О канонизации преподобного Серафима Саровского рассказывают фонды Президентской библиотеки

1 августа (19 июля по старому стилю) православные празднуют обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» – так встречал старец всех пришедших к нему, для каждого находил наставление, мудрый совет, а сам совершал немыслимые для мирян духовные подвиги, беспрестанно находился в молитве. Святым для православных христиан он стал ещё задолго до официальной канонизации в 1903 году. 

О том, как происходило его становление в духовной жизни и как относились к старцу современники, можно судить даже по тому, с какой любовью и трепетом о нём рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся». Она была составлена в начале 1860-х иеромонахом Авелем, когда после кончины «глубоко чтимого незабвенного старца» прошло всего чуть более тридцати лет. Здесь же опубликован портрет старца, по которому позднее начнут писать иконы святого.

В книге рассказывается, что «приснопамятный подвижник иеромонах Серафим» родился в Курске 1 августа (19 июля) 1759 года, при крещении получил имя Прохор и уже в детстве испытал на себе чудо.

Отец мальчика, купец Исидор Мошнин, занимался подрядами на строение церковных зданий. Когда Прохору было всего 3 года, отец умер, оставив неоконченным строение каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Продолжила дело мужа мать Прохора. Однажды во время строения этого храма она пошла на верх здания, взяв сына. Мальчик, которому тогда было семь лет, заигрался и по неосторожности упал с высоты строящейся колокольни на землю. Мать в страхе побежала вниз, думая найти его уже мертвым, но к удивлению и радости своей увидела, что он  стоит на земле совершенно невредим.

К 18 годам юноша решился отправиться в Киево-Печерскую лавру, где получил от старца Досифея благословение на иноческое служение в «Саровскую пустыню». Сначала он выполнял различные послушания, а в 1786 году был пострижен в монахи и получил имя Серафим. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположён в сан иеромонаха.

«По любви к совершенному безмолвию» мечтал он о полном удалении от мира и, получив от настоятеля благословение, в 1794 году ушёл жить в «пустынную келлию», находящуюся глубоко в лесу. Он практически ничего не ел, носил одну и ту же одежду и зимой, и летом, непрестанно молился и читал Святое писание, соблюдал строгое молчание. Здесь же он взял на себя ещё один подвиг – 1 000 дней столпничества – непрестанной молитвы, стоя на коленях на камне.

Известен такой случай. К старцу пришли три человека из соседних крестьян и потребовали денег, говоря, что к нему ходят люди и носят деньги. Но старец им отвечал, что ни от кого ничего не берёт. Тогда разбойники жестоко избили Серафима, осмотрели все в келье, но не ничего не нашли. Весь израненный, с большим трудом Серафим пришел в обитель. Нападавших вскоре нашли, но старец просил не наказывать их. Как рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь», огонь вскоре истребил жилища их, и они сами пришли с раскаянием в своём злодействе к отцу Серафиму и со слезами просили у него прощения и молитв. Старец после этого нападения остался инвалидом, но вернулся обратно в свою уединённую келью и жил там, пока не ослабел физически. Но и вернувшись в монастырь, продолжил он свои духовные подвиги, пять лет сохраняя молчание.

«После пятилетней безмолвной жизни отец Серафим начал принимать и посторонних, и уже не отказывал никому, кто только желал принять от него благословенье и воспользоваться его советами; а потому и число посетителей время от времени более умножалось; многие из дальних мест начали приходить к нему, приходящих он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого», – писал иеромонах Авель. Память Серафима была твёрдая, ум светлый, беседа его была столь действенна и утешительна, что всякий находил в ней душевную пользу для себя, она согревала сердце, снимала «завесу с внутренних очей».

По просьбе настоятельницы находящейся недалеко от Сарова Дивеевской лавры он стал духовником её обители. А позднее, как сам старец говорил, по повелению Пресвятой Богородицы, основал новую общину, где были построены для них два Рождественских храма и мельница. Смерть свою старец предсказал заранее, он говорил: «моя смерть откроется пожаром». И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, свечка упала и загорелась скамейка.

Его слова и слава добродетелей пронеслись повсюду, в Саровскую обитель потянулись паломники со всей страны, чтобы с благоговением поклониться пред гробом его. А дивеевские сестры, по-видимому, первыми начали молиться старцу, как святому, и задолго до официального прославления составили первый акафист ему. Молиться почившему старцу приезжала и императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая Второго. В молитвах супруги просили рождения наследника.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника начинал ставиться с конца 1880-х. Однако Синод с канонизацией не спешил, поручив продолжать собирать сведения. Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) – будущий Санкт-Петербургский митрополит и священномученик (расстрелян в 1937 году). Он, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя.

В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. Кроме личного почитания старца Серафима, Николай II искал в канонизации преподобного решение глубоких внутриполитических проблем.

В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованный номер журнала «Атеист» за 1930 год, который, как ни странно, может послужить источником для изучения истории канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года в Саров выехала комиссия под председательством митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. В журнале рассказывается, что комиссия обнаружила, что тело преподобного предалось тлению, а кости и волосы сохранились. Потребовалось целое богословское расследование, результатом которого стало постановление, что главное условие для канонизации – это не мощи, а чудеса, которые творятся чрез их посредство. Писем же о «чудесах» со всех концов России было получено огромное количество.

Для торжественного официального прославления Серафима в лике святых в Сарове построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля 1903 года в город прибыли тысячи паломников и священнослужителей, вечером прибыл сам император. 1 августа Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного.

А в январе 1904 года, накануне дня памяти, был впервые исполнен «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу». Считается, что первоначальный текст его составили ещё дивеевские сёстры, а к редактированию окончательного варианта имел отношение сам будущий священномученик Серафим (Чичагов). Первое издание этого акафиста оцифровано и тоже доступно на портале Президентской библиотеки.

Однажды у Серафима Саровского спросили: могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане? Могут, ответил старец, только одного им не хватает – решимости.

трудности канонизации – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Почитание преподобного Серафима Саровского началось сразу после его кончины в 1833 году. Со всей России к его могиле стекалось множество людей — с горем и печалью, с просьбами и благодарностью. Однако при таком массовом почитании официальная канонизация состоялась только в 1903 году. Срок не маленький — почти целый век. Почему так долго? Кто был противником прославления саровского подвижника? И почему именно Николай II всем наперекор настоял наконец на его немедленной канонизации? Попробуем разобраться.

Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II. 1903

Когда Церковь — государственный институт

Известно, что царствование Николая II ознаменовалось прославлением сразу шести святых, среди которых был и Серафим Саровский. Подобной активности в поиске новых святых Русская Православная Церковь не знала за весь так называемый Синодальный период (XVIII в. — 1917 г.). С тех пор как Петр I упразднил патриаршество (1721 год), а вместо него учредил Святейший Синод, который находился под контролем светского чиновника — обер-прокурора, Церковь попала под формальную юрисдикцию императора. Все свои предложения и инициативы она должна была согласовывать с волей его императорского величества. Отсюда проистекала общая апатичность многих церковных иерархов. Важные духовные вопросы оставались нерешенными в череде бесконечных бюрократических согласований, обсуждений и рассуждений самого общего характера. Схожая ситуация сложилась и вокруг канонизации святых: любой подобный процесс затягивался на долгие годы. Достаточно привести цифры: за двести лет было прославлено пять подвижников веры: Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, Феодосий Тотемский. Неужели до такой степени оскудела святость за эти столетия? Нет. Церковь как государственный институт должна была решать другие, «более важные», задачи.

Многочисленные паломники прибывают в Саров и отсюда идут пешком в Дивеево на поклонение мощам. 1903

Но Николай II неожиданно начинает уделять этому вопросу особенное внимание. Религиозный мыслитель П. К. Иванов писал по этому поводу: «Насколько род Романовых забыл о святых, настолько последний в роде, обречённый Николай II жаждал мучительнейше встречи с истинными святыми». Именно последнему императору предстояла такая встреча с Серафимом Саровским.

Первые шаги

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника был поднят в 1883 году. Тогда начальник московских женских гимназий Викторов в письме обер-прокурору Константину Победоносцеву предложил «ознаменовать начало царствования императора (Александра III. — Т. С.)… открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». Ответа, однако, не последовало. Позднее были отвергнуты и другие частные предложения.

В 1894 году по инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители, было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором были отражены документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни подвижника. Синод отреагировал двояко: в канонизации отказать, но сбор сведений продолжать. Только начавшийся процесс прославления, таким образом, завис, и неизвестно, как долго еще продолжалось бы молчание Синода, если бы не «хитрость» архимандрита Серафима (Чичагова) — будущего Санкт-Петербургского митрополита и священномученика (расстрелян в 1937 г. ).

Труды «великого пролаза и плута»

Архимандрит Серафим (Чичагов)

Архимандрит Серафим был человеком энергичным. Получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, он собрал целый комплекс различных сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского, которые систематизировал в хронологическом порядке. В результате этого исследования была опубликована книга — «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую архимандрит, в обход Синода, передал Николаю II после личной аудиенции у государя. Сведения об этом мы находим в дневниковых записях генерала Александра Киреева, который указывает, что обер-прокурор Победоносцев назвал после этого архимандрита Серафима «великим пролазом и плутом». Вопрос о канонизации сдвинулся с мерт­вой точки.

Весной 1902 года обер-прокурор был приглашен императором на семейный завтрак, за которым Николай II предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского. Победоносцев возразил, что такая поспешность кажется ему неуместной, когда речь идет о прославлении человека. Императрица отрезала: «государь все может». Предложение стало приказом.

Почему царская семья проявила такую непреклонную волю? На то были личные причины. Саровского подвижника уже давно почитали в семье Романовых. Благодаря молитвам Серафиму Саровскому, как считалось, получила исцеление 7-летняя дочь Александра II. Императрица Александра Федоровна верила, что именно его молитвами будет рожден наконец в семье мальчик — будущий наследник престола. Но, помимо личного почитания преподобного, Николай II искал в канонизации Серафима решение глубоких внутриполитичес­ких проблем. Государь, по мнению многих историков, на протяжении первой половины своего царствования пытался сблизиться с народом. «Дворянская Россия с 1861 г. безостановочно разлагается, — пишет Г. П. Федотов, русский историк и философ, — самодержавие не в силах оторваться от дворянской почвы и гибнет вместе с ней. Замороженная на 20 лет Победоносцевым Россия явно гниет под снегом». Именно широкое народное почитание Серафима Саровского в глазах самого императора давало возможность найти точку соприкосновения между простым народом, интеллигенцией и дворянством.

Паломники, пришедшие к монастырю в надежде исцелиться. 1903

Так или иначе, Победоносцев подчинился, и «Церковные ведомости» в июле 1902 года сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. В том же месяце императрица отправила в Саровскую пустынь дары: лампаду и церковные облачения. Казалось, прославление Серафима Саровского — свершившийся факт, но появилось новое препятствие.

«Нашли только кости…»

11 января 1903 года в Саров выехала комиссия под председательском митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Тело преподобного предалось тлению, кости, совершенно сохранившиеся, расположены правильно… Волосы главы и бороды седовато-рыжеватого цвета также сохранились». Результаты комиссии были поданы в Святейший Синод. «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости», — сказал кто-то из членов Синода. Всех охватило смятение — если тело истлело, значит, Серафим не святой…

Император Николай II и Александра Федоровна в Дивееве. Чуть позади императора — архимандрит Серафим (Чичагов). 1903

Дело в том, что за Синодальный период в народном сознании и среди духовенства укоренилось мнение: о святости почившего свидетельствуют не только жизнь и чудеса человека, но и нетленность его мощей. Для того чтобы опровергнуть это необязательное условие канонизации, потребовалось целое богословское расследование, результаты которого были опубликованы в заявлении митрополита Антония (Вадковского): «Нетление мощей вовсе не считается признаком для прославления святых угодников; нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся чрез их посредство». Сомнения рассеялись.

После этого Синод признал удовлетворительными результаты освидетельствования мощей и подготовил доклад императору, в котором выразил свое согласие на канонизацию Серафима Саровского. Ознакомившись с докладом, Николай II поставил следующую резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

«Среди лета запоют Пасху»

В связи с организацией предстоящего торжества за короткий срок с начала 1903 года была проделана колоссальная работа: в Саров запустили специальные «богомольческие» поезда, построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания.
К 30 июля в город прибыло около 300 тысяч паломников и более 500 священнослужителей. Вечером того же дня прибыл сам государь. Князь Владимир Волконский, который также приехал в Саров, вспоминал: «Было именно единение. Не кажущееся, а искреннее, полное; у всего собравшегося народа, у каждого человека, из какого бы слоя он ни был… эта умиленность, эта ласковость царила над всем Саровом и над всеми под его сень пришедшими». То же впечатление встречаем и в дневнике Николая II: «Подъем духа громадный и от торжественности события, и от поразительного настроения народа».

В Дивеево в 1903 году прибыло около 300 тысяч паломников и более 500 священнослужителей

1 августа, в 6 часов вечера, торжество достигло своей кульминации. «После пения “Хвалите имя Господне”, — воспоминает митрополит Вениамин Федченков, — все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобному: “Ублажаем, ублажаем Тя, Преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов”». Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного как человек, который угодил Богу своим монашеским подвигом.

Место, где молился преподобный Серафим Саровский. 1903

***

«Среди лета запоют Пасху», — сказал однажды саровский подвижник, чье теплое, как весна, пасхальное приветствие «Христос воскресе, радость моя», которым преподобный каждый день встречал всех приходящих к нему, стало символом его жизни. И после его кончины торжество, которое присутствующие сравнивали с пасхальным, повторилось летом… в августе 1903 года.

В продолжение темы:

6 причин «затяжной» канонизации Серафима

Как сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского

Читайте также:

Преподобный Серафим — носитель цивилизации
Век Серафима: житие и время
Преподобный Серафим Саровский: Афоризмы
Преподобный Серафим Саровский: 

История в картинках

Карта памятных мест преподобного Серафима Саровского
Письма о Серафиме Саровском

Читайте также другие публикации о преподобном Серафиме Саровском.

Теги: Серафим Саровский Серафим Саровский: канонизация и обретение мощей Серафим Саровский: канонизация и обретение мощей

Царственных мучеников Романовых | Акт о канонизации преподобного Серафима Саровского

Акт Святейшего Синода от 29 января 1903 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Семьдесят лет тому назад, 2 января 1833 года, в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим, который своей возвышенной, истинно христианской, подвижнической жизнью стяжал любовь к себе и веру в действенная сила его святых молитв от современников еще при жизни его, а после его блаженной кончины память о нем, подтверждаемая все более частыми знамениями милосердия Божия, явленного через веру в молитвенном предстательстве его пред Богом за тех, кто обращения к нему, широко распространяется среди русского православного народа и почитается им с глубоким почтением.

Вся его жизнь состоит из высоконазидательных примеров истинно христианского подвижничества, горячей веры в Бога и самоотверженной любви к ближнему. Еще юношей он покинул отчий дом в городе Курске и, никому не ведомый, поступил в Саровский монастырь. Там он начал свою жизнь с первых степеней послушания и смиренно прошел их, снискав от всех любовь к себе и уважение своей кротостью и смирением. Через восемь лет он прошел предварительное испытание своей готовности вступить на путь монашеской жизни и 18 августа 1786 года принял монашеский постриг и новое имя Серафим. Через два месяца он был рукоположен в сан иеродиакона.

Укрепленный смирением, отец Серафим восходил от славы к славе в духовной жизни. Будучи иеродиаконом, он все дни свои, с утра до вечера, проводил в монастыре, совершая службы, соблюдая монашеский устав и неся послушания, а вечером удалялся в отшельническую келью, где ночевал в молитве. Рано утром он снова появлялся в монастыре для исполнения своих обязанностей. 2 сентября 1793 года он был рукоположен в сан иеромонаха и с исключительным усердием и большой любовью продолжал подвизаться в духовной жизни. Но молитв, постов, послушаний, бедности, подвигов монашеской жизни, которая для других тяжела сама по себе, уже не хватало ему. В нем жила жажда еще более напряженной борьбы. Он покинул монашескую общину и удалился, чтобы предпринять эти подвиги, в одинокую отшельническую келью в густых сосновых лесах. Пятнадцать лет провел он там в совершенном уединении, строго постясь и постоянно упражняясь в молитве, чтении Слова Божия и телесных трудах. Подражая древним столпным святым, черпая силу и утешение в помощи благодати, он провел тысячу дней и ночей, стоя на камне, воздев руки к небу, повторяя молитву: «Боже, будь милостив ко мне, грешному !” Покончив с отшельнической жизнью, он опять ушел в Саровский монастырь и там, как во гробе, заключил себя в затвор на пятнадцать лет, из которых первые пять наложил на себя обет безмолвия. Исполненный всецело сияния Святого Духа через постоянное возвышение ума и сердца в молитве к Богу, он неоднократно удостоился видений из загробного мира.

Возмужав в духовной жизни, он, уже будучи старейшиной, всецело посвятил себя деятельному служению другим. Богатые и бедные, знатные и низкие ежедневно тысячами приходили к его келье и, падая ниц перед сгорбленным старцем, обнажали тайны своей совести, доверяли ему свои печали и нужды, и с искренней любовью и благодарностью ловил каждое его слово. Он приветствовал всех с любовью и радостью, обращаясь к ним: «Батюшка! Матушка! Моя радость!» Он всех благословлял, наставлял и назидал, многих выслушивал исповеди, исцелял больных, многим позволял приложиться к висевшему у него на шее бронзовому распятию (подарок матери) или к святой иконе, стоявшей на столе в его клетка. Некоторым он давал в благословение антидор, или святую воду, или кусочки подсушенного хлеба; на других он начертил крест маслом от своей подвесной лампы; некоторых он обнимал и целовал, приветствуя их словами: «Христос воскресе!»

Духовная радость проникала старца до такой степени, что никогда не видели его грустным или унылым, и это радостное состояние своего духа он стремился передать и другим. Из христианских добродетелей его более всего украшали кротость и невинность, крайнее смирение и нестяжательство.

Совершив свое земное странствование, чистый душой, смиренный и исполненный любви, старец мирно, безмятежно почил в Господе, преклонив колени перед иконой Божией Матери «Умиление», склонив голову, сложив руки на его груди. После его блаженной кончины о Господе память о его возвышенной подвижнической жизни не только не угасла, но постепенно росла и утверждалась во всех сословиях православного народа России. В глубине души православный народ чтит блаженного старца как истинного любимца Божия и верит, что в своем предстательстве перед Господом, даже после ухода из мира сего, он не оставляет всех прибегающих к нему. И Господь Бог, во святых Своих дивный и славный, благоволил явить многие чудесные знамения и исцеления предстательством отца Серафима.

Полностью разделяя веру народа в святость приснопамятного старца Серафима, Священный Синод неоднократно признавал необходимость издать необходимые постановления для прославления праведного старца. В 1895 году Преосвященнейший епископ Тамбовский представил в Святейший Синод отчет особой комиссии по исследованию чудесных знамений и исцелений, совершавшихся по молитвам отца Серафима для тех, кто с верой просил его помощи. Это расследование, начатое комиссией 3 февраля 189 г.2, заключено в августе 1894 года и проводилось в двадцати девяти епархиях Европейской России и Сибири. Комиссией исследовано 94 случая милостивой помощи, полученной по молитвам старца Серафима, большинство из которых полностью подтверждено необходимыми показаниями свидетелей. Однако это число случаев благодатной помощи, полученной по молитвам старца, далеко не соответствует их действительному числу: В архивах Саровского монастыря, по свидетельству упомянутой выше комиссии, сохранились сотни писем от лиц, сообщающих о полученных ими благодеяниях при обращении к старцу Серафиму с молитвой. Так как эти заявления не только не расследовались, но и нигде не регистрировались, Священный Синод просил Преосвященнейшего епископа Тамбовского поручить игумену Саровской пустыни собрать и записать отчеты о наиболее замечательных случаях благодатной помощи молитвами. старца (те, которые до сих пор не были записаны), и вести тщательный учет новых чудесных знамений, совершаемых по молитвам отца Серафима в будущем. После сего, Преосвященнейший епископ Тамбовский, дважды, в начале и в конце 189 года7, представил Священному Синоду сборники копий письменных заявлений разных лиц о чудесных знамениях и исцелениях, совершавшихся по молитвам отца Серафима. Священный Синод, не находя тогда еще своевременным, по поводу упомянутых прошений Преосвященнейшего епископа Тамбовского, вступить в окончательные прения о прославлении Саровского подвижника, вновь заявил, что игумен Саровской пустыни должен продолжать записать как можно больше новых чудесных знамений, сколько можно совершить по молитвам старца.

В прошедшем 1902 году, в день рождения старца Серафима, 19 июля, Его Императорскому Величеству угодно было отметить и молитвенные подвиги усопшего, и всеобщее усердие народа к его памяти. , и выразить пожелание, чтобы дело, уже начатое Святейшим Синодом по прославлению высокочтимого старца, могло быть доведено до конца.

Рассмотрев обстоятельства этого важного дела очень подробно и со всей возможной тщательностью, Священный Синод установил, что множество случаев благодатной помощи, полученной по молитвам старца Серафима, исследованных в надлежащим образом, не допускают никаких сомнений в их действительности и по своей природе относятся к событиям, являющим чудотворную силу Божию, изливающуюся чрез посредничество и помощь отца Серафима на тех, кто с вера и молитва прибегают в своих душевных и телесных немощах к его благодатному заступничеству.

Также, желая, чтобы ценнейшие останки приснопамятного старца Серафима были предметом благоговейного почитания всех, прибегающих к его молитвенному заступничеству, Синод поручил Преосвященному Митрополиту Московскому провести экспертизу из этого. 11 января с. осмотр гроба и самих останков отца Серафима, о чем составили особый акт, который все подписали. Поэтому Священный Синод, вполне уверенный в правдивости и подлинности чудес, сотворенных по молитвам старца Серафима, восхваляющий Господа Бога, дивного во святых Своих и всегда изливающего Свои благодеяния на Русское царство, которое тверд в своем исконно православии, и Который ныне, во дни блаженного царствования благочестивейшего Государя, Император Николай Александрович, как и прежде, изволил явить через прославление благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному русскому народу, представила Его Императорскому Величеству свой почтительный отчет, в котором изложила свое решение следующим образом:

1) Признать в лике святых, прославленных благодатию Божией, преподобнейшего старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, и его ценнейшие останки как святые мощи, и поместить в особая святыня, уготованная усердием Его Императорского Величества, для принятия почитания и чести прибегающих к нему с молитвой;

2) Сочинить преподобному отцу Серафиму особую службу, а до сочинения таковой, но после дня прославления его памяти, употребить общую службу монашеского для празднования его памяти как в день его преставления (2 января) и в день обретения его святых мощей; и

3) Объявить об этом Священному Синоду всему народу.

К настоящему отчету были представлены на усмотрение государя подлинный отчет об осмотре драгоценнейших останков отца Серафима и краткий отчет о случаях его чудесной помощи тем, кто прибегал к его помощи. На смиренный доклад Святейшего Синода об этом Государь Император 26 января сего года изволил собственноручно написать: «Прочел [сие] с чувством истинной радости и глубокого умиления. Услышав сии милостивые слова, Священный Синод постановлением от 29 января1903 г., постановил повелеть Преосвященнейшему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию вместе с Их Преосвященствами Тамбовским и Нижегородским совершить 19 июля сего года торжественное обретение мощей преподобного преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец.

Священный Синод возвещает сие благочестивым чадам Православной Церкви, чтобы они воздали славу и благодарение Господу, Которого это благоволило, и чтобы они получили это откровение нового помощника и чудотворца как новое благословение Неба на царствование Августейшего Государя нашего, предпринявшего неутомимые труды на благо православного народа России и царственною любовью и заботою обнимающего всех своих верных подданных всякого звания и положения.

Источник: Русская Православная Церковь Заграницей

19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года давно любимый и почитаемый народом батюшка Серафим Саровский официально причислен к лику святых и его обнаружены почетные реликвии. Торжества, прошедшие в Сарове и Дивеево, стали особой страницей в истории России, а Саров и Дивеево навсегда займут почетное место в духовной географии России.

Более 100 000 паломников прибыли со всей страны для участия в Крестном ходе. Приехал также царь Николай II и царская семья, глубоко почитавшие святого и очень верившие в его заступничество перед Богом. У раки собралась вся Россия, и канонизация любимого святого стала поистине всенародным праздником. Официальные документы и газетная корреспонденция того времени до сих пор рассказывают об этом событии, а свидетельства очевидцев передают необычайную атмосферу духовного подъема. Также до нас дошла фотохроника событий, которая позволяет нам участвовать хотя бы косвенно. Представляем нашим читателям эти редкие фотографии, сделанные более ста лет назад.

Источник: Православие

Серафим Саровский | Николай II

ФОТО: Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и Великая Княгиня Елизавета Федоровна присутствовали при канонизации Серафима Саровского (1754-1833) 1 августа (ст. ст. 19 июля) 1903

1 августа Православные христиане отмечают канонизацию Серафима Саровского (1754-1833), одного из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви.

Во время своего правления благочестивый император Николай II санкционировал канонизацию большего числа святых, чем любой предыдущий государь. Среди прославленных в его царствование были: святитель Феодосий Черниговский (прославлен в 1896 г.), святитель Исидор Юрьевский (1897 г.), святитель Евфросиния Полоцкая (1909 г.), святитель Анна Кашинская (1910 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911), святитель Ермоген Московский (1913), святитель Питирим Тамбовский (1914), святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1916) и святитель Павел Тобольский (1917).

В конце января (ст. ст.) 1903 Святейший Синод, получив одобрение императора Николая II, объявил о предстоящем прославлении Серафима. В начале июля 1903 года его мощи были перенесены из места первоначального захоронения в церковь святых Зосимы и Савватия в Сарове.

Прекрасную мраморную раку устроили Николай II и Александра Федоровна — «роскошное произведение искусства в русском стиле Москвы», — сказал митрополит Вениамин (Федченков). Кроме того, для приема мощей августовская чета предоставила новый кипарисовый гроб. Ковер, покрывавший гробницу, был вышит собственноручно императрицей.

Торжественные празднования канонизации состоялись в Сарове 1 августа (ст. . Для участия в Крестном ходе в Саров прибыли более 100 000 верующих со всей Российской империи.

События в Сарове стали знаменательным событием в жизни Николая II. Именно во время этого визита император получил письмо, написанное святителем около 70 лет назад. Незадолго до своей кончины в 1833 году святитель написал это письмо, скрепил его пятью сургучными печатями и адресовал «четвёртому государю, который прибудет в Саров и доселе неизвестен».

ФОТО: настенная роспись с изображением императора Николая II и императрицы Александры Федоровны с блаженной Параскевой Юродивой , в храме Казанской иконы Божией Матери Дивеевского монастыря

Затем он передал ее Елене Мотовиловой, чьи муж теперь известен тем, что записал свой разговор со святой о стяжании Святого Духа. Она хранила это письмо семьдесят лет и передала его государю на прославлении.

Хотя Государь так и не раскрыл содержание письма, считается, что это было пророчество о кровопролитии, которое поглотит Россию менее чем через пятнадцать лет. По воспоминаниям очевидцев, прочитав письмо, император горько заплакал.

Серафим Саровский правильно предсказал неминуемую гибель Императора и его семьи. Он сказал, что после него в России больше не будет царей. Но он отметил, что Николай II будет возведен выше всех царей, видимо, предвосхищая канонизацию Императорской семьи[1]. Святитель также предсказал России грядущие испытания: разграбление монастырей и церковного имущества, трагическую гибель большого числа людей, смутные времена и возрождение после.

Кроме того, на обратном пути из Сарова Императорская Семья посетила Свято-Серафимовский Дивеевский женский монастырь, где с ними несколько часов беседовала блаженная Параскева-юродивая [2]; говорят, что она предсказала им их собственное мученичество, а также мученичество Святой Руси.

После большевистской революции в рамках преследования Русской Православной Церкви большевики конфисковали мощи многих святых, в том числе преподобного Серафима. Судьба письма остается неизвестной.

В 1991 году были вновь обнаружены мощи преподобного Серафима, пролежавшие семьдесят лет в советском антирелигиозном музее. Это произвело фурор в постсоветской России и во всем православном мире. Крестным ходом препроводили мощи к месту упокоения, у алтаря Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря. [3]

ФОТО: Икона Святой Царь-мученик Николай II с иконой преподобного Серафима Саровского

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] 1 ноября 1981 года Император Николай II и его семья были канонизированы как новомученики.