Тайна смерти прячется под масками

Общество

8967

Поделиться

Он — единственное частное лицо в России, обладающее такой ценной коллекцией посмертных масок. Попасть в его мастерскую, где на железных крюках висят мертвые лики великих, — дорогого стоит. Копировать не дает.

Зато с удовольствием говорит о тайнах, зашифрованных в последних портретах знаменитых соотечественников. Посмотреть на смерть в чистом виде, которая сама по себе величайшая из земных загадок, отправился спецкор “МК”.

Отыскать в Санкт-Петербурге хозяина частной коллекции оказалось задачей не из простых.

— А он не умер? — простодушно спросил молодой голос по телефону питерского Дома художников.
— Да не-е… Выставляется. Кажется, в Лондоне. Да ему уже, наверное, лет сто, — ответил второй постарше.
— Дракула. Сидит в окружении покойников.
— Не-е… Покойники в мастерской. А его тут давно не было.
— Сын его работает в Эрмитаже. Попробуйте найти через него.

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов живет так долго, что коллекция накопилась сама по себе. И какая! Даже непонятно, чего больше побаиваются окружающие, — значимости фигур, чьи посмертные маски собрал Анатолий Захарьевич, или того, что гипсовые слепки снимались с мертвецов.

Геометрия смерти

Дом на набережной Невы. Решетчатый лифт старого образца с противным скрипом тащит до нужного этажа. Полумрак в подъезде такой, что я не сразу замечаю стоящего у стены человека.

— А я вышел вас встречать, — на лестничной площадке Давыдов собственной персоной. — Жильцы этого дома ненавидят друг друга. Таковы художники. Мы эгоисты и любим по-настоящему только свое искусство. И говорите громче: 84 года, знаете ли, слух не обостряют. Итак, вас интересуют мои маски?

Я много портретировал известных людей. Часто приходилось писать тех, кто уже ушел в мир иной. То есть рисовал не с натуры, а пользуясь фотографиями, репродукциями и, конечно, посмертными масками. Последние наиболее, на мой взгляд, ценны для художника. Фотографии не дают объемного представления. Маски же можно держать в руках, щупать… Их даже можно оживить.

— Это как?

— Если подсветить маску пламенем свечи с обратной стороны, она оживает. Все чувства и эмоции — как на ладони. Кстати, вы никогда не слышали об одной особенности? Маски, снятые с живых людей, кажутся мертвыми. А с мертвых — наоборот, живыми. Парадокс.

Слово “маска” произошло от производной французского masque с арабским masћara и означает буквально “насмехаться”. Выходит, посмертная маска — это смех над смертью? Поначалу их делали, чтобы украсить снаружи гробницу вельможи. Потом — на память об ушедшем человеке. В прагматичное время XIX—XX веков посмертные маски здорово облегчали жизнь скульпторам. Впрочем, и в них есть доля грустной романтики. Художники, к примеру, давно подметили занятную деталь. Смерть делает человеческое лицо симметричным, что редко встретишь у живых людей. В этом ее страшная, но абсолютно правильная красота.

— Главное — не опоздать сделать слепок, — говорит Анатолий. — Мертвый человек меняется. Уже через сутки черты его лица заостряются. Если же слепок выполнить вовремя, можно “поймать дух”. После смерти на лице человека некоторое время живет последняя бесконтрольная и потому самая искренняя эмоция. Она-то и ценна для художника. Смерть — загадка великая. Гипсовая маска — ее главный документ.

— “Документы смерти” как-то действуют на живых?

— Я жил и работал с ними бок о бок 40 лет. Хотел я того или нет, но все время встречался с ними глазами. Значит, какое-то воздействие они на меня имеют. Я с ними сроднился.

Последний портрет

Коллекция посмертных масок занимает львиную долю мастерской Давыдова. Он их поделил на любимые и… просто маски. Последние упек на второй этаж. На ржавой, плохо прокрашенной трубе здесь висят Горький, Ленин, Маяковский, Свердлов.

В любимой части — Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белинский, Есенин, Суворов, Толстой, Блок. Единственная прижизненная маска в коллекции — это выполненный зодчим Растрелли слепок лика Петра Первого. Интересно, знаменитые мертвецы не поворачиваются в гробах от такого вопиющего соседства?

— Леночка, вы видели когда-нибудь нечто подобное? — хитро улыбается коллекционер.
— Нет, — признаюсь я.
— Тогда вам неслыханно повезло.

Несомненно. Точность исполнения ликов настолько ювелирна, что кажется, великие покойники просто уснули на часок-другой. Их внешний вид портят разве что многочисленные шрамы. Давыдов говорит, что настоящий посмертный слепок всегда содержит эти уродливые швы — без них не достигнешь фотографической четкости рельефа.

Анатолию Захарьевичу тяжело подниматься на второй этаж, и я остаюсь среди мертвых ликов одна.
Жутковатое чувство. Но оторвать взгляд невозможно. Они завораживают.

По словам Давыдова, способов раздобыть посмертные маски много. Свои “экспонаты” он доставал, покупал, получал в подарок. Теперь брать негде. Слепки давно не делают — то ли великих нет, то ли мода на посмертные маски ушла безвозвратно.

Копировать никому не дает: вдруг потеряют или разобьют?

— А как они все странно уходили…

Немые свидетели

Маски Давыдов читает как книги. По смерти видит жизнь.

— Есенин у меня давно. Первое, что бросилось в глаза, — разбитый лоб поэта. Маска скорбная. Это плакавший и уже отплакавшийся человек. Горькая улыбка говорит: “Вот и все”. Опухшие глаза, лицо в морщинах… Я будто вижу, как заходят крепкие ребята из ЧК и бьют его, бьют! Поэтому, несмотря на всевозможные экспертизы и уверения о том, что Сергей Есенин повесился сам, я в это не верю.

Вмятина на маске великого русского поэта действительно глубока — по ширине уместилось два моих пальца. Вряд ли горячая труба отопления может оставить такой ожог на лбу человека…

Соседи рязанского гения менее интересны. Горький не похож на буревестника революции. А Ленин и вовсе безучастен.

— Анатолий Захарьевич, а что вы думаете об этих двоих?

— Горький — хитрый мужик. Всю жизнь приспосабливался. Хотя его маска неудачна. Придворный скульптор Меркуров намеренно облагородил и “прилизал” посмертный слепок писателя. Ленин, сделанный им же, тоже не похож на человека. Это куклы. И потому неинтересны.

Смотрите лучше сюда. Не правда ли, Чайковский необычайно красив и аристократичен? Его жизненный путь оборвала холера. В детстве великий композитор жаловался матери, что постоянно слышит музыку.

Такое ощущение, что он слышал ее и умирая. Его маска — лик уставшего и много повидавшего человека, разглядывающего что-то внутри себя самого.

— А как страшны были последние дни Блока! — Давыдов переходит к следующему “экспонату”. — Незадолго до его смерти на публичном выступлении в Москве кто-то из зала крикнул: “Ты мертв как поэт!” Блок ответил утвердительно.

Блок в профиль — вылитый Иисус Христос, каким мы его себе представляем. Умер он в 42 года и тоже странно. Я был в квартире, в которой он отошел в мир иной, видел печь, на которую он смотрел умирая. За эту печь поэт закидывал пузырьки с лекарствами, отказываясь их принимать. Однажды приехала его мама, с которой они не очень ладили.

— Мама, я умру? — спросил он.
— Да, — коротко бросила она.

Александр расплакался как ребенок, а через час поэта не стало. Потом за печкой нашли пузырьки. Но кому надо было отдавать их на экспертизу? Тем не менее она могла бы прояснить хотя бы то, почему он избавлялся от лекарств. Не хотел жить или предполагал, что его отравят?..

Похоронили его сначала на Смоленском кладбище. Я часто захаживал к Блоку. Недалеко похоронены мои деды.

Мертвые души

Маска Якова Свердлова — воплощение страха. Палач последней царской семьи и правая рука Ленина не хотел умирать. Кажется, он плакал и проклинал судьбу.

Впрочем, страх смерти кажется нормальным человеческим состоянием. Но не для всех.

Гипсовые усмешки застыли на губах посмертных масок писателя Гоголя, полководца Суворова и философа Белинского.

— Не потому ли Николай Васильевич ухмыляется, — рассуждает Давыдов, — что совершил самый красивый свой обман? По маске видно, что он не умер. Он не хотел жить. Это же разные вещи. Гоголь не принимал лекарств, стыл и холодел в постели нарочно. Свою последнюю книгу, второй том “Мертвых душ”, сжег. И себя вместе с нею. А маска… Его последний портрет — портрет гениального сатирика, доигравшего последние секунды самой последней в жизни своей комедии.

С Виссарионом Белинским, напротив, все странно. Он жил в самом центре Петербурга. Умер от чахотки. Это видно по маске: исхудавшее лицо и понимание того, что болезнь его “доедает”. И парадокс ведь какой: болел серьезно, по жизни был очень серьезным человеком, а смерть встретил с ухмылочкой.

Александр Суворов улыбается только краем губ, но даже так видно, сколько ядовитости и острословия в нем было. Такому только попадись на зубок! Великий полководец, любимец солдат, несчастливый муж, шутник и чудак. Забытый и отлученный, он умирал в доме родственника на Крюковом канале. Царь потребовал отчет, на что Суворов ответил графу Кутаисову (которого терпеть не мог), что готовится дать отчет царю небесному, а на земного времени уже не осталось.

— Есть ли из масок любимая?

— Пушкин, — ни секунды не медля, отвечает художник. — Посмертный слепок его лица — самое ценное мое приобретение. Александр Сергеевич здесь горестен и прекрасен одновременно. Он будто хотел что-то сказать, но уже не хватило сил.

Видите дефект? Не все знают, что правый глаз у Пушкина вытек незадолго до смерти. Он мучился в судорогах. Старался не кричать. Не хотел, чтоб жена слышала его стоны. Глаз лопнул, вероятно, от перенапряжения.

Иногда бывает, что посмертные слепки, сами того не желая, выдают интимные секреты своих “первоисточников”. К примеру, недобрую шутку сыграла маска с Анной Ахматовой. “Царскосельская веселая грешница” под финал жизни носила зубные протезы — обе челюсти были вставными. Когда с лица поэтессы делали посмертную маску, искусственные челюсти поставить забыли. В итоге на последнем портрете Анны Андреевны рот оказался печально проваленным.

Долго мучаюсь некорректностью возникшего в голове вопроса, но все-таки набираюсь смелости спросить у художника, как бы он отнесся к идее собственной посмертной маски.

— Не знаю… Кому она может понадобиться? Эти люди — прошлое нашей страны. Они великие. Мы их сегодня столько вспоминали, что уже пора и помянуть. Водочкой. Это хороший обычай. Им было бы приятно.

СПРАВКА «МК»

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов родился в Петрограде в 1923 году. Считается одним из самых талантливых отечественных портретистов. В данный момент его работы экспонируются в Лондоне в рамках выставки “Русский портрет”.

Посмертная маскаслепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски. Первые посмертные маски относятся к эпохе неолита. В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и т.п.

 

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно

    Фото

    26322

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • Почему нельзя заливать растворимый кофе кипятком

    7833

    Калмыкия

  • «Я уже не вернусь»: расшифрованный медальон из зоны СВО помог вернуть родным пропавшего в 1942 солдата

    Фото

    5832

    Красноярск

    Владислав Пирогов

  • Внезапное богатство и головокружительный роман: гороскоп на 2023 год для всех знаков зодиака

    Фото

    5707

    Псков

  • Как отвадить мышей от дачного домика: простой совет без ядов и мышеловок

    4548

    Калмыкия

  • Мэр Махачкалы Салман Дадаев: итоги четырёх лет работы

    3745

    Дагестан

В регионах:Ещё материалы

Психолог дала совет, что делать со страницей умершего человека в соцсетях – Москва 24, 27.

11.2020

27 ноября 2020, 17:46

Общество

Социальная сеть «ВКонтакте» объявила о том, что теперь на страницах умерших пользователей появится специальная отметка. Она будет отображаться вместо даты и времени последнего визита. Схожая опция существует и в других популярных соцсетях. Разбираемся, что происходит со страницами умерших людей, а также нужно ли их удалять.

Фото: depositphotos/[email protected]

«Страница умершего человека»

Специальную отметку на странице умершего человека в соцсети «ВКонтакте» могут попросить поставить его родственники. Но только в том случае, если предоставят в техподдержку фото свидетельства о смерти.

Мы добавили специальное обозначение страниц умерших пользователей. Теперь вместо даты и времени последнего визита в соцсети «ВКонтакте» пользователи увидят в профиле надпись: «Страница умершего человека».

пресс-служба соцсети «ВКонтакте»

Отмечается, что надпись другим пользователям будет видна только на странице. В поиске и списках друзей она не отобразится. Если же родственники не хотят оставлять профиль покойного, то его могут удалить. Соцсеть «ВКонтакте» работает со страницами умерших с 2011 года. Раньше родственники могли через техподдержку «законсервировать» профиль, чтобы он оставался без изменений, или же удалить его.

Подобная опция существует и в социальной сети «Одноклассники». Там по запросу родственников страницу умершего могут скрыть или сохранить, добавив памятную черную ленту и сделав аватар в черно-белом стиле. Во втором варианте она станет доступна только друзьям.

Надпись «Светлая память» рядом с именем умершего появляется и в Instagram. После установки памятного статуса никто не сможет менять в аккаунте публикации или информацию. Особый статус профилю покойного придают и в Facebook. Кроме того, в соцсети есть возможность при жизни назначить хранителя страницы. Он получит право добавлять в друзья, а также менять аватар и фото обложки.

Еще в ноябре 2016 года сообщалось, что только в Facebook уже около 20 миллионов страниц умерших пользователей. Предположительно, число таких профилей может превысить количество аккаунтов живых людей уже к 2065 году.

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Денисов Максим

Удалить или оставить?

Генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин рассказал Москве 24, что мощностей социальных сетей хватит для того, чтобы и пополняться новыми пользователями, и хранить страницы умерших людей.

«Чисто технически социальные сети – нагрузоемкие пространства. Но в первую очередь за счет видео и фото, а уже после за счет текстов. Так, один ролик, размещенный на странице, весит примерно столько же, сколько и половина аккаунта, если считать только картинки и текст. Если на страницах, которые уже не используются, удалять все видео, их точно можно хранить очень долго», – говорит эксперт.

Щельцин привел в пример YouTube, куда только одних видео, которые набирают меньше 10 просмотров, в день «заливают» миллионы часов. Однако даже при таком объеме информации мощностей сервиса хватает для стабильной работы. Аналогичная история и с другими социальными сетями, считает собеседник Москвы 24.

Уже сейчас в Facebook есть все мощности, чтобы стабильно работать в 2065 году, когда, по прогнозам, количество страниц умерших пользователей превысит число живых.

Арсений Щельцин

гендиректор АНО «Цифровые платформы»

Рассуждая об этической стороне вопроса, социальный психолог Наиля Бирарова в разговоре с Москвой 24 отметила, что близкие умершего будут еще больше испытывать боль, заходя на его страницу в соцсети.

«Думаю, эти страницы оставляют для того, чтобы возвращаться к тем живым чувствам, которые были. Чтобы помнить и не забывать. Это больше делается для живых, для родственников ушедших из жизни. Может быть, так им легче знать, что они не одни в своем горе», – говорит она.

Тем не менее, если слишком углубляться в воспоминания, это может привести к затяжной депрессии. Поэтому аккаунт лучше удалить, считает специалист.

Кроме того, те, у кого в друзьях остались умершие пользователи, зачастую потом не решаются их удалять, даже если это были малознакомые люди. По словам психолога, здесь срабатывает чувство вины.

Соцсеть – это жизнь человека. Удалив страницу, многие начинают думать, что таким образом забывают умершего, начинают все с чистого листа. Это чувство вины из-за того, что есть чувство предательства.

Наиля Бирарова

социальный психолог

В такой ситуации специалист советует дать себе время на то, чтобы пережить эту ситуацию, после чего принимать решение об удалении страницы из друзей.

Камзин Никита

общество технологии

Морган и лица мертвецов

Ленни Джеймс в роли Моргана Джонса — «Ходячие мертвецы» 8 сезон, 14 серия На панели «Ходячие мертвецы» обсуждается полный контроль Альфы над Шепчущими Соня Ирина

Мнение

J.C.

Скотт Гимпл сказал, что это чистое совпадение и никакой связи. С точки зрения шоураннера, то, что Морган сделал отсылку, поразившую нас сегодня, было совпадением. Скотт, возможно, сказал, что никакой связи нет, но в Ходячие мертвецы совпадений не бывает.

Морган вернулся в эпизоде ​​​​третьего сезона «Ясно», и он был расстроен. Говоря в этом эпизоде, он заявил, что видел «людей с лицами мертвецов».

Связь, которая поддерживает теорию о том, что Морган видел Шепчущего, происходит из эпизода «Омега» этого сезона. Лидия рассказывала истории о своей маме, которые показывали первые дни падения человечества. Временная шкала Альфы, вносящая эти изменения, совпадает с общей временной шкалой Моргана.

Не каждый момент в истории Ходячих мертвецов был показан по телевидению, мы слышали о многих смертях и встречах, которые происходили за кадром. Лидия заявила, что они ходят с места на место, и делают это в постепенном темпе.

Ленни Джеймс в роли Моргана Джонса — «Ходячие мертвецы» _ Сезон 8, Эпизод 14 — Фото: Джин Пейдж/AMC

Альфа и Лидия уже были в пути и начали закладывать основу своего образа жизни с другими выжившими. Ничто не строится в одночасье, и каждое крупное сообщество и организация начинают с массового движения, прежде чем расти.

У Моргана во время путешествия, вероятно, была неприятная встреча с появлением Шепчущихся в другой области. Это мог быть Шепчущий, сбрасывающий маску, или Морган, убивающий ходячего, просто чтобы увидеть, что это человек, одетый как ходячий.

У Моргана было много забот: от потери семьи до посттравматического стресса. Морган отрицал то, что видел в своем уме, точно так же, как он отрицал свой инстинкт выживания и убийства. После того, как Истмен реабилитировал Моргана, он, казалось, смирился со всем, что пережил.

Шепчущиеся путешествуют и не имеют настоящей базы, вместо этого они просто живут везде, где мигрируют, и в процессе уничтожают лагеря. Вероятность того, что это были несколько минут наблюдения за тем, что он принял за галлюцинацию, на самом деле была реальностью.

Ты можешь быть судьей, если Морган увидит одного из Шепчущихся. Это действительно весело думать, независимо от этих факторов. То, что было замечено с Шепчущимися до сих пор, легко увидеть, как кто-то может сойти с ума, как Морган Джонс. Следите за новыми эпизодами сериала «Ходячие мертвецы » на канале AMC, где Шепчущиеся продолжают свой террор.

С3. Язык мертвого тела: позиционирование, поза и изображение трупа | TAG 2016 Southampton

Организатор сессии:

Сиан Муи (Университет Дарема, [email protected] )

Тезисы сессии:

Ничто так не описывает смерть, как холодный бледный труп. Как это ни парадоксально, наше понимание смерти постоянно создает и обуславливает труп, с которым мы сталкиваемся.

В основе процесса укладки трупа лежат гласные и негласные правила о том, как должен быть представлен труп, т.е. вытягивание ног, складывание рук, размещение кистей на груди, наклон головы вперед. Сознательные или бессознательные, эти решения глубоко укоренились в специфической культуре смерти, в которой находятся труп и его скорбящие. Выкладка трупа может сопровождаться сложными ритуальными практиками и представлениями. Пол, возраст и статус умерших могут вызывать разные телесные идеалы, и поэтому их тела могут располагаться по-разному. Предметы могут быть использованы для улучшения положения тела (например, использование подушек или надгробий для поддержки головы) или для того, чтобы скрыть его (например, накрыв одеялом, положив цветы, укутав и т. д.). Позы также можно использовать, чтобы создать иллюзию сна, обеспечить отдых нежити или даже бросить вызов смерти. Позы смерти могут даже распространяться за пределы настоящего трупа в различные средства массовой информации: изображения, картины, фильмы и так далее. Более того, последствия посмертных изменений тела, таких как трупное окоченение, могут оказывать физическое и эмоциональное воздействие на акт перемещения и позиционирования мертвого тела. В частности, в археологическом или судебно-медицинском контексте информация о положении трупов может быть недоступна напрямую, но ее необходимо вывести и реконструировать на основе того, что осталось. Цель этого занятия — способствовать новому пониманию изображения трупа через позы тела. Он приветствует статьи из любых географических регионов и периодов времени, исследуя различные аспекты позиционирования и позы трупа.

Тезисы авторов:

Место захоронения в прошлом и настоящем: введение и некоторые критические мысли

Сиан Муи (Университет Дарема)

Археологические тела находятся в разных местах. На спине, с одной стороны, наклоненный, согнутый и согнутый — знакомые термины, с которыми регулярно имеют дело археологи-захоронения. Манипулируя тем, как тело видится и воспринимается, положение трупа играет значительную роль в погребальном ритуале и переживании смерти. Западному зрителю может показаться нормальным, правильным и уважительным то, что тело умершего лежит в вытянутом положении на спине. Однако это предпочтение вряд ли является универсальным или вневременным и исторически уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю христианскую погребальную традицию. В разных обществах выработаны определенные своды правил о том, как и как следует располагать трупы. Даже внутри одного и того же сообщества разным людям могут быть даны разные позиционные обряды, вызывающие представления об их идентичности в жизни и в смерти. Этот вступительный доклад к сессии предлагает обзор позиционирования трупов в прошлом и настоящем — от неинтересных расширенных могил лежащих на спине до загадочных захоронений лежащих — и пытается дать некоторые критические размышления о том, как археологи подходят к мертвым телам и интерпретируют их.

Лицом к лицу с мертвыми: Исследования мумификации и ее социальных аспектов. Исследование Гартона Слака из Британии железного века

Эммы Толлефсен (Манчестерский университет)

В Британии железного века погребальные практики охватывают весь спектр возможных обрядов (Wait 1985): погребение, кремация, экскарнация (Stead 1991, Harding 2016), даже редкие формы предположительно «случайной» мумификации (например, «болотные тела» Giles 2009, Aldhouse Green and McDermid 2015), с множеством разрозненных останков, которые были дополнительно модифицированы для публичного показа или личного курирования (Armit et al. 2011,2013). В этом ландшафте Восточный Йоркшир является одновременно культовым и захватывающим регионом, в котором находятся одни из немногих официальных кладбищ того периода.

Garton Slack и Wetwang Slack были раскопаны с середины 1960-х по 1980-е годы, первоначально TCM. Брюстер (1980), а затем под руководством доктора Джона Дента (1982, 1984). Несмотря на богатую погребальную археологию и международное значение этих находок, отчет об этих местах так и не был полностью опубликован. Мое исследование, вдохновленное более широкими исследованиями и практикой захоронения, рассказывает историю пяти человек, которые были похоронены на кладбище Гартон Слэк; представляющие тематические исследования с необычным морговым расположением трупа в земле. Благодаря остеологическому и гистологическому анализу эта статья раскрывает важные результаты сложных погребальных обрядов, которые бросают вызов нашим нынешним представлениям о традициях погребения в железном веке. Демонстрируя потенциал этого нового набора аналитических методов для переосмысления погребальной практики, статья также затронет его более широкое значение для понимания отношений прошлого общества с трупами и, таким образом, побудит нас критически подумать о том, как мы выставляем человеческие останки или представляем связанные погребальные обряды в более публичных музейных контекстах.

Визуальное отрицание социальной идентичности в процессе погребения: девиантные захоронения в период среднего периода Дзёмон, Япония

Такеши Исикава (Университет Кюсю, Япония) различия различных аспектов социальной идентичности или персонажей. Что касается исследований погребений в японской археологии, та же самая структура интерпретации способствовала реконструкции прошлого общества. Между тем, девиантные захоронения в последнее время стали важной темой исследований для понимания прошлых социальных и религиозных аспектов с междисциплинарными попытками, включая судебные, остеологические и археологические подходы. Однако девиантное обращение с трупом не вызвало большого интереса в японских исследованиях моргов. Как следствие исследовательской тенденции в Японии, девиантное обращение с трупом, такое как размещение погребенного тела в положении лежа, не было положительно включено в анализ морга.

В этой рукописи утверждается, что прошлую социальную идентичность можно отрицать посредством обращения с умершими в морге. Я проанализировал позу тела в сравнении с другими методами обращения с трупом в морге, такими как направление тела, прикрепление материальных предметов и манипуляции с частями тела. В этих погребальных атрибутах девиантное обращение с мертвым телом в основном наблюдалось у мужчин. Что касается позы тела, то размещение погребенного тела в положении лежа коррелировало с второстепенными или отклоняющимися направлениями тела от доминирующей вариации мужской выборки.

Основываясь на результатах взаимосвязи между практиками погребения, включая девиантные и обычные вариации, я утверждал, что девиантная предрасположенная поза тела была способом отрицания аспекта социальной идентичности пола в процессе погребения.

Карательные позы для раннесредневековых девиантных умерших

Ховард Уильямс (Честерский университет)

кладбища казней как свидетельство судебной практики, свидетельствующие о политической идеологии, правовой культуре и рассредоточенной административной географии христианских англо-саксонских королевств VII и VIII веков нашей эры и сохранившиеся как места смерти и захоронения в период после завоевания.

Рассмотрение Рейнольдсом позы для захоронения было в первую очередь связано с разграничением кладбищ казни от современных общественных кладбищ и определением способов наказания, включая повешение и обезглавливание. В этой статье представлено дальнейшее прочтение свидетельств захоронения на более поздних англо-саксонских кладбищах казней с привлечением теорий публичной казни как театральной памяти. Я полагаю, что отсутствие шаблонного захоронения и, следовательно, значительная вариабельность девиантных поз погребения на многих более поздних англо-саксонских кладбищах для казней можно рассматривать как нечто большее, чем простое свидетельство небрежного отношения к мертвым или жестоких наказаний, применяемых при убийстве погребенных. Вместо этого позу для захоронения можно интерпретировать как ключевую перформативную стратегию кульминации публичных казней, поставленную так, чтобы явно контрастировать с практикой погребения в современных христианских могильниках. Наряду с пространственным выделением девиантных умерших поза погребения усиливала эмоциональную и мнемоническую силу публичной казни и самого акта погребения. Таким образом, карательные позы создавали мнемонические цитаты между последовательными эпизодами захоронения, внедряя воспоминания о насилии в фиксированные ландшафтные места. Сосредоточившись на свидетельствах из Саттон-Ху, графство Саффолк, я исследую, как различные карательные позы формировали память о девиантных мертвых в раннесредневековом ландшафте.

Человек с камнем во рту; и символическая замена отрубленных частей тела предметами в захоронениях третьего-седьмого веков нашей эры в Великобритании

Саймон Мэйс и Вики Кросби (Исследовательский отдел, Историческая Англия)

Нормативная ингумация на кладбищах третьего-седьмого веков было распространено лежачее захоронение, но единично встречаются погребения, отклоняющиеся от этой нормы. Изредка такие отклонения принимают форму захоронения в положении лежа и/или обезглавливания или иного увечья трупа. В небольшом подмножестве этих последних отрубленная голова или другие недостающие части тела заменяются в могиле предметами в соответствующих анатомических местах. Небольшое сельское позднеримско-британское кладбище в Стэнвике, Англия, содержит 35 ингумационных захоронений. Одно захоронение, взрослый мужчина, которому посвящена эта статья, было найдено лежащим ничком с большим плоским камнем, зажатым во рту. Возможны различные интерпретации расположения камня в полости рта. Однако аналогия с другими захоронениями из Стэнвика и других мест, где отсутствующие части тела заменены камнями или другими предметами, предполагает одну возможность: камень был символической заменой отрубленной части тела, в данном случае языка. Эта интерпретация подтверждается остеологическими исследованиями: на нижней челюсти видны изменения, которые могут соответствовать ампутации языка при жизни. Возможен ряд причин абляции языка. Один из них — судебное увечье. Медицинская литература по ампутации языка предлагает дополнительные возможности: хотя иногда причиной этого является нападение или несчастный случай, чаще такие травмы наносятся самими пациентами, страдающими судорогами или психическими заболеваниями. Эти возможности обсуждаются для захоронения в Стэнвике, и обсуждение проводится в более широком контексте девиантных практик захоронения в римской Британии.

Предположим, что захоронение: Положение и влияние курируемых ранних англо-саксонских предметов, оставленных в могиле во время похорон с погребением века нашей эры были снабжены погребальным инвентарем специально для того, чтобы показать или идеализировать личность умершего. Исследования этих кладбищ показывают закономерности того, как различные типы предметов, такие как оружие или застежки одежды, располагались на трупе или вокруг тела в могиле. В некоторых случаях эти объекты свидетельствуют о сохранении, хранении и возрасте старше, чем хронологический контекст остальной части могилы. Считается, что эти предметы имеют сложную биографию и, возможно, являются реликвиями прошлых поколений. Такие примеры, как броши или мечи, можно было носить или носить с собой ежедневно, и, вероятно, они были хорошо известны местному населению и тем, кто присутствовал на похоронах. Включение этих известных кураторских объектов имело бы символический эффект на память об умершем и его или ее семье, создавая связи с конкретным прошлым человеком, людьми или событиями. Положение и визуальное отображение таких важных предметов во время похорон создали фокус для разыгрывания и усиления социальной памяти, вспоминая сложную биографию объекта в тандеме с личностью умершего. В качестве предварительного исследования захоронения, размещения и значения ранних англо-саксонских артефактов в погребальных могилах в этой статье будет проверена возможность того, что кураторские артефакты были расположены более визуально отличительным образом, чтобы продемонстрировать их уникальную важность для социальной памяти в отношении к телу умершего.

Смерть: отражение жизни? Исследование точек зрения, полученных из скелетов и погребального материала

Стефани Эвелин-Райт (Университет Саутгемптона)

Когда умирает любимый человек, обычно демонстрируется ритуализированный, но исключительный набор действий. Например, сегодня люди часто носят черное, чтобы символизировать траур, труп часто облачают в лучшую одежду покойного, а похороны часто имеют более религиозную основу, чем, возможно, влечет за собой остальная жизнь. Все это поведение, не обязательно отражающее обыденность, но считающееся «соответствующим» данному этапу жизненного пути общества.

Современные ученые часто исследуют тип захоронения, условия и т. д., чтобы получить представление о личности человека в прошлом. Тем не менее, редко обсуждается, как статус недавно «умершего» человека влияет на его идентичность в целом в глазах его сообщества и как исключительное поведение, подобное рассмотренному выше, может исказить восприятие, которое у нас сложилось из контекста захоронения. Используя остеобиографический подход, я стремлюсь исследовать историю жизни, представленную в костях, и историю смерти через контекст захоронения, чтобы увидеть, насколько эти два повествования совпадают. Для этого я использовал тематические исследования из Римской Британии и сосредоточился, в частности, на теме инвалидности.