http://www.kitaichina.com/

    «Учение о вскармливании жизни»

    А. О. МИЛЯНЮК, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, кандидат исторических наук, президент Московской федерации ушу

    

    Яншэн как принцип духовного единения

    За свою долгую историю Китай неоднократно переживал тяжелые времена, нашествия, восстания, эпидемии и другие потрясения. Многие из окружавших Китай могущественных цивилизаций уже исчезли с лица земли, а Китай до сих пор сохраняет свою самобытность и культурные традиции, здесь спокойно уживаются такие различные учения, как даосизм, конфуцианство и буддизм. На наш взгляд, одна из причин такого идейного синкретизма – возникшее на заре китайской цивилизации «учение о вскармливании жизни» – яншэнсюэ (养生学).

    Это учение и связанные с ним практики позволяют полнее представить характерные особенности мировоззренческих основ китайской цивилизации. Традиционную медицину, цигун, ушу, геомантию, астрологию, алхимию, сексуальную практику и практику винопития вернее рассматривать в контексте общей концепции, объединяющей природу и общество в целом, включая все сферы творческо-гармонизирующей деятельности человека, где теория и практика управления государством, политика и экономика базировались на тех же принципах, что живопись и стихосложение.

    Общий понятийный аппарат определял структуру традиционных представлений о мире и Вселенной, в рамках которого яншэн было одним из важнейших звеньев. Ключевые понятия нередко трактовались по-разному, однако набор их оставался довольно устойчивым. Отчасти это обуславливалось тем обстоятельством, что независимо от «школы» сохранялось глубокое преклонение перед «золотым веком» древних совершенномудрых. Языком этих категорий была впоследствии записана и доктрина буддизма, превратившаяся в китайское учение. Все это способствовало синкретизму китайской культуры. Носители учения яншэн практиковали его вне зависимости от местности, общественного статуса, профессиональной или доктринальной принадлежности. В китайской истории нет ни одной заметной фигуры, которая не внесла бы в развитие этого учения свой вклад.

    Будучи неотъемлемой частью древнейших мироустроительных концепций, учение яншэн сформировалось в законченном виде только к эпохе Воюющих царств (Чуньцю-Чжаньго, VIII–III вв. до н. э.). Свидетельство тому – специфическая терминология трактатов по медицине, диетологии, фармакологии, геомантии, сексуальной практике, рисунки оздоровительных упражнений цигун и т. д. Предположения о более ранних корнях яншэн дают раскопки иньской культуры. В числе археологических находок были медицинские инструменты и прототипы традиционных игл, что указывало на существование меридиональной теории строения человека и представлений о таинственной жизненной энергии «ци» (气). Среди первых пиктограмм помимо энергии «ци» зафиксированы понятия формообразующей эссенции «цзин» (精) и духа «шэнь» (神), то есть тех первоначал, на основании которых и строится яншэн.

    Даже управлению Поднебесной, как говорится в трактате «Люй-ши чуньцю» («Весны и Осени господина Люя»), мудрецы обучали правителей посредством искусства регуляции энергетических каналов, сравнивая строение тела человека с системой государства. Мышление древних китайцев во многом строилось на принципе аналогии, свойственном симпатической магии. Отсюда подход к самым разным сферам жизнедеятельности осуществлялся при помощи одной и той же космологической схемы.

    Два направления яншэн

    Помимо оздоровительных систем, объединенных ныне под словом «цигун» (气功практика с «ци»), в чжоускую эпоху появляются и первые стили воинского искусства, в которых активно используется «культивация энергии ци». С мастерством в различных областях яншэн связывают имена основателей первых философских направлений (Лао-цзы, Конфуция и др.), а также мифических императоров и святых древности.

    Особую роль в учении о яншэн занимали представления о мироустроительных функциях императора-«сердца» (носителя благой силы жизни и судьбы «Дэ» [德] Поднебесной) и участии в этом процессе чиновничьего аппарата как системы жизненных «органов» государства-«тела». С появлением первых централизованных империй происходит объединение культур разноплеменных царств. Наблюдается унификация их верований и устоев, прекращается плюрализм философских школ эпохи Чжаньго, а учение яншэн обретает еще большую системность. В нем выделяются два направления: «прагматическое» и «мистическое».

    К первому можно отнести знаменитых врачей и философов-практиков, таких как «китайский Гиппократ» Чжан Чжунцзин, Бянь Цяо, Хуа То, Тао Хунцзин, Дун Чжуншу, Лю Ань, Цао Цао и др. Распространяются диетологические практики «отказа от пищи» (бигу 辟谷) и методы лечения руками на расстоянии (фаци 发气).

    С другой стороны, у тронов великих владык, не желавших расставаться с жизнью, всегда собирались разного рода маги и колдуны, обещавшие «бессмертие». Появились направления «внешней» и «внутренней» алхимии. Однако после гибели некоторых сановных особ от сильнодействующих снадобий, «внешняя» алхимия все больше превращалась в средство «самосовершенствования» и «культивации энергии ци» и активно заимствовала все достижения «прагматиков».

    Буддийский спектр яншэн

    В первые века нашей эры в Китай начинает проникать буддизм. Традиция приписывает родоначальнику чань-буддизма Боддхидхарме привнесение в китайское искусство яншэн некоторых специфических видов статической медитации, технические приемы индийской йоги и боевых искусств. Вместе с тем уже в первых буддийских трактатах по «вскармливанию» («Методы регуляции ци», «Наставления о требованиях к поглощению ци», «Суждение о методах лечения при помощи ци» Тань Луаня) имеют место все те же фундаментальные понятия «цзин», «ци», «шэнь». А многие известные буддисты (в том числе Хуэй Сы – основатель школы Тяньтай) и вовсе занимались чисто даосской алхимией.

    Яншэн в сопредельных странах

    Период расцвета китайской культуры (Суй, Тан, Пять династий – VI-X вв.) связан с ее интенсивным проникновением в сопредельные страны – Японию, Корею, Вьетнам и др. Китайская традиционная культура была одним из средств политического влияния. Медицина, ушу, цигун, каллиграфия и другие области яншэн стали наиболее эффективным способом «мирного вторжения» за пределы страны. По мере дальнейшего укрепления государственных институтов искусство яншэн наряду с традиционной медициной вошло в каркас официальной науки. Специальные группы высокопоставленных чиновников и ученой элиты занимались исследованиями в этой области. Под руководством таких корифеев, как Чао Юаньфан, Сунь Сымяо, Люй Дунбинь и других составлялись гигантские энциклопедические труды, в которых обобщался весь предшествующий опыт. Ярким примером характерного процесса синтеза буддийских и даосских идей стало творчество поэта, художника и философа Ван Вэя, практиковавшего самые различные методы культивации жизненной энергии. Мастерами «вскармливания» были великие поэты Ли Бо и Ду Фу, которые и стихосложение рассматривали в качестве мощнейшего средства «культивации ци». Еще более выдающимся мастером считался знаменитый поэт и государственный муж Китая Бо Цзюйи.

    Заключительные эпохи модификации яншэн

    Период династий Сун и Юань (X-XIV вв.) характеризуется новой вехой в систематизации, распространении и популяризации знаний о яншэн, что было вызвано развитием книгопечатания и доступностью образованному читателю редких рукописей. Несмотря на разграничение доктринальных позиций конфуцианства, даосизма и буддизма в результате политической борьбы, специализацию нерасчлененной прежде натурфилософской мудрости, неуклонно нарастал и процесс синтеза «трех учений» в единую культурную традицию. Одним из интегрирующих блоков этого стало общее для всех древнее учение яншэн. Наиболее яркими личностями в этот период можно назвать даосов Чжан Бодуаня и Чжан Саньфэна, полководца Юэ Фэя, конфуцианцев Су Дунпо, Оуян Сю, Ван Аньши, Чжу Си. Буддийское направление продолжали Чжэн Дэсюй и Чжоу Дуньи, которых также можно отнести к конфуцианцам.

    В период династий Мин и Цин (XIV-XX вв.) началось проникновение в Китай элементов западной культуры и науки. Миссионерское христианство не оказало сильного воздействия на мировоззрение китайцев, но устои традиционных представлений несколько пошатнулись. Промышленное производство продемонстрировало (особенно в конце династии Цин) превосходство Запада в техническом плане. Однако это не сильно затронуло область знаний яншэн, в чем Запад не имел достойной альтернативы. Стране с многотысячелетней духовной традицией западная медицина могла предложить лишь «механическое» лечение недугов в обмен на экологическую мудрость ее святых-совершенномудрых. Интерес к яншэн неуклонно возрастал. Именно в это время было написано больше всего работ энциклопедического характера. Появились стили ушу «внутреннего» направления, такие, как тайцзицюань, синъи и багуачжан, которые помимо чисто боевой имеют и ярко выраженную оздоровительную направленность.

    И в наше время, несмотря на небывалый рост науки, «учение о вскармливании жизни» не теряет своей актуальности. Китайский подход к миру с точки зрения гармонии и пользы для жизни породил целый ряд «бумов» на Западе. Повсюду происходит массовое увлечение геомантией-фэншуй, цигуном, ушу и т. д. При этом древние знания синтезируются с последними достижениями современной науки. Учение яншэн, восходящее к древнейшим культовым представлениям первобытного общества, приобрело универсальный концептуально-законченный вид, вросло в плоть и кровь традиции во всем ее многообразии.

Древнейшая китайская религия и философия – даосизм

  1. Главная
  2. Китай
  3. Религия
  4. Даосизм

Древнее учение о «дао»

Даосизм считается одной из древнейших исконно китайских религий. Предположительно он был основан в начале VI века до н.э. древнекитайским философом Лао-Цзы.

О Лао-Цзы ходят самые невероятные легенды. Считается, что он обладал магическим даром, с его рождением связано множество невероятных слухов, самым распространённым из которых является то, что он родился от луча света. Исторические документы свидетельствуют о том, что Лао-Цзы родился в Лояне в семье зажиточных горожан. Почти всю жизнь он прослужил архивариусом, а умер в 517 году до н.э.

Даосизм – это религия, в основе которой лежит учение о «дао» — пути достижения гармонии. Дао – это начало всего и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь».

В основе мужского начала «ян» лежат все добродетельные качества, к женскому началу «инь», напротив, относятся все пассивные, «темные» качества, однако без одного не будет и другого, что приведёт к хаосу. Даосизм предлагает путь, пройдя по которому можно достичь гармонии между «инь» и «ян».

Священной книгой даосизма, если так можно назвать этот философский трактат, является «Дао дэ цзин», авторство которой приписывают Лао Цзы. В книги описывается устройство мира, где главной движущей силой является «дао». С помощью Дао можно достичь бессмертия (долголетия), которое очень ценится у китайцев.

В основе всего пути «дао» лежит энергия «ци». Это своеобразный космический цикл, который включает в себя энергию «ци» человека и энергию «ци» всего живого вокруг. Очень часто даосы называют энергию «ци» – «жизненной силой», которая сопоставима с кровью в организме человека. Без нее не выживет ни один живой организм во вселенной.

С помощью энергии «ци» можно наладить связь между телом, разумом и окружающей средой человека, что является главной целью всех последователей этого философского учения. Самый распространенный способ – это специальная дыхательная гимнастика «тай-цзыцзюань», с помощью которой человек может соединить свою энергию «ци» с природной энергией «ци».

Техника «тай-цзицзюань» стала основой всех китайский восточных единоборств, так как с её помощью можно обеспечить концентрацию энергии «ци», для того чтобы уметь противостоять противнику с помощью сил неба и земли.

Следует отметить, что в даосизме разработано несколько взаимосвязанных систем по управлению энергией «ци», которые призваны обеспечить достижение гармонии. Фактически дыхательная техника «тай-цзыцзюань» является частью древнего китайского искусства саморегуляции организма – «цигун». «Цигун» очень часто применяется в боевых искусствах и медицине, так как способствует расслаблению и духовному и физическому пробуждению. Он включает в себя медитативную практику, дыхательную гимнастику, различные боевые практики и философские теории. Именно благодаря практике и великолепному владению техникой «цигун» в течение долгих лет постоянных тренировок китайские монахи поражают весь мир своими способностями долго обходиться без еды и воды и, даже, без воздуха. Если считать энергию «ци» основой всего сущего, а гармонию «инь» и «ян» – основной целью для каждого последователя даосизма, то «цигун» – это своеобразный механизм достижения этой гармонии.

В Средние века даосизм разделился на два направления: философское и религиозное. Последнее обросло новыми богами, такими как, например, Юйди – верховный владыка, которому подчинены небо и земля или Цзао-ван – бог домашнего очага. Философское направление получило развитие в медицине, боевых искусствах, литературе, живописи и многом другом.

Сегодня даосизм распространён по всему Китаю. Он тесно переплетается с другими религиями Китая, такими как буддизм и конфуцианство. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы и монастыри, где можно увидеть сочетание принципов всех трех китайских религий в настенных надписях и фресках. Особенно это проявляется в настенных росписях пещерного комплекса Могао и развалинах древних храмов Гаочана, где наряду с буддийскими божествами присутствуют и даосские.

Религия

  • Буддизм
  • Конфуцианство
  • Даосизм

Энергия ци: что это такое + как ее сбалансировать, от эксперта ТКМ

Что такое ци?

Простое определение ци — это жизненная сила или энергия. Ци — это не вещество, а сила, подобная электрическому току, который зажигает лампочку.

Иероглиф чи ( 氣) означает «энергия» или «сущность». Он изображает воздух с горшком риса внутри и представляет трансформирующую силу. Думайте об этом как о семени, которое может бездействовать в течение многих лет, но все же иметь жизненная сила внутри него, ожидающая пробуждения грязью, водой и солнечным светом.0005

Ци лучше всего понимается в связи с инь и ян. Принципы теории инь и ян основаны на динамическом равновесии посредством движения энергии ци. Ци невидима, ее можно увидеть только по влиянию, которое она оказывает на живые существа и материальные формы.

Магниты являются примером ци в соответствии с инь и ян: одна сторона — север; противоположная сторона южная. Они толкают и тянут, но при вращении вместе они являются генератором электричества.

В традиционной китайской медицине (ТКМ) считается, что все жизненно важные функции в организме также регулируются изменениями и движениями различных типов ци, включая юань-чи (первичная ци), цзун-ци (грудь или легкие), Инь-ци (питательная) и Вэй-ци (защитная ци).

Считается, что Ци проходит через энергетические пути в теле, известные как меридианы. Когда тело выходит из равновесия, практикующие ТКМ смотрят, какие симптомы возникают и какой паттерн ци проявляет себя.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

История чи.

Иероглиф чи изображен на костях Оракула — китайской письменности, датируемой вторым тысячелетием до нашей эры, что указывает на то, что понятие ци уже было знакомо в то время.

Хотя концепция ци возникла в Китае, она признана во всей Азии и связана с духовными наблюдениями, такими как буддизм, даосизм и индуизм, а также с другими практиками просветления.

Почти невозможно точно определить, «когда» концепция чи была полностью интегрирована в систему верований, так как нет никаких записей о том, что она или существовала.

Почему важна энергия ци?

Проще говоря: без потока ци не было бы жизни. Вот что делает этот принцип таким важным:

  • Для нашего здоровья: Считается, что ци должна иметь возможность свободно течь, чтобы обеспечить здоровье и хорошее самочувствие. В «Классике внутренней медицины Желтого императора» 1 (237 г. до н.э.) говорится: «Там, где есть свободный поток, нет боли. Там, где есть боль, нет свободного потока». Содействие свободному течению ци и крови является руководящим принципом китайской медицины.
  • Для нашего окружения: Искусство и наука фэн-шуй направлены на достижение свободного потока ци в окружающей среде. Окружающая среда может либо питать, либо истощать вашу жизненную силу, в зависимости от ее чи.
  • Для природы: Ци находится в природе, и можно использовать ци с помощью медитативных упражнений, таких как цигун. Быть в равновесии с природой, спать по ночам и просыпаться утром, жить в ритме времен года и есть то, что доступно на месте, — все это способы использовать ци.
Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Жизнь в соответствии с этими принципами известна как Дао или Путь Жизни. Вот что значит жить в балансе инь и ян.

Признаки того, что ваша Ци вышла из равновесия.

Согласно китайской медицине, мы рождаемся с определенным количеством сущности, называемой цзин (пренатальная ци), и этого количества должно хватить на всю жизнь. Такие действия, как переутомление, стресс и «злоупотребление» телом, сожгут эту сущность и сократят продолжительность жизни.

Когда мы испытываем стресс, наша нервная система переходит в режим борьбы или бегства, подключаясь к надпочечникам. Если тело быстро не возвращается в состояние покоя и пищеварения, поток ци нарушается. Это может привести к застою ци, в результате чего все тело становится опухшим и жестким. Вот несколько признаков того, что ваша ци вышла из равновесия: 9.0005

  • Вы поздно ложитесь спать и плохо спите ночью (инь и ян перепутаны местами).
  • Вы слишком много работаете и не даете организму достаточно времени для восстановления.
  • Вы балуетесь едой с низким содержанием питательных веществ и алкоголем.
  • У вас эмоциональная раздражительность и гнев.
  • Вы чувствуете выгорание.
  • У вас низкий уровень энергии и усталость.
  • Вы легко набираете вес.
  • У вас нерегулярный менструальный цикл.
  • У вас ломота в теле.
Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Как сбалансировать энергию Ци.

В первой главе The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine, император рассказывает своему врачу о старых временах, когда люди жили за 100 лет. Как? Они практиковали дыхание, растяжку и массаж, которые способствовали потоку ци. Они ели сбалансированную пищу в определенное время и старались не нагружать свой разум и тело.

В китайской медицине есть восемь направлений, которые помогают укреплять здоровье, сохранять жизнь и способствуют свободному течению энергии ци. Вот области, на которых следует сосредоточить ваше внимание:

  1. Акупунктура: Акупунктура — одна из древних практик, которая может стимулировать легкий поток ци.
  2. Травяная медицина: Травяная медицина обеспечивает целостный способ поддержания баланса ума и тела.
  3. Массаж: Подобно движению, массаж и другие формы работы с телом открывают меридианы, позволяя Ци и крови течь свободно.
  4. Еда: Сезонные продукты, как правило, содержат больше всего питательных веществ ци, поэтому по возможности выбирайте их.
  5. Упражнение: Тай-чи и цигун соединяют нас с энергией ци, делая нас здоровыми и сильными.
  6. Медитация: Медитация и осознанные дыхательные упражнения укрепляют связь между разумом и телом. Они позволяют нам вдыхать больше воздуха (ци), чтобы он впитывался в наши тела и приносил жизненную силу всем клеткам и органам.
  7. Астрология/гадание: Это позволяет нам очистить ум от тревог и сожалений. Помните: вы не можете изменить прошлое, и попытки изменить это только помешают потоку энергии двигаться вперед.
  8. Фэн-шуй: Создание домашней и рабочей обстановки, поддерживающей поток энергии, способствует творчеству. Это важная тема, так как многие люди продолжают работать из дома. Без надлежащего физического и энергетического пространства ци выходит из равновесия и может вызвать еще больший стресс и застой.
Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Люди, ведущие жизнь в соответствии с принципами инь, ян и ци , обладают внутренним спокойствием и сосредоточенностью. В китайской медицине мы называем это хорошим шэнь, сердечной ци. У этих людей есть жизненная сила и жизненная сила, которая проявляется в их глазах.

Они собраны, спокойны и способны полностью сосредоточиться на поставленной задаче. От них словно исходит положительная энергия. У них сильные энергетические поля, и они могут быстро оправиться от стрессовых ситуаций и людей.

Вынос.

Когда ваша ци сбалансирована, ваш разум, тело и дух находятся в гармонии. Приятно быть собой, и твое тело чувствует себя хорошо. У вас есть глубокая связь с самим собой, с другими и с миром в целом. Балансировка вашей ци — это не пункт назначения. Это руководящий принцип долгой и здоровой жизни.

Что такое Чи? — Экхарт Йога

Статьи

Практика

Эстер Экхарт рассказывает об энергии ци и 3 способах связи с ней в теле

Эстер Экхарт

Ци — это ваша жизненная сила, энергия, которая течет через вас и через все вокруг. Это то, что дает вам жизнь.

Концепция ци (также пишется как Ци) уходит своими корнями в традиционную китайскую медицину (ТКМ) и боевые искусства. Но представление об энергии жизненной силы и ее роли в нашем здоровье можно найти во многих культурах. Например, в йоге и аюрведе мы описываем эту жизненную силу как прану.

Энергия ци движется по телу подобно дыханию и крови и питается здоровой диетой, достаточным количеством сна и двигательными практиками, однако ее качества выходят за рамки физических или осязаемых.

Ци можно описать как чистейшую энергию, возникающую из сознания, осознания, покоя – через вас в ваше тело и все проявления жизни.

Короче говоря, Чи можно описать как сущность вашего истинного «я».

Ци — это мост между физической формой и чистым осознанием

Энергия ци подобна мосту между вашей формой, вашим телом, вашими мыслями, эмоциями, ощущениями и бесформенным вашим сущностью, сознанием, осведомленность.

В некотором смысле, когда мы прослеживаем ци от формы к бесформенному, это путешествие на духовном пути.

Во-первых, это тело, мысли, эмоции, ощущения и т. д., которые можно описать как обретение формы ци.

Затем, как часть вашей духовной практики, вы научитесь перестать отождествлять себя с формой и начать больше чувствовать и отождествлять себя с внутренним телом, с ци, чистой жизненной энергией.

В конце концов, это вернет вас к вашей сущности, чистой осознанности, бесформенности.

Работа с ци как лечебная практика

Различные практики, включая цигун, тайцзи, йогу, пранаяму (дыхательные упражнения), акупунктуру и работу с точками мармы, способствуют свободному течению ци или праны. Они работают над усилением Ци и устранением любых блокировок.

Исцеление возможно только в состоянии покоя, когда ци свободно течет и успокаивается. Когда мы выполняем двигательные практики, такие как йога и цигун, которые стимулируют циркуляцию жизненной энергии или «ци» по телу, этот свободный поток энергии может в конечном итоге научиться останавливаться или собираться в нижней части живота, в нижнем даньтяне, который является местом и резерв вашей ци.

Это, в свою очередь, активирует парасимпатическую нервную систему — место, где происходит восстановление, исцеление и рост. Это важно для здоровья физического и психического тела.

Когда вы переведете свою ци из головы в нижний даньтянь, вы почувствуете себя намного спокойнее, меньше беспокойства и подавленности.

Выражение и проявление ци

Эта внутренняя энергия тела — это чистое осознание, она течет внутри вас и изливается в мир, это единственная жизнь, которая соединяет всех нас. Основа всех наших существ. Когда вы начинаете чувствовать свое внутреннее тело, это ощущение жизненности внутри, вы чувствуете ци. Ваша энергия начинает более свободно течь в вашем теле.

Ци также проявляется в том, что мы выпускаем в мир. Например, в нашем взаимодействии с другими, в присутствии партнеров и детей. Или через самовыражение через искусство, музыку, поэзию или преподавание.

Например, когда вы находитесь в режиме творчества, вы можете почувствовать, как эта жизненная энергия хочет творить, она создает картины или музыку.

3 способа соединиться с ци в своем теле

Вот три простых примера того, как научиться чувствовать ци внутри своего тела.

1. Встряхните или станцуйте

Встряхивайте руками, руками, верхней частью тела, ступнями, ногами, ягодицами и талией. Это выводит старую энергию из вашего тела, чтобы вы могли начать чувствовать внутреннее тело, эту внутреннюю живость. Попробуйте это в течение 10 минут или как часть моей перезагрузки с асаной, встряхиванием и классом йога-нидры .

2. Ощущение рук

Сядьте, как в медитации, с закрытыми глазами поднимите руки, просто позвольте им немного парить перед собой ладонями вверх. Теперь настройтесь на свои руки и спросите себя, откуда вы знаете, что у вас есть руки. Вы чувствуете их. Затем отпустите ярлык «руки» и просто почувствуйте ощущения, вы можете продолжать так проходить через разные части вашего тела.

3. Обратите внимание на «отскок» эффектов пранаямы

Техники пранаямы — это дыхательные упражнения, которые устраняют физические и эмоциональные препятствия в нашем теле, освобождая дыхание и, таким образом, поток праны — или ци. Выполните несколько циклов пранаямы, таких как Капалабхати или Бхастрика, и уделите дополнительное время после практики, чтобы обратить внимание на ощущения в теле.