Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа

https://ria.ru/20200417/1570157001.html

Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа

Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа — РИА Новости, 17.04.2020

Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа

У православных христиан наступила Страстная пятница — самый скорбный день, когда вспоминают страдания Христа и Его смерть на кресте. Казнь совершили по приказу… РИА Новости, 17.04.2020

2020-04-17T08:00

2020-04-17T08:00

2020-04-17T08:00

религия

в мире

греция

рим

иерусалим

михаил булгаков

пасха

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/150904/07/1509040752_0:71:1848:1111_1920x0_80_0_0_9f01ad8595f609be3b27a22c5cce41a4.jpg

МОСКВА, 17 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. У православных христиан наступила Страстная пятница — самый скорбный день, когда вспоминают страдания Христа и Его смерть на кресте. Казнь совершили по приказу римского прокуратора, но он с этим медлил. Ученые до сих пор спорят, почему Понтий Пилат хотел отпустить Спасителя, а потом все же произнес смертный приговор. Об одной из самых загадочных личностей Евангелия — в материале РИА Новости.Суд без полномочийДолгое время ученые считали Пилата вымышленным персонажем. Аргументы приводились разные, но самым распространенным было то, что римский прокуратор, обладавший безграничной властью, в Евангелии представлен чуть ли не как защитник Христа.И действительно, в Писании мы видим не просто один из привычных для того времени судебных процессов, а целую драму. Причем разбирательство изобилует деталями. Пожалуй, нигде в Евангелии больше не уделено столько внимания подробностям диалога и происходящего в целом, как там, где речь идет о последних часах земной жизни Спасителя.Христа арестовали в Гефсиманском саду. Предатель Иуда указал охранявшим Иерусалимский храм воинам на учителя, поцеловав Его. Христа связали и повели на суд первосвященников, так как обвиняли в преступлении против религии.»Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти», — свидетельствует евангелист Матфей. И после этого — суд римского правителя Иудеи, Понтия Пилата. В Евангелии подчеркивается, что только он мог утверждать смертные приговоры. И до недавнего времени исследователи спорили, так ли все было. Ведь все дела (гражданские, уголовные, религиозные) в Иудее в I веке рассматривал синедрион — суд первосвященников. Логично предположить, что оккупационные римские власти не видели смысла вмешиваться во внутренние разборки покоренного ими народа. Особенно если это касается религии — в Римской империи юридически была свобода вероисповедания при условии обязательной молитвы за императора своим богам.Однако за считанные годы до распятия Христа римляне отняли у синедриона право рассматривать уголовные дела — видимо, из-за слишком частых восстаний в провинции. Подтверждение тому историки нашли в Талмуде, своде правовых и этических положений иудаизма. Эта книга считается одним из основных источников информации о жизни раннехристианской общины — там есть иудейские реалии эпохи Христа.Два законаСогласно установленным римлянами предписаниям, прокуратор Иудеи должен был рассматривать каждый вынесенный синедрионом смертный приговор и либо утверждать его, после чего он исполнялся, либо отклонять — и тогда осужденному сохраняли жизнь. В пятницу утром Понтий Пилат, как обычно, занимался обращениями жителей Иерусалима, пока к нему не привели закованного в кандалы Христа.»Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого», — описывает евангелист Иоанн.На допросе Пилат спросил Его: признает ли Он выдвинутое первосвященниками обвинение в «именовании себя Сыном Божиим и Царем Иудейским».»И сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе обо Мне? Пилат отвечал: разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем», — приводится их диалог в Писании.Довольно долго исследователи спорили об этих словах прокуратора: с чего вдруг ему отпускать человека, который потенциально может учинить бунт? Вопрос в конце XIX века решил известный русский библеист Александр Лопухин.»Он, как правитель, имел полномочие приводить в действие их закон или имел право надсмотра и контроля при этом; но он мог, подобно Галлиону (римский префект в Греции, который рассматривал аналогичное дело против апостола Павла. — Прим. ред.), увидеть во всем этом деле не что иное, как спор о словах, хотя мог остановиться и на той мысли, что эти слова заключают в себе важные последствия для государства», — отмечал ученый.Однако первосвященники понимали, что за ложный донос их бы самих казнили римляне. Поэтому они приберегли «козырь»: якобы Христос призывал не платить дань кесарю (цезарю) — так, начиная с Октавиана Августа, именовали римских императоров. По римскому закону обвинения страшнее, пожалуй, не придумаешь. Приговоренных по этой статье, если они не были римскими гражданами, подвергали самой жестокой и позорной казни — распятию. Так несколькими годами ранее Пилат поступил с бунтовщиками в Галилее и Иерусалиме — о них, кстати, упоминается в 13-й главе Евангелия от Луки.Однако прокуратор засомневался и в этом обвинении. Но в то же время видел, что пришедшая во двор претории («мэрии» Иерусалима) толпа не на шутку разгорячилась и, не пойди он ей навстречу, придется подавлять очередное восстание.»Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю», — говорится в Евангелии.То есть Пилат приговорил Иисуса к казни, опасаясь бунта и утраты власти.»Мало свидетельств»В 1961 году израильские археологи нашли на средиземноморском берегу плиту, на которой отчетливо проступали фразы на латыни.»Понтий Пилат, <…> префект Иудеи, <…> представлял Тиберия…» — эти надписи на плите переубедили тех, кто сомневался в историчности легендарного прокуратора. К тому же историки выяснили, что префект Иудеи подчинялся напрямую императору. Спустя триста лет среди христиан распространилось предание, будто бы после этих событий прокуратор принял крещение от апостолов и в 64 году был казнен во время гонений императора Нерона. В некоторых общинах его даже чтут святым — например, в Эфиопской церкви.Однако большинство ученых все же склонны полагать, что Понтий Пилат был жестоким человеком и искренне ненавидел иудеев. А Христа считал не более чем лидером одной из многочисленных иудейских сект. И свой знаменитый вопрос «Что есть истина?», как считают богословы, он задает в насмешку, а не ради философского диспута.По всей видимости, суд на Иисусом, а также ряд последовавших за этим расправ над мирными жителями, стал для него роковым. В 36 году его отстранили от управления Иудеей. А что произошло с ним дальше — большая загадка.Версий хватает: принял христианство, умер в безвестности и бедноте в Галлии, не выдержав связанного с отставкой позора, наложил на себя руки. ..»К сожалению, о нем очень мало источников — как письменных, так и археологических. Мы не можем полностью воспроизвести его портрет, в том числе и психологический», — отмечает в своей работе американский историк античности Уоррен Картер.Правда, русский писатель Михаил Булгаков сумел составить психологический портрет прокуратора Иудеи «в белом плаще с кровавым подбоем» в «Мастере и Маргарите». Впрочем, историки считают, что вряд ли римский правитель был таким же добродушным и рассудительным, как в популярном романе. Наука требует доказательств. И ученым еще предстоит узнать, почему славящийся жестокостью прокуратор «искал отпустить Христа». И отчего одна из самых известных личностей в Евангелии оказалась забыта современниками.

https://ria.ru/20200416/1570053686.html

греция

рим

иерусалим

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/150904/07/1509040752_137:0:1712:1181_1920x0_80_0_0_6d029b4a47702bba5ced477383e65a31.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, греция, рим, иерусалим, михаил булгаков, пасха, аналитика — религия и мировоззрение, страстная пятница, страстная неделя, археология, иисус христос

Религия, В мире, Греция, Рим, Иерусалим, Михаил Булгаков, Пасха, Аналитика — Религия и мировоззрение, Страстная пятница, Страстная неделя, Археология, Иисус Христос

МОСКВА, 17 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. У православных христиан наступила Страстная пятница — самый скорбный день, когда вспоминают страдания Христа и Его смерть на кресте. Казнь совершили по приказу римского прокуратора, но он с этим медлил. Ученые до сих пор спорят, почему Понтий Пилат хотел отпустить Спасителя, а потом все же произнес смертный приговор. Об одной из самых загадочных личностей Евангелия — в материале РИА Новости.

Суд без полномочий

Долгое время ученые считали Пилата вымышленным персонажем. Аргументы приводились разные, но самым распространенным было то, что римский прокуратор, обладавший безграничной властью, в Евангелии представлен чуть ли не как защитник Христа.

И действительно, в Писании мы видим не просто один из привычных для того времени судебных процессов, а целую драму. Причем разбирательство изобилует деталями. Пожалуй, нигде в Евангелии больше не уделено столько внимания подробностям диалога и происходящего в целом, как там, где речь идет о последних часах земной жизни Спасителя.

Христа арестовали в Гефсиманском саду. Предатель Иуда указал охранявшим Иерусалимский храм воинам на учителя, поцеловав Его. Христа связали и повели на суд первосвященников, так как обвиняли в преступлении против религии.

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти», — свидетельствует евангелист Матфей.

И после этого — суд римского правителя Иудеи, Понтия Пилата. В Евангелии подчеркивается, что только он мог утверждать смертные приговоры. И до недавнего времени исследователи спорили, так ли все было. Ведь все дела (гражданские, уголовные, религиозные) в Иудее в I веке рассматривал синедрион — суд первосвященников. Логично предположить, что оккупационные римские власти не видели смысла вмешиваться во внутренние разборки покоренного ими народа. Особенно если это касается религии — в Римской империи юридически была свобода вероисповедания при условии обязательной молитвы за императора своим богам.

© Public domainИкона «Суд Пилата»

© Public domain

Икона «Суд Пилата»

Однако за считанные годы до распятия Христа римляне отняли у синедриона право рассматривать уголовные дела — видимо, из-за слишком частых восстаний в провинции. Подтверждение тому историки нашли в Талмуде, своде правовых и этических положений иудаизма. Эта книга считается одним из основных источников информации о жизни раннехристианской общины — там есть иудейские реалии эпохи Христа.

Два закона

Согласно установленным римлянами предписаниям, прокуратор Иудеи должен был рассматривать каждый вынесенный синедрионом смертный приговор и либо утверждать его, после чего он исполнялся, либо отклонять — и тогда осужденному сохраняли жизнь. В пятницу утром Понтий Пилат, как обычно, занимался обращениями жителей Иерусалима, пока к нему не привели закованного в кандалы Христа.

«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого», — описывает евангелист Иоанн.

На допросе Пилат спросил Его: признает ли Он выдвинутое первосвященниками обвинение в «именовании себя Сыном Божиим и Царем Иудейским».

«И сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе обо Мне? Пилат отвечал: разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем», — приводится их диалог в Писании.

© Public domainКартина Антонио Чизери «Ecce homo»

© Public domain

Картина Антонио Чизери «Ecce homo»

Довольно долго исследователи спорили об этих словах прокуратора: с чего вдруг ему отпускать человека, который потенциально может учинить бунт? Вопрос в конце XIX века решил известный русский библеист Александр Лопухин.

«Он, как правитель, имел полномочие приводить в действие их закон или имел право надсмотра и контроля при этом; но он мог, подобно Галлиону (римский префект в Греции, который рассматривал аналогичное дело против апостола Павла. — Прим. ред.), увидеть во всем этом деле не что иное, как спор о словах, хотя мог остановиться и на той мысли, что эти слова заключают в себе важные последствия для государства», — отмечал ученый.

Однако первосвященники понимали, что за ложный донос их бы самих казнили римляне. Поэтому они приберегли «козырь»: якобы Христос призывал не платить дань кесарю (цезарю) — так, начиная с Октавиана Августа, именовали римских императоров.

По римскому закону обвинения страшнее, пожалуй, не придумаешь. Приговоренных по этой статье, если они не были римскими гражданами, подвергали самой жестокой и позорной казни — распятию. Так несколькими годами ранее Пилат поступил с бунтовщиками в Галилее и Иерусалиме — о них, кстати, упоминается в 13-й главе Евангелия от Луки.

Однако прокуратор засомневался и в этом обвинении. Но в то же время видел, что пришедшая во двор претории («мэрии» Иерусалима) толпа не на шутку разгорячилась и, не пойди он ей навстречу, придется подавлять очередное восстание.

«Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю», — говорится в Евангелии.

То есть Пилат приговорил Иисуса к казни, опасаясь бунта и утраты власти.

«Мало свидетельств»

В 1961 году израильские археологи нашли на средиземноморском берегу плиту, на которой отчетливо проступали фразы на латыни.

«Понтий Пилат, <…> префект Иудеи, <…> представлял Тиберия…» — эти надписи на плите переубедили тех, кто сомневался в историчности легендарного прокуратора.

CC BY 2.0 / Marion Doss / The «Pilate Inscription» from Caesarea Maritima, IsraelНадпись «Пилат» на каменной плите в парке Кесария Палестинская

CC BY 2.0 / Marion Doss / The «Pilate Inscription» from Caesarea Maritima, Israel

Надпись «Пилат» на каменной плите в парке Кесария Палестинская

К тому же историки выяснили, что префект Иудеи подчинялся напрямую императору.

Спустя триста лет среди христиан распространилось предание, будто бы после этих событий прокуратор принял крещение от апостолов и в 64 году был казнен во время гонений императора Нерона. В некоторых общинах его даже чтут святым — например, в Эфиопской церкви.

Однако большинство ученых все же склонны полагать, что Понтий Пилат был жестоким человеком и искренне ненавидел иудеев. А Христа считал не более чем лидером одной из многочисленных иудейских сект. И свой знаменитый вопрос «Что есть истина?», как считают богословы, он задает в насмешку, а не ради философского диспута.

По всей видимости, суд на Иисусом, а также ряд последовавших за этим расправ над мирными жителями, стал для него роковым. В 36 году его отстранили от управления Иудеей. А что произошло с ним дальше — большая загадка.

Версий хватает: принял христианство, умер в безвестности и бедноте в Галлии, не выдержав связанного с отставкой позора, наложил на себя руки…

«К сожалению, о нем очень мало источников — как письменных, так и археологических. Мы не можем полностью воспроизвести его портрет, в том числе и психологический», — отмечает в своей работе американский историк античности Уоррен Картер.

Правда, русский писатель Михаил Булгаков сумел составить психологический портрет прокуратора Иудеи «в белом плаще с кровавым подбоем» в «Мастере и Маргарите». Впрочем, историки считают, что вряд ли римский правитель был таким же добродушным и рассудительным, как в популярном романе.

Наука требует доказательств. И ученым еще предстоит узнать, почему славящийся жестокостью прокуратор «искал отпустить Христа». И отчего одна из самых известных личностей в Евангелии оказалась забыта современниками.

16 апреля 2020, 08:00Распространение коронавируса

В каких регионах пустят в храм на Пасху, а в каких — нет

Булгаков, описывая суд над Христом, учит, что тоталитарная власть всегда происходит от дьявола

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

В романе «Мастер и Маргарита» Римская империя I века ничем не отличается от московской, большевистской империи века XX с ее тайными службами и сетями доносчиков. Булгаков изображает царство «князя мира сего» так, будто его основа — это осведомители, руководители тайных служб и убийцы. Он ставит знак равенства между всеми империями, говоря, что тоталитарная власть всегда происходит от дьявола.

Интервью с теологом и православным священником Хенриком Папроцким (Henryk Paprocki)

Teologia Polityczna: В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков предлагает очень интересную интерпретацию сцены суда Понтия Пилата над Христом, которая начинается известными словами: «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» Кем выступает здесь Булгаков, переписывающий историю Страстей Господних: выдумщиком, философом, теологом?

Хенрик Папроцкий: Это очень сложный вопрос. В «Мастере и Маргарите» мы имеем дело как с литературным вымыслом, так и с описанием российских реалий 1930-х годов. В первую очередь здесь заметно влияние нескольких популярных теологических трудов. Я имею в виду «Жизнь Иисуса Христа» Фредерика Фаррара (Frederic Farrar) и «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана (Ernest Renan), которые были Булгакову знакомы. Свою роль наверняка сыграло и то, что отец писателя был профессором теологии: он преподавал в Киевской духовной академии, был цензором книг на религиозные темы. Он приносил домой кипы рукописей теологического содержания, и можно предположить, что в последние два-три года перед смертью Афанасия Булгакова их читал юный Михаил.

Умирая, Афанасий попросил позаботиться о своих детях друга Василия Экземплярского, преподававшего в том же вузе. Благодаря этому в жизни Михаила Булгакова осталась теология. Экземплярский коллекционировал репродукции картин, изображавших Христа. В «Мастере и Маргарите» чувствуется связь с этой коллекцией. К сожалению, полностью она не сохранилась, ее часть, около 2 тысяч изображений, находится сейчас в киевском музее Булгакова. На писателя эти репродукции производили большое впечатление, и именно Экземплярский познакомил его с трудами Фаррара.

— Какие еще произведения могли повлиять на то, как выглядит теологическая составляющая булгаковского романа?

— Определенную роль могло сыграть антихристианское произведение Артура Древса (Arthur Drews) «Миф о Христе». В то время теория, гласящая, что Иисус был мифологическим персонажем, как раз набирала популярность. С ней были связаны попытки демифологизации и историзации Евангелия.

В «Мастере и Маргарите» Булгаков предлагает именно такую стратегию интерпретации суда над Христом и всей его жизни. Писатель обратился к историческим источникам, чтобы выяснить, как выглядел такой процесс в Римской империи. Обращу внимание, что более полное описание этих событий появилось в первой версии романа — «Черном маге». Там описана римская церемония вынесения приговора, но по каким-то причинам Булгаков отказался в своем романе от этих деталей. Возможно, потому, что главным судом в книге должен был стать тот, который писатель вершил над советской идеологией.

— Рассказ о Иешуа Га-Ноцри — это историческая (а одновременно теологическая) рамка для событий XX века?

— История Иешуа — это контекст, на фоне которого драма Мастера обретает дополнительную глубину, наполняется смыслом. Напомню, однако, что история об альтер эго Христа вовсе не невинна: о Га-Ноцри рассказывает Воланд — не историк, а дьявол, который сам отмечает, что Евангелие — это не исторический источник. Любопытно, что он подвергает сомнению евангельскую историю, но читатель получает информацию только от него. Воланд — единственный свидетель, который может что-то рассказать на эту тему, кроме того, он лично заинтересован в том, чтобы изобразить все так, как оно было. Писатель создает интересную ситуацию, в которой единственным свидетелем суда над Христом выступает дьявол. Это, конечно, заставляет задуматься, насколько его рассказ соответствует действительности.

— А как выглядит булгаковская действительность?

— Ответ на этот вопрос может дать еще один литературный след. Я имею в виду «Мнимости в геометрии» Павла Флоренского. Эту книгу можно обнаружить в библиотеке Булгакова: писатель сделал на ее полях множество пометок. В своем труде, вышедшем в начале 1920-х годов, Флоренский выдвигает тезис о существовании многомерной реальности. Такой принцип используется в «Мастере и Маргарите»: действие разворачивается в двух плоскостях, что отражено в разделении на московские и иерусалимские главы. Самое интересное, что переходить из одной плоскости в другую способен только дьявол.

С одной стороны, роман имеет сложную повествовательную структуру, отсылает к евангельской истории, а с другой — это книга, написанная о России для россиян. Это значит, что автор обращается к россиянину 1930-х годов. Он описывает это государство изнутри, ведь он не эмигрировал, хотя мог уехать в Париж. Он решил остаться и видел собственными глазами, как идет процесс создания общества, которое погружается в абсолютное мракобесие. По меркам такого общества «Мастер и Маргарита» была шокирующей книгой. Булгаков написал роман для безбожников, и это ключ к пониманию его произведения. Это не книга для поляков, которые ходили в церковь, имели доступ к Священному Писанию. В России храмы были закрыты, религиозная литература запрещена, Библия недоступна. Булгаков, с одной стороны, следует популярным в свою эпоху течениям, которые ставят под сомнение Евангелие, а с другой создает Воланда, который выражает уверенность в существовании Христа.

— Как такое неоднозначное послание следует оценить с ортодоксальной точки зрения? Профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев называет сюжет о Иешуа богохульством. «Так называемые „пилатовы главы» „Мастера и Маргариты» кощунственны. Иешуа булгаковского романа умирает с именем Понтия Пилата на устах, в то время как Иисус Евангелия — с именем Отца. Любой христианин (а христианин в самом широком смысле этого слова — это человек, который молится Христу) любой конфессии согласится с этой оценкой», — пишет он. Как вы можете прокомментировать эти слова?

— Я не отношу себя к суперортодоксам. Имя Пилата, по всей видимости, должно склонить читателя проследить за дальнейшей судьбой этого человека, изображенной в романе. Христос на кресте молился за своих мучителей, так что, можно сказать, и за Пилата тоже. Напомню, о том, каковы были последние слова Иешуа, говорит дьявол, который является отцом лжи.

— Историю Пилата рассказывает не только дьявол, она также становится темой загадочного произведения Мастера.

— Мы, однако, не узнаем его содержания: обо всех иерусалимских событиях рассказывает дьявол. Мастер не обладает ключом к разгадке тайны, «адвокатом» Христа выступает сатана. А Мастер — это трагический герой.

— Как и Пилат.

— Да, благодаря милосердию Христа Мастер обретает даже не спасение, а покой, получая приют со своей возлюбленной Маргаритой. О том, как шел дальше суд мы не узнаем: появляется Левий Матвей, но он ничего не рассказывает, хотя и присутствовал на нем. Он сам описан в качестве свидетеля, однако, это описание дается в изложении сатаны. Это очень любопытная конструкция, благодаря ей роман становится глубоким философским размышлением над смыслом христианства, смыслом Страстей Христовых.

© Фото : Mihály Munkácsy (1844–1900)Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

© Фото : Mihály Munkácsy (1844–1900)

Булгаков берет на себя очень сложную миссию. Нужно понимать, что он до конца жизни оставался верующим человеком, противостоял процессу «большевизации». В конце концов, он был сыном богослова, а это к чему-то обязывает. Он получил медицинское образование, но посвятил себя литературе, театру. Очень важно, что мы имеем дело с верующим человеком, который решил писать для людей, потерявшихся в большевистском кошмаре.

— Какую роль в рассказе сатаны играет Пилат? Он придерживается строгой психологической стратегии, и у читателя может сложиться впечатление, что человек, вынесший Христу приговор, — это по своей сути трагическая фигура. Он принимает более сложное решение, чем нам кажется?

— Да, но в этом нет ничего необычного, поскольку в данном случае Булгаков опирается на христианские апокрифические тексты, в которых Пилат предстает как раз трагической фигурой. Следует вернуться к евангельским текстам, в первую очередь Евангелию от Иоанна, которое, говоря простым языком, обеляет Пилата. Слова римского прокуратора «се человек» и «я не нахожу в Нем вины» подчеркивают, что смерти Христа требуют фарисеи, народные лидеры, Синедрион.

В определенный момент Пилату приходится согласиться с их требованиями, поскольку он слышит фразу, которая звучит в римских реалиях (отчасти напоминающих реалии Москвы 1930-х) очень грозно: «Ты не друг кесарю, всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Это угроза: мы сообщим на Капри. Тиберий, правда, не правил (это, кстати, тоже интересное явление: император, который не правит), а сидел на Капри и предавался разнообразным утехам, однако, он очень болезненно относился к любым попыткам поколебать его статус абсолютного властителя, обладающего властью от бога, и избавлялся ото всех своих врагов. То же самое происходило в 1930-е годы в Москве, когда начались печально известные чистки.

— Значит, Пилат вынес решение под влиянием шантажа?

— Пилат осознал угрозу и сделал жест, который стал символом, умыл руки, а потом сказал евреям, что это их дело. Иоанн изображает Пилата трагической фигурой, которую обстоятельства вынудили выйти к толпе. Хотя стоит задуматься, сколько там могло быть народа, несколько сотен человек? Это были не все жители Иерусалима или Палестины, а несколько сотен первосвященников, членов Синедриона и людей, поддавшихся на подстрекательства.

Впрочем, по иронии судьбы, через несколько десятков лет тот же самый Синедрион совершил ужасную ошибку и поддержал восстание, а потом признал лжемессию — Шимона Бар-Кохбу. Булгаков знал об этих событиях и последовал примеру Иоанна и авторов апокрифов, которые изображали Пилата человеком трагической судьбы, который не сумел противостоять обстоятельствам, заставившим его действовать против собственной воли. «Кровавый подбой» плаща имел для него огромное значение, ведь он показывал, что Пилат имеет отношение к императорской власти. Прокуратор — это человек, который представляет как императора, наделившего его полномочиями, так и римский закон в целом. Это может показаться нам странным, но Пилат выносил решения не от своего имени, а от имени императора.

— Значит, чтобы понять решение Пилата, следует осознать всю сложность отношений между ним и императором.

— В романе Булгакова это изображено довольно наглядно, но еще лучше это описано в «Черном маге». Пилат выходит к толпе и поднимает руку в приветствии, которое стало известным в XX веке. На площади воцаряется тишина, слышно, как жужжит муха, Пилата слепит яркое солнце. Он набирает в легкие горячий воздух и кричит «Tiberio imperante!», а все начинают кричать вслед за ним. Потом он поднимает руку еще раз, и вновь воцаряется тишина. Пилат выносит окончательный вердикт по делу Га-Ноцри. Приговаривает его не он, а Тиберий. Хотя император ничего не знал о суде, приговор исходит от него. В этом смысле Пилата действительно можно назвать трагической фигурой. Он должен был принять решение, иначе он лишился бы власти, а, возможно, и жизни. Кто знает, как Тиберий отнесся бы к доносу на прокуратора, пошедшего против его воли. Суд или смерть — такую альтернативу видел Пилат. Поэтому, как я уже сказал, такое значение для него имеет кровавый подбой плаща.

— Как Булгаков, глядя с византийской перспективы на ключевые события, происходившие в Римской империи, переоценивает историю Спасителя? Он реабилитирует Рим или осуждает его? Как угол зрения влияет на интерпретацию?

— В романе Иерусалим I века, то есть де-факто Римская империя I века, ничем не отличается от московской, большевистской империи века XX с ее тайными службами и сетями доносчиков. В книге появляется Афраний, правая рука Пилата и начальник тайной стражи, его можно сравнить с главой НКВД. Это все «царство мира сего». Иисус говорит: «идет князь мира сего, надо Мной у него власти нет». В романе «Мастер и Маргарита» рассказывается именно о царстве «князя мира сего», которое Булгаков изображает так, будто его основа — это осведомители, руководители тайных служб и убийцы.

© CC0 / Public Domain Antonio Ciseri (1821–1891)  / Перейти в фотобанкПонтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима

© CC0 / Public Domain Antonio Ciseri (1821–1891)

Перейти в фотобанк

Здесь мы находим следующее отличие от Евангелия: Иуда в романе не убил себя сам, его зарезали. Это событие попадает на страницы книги будто бы с улиц большевистской Москвы, где люди порой пропадают без следа. Кажется, что Булгаков ставит знак равенства между всеми империями, говоря, что такого рода тоталитарная власть всегда происходит от дьявола.

— Нельзя ли усмотреть в библейской истории Христа и ее литературной интерпретации Булгакова общий историософский мотив, я имею в виду изображение суда как коренной проблемы европейской цивилизации?

— Напомню, что в греческом языке суд называется «κρίσις», от этого слова произошел наш «кризис». Суд — это не нормальная, а кризисная ситуация. Я не знаю, осознавал ли это Булгаков, но, думаю, да. Одновременно следует обратить внимание, что послание романа «Мастер и Маргарита» созвучно идеям Николая Бердяева, который писал, что царство сатаны строится на использовании грязных методов, например, доносительстве. Царство Христа — это любовь, сострадание, чувства, которые в определенном смысле сложно увидеть. Эта мысль прослеживается во всем творчестве Бердяева, например, в «Смысле истории» или «Смысле творчества»: философ подчеркивает, что за всеми неявными разрушительными действиями скрывается дьявол. Булгаков не мог знать работ Бердяева, которые тот написал в эмиграции, но эта тема звучала уже в работах, вышедших в России. Возможно, идеи философа на него повлияли.

— Можно ли сказать, что Христос дает человеку своего рода «двойное гражданство»? Принадлежность к земному царству и Царству Божьему освобождает его из-под тоталитарной юрисдикции?

— Конечно, именно так обозначается граница, за которую не простирается власть Пилата. Текст Евангелия напоминает нам это в словах Иисуса: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (то есть не от императора). Исполнительному римскому чиновнику, который был до этого, как утверждают некоторые источники, легионером, понять это было, видимо, сложно. Типичного римлянина с боевыми заслугами, который был фанатичным воином, назначили в награду прокуратором. Иудея была не очень большой провинцией, но зато он обладал там абсолютной властью. Он мог приговорить любого человека к смерти или стереть с лица земли целый город. Нам сложно понять, какой огромной властью он обладал. Наместник замещал собой императора. И вдруг он встречает нечто, выходящее за рамки его чиновничьих схем: кто-то говорит, что его власть дана свыше, что она происходит «не от мира сего».

Понтий Пилат | Биография, факты, религия, Иисус и смерть

Понтий Пилат

См. все СМИ

Умер после:
36
Должность/Офис:
губернатор (26-36), Иудея

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем наиболее известен Понтий Пилат?

Понтий Пилат был римским префектом (губернатором) Иудеи (26–36 гг. н. э.), который председательствовал на суде над Иисусом и отдал приказ о его распятии.

Что сделал Понтий Пилат?

Как префект Палестины, оккупированной римлянами, он оскорблял религиозные чувства своих еврейских подданных, пропагандируя римскую религию и поклонение императору. Он спровоцировал беспорядки как евреев, так и самаритян во время своего пребывания в должности, а позже ему пришлось предстать перед судом в Риме за жестокость и угнетение.

Как умер Понтий Пилат?

Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , Понтий Пилат покончил с собой по приказу императора Калигулы где-то после 36 г. н.э.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Понтий Пилат , латынь полностью Марк Понтий Пилат , (умер после 36 г. н.э.), римский префект (губернатор) Иудеи (26–36 н.э.) при императоре Тиберии, который председательствовал на суде над Иисусом и дал приказ о его распятии.

Исторические и традиционные описания жизни Понтия Пилата

Согласно традиционным описаниям его жизни, Пилат был римским всадником (рыцарем) самнитского клана Понтий (отсюда его имя Понтий). Он был назначен префектом Иудеи благодаря вмешательству Сеяна, фаворита римского императора Тиберия. (Что его титул был префект подтверждается надписью из Кесарии в древней Палестине). чеканились монеты с языческими религиозными символами. После падения Сеяна (31 г. н. э.) Пилат подвергся более резкой критике со стороны некоторых иудеев, которые, возможно, воспользовались его уязвимостью, чтобы добиться законного смертного приговора Иисусу (Иоанна 19).:12). Самаритяне сообщили о Пилате Вителлию, легату Сирии, после того, как он напал на них на горе Гаризим (36 г. н. э.). Затем ему приказали вернуться в Рим, чтобы предстать перед судом за жестокость и угнетение, особенно по обвинению в том, что он казнил людей без надлежащего суда. Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, Пилат покончил с собой по приказу императора Калигулы.

Пилат в Новом Завете

Суждения о самом человеке должны быть вынесены логически, почти полностью на основе более поздних иудейских и христианских писаний, в основном Иосифа Флавия и Нового Завета. Ссылки Иосифа Флавия кажутся последовательными. Они как бы изображают упрямого, строгого авторитарного римского лидера, который, будучи рациональным и практичным, никогда не знал, как далеко ему следует зайти в том или ином случае. Он спровоцировал бунт как иудеев, так и самаритян. Иосиф Флавий сообщает нам, что «чтобы отменить иудейские законы» и с намерением уменьшить привилегии, которыми до сих пор пользовались евреи, Пилат приказал своим войскам расположиться лагерем в Иерусалиме и послал их в город с изображениями императора, прикрепленными к их знаменам. Когда иудейские представители демонстрировали в Кесарии, городе резиденции Пилата, он угрожал им смертью, если они не откажутся, но когда они показали свою готовность умереть, он приказал убрать изображения. Иосиф Флавий высказывает свое логическое суждение о том, что Пилат «был глубоко тронут их твердой решимостью», что свидетельствует о его собственной силе характера.

Новый Завет предполагает, что Пилат был слабым, нерешительным человеком. Была бы толпа так же счастлива, если бы он освободил Варавву вместо Иисуса в день праздника (Марка 15:6 и далее)? Пилат слабо капитулирует. Его жена сообщает ему откровенный сон, который она видела об Иисусе, и убеждает его «не иметь ничего общего с тем невинным человеком» (Матфея 27:19), и Пилат отказывается от своей ответственности перед императором. В Евангелии от Иоанна (19:7–11) Пилат изображен как принявший христианскую интерпретацию значения имени Иисуса, и он отвергает напоминание иудейских лидеров о том, что у Иисуса всего сказал , что он «царь Иудейский» (19:21). С другой стороны, изображение Иоанна Пилата, выносящего приговор трибунала перед особняком префекта, соответствует типичной римской процедуре. Ясно, что как показатель характера и личности Пилата Новый Завет разрушительен, но он озабочен заботами зарождающихся христианских общин, все более проникающих среди язычников и стремящихся не оскорблять римские власти.

Ранняя церковная традиция, которая благосклонно относилась к Пилату, сохранилась в некоторых церквях до начала 21 века. Он и его жена почитаются в эфиопской православной церкви Теваэдо; их праздник 25 июня.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Майклом Рэем.

Человек, приговоривший Иисуса Христа к смерти

Христос перед Пилатом , Михай Мункачи, 1881, Венгерская национальная галерея; Пилат моет руки , Николаус Мосман, по Матиасу Стому, 1744–1787, Британский музей.

Понтий Пилат — одна из самых противоречивых и в то же время загадочных фигур в истории человечества. Хотя это и не было его намерением, его действия привели к созданию мировой религии. Только подумайте, если бы Иисус Христос не был распят, существовало бы сегодня христианство? Хотя бы в этом масштабе?

В этой статье вы найдете все, что вам нужно знать о Пилате, и даже больше.

 

Кем был Понтий Пилат?

Христос перед Понтием Пилатом, 493–526 гг., Базилика Святого Аполлинера Нуово, виа Европеана.

Пилат Понтий был римским префектом Иудеи, который известен тем, что приговорил Христа к смерти. К сожалению, у историков мало подтвержденных сведений о человеке, который, согласно Евангелию от Матфея, умыл руки перед тем, как отправить Христа на крест.

Существует мало археологических свидетельств существования губернатора. Надпись была обнаружена в 1970-х годах в римском городе Кесария на территории современного Израиля. Большая часть того, что говорится об этой исторической личности, — легенды и неподтвержденные истории, стоящие на грани между историей и верой.

Интриг вокруг Понтия Пилата много — они рассказывают о тайной связи с Иудой и другими апостолами или даже о нераскрытых тайных беседах с Иисусом Христом.

Согласно четырем Евангелиям, Пилат осуждает Иисуса после обвинений еврейского народа. Таким образом, Новый Завет возлагает всю вину за распятие Христа на евреев. Таким образом, римляне сняли с себя любую возможную вину и действовали так, как будто они были людьми, которые попытались бы остановить распятие, если бы был хоть какой-то шанс.

Четыре евангелиста, Якоб Йорданс, ок. 1625-1630, Лувр.

Греческие и римские источники, однако, представляют другое повествование, дополняющее образ Пилата Понтия. Он был жестоким, безжалостным и знал, как делать свою работу. Он правил одной из самых неспокойных провинций Римской империи – Иудеей, на протяжении 10 лет, что по тем временам было невероятно долгим сроком. Это дает достаточно доказательств его невероятных лидерских качеств.

 


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АРТИКУЛ:


Понтий Пилат в Иудее

Римский акведук в Кесарии.

Когда он прибыл в Иудею, обязанности Пилата были преимущественно военными. Он поддерживал мирную обстановку в римской провинции. Приятно знать, что столицей была Кесария Приморская, а не Иерусалим, как вы можете подумать.

Как и всякий римлянин, Пилат Понтий был чрезвычайно религиозным человеком. Два были отличительными чертами римлян – они были беспощадными воинами во время битвы и чрезвычайно благочестивыми в отношении соблюдения таинств своим богам.

Для римлян религия была стержнем их существования, и Пилат ничем не отличался от этого описания. Для всех правителей империи культ богов и политика были полностью слиты.

Бронзовая монета Понтия Пилата, 30-31 гг. н.э., Британский музей.

Среди немногочисленных свидетельств правления Пилата — надпись, воздвигнутая в Кесарии во времена императора Тиберия. Монеты, отчеканенные в это время, также доказывают, что Понтий Пилат — историческая личность.

 

Первые приказы Понтия Пилата в Иудее

Пилат моет руки , Николаус Мосман, по Матиасу Стому, 1744-1787, Британский музей.

Согласно римским источникам, Пилат далек от христианского образа, приписываемого ему в Библии. Он умел наводить ужас на толпу и поддерживать порядок на непокорной территории.

Его первые действия в качестве прокурора в Иудее едва не закончились кровавой баней. Он приказал отправить римских солдат в Иерусалим. Однако флаги, которые они несли, нарушали первые две из Десяти заповедей. Обиженные евреи протестовали перед Пилатом, который планировал способы отпугнуть их.

Римлянин подавил недовольство инсценировкой столкновения. Пилат приказал своим солдатам обнажить мечи, как только он приведет иудеев в свой дворец. Он надеялся, что они сбегут. Наоборот, евреи падали на колени, не пытаясь дать отпор или спастись.

Смысл этого был в том, что они скорее погибнут, чем смирятся с тем, что римляне могут принести флаги, нарушающие закон Моисея. Поскольку его основной задачей было поддержание мира среди населения, Пилат отступил.

 

Роль Пилата в истории Иисуса

Таинство рукоположения , Николя Пуссен , ок. 1636-1640, Художественный музей Кимбелла .

Истина в том, что Иисус не был первым Мессией, появившимся в Иудее. До него были другие, с другими новыми религиозными убеждениями. Римляне знали о них и всегда следовали им. Суд над Иисусом начался на основании обвинений, выдвинутых ведущими деятелями общества. Это доказывает, что иерусалимская аристократия приложила руку к распятию Иисуса Христа.

После Тайной вечери Иисуса арестовали в Гефсиманском саду. Существует множество различных версий фактического осуждения Христа. По одной из них, он был осужден уже на следующий день по приказу Пилата. После приговора Пилат умыл руки и прочитал несколько молитв богам, что было обычной практикой для римских правителей начинать день.

Христос перед Пилатом, Якопо Тинторетто, 1566-1567, Scuola Grande di San Rocco

По другой версии, до фактического осуждения было несколько судебных процессов. Что еще интереснее, говорят, что Пилат почти согласился отпустить Иисуса во время одного из процессов. Другие источники утверждают, что Пилат считал Иисуса невиновным и даже говорил об этом, когда его арестовывали. Согласно другим историям, Пилат не принял истину о невиновности Иисуса просто потому, что слишком боялся за себя и свое положение в Римской империи.

На самом деле мы мало знаем о Понтии Пилате. Однако мы знаем, что он существовал и был префектом Иудеи в то время, когда Иисус был осужден и распят. Историки и археологи должны раскрыть настоящую правду об одной из самых важных фигур в истории человечества.

 

Исчезновение Понтия Пилата

Христос перед Пилатом , Михай Мункачи, 1881, Венгерская национальная галерея

Почти ничего не говорится о Пилате после его 10-летнего правления Иудеей. Его отправили обратно в Рим, где он буквально исчез. После его возвращения о нем ничего не писалось.

Некоторые считают, что он был казнен императором Калигулой или сослан после того, как его последние годы правления были неудачными. Другие истории рассказывают, что в конце концов он принял христианство и даже пытался обратить императора в ту же веру. Насколько нам известно, он мог даже получить другую должность и продолжить свою жизнь в Римской империи.

 

Понтий Пилат в искусстве

«Что такое истина?» Христос и Пилат , Ге Николай Николаевич, 189 лет0, Третьяковская галерея.

Изображения Понтия Пилата в искусстве были очень популярны с раннехристианских времен, в основном после 4 века н.э., и вплоть до настоящего времени.

Его обычно изображают с Иисусом Христом или моющим руки от вины. Хотя есть много произведений искусства, посвященных этой теме, одним из самых странных изображений Пилата, моющего руки, является картина Дж.М.В. Тернер. Работа была сделана в 1830 году, но ее использование цвета можно было назвать импрессионистским в то время, когда импрессионизма не существовало.

Еще одно известное, а также противоречивое изображение Иисуса с Пилатом — « Что есть истина » Николая Ге (1890).