Кошки в египетской мифологии: Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные
Содержание
Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные
К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.
Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?
На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.
Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.
Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.
Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.
Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org
Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам.
Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.
Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.
Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.
Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.
Теги:
кошки,
Древний Египет,
Египет,
священное животное,
домашняя кошка,
домашние питомцы
Значение кошки в древнем Египте
Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.
Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:
«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».
Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.
Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.
Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.
Кошки в истории Древнего Египта
Кошки Древнего Египта
В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.
Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.
В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.
Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.
Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.
Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.
Культ кошки в древнем Египте
Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.
В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.
В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:
«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»
Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.
Убийство кошки в Древнем Египте
Мумия кошки в Древнем Египте
Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.
За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.
Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.
Диодор Сицилийский писал:
«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».
Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.
Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.
Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.
Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.
Процесс мумификации и погребения кошек в Египте
Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.
Тело кота бальзамировали. Диодор писал:
«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».
Кошки, Бастет и поклонение кошачьим богам
Кошки — одни из самых знаковых животных в древнеегипетском искусстве и культуре. Египтяне встречали в дикой природе львов, пантер и камышовых кошек. Меньшие кошки жили среди людей с самого начала, охотясь на паразитов в домах и зернохранилищах. Благодаря внимательному наблюдению египтяне пришли к тому, чтобы восхищаться кошачьими за их сложную, двойственную природу. Изящество, плодовитость и нежная забота в кошачьих сочетаются с агрессией, стремительностью и опасностью. Боги, которым приписывались эти качества, часто изображались с кошачьими чертами. Но египтяне не поклонялись кошкам. Скорее, они считали, что эти «кошачьи» божества имеют определенные общие черты характера с животными.
Богиня Бастет в образе кошки на колонне лотоса, 664–30 гг. до н. э., бронза
Фото: Бруклинский музей
Бастет, пожалуй, самая известная кошачья богиня из Египта. Первоначально изображенная как львица, Бастет приняла образ кошки или женщины с кошачьей головой во 2-м тысячелетии до нашей эры. Хотя она сочетала в себе как заботливые, так и жестокие качества, ее защитные и материнские качества обычно подчеркивались. Бесчисленные изображения сидящей кошки, богини с кошачьей головой или кошки с котятами включают посвятительные надписи, адресованные Бастет. Предлагая такие изображения с надписями, доноры выражали свои пожелания здоровья и детей или, в более общем смысле, жизни и защиты.
Такие откровения были важны для выставки, которую я организовал в Бруклинском музее под названием Divine Felines: Cats of Ancient Egypt . Идея этого шоу возникла, когда я исследовал наши складские помещения. Позолоченная деревянная статуэтка богини с львиной головой и телом женщины взглянула на меня с полки и остановила. Я был заинтригован ее красотой и элегантностью, а также необычным сочетанием ее черт лица. Она жила в Бруклине с 1937 года, но оставалась вне поля зрения из-за плохого состояния.
Эта богиня с кошачьей головой и львиными ушами носит трехсторонний парик. Судя по остаткам штифта на макушке, когда-то ее украшал отдельно изготовленный солнечный диск, удерживавший на месте бронзовый урей. Она сидит на цветочной подставке, касаясь ногами и ягодицами пола, а колени подтянуты к туловищу. Ее ноги кажутся тесно связанными вместе, соединяя ее с подземным миром, как у мумии. Ее руки согнуты в локтях, правая рука сжата в кулак, а левая ладонь вытянута рядом с левым коленом. Окрашенное в черный цвет основание, напоминающее зонтик папируса, имеет отверстие на конце стержня. Неожиданно в полую внутреннюю часть фигурки изначально была заключена маленькая кошачья мумия. Но почему оно было там? Кому это было предложено?
Сидящий Ваджет, 664–332 гг. до н. э., бронза и останки животных.
Фото: Бруклинский музей
Хотя бруклинская статуэтка включает в себя черты, знакомые по египетскому искусству, совокупность этих черт делает ее очень необычной и, на первый взгляд, загадочной. Например, присевшая или сидящая на корточках наша богиня используется в двухмерных изображениях богов, которые появляются в храмах или гробницах, а также на погребальных папирусах. Однако в трех измерениях львиноголовые женские божества обычно стоят, шагают или сидят на троне. Далее, основание нашей фигуры напоминает скипетры из папируса, которые часто держат кошачьи божества, и колонны в форме папируса с кошками наверху, посвященные Бастет. Тем не менее, основания в форме цветов необычны для деревянных фигурок богов такого размера (чуть более фута в высоту) и редко появляются в виде контейнера для мумий животных. Такие основания чаще встречаются в небольших изделиях из бронзы и амулетах или в крупной каменной скульптуре. Наконец, контейнеры для кошачьих мумий обычно не принимают форму присевшей кошачьей богини. Вместо этого контейнеры для мумий животных в форме женщины с головой льва обычно представляли богиню, сидящую на троне и обозначенную как Уаджет. А контейнер Ваджета, как правило, предназначался для ихневмонов (мангустов), а не кошек.
Несмотря на необычные черты, некоторые детали позволяют определить личность нашей статуэтки. Многие могущественные богини были представлены с ее чертами лица, хотя, как известно, их трудно идентифицировать без надписи. Бастет, Сахмет, Мут, Тефнут, Шесемтет, Пахет, Мафдет, Ваджет и другие явились в виде львицы или львиноголовой женщины с солнечным диском на голове. Каждая из них была названа дочерью Бога Солнца и Ока Солнца. Египтяне ассоциировали кошек с солнцем по ряду причин. Они видели красный и желтый мех кошек и львов как цвета самого солнца. Кошки любят тепло и греются на солнышке. И самое главное, как и противоречивая природа кошачьих, солнце обладает двойственной природой как согревающего источника жизни или палящей опасности в пустыне. Таким образом, многие опасные и оберегающие дочери бога солнца были наделены львиной природой.
Мумия кошки; 750–400 гг. до н.э.; останки животных, лен и пигмент
Фото: Бруклинский музей
В египетской мифологии устрашающие и питающие аспекты кошачьих богинь чаще всего представлены Сехмет и Бастет, а также другими дочерьми Солнца, достойными этого титула. Например, Хатхор-Тефнут описывается в мифе об Оке Солнца в Филе как та, которая «неистовствует, как Сехмет, и дружелюбна, как Бастет». Всех этих богинь следует рассматривать как одну свирепую, кошачью, женскую силу, которая несла мощь солнечного огня, чтобы уничтожать, жечь и царапать всех, кто стоял на ее пути, но превращалась в материнское божество, когда была умиротворена.
Мумия, найденная внутри статуэтки Бруклина — на самом деле мумия кошки — дает ключ к пониманию функции статуэтки. Кошки — одно из самых многочисленных животных, мумифицированных древними египтянами. Каждое мумифицированное животное было связано с определенным богом и предлагалось этому богу в надежде на благосклонность или в знак благодарности. Египтяне посвящали кошачьи мумии заботливой и опасной богине Бастет. Бубастис, город в Дельте, который был центром поклонения этой богине, является местом происхождения множества кошачьих мумий. Большинство из них были помещены в прямоугольные или кошачьи гробы или завернуты в льняную ткань и раскрашены так, чтобы они напоминали кошку. Тайна раскрыта, как и любая древнеегипетская головоломка: статуэтка из Бруклинского музея служила особенно причудливым контейнером для мумии кошки, вероятно, попыткой вызвать у Бастет дополнительную благосклонность.
Темы
История искусства, египтология, история, музеи и объекты, религия
Тема
Религия, боги и богини, мумии и гробы
Дикие спутники, ставшие богами
Общеизвестна особая любовь древних египтян к кошкам. Изящная кошка, которой восхищались за ее охотничьи способности, достигла божественного статуса, став неотъемлемой частью древнеегипетского общества. Роскошные росписи надгробий, высокие статуи и замысловатые украшения свидетельствуют о большой любви египтян к кошкам. В стране фараонов кошек баловали, уважали и оберегали. В то время как ритуальные убийства священных представителей семейства кошачьих были разрешены, несанкционированное убийство сурово наказывалось, а виновный приговаривался к смертной казни.
На протяжении столетий кошки в Древнем Египте сохраняли свое возвышенное положение, о чем в мельчайших подробностях сообщают древние источники. Изменения режима не уменьшили положение кошачьих. Люди в птолемеевском и римском Египте продолжали почитать кошку. Только с приходом христианства кошка утратила свое главенствующее положение. Но с приходом современности; засилье социальных сетей и высокоскоростного общения восстановили их статус, снова сделав коварных кошачьих центром нашего общества.
«Одомашнивание» кошек в Древнем Египте
В то время как кошки в Древнем Египте достигли высокого статуса, в долине Нила их не приручили. Вместо этого самые ранние записи о приручении кошек происходят с Ближнего Востока, из области, известной как Плодородный полумесяц. Именно здесь возникли одни из первых человеческих цивилизаций. Первая сельскохозяйственная революция превратила охотников-собирателей в земледельцев, отказавшихся от кочевого образа жизни. Это изменение сопровождалось появлением новых технологий и появлением первых сложных обществ, поскольку поселения постепенно превращались в города, а затем в королевства и империи. Излишки продовольствия способствовали развитию цивилизации. Однако большим зернохранилищам и силосам, в которых хранились драгоценные запасы продовольствия, постоянно угрожал маленький, но упорный враг — мыши, крысы и другие вредители.
Именно здесь кошка вышла на сцену, став неотъемлемой частью истории человечества. Привлеченные грызунами, местные дикие кошки проникли в ранние фермерские деревни. Признавая их ценность, люди начали хорошо относиться к пришельцам, оставляя остатки пищи, чтобы побудить их остаться. Постепенно кошка привыкла к людям. Тем не менее, хитрое животное из семейства кошачьих никогда не было полностью приручено, в отличие от другого важного домашнего животного — собаки. Вместо этого кошки в Древнем Египте одомашнивали себя, решая, прыгать ли им на колени людям. Самые ранние свидетельства того, что кошки и люди жили вместе в тесном общении, были обнаружены на острове Кипр, где археологи обнаружили 9500-летняя могила доисторической полосатой полосатой кошки, захороненной вместе с ее владельцем. Однако наивысшего статуса кошка достигла за пределами берегов острова, в стране фараонов — древнем Египте.
Вам понравилась эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Кошка, вероятно, прибыла в Египет на борту древних торговых кораблей около 2000 г. до н.э. Хотя, согласно другой теории, кошки в Древнем Египте были потомками местной африканской дикой кошки 9.0045 Felis silvestris lybica , «прирученный» местными фермерами. Жизнь древних египтян зависела от разливов Нила, которые давали пахотные земли, необходимые для роста цивилизации. Кошки оберегали жизненно важные культуры от грызунов, став предметом восхищения.
Однако кошки не просто грызли мышей и крыс. Они также убивали змей (многие из них ядовиты) и скорпионов, защищая людей. Древние египтяне восхищались и другими качествами кошек, такими как забота матери о потомстве и их грациозная осанка. Таким образом, неудивительно, что с течением веков статус кошки только продолжал расти, а гладкое животное из семейства кошачьих превращалось в божественное существо.
Любимые спутники: домашние кошки
Искусство предлагает нам лучший способ проследить восхождение кошки к славе в Древнем Египте. Одно из первых художественных изображений, фреска, найденная в гробнице египетского чиновника Бакета III (датируемая 21 веком до н.э.), изображает кошку, противостоящую полевой крысе, доказывая жизненно важную роль животного в сохранении урожая. Однако, начиная с 1450 г. до н.э., кошку стали довольно часто изображать в сценах гробниц, особенно в Фивах, столице Египта в эпоху Нового Царства. На знаменитой фреске из гробницы Небамуна изображена красиво нарисованная кошка, нападающая на птиц, сопровождающих своего хозяина на охоте на птиц. 3500-летний табби изображен настолько детально, что его легко можно спутать с произведением «старых мастеров».
К этому времени кошка стала избалованным питомцем, пользующимся популярностью у королевских и знатных семей. Сцены в гробницах показывают это изменение, переходя от уличных сцен к более интимным, домашним. Кошка, сидящая рядом или под стулом хозяина, напоминает нам о новообретенной роли животного. Хотя несомненно, что кошка стала важной частью домашнего хозяйства, как в городской, так и в сельской местности, представления о кошачьих можно интерпретировать по-разному. Не следует забывать, что древние египетские картины имели и символическое значение. Например, кошку часто изображали под стулом жены, символизируя плодородие и женственность, дополняя устоявшийся мотив собак, сидящих или лежащих под стулом ее мужа.
Лучшее свидетельство прочной связи между животными из семейства кошачьих и их человеком отражено в одном из первых зарегистрированных кошачьих саркофагов. Самый известный из этих гробов для животных принадлежал королевскому питомцу. Около 1350 г. до н.э. принц Тутмос, старший сын фараона Аменхотепа III, похоронил своего любимого кота в красиво украшенном известняковом саркофаге. Та-Миу (чье имя означает «Кошка») изображается, как и любой другой почтенный умерший вельможа, перед ней жертвенный стол, наполненный мясом и другими жертвоприношениями (!). Тутмос сделал все возможное, чтобы у Та-Миу была достойная загробная жизнь. Надпись на саркофаге гордо гласит: «Я сам помещен среди нетленных, что в Небе / Ибо я Та-Миу, Победоносный». Сцены в гробницах еще раз подтверждают высокий статус кошки в знатных семьях, показывая кошек, одетых в золото, и едящих из тарелок своего владельца.
Интересно, что, хотя в Древнем Египте существовало более одной кошки, у египтян было только одно слово для обозначения кошачьих, звукоподражательное «миу» или «миит», буквально означающее «тот или она, кто мяукает». Некоторые люди даже были названы в честь кошек, в том числе фараон Пами, чье имя означает «кот» или «тот, кто принадлежит кошке (Бастет)». Возможно, это увлечение кошками может объяснить, как египтяне превратили своих собственных кошек в милых меховых шариков, которых мы знаем сегодня. Возможно даже, что они приручили кошек во второй раз, изменив их рацион и селекционно разводя их. Тем не менее, в то время как кошки в Древнем Египте достигли статуса привилегированного домашнего животного, их религиозная роль сделала этого миниатюрного льва центральным элементом древнеегипетского общества.
Божественные создания: сосуды богов и Бастет
Хотя кошки в Древнем Египте играли решающую роль в египетской религии, было бы ошибкой полагать, что египтяне поклонялись кошкам. Вместо этого египтяне считали кошек (и других животных) сосудами, которые боги выбрали для себя. Кошек уважали за то, что они были свирепыми охотниками и защитниками своего дома и детенышей. Временами они могли быть милыми, временами воинственными. Всеми этими качествами кошка поделилась со своим более крупным двоюродным братом, львом. Таким образом, неудивительно, что одно из первых египетских кошачьих божеств, Сехмет — богиня-воительница и защитница фараонов (как в жизни, так и в загробной жизни) — носила голову львицы.
Согласно египетскому мифу о сотворении мира, Сехмет была дочерью бога солнца Амона Ра, который послал богиню с головой льва, чтобы наказать людей за их преступления. Однако Сехмет выполнила свою миссию с таким упоением, что Ра пришлось задабривать свое мстительное отпрыски, напоив ее красным пивом, напоминавшим кровь. Удовлетворенная наконец, Сехмет свернулась калачиком и заснула, а разъяренная львица превратилась в мирного котенка. Действительно, хотя Сехмет известна как свирепое божество, она также была стойким защитником невинных. Тем не менее, самой известной египетской кошачьей богиней была Бастет, у которой была особая связь с кошками.
Бастет тоже изначально имела голову львицы и сначала ассоциировалась с Сехмет. Однако по мере того, как кошки были приручены и введены в домашнюю обстановку, Бастет приобрела кошачью голову и в конечном итоге стала настоящей кошкой. Как важный член египетского пантеона, Бастет почитали как богиню материнства, плодородия и домашнего хозяйства. Подобно маме-кошке, которая охраняет своих котят, Бастет считалась защитницей семьи. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно от болезней женщин и детей, и была божеством, к которому обращались во время родов. Кроме того, Бастет сыграла роль в загробной жизни.
Древние египтяне носили кошачьи амулеты, призывая Бастет на защиту и благословение. Бесчисленные кошачьи скульптуры были сделаны в ее честь и преподнесены в качестве подношений по обету в надежде, что божество ответит на молитвы, или в качестве благодарности за ответы на молитвы. Одну из таких статуй, так называемую кошку Гейера-Андерсона, шедевр кошачьей элегантности, сегодня можно увидеть в Британском музее. Голова кошки, украшенная золотыми серьгами и кольцом в носу, напоминает древних представителей семейства кошачьих, носящих роскошные украшения из золота и других драгоценных металлов.
Храма, посвященные Бастет, были расположены по всему Египту, и в них содержались сотни кошек. Крупнейший из них, храм Бубастис («Дом Бастет»), расположенный в дельте Нила, был центром культа Бастет. Начиная с Нового Царства популярность города Бубастис росла, превратив храм в одно из самых важных священных мест в Египте. Около 450 г. до н.э. Геродот описал ритуал Бастет, когда сотни тысяч паломников пили обильное количество вина в честь богини, танцевали и праздновали в экстазе. Оргиастический характер ежегодного праздника в Бубастисе, вероятно, отражал плодовитость кошек и их специфическое поведение во время брачного сезона. В очередной раз древние египтяне проявили уважение к богине-кошке, подражая священным представителям семейства кошачьих.
Однако, как и у любой кошки, у Бастет была и более темная, более жестокая сторона. Богиня могла быстро превратиться в ужасающее существо, наказав обидчика самым ужасным образом. Одним из худших способов обидеть богиню было навредить одной из ее кошек. К сожалению, один римский посланник, посетивший Египет в 59 г. до н. э., не отнесся к этому серьезно. Он совершил самое чудовищное преступление. Он убил кота. Был ли это бродяга или кошка из храма? Мы не знаем. Однако нам известна судьба преступника. Согласно Диодору Сицилийскому, вскоре собралась толпа разгневанных египтян, объединенных страстным желанием отомстить за убитое животное из семейства кошачьих. Даже фараон не смог спасти несчастного от смертного приговора.
Подарок богине: кошачьи мумии
В то время как несанкционированное убийство кошек было запрещено, тысячи кошачьих были ритуально убиты в одном из многочисленных храмов Бастет. Крупные питомники, расположенные на территории храма, специально разводили животных для использования в качестве подношений. Затем приносимых в жертву кошек в Древнем Египте мумифицировали и хоронили на близлежащих кладбищах, посвященных богине. Кладбища кошек разрослись до такого уровня, что 19Раскопки го века обнаружили бесчисленное количество кошачьих мумий. Многие мумии были тщательно завернуты, с орнаментальными головными уборами. Другие были заключены в специально изготовленные статуи кошек или украшенные саркофаги, как возлюбленная Тутмоса Та-Миу. Эти находки были настолько распространены, что британцы начали экспортировать кошачьи мумии в Англию для использования в качестве удобрения — однажды привезя более 180 000 штук за одну партию (!).
Не всех кошек постигла жестокая участь до их мумификации. Кошек в Древнем Египте также могли хоронить вместе с людьми. Согласно «Книге мертвых», владельцы верили, что воссоединятся со своими верными защитниками в загробной жизни. Другие хоронили своих любимых компаньонов на специализированных кладбищах домашних животных, где археологи находили останки ухоженных кошек, которые часто умирали от старости.
Геродот записал горе, вызванное потерей любимого питомца. После того, как кошка умирала естественной смертью, все домочадцы брили брови в знак горя. В другом отчете рассказывается о египтянах, оказавшихся в горящем здании, которые спасли своих кошек, прежде чем спасти себя или попытаться потушить огонь.
Кошки в Древнем Египте после фараонов
Преданность древних египтян кошкам была настолько велика, что любовь к кошачьим привела к их гибели. В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз II напал на Египет. Чтобы взять укрепленный город Пелусий — ключевую позицию в дельте Нила — проницательный правитель решил воспользоваться самой слабой стороной врага. Персы сгоняли различных животных, в том числе кошек, перед своим боевым строем и рисовали кошек на своих щитах. Египетские солдаты, опасаясь причинить вред священным кошкам (и навлечь на себя гнев Бастет), оказали небольшое сопротивление, позволив персам взять Пелусий.
Эта увлекательная история, вероятно, всего лишь легенда. Однако после победы при Пелусии персы захватили весь Египет. Хотя столетие спустя египтяне восстановили свою власть, их власть продолжала падать. Только с приходом Александра Македонского и основанием Александрии Египет снова стал великой державой. Птолемеи правили так же, как древние фараоны, и продолжали следовать древним египетским обычаям. Культ Бастет достиг пика популярности при Птолемеях, когда греческие поселенцы присоединились к туземцам в поклонении священным кошкам. Даже римляне, оккупировавшие и присоединившие Египет в 30 г. до н. э., продолжали почитать миниатюрных львов. Только приход христианства и его утверждение в качестве основной религии во всей Римской империи в четвертом веке нашей эры положило конец древней традиции.