День обретения мощей и прославления преподобного Серафима, Саровского чудотворца


1 августа 1903 года состоялась канонизация прп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.


После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель — Н. А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.


Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.


Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 года, за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.


Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л. М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленников оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.


В 1895 году преосвященный владыка Тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года – в присутствии Царской семьи, при огромном стечении народа.


Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 1 августа 1903 года. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество – прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 29 июля 1903 года в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения – парастасы – о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.


В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиево-посадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная.


Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход – саровский – во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.


30 июля в обитель прибыл государь император с августейшей семьей и свитой.


Вечером следующего дня началось всенощное бдение, имевшее особенное значение, – это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли государь император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектении. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и всё духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме».


После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником земли Русской – преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.


На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.


Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение – то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало…»


Саровские торжества – незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народа. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим – преподобного Серафима Саровского.


С этого времени уже на протяжении столетия преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства.

1 августа 2020

Поделиться

О канонизации преподобного Серафима Саровского рассказывают фонды Президентской библиотеки

1 августа (19 июля по старому стилю) православные празднуют обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» – так встречал старец всех пришедших к нему, для каждого находил наставление, мудрый совет, а сам совершал немыслимые для мирян духовные подвиги, беспрестанно находился в молитве. Святым для православных христиан он стал ещё задолго до официальной канонизации в 1903 году.  

О том, как происходило его становление в духовной жизни и как относились к старцу современники, можно судить даже по тому, с какой любовью и трепетом о нём рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся». Она была составлена в начале 1860-х иеромонахом Авелем, когда после кончины «глубоко чтимого незабвенного старца» прошло всего чуть более тридцати лет. Здесь же опубликован портрет старца, по которому позднее начнут писать иконы святого.

В книге рассказывается, что «приснопамятный подвижник иеромонах Серафим» родился в Курске 1 августа (19 июля) 1759 года, при крещении получил имя Прохор и уже в детстве испытал на себе чудо.

Отец мальчика, купец Исидор Мошнин, занимался подрядами на строение церковных зданий. Когда Прохору было всего 3 года, отец умер, оставив неоконченным строение каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Продолжила дело мужа мать Прохора. Однажды во время строения этого храма она пошла на верх здания, взяв сына. Мальчик, которому тогда было семь лет, заигрался и по неосторожности упал с высоты строящейся колокольни на землю. Мать в страхе побежала вниз, думая найти его уже мертвым, но к удивлению и радости своей увидела, что он  стоит на земле совершенно невредим.

К 18 годам юноша решился отправиться в Киево-Печерскую лавру, где получил от старца Досифея благословение на иноческое служение в «Саровскую пустыню». Сначала он выполнял различные послушания, а в 1786 году был пострижен в монахи и получил имя Серафим. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположён в сан иеромонаха.

«По любви к совершенному безмолвию» мечтал он о полном удалении от мира и, получив от настоятеля благословение, в 1794 году ушёл жить в «пустынную келлию», находящуюся глубоко в лесу. Он практически ничего не ел, носил одну и ту же одежду и зимой, и летом, непрестанно молился и читал Святое писание, соблюдал строгое молчание. Здесь же он взял на себя ещё один подвиг – 1 000 дней столпничества – непрестанной молитвы, стоя на коленях на камне.

Известен такой случай. К старцу пришли три человека из соседних крестьян и потребовали денег, говоря, что к нему ходят люди и носят деньги. Но старец им отвечал, что ни от кого ничего не берёт. Тогда разбойники жестоко избили Серафима, осмотрели все в келье, но не ничего не нашли. Весь израненный, с большим трудом Серафим пришел в обитель. Нападавших вскоре нашли, но старец просил не наказывать их. Как рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь», огонь вскоре истребил жилища их, и они сами пришли с раскаянием в своём злодействе к отцу Серафиму и со слезами просили у него прощения и молитв. Старец после этого нападения остался инвалидом, но вернулся обратно в свою уединённую келью и жил там, пока не ослабел физически. Но и вернувшись в монастырь, продолжил он свои духовные подвиги, пять лет сохраняя молчание.

«После пятилетней безмолвной жизни отец Серафим начал принимать и посторонних, и уже не отказывал никому, кто только желал принять от него благословенье и воспользоваться его советами; а потому и число посетителей время от времени более умножалось; многие из дальних мест начали приходить к нему, приходящих он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого», – писал иеромонах Авель. Память Серафима была твёрдая, ум светлый, беседа его была столь действенна и утешительна, что всякий находил в ней душевную пользу для себя, она согревала сердце, снимала «завесу с внутренних очей».

По просьбе настоятельницы находящейся недалеко от Сарова Дивеевской лавры он стал духовником её обители. А позднее, как сам старец говорил, по повелению Пресвятой Богородицы, основал новую общину, где были построены для них два Рождественских храма и мельница. Смерть свою старец предсказал заранее, он говорил: «моя смерть откроется пожаром». И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, свечка упала и загорелась скамейка.

Его слова и слава добродетелей пронеслись повсюду, в Саровскую обитель потянулись паломники со всей страны, чтобы с благоговением поклониться пред гробом его. А дивеевские сестры, по-видимому, первыми начали молиться старцу, как святому, и задолго до официального прославления составили первый акафист ему. Молиться почившему старцу приезжала и императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая Второго. В молитвах супруги просили рождения наследника.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника начинал ставиться с конца 1880-х. Однако Синод с канонизацией не спешил, поручив продолжать собирать сведения. Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) – будущий Санкт-Петербургский митрополит и священномученик (расстрелян в 1937 году). Он, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя.

В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. Кроме личного почитания старца Серафима, Николай II искал в канонизации преподобного решение глубоких внутриполитических проблем.

В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованный номер журнала «Атеист» за 1930 год, который, как ни странно, может послужить источником для изучения истории канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года в Саров выехала комиссия под председательством митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. В журнале рассказывается, что комиссия обнаружила, что тело преподобного предалось тлению, а кости и волосы сохранились. Потребовалось целое богословское расследование, результатом которого стало постановление, что главное условие для канонизации – это не мощи, а чудеса, которые творятся чрез их посредство. Писем же о «чудесах» со всех концов России было получено огромное количество.

Для торжественного официального прославления Серафима в лике святых в Сарове построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля 1903 года в город прибыли тысячи паломников и священнослужителей, вечером прибыл сам император. 1 августа Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного.

А в январе 1904 года, накануне дня памяти, был впервые исполнен «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу». Считается, что первоначальный текст его составили ещё дивеевские сёстры, а к редактированию окончательного варианта имел отношение сам будущий священномученик Серафим (Чичагов). Первое издание этого акафиста оцифровано и тоже доступно на портале Президентской библиотеки.

Однажды у Серафима Саровского спросили: могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане? Могут, ответил старец, только одного им не хватает – решимости.

Царственных мучеников Романовых | Акт о канонизации преподобного Серафима Саровского

Акт Святейшего Синода от 29 января 1903 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Семьдесят лет тому назад, 2 января 1833 года, в Саровской пустыни мирно отошел ко Господу блаженный старец иеромонах Серафим, который своей возвышенной, истинно христианской, подвижнической жизнью стяжал любовь к себе и веру в действенная сила его святых молитв от современников еще при жизни его, а после его блаженной кончины память о нем, подтверждаемая все более частыми знамениями милосердия Божия, явленного через веру в молитвенном предстательстве его пред Богом за тех, кто обращения к нему, широко распространяется среди русского православного народа и почитается им с глубоким почтением.

Вся его жизнь состоит из высоконазидательных примеров истинно христианского подвижничества, горячей веры в Бога и самоотверженной любви к ближнему. Еще юношей он покинул отчий дом в городе Курске и, никому не ведомый, поступил в Саровский монастырь. Там он начал свою жизнь с первых степеней послушания и смиренно прошел их, завоевав от всех любовь к себе и уважение своей кротостью и смирением. Через восемь лет он прошел предварительное испытание своей готовности вступить на путь монашеской жизни и 18 августа 1786 года принял монашеский постриг и новое имя Серафим. Через два месяца он был рукоположен в сан иеродиакона.

Укрепленный смирением, отец Серафим восходил от славы к славе в духовной жизни. Будучи иеродиаконом, он все дни свои, с утра до вечера, проводил в монастыре, совершая службы, соблюдая монашеский устав и неся послушания, а вечером удалялся в отшельническую келью, где ночевал в молитве. Рано утром он снова появлялся в монастыре для исполнения своих обязанностей. 2 сентября 1793 года он был рукоположен в сан иеромонаха и с исключительным усердием и большой любовью продолжал подвизаться в духовной жизни. Но молитв, постов, послушаний, бедности, подвигов монашеской жизни, которая для других тяжела сама по себе, уже не хватало ему. В нем жила жажда еще более напряженной борьбы. Он покинул монашескую общину и удалился, чтобы предпринять эти подвиги, в одинокую отшельническую келью в густых сосновых лесах. Пятнадцать лет провел он там в совершенном уединении, строго постясь и постоянно упражняясь в молитве, чтении Слова Божия и телесных трудах. Подражая древним столпным святым, черпая силу и утешение в помощи благодати, он провел тысячу дней и ночей, стоя на камне, воздев руки к небу, повторяя молитву: «Боже, будь милостив ко мне, грешному !” Покончив с отшельнической жизнью, он снова ушел в Саровский монастырь и там, как во гробе, заключил себя в затвор на пятнадцать лет, из которых первые пять наложил на себя обет безмолвия. Исполненный всецело сиянием Святого Духа через постоянное возвышение ума и сердца в молитве к Богу, он неоднократно удостоился видений из загробного мира.

Возмужав в духовной жизни, он, уже будучи старейшиной, всецело посвятил себя деятельному служению другим. Богатые и бедные, знатные и низкие ежедневно тысячами приходили к его келье и, падая ниц перед сгорбленным старцем, обнажали тайны своей совести, доверяли ему свои печали и нужды, и с искренней любовью и благодарностью ловил каждое его слово. Он приветствовал всех с любовью и радостью, обращаясь к ним: «Батюшка! Матушка! Моя радость!» Он всех благословлял, наставлял и назидал, многих выслушивал исповеди, исцелял больных, многим позволял приложиться к висевшему у него на шее бронзовому распятию (подарок матери) или к святой иконе, стоявшей на столе в его клетка. Некоторым он давал в благословение антидор, или святую воду, или кусочки подсушенного хлеба; на других он начертил крест маслом от своей подвесной лампы; некоторых он обнимал и целовал, приветствуя их словами: «Христос воскресе!»

Духовная радость проникала старца до такой степени, что никогда не видели его грустным или унылым, и это радостное состояние своего духа он стремился передать и другим. Из христианских добродетелей его более всего украшали кротость и невинность, крайнее смирение и нестяжательство.

Совершив свое земное странствование, чистый душой, смиренный и исполненный любви, старец мирно, безмятежно почил в Господе, преклонив колени перед иконой Божией Матери «Умиление», склонив голову, сложив руки на его груди. После его блаженной кончины о Господе память о его возвышенной подвижнической жизни не только не угасла, но постепенно росла и утверждалась во всех сословиях православного народа России. В глубине души православный народ чтит блаженного старца как истинного любимца Божия и верит, что в своем предстательстве перед Господом, даже после ухода из мира сего, он не оставляет всех прибегающих к нему. И Господь Бог, во святых Своих дивный и славный, благоволил явить многие чудесные знамения и исцеления предстательством отца Серафима.

Полностью разделяя веру народа в святость приснопамятного старца Серафима, Священный Синод неоднократно признавал необходимость издать необходимые постановления для прославления праведного старца. В 1895 году Преосвященнейший епископ Тамбовский представил в Святейший Синод отчет особой комиссии по исследованию чудесных знамений и исцелений, совершаемых по молитвам отца Серафима для тех, кто с верой просил его помощи. Это расследование, начатое комиссией 3 февраля 189 г.2, заключено в августе 1894 года и проводилось в двадцати девяти епархиях Европейской России и Сибири. Комиссией исследовано 94 случая милостивой помощи, полученной по молитвам старца Серафима, большинство из которых полностью подтверждено необходимыми показаниями свидетелей. Однако это число случаев благодатной помощи, полученной по молитвам старца, далеко не соответствует их действительному количеству: В архивах Саровского монастыря, по свидетельству упомянутой комиссии, сохранились сотни писем от разных лиц, сообщающих о полученных ими благодеяниях при обращении к старцу Серафиму с молитвой. Так как эти заявления не только не расследовались, но и нигде не регистрировались, Священный Синод просил Преосвященнейшего епископа Тамбовского поручить игумену Саровской пустыни собрать и записать отчеты о наиболее замечательных случаях благодатной помощи молитвами. старца (те, которые до сих пор не были записаны), и вести тщательный учет новых чудесных знамений, совершаемых по молитвам отца Серафима в будущем. После сего, Преосвященнейший епископ Тамбовский, дважды, в начале и в конце 189 года7, представил в Священный Синод сборники копий письменных заявлений разных лиц о чудесных знамениях и исцелениях, совершавшихся по молитвам отца Серафима. Священный Синод, не находя тогда еще своевременным, по поводу упомянутых прошений Преосвященнейшего епископа Тамбовского, вступить в окончательные прения о прославлении подвижника Саровского, вновь заявил, что игумен Саровской пустыни должен продолжать записать как можно больше новых чудесных знамений, сколько можно будет совершить по молитвам старца.

В минувшем году, 1902, 19 июля, в день рождения старца Серафима, Его Императорское Величество изволил отметить и молитвенные подвиги усопшего, и всеобщее усердие народа к его памяти , и выразить пожелание, чтобы дело, уже начатое Святейшим Синодом по прославлению высокочтимого старца, могло быть доведено до конца.

Рассмотрев очень подробно и со всей возможной тщательностью обстоятельства этого важного дела, Священный Синод установил, что множество случаев благодатной помощи, полученной по молитвам старца Серафима, исследованных в надлежащим образом, не допускают никаких сомнений в их действительности и по своей природе относятся к событиям, являющим чудотворную силу Божию, изливающуюся чрез посредничество и помощь отца Серафима на тех, кто с вера и молитва прибегают в своих душевных и телесных немощах к его благодатному заступничеству.

Также, желая, чтобы ценнейшие останки приснопамятного старца Серафима были предметом благоговейного почитания всех, прибегающих к его молитвенному заступничеству, Синод поручил Преосвященному Митрополиту Московскому провести экспертизу из этого. 11 января с. осмотр гроба и самих останков отца Серафима, о чем составили особый акт, который все подписали. Поэтому Священный Синод, вполне уверенный в правдивости и подлинности чудес, сотворенных по молитвам старца Серафима, восхваляющий Господа Бога, дивного во святых Своих и всегда изливающего Свои благодеяния на Русское царство, которое тверд в своем исконно православии, и Который ныне, во дни блаженного царствования благочестивейшего Государя, Император Николай Александрович, как и прежде, изволил явить через прославление благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному русскому народу, представила Его Императорскому Величеству свой почтительный отчет, в котором изложила свое решение следующим образом:

1) Признать в лике святых, прославленных благодатию Божией, преподобнейшего старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, и его бесценнейшие останки как святые мощи, и поместить их в особая святыня, уготованная усердием Его Императорского Величества, для принятия почитания и чести прибегающих к нему с молитвой;

2) Сочинить преподобному отцу Серафиму особую службу, а до сочинения таковой, но после дня прославления его памяти, употребить общую службу монашеского для празднования его памяти как в день его преставления (2 января) и в день обретения его святых мощей; и

3) Объявить об этом Священному Синоду всему народу.

К настоящему отчету были представлены на усмотрение Государя подлинный отчет об осмотре драгоценнейших останков отца Серафима и краткий отчет о случаях его чудесной помощи тем, кто прибегал к его помощи. На смиренный доклад Святейшего Синода об этом Государь Император 26 января сего года изволил собственноручно написать: «Прочел [сие] с чувством истинной радости и глубокого умиления. Услышав сии милостивые слова, Священный Синод постановлением от 29 января1903 г., постановил повелеть Преосвященнейшему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию вместе с Их Преосвященствами Тамбовским и Нижегородским совершить 19 июля сего года торжественное обретение мощей преподобного преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец.

Священный Синод возвещает сие благочестивым чадам Православной Церкви, чтобы они воздали славу и благодарение Господу, благоволением Которого это было, и чтобы они приняли это откровение о новом помощнике и чудотворце, как новое благословение. с Неба на царствование Августейшего Государя нашего, предпринявшего неустанные труды на благо православного народа России и царственною любовью и заботою объемлющей всех своих верных подданных всякого звания и положения.

Источник: Русская Православная Церковь Заграницей

Предсказал ли преподобный Серафим Саровский смерть и мученичество последнего российского царя?

ФОТО: Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и Великая Княгиня Елизавета Федоровна присутствовали на канонизации Серафима Саровского (1754-1833) 1 августа (19 июля по ст. ст.) 1903

1 августа русские православные христиане празднуют канонизацию Серафима Саровского (1754-1833), одного из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви.

За время своего правления благочестивый император Николай II санкционировал канонизацию большего числа святых, чем любой предыдущий государь. Среди прославленных в его царствование были: святитель Феодосий Черниговский (прославлен в 1896 г. ), святитель Исидор Юрьевский (1897 г.), святитель Евфросиния Полоцкая (1909 г.), святитель Анна Кашинская (1910 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911), святитель Ермоген Московский (1913), святитель Питирим Тамбовский (1914), святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1916) и святитель Павел Тобольский (1917).

В конце января (ст. ст.) 1903 Святейший Синод, получив одобрение императора Николая II, объявил о предстоящем прославлении Серафима. В начале июля 1903 года его мощи были перенесены из места первоначального захоронения в церковь святых Зосимы и Савватия в Сарове.

Прекрасную мраморную раку устроили Николай II и Александра Федоровна — «роскошное произведение искусства в русском стиле Москвы», — сказал митрополит Вениамин (Федченков). Кроме того, августовская чета предоставила для приема мощей новый кипарисовый гроб. Ковер, покрывавший гробницу, был вышит собственноручно императрицей.

Торжественные канонические торжества состоялись в Сарове 1 августа (ст. . Для участия в Крестном ходе в Саров прибыли более 100 000 верующих со всей Российской империи.

События в Сарове стали знаменательным событием в жизни Николая II. Именно во время этого визита император получил письмо, написанное святителем около 70 лет назад. Незадолго до своей кончины в 1833 году святитель написал это письмо, скрепил его пятью сургучными печатями и адресовал «четвёртому государю, который прибудет в Саров и доселе неизвестен».

ФОТО: настенная роспись с изображением императора Николая II и императрицы Александры Федоровны с блаженной Параскевой Юродивой , в храме Казанской иконы Божией Матери Дивеевского монастыря

Потом подарил Елене Мотовиловой, чьей муж теперь известен тем, что записал свой разговор со святой о стяжании Святого Духа. Она хранила это письмо семьдесят лет и передала его государю на прославлении.

Хотя Государь так и не раскрыл содержание письма, считается, что это было пророчество о кровопролитии, которое поглотит Россию менее чем через пятнадцать лет. По воспоминаниям очевидцев, прочитав письмо, император горько заплакал.

Серафим Саровский правильно предсказал неминуемую гибель Императора и его семьи. Он сказал, что после него в России больше не будет царей. Но он отметил, что Николай II будет возведен выше всех царей, видимо, предвосхищая канонизацию Императорской семьи[1]. Святитель также предсказал России грядущие испытания: разграбление монастырей и церковного имущества, трагическую гибель большого числа людей, смутные времена и возрождение после.

Кроме того, на обратном пути из Сарова Императорская Семья посетила Свято-Серафимовский Дивеевский женский монастырь, где с ними несколько часов беседовала блаженная Параскева-юродивая [2]; говорят, что она предсказала им их собственное мученичество, а также мученичество Святой Руси.

После большевистской революции в рамках преследования Русской Православной Церкви большевики конфисковали мощи многих святых, в том числе преподобного Серафима. Судьба письма остается неизвестной.

В 1991 году были вновь обнаружены мощи преподобного Серафима, пролежавшие семьдесят лет в советском антирелигиозном музее. Это произвело фурор в постсоветской России и во всем православном мире. Крестным ходом препроводили мощи к месту упокоения, у алтаря Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря. [3]

ФОТО: Икона Святой Царь-мученик Николай II с иконой преподобного Серафима Саровского

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] 1 ноября 1981 года Император Николай II и его семья были канонизированы как новомученики. Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), однако только 20 августа 2000 года они были канонизированы как страстотерпцы Московским Патриархатом Русской Православной Церкви.

[2] Прасковья Семеновна Дыбина родилась в 179 г.5. Знаменитая монахиня-исповедница скончалась 5 октября (22 сентября по ст. ст.) 1915 года в возрасте 120 лет.

31 июля 2004 года блаженная Параскева была причислена к лику местных святых Нижегородской епархии, в том же году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ее общецерковное почитание.