Содержание

За что казнили древнегреческого философа Сократа? | Биографии

Однако его ученики считали иначе, и его диалоги были описаны в работах Ксенофонта и, конечно же, Платона, тем самым повлияв на всю историю философии от древнего мира вплоть до наших дней.

К сожалению, как и у любого другого великого человека, у Сократа были недоброжелатели, и благодаря их стараниям, днем 399 г. до н.э. его осудили, признали виновным и приговорили к смерти. И только в 2012 году в Афинах в ходе рассмотрения этого старого судебного разбирательства современный суд с участием профессиональных юристов полностью оправдал Сократа, признав старые обвинения против него несостоятельными.

Так за что же современники осудили столь великого философа?

Сократ родился в Афинах предположительно в 470−469 г.  до н.э. в семье скульптора Софрониска и повитухи Фенареты. В молодости обучался у таких философов, как Парменид, Зенон, Анаксагор, Пифагор, а также общался с великими умами и мастерами своего времени.

Три раза участвовал в военных действиях, в том числе в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой. Отличался храбростью и необычайной стойкостью, за что получил уважение в рядах афинского войска.

На тридцатом году жизни, Сократ оставил ремесло своего отца в пользу путешествующего мудреца, целью которого было узнать истину.
Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре
Фото: wikimedia.org

В отличие от тогдашних философов и софистов, он не думал о создании своей школы, не хотел славы публичного оратора и не заботился о приобретении каких-либо богатств за свои идеи и размышления. Тем самым он отличался от всех современных ему философов, заботившихся лишь о личном благосостоянии.

Сократ никогда не стремился к государственной деятельности и довольствовался лишь ролью гражданина, честно исполнявшего свой долг. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов.

Сократу было неважно, являлся его собеседник богатым государственным деятелем или бедным нищим, зажиточным торговцем или молодым учеником какой-либо философской школы. Благодаря своему особому методу ведения диалога, он пытался разрешить сложные философские проблемы, прибегая к придуманному им искусству рассуждения — диалектике.

Диалектика, по мнению Сократа — это искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них.

Часто Сократа можно было найти на городской площади в окружении его учеников и просто тех, кто хотел прикоснуться к мудрости и познать истину. Нередко с ним вступали в дискуссии известные философы того времени, и Сократ, с должным к ним почтением, вел свои рассуждения и размышления.

Сократ был женат и имел трех детей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Его супруга, по имени Ксантиппа, обладала вздорным нравом и скверным характером. Неудивительно, что в культуре ее имя стало нарицательным для сварливых и дурных жен. Одним из самых известных примеров ее натуры служит история о том, как она, оскорбляя Сократа и досадуя на него и свою жизнь, в ярости вылила ему на голову ведро с помоями. В ответ на это Сократ лишь ответил: «После такой бури можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя».
Рейер ван Бломмендаль, «Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», ок. 1655 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Ксантиппа не ценила мудрость и великий ум своего мужа и отрицательно относилась к его образу жизни. Отчасти в этом был виноват и сам Сократ, который никак не участвовал в жизни своей семьи, не приносил никаких доходов и не помогал родным. Тем не менее во время его казни Ксантиппа оплакивала своего мужа и сетовала на то, что их дети останутся без отца. При всех своих отрицательных качествах она была заботливой матерью и верной женой.

Образ жизни Сократа, его воззрения и та простота, с которой он вел беседы с представителями разных афинских сословий, причем совершенно бесплатно, не могла быть выгодна тем, кто старался заработать денег на обучении философской мудрости. Более того, сам метод поиска истины, который использовал Сократ, был неудобен тем, кто считал себя великими мудрецами, так как обличал их невежество и глупость.

К тому же, в те времена не было общеобразовательных школ и дети, как правило, обучались либо у своих родителей, либо у софистов за большие деньги. Однако многие молодые люди, воодушевляясь мудростью и славой Сократа, предпочитали вести с ним беседы и учиться у него, тем самым вызывая недовольство у старшего поколения.
«Сократ и молодой Эсхин», фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане
Фото: ru.wikipedia.org

Из этого старшего поколения появились те, кого Сократ позже называл своими старыми обвинителями. Они упрекали его в развращении неокрепших умов молодежи, в неуважении к устоям общества и богам. Настраивая молодое поколение против него, они боролись за то, чтобы великого философа осудили, и в конце концов, им это удалось.

В суд была подана жалоба некими Анитом и Мелитом о том, что:

«Сократ преступает закон и попусту усердствует, испытуя то, что под землею, да и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же».

Вместе же со старыми упреками и нападками со стороны старшего поколения эти обвинения казались обоснованными. Стараясь защищаться самостоятельно, Сократ отказался от штрафа в качестве альтернативы наказанию и предпочел наказание в виде смертной казни. Он считал это проведением судьбы и не принял помощи друзей, предлагавших бежать ему из тюрьмы, так как считал, что любой гражданин должен повиноваться законам своего государства.

Последние дни Сократ провел в окружении своих учеников, рассуждая о бессмертии души человека и о том, как было бы прекрасно встретиться с великими людьми прошлого в загробном мире.

Жак-Луи Давид, «Смерть Сократа»
Фото: ru.wikipedia.org

Когда настало время, Сократ принял яд и через несколько минут умер, оставив после себя великое культурное наследие.

Теги:

философы,
древний мир,
Сократ,
великие люди,
Греция

Электронная библиотека ИМЛИ РАН

Недавно загружены книги:

Расширенный поиск

Разделы

  • Каталог

    804

    • Русская литература

      334

      • Андреев Л.

        Н.

        2

      • Блок А.А.

        13

      • Велимир Хлебников

        7

      • Герцен А.И.

        29

      • Гоголь Н.

        В.

        8

      • Горький А.М.

        69

      • Достоевский Ф.М.

        16

      • Есенин С.А.

        12

      • Ранняя русская драматургия

        5

      • Чехов А.

        П.

        32

    • Литература России и стран СНГ

      4

    • Фольклористика

      128

    • Зарубежная литература

      163

    • Теория литературы

      95

    • Указатели и справочники

      8

    • Периодика ИМЛИ

      72

      • Герменевтика древнерусской литературы

        19

      • Контекст

        24

      • Литература Средних веков

        7

      • Русская старопечатная литература XVI — первая четверть XVIII в.

        4

      • Теория литературных стилей

        3

      • Шахматовский вестник

        3


    • Ресурсы ИМЛИ РАН:

Сократ был виновен по предъявленным обвинениям

Один из самых известных судебных процессов в истории был неверно истолкован как судебная ошибка, хотя на самом деле это был законный случай демократии в действии, утверждается в спорном новом исследовании.

С тех пор, как в 399 г. до н.э. суд над афинским философом Сократом изображался как пародия, в которой отец-основатель западной мысли столкнулся с сфабрикованными обвинениями, выдуманными его невежественными и предвзятыми согражданами.

Его признали виновным в «нечестии» и «развращении молодежи», приговорили к смертной казни, а затем потребовали провести собственную казнь, приняв смертельное зелье из ядовитого растения болиголов.

Политики и историки часто использовали судебный процесс, чтобы показать, как демократия может прогнить, опустившись до власти мафии. Утверждается, что Афины избавились от одного из своих величайших мыслителей, потому что он представлял угрозу политическому статус-кво.

Но в новом исследовании, начатом сегодня (понедельник, 8 июня), ученый-классик из Кембриджского университета профессор Пол Картледж утверждает, что суд над Сократом был не фарсом, а юридически справедливым и что он был виновен в соответствии с предъявленными ему обвинениями. Он утверждает, что это не предупреждение из истории, а пример того, насколько отличалась политика Древней Греции.

«Всем известно, что греки изобрели демократию, но это не была демократия в том виде, в каком мы ее знаем, и в результате мы неверно истолковали историю», — сказал профессор Картледж. «Обвинения, с которыми столкнулся Сократ, кажутся нам смешными, но в Древних Афинах они искренне считались служащими общему благу».

Исследование опубликовано в новой книге профессора Картледжа «Древнегреческая политическая мысль на практике», в которой рассматривается греческая политическая мысль в действии от Гомера до времен Плутарха. В нем он подвергает сомнению традиционные аргументы о том, что Сократ был исключительно жертвой политической борьбы.

Историки, находившиеся под влиянием древних писателей, включая Платона и Ксенофонта, утверждали, что открытая критика Сократом видных афинских политиков нажила ему много врагов. Возложив на него обвинения в «нечестии» и «развращении молодежи», они смогли устранить угрозу собственной власти.

Обвинение в коррупции считается особенно важным. Афины в 399 г. до н.э. были поражены последовательными бедствиями — чумой, внутренними политическими раздорами и крупным военным поражением Спарты с помощью персидских денег. Заявление о том, что учения Сократа создали политических девиантов, сделало его удобным козлом отпущения для некоторых из этих проблем.

Однако, согласно профессору Картледжу, Сократ был не просто несчастной жертвой жестокой политической мести, но и козлом отпущения, которого использовали для совершенно духовного самоочищения в культуре, весьма отличной от нашей.

Вместо выдуманного, символического обвинения, он утверждает, что обвинение в «нечестии» имело значение. В конце концов, древние греки были инстинктивно религиозными людьми, верившими, что их города защищены богами, которых нужно умилостивить.

Многим, должно быть, казалось, что эти боги далеки от счастья после многих лет бедствий, предшествовавших 399 г. до н.э. Афиняне, вероятно, искренне чувствовали, что нежелательные среди них люди оскорбили Зевса и его собратьев-божеств.

Сократ, нетрадиционный мыслитель, ставивший под сомнение легитимность и авторитет многих общепризнанных богов, подходил под эти требования. Хуже того, он утверждал, что им руководит его внутренний даймонон — термин, который он, возможно, имел в виду для обозначения «интуиции», но который также мог быть истолкован как темное, сверхъестественное влияние, недоступное для обычных верующих и практиков.

И, что особенно важно, профессор Картледж утверждает, что эти обвинения были вполне приемлемы в демократии афинского типа. В отличие от современных демократий, отмечает он, прокуроры-любители выдвигали обвинения перед присяжными из 501 обычного гражданина с «хорошей репутацией», которые действовали от имени того, что они считали общественным интересом. Если бы обвинение могло доказать, что подсудимый несет ответственность за создание угрозы общественному благу, он, скорее всего, был бы признан виновным.

Поскольку боги явно разъярены, а новые бедствия, возможно, не за горами, обвинение в нечестии было не только уместным, но и явно в интересах общества. Другими словами, Сократ вел себя нечестиво и стал жертвой буквально «ужасных» времен.

Затем в исследовании утверждается, что Сократ, по сути, сам вызвал свою смерть. По афинской системе на такого рода судебном процессе подсудимый мог предложить свое наказание. Однако вместо того, чтобы отнестись к этому серьезно, Сократ сначала пошутил, что его следует наградить, и в конце концов предложил слишком маленький штраф.

Неудивительно, что его присяжные не увидели смешного и вынесли смертный приговор большим большинством голосов, чем тот, которым он был осужден. Вместо того, чтобы бежать, чтобы спасти свою шкуру, он принял приговор, заявив, что «он был обязан городу, по законам которого он вырос, соблюдать эти законы в буквальном смысле».

«Нельзя отрицать его храбрость, и его даже можно рассматривать как интеллектуального героя», — добавил профессор Картледж. «Но мысль, что Сократ сам не виновен, а казнен по самосуду, неверна. Удалив его, общество в глазах афинян очистилось и утвердилось».

Древнегреческая политическая мысль на практике опубликована Cambridge University Press.
 


Это произведение находится под лицензией Creative Commons License. Если вы используете этот контент на своем сайте, пожалуйста, дайте ссылку на эту страницу.


Опубликовано

8 июня 2009 г.

Поиск новостей

 

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Дайджест новостей университета содержит сводку новостей из Кембриджского университета и о нем. Введите свой адрес электронной почты, подтвердите, что вы рады получать наши электронные письма, а затем выберите «Подписаться».

Кембриджский университет будет использовать ваш адрес электронной почты для отправки вам электронного дайджеста новостей университета до трех раз в неделю. Мы стремимся защищать вашу личную информацию и обеспечивать прозрачность информации, которую мы храним. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим уведомлением о конфиденциальности электронной почты для получения подробной информации.

Места

Когда Сократ был вынужден совершить самоубийство из-за различий во взглядах

Иллюстрация (Commons Wikimedia)

Поделиться:

ДЖАКАРТА — 15 февраля 399 г. до н.э. известный философ Сократ был приговорен к смертной казни в Афинах, Греция. Сократ был приговорен к смертной казни за совершение невероятного преступления: отказ признавать богов, признанных государством, введение новых богов и развращение нравов молодежи.

Суд проходил открыто в Афинах, на нем присутствовали три прокурора, присяжные и большое количество зрителей. В течение трех часов прокуроры предъявляли свои обвинения, и в течение трех часов Сократ защищался.

В конце каждого присяжного попросили положить маленький жетон в одну из двух банок: одну с пометкой «виновен», а другую «невиновен». Жюри, состоящее из 500 членов, признало Сократа виновным с 280 голосами и 220 голосами за невиновность.

После вынесения обвинительного вердикта присяжных просят решить, какой приговор будет уместным. Прокурор Сократ поддержал вынесение смертного приговора. После недолгих размышлений Сократ предложил заплатить штраф, но его сочли слишком маленьким.

Если Сократ предложит изгнание из Афин, его жизнь может быть спасена, но, в конце концов, присяжные все равно примут решение приговорить Сократа к смертной казни. Согласно афинскому закону того времени, смертная казнь назначалась за употребление чаши болиголова, растения, яд которого был настолько смертельным, что Сократ позже покончил жизнь самоубийством.

«Мы должны молиться богам, чтобы наше пребывание на земле было счастливым и после смерти», — сказал он, прежде чем выпить смертоносную смесь.

Еще одна причина, которая привела Сократа на суд, состоит в том, что он немного темен и не может иметь ничего общего с религией. Однако философия и учение Сократа, считавшиеся антидемократическими, рассматривались как угроза афинским правителям.

Афины только что вышли из периода большой нестабильности, когда повстанческая организация под названием «Тридцать тиранов» свергла демократическое правительство и установила жестокий режим террора. Организация изгоняет и казнит тысячи невиновных граждан и стремится установить олигархическое правление.

Лидер Тридцати Тиранов, Критий, был последователем Сократа и, следовательно, вполне мог казнить Сократа. Смерть Сократа описана в сочинении Платона под названием «Федон». «Федон» — один из самых популярных средневековых диалогов. Сократ отказывается от просьбы Критона о побеге из тюрьмы.

Мертвый

«После того как он выпил яд, ему (Сократу) было приказано ходить, пока его ноги не затекли. После того, как он лег, человек положил руку на тело Сократа и на мгновение осмотрел его ногу, затем ущипнул его нога затвердела, и спросил, чувствует ли он это. Сократ сказал «нет», а затем, после этого, онемение охватило его бедра и остальную часть верхней части тела». снова человек прикоснулся к нему и сказал, что, когда он достигнет его сердца, Сократ умрет. Холод теперь достиг области вокруг паха и открыл его лицо, которое было закрыто. Это последние слова Сократа. ; Критон, мы обязаны Асклепию курица. Пожалуйста, не забудьте отдать долг»,

Асклепий был греческим богом исцеления болезней, и, возможно, последние слова Сократа означали, что смерть была для него лекарством. Сократ и его последователи, такие как Платон и Ксенофонт, расширили цели философии от попыток понять внешний мир до попыток наблюдать свои внутренние ценности.

Его страсть к кропотливым определениям и вопросам вдохновила развитие формальной логики и систематической этики со времен Аристотеля через Ренессанс и в современную эпоху. Более того, жизнь Сократа является примером тягот и важности жизни (а при необходимости и смерти) согласно хорошо изученным убеждениям человека.

В своей автобиографии 1791 года Бенджамин Франклин свел эту мысль к одной строчке: «Смирение шляпы, подражание Иисусу и Сократу».


Версии на английском, китайском, японском, арабском, французском и испанском языках создаются системой автоматически. Таким образом, в переводе все еще могут быть неточности, пожалуйста, всегда указывайте индонезийский как наш основной язык.