ЛАЗАРЬ | это… Что такое ЛАЗАРЬ?

ЛАЗАРЬ

(греч. Λ’αζαρος, от евр. ‘е1 ‘âzâr, «бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л.- житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Л. — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Л. многозначительно предваряется «страсти Христовы».

Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.

с. с. Аверинцев.

 

 

Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи

имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. Лазарь Четверодневный. Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21). После смерти Л. отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое;

ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).

Фигура Л. как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых;

вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л. » со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).

С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы дель Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Воскрешение Лазаря. 1304-1306 гг.

ЛАЗАРЬ — это что такое ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ

(греч. Λ’αζαρος, от евр. ‘е1 ‘âzâr, «бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л.- житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Л. — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Л. многозначительно предваряется «страсти Христовы».
Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.
с. с. Аверинцев.

Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи
имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см.Лазарь Четверодневный. Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21). После смерти Л. отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое;
ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).
Фигура Л. как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых;
вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы дель Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Воскрешение Лазаря. 1304-1306 гг.

Синонимы:

имя, нищий, попрошайка

Лазарь | Библейские рассказы, описание и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Кем был Лазарь в Библии? —

Значение имени «Lazarus»

Имя Lazarus использовалось для самых разных названий — от рок-н-ролльного альбома Дэви Боуи до видеоигры. Название вызывает образы преодоления смерти и восходит к отрывку из Библии.

Имя Лазарь на греческом языке равно Лазарос , происходящее от древнееврейского Елеазар , что означает «Он (Бог) помог». Давайте вернемся к библейской истории о Лазаре, чтобы увидеть, как Бог помог ему.

Кем был Лазарь в Библии? Лазарь был другом Иисуса и братом Марии и Марфе. Это Мария помазала миром Господа и отерла волосами своими ноги, брат которой Лазарь был болен. Тогда сестры послали к нему сказать: «Господи, тот, кого ты любишь, болен». Но когда Иисус услышал это, он сказал: «Эта болезнь не ведет к смерти. Она во славу Божию, да прославится через нее Сын Божий». (Иоанна 11:1-4)

История Лазаря появляется в 11-й главе Иоанна, когда посланник появляется там, где служил Иисус, и просит Иисуса немедленно прийти в дом больного человека. Лазарь жил в соседнем городе Вифании, в двух милях к юго-востоку от Иерусалима, и был братом Марфы и Марии.

Иисус ранее навещал трех братьев и сестер и наслаждался гостеприимством семьи. Его сестра Мэри сидела у ног Учителя и слушала его слова. Марфа, сестра Марии, пожаловалась Иисусу, что ее сестре нужно помогать ей на кухне (Луки 10:38-42).

Когда Иисус получил приглашение, посланник сказал Иисусу, что Лазарь: «Тот, кого ты любишь, болен». Эта фраза «Тот, кого ты любишь» очень важна. Да, Иисус любил всех, с кем встречался, но слова намекают на то, что Иисус и Лазарь были настоящими друзьями. Он гостил у Лазаря и его сестер в их доме и преломлял с ними хлеб.

И, возможно, именно из-за этой близости Иисус решил использовать свои отношения с Лазарем, чтобы продемонстрировать свою силу. Поэтому вместо того, чтобы мчаться к постели своего друга, он оставался там еще два дня, прежде чем решил отправиться в Вифанию и разбудить своего друга.

В нашем человеческом сознании эта задержка могла показаться безразличной, но помните, что Иисус был воплощением Бога и знал продолжительность жизни Лазаря. Иисус не торопился, прежде чем отправиться в Вифанию, зная, что еврейская культура считала человека мертвым через три дня. Ждал ли Он, чтобы окружающие Лазаря не сомневались, что их друг ушел? Очень возможно.

«И когда Иисус пришел, он нашел, что Лазарь был во гробе уже четыре дня. Вифания была недалеко от Иерусалима, примерно в двух милях, и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их относительно их брата Когда Марфа услышала, что Иисус идет, она пошла и встретила Его, а Мария осталась сидеть в доме. Марфа сказала Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь у Бога, даст тебе Бог» 9.0144 (Иоанна 11:17-22)

Иисус сказал ей: «Воскреснет брат твой». Марфа сказала ему: «Я знаю, что он воскреснет в воскресении, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, если и умрет, все же будет жить, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет никогда. Ты веришь этому?» Она сказала ему: «Да, Господи, я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». (Иоанна 11:23-27)

Лазарь был тем, кто «Иисус плакал» Ибо

Иисус, даже зная о хорошем исходе, оплакивал своего друга. Можете ли вы представить себе настолько настоящую дружбу, чтобы Сын Божий стоял у вашей могилы со слезами на глазах? Лазарь, должно быть, был великим человеком.

Когда Иисус увидел ее плачущей и плачущих иудеев, пришедших с нею, Он глубоко растрогался духом и сильно смутился. И он сказал: «Где ты положил его?» Они сказали Ему: «Господи! иди и посмотри». Иисус плакал. И сказали иудеи: «Смотрите, как он любил его!» Но некоторые из них сказали: «Не мог ли Тот, кто открыл глаза слепому, уберечь и этого человека от смерти?» (Иоанна 11:33-37, курсив мой)

Иисус воскресил Лазаря из мертвых.

Затем, когда Иисус опечалился, Он подошел к гробнице и позвал своего умершего друга: «Лазарь, выйди». Тотчас из гроба явился Лазарь. Иисус выбрал Лазаря, чтобы продемонстрировать Свою силу, поскольку он предсказал, что произойдет с Ним на Пасху.

«Тогда Иисус, снова глубоко тронутый, подошел ко гробу. Это была пещера, и камень лежал против нее. Иисус сказал: «Возьми камень». Марфа, сестра умершего, сказала ему: «Господи, к этому времени будет запах, потому что он был мертв четыре дня.» Иисус сказал ей: «Разве Я не говорил тебе, что, если ты уверуешь, то увидишь славу Божию?» Итак, они взяли камень.Иисус поднял глаза и сказал: «Отец, я благодарю тебя, что ты услышал меня. Я знал, что Ты всегда слышишь меня, но сказал это для людей, которые стояли вокруг, чтобы поверили, что Ты послал меня. Сказав это, возопил громким голосом: Лазарь! «Вышел человек, который умер, его руки и ноги были связаны льняными лентами, а лицо его было обернуто платком. Иисус сказал им: развяжите его и отпустите». (Иоанн 11:38-44)

Этот мощный инцидент расстроил фарисеев и первосвященников, которые чувствовали, что теряют контроль над своим народом. Они опасались, что этот человек, творящий знамения и чудеса, вызовет проблемы у римлян. Сразу после этого чуда эти злые лидеры задумали убить Иисуса, и, как говорит нам Библия, им удалось Его распять.

Скорее всего, Лазарь прожил годы после смерти Иисуса, чтобы всегда носить на себе печать воскресшего человека. (Иисус воскресил двух других людей, но это произошло сразу после их смерти). Какая честь для Лазаря не только воскреснуть из мертвых, но и стать последним большим чудом, когда-либо совершенным Иисусом. Лазарь, должно быть, провел остаток своей жизни, рассказывая эту историю всем, кто хотел слушать. Те, кто ненавидел Иисуса, презирали его историю, но те, кто любил Его, имели надежду на воскресение в образе человека по имени Лазарь.


Кэрол Стрэттон — писательница, репортер и фрилансер. Кэрол написала 500 статей, две книги « Изменение почтовых индексов » и отмеченный наградами дебютный роман « Сдача озера » (вдохновленный ее работой со студентами-аутистами).