Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные

К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.

Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?

На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.

Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.

Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.

Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.

Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org

Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам.

Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.

Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.

Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.

Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.

Теги:

кошки,
Древний Египет,
Египет,
священное животное,
домашняя кошка,
домашние питомцы

Значение кошки в древнем Египте

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме.  Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для  Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер.  Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы.  Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых.  Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

Древние египтяне поклонялись кошкам?

Кошачьи служили полезной цели в древнеегипетских домах и со временем стали ассоциироваться с божествами.

Автор: Элизабет Юко. которые жили вдоль реки Нил. Первоначально животные использовались как полезные хищники в Древнем Египте и постепенно стали символами божественности и защиты.

«Хотя трудно сказать, что египтяне думали так или иначе, поскольку за их более чем 3000-летнюю историю произошло так много изменений, древние египтяне, как правило, не поклонялись животным», — говорит Джулия Трош, египтолог. доцент истории Университета штата Миссури и автор книги «Смерть, сила и апофеоз в Древнем Египте: Старое и Среднее царства ». «Скорее, [они] видели в животных воплощение божественных аспектов своих богов».

Независимо от того, поклонялись ли им как божествам, кошки были неотъемлемой частью древнеегипетской жизни. И, основываясь на мумифицированных кошках, обнаруженных в гробницах вместе с людьми, они также играли важную роль в загробной жизни.

СМОТРЕТЬ: Коллекция Древнего Египта в Хранилище ИСТОРИИ

Кошки обеспечивают дружбу и борьбу с вредителями

По словам Троше, на протяжении большей части истории цивилизации древние египтяне считали кошек взаимовыгодными компаньонами. «Кошки могли заходить внутрь, когда было жарко, и они, в свою очередь, отгоняли опасных животных, таких как змеи, многие из которых были ядовитыми, и скорпионы», — объясняет она.

Часть того, что мы знаем о функциях кошек в древнеегипетском обществе, происходит из сцен повседневной жизни, изображенных на картинах на стенах гробниц. «В сценах с гробницами кошки показаны лежащими или сидящими под стульями, гоняющимися за птицами и играющими», — говорит Трош. «В некоторых погребальных текстах они показаны с кинжалом, пронзающим Апописа: змеиное божество, угрожающее Ра (солнцу) ночью в Подземном мире».

Товарищество в загробной жизни

Вернер Форман/Universal Images Group/Getty Images

Фрагмент картины из гробницы Небамуна, на которой он стоит на тростниковой лодке и ловит птиц. Слева его кошка схватила трех птиц.

После того, как древние египтяне держали кошку в качестве домашнего питомца при жизни, они продолжили эти отношения и в загробной жизни. «Могила была чьей-то посмертной обителью навечно», — объясняет Трош. «В своих гробницах вы бы изобразили свою семью, свои величайшие титулы и награды, а также то, что вам нравилось делать. Таким образом, то, что кошки включены в эти картины, говорит об их важности как в повседневной жизни древних египтян, так и в их надежде, что они останутся с ними в будущей жизни».

На стенах гробницы Небамуна, которая сейчас находится в Британском музее, изображена кошка, сопровождающая Небамуна во время рыбалки и охоты. Кошка поймала в пасть птицу и схватила в когти двух других птиц. Один из глаз кота украшен позолотой, которая, по данным Британского музея, является «единственным известным примером позолоты на настенных росписях в фиванских гробницах».

По данным Музея естественной истории Карнеги, присутствие кошек в гробницах не ограничивалось картинами — иногда кошек мумифицировали и помещали в могилу их спутника-человека. Одна из причин, по которой это было сделано, заключалась в том, что когда кошек мумифицировали, их можно было использовать в качестве погребального инвентаря. «Это означало, что умерший человек мог обитать в теле мумифицированного кота в загробной жизни», — объясняет Моник Скидмор, профессор антропологии в Университете Дикина и редактор журнала Trip Anthropologist.

Древние члены королевской семьи сделали кошек модными

Как и в случае с другими цивилизациями и культурами, древние египтяне считали членов королевской семьи законодателями моды, следуя указаниям правящих законодателей вкуса во всем, от еды до моды и кошек.

«Древние египтяне так высоко ценили кошек из-за обычаев и предпочтений своих богов, а также потому, что их цари, фараоны, держали гигантских кошек», — говорит Скидмор. «Члены египетского королевского сословия одевали своих кошек в золото и позволяли им есть со своих тарелок». Хотя представители низших классов не могли одевать своих кошек в драгоценные металлы, она отмечает, что они сами делали и носили украшения с кошачьими рисунками.

И хотя кошки были любимцами фараонов, некоторые из их характеристик были важнее в одни династические эпохи, чем в другие, объясняет Скидмор. «Например, Бастет — дочь богов Ра и Исиды — сначала изображалась как свирепая львица, а затем как домашняя кошка: послушная мать с несколькими котятами и защитница семьи», — добавляет она.

У кошек были желанные характеристики

Ashmolean Museum/Heritage Images/Getty Images

Копия настенной росписи, найденной в гробнице Нахта, изображающая кошку, поедающую рыбу под стулом, где a. женщина сидит.

Древние египтяне не только ценили их способность отпугивать грызунов, змей и других вредителей, но и понимали, что кошки всех размеров умны, быстры и сильны.

«Сехмет была богиней-львицей, которая была воином и божеством-защитником, которое сдерживало врагов бога солнца Ра (также пишется как «Ре»), а также отгоняло болезни и недуги», — отмечает Трош. «Таким образом, мы можем видеть, что древние египтяне считали кошек в более широком смысле защитниками, но в то же время они уважали их свирепость».

В Древнем Египте считалось, что кошки обладают другой силой: плодородием. «Их часто изображают сидящими под женскими стульями, что подразумевает связь с женщинами и, возможно, плодородие в более широком смысле», — говорит Трош, отмечая, что ассоциация может быть связана с тем, что у кошек в помете несколько котят.

Мумификация кошек

Древние египтяне верили, что их боги могут принимать различные формы, и на протяжении веков боги все чаще принимали облик животных, включая кошек.

«Эти боги могли появиться не только с кошачьей головой, например, но также могли обитать в телах кошек», — объясняет Скидмор. «Вот почему кошек мумифицировали, и в Древнем Египте была создана целая экономика вокруг разведения и мумификации кошек». На самом деле убийство кошек было запрещено в Древнем Египте за одним исключением: мумификация.

«Кошкам поклонялись не как богам, а как сосудам, которые боги выбрали для обитания и чье подобие боги решили принять», — объясняет Скидмор. Благодаря своему повсеместному присутствию в искусстве, моде и домашнем убранстве Древнего Египта, кошки служили повседневным напоминанием о силе богов.

Кошки, Бастет и поклонение кошачьим богам

Кошки — одни из самых знаковых животных в древнеегипетском искусстве и культуре. Египтяне встречали в дикой природе львов, пантер и камышовых кошек. Меньшие кошки жили среди людей с самого начала, охотясь на паразитов в домах и зернохранилищах. Благодаря внимательному наблюдению египтяне пришли к тому, чтобы восхищаться кошачьими за их сложную, двойственную природу. Изящество, плодовитость и нежная забота в кошачьих сочетаются с агрессией, стремительностью и опасностью. Боги, которым приписывались эти качества, часто изображались с кошачьими чертами. Но египтяне не поклонялись кошкам. Скорее, они считали, что эти «кошачьи» божества имеют определенные общие черты характера с животными.

Богиня Бастет в образе кошки на колонне лотоса, 664–30 гг. до н. э., бронза
Фото: Бруклинский музей

Бастет, вероятно, самая известная кошачья богиня из Египта. Первоначально изображенная как львица, Бастет приняла образ кошки или женщины с кошачьей головой во 2-м тысячелетии до нашей эры. Хотя она сочетала в себе как заботливые, так и жестокие качества, ее защитные и материнские качества обычно подчеркивались. Бесчисленные изображения сидящей кошки, богини с кошачьей головой или кошки с котятами включают посвятительные надписи, адресованные Бастет. Предлагая такие изображения с надписями, доноры выражали свои пожелания здоровья и детей или, в более общем смысле, жизни и защиты.

Такие откровения были важны для выставки, которую я организовал в Бруклинском музее под названием Divine Felines: Cats of Ancient Egypt . Идея этого шоу возникла, когда я исследовал наши складские помещения. Позолоченная деревянная статуэтка богини с львиной головой и телом женщины взглянула на меня с полки и остановила. Я был заинтригован ее красотой и элегантностью, а также необычным сочетанием ее черт лица. Она жила в Бруклине с 1937 года, но оставалась вне поля зрения из-за плохого состояния.

Эта богиня с кошачьей головой и львиными ушами носит трехсторонний парик. Судя по остаткам штифта на макушке, когда-то ее украшал отдельно изготовленный солнечный диск, удерживавший на месте бронзовый урей. Она сидит на цветочной подставке, касаясь ногами и ягодицами пола, а колени подтянуты к туловищу. Ее ноги кажутся тесно связанными вместе, соединяя ее с подземным миром, как у мумии. Ее руки согнуты в локтях, правая рука сжата в кулак, а левая ладонь вытянута рядом с левым коленом. Окрашенное в черный цвет основание, напоминающее зонтик папируса, имеет отверстие на конце стержня. Неожиданно в полую внутреннюю часть фигурки изначально была заключена маленькая кошачья мумия. Но почему оно было там? Кому это было предложено?

Сидящий Уаджет, 664–332 гг. до н. э., бронза и останки животных
Фото: Бруклинский музей

Хотя бруклинская статуэтка включает в себя черты, знакомые по египетскому искусству, совокупность этих черт делает ее очень необычной и, на первый взгляд, загадочной. Например, присевшая или сидящая на корточках наша богиня используется в двухмерных изображениях богов, которые появляются в храмах или гробницах, а также на погребальных папирусах. Однако в трех измерениях львиноголовые женские божества обычно стоят, шагают или сидят на троне. Далее, основание нашей фигуры напоминает скипетры из папируса, которые часто держат кошачьи божества, и колонны в форме папируса с кошками наверху, посвященные Бастет. Тем не менее, основания в форме цветов необычны для деревянных фигурок богов такого размера (чуть более фута в высоту) и редко появляются в виде контейнера для мумий животных. Такие основания чаще встречаются в небольших изделиях из бронзы и амулетах или в крупной каменной скульптуре. Наконец, контейнеры для кошачьих мумий обычно не принимают форму присевшей кошачьей богини. Вместо этого контейнеры для мумий животных в форме женщины с головой льва обычно представляли богиню, сидящую на троне и обозначенную как Уаджет. И контейнер Ваджета, как правило, предназначался для ихневмонов (мангустов), а не кошек.

Несмотря на необычные черты, некоторые детали позволяют определить личность нашей статуэтки. Многие могущественные богини были представлены с ее чертами лица, хотя, как известно, их трудно идентифицировать без надписи. Бастет, Сахмет, Мут, Тефнут, Шесемтет, Пахет, Мафдет, Ваджет и другие явились в виде львицы или львиноголовой женщины с солнечным диском на голове. Каждая из них была названа дочерью Бога Солнца и Ока Солнца. Египтяне ассоциировали кошек с солнцем по ряду причин. Они видели красный и желтый мех кошек и львов как цвета самого солнца. Кошки любят тепло и греются на солнышке. И самое главное, как и противоречивая природа кошачьих, солнце обладает двойственной природой как согревающего источника жизни или палящей опасности в пустыне. Таким образом, многие опасные и оберегающие дочери бога солнца были наделены львиной природой.

Мумия кошки; 750–400 гг. до н.э.; останки животных, белье и пигмент
Фото: Бруклинский музей

В египетской мифологии устрашающие и лелеющие аспекты кошачьих богинь чаще всего представлены Сехмет и Бастет, а также другими дочерьми Солнца, достойными этого титула. Например, Хатхор-Тефнут описывается в мифе об Оке Солнца в Филе как та, которая «неистовствует, как Сехмет, и дружелюбна, как Бастет». Всех этих богинь следует рассматривать как одну свирепую, кошачью, женскую силу, которая несла мощь солнечного огня, чтобы уничтожать, жечь и царапать всех, кто стоял на ее пути, но превращалась в материнское божество, когда была умиротворена.

Мумия, найденная внутри статуэтки Бруклина — на самом деле мумия кошки — дает ключ к пониманию функции статуэтки. Кошки — одно из самых многочисленных животных, мумифицированных древними египтянами. Каждое мумифицированное животное было связано с определенным богом и предлагалось этому богу в надежде на благосклонность или в знак благодарности. Египтяне посвящали кошачьи мумии заботливой и опасной богине Бастет. Бубастис, город в Дельте, который был центром поклонения этой богине, является местом происхождения множества кошачьих мумий. Большинство из них были помещены в прямоугольные или кошачьи гробы или завернуты в льняную ткань и раскрашены так, чтобы они напоминали кошку.