Лица умерших людей: Лица умерших в наши дни людей: psyteaman — LiveJournal
Содержание
Тайна смерти прячется под масками
Общество
8967
Поделиться
Он — единственное частное лицо в России, обладающее такой ценной коллекцией посмертных масок. Попасть в его мастерскую, где на железных крюках висят мертвые лики великих, — дорогого стоит. Копировать не дает.
Зато с удовольствием говорит о тайнах, зашифрованных в последних портретах знаменитых соотечественников. Посмотреть на смерть в чистом виде, которая сама по себе величайшая из земных загадок, отправился спецкор “МК”.
Отыскать в Санкт-Петербурге хозяина частной коллекции оказалось задачей не из простых.
— А он не умер? — простодушно спросил молодой голос по телефону питерского Дома художников.
— Да не-е… Выставляется. Кажется, в Лондоне. Да ему уже, наверное, лет сто, — ответил второй постарше.
— Дракула. Сидит в окружении покойников.
— Не-е… Покойники в мастерской. А его тут давно не было.
— Сын его работает в Эрмитаже. Попробуйте найти через него.
Заслуженный художник России Анатолий Давыдов живет так долго, что коллекция накопилась сама по себе. И какая! Даже непонятно, чего больше побаиваются окружающие, — значимости фигур, чьи посмертные маски собрал Анатолий Захарьевич, или того, что гипсовые слепки снимались с мертвецов.
Геометрия смерти
Дом на набережной Невы. Решетчатый лифт старого образца с противным скрипом тащит до нужного этажа. Полумрак в подъезде такой, что я не сразу замечаю стоящего у стены человека.
— А я вышел вас встречать, — на лестничной площадке Давыдов собственной персоной. — Жильцы этого дома ненавидят друг друга. Таковы художники. Мы эгоисты и любим по-настоящему только свое искусство. И говорите громче: 84 года, знаете ли, слух не обостряют. Итак, вас интересуют мои маски?
Я много портретировал известных людей. Часто приходилось писать тех, кто уже ушел в мир иной. То есть рисовал не с натуры, а пользуясь фотографиями, репродукциями и, конечно, посмертными масками. Последние наиболее, на мой взгляд, ценны для художника. Фотографии не дают объемного представления. Маски же можно держать в руках, щупать… Их даже можно оживить.
— Это как?
— Если подсветить маску пламенем свечи с обратной стороны, она оживает. Все чувства и эмоции — как на ладони. Кстати, вы никогда не слышали об одной особенности? Маски, снятые с живых людей, кажутся мертвыми. А с мертвых — наоборот, живыми. Парадокс.
Слово “маска” произошло от производной французского masque с арабским masћara и означает буквально “насмехаться”. Выходит, посмертная маска — это смех над смертью? Поначалу их делали, чтобы украсить снаружи гробницу вельможи. Потом — на память об ушедшем человеке. В прагматичное время XIX—XX веков посмертные маски здорово облегчали жизнь скульпторам. Впрочем, и в них есть доля грустной романтики. Художники, к примеру, давно подметили занятную деталь. Смерть делает человеческое лицо симметричным, что редко встретишь у живых людей. В этом ее страшная, но абсолютно правильная красота.
— Главное — не опоздать сделать слепок, — говорит Анатолий. — Мертвый человек меняется. Уже через сутки черты его лица заостряются. Если же слепок выполнить вовремя, можно “поймать дух”. После смерти на лице человека некоторое время живет последняя бесконтрольная и потому самая искренняя эмоция. Она-то и ценна для художника. Смерть — загадка великая. Гипсовая маска — ее главный документ.
— “Документы смерти” как-то действуют на живых?
— Я жил и работал с ними бок о бок 40 лет. Хотел я того или нет, но все время встречался с ними глазами. Значит, какое-то воздействие они на меня имеют. Я с ними сроднился.
Последний портрет
Коллекция посмертных масок занимает львиную долю мастерской Давыдова. Он их поделил на любимые и… просто маски. Последние упек на второй этаж. На ржавой, плохо прокрашенной трубе здесь висят Горький, Ленин, Маяковский, Свердлов.
В любимой части — Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белинский, Есенин, Суворов, Толстой, Блок. Единственная прижизненная маска в коллекции — это выполненный зодчим Растрелли слепок лика Петра Первого. Интересно, знаменитые мертвецы не поворачиваются в гробах от такого вопиющего соседства?
— Леночка, вы видели когда-нибудь нечто подобное? — хитро улыбается коллекционер.
— Нет, — признаюсь я.
— Тогда вам неслыханно повезло.
Несомненно. Точность исполнения ликов настолько ювелирна, что кажется, великие покойники просто уснули на часок-другой. Их внешний вид портят разве что многочисленные шрамы. Давыдов говорит, что настоящий посмертный слепок всегда содержит эти уродливые швы — без них не достигнешь фотографической четкости рельефа.
Анатолию Захарьевичу тяжело подниматься на второй этаж, и я остаюсь среди мертвых ликов одна.
Жутковатое чувство. Но оторвать взгляд невозможно. Они завораживают.
По словам Давыдова, способов раздобыть посмертные маски много. Свои “экспонаты” он доставал, покупал, получал в подарок. Теперь брать негде. Слепки давно не делают — то ли великих нет, то ли мода на посмертные маски ушла безвозвратно.
Копировать никому не дает: вдруг потеряют или разобьют?
— А как они все странно уходили…
Немые свидетели
Маски Давыдов читает как книги. По смерти видит жизнь.
— Есенин у меня давно. Первое, что бросилось в глаза, — разбитый лоб поэта. Маска скорбная. Это плакавший и уже отплакавшийся человек. Горькая улыбка говорит: “Вот и все”. Опухшие глаза, лицо в морщинах… Я будто вижу, как заходят крепкие ребята из ЧК и бьют его, бьют! Поэтому, несмотря на всевозможные экспертизы и уверения о том, что Сергей Есенин повесился сам, я в это не верю.
Вмятина на маске великого русского поэта действительно глубока — по ширине уместилось два моих пальца. Вряд ли горячая труба отопления может оставить такой ожог на лбу человека…
Соседи рязанского гения менее интересны. Горький не похож на буревестника революции. А Ленин и вовсе безучастен.
— Анатолий Захарьевич, а что вы думаете об этих двоих?
— Горький — хитрый мужик. Всю жизнь приспосабливался. Хотя его маска неудачна. Придворный скульптор Меркуров намеренно облагородил и “прилизал” посмертный слепок писателя. Ленин, сделанный им же, тоже не похож на человека. Это куклы. И потому неинтересны.
Смотрите лучше сюда. Не правда ли, Чайковский необычайно красив и аристократичен? Его жизненный путь оборвала холера. В детстве великий композитор жаловался матери, что постоянно слышит музыку.
Такое ощущение, что он слышал ее и умирая. Его маска — лик уставшего и много повидавшего человека, разглядывающего что-то внутри себя самого.
— А как страшны были последние дни Блока! — Давыдов переходит к следующему “экспонату”. — Незадолго до его смерти на публичном выступлении в Москве кто-то из зала крикнул: “Ты мертв как поэт!” Блок ответил утвердительно.
Блок в профиль — вылитый Иисус Христос, каким мы его себе представляем. Умер он в 42 года и тоже странно. Я был в квартире, в которой он отошел в мир иной, видел печь, на которую он смотрел умирая. За эту печь поэт закидывал пузырьки с лекарствами, отказываясь их принимать. Однажды приехала его мама, с которой они не очень ладили.
— Мама, я умру? — спросил он.
— Да, — коротко бросила она.
Александр расплакался как ребенок, а через час поэта не стало. Потом за печкой нашли пузырьки. Но кому надо было отдавать их на экспертизу? Тем не менее она могла бы прояснить хотя бы то, почему он избавлялся от лекарств. Не хотел жить или предполагал, что его отравят?..
Похоронили его сначала на Смоленском кладбище. Я часто захаживал к Блоку. Недалеко похоронены мои деды.
Мертвые души
Маска Якова Свердлова — воплощение страха. Палач последней царской семьи и правая рука Ленина не хотел умирать. Кажется, он плакал и проклинал судьбу.
Впрочем, страх смерти кажется нормальным человеческим состоянием. Но не для всех.
Гипсовые усмешки застыли на губах посмертных масок писателя Гоголя, полководца Суворова и философа Белинского.
— Не потому ли Николай Васильевич ухмыляется, — рассуждает Давыдов, — что совершил самый красивый свой обман? По маске видно, что он не умер. Он не хотел жить. Это же разные вещи. Гоголь не принимал лекарств, стыл и холодел в постели нарочно. Свою последнюю книгу, второй том “Мертвых душ”, сжег. И себя вместе с нею. А маска… Его последний портрет — портрет гениального сатирика, доигравшего последние секунды самой последней в жизни своей комедии.
С Виссарионом Белинским, напротив, все странно. Он жил в самом центре Петербурга. Умер от чахотки. Это видно по маске: исхудавшее лицо и понимание того, что болезнь его “доедает”. И парадокс ведь какой: болел серьезно, по жизни был очень серьезным человеком, а смерть встретил с ухмылочкой.
Александр Суворов улыбается только краем губ, но даже так видно, сколько ядовитости и острословия в нем было. Такому только попадись на зубок! Великий полководец, любимец солдат, несчастливый муж, шутник и чудак. Забытый и отлученный, он умирал в доме родственника на Крюковом канале. Царь потребовал отчет, на что Суворов ответил графу Кутаисову (которого терпеть не мог), что готовится дать отчет царю небесному, а на земного времени уже не осталось.
— Есть ли из масок любимая?
— Пушкин, — ни секунды не медля, отвечает художник. — Посмертный слепок его лица — самое ценное мое приобретение. Александр Сергеевич здесь горестен и прекрасен одновременно. Он будто хотел что-то сказать, но уже не хватило сил.
Видите дефект? Не все знают, что правый глаз у Пушкина вытек незадолго до смерти. Он мучился в судорогах. Старался не кричать. Не хотел, чтоб жена слышала его стоны. Глаз лопнул, вероятно, от перенапряжения.
Иногда бывает, что посмертные слепки, сами того не желая, выдают интимные секреты своих “первоисточников”. К примеру, недобрую шутку сыграла маска с Анной Ахматовой. “Царскосельская веселая грешница” под финал жизни носила зубные протезы — обе челюсти были вставными. Когда с лица поэтессы делали посмертную маску, искусственные челюсти поставить забыли. В итоге на последнем портрете Анны Андреевны рот оказался печально проваленным.
Долго мучаюсь некорректностью возникшего в голове вопроса, но все-таки набираюсь смелости спросить у художника, как бы он отнесся к идее собственной посмертной маски.
— Не знаю… Кому она может понадобиться? Эти люди — прошлое нашей страны. Они великие. Мы их сегодня столько вспоминали, что уже пора и помянуть. Водочкой. Это хороший обычай. Им было бы приятно.
СПРАВКА «МК»
Заслуженный художник России Анатолий Давыдов родился в Петрограде в 1923 году. Считается одним из самых талантливых отечественных портретистов. В данный момент его работы экспонируются в Лондоне в рамках выставки “Русский портрет”.
Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски. Первые посмертные маски относятся к эпохе неолита. В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и т.п.
Подписаться
Авторы:
- org/Person»>
Елена Михайлина
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно
Фото
26322
Рязань
Анастасия Батищева
Почему нельзя заливать растворимый кофе кипятком
7833
Калмыкия
«Я уже не вернусь»: расшифрованный медальон из зоны СВО помог вернуть родным пропавшего в 1942 солдата
Фото
5832
Красноярск
Владислав Пирогов
Внезапное богатство и головокружительный роман: гороскоп на 2023 год для всех знаков зодиака
Фото
5707
Псков
Как отвадить мышей от дачного домика: простой совет без ядов и мышеловок
4548
Калмыкия
Мэр Махачкалы Салман Дадаев: итоги четырёх лет работы
3745
Дагестан
В регионах:Ещё материалы
Психолог дала совет, что делать со страницей умершего человека в соцсетях – Москва 24, 27.
11.2020
27 ноября 2020, 17:46
Общество
Социальная сеть «ВКонтакте» объявила о том, что теперь на страницах умерших пользователей появится специальная отметка. Она будет отображаться вместо даты и времени последнего визита. Схожая опция существует и в других популярных соцсетях. Разбираемся, что происходит со страницами умерших людей, а также нужно ли их удалять.
Фото: depositphotos/[email protected]
«Страница умершего человека»
Специальную отметку на странице умершего человека в соцсети «ВКонтакте» могут попросить поставить его родственники. Но только в том случае, если предоставят в техподдержку фото свидетельства о смерти.
Мы добавили специальное обозначение страниц умерших пользователей. Теперь вместо даты и времени последнего визита в соцсети «ВКонтакте» пользователи увидят в профиле надпись: «Страница умершего человека».
пресс-служба соцсети «ВКонтакте»
Отмечается, что надпись другим пользователям будет видна только на странице. В поиске и списках друзей она не отобразится. Если же родственники не хотят оставлять профиль покойного, то его могут удалить. Соцсеть «ВКонтакте» работает со страницами умерших с 2011 года. Раньше родственники могли через техподдержку «законсервировать» профиль, чтобы он оставался без изменений, или же удалить его.
Подобная опция существует и в социальной сети «Одноклассники». Там по запросу родственников страницу умершего могут скрыть или сохранить, добавив памятную черную ленту и сделав аватар в черно-белом стиле. Во втором варианте она станет доступна только друзьям.
Надпись «Светлая память» рядом с именем умершего появляется и в Instagram. После установки памятного статуса никто не сможет менять в аккаунте публикации или информацию. Особый статус профилю покойного придают и в Facebook. Кроме того, в соцсети есть возможность при жизни назначить хранителя страницы. Он получит право добавлять в друзья, а также менять аватар и фото обложки.
Еще в ноябре 2016 года сообщалось, что только в Facebook уже около 20 миллионов страниц умерших пользователей. Предположительно, число таких профилей может превысить количество аккаунтов живых людей уже к 2065 году.
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Денисов Максим
Удалить или оставить?
Генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин рассказал Москве 24, что мощностей социальных сетей хватит для того, чтобы и пополняться новыми пользователями, и хранить страницы умерших людей.
«Чисто технически социальные сети – нагрузоемкие пространства. Но в первую очередь за счет видео и фото, а уже после за счет текстов. Так, один ролик, размещенный на странице, весит примерно столько же, сколько и половина аккаунта, если считать только картинки и текст. Если на страницах, которые уже не используются, удалять все видео, их точно можно хранить очень долго», – говорит эксперт.
Щельцин привел в пример YouTube, куда только одних видео, которые набирают меньше 10 просмотров, в день «заливают» миллионы часов. Однако даже при таком объеме информации мощностей сервиса хватает для стабильной работы. Аналогичная история и с другими социальными сетями, считает собеседник Москвы 24.
Уже сейчас в Facebook есть все мощности, чтобы стабильно работать в 2065 году, когда, по прогнозам, количество страниц умерших пользователей превысит число живых.
Арсений Щельцин
гендиректор АНО «Цифровые платформы»
Рассуждая об этической стороне вопроса, социальный психолог Наиля Бирарова в разговоре с Москвой 24 отметила, что близкие умершего будут еще больше испытывать боль, заходя на его страницу в соцсети.
«Думаю, эти страницы оставляют для того, чтобы возвращаться к тем живым чувствам, которые были. Чтобы помнить и не забывать. Это больше делается для живых, для родственников ушедших из жизни. Может быть, так им легче знать, что они не одни в своем горе», – говорит она.
Тем не менее, если слишком углубляться в воспоминания, это может привести к затяжной депрессии. Поэтому аккаунт лучше удалить, считает специалист.
Кроме того, те, у кого в друзьях остались умершие пользователи, зачастую потом не решаются их удалять, даже если это были малознакомые люди. По словам психолога, здесь срабатывает чувство вины.
Соцсеть – это жизнь человека. Удалив страницу, многие начинают думать, что таким образом забывают умершего, начинают все с чистого листа. Это чувство вины из-за того, что есть чувство предательства.
Наиля Бирарова
социальный психолог
В такой ситуации специалист советует дать себе время на то, чтобы пережить эту ситуацию, после чего принимать решение об удалении страницы из друзей.
Камзин Никита
общество технологии
Морган и лица мертвецов
Ленни Джеймс в роли Моргана Джонса — «Ходячие мертвецы» 8 сезон, 14 серия На панели «Ходячие мертвецы» обсуждается полный контроль Альфы над Шепчущими Соня Ирина
Мнение
J.C.