыми появляются. они преследуют подростков, потому что они наиболее уязвимы. Вы видите в современном мире, сколько потрясений люди переживают в подростковом возрасте.

Одна из причин, по которой подростковый возраст сегодня представляет собой большую борьбу, чем в предыдущих поколениях, заключается в том, что мы не заботимся должным образом о тех, кто ушел, и эти рунанубандхи повсюду. Это похоже на свободное программное обеспечение повсюду, и это всегда больше всего влияет на жизнь подростков.

Вопрос: Но что делать? Как вы перемалываете свои эмоции в порошок и рассыпаете его? Я не думаю, что можно отрезать свои эмоции.

Садхгуру: Эмоции — это другой, второстепенный аспект жизни. Вы хотите избавиться от физического тождества, рунанубандхи с мертвыми, потому что это, среди прочего, может вызвать болезни и психические расстройства. Эмоции сами по себе не вредны. Если у вас были прекрасные отношения с кем-то, а теперь этого человека больше нет, полезно лелеять красоту этих отношений, а не страдать. Но если есть рунанубандха, она ослабляет ваше тело и вашу ментальную структуру таким образом, что вместо того, чтобы лелеять все прекрасное, что произошло между двумя людьми, вы страдаете, и мало того — это приведет к определенному расстройству сознания. жизнь. Чтобы избежать этого, мы пытаемся уничтожить только физическую память. Вы не только не можете забыть эмоциональную и психологическую память, но и не должны ее забывать. Кто-то, кто так много значил для вас — почему вы должны его забывать? Вы должны дорожить этими отношениями вечно.

Примечание редактора: Kayantha Sthanam — это служба кремации Иши, которая возрождает древние традиции и ритуалы смерти с мощной энергетической основой, проводя их в духе служения, а не коммерческого предприятия. Мы просим вашей поддержки и помощи, чтобы помочь нам предлагать эти услуги большему количеству людей. Для получения дополнительной информации посетите Kayantha Sthanam — услуги кремации Isha.

Эта статья основана на отрывке из июльского номера журнала «Лесной цветок» за 2014 год. Плати сколько хочешь и скачивай. (установите «0» бесплатно). Подписка на печать также доступна.

Связанные теги

Смерть

Духовность

Связанный контент

статья

 

Момент смерти — использование процесса умирания для духовного роста и поддержания осознания смерти в момент

некоторые традиции индийской культуры, связанные с моментом смерти, эволюционировали. Эта статья представляет собой отрывок из книги «Лила, Путь игривого», уникального исследования с Садхгуру мистического царства Кришны, которое состоялось в Иша-йога-центре в сентябре 2005 года.

6 декабря 2013 г.

статья

 

Страх смерти и как его преодолеть

Садхгуру делится свежим взглядом на тему, которая считалась табуированной, но жизненно важной в современном мире – смерть. Он объясняет, как страх смерти возникает из-за отсутствия контакта с реальностью.

23 сентября 2020 г.

статья

 

Почему важны ритуалы смерти

Ритуалы смерти предназначены не только для психологического утешения, но и исходят из глубокого понимания того, как функционирует человеческая система. Здесь Садхгуру объясняет важную роль ритуалов смерти как для живых, так и для мертвых.

25 февраля 2021 г.

Методы оценки времени с момента смерти — StatPearls

Функция

Посмертный интервал (PMI) традиционно подразделяют на немедленную, раннюю и позднюю стадии.

Немедленный PMI

В ближайшем периоде в организме происходят быстрые биохимические и физиологические изменения, которые в первую очередь обусловлены отсутствием циркуляции крови и утратой регуляторных механизмов. Эти изменения в основном обнаруживаются в глазах и на коже. В глазах «перетягивание» или сегментация кровеносных сосудов сетчатки является одним из первых наблюдаемых признаков. Этот признак представляет собой разрыв непрерывного столба крови при офтальмоскопическом исследовании глаз и обычно возникает в течение получаса, а иногда может длиться до 2 часов после смерти. Другие изменения в глазах сразу после смерти включают потерю внутриглазного давления и помутнение роговицы. Внутриглазное давление резко снижается после смерти и достигает 4 мм рт.ст. или менее в течение 6 часов после смерти.[2] Роговица начинает мутнеть в течение 2 часов после смерти и обычно препятствует внутриглазному исследованию с помощью офтальмоскопа.[3] Кожа теряет свою эластичность и блеск в течение первых нескольких часов после смерти и выглядит бледной. Однако гистологическое исследование кожи не показывает морфологических изменений в течение 6 часов PMI [4]. Другие исследования показывают отсутствие клеточных или биохимических изменений в течение 3–6 часов после смерти.[5] Опорожнение желудочного содержимого — еще один метод, используемый для оценки посмертного интервала. Небольшие легкие порции опорожняются из желудка в течение 1–3 часов, а время потребления, если оно известно, наряду с объемом и типом еды, можно использовать для оценки посмертного интервала.[6] Таким образом, непосредственную посмертную фазу можно назвать посмертным интервалом между соматической и клеточной гибелью в течение 2–3 часов после смерти и обычно означает отсутствие заметных изменений в морфологии или гистохимии.

Ранний PMI

Ранняя патологоанатомическая фаза, вероятно, является наиболее важным периодом времени для оценки PMI, поскольку в этот период рассматривается большинство судебных дел. В этот период также наиболее важна оценка времени, прошедшего после смерти, для установления хронологии событий и разработки теории обстоятельств смерти. Этот период длится от 3 до 72 часов после смерти. Раннюю посмертную фазу чаще всего оценивают с помощью классической триады посмертных изменений – трупное окоченение, трупное окоченение и трупное окоченение.

Алгор Мортис

Algor mortis — это охлаждение тела после смерти, в первую очередь из-за потери гомеостатической регуляции гипоталамусом в сочетании с потерей тепла в окружающую среду путем теплопроводности, конвекции и излучения. Algor mortis является наиболее точным методом оценки TSD на ранней стадии патологоанатомического исследования. Однако он включает в себя громоздкую процедуру и требует обширных знаний и исследований, прежде чем его можно будет точно использовать в полевых условиях; это связано с многочисленными факторами, влияющими на температурный градиент между температурой тела и температурой окружающей среды, наиболее присущими из которых являются различия температур в разных местах в разные моменты времени. Эмпирическое правило гласит, что каждый час происходит понижение температуры на 1,5 градуса по Фаренгейту. [7] Для оценки PMI было разработано несколько диаграмм, формул и алгоритмов, наиболее широко используемой из которых является номограмма Хенссге.[8] Оценка TSD с помощью algor mortis измеряет ректальную температуру. Хотя они постоянно использовались, Brinkmann et al. также разработали номограммы для температуры мозга. в 1976 и 1978, а также Henssge et al. в 1984 г. [9]

Ригор Мортис

Трупное окоченение представляет собой посмертное одеревенение мышц, вызванное истощением аденозинтрифосфата (АТФ) из мышц, необходимого для разрушения актин-миозиновых филаментов в мышечных волокнах. Актин и миозин являются компонентами мышечного волокна и образуют ковалентную связь при сокращении. Прекращение поступления кислорода вызывает остановку аэробного дыхания в клетках и приводит к недостатку продукции АТФ. Трупное окоченение начинается сразу после смерти и обычно наблюдается в последовательности, известной как «марш окоченения» и закон Нистена. В то время как трупное окоченение развивается одновременно во всех мышечных тканях тела, произвольной и непроизвольной, размер мышцы определяет воспринимаемость изменений исследователем. Меньшие мышцы лица — вокруг глаз, вокруг рта и т. д. — это мышцы, в которых сначала появляется трупное окоченение, за которым следует трупное окоченение мышц рук и верхних конечностей и, наконец, появляется в крупных мышцах нижних конечностей. Трупное окоченение появляется примерно через 2 часа после смерти в мышцах лица, распространяется на конечности в течение следующих нескольких часов и завершается через 6–8 часов после смерти. Затем трупное окоченение остается еще на 12 часов (до 24 часов после смерти), а затем исчезает. В последней фазе трупного окоченения сформировавшийся актин-миозиновый комплекс начинает распадаться вследствие протеолиза, что приводит к исчезновению жесткости. Этот процесс начинается во всех клетках одновременно. Однако, как и во внешности, это изменение заметно сначала в более мелких мышцах лица, затем в мышцах верхних конечностей и, наконец, в крупных мышцах нижних конечностей. Трупное окоченение обычно исчезает через 36 часов после смерти, после чего наступает фаза, известная как вторичная вялость.

Ливор Мортис

Последним изменением в классической триаде является трупное пятно, которое представляет собой пурпурно-синее изменение цвета кожи в зависимых частях тела из-за скопления крови в кожных сосудах, вызванного гравитационным притяжением. Отек развивается в виде пятен обесцвечивания в течение от получаса до 2 часов. Затем эти пятна сливаются, образуя более крупные пятна, которые в дальнейшем объединяются, образуя равномерное обесцвечивание зависимых частей тела, не подвергавшихся давлению, которое проявляется от 6 до 12 часов. Изменение цвета становится «фиксированным» через определенный период из-за распада клеток крови и просачивания гемоглобина. Эта фиксация подтверждается нажатием больших пальцев и традиционно используется для обозначения PMI более 12 часов. Этот метод оценки PMI требовал объективного и современного подхода, что привело к разработке колориметрических методов для оценки PMI по трупным трупам.[13]

Гистоморфологический анализ

Другие методы оценки TSD на ранней стадии включают гистоморфологический и биохимический анализ. Общий и дифференциальный анализы крови и микроскопическое морфологическое исследование крови были описаны как метод оценки TSD. Все клетки крови не были идентифицированы по прошествии 84 часов после смерти. Точно так же было обнаружено, что количество клеток крови снижается после 84 часов после смерти. Гистологические исследования кожи показали, что дегенеративные изменения появляются в коже через 6 часов после смерти и сначала проявляются в виде вакуолизации базального и шиповатого тел. Видно дермо-эпидермальное разделение 9часов после смерти, в то время как дерма показала разрежение и распад через 6 и 18 часов после смерти соответственно. Гликоген в базальной мембране потовых желез, цитоплазме секреторных клеток и клетках протоков истощается в течение 3 часов PMI и приводит к PAS-отрицательным клеткам при гистологическом исследовании. Базальная мембрана, однако, продолжает окрашиваться в пурпурный цвет до 18 часов после смерти. В эккринных потовых железах наблюдается вакуолизация через 3-4 часа после ПМИ, а клетки полностью распадаются через 15 часов после смерти. Сальные железы выглядят нормальными до 18 часов после смерти, что проявляется в разделении слоев и распаде волосяного сосочка.[4] Исследования также показали, что плеоцитоз позволяет оценить PMI с помощью полиномиального уравнения третьего порядка. Клетки в основном представляют собой лимфоциты со значительной долей макрофагов, которые через 12 часов становятся вакуолизированными и неидентифицируемыми.[14]

Биохимическая оценка

Биохимическая оценка крови незначительна в посмертной фазе из-за отсутствия гибели клеток. С другой стороны, клеточная гибель крайне затрудняет биохимическую оценку крови на ранней стадии. Также происходит перераспределение электролитов из клеток в плазму и сыворотку, что приводит к различным изменениям уровня этих электролитов. Эти вариации и их последствия изучаются в зарождающейся области танатохимии. Биохимическая оценка была полезна для оценки PMI стекловидного тела, синовиальной жидкости, перикардиальной жидкости, мочи и спинномозговой жидкости. Однако при изучении PMI на основе биохимии необходимо учитывать множество факторов, включая, помимо прочего, возраст, пол, биологическое происхождение, образ жизни, причину смерти и целый ряд других внутренних и внешних факторов. Было обнаружено, что только несколько биохимических маркеров (из 388) прошли достаточное исследование с учетом этих соображений, а именно калий, натрий, мочевина, а также хлорид, магний, гипоксантин и сердечный тропонин Т. Было обнаружено, что оценка их потенциала для использования быть тревожным, при этом 0 (ноль) биохимических маркеров считается подходящим для исследования и пригодным для использования. Было обнаружено, что шесть должным образом исследованы, но не подходят для практического использования. Между тем, 18 оказались плохо изученными и непригодными для применения, а еще 364 биохимических маркера не имели достаточной информации.[15]

Суправитальные реакции

Суправитальные реакции также были предложены в качестве средства оценки PMI. Таким образом, определение периода сверхжизненной активности может помочь в оценке PMI. Для этого метода Мадеа выделяет четыре стадии ПМИ: латентный период, когда, несмотря на остановку кровообращения, ткань все еще выполняет аэробное дыхание до истощения своих запасов, период выживания, когда функции тканей утрачиваются, но они могут реактивироваться с помощью внешних раздражителей, например, электростимуляции нервов – реанимационный период, когда способность ткани к восстановлению полностью утрачена, – и надвитальный период. Madea определяет сверхжизнеспособность как период выживания ткани после полной необратимой ишемии. Эта концепция гласит, что период выживания включает в себя латентный период. Период реанимации включает в себя как латентный период, так и период выживания, а период сверхжизненной активности включает все остальные три периода. Сверхжизненный период также отличается от периода реанимации тем, что ткань возбудима независимо от восстановления функции. Например, период реанимации скелетных мышц составляет примерно 2–3 часа, но в некоторых случаях наджизненный период может увеличиваться до 20 часов. Точно так же сердечные мышцы имеют период реанимации от 3,5 до 4 минут, в то время как наджизненный период может увеличиваться до 2 часов. Разработан метод оценки PMI по электрической возбудимости круговых мышц глаза с использованием поверхностных электродов. Соотношение времени релаксации и максимальной силы, называемое временем релаксации, связанным с силой, было надежным для оценки PMI. Также важно учитывать сверхчувствительность тканей в посмертной фазе, называемую феноменом Цако. Следовательно, надвитальная реакция исследует идиомускулярное или локальное сокращение, а не сокращение всей мышцы.[9]]

Поздний PMI

Поздняя посмертная фаза — это когда ткань тела начинает распадаться и в первую очередь описывается как разложение или гниение, образование жировых клеток, мумификация или скелетирование. Сложная ткань в организме начинает распадаться на более простые молекулярные формы из-за разрушения ткани ферментом организма или бактериями и бактериями, которые колонизируют останки после смерти. Тело в первую очередь подвергается разложению или гниению, что приводит к зеленоватому обесцвечиванию, вздутию живота из-за образования газов и разжижающему некрозу. Разложение останков зависит от климата, времени года, массы тела и одежды. Разложение можно разделить на пять стадий: свежее, раннее разложение, продвинутое разложение, скелетирование и крайнее разложение.

Свежая фаза

Свежая фаза может начаться уже через 24 часа и через 7 дней после смерти, особенно в более холодные зимние месяцы. В этой фазе активности насекомых не наблюдается, за исключением откладывания яиц мясной мухи в полостях и областях расхождения тканей. Отложение яйцеклеток было зарегистрировано у живых пациентов, особенно у неподвижных и ослабленных субъектов.[17]

Ранняя фаза разложения

Ранняя фаза разложения начинается с появления соскальзывания кожи и выпадения волос. Эти изменения обычно начинаются с первого дня после смерти до пяти дней после смерти. Личинки также начинают появляться на теле, начиная со вторых суток после вскрытия; тело кажется серовато-зеленым и присутствует мраморность (некоторые части тела могут все еще казаться розоватыми). Правая подвздошная ямка является первой частью тела с зеленоватым оттенком, и ее можно увидеть уже на второй день после смерти. Это связано с относительно поверхностным положением слепой кишки. Конечности кажутся коричневатыми с высыханием кожи, особенно над пальцами, носом и ушами, обычно начиная со второго дня после смерти; тело кажется зеленоватым с отчетливым вздутием живота. Зеленоватое изменение цвета, начавшееся в правой подвздошной ямке, распространяется на весь живот с одновременным вздутием живота, которое снова может начаться на второй день. Вздутие живота распространяется на остальную часть туловища, а затем и на тело, что приводит к крепитации по всему телу при прикосновении. Эта фаза также связана с продувкой – выходом жидкости разложения из отверстий – и сильным неприятным запахом. Вздутие живота можно увидеть уже через три дня после смерти и обычно проходит на второй неделе после смерти из-за нарушения отхождения газов в брюшной полости; Ко второй неделе тело становится черновато-зеленым; и, наконец, тело кажется коричневато-черным с кожистой кожей. Эта стадия обычно наблюдается до конца первого месяца, но может быть продлена до двух месяцев. Основная ткань также выглядит темной, ее текстура меняется на вязкую, слизистую пасту. С десятого дня до конца первого месяца активность личинок продолжается под кожистой кожицей. Кожа далее высыхает, образуя затвердевшую кожистую оболочку с потерей лежащих под ней мягких тканей.

Расширенная фаза разложения

Запущенная фаза разложения начинается с появления дряблой, дряблой кожи и коллапса брюшной полости. Тело также показывает обширное заражение личинками. Эти изменения обычно появляются на четвертый день после смерти, но могут начаться и через десять дней после смерти. Потеря мягких тканей, включая потерю высохшей кожистой кожи, приводит к обнажению менее половины костного материала. Эта фаза обычно связана с наличием куколочных чешуек, а также появлением плесени на теле и одежде; обычно это происходит на втором месяце, но может произойти через шесть-девять месяцев после смерти. Высыхание наружной кожи могло сопровождаться структурным сохранением внутренних органов или сопровождаться аутолизом и потерей внутренних органов. Разложение может быстро прогрессировать в захороненных останках или останках, оставленных в среде с высокой влажностью, что приводит к чрезвычайной активности личинок, ускоренному автолизу и может прогрессировать непосредственно к скелетированию или образованию жировых отложений без высыхания и мумификации кожи и наружных тканей. Останки могут подвергаться либо омылению, либо высыханию, что называется жировым образованием и мумификацией, соответственно, в зависимости от окружающей среды и присутствующих условий. Наличие теплой влажной среды с недостатком кислорода способствует развитию жировой ткани — воскообразного вещества, образующегося в результате анаэробного бактериального гидролиза жировых отложений. Основным организмом, ответственным за образование жировых клеток, является Clostridium perfringens, вызывающий , вызывает агрегацию кристаллов жирных кислот, что приводит к потере клеточных деталей и потере эпидермиса. [19] Образование жировой ткани и продолжительность зависят, прежде всего, от pH, температуры, влажности и недостатка кислорода в окружающей среде.[20]

Фаза скелетизации

Фаза скелетирования приводит к обнажению более половины элементов скелета, которые все еще могут демонстрировать прикрепленные мягкие ткани. Однако скелетирование обычно связано с высушиванием ткани или жировой клетчатки менее чем на половине тела. Высушенная ткань чаще всего появляется в местах прикрепления мышц или связок вдоль позвоночного столба и концов длинных костей. Между тем, adipocere обычно наблюдается на бедрах с высокими отложениями подкожного жира. Эта стадия появляется через два месяца после смерти, хотя обычно она проявляется между двумя и девятью месяцами после смерти. Продолжение разложения приводит к обнажению всего костного материала, при этом остается лишь некоторое количество жирного материала или обнажаются сухие кости; это обычно наблюдается после шести месяцев воздействия, хотя, как сообщалось, это происходило уже на третьей неделе. Эта стадия может длиться годами, если элементы не подвергаются воздействию, как это видно в захороненных останках или останках, найденных в помещении.

Экстремальная фаза разложения

Фаза сильного разложения наблюдается только в останках, подвергшихся воздействию окружающей среды и приведших к эрозии элементов скелета. Эта эрозия начинается с процесса обесцвечивания костей и обычно наблюдается через шесть месяцев после воздействия, хотя документально подтверждено, что она появляется уже через два месяца после смерти и через два с половиной года после смерти. Скелетные элементы подвергаются дальнейшей дегенерации кортикальной структуры, что приводит к метафизарной утрате длинных костей и обнажению губчатой ​​части губчатых костей; это обычно наблюдается в период от года до полутора лет после смерти, хотя, как сообщается, это произошло уже на четвертом месяце. Сообщалось, что метафизарная потеря произошла при PMI пяти с половиной лет [18].

Судебная энтомология

Судебно-энтомологический анализ был обычной практикой для оценки PMI в раннем и позднем патологоанатомическом периоде. Существует два метода оценки с использованием судебной энтомологии – на основе преемственности и на основе развития. Для использования в подходе, основанном на преемственности, выбирается подходящая модель преемственности, которая соответствует условиям окружающей среды, включая обстоятельства смерти. Поэтому необходимы судебно-медицинские исследования влияния факторов окружающей среды на разложение и последовательность насекомых.[21] Маньяс-Хорда продемонстрировал, что в зависимости от условий окружающей среды преобладают разные таксоны. Изучено видовое разнообразие, а также количество особей. Ассоциации видов с I и II стадиями разложения не обнаружено, три вида [ Compsomyiops spp (Diptera: Calliphoridae) и C. irazuana , и Megagrapha sp1 (Hybotidae)], связанные со стадией III, два вида [ Mesosphaerocera sp1. и Fannia sp1. (Fanniidae)] Стадия IV и один вид [ Stilpon sp1 (Hybotidae)] связаны со стадией V в природном заповеднике Уитепек. В городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас четыре вида [ Prochyliza brevicornis (Melander; Diptera: Piophilidae), С . Было обнаружено, что latifrons , Lucilia mexicana (Calliphoridae) и Compsomyiops spp (Macquart)] связаны со стадией II, три вида [ Synthesiomyia
nudiseta (Vanderwulp), Musca sp1 и Hydrotaea sp1(Diptera)] связаны со стадией III, только один вид Chrysomya
rufifacies (Macquart; Diptera: Calliphoridae) и Fannia sp1, связанные со стадией IV, и, наконец, Было обнаружено, что Stilpon sp1 связан со стадией V.[22]

Подход, основанный на развитии, рассматривает наличие различных стадий насекомого на теле и окружающей области, чтобы помочь оценить PMI. Матушевский использовал L. caesar (Diptera: Calliphoridae), Thanatophilus sinuatus и N. littoralis (Coleoptera: Silphidae) в своем исследовании, чтобы продемонстрировать, что наличие стадии развития и отсутствие последующих стадий развития падали насекомых можно использовать в сочетании с оценкой их интервала до появления (PAI) для разработки надежной оценки PMI. Поэтому важно установить известные значения PAI для различных насекомых в исследуемой среде.[23]

Молекулярная оценка

Недавние достижения в молекулярной биологии привели к различным достижениям в оценке PMI. Дегенерация мРНК, ДНК и белков оценивается и используется для оценки PMI. Было обнаружено, что транскрипты РНК являются наиболее значимыми из-за их быстрой дегенерации и временной корреляции. Многочисленные исследования продемонстрировали линейную корреляцию между PMI и дегенерацией. Было обнаружено, что эта корреляция зависит от температуры и ткани [24].

В исследовании, проведенном в Порту, Португалия, изучались транскрипты 11 генов на корреляцию с TSD. 8 тканей мышей были разделены на три группы на основании стабильности РНК: первая группа (I) состояла из образцов ткани сердца, селезенки и легкого, вторая группа (II) состояла из четырехглавой мышцы бедра, печени и желудка и третья группа (III) Поджелудочная железа и кожа. Образцы из групп I и II анализировали последовательно. Анализ показал, что дегенерация РНК зависела от времени в течение всех 11 часов, хотя для первых четырех часов не было продемонстрировано никакой статистической значимости. Исследователи выбрали 11 генов для количественного ПЦР-анализа. Хотя РНК в сердце оказалась наиболее стабильной, она не показала корреляции с PMI. Было обнаружено, что шесть генов коррелируют с PMI, четыре — в четырехглавой мышце бедра (9).0223 Actb, Gapdh, Ppia, и Srp72 ) и два гена в печени ( Alb и Cyp2E1 ). Были разработаны математические модели для оценки PMI со средней ошибкой 51,4 минуты.[25]

Ссылки

1.

Джаафар С., Нокс Л.Д. Исследование глаза как средство определения раннего патологоанатомического периода: обзор литературы. Междунар. криминалистики. 1994 г., февраль; 64 (2–3): 185–9. [PubMed: 8175090]

2.

Van den Oever R. Обзор литературы о существующих возможностях и ограничениях в оценке времени смерти. Медицинское право. 1976 окт; 16 (4): 269-76. [PubMed: 979556]

3.

Врублевски Б., Эллис М. Изменения глаз после смерти. Бр Дж Сур. 1970 г., январь; 57 (1): 69–71. [PubMed: 4

1]

4.

Бардейл Р.В., Тумрам Н.К., Диксит П.Г., Дешмукх А.Ю. Оценка гистологических изменений кожи в посмертном периоде. Am J Forensic Med Pathol. 2012 дек.; 33(4):357-61. [В паблике: 21897193]

5.

Babapulle CJ, Jayasundera NP. Клеточные изменения и время после смерти. Медицинское право. 1993 г., июль; 33 (3): 213–22. [PubMed: 8366783]

6.

Мадея Б. Методы определения времени смерти. Судебно-медицинская экспертиза Патол. 2016 Декабрь; 12 (4): 451-485. [PubMed: 27259559]

7.

Nokes LD, Flint T, Williams JH, Knight BH. Применение восьми зарегистрированных алгоритмов на основе температуры для расчета посмертного интервала. Междунар. криминалистики. 1992 мая; 54(2):109-25. [PubMed: 1639277]

8.

Henssge C. Оценка времени смерти в работе со случаями. I. Номограмма ректальной температуры времени смерти. Междунар. криминалистики. 1988 г., сен; 38 (3–4): 209–36. [PubMed: 3192144]

9.

Henssge C, Madea B. Оценка времени после смерти в раннем посмертном периоде. Междунар. криминалистики. 2004 г., 10 сентября; 144 (2–3): 167–75. [PubMed: 15364387]

10.

Андерс С., Кунц М., Гель А., Зенер С., Раупах Т., Бек-Борнхольдт Х.П. Оценка времени, прошедшего после смерти — пересмотр восстановления трупного окоченения. Международная юридическая медицина. 2013 Январь; 127 (1): 127-30. [В паблике: 22015934]

11.

БЕЙТ-СМИТ ЕС, БЕНДОЛЛ МЛАДШИЙ. Факторы, определяющие течение трупного окоченения. Дж. Физиол. 1949 г., 15 декабря; 110 (1–2): 47–65. [Бесплатная статья PMC: PMC1392765] [PubMed: 15406381]

12.

Kaatsch HJ, Schmidtke E, Nietsch W. Фотометрическое измерение вызванного давлением побледнения трупных тел как помощь в оценке времени смерти. Применение новой системы для количественной оценки побледнения синюшности, вызванной давлением. Международная юридическая медицина. 1994;106(4):209-14. [PubMed: 8038114]

13.

Ванезис П. Оценка гипостаза с помощью колориметрии. Междунар. криминалистики. 1991 декабрь; 52(1):1-3. [PubMed: 1783332]

14.

Wyler D, Marty W, Bär W. Корреляция между посмертным содержанием клеток спинномозговой жидкости и временем смерти. Международная юридическая медицина. 1994;106(4):194-9. [PubMed: 8038112]

15.

Meurs J, Krap T, Duijst W. Оценка посмертных биохимических маркеров: Полнота данных и оценка значения в полевых условиях. Научная справедливость. 2019март 59(2):177-180. [PubMed: 30798866]

16.

Мадеа Б. Важность надвитальности в судебной медицине. Междунар. криминалистики. 1994 г., 16 декабря; 69 (3): 221–41. [PubMed: 7860008]

17.

Кех Б. Область применения судебной энтомологии. Анну Рев Энтомол. 1985; 30:137-54. [PubMed: 3882048]

18.

Галлоуэй А., Биркби В.Х., Джонс А.М., Генри Т.Е., Паркс Б.О. Скорость разложения человеческих останков в засушливой среде. J судебная медицина. 1989 мая; 34(3):607-16. [PubMed: 2738563]

19.

Байярд РВ. Adipocere-Жир кладбищ. Am J Forensic Med Pathol. 2016 сен;37(3):208-10. [PubMed: 27356012]

20.

Jopp-van Well E, Augustin C, Busse B, Fuhrmann A, Hahn M, Tsokos M, Verhoff M, Schulz F. Оценка жира для оценки вскрытия интервал — скелет из приливных земель. Антропол Анц. 2016;73(3):235-47. [PubMed: 27189778]

21.

Ярмуш М., Байерляйн Д. Разложение подвешенных свиных туш в лесной среде обитания в Польше. Междунар. криминалистики. 2019 июль; 300:32-42. [PubMed: 31075565]

22.

Маньяс-Хорда С., Леон-Кортес Дж. Л., Гарсия-Гарсия, доктор медицины, Кабальеро У., Инфанте Ф. Разнообразие двукрылых и экологическая сукцессия на мертвых свиньях в отличие от горных местообитаний Чьяпаса, Мексика .