Алиса Фрейндлих – биография, фото, личная жизнь, муж и дети, внуки, рост и вес 2022

Биография Алисы Фрейндлих



Алиса Фрейндлих – неповторимая советская и российская актриса, чей голос когда-то заставил поверить всех советских людей, что «каждая погода – благодать». Она – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Константина Станиславского, обладательница трех Государственных премий, двух «Золотых масок» и четырех «Ник».

На фото: Алиса Бруновна Фрейндлих



В 2019 году была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, отметила 35-летие творческой деятельности в БДТ ролью в постановке «Волнение» и свой 85-летний юбилей.

Детство в блокадном Ленинграде



Зимой 1934 года в семье актера Бруно Артуровича и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих из Ленинграда родилась девочка, которую назвали Алисой. Мама хотела назвать дочку Наташей, но папа, немец по происхождению, настоял на своем, мотивируя, что отчество не сочетается с именем «Наташа». Ксения убедила его только в том, что девочку нужно записать русской, а не немкой.

Родители Алисы Фрейндлих в молодости



Родители познакомились на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, куда псковитянка Ксения Федорова (девичья фамилия), участвовавшая в самодеятельных постановках, приехала учиться, но в итоге вышла замуж за Бруно, родила дочь и окончила лишь бухгалтерские курсы, всю последующую жизнь отдав работе в Центральной сберкассе Октябрьского района Ленинграда.

Алиса Фрейндлих в детстве (на фото: с мамой и тетей)



Бруно в то время уже был ведущим актером театра. Его предки, немецкие художники-стеклодувы, приехали в Россию по приглашению императора Петра Первого, чтобы обучать своему мастерству русских учеников. Отец Бруно не стал продолжать династию, занявшись обувным делом, но в 1917 году скоропостижно скончался. Его сын решил посвятить жизнь сцене.

Детское фото Алисы Фрейндлих



Алиса Бруновна вспоминала, как она, трехлетняя малышка, попала на премьеру спектакля в консерватории. Впечатление ее было настолько сильным, что она сама с собой стала играть «в театр», напевая запомнившиеся мелодии.

Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…



Когда Алиса готовилась к поступлению в первый класс, родители развелись. Она и мама остались жить с бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Шел 1941 год. Отец уехал с театральной труппой в Ташкент. Вовсю развернулись репрессии против немцев, живущих в России. Лишь спустя годы Алиса узнала, что папин брат и его жена были арестованы и расстреляны. Развод родителей, по сути, уберег их с мамой от подобной участи.

Шарлотта Фридриховна с внуками: Алисой и Эдуардом



Благодаря бабушке они смогли пережить ужас ленинградской блокады. Шарлотта Фридриховна установила неукоснительный режим питания, рачительно распоряжаясь немногими съестными запасами. Фрейндлих вспоминала позже, что лишь благодаря этой строгой дисциплине они сумели выжить. Каша, сваренная на столярном клее с добавлением горчицы из бабушкиных запасов, делалась вкуснее, а кипяток с содой был вместо газировки.

Во время блокады семья проживала на первом этаже, и соседи по подъезду иногда спускались к ним в квартиру, чтобы переждать воздушную тревогу. В один из налетов, словно по наитию, они все же спустились в бомбоубежище. Именно в этот раз авиабомбой разрушило их квартиру, после чего малышка и ее родные переехали в коммунальную комнату, окна которой выходили на Исаакиевскую площадь и школу №239, в которую Алиса ходила в первый класс, пока была возможность.

Школьное фото из архива Алисы Фрейндлих



Вернулась она в эту школу лишь в восемь лет, зимой 1943 года. Дети сидели в варежках и шубах, писали буквы и цифры на полях газет и старых бланков, поскольку тетрадей не было. На Алису, наполовину немку, смотрели косо. Психологическое напряжение усугублялось и физическим ослабленным состоянием, и постоянным ощущением холода. Чтобы спастись от него, женщины топили печку-буржуйку, используя вместо дров имевшуюся в квартире мебель. С горечью вспоминала Фрейндлих, как в топку печи бросались редкие книги, к примеру, прижизненное собрание сочинений Льва Толстого. Но выбора не было, сожженные фолианты продлевали жизнь.

О детстве, Ленинграде, близких людях и многом другом



Люди стали выезжать из блокадного Ленинграда, собралась в дорогу и Шарлотта Фридриховна. Алиса запомнила огромные котлы на вокзале, в которых от сильного мороза замерзали разваренные макароны для отъезжающих. Их нарезали буханками и раздавали, чтобы люди не умерли в пути с голода. Бабушка отрезала кусок от своей доли и передала Алисе с мамой, которые оставались в городе. Как они узнали позже, Шарлотта Фридриховна так и не доехала до места, скончавшись по дороге. Ей было всего 68. «Всего», – подчеркивала Фрейндлих, когда ей самой было уже значительно больше.

Всю войну Ксения Федоровна работала бухгалтером, а по ее окончании вместе с Алисой уехала к родственникам в Эстонию, где они прожили до 1948 года.

Послевоенная юность



По возвращении в Ленинград Алиса снова стала учиться в своей школе, поступив в шестой класс. И параллельно стала заниматься в драмкружке, которым руководила актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова. Курировал кружок ее муж Павел Карлович Вейсбрем.

Алиса Фрейндлих в юности



Фрейндлих вспоминала позже, что именно эти люди первыми не просто влюбили ее в театр, но возбудили настоящую страсть к нему и заставили относиться к ней серьезно:

У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. Но мой папа резонно заметил, что мне там ничего интересного не светит, поскольку я маленькая, а опера требует фактуру. Он же сказал, что если я пойду в театральный институт, то смогу все – играть, петь, танцевать.



К тому времени Бруно Артурович тоже вернулся в Ленинград с новой семьей. Жена ревновала его к прошлой жизни и категорически запрещала встречаться с дочерью. Они виделись время от времени тайно, и лишь спустя много лет Алиса познакомилась и подружилась со своей сводной сестрой Ириной.

Отец не стал помогать дочке с поступлением, несмотря на просьбы руководителя драмкружка, считавшего, что «девочка маленькая, худенькая, мелкая, могут и не заметить, и будет беда». Бруно отказался поручиться, мотивируя тем, что не видел Алисы на сцене. В итоге за нее попросил Павел Вейсбрем, передав в приемную комиссию записочку с просьбой обратить внимание на талантливую девочку.

Алиса Фрейндлих с отцом



На вступительных экзаменах Алиса спела русский романс «Не брани меня родная» и прочла отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Фрейндлих приняли в Ленинградский театральный институт имени Александра Островского, на курс Бориса Зона, которого Фрейндлих и по сей день вспоминает с огромной благодарностью. В числе его известных и знаменитых учеников были легендарный Павел Кадочников, очаровательная Зинаида Шарко, оригинальный Николай Трофимов.

Зачетная книжка


Начало творческой карьеры и два замужества



Еще студенткой Фрейндлих снялась в нескольких эпизодах двух драматических фильмов: «Бессмертная песня» (ее фамилию даже не указали в титрах) и «Таланты и поклонники» (в главных ролях были заняты Павел Кадочников и Тамара Алешина).

Кадр из фильма «Бессмертная песня». Одна из первых ролей Фрейндлих



Третьекурсницей Алиса влюбилась в однокурсника Владимира Карасева и стала его женой. Вместе они получили дипломы и по распределению попали в театр имени Веры Комиссаржевской. Ютясь в комнатке, предоставленной молодоженам семьей Фрейндлих, оба почувствовали, что еще не готовы к семейной жизни. К тому же работа в театре требовала полной самоотдачи, чувства постепенно сошли на нет, и пара рассталась.

Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев, ее первый муж



Не последнюю роль в разводе сыграла и встреча Алисы с режиссером Игорем Владимировым, приглашенным в театр для постановки спектакля «Время любить». Фрейндлих была покорена известным в театральных кругах ловеласом, в особенности его чувством юмора. Он был старше актрисы на 16 лет, мудрее и опытнее. Сразу рассмотрев ее талант, Владимиров настоял, чтобы Алиса перешла на службу в театр Ленсовета, где он был главным режиссером.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров



Вскоре, получив развод с Зинаидой Шарко, Игорь Петрович сделал предложение Фрейндлих, и они поженились.

Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает и актерскую душу, умножает зрительское восприятие.



Практически все свои постановки Владимиров создавал для новой примы и жены, грани таланта которой сверкали все ярче. Она – Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Таня из одноименной пьесы Алексея Арбузова, Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Гелена из «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. Взыскательный ленинградский зритель вскоре стал приходить в театр именно «на Фрейндлих».

Молодая Алиса Фрейндлих в спектакле «Пигмалион»



Одними из ее лучших ролей на подмостках театра стала Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» и Раневская из «Вишневого сада».

Фото со спектакля «Вишневый сад»


Роли в кино



Иная ситуация складывалась у Фрейндлих с кинокарьерой. Она уже была известной театральной актрисой, но интересных и масштабных ролей в кино ей не предлагали, она играла второстепенных персонажей в телевизионных фильмах. Запомнилась зрителю лишь ее баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки», музыкального телефильма с Андреем Мироновым в главной роли.

«Соломенная шляпка»: Алиса Фрейндлих и Андрей Миронов



Был у Алисы Бруновны шанс сняться в «Гусарской балладе», но Эльдар Рязанов не утвердил ее кандидатуру, назвав слишком женственной. Как позже выяснилось, операторам тоже было сложно снимать ее лицо «неправильной скульптуры».

Фотопробы для роли в «Гусарской балладе»




В кинокарьере Алисы Фрейндлих могли случиться и другие роли у Эльдара Рязанова. Написанная специально для нее роль Алевтины в «Зигзаге удачи», досталась в итоге Валентине Талызиной, поскольку Фрейндлих готовилась стать матерью. В 1968 году она родила дочку Варвару, а в 1971 году пережила личную трагедию – не стало ее мамы Ксении Федоровны, ушедшей из этого мира от внезапного инсульта. Был у актрисы шанс сыграть и Надю Шевелеву в «Иронии судьбы…», но с этой ролью тоже не сложилось.

Алиса Фрейндлих с дочкой Варей



Тем не менее, именно Эльдар Рязанов предложил Алисе Бруновне роль-метаморфозу, которая сделала ее знаменитой на весь Советский Союз. Ее Людмила Калугина из «Служебного романа» стала настолько популярной, что женщины всей страны делали себе прически «под Калугину» (после ее чудесного превращения), делились выкройками платьев, увиденных на ней в кино.

С Андреем Мягковым на съемках «Служебного романа»



А ведь изначально художник по костюмам долго ломал голову над тем, как должна выглядеть женщина-руководитель, махнувшая на себя рукой. Центнеры перерытых вещей вместе с режиссером явили миру чудовищный кримпленовый костюм и башмаки, стучащие каблуками так, что слышно было за версту.

Именно в этой картине страна услышала чистейшее сопрано Фрейндлих, которая спела о беспокойной душе и о том, что «надо благодарно принимать» не только любую погоду, но и все жизненные перипетии.

Алиса Фрейндлих в роли «Мымры»



По словам актрисы, изначальную походку Калугиной она подсмотрела в жизни, а к моменту свидания с главным героем, сыгранным Андреем Мягковым, готовилась, словно школьница к экзамену. Ее волшебное преображение в фильме было достигнуто благодаря актерскому таланту и французской компактной пудре Ланком, доставшейся Фрейндлих по случаю. Для камеры оператора этого было достаточно, чтобы в кадре глаза героини засияли, а лицо осветилось абсолютным счастьем. С этого момента для Алисы Фрейндлих открылась дверь и в большой кинематограф, где ей удалось сыграть не одну блестящую роль.

Преображение Людмилы Калугиной



Увиденная в одной из театральных постановок Андреем Тарковским, она получила ведущую роль в «Сталкере», где воплотила образ жены главного героя (Александр Кайдановский). Параллельно с этим Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимает ее в роли Анны Австрийской в мини-сериале «Д’Артаньян и три мушкетера».

Кадр из фильма «Сталкер»



С Алексеем Петренко она играет в драме «Агония» (Анна Вырубова), с Юозасом Будрайтисом – в «Опасном возрасте» (Лилия Родимцева). Зритель хорошо запомнил ее колоритную Хариту Игнатьевну Огудалову в «Жестоком романсе», где в главных ролях были задействованы маститый Никита Михалков и юная Лариса Гузеева. В этой роли актриса снялась уже народной артисткой СССР и в статусе разведенной женщины.

Алиса Фрейндлих и Лариса Гузеева («Жестокий романс»)


Развод, БДТ, третье замужество



По поводу развода с Игорем Владимировым и ухода Фрейндлих из театра Ленсовета в свое время ходило множество слухов. Причинами этих событий называлась и большая любовь режиссера к женскому полу и алкоголю, и статья в газете под названием «Театр одной актрисы», что якобы больно ударило по самолюбию Владимирова и после прочтения он подал на развод. Так или иначе, в 1981 году супруги расстались.

С Игорем Владимировым на театральной сцене



Сама Алиса Бруновна на вопросы журналистов об истинных причинах отвечала достаточно деликатно и уклончиво:

Наше расставание было горьким для Владимирова, горьким для театра. Я понимала это и поклялась, что буду доигрывать свои спектакли. Но Игорь Петрович этого не захотел, он считал, что ностальгия по прошлому успеху будет только портить всем настроение в театре, что надо двигаться дальше, а мое в нем присутствие – в каком-то смысле помеха… Вот я и оставила.



Проработав после развода еще пару лет в театре бывшего супруга, Фрейндлих перешла на службу в Ленинградский БДТ к Георгию Товстоногову. Незадолго до этого она увлеклась молодым актером Юрием Соловьем, который пришел в театр Ленсовета. После короткого романа Алиса Бруновна вышла замуж в третий раз, несмотря на то, что избранник был гораздо моложе ее. Их семейная жизнь продлилась более десяти лет, но большую часть из них Юрий ощущал себя «мужем знаменитости», устраивая по этому поводу скандалы.

Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей



В какой-то момент терпение актрисы лопнуло, в 1990 году она подала на развод. Тяжело переживая ситуацию, Соловей оставил актерскую профессию и полностью посвятил себя живописи, которой был увлечен с детства. На этом поприще он обрел долгожданное признание и даже был награжден Европейской Академией естественных наук медалью Леонардо да Винчи.

На фото: дочь Алисы Фрейндлих в фильме «Не покидай» (1989)



Фрейндлих оставила попытки устроить свое личное счастье, уверив себя в том, что мужчины не любят независимых женщин, и полностью отдалась работе. Когда она только перешла в театр БДТ, Товстоногов задействовал ее в трех постановках: «Киноповесть с одним антрактом» (Ирина), «Этот пылкий влюбленный» (Элейн Наваццо, Дженнет Фишер, Бобби Митчелл), «На дне» (Настя). А потом Георгия Александровича не стало. В театр пришел Темур Чхеидзе со своим видением и новыми решениями.

Алиса Фрейндлих в спектакле «На дне»



Фрейндлих считает его замечательным режиссером, но именно она ему за двадцать лет понадобилась всего трижды: в «Коварстве и любви», «Макбете» и «Дядюшкином сне». Причины такой малой занятости более чем объективные. В БДТ актриса пришла, когда ей было уже пятьдесят. Ушли многие роли, которые она могла бы сыграть, но не успела. Но Фрейндлих не осталась без внимания и как театральная актриса, и как актриса кино.

Фото со спектакля «Дядюшкин сон» в БДТ



Вечное душевное детство было шедеврально воплощено ею в постановке «Оскар и Розовая Дама» Владислава Пази. Неподражаемое соединение стихотворений поэтов Серебряного века и романсы Александра Вертинского и на их фоне – элегантное увядание влюбленной женщины и драме последней любви Варвары Васильевны в «Осенних скрипках» Романа Виктюка. Смелый творческий эксперимент в «Алисе» Андрея Могучего с подлинными историями из жизни и с упраздненной линией рампы между актрисой и зрителем.

Алиса Фрейндлих в гостях у Романа Виктюка


Творческие эксперименты и кинороли двухтысячных



В проекте Андрея Могучего «Хранить вечно» Алиса Бруновна становится Голосом правды, вещающим прямо в сердца ленинградцев о загородных дворцах и парках Санкт-Петербурга. Ее отчетливый и узнаваемый тембр, звучащий в наушниках, стал, по выражению Никиты Михалкова, «голосом ХХ века».

В девяностых Фрейндлих снимается в кино гораздо реже. Она снова – Анна Австрийская в «Мушкетерах двадцать лет спустя» и в «Тайнах королевы Анны». Она – известная писательница, на даче которой разворачиваются поистине лесковские страсти из «Леди Макбет Мценского уезда» в драме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера».

Алиса Фрейндлих в роли Анны Австрийской (1979 и 1993)



От проходящих и малодостойных ролей актриса отказывалась. Но с радостью согласилась сыграть главную роль в дебютной режиссерской картине Виталия Соломина «Охота». Ее партнерами на съемочной площадке стали Василий Ливанов, Александр Лазарев-старший, Дмитрий Назаров.

Алиса Фрейндлих в 90-е



Не большая поклонница сериалов, Фрейндлих тем не менее согласилась на роль Ольги Петровны Тумановой в «Женской логике», где изящно воплотила образ пенсионерки-сыщика с авантюрным характером. Ее игра настолько понравилась зрителю, что режиссеры сняли еще четыре части сериала. Неизменным партнером актрисы во всех проектах стал Станислав Говорухин.

«Женская логика»: Алиса Фрейндлих и Станислав Говорухин



С Евгением Мироновым в 2004 году Алиса Бруновна снялась в драме Константина Худякова «На верхней Масловке». Пронзительный образ женщины-скульптора, покорявшей столицы мира своим талантом, а на склоне лет оставшейся в одиночестве, щемяще-трепетно перекликается с образом театроведа и режиссера самодеятельного театра. Тандем Миронов-Фрейндлих сделали эту картину незабываемой для любителей психологических загадок и межличностных отношений. За роль Анны Борисовны актриса удостоилась премии «Ника».

Кадр из фильма «На верхней Масловке»



Во многом благодаря блестящему таланту Фрейндлих, сыгравшую маму знаменитого поэта, получила «Нику» и картина об Иосифе Бродском «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину».

На съемках фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»



Отдельной строкой в фильмографии актрисы стоит драма Олега Газе «Линия Марты». История о поиске девочки, письмо для которой оставил в годы блокады на обоях квартиры влюбленный в нее мальчик Юра, тесно переплетается с детством самой Алисы Фрейндлих. Ее Марья Михайловна, которую в детстве называли Мартой, лишь на склоне лет встретит свою детскую любовь, опаленную войной. Жизнь главных героев мини-сериала тоже не будет прежней после того, как они нашли Марту и Юру.

Кадр из фильма «Линия Марты»



Жесткую и требовательную преподавательницу Галину Белецкую сыграла актриса в очередном фильме Валерия Тодоровского «Большой», повествующего о судьбе провинциальной девочки, мечтающей стать великой балериной. Картина вышла на экраны в 2016 году, а еще через год Фрейндлих снялась в комедийной драме собственного внука «Карп отмороженный». Продюсерский дебют Никиты Владимирова поддержали именитые актеры Марина Неелова, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис.

«Карп отмороженный». Последняя на данный момент роль Фрейндлих в кино




Алиса Фрейндлих сейчас



Смыслом жизни Алисы Бруновны всегда были семья и работа. Сейчас ее семья – замечательная дочь Варвара и не менее замечательные внуки – Никита и Анна, дети известного в прошлом петербургского политика Сергея Тарасова (погиб в 2009 году в результате теракта и крушения «Невского экспресса»).

Свадьба внучки Алисы Фрейндлих, Анны Тарасовой



Внук носит фамилию знаменитого дедушки, Игоря Владимирова, а Анна – отцовскую. Выйдя замуж за актера Алексея Мышинского в 2017 году, она стала мамой летом 2019. У Фрейндлих появилась правнучка Сонечка. Говорят, что у Никиты тоже есть ребенок, хотя слухи ничем не подтверждены.

На крестинах правнучки Софьи



Владимиров-младший продолжает продюсерскую деятельность, так, в 2019 году на сцене театра БДТ состоялась премьера спектакля «Волнение» при его поддержке. Пьесу написал и поставил драматург Иван Вырыпаев. Главная роль была написана им специально для Алисы Фрейндлих «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь», как сказал сам автор. Действия происходят на Манхэттене в Нью-Йорке, героиня Фрейндлих – американская писательница польского происхождения.

С внуком Никитой Владимировым



Человек весьма закрытый, ее героиня неожиданно для себя согласилась дать интервью польскому журналисту. Интервью приобретает фантасмагорические очертания правды вкупе с писательским вымыслом, открывающим бесконечный лабиринт потока сознания и бессознательного… Как всегда, Алиса Бруновна с блеском воплотила задумку режиссера и образ писательницы. Спектакль стал одним из первых премьер юбилейного, столетнего, репертуара театра БДТ. Им же актриса отметила 35-летие своей творческой деятельности в БДТ имени Георгия Товстоногова.

Спектакль «Волнение»






Несмотря на болезни, которые иногда заставляют актрису проводить время в больницах, Алиса Бруновна и после 85-летнего юбилея, который состоялся в 2019 году, занята в спектаклях. Благодарные зрители и верные театралы как всегда идут «на Фрейндлих» в постановках «Дядюшкин сон», «Алиса», «Война и мир Толстого», «Лето одного года» и, конечно же, в «Волнении». А в 2022 году она после пятилетнего перерыва в кино вновь снялась в фильме своего внука – трагикомедии «Родители строгого режима» (подробней об этом читайте в этом материале).

Фрейндлих, как и раньше, много курит, а перед каждым выходом на сцену молится, прося прощения у ее родных, у дорогих ей людей: мамы, папы, Игоря Владимирова, если делает, по ее мнению, что-то не так. Актриса признается, что у нее «остается мало горючего, где-то на самом донышке», потому и просит у них помощи хоть немножко. Но это уже слишком личное.

Лучшие фильмы

  • 2017: «Карп отмороженный»
  • 2017: «Большой»
  • 2009: «Возвращение мушкетеров»
  • 2005: «На Верхней Масловке»
  • 1993: «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
  • 1992: «Мушкетеры двадцать лет спустя»
  • 1984: «Жестокий романс»
  • 1984: «Успех»
  • 1979: «Д`Артаньян и три мушкетера»
  • 1979: «Сталкер»
  • 1977: «Служебный роман»
  • 1974: «Соломенная шляпка»

Алиса Фрейндлих — биография, личная жизнь, фото, новости, фильмы, возраст, спектакли, актриса, в молодости 2022

Биография

Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной артисткой. Ведь кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.

Детство и юность

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Алиса Фрейндлих в молодости / кадр из фильма «Город зажигает огни»

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.

Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.

В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый, но, между тем и самый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.

В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.

Театр

После успешного окончания театрального института Алису пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы. Молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали любимицу публики Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала. Но Алиса Бруновна безмерно благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре она сыграла больше десяти ролей.

В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала настоящей примой. Руководитель уловил специфику ее актерского таланта. Игорь Владимиров при выборе репертуара ориентировался на индивидуальность Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и ее бывший муж Игорь Владимиров / кадр из фильма «Старомодная комедия»

В 80-е годы она стала выступать на подмостках Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Ленинграде. Зрители видели ее как в классических постановках Уильяма Шекспира и Антона Павловича Чехова, так и в сюжетах современных авторов.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и прочих.

В 2019 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», которая была написана специально для Алисы Фрейндлих. В интервью журналистам режиссер признался, что работал над произведением «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь». Знаменитость предстала в образе американской писательницы польского происхождения. Спектаклем звезда сцены отметила 35-летие работы в театре.

Алиса Бруновна и в 2020 году выходила на сцену БДТ имени Георгия Товстоногова в спектакле «Лето одного года». А вот играть в «Дядюшкином сне» посчитала уже неприличным в ее возрасте, но зрители шли на постановку и «на Фрейндлих» уже свыше 10 лет, так что актриса продолжила играть. Участвовала она и в других постановках Большого драматического театра.

Алиса Фрейндлих известна не только своими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов во все времена считалось признаком актерского мастерства, недаром это испытание проходят абитуриенты в актерских училищах, и через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает грани своего таланта. Особенно артистичный голос знаменитости запомнился поклонникам по аудиосказке «Щелкунчик».

В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи представительниц Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – кое-кто всерьез считает звезду автором этих строчек.

Творческие успехи знаменитости признаны и народом, и на официальном уровне. Алиса Бруновна получила 5 почетных орденов за вклад в искусство и два десятка престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.

Алиса Фрейндлих и Василий Лановой / кадр из фильма «Анна и Командор»

В 2021 году Алисе Бруновне вручили государственную премию — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тогда же стало известно, что артистка намеревается продолжить театральную карьеру.

Ожидание не было долгим — в мае Алиса Бруновна сыграла в спектакле «Волнение» на сцене БДТ имени Георгия Товстоногова. Исполнительница на вопросы о самочувствии (она перенесла коронавирусную инфекцию) лаконично ответила: «Сносно». А в интервью поделилась, что она очень переживала, как будет выступать после столь длительного перерыва. Впрочем, громкие аплодисменты публики развеяли ее волнение.

Фильмы

Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Артистка сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в телеспектакле «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождения зубного врача».

Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974-м. Актрису задействовали в целой серии достаточно популярных кинолент. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.

Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга звезды в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского прозаика – «Тайна Снежной королевы».

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков / кадр из фильма «Служебный роман»

Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с 4-й попытки – не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.

Музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся Михаил Козаков и Михаил Боярский.

Когда Андрей Тарковский приступил к экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел жену Ларису. По совету оператора картины пригласили на пробы Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова не подошла по возрасту. Алисе довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с постановщиком. В 2015 году Фрейндлих на фестивале «Зеркало», носящем имя Тарковского, вручили премию «За вклад в кинематограф».

Всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в кино, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.

Трудолюбивая звезда учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Она сама нашла подходящий костюм для своего образа, походку скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в «Служебном романе» Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале сюжета и цветущую красавицу после преображения.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркий образ секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Людмилы Прокофьевны стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили / @pro_zvezdu

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла еще одну выдающуюся роль – королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.

Эльдар Рязанов впоследствии писал в книге «Неподведенные итоги» о ее работе в киноленте:

«Не попасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям — такова Алиса Бруновна в жизни».

Затем Алиса Фрейндлих сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» – классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.

В 1981 году в жизни Фрейндлих произошли запоминающиеся события, которые повлияли на ее дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала еще 2 года.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить работу Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесший первую премию «Ника» за главную женскую роль.

После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась в 2004 году, ее пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером Алисы Бруновны по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны она получила вторую «Нику».

Критики тепло приняли персонажа Алисы Фрейндлих, отметив, что та по-новому раскрыла образ пожилой героини – сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.

Еще она сыграла в главной роли детективного мини-сериала «Женская логика». Поклонникам запомнилась любознательная Ольга Туманова – сотрудница издательства по профессии и сыщик по призванию. В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».

В 4-й части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.

В 2009 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать киноленту байопиком, а воспринимать как работу, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить эту роль, так как очень любит стихи Бродского.

Алиса Фрейндлих — «У природы нет плохой погоды» (из фильма «Служебный роман»)

Еще одним запоминающимся событием того года стал 75-летний юбилей Алисы Фрейндлих, встреченный на сцене Центрального дома актера.

В 2014 году Алиса Фрейндлих получила одну из главных ролей в мелодраме «Линия Марты». Картина рассказывала историю письма с извинениями, которое еще в блокадном Ленинграде маленький мальчик написал девочке. Уже в XX веке в Санкт-Петербурге главные герои пытаются доставить послание адресату.

В том же году знаменитость стала гостьей передачи «Вечерний Ургант», где поделилась со зрителями своими воспоминаниями о знаковых спектаклях и умением культурно чистить семечки. Любовь к этому продукту она выразила и 2 года спустя Юлии Меньшовой в телешоу «Наедине со всеми».

2015 и 2016 годы стали затишьем в творческой жизни артистки. Появились слухи, что Фрейндлих решила завершить актерскую карьеру, но эта информация оказалась ложной. В 2017-м в фильмографии Алисы Бруновны появился новый проект. Роль суровой, а порой и жестокой преподавательницы хореографического училища в драме Валерия Тодоровского «Большой» отмечена номинацией на «Золотого орла» в категории «Лучшая актриса».

Состояние здоровья

В конце декабря 2020-го стало известно о госпитализации артистки с 80%-м поражением легких. За две недели до этого ей диагностировали коронавирусную инфекцию, однако лечение проходило в домашних условиях. К сожалению, самочувствие Алисы Бруновны ухудшилось, и ее пришлось доставить в реанимацию. Только спустя месяц врачи отметили положительную динамику в состоянии здоровья пациентки. Выписалась Фрейндлих из больницы только в феврале 2021 года.

Личная жизнь

В личной жизни Алису Бруновну сопровождали творческие люди. В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Молодые люди встретились и на 3-м курсе решили пожениться. Пара жила в квартире семьи Фрейндлих. Студенческий брак продлился недолго, к концу учебы Алиса рассталась с Владимиром.

Вторым мужем молодой Фрейндлих стал Игорь Владимиров, руководитель Театра имени Ленсовета. Этот брак – результат служебного романа. Режиссер был старше избранницы на 16 лет. Как признавалась артистка, Игорь многое сделал для нее в профессиональной сфере. У пары родилась дочь — Варвара Владимирова. Из-за творческих разногласий и проблем семья распалась.

Алиса Фрейндлих и ее дочь Варвара Владимирова / @alice_freindlih_а

Третий супруг Фрейндлих – художник Юрий Соловей, с которым она прожила 12 лет. По словам Алисы Бруновны, Юрий не мог себя реализовать из-за недостатка знаний, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы.

Дочь Варвара решила пойти по стопам мамы и сегодня играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила 2 внуков – сына Никиту и дочь Анну. Отец детей, Сергей Тарасов, – сенатор. В 2009 году в семье произошла трагедия – Тарасов погиб. Причина смерти – теракт.

Внучка Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.

Внук Алисы Бруновны тоже мечтал о творческой профессии, сейчас уже выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ. Никита Владимиров снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались – картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова-младшего.

Когда появляется свободное время, Фрейндлих идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает делать это в сумерках, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».

Алиса Фрейндлих сейчас

Успешным совместным проектом Алисы Бруновны и ее внука Никиты стал фильм «Родители строгого режима». В картине, премьера которой состоялась весной 2022 года, она сыграла главную роль матери мэра города. Постаревшие родители, видя, что их сын живет не по совести, решили перевоспитать наследника, посадив того в доме буквально за решетку.

Никита Владимиров поделился с прессой информацией, что его бабушка долго не соглашалась на съемки, находя аргументы. Но долгие уговоры все же привели к успеху. В работе между родственниками не возникало конфликтов. Внук звезды понимал, насколько той было сложно довериться «новичку» в киноискусстве. Но начинающий режиссер не почувствовал недоверия со стороны Алисы Бруновны.

Осенью стало известно, что Фрейндлих попала в шорт-лист премии «Звезда театрала» вместе с Евгением Цыгановым, Максимом Авериным и Викторией Исаковой.

Фильмография

  • 1961 – «Полосатый рейс»
  • 1965 – «Похождения зубного врача»
  • 1974 – «Анна и командор»
  • 1977 – «Служебный роман»
  • 1978 – «Д*Артаньян и три мушкетера»
  • 1979 – «Сталкер»
  • 1981 – «Опасный возраст»
  • 1984 – «Жестокий романс»
  • 1986 – «Прости»
  • 1992 – «Мушкетеры двадцать лет спустя»
  • 1993 – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»
  • 1994 – «Подмосковные вечера»
  • 2002-2004 – «Женская логика»
  • 2008 – «Васильевский остров»
  • 2009 – «Возвращение мушкетеров»
  • 2014 – «Линия Марты»
  • 2017 – «Большой»
  • 2017 – «Карп отмороженный»
  • 2022 – «Родители строгого режима»

Интересные факты

  1. В копилке Алисы Фрейндлих десятки наград и присужденных почетных званий. Среди них есть не только дарованные государством лавры, но и такой неофициальный знак зрительского признания, как «Солнечная актриса».
  2. В интервью, которое звезда дала «Советской культуре» в 1987 году, призналась, что всегда мечтала о роли булгаковской Маргариты. Но уже в то время не вписывалась в образ из-за возраста. К тому же, по мнению самой Алисы Фрейндлих, «роман такой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьезных успехов мало кому удалось».
  3. Как и многие представительницы прекрасного пола, а особенно дамы творческих профессий, Фрейндлих любит цветы. Однако роскошным лилиям и розам она предпочитает скромные полевые цветы – васильки да ромашки.
  4. С юности Фрейндлих была сладкоежкой, конфеты предпочитала с ореховой начинкой. Один из почитаемых Алисой Бруновной (помимо семечек) несладких продуктов – грибы. Готовит их самостоятельно: солит, жарит, маринует, варит супы. Более того, артистка сама с удовольствием собирает дары леса.
  5. Знаменитость выступает за натуральную красоту и является противницей пластических операций, если на то нет серьезных медицинских показаний.

25 февраля 1885 года: Рождение принцессы Алисы Баттенбергской. Часть I.

Принцесса Алиса Баттенбергская (Victoria Alice Elizabeth Julia Marie; 25 февраля 1885 — 5 декабря 1969) — мать принца Греции и Дании Филиппа (Его Королевское Высочество герцог Эдинбургский) и свекровь. королевы Великобритании Елизаветы II.

Правнучка королевы Виктории, она родилась в Виндзорском замке и выросла в Соединенном Королевстве, Германской империи и Средиземноморье. Гессенская принцесса по происхождению, она была членом семьи Баттенбергов, морганатической ветви Дома Гессен-Дармштадт. Она была глухой от рождения.

Алиса родилась в Гобеленовой комнате Виндзорского замка в Беркшире в присутствии своей прабабушки, королевы Виктории. Она была старшим ребенком принца Людовика Баттенбергского и его жены принцессы Виктории Гессенской и Рейнской. Ее мать была старшей дочерью Людвига IV, великого герцога Гессенского и принцессы Великобритании Алисы, второй дочери королевы Виктории. Ее отец был старшим сыном принца Александра Гессенского и Рейнского в результате его морганатического брака с графиней Юлией Хауке, которая была назначена принцессой Баттенбергской в ​​1858 году Людвигом III, великим герцогом Гессенским и Рейнским. Ее трое младших братьев и сестер, Луиза, Джордж и Людовик позже стали королевой Швеции, маркизом Милфорд-Хейвен и графом Маунтбеттеном Бирмы соответственно.

Принц и принцесса Греции и Дании Эндрю

Принцесса Алиса познакомилась с принцем Греции и Дании Андреем (известным в семье как Андреа), четвертым сыном короля Греции Георга I и Ольги Константиновны из России, в то время как в Лондоне для Коронация короля Эдуарда VII в 1902 году. Они поженились на гражданской церемонии 6 октября 1903 года в Дармштадте. На следующий день состоялись две религиозные церемонии бракосочетания; один лютеран в евангелической замковой церкви и один греческий православный в русской часовне на Матильденхёэ. Она переняла стиль своего мужа, став «принцессой Эндрю».

Жених и невеста были тесно связаны с правящими домами Великобритании, Германии, России, Дании и Греции, и их свадьба была одним из великих собраний потомков королевы Виктории и Кристиана IX из Дании, проведенных перед Всемирной Первая война. У принца и княгини Эндрю было пятеро детей, у каждого из которых позже были собственные дети.

Принцесса Алиса с двумя старшими дочерьми, Маргаритой и Феодорой.

Глобальная война фактически положила конец политической власти европейских династий. Военно-морская карьера ее отца, принца Людовика Баттенбергского, потерпела крах в начале войны из-за антинемецких настроений в Великобритании. По просьбе короля Георга V он отказался от гессенского титула принца Баттенбергского и стиля Светлости 14 июля 19 года.17, и англизировал фамилию Маунтбэттен. На следующий день король сделал его маркизом Милфорд-Хейвен в пэрстве Соединенного Королевства. В следующем году две ее тети, российская императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, были убиты большевиками после русской революции. В конце войны Российская, Германская и Австро-Венгерская империи пали, а дядя принцессы Эндрю, Эрнст Людвиг, великий герцог Гессенский, был низложен

В 1930 лет, после тяжелого нервного срыва, принцессе Эндрю был поставлен диагноз параноидальная шизофрения, сначала Томасом Россом, психиатром, специализирующимся на контузии, а затем сэром Морисом Крейгом, который лечил будущего короля Георга VI до того, как он прошел курс логопедии. . Диагноз был подтвержден в санатории Эрнста Зиммеля в Тегеле, Берлин. Принцессу Эндрю насильно разлучили с семьей и поместили в санаторий Людвига Бинсвангера в Кройцлингене, Швейцария.

Во время долгого выздоровления принцессы Эндрю она и принц Эндрю разошлись, все ее дочери вышли замуж за немецких принцев в 1930 и 1931 годах (она не присутствовала ни на одной из свадеб), а ее сын принц Филипп уехал в Англию, чтобы остаться со своими дядями, лордом. Луи Маунтбеттен и Джордж Маунтбеттен, 2-й маркиз Милфорд-Хейвен, и его бабушка, вдовствующая маркиза Милфорд-Хейвен.

Во время Второй мировой войны принцесса Эндрю оказалась в затруднительном положении, поскольку ее зятья сражались на стороне Германии, а сын служил в британском Королевском флоте. Ее двоюродный брат, принц Виктор цу Эрбах-Шенберг , был послом Германии в Греции до оккупации Афин силами Оси 19 апреля.41. Она и ее невестка, принцесса Греции Николая, жили в Афинах на время войны, в то время как большая часть греческой королевской семьи оставалась в изгнании в Южной Африке. Она работала в Красном Кресте, помогала организовывать столовые для голодающих и летала в Швецию, чтобы привезти медикаменты под предлогом посещения своей сестры Луизы, вышедшей замуж за наследного принца. Она организовала два приюта для осиротевших и потерянных детей, а также сеть медсестер для бедных районов.

3 декабря 1944 года принц Эндрю умер в отеле «Метрополь» в Монте-Карло, Монако, от сердечной недостаточности и атеросклероза, когда война подходила к концу. Ему было 62 года.

Часть II Завтра.

Нравится:

Нравится Загрузка…

25 февраля 1885: Рождение принцессы Алисы Баттенбергской

Принцесса Алиса Баттенбергская (25 февраля 1885 – 5 декабря 1969) была матерью принца Филиппа , герцог Эдинбургский и свекровь королевы Елизаветы II.

Алиса родилась в Гобеленовой комнате Виндзорского замка в Беркшире в присутствии своей прабабушки, королевы Виктории. Она была старшим ребенком принца Людовика Баттенбергского и его жены, принцессы Виктории Гессенской и Рейнской.

Ее мать была старшей дочерью Людвига IV, великого герцога Гессенского и Рейнского, и принцессы Соединенного Королевства Алисы, второй дочери королевы Виктории. Ее отец был старшим сыном принца Александра Гессенского и Рейнского в результате его морганатического брака с графиней Юлией Хауке, которая была назначена принцессой Баттенбергской в ​​1858 году Людвигом III, великим герцогом Гессенским и Рейнским.

Трое младших братьев и сестер Алисы, Луиза, Джордж и Луи, позже стали королевой Швеции, маркизом Милфорд-Хейвен и графом Маунтбаттеном Бирманским соответственно.

Алиса была крещена Викторией Элис Элизабет Юлией Марией в Дармштадте 25 апреля 1885 года.

Она была глухой от рождения.

Принцесса Алиса встретила принца Андрея Греческого и Датского (известного в семье как Андреа), четвертого сына короля Греции Георга I и Ольги Константиновны Российской, в то время как в Лондоне на коронации короля Эдуарда VII в 1902.

Они поженились на гражданской церемонии 6 октября 1903 года в Дармштадте. На следующий день состоялись две религиозные церемонии бракосочетания; один лютеран в евангелической замковой церкви и один греческий православный в русской часовне на Матильденхёэ. Она переняла стиль своего мужа, став «принцессой Эндрю».

Жених и невеста были тесно связаны с правящими домами Соединенного Королевства, Германии, России, Дании и Греции, и их свадьба была одним из великих собраний потомков королевы Виктории и Кристиана IX из Дания держалась до Первой мировой войны.

У принца и принцессы Эндрю было пятеро детей, у каждого из которых позже были собственные дети.

Принцесса Маргарита 1905 – 1981.
Замужем за Готфридом, принцем Гогенлоэ-Лангенбургским.

Принцесса Феодора (1906 – 1969).
Замужем за Бертольдом, маркграфом Баденским.

Принцесса Сесилия 1911 – 1937.
Замужем за Георгом Донатусом, наследным великим герцогом Гессенским и Рейнским.

Принцесса Софи 1914-2001.
Женат 1. Принц Кристоф из Гесс-Касселя
Женат 2. Принц Георг Вильгельм из Ганновера

Принц Филип, Дюке из Эдинибурга 1921-20211.

Женат на Елизавете II, королеве Соединенного Королевства

После свадьбы принц Эндрю продолжил свою военную карьеру, а принцесса Эндрю занялась благотворительностью. В 1908 году она посетила Россию на свадьбе великой княгини Марии Российской и принца Швеции Вильгельма.

Находясь там, она разговаривала со своей тетей Великой княгиней Елизаветой Федоровной (урожденной Елизаветой Гессенской и Рейнской), которая разрабатывала планы основания религиозного ордена медсестер. Княгиня Эндрю присутствовала на закладке фундамента новой церкви ее тети. Позже в том же году великая княгиня начала раздавать все свое имущество, готовясь к более духовной жизни.

Жила в Греции до изгнания большей части греческой королевской семьи в 1917. По возвращении в Грецию несколько лет спустя ее мужа частично обвинили в поражении страны в греко-турецкой войне (1919–1922 гг.), и семья снова была вынуждена покинуть страну до восстановления греческой монархии в 1935.

В 1930 году у принцессы Эндрю диагностировали шизофрению, и она была помещена в санаторий в Швейцарии; после этого она жила отдельно от мужа.

После выздоровления она посвятила большую часть оставшихся лет благотворительной деятельности в Греции. Она оставалась в Афинах во время Второй мировой войны, приютив еврейских беженцев, за что была признана «Праведником народов мира» израильским мемориальным учреждением Холокоста Яд Вашем. После войны она осталась в Греции и основала греческий православный орден монахинь, известный как христианское сестричество Марфы и Марии.

Принцесса Эндрю вернулась в Соединенное Королевство в апреле 1947 года, чтобы присутствовать на ноябрьской свадьбе своего единственного сына Филиппа с принцессой Елизаветой, старшей дочерью и предполагаемой наследницей короля Георга VI. Некоторые из оставшихся драгоценностей она использовала в обручальном кольце принцессы Елизаветы. В день свадьбы ее сын был назначен герцогом Эдинбургским Георгом VI.

На свадебной церемонии принцесса Эндрю сидела во главе своей семьи на северной стороне Вестминстерского аббатства, напротив короля, королевы Елизаветы и королевы Марии.