Ад и рай Матроны. Матрона Московская: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать» :: ТВ Центр

10:40

  • 23 августа 2020

В 2018 году исполнилось 20 лет со дня обретения мощей Матроны Московской. Авторы двухсерийного документального фильма «Ад и рай Матроны» попытались восстановить жизненный путь одной из самых известных и почитаемых в России святых.

 

 

Матрона поднимала на ноги парализованных. Своими молитвами отводила смерть от солдат, ушедших на фронт. Давала мудрые советы и словами исцеляла сокрушённые сердца. А в 20 лет она сделала своё знаменитое предсказание – слепая девушка утверждала, что царская Россия будет уничтожена. Через несколько лет это пророчество сбылось, как и десятки других предсказаний. В годы революции женщина видела то, что недоступно обычному человеку: полчища нечистой силы, нападающие на Россию.

 

 

В 1939 году, ещё до начала Великой Отечественной войны, Матрона пыталась предупредить людей о грядущей катастрофе. Перед самой смертью в 1952 году старица произнесла своё знаменитое пророчество о судьбе России: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!» Но самым загадочным её пророчеством считают слова о конце света: «Все умрут без войны! Ночью все мёртвые будут лежать на земле. А утром восстанут, и начнётся новая Эра для всего человечества!»

Удивительный дар предвидения и исцеления у святой Матроны появился не сразу. В какой момент это произошло? Как маленькая слепая девочка из семьи бывших крепостных крестьян Епифанского уезда Тульской губернии стала великой русской святой?

Исследователи утверждают, сама Матрона имела столько заболеваний, что удивительно, как она смогла дожить до преклонных лет. Чудотворица словно расплачивалась своим здоровьем за исцеления других людей. В уникальном документе эксгумации останков указано, что её физическое развитие остановилось в возрасте 10-11 лет. Матроне пришлось пережить настоящий ад… Но тысячи очевидцев по всему миру свидетельствуют: чудеса продолжаются и после её смерти. Хотя останки чудотворицы хранятся в Покровском монастыре, к её могиле на Даниловском кладбище приходят те, кому не помогли врачи. И люди говорят о том, что Матрона совершила чудо…

Её жизнь полна загадок. Официальная биография – всего 10 страниц, но авторы документального фильма смогли разгадать некоторые тайны Матроны Московской. Шаг за шагом они провели своё расследование и восстановили земной путь великой святой. Что рассказали журналистам прямые потомки Матроны Московской? Каким было её предсказание Сталину? Почему за святой охотились чекисты из НКВД? Как старице удавалось избегать арестов? Откуда у немощной Матроны находилось столько сил, чтобы днём и ночью молиться за людей? Ответы на эти и многие другие вопросы в документальном фильме «Ад и рай Матроны».

Дмитрий Толкачёв

«Много жертв будет»: Россия вздрогнула от зловещего пророчества Матроны Московской на 2023 год

Святая Матрона Московская – одна из самых любимых и почитаемых провидиц XX века. Матронушка не ворожила, не заговаривала, не варила целебные отвары и не колдовала, свои силы она черпала из безграничной веры в Бога. Её пророчества относительно особой судьбы России сбываются с поразительной точностью. Ей предсказания на новый 2023 год немного пугают.

Уже сбылось

Сказать абсолютно точно относится ли предсказания Матроны Московской к 2023 году, в частности, или к XXI веку вообще, не берётся ни один исследователь жития этой святой. Но многое из сказанного ею уже сбылось:

· свержение царя Николая второго,

· октябрьская революция,

· вторая мировая война,

· смерть Сталина,

· дата собственной смерти.

Трактовка играет роль

По общему мнению исследователей жития святой Матроны, интерпретировать и трактовать пророчества святой нелегко, она изъяснялась символами и аллегориями. К новому 2023 году относятся следующие пророчества Матроны Московской:

1. Духовная деградация: «Люди без веры потеряют себя, и будет им всё хуже и хуже, тяготы поглотят с головой, а «разбудить» их от этого дурного сна поможет только церковь», изрекла она. Вероятно, речь шла про безбожие русского народа, а может быть, о конце света или иных природных катаклизмах.

2. Великое будущее России: «С запада придёт человек, который захватит власть и отравит духовность России. Если его не остановить, ждёт вас раскол и порабощение», говорила она. Матрона свято верила, что страну ждёт славное будущее и процветание. Но только в том случае, если люди вернутся к утраченным православным корням и избавятся от культа денег.

3. Расслоение общества: не только Россию, но и весь мир в 2023 году ожидает масштабный экономический кризис. И сейчас это пророчество нельзя подвергнуть критике, ведь последствия мировой эпидемии коронавируса заметны даже простым обывателям.

4. Экономическая свобода: Россия не захочет иметь общих экономических проектов с Европой, а развернёт вектор развития в сторону Азии и Китая, благодаря чему сможет выйти на ведущее место на мировой арене: «Велика Россия Матушка, и духом, и лицом, и силой, а на запад смотреть царю не след, сила мира лежит на востоке. Войсками прирастать нужно да с державами соседними дружбу крепить», говорила Матрона.

5. Русская природа: Матрона говорила, что весь корень проблем страны Украины в том, что она не хочет признать свою природу, славянскую природу и традиционные христианские ценности.

6. Поучительный пример: какое-то время Украина будет в центре событий и покажет, какая катастрофа может произойти в стране на собственном примере. И, скорее всего, речь идёт не только о Донбассе, грядут более серьёзные и страшные внутренние государственные конфликты.

7. Битва света и тьмы. Очень часто Матрона рассуждала о битве между Божьей силой и дьяволом. Имела ли она ввиду начало Третьей мировой сказать сложно. Скорее всего, имелся ввиду глубокий духовный кризис, в котором сейчас и пребывает российское общество. Ведь отрицать того факта, что русские люди потеряли связь со своей культурой невозможно.

Рецепт процветания и мира от Матронушки

Матрона говорила об этом ещё в начале XX века, задолго до того, как проблема стала очевидной. Вот её рецепт всемирного благополучия:

· возвращение человечества к Богу,

· осознанное потребление ресурсов,

· мероприятия по защите и охране окружающие среды.

Отметим, решать верить или нет предсказаниям Матроны – только вам, но не будьте слишком недоверчивыми. Помните, что в жизни всегда есть место чудесам.

Матрона (Никонова), Слепая Московская

Матрона родилась у Дмитрия и Натальи Никоновых в селе Себино Тульской губернии, чуть более 300 км южнее Москвы, в очень бедной крестьянской семье. Она была четвертым ребенком.

Никоновы жили в такой нищете, что прокормить и одеть четвертого ребенка казалось невозможным, и еще до рождения малыша Наталья решила отдать его в подшефный князю Голицыным приют в соседнем селе Бучалки, где воспитывались малообеспеченные и внебрачные дети. воспитывались за счет князя. Однако вскоре после этого ее мать передумала после того, как ей приснился пророческий сон. Ее нерожденная дочь явилась Наталье в виде белой птицы святой красоты, с человеческим лицом и закрытыми глазами, севшей ей на руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина решила оставить младенца, который действительно родился полностью слепым, с плотно закрытыми веками над пустыми глазницами. Также у малышки была приподнятая родинка в виде крестообразного выступа на груди. Ее мать восприняла это как знак от Бога.

Крещение и младенчество

По обычаю она крестилась через 40 дней после рождения. Когда местный священнослужитель Василий Троицкий окунул ее в купель, от купели к потолку поднялся столб легкого душистого пара. Священник изумился и сказал: «Много младенцев крестил, а такого никогда не видал! Этот младенец будет святым!» . Младенца нарекли Матроной, в честь преподобной Матроны, греческой подвижницы V века.

Подруга Натальи позже рассказывала, что, когда ребенок еще кормился грудью, ее мать пожаловалась: «Что я могу сделать? Малышка не берет мою грудь в среду и пятницу — она просто спит весь день, и разбудить ее невозможно».

Слепая Матрона была наделена от Господа духовным провидением. Уже в младенчестве, ночью, когда все спали, девочка как-то пробралась в святыню, где стояли иконы, сняла их с полки и попыталась с ними беседовать. Ее родители были очень удивлены, когда впервые обнаружили, что их маленькая дочь занята таким образом.

Пока она росла, деревенские дети часто подшучивали над Матроной, дразня ее жестокими играми. Они били ее крапивой, зная, что она не видит, а однажды бросили ее в яму, с любопытством наблюдая, как она на ощупь выбирается из нее и шаркает домой. Из-за этих «игр» Матрона перестала играть с другими детьми и осталась дома.

Дом Никонова располагался рядом с красивой церковью Успения Богородицы, которая обслуживала семь или восемь окрестных деревень. Родители Матроны были известны своим благочестием, и, поскольку они часто вместе посещали Богослужения, Матрона «выросла» в церкви. Когда Наталья не знала, где находится юная девушка, она часто находила ее там, тихо стоящей на своем обычном месте, за дверью у западной стены. Она знала церковные молитвы и песнопения и часто подпевала хору.

Дары духовного видения и целительства

Когда маленькая Матронушка подросла, у нее вдруг стал проявляться дар духовного видения. Ее близкие вспоминали, что еще в детстве она воспринимала не только человеческие грехи и обиды, но даже мысли. Она чувствовала приближающуюся опасность и предвидела стихийные бедствия и социальные потрясения.

В один из праздничных дней мать собиралась в церковь и стала звать мужа пойти с ней. Однако он почему-то отказался, сказав, что будет читать и петь молитвы дома. Тем временем ее мать стояла в церкви, глубоко возмущенная явным отсутствием отца на службе. Из-за этой озабоченности она молилась очень рассеянно. Когда она вернулась домой из церкви, Матрона обратилась к ней и сказала: «Тебя не было в церкви, мама». «Что значит, я не был в церкви?» удивленно спросил мать. «Я только что вернулся из церкви, видишь?» Девушка, однако, заметила: «Вот отец — он был в церкви, а тебя там не было!» Духовным зрением девочка увидела, что мать только «физически» посещала церковную службу, а духом находилась вне храма.

В 7 лет, кроме дара духовного видения, у Матроны развился дар врачевания. Этот факт стал широко известен, и с этого времени дом Никонова стал стягивать больных и страждущих со всей округи, которые ежедневно приезжали туда в надежде, что девчушка сотворит для них чудо. Люди просили Матрону помолиться за них и исцелить их от болезней, и по ее молитвам многие получали исцеление от болезней и утешение в скорби. Приезжали из окрестных деревень, а позже и из других уездов и областей пешком, на подводах и в подводах. Матрона часто молилась за лежачих больных, которые поднимались на ноги, исцелялись. Из благодарности они оставляли еду и подарки для ее родителей, так что вместо того, чтобы быть обузой, Матрона вскоре стала главным кормильцем семьи.

Матрона помолилась над водой и раздала пришедшим к ней. Употребление этой воды и окропление ею защищало от множества опасностей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, в то время было трудно получить святую воду, освященную священником, имевшим каноническое право на выполнение этой задачи. Известно, однако, что чудесное исцеление происходит не только от малых количеств святой воды, освященной в церкви, но и от родников и колодцев, связанных с праведниками, проводившими свою молитвенную жизнь возле этих источников, а также родников у мест, где святые иконы появился.

В 17 лет Матрона внезапно лишилась ног. С этого момента и до конца своих дней она не могла ходить. Однако она никогда не жаловалась на свою судьбу, смиренно принимая это тяжелое бремя от Бога. Так до конца своих дней она и оставалась сидячей. Ее «сидение» по разным домам и квартирам, где она нашла приют, продолжалось еще пятьдесят лет.

Революция и дальнейшая жизнь

Еще подростком Матрона предсказала революцию в России. Она подробно описала, как будут оскверняться и разграбляться храмы, как будут преследоваться верующие и какая кровавая борьба развернется за землю.

Сама Матрона была вынуждена вести бродяжную жизнь в советские годы. В 1925 году в возрасте 40 лет она была вынуждена покинуть родную деревню из-за двух своих братьев, Михаила и Ивана, которые оба были убежденными коммунистами, а значит, и атеистами. Двоих раздражало непрекращающееся шествие нуждающихся и больных людей, приходящих в их имение из-за Матроны. Кроме того, помня о гонениях, которым революционная власть подвергала православных христиан, братья опасались за свою жизнь и жизнь своих родных и близких.

По этой причине Матрона с помощью друзей оказалась в Москве, где у нее были родственники и знакомые. Она была вынуждена переезжать с одной квартиры на другую, избегая конфронтации с атеистическими властями. Господь наблюдал за ней; она всегда знала заранее, когда ее придут арестовывать, и поэтому могла двигаться дальше и избежать ареста. Ее друзьям всегда удавалось отвести ее в какое-нибудь безопасное место в самый последний момент. В то время, когда других верующих людей отправляли в сталинские лагеря или отправляли в ссылку за их убеждения, никто и никогда не выдавал местонахождения Матроны. Люди продолжали приходить к Матроне за советом и помощью в своих бедах.

Жизнь Матроны шла примерно по тому же сценарию, что и всегда: днем ​​она принимала гостей, а ночью молилась. Так она провела свои годы.

История, рассказанная ее биографом Зинаидой Ждановой, рассказывает, как Матрона сказала матери Зинаиды, Евдокии, некрасивой 28-летней девушке, что выйдет замуж за красивого дворянина. Евдокия переехала в Москву и стала кухаркой в ​​доме богатого дворянина, сын которого Владимир был обручен с некой Шуховой. Вскоре после этого Владимиру приснился сон, в котором голос сказал ему жениться на женщине по имени Евдокия. На следующее утро он спросил, есть ли в доме такая женщина, встретил ее и чуть не потерял сознание. Позже его отправили на обучение в Пермь к Евдокии, и вскоре после этого родилась Зинаида.

Несмотря на слепоту, блаженная Матрона всегда была окружена иконами. В Москве, в комнате, в которой она долгое время жила, были уголки с иконами от пола до потолка, а перед ними горящие лампады. Одна женщина, работающая в храме Ризоположения в Москве, часто приходила к Матроне и позже вспоминала, как Матрона говорила ей: : «В вашей церкви я знаю все иконы и где они находятся». Люди были поражены, узнав, что Матрона имеет зрительное представление о мире, как и зрячие. Зинаида Владимировна Жданова как-то сочувственно сказала, «Жалко, матушка, красоты мира не видать», на что Матрона ответила, «Однажды Бог открыл мне глаза и показал мне мир и Свое творение. Я видел солнце и звезды на небе и все, что есть на земле, красоту земли, горы, реки, зеленую траву, цветы и птиц».

В качестве еще более замечательного примера ее ясновидения она помогла студенту архитектурного колледжа пересмотреть работу, необходимую для получения диплома, подробно описав некоторые из великих архитектурных достижений во Флоренции и Риме, включая Палаццо Питти.

Зинаида Жданова назвала блаженную Матрону «воплощением ангела-воина в воплощении, с огненным мечом в руке, борющимся со злыми силами». Матрона родилась святой, что отличало ее от других православных подвижников, которые своими подвигами со временем получили дар святости от Господа. Очевидно, это помогло ей справиться с потоком печали и горя, которыми ежедневно заваливали ее бесчисленные посетители. К ней за помощью приходили москвичи и иногородние, представлявшие самые разные слои общества: одни были простыми людьми, другие — интеллигенцией и военными. Их было так много! Порой блаженная Матрона принимала до сорока человек в день! Иногда она утешала плачущего человека, беря его голову в свои руки и просто держа его так, все время молясь. И человек уходил таким окрепшим духовно, хотя только что был близок к полному отчаянию.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Матрона рассказывала Зинаиде Ждановой, что совершала невидимые визиты на фронт для помощи солдатам. В те годы она часто была для людей единственным источником информации о своих родственниках и друзьях. На вопросы людей она отвечала: «Жив! Жди его (ее)». Или «Они умерли. Организуйте отпевание».

Против нечистых духов

Матрона исцеляла людей от различных мук, наводимых на них бесами. Однажды четверо мужчин привели к ней старушку, которая махала руками, как ветряная мельница. После того, как Матрона прочитала над ней несколько молитв, женщина успокоилась и перестала размахивать руками. В другой раз дама внезапно заболела эпилепсией; во время приступов она падала на пол, с пеной изо рта, корчась и судорожно выгибаясь. Привели ее к Матроне. Последняя сидела напряженно, наклонившись вперед и протягивая свои ручонки, а потом произнесла: «О, какого большого демона в нее вселили!» Прочитав необходимые молитвы над головой несчастной бесноватой, Матрона обратилась к женщине со словами: «Одна я с твоим бесом не справлюсь. Если ты поможешь мне, то будешь жить. Причащаться нужно каждое воскресенье». Так и сделала женщина.

Матронушка была вынуждена не только лечить жертв колдовства, но и бороться с теми, кто занимается колдовством. Она часто упоминала, что ведет борьбу с ведьмами и прочими силами зла, и эта борьба отнимает у нее много сил. О колдунах, сказала Матрона, «Тем, кто добровольно вступает в союз с силами зла, посвятив себя колдовству, нет спасения. Запрещено ходить к этим старушкам за советом — одна лечит, а другая причиняет вред». Народная медицина и языческая духовная практика продолжали широко практиковаться в Советской России, особенно в форме гадания и языческого подхода к естественному исцелению. Матрона помогла многим пострадавшим от этих практикующих.

Помощь, которую Матрона оказывала больным, не имела никакого отношения к заклинаниям, гадалкам и так называемым народным знахарям и прочим магическим действиям, в которых «целитель» соприкасается с темными силами, но носила истинный характер. христианская природа. Праведная Матрона была поэтому ненавидима колдунами, о чем свидетельствуют те, кто хорошо знал ее в московский период ее жизни. Больше всего Матрона молилась за людей. Как праведница Божия, обильно одаренная дарами свыше, она просила у Господа чудесной помощи страждущим. Ее помощь также была бескорыстной, и она ни от кого ничего не брала.

Воинствующий атеизм, рост отчуждения и злобы, отказ миллионов людей от традиционной веры, жизнь без покаяния привели к тяжелым духовным последствиям. Матрена это хорошо чувствовала и понимала. В дни, когда проходили политические демонстрации, Матрона призывала всех не выходить на улицу, а закрыть окна и двери. По ее словам, полчища демонов оккупировали всю территорию, наполняя воздух и беспокоя людей. Возможно, здесь блаженная Матрона, часто говорящая иносказательно, хотела напомнить окружающим о необходимости беречь «окна души» — как иногда называют святые отцы чувства, от злых духов.

Думая о годах после революции, Зинаида Жданова однажды спросила матушку, : «Как может Бог допустить, чтобы столько церквей было закрыто и разрушено?» Матушка ответила: «Воля Божия, чтобы церквей было меньше, потому что верующих будет мало и служить некому». Позже она сказала:

«Люди под гипнозом, они не сами по себе, возникла страшная сила… Эта сила существует в воздухе и проникает во все. В прежние времена болота и непроходимые леса были обиталищем этих сил, потому что люди ходили в храмы, носили кресты, а дома их защищали иконы, лампады и благословения. Раньше бесы могли летать только возле этих домов, а теперь они вселяются и в дома, и в людей из-за неверия и отступничества от Бога».

Кончина

Святые мощи святой Матроны Московской.

Говорят, что она предсказала свою смерть за три дня, принимая всех посетителей в эти последние дни. Она дала все необходимые указания, попросив провести ее отпевание в храме Ризоположения на Донской улице, где о. Служил Николай Голубстов. Она также попросила, чтобы люди не приносили на ее похороны пластиковые цветы и венки. До самого конца она часто исповедовалась и причащалась. Она была очень смиренна и, как обычные грешные люди, боялась смерти и не скрывала своего страха от близких ей людей.

Она предсказала, что через несколько лет после ее смерти ее могила станет местом паломничества, и так и случилось. После ее смерти в 1952 году ее могила стала местом паломничества, и спустя более тридцати лет после кончины Матроны ее могила на кладбище Данилова монастыря продолжала оставаться одной из святынь православной Москвы, куда стекались люди со всех уголков России и за границу приходят со своими скорбями и болезнями.

8 марта 1998 года состоялось присвоение святых мощей блаженной Матроны. Через год 2 мая 19 г.99 г. она была канонизирована как святая Русской Церкви под председательством Патриарха Алексия II (Ридигера).

По просьбе монахинь Московского Покровского монастыря, ухаживавших за ее могилой, мощи были перенесены в этот монастырь. С тех пор монастырь стал местом паломничества людей не только со всей России, но и со всего мира. Монахини бережно собирают и записывают все свидетельства о чудесной помощи, полученные людьми от блаженной Матроны.

Наследие

Святая Матрона вела подвижническую жизнь на одре боли. Она постоянно постилась, мало спала, положив голову на грудь, а на лбу было небольшое углубление от бесчисленных крестных знамений, которые она совершала.

Матушка проповеди не читала, роль учительницы не играла. Она давала конкретные советы, как поступить в той или иной ситуации, всегда молилась и благословляла. Вообще она была неразговорчива; ее ответы были краткими.

Житие святой Матроны напоминает нам о том, что все мы призваны к святой жизни и что это возможно для всех нас. Она не была монахиней, никогда не училась в семинарии, на самом деле была неграмотной крестьянкой, но была настолько исполнена благодати Святого Духа, что могла видеть нужды и грехи людей, предсказывать будущее и совершать бесчисленные чудеса даже после ее смерти. Библия учит, что когда человек очищается от своих греховных страстей и наполняется Святым Духом, присутствие Духа производит определенные «дары» или «плоды». К ним относятся способность читать сердца людей, творить чудеса и предсказывать будущие события, а также обладание характеристиками любви, радости, мира, терпения и доброты. Святая Матрона была погружена и «маринована» в церковных богослужениях, проводя бесчисленные часы в своей деревенской церкви вместе с несколькими часами ежедневной собственной личной молитвы.

Она была православной в глубоком традиционном значении этого слова. Ее любящее сострадание к людям и верность Святой Православной Церкви были средоточием ее духовной жизни. Ее подвижничество проистекает из корня многовекового традиционного благочестия, и именно это происходит с теми, кто обращается к ней за помощью: они утверждаются в православии и повседневной молитвенной жизни. Сотни тысяч православных знают Матрону, или Матронушку, как ее с любовью называют многие русские. Каждый, кто с верой и любовью просит у нее защиты и заступничества перед Богом, чувствует, что она помогает и сейчас, как и в своей земной жизни.

Блаженная Матрона, как и всякий истинный христианский подвижник, учила людей христианству не столько словами, сколько делами всей своей жизни. Физически слепая, она учила и продолжает учить людей истинному духовному видению.

«Блаженная Матрона, имеющая великое дерзновение пред Богом, моли Бога о нас грешных!»

Источник:

https://orthodoxwiki.org/Matrona_of_Moscow

Путин никуда не денется, даже если проиграет российско-украинскую войну

Среди наблюдателей за Россией и экспертов по международным отношениям растет кустарный бизнес, сосредоточенный на политической кончине президента России Владимира Путина. Это понятное желание, но пока что оно больше основано на оптимизме по поводу кармической справедливости, чем на реальности. Практически каждую неудачу Кремля изображают как «начало конца Путина» и его режима. Недавнее дезорганизованное отступление и «перегруппировка» российских Вооруженных сил перед лицом драматического украинского наступления вызвали очередную волну преждевременных спекуляций о неминуемой гибели Путина, неуравновешенных любым рассмотрением источников его политической стойкости и стабильности, которые поддерживали его у власти через один политический кризис за другим.

Жанр «конец Путина» не нов и включает в себя (в конечном счете ложные) прогнозы всевозможных уважаемых журналистов, ученых, российских оппозиционных политиков и даже западных лидеров. Предсказания о скорой кончине Путина звучали почти все время его правления.

После смены Бориса Ельцина на посту президента в 2000 году популярность Путина подкреплялась резким ростом российской экономики — в среднем на 7 процентов в год в течение почти Нападение на школу в Беслане в 2004 году привело к преждевременным политическим панегирикам в адрес Путина.

Среди наблюдателей за Россией и экспертов по международным отношениям растет кустарный бизнес, сосредоточенный на политической кончине президента России Владимира Путина. Это понятное желание, но пока что оно больше основано на оптимизме по поводу кармической справедливости, чем на реальности. Практически каждую неудачу Кремля изображают как «начало конца Путина» и его режима. Недавнее дезорганизованное отступление и «перегруппировка» российских Вооруженных сил перед лицом драматического украинского наступления вызвали очередную волну преждевременных спекуляций о неминуемой гибели Путина, неуравновешенных любым рассмотрением источников его политической стойкости и стабильности, которые поддерживали его у власти через один политический кризис за другим.

Жанр «конец Путина» не нов и включает в себя (в конечном счете ложные) прогнозы всевозможных уважаемых журналистов, ученых, российских оппозиционных политиков и даже западных лидеров. Предсказания о скорой кончине Путина звучали почти все время его правления.

После смены Бориса Ельцина на посту президента в 2000 году популярность Путина подкреплялась резким ростом российской экономики — в среднем на 7 процентов в год в течение почти Нападение на школу в Беслане в 2004 году привело к преждевременным политическим панегирикам в адрес Путина.

Все изменилось в 2008 году, когда путинское вторжение в Грузию, мировой финансовый кризис и обвал мировых цен на нефть уничтожили российские акции на 1 триллион долларов и привели к 8-процентному сокращению ВВП. Новые политические некрологи предвещали «конец эпохи Путина»: теперь, когда динамичная российская экономика, на которой основывалась легитимность Путина, мертва и похоронена, его политическая карьера, несомненно, будет следующей. Тем не менее, благодаря продуманной экономической политике Кремль устоял перед бурей.

Все еще переживая Великую рецессию 2011–2012 годов, формальное переизбрание Путина и его партии «Единая Россия» было сотрясено антикоррупционными протестами в Москве и по всей России. Эксперты, оппозиционные политики и иностранные лидеры, объявившие на тот момент величайшей угрозой власти Путина, снова единодушно назвали это «началом конца Путина». Используя комбинацию кнута и пряника — мер прозрачности выборов и выборочных репрессий — фурор утих, а Путин выстоял.

Риторика снова усилилась в ответ на революцию Евромайдана в Украине в 2013–2014 годах, поскольку последующая аннексия Путиным Крыма и опосредованная война на Донбассе наверняка станут «концом Владимира Путина». В противном случае его погубят экономические санкции Запада и рушащаяся экономика России. Но, напротив, националистический поворот Путина к легитимности через идентичность, а не через экономические показатели, похоже, еще больше укрепил его правление.

Когда этот фурор утих, именно растущий вызов борца с коррупцией Алексея Навального вызвал прогнозы конца Путина в 2017 году. К 2018 году пенсионная реформа станет «началом [конца] путинского режима. ” В 2019 году, именно избрание президента Украины Владимира Зеленского «может стать падением Владимира». К 2020 году и недовольная российская молодежь, и неправильное обращение Кремля с пандемией COVID-19 были готовы «сбросить Владимира Путина».

Эскалация Путина в полномасштабную агрессивную войну на Украине в феврале этого года вызвала абсолютную волну прогнозов конца Путина, особенно когда — в его речи в Варшаве в марте, призванной стимулировать европейское единство — США. Президент Джо Байден импровизировал: «Ради Бога, этот человек не может оставаться у власти». Возможно, было оплошностью произнести вслух тихую часть, но западные лидеры, эксперты и российские диссиденты в целом согласились: вторжение погубит Путина. А может быть, именно военные преступления и зверства в Буче покончат с Путиным.

Добавьте к этому шквал заявлений о том, что Путин болен или умирает, основанных не на реальных разведданных, а на дистанционной диагностике по фотографиям. Это была высшая форма мудреца как кармическая надежда: желание, чтобы сама Вселенная наказала русского лидера за его грехи.

Так что совсем не удивительно, что по мере того, как приходят новости о бессистемном отступлении российских войск с Харьковского фронта, мы видим все больше статей о конце путинской литературы. Прежде всего среди них недавняя часть в Atlantic известного журналиста и историка Энн Эпплбаум: «Пора готовиться к украинской победе».

В то время как статья начинается с уравновешенного и убедительного рассмотрения масштабов украинских наступлений и удивительного отсутствия борьбы со стороны отступающих русских, она переходит в жанр конца Путина, предполагая, что тусклые действия России на поле боя опрокинут Путин как-то. Проблема здесь та же, что и в любой статье в этой литературе: отсутствие каузальных механизмов — «кто», «почему» и «как» революции — игнорируется в пользу маханья руками и пассивного залога. Победа Украины, безусловно, возможна. Но само по себе это не означает конец Путина. В конце концов, многие диктаторы, от Саддама Хусейна после ирано-иракского конфликта и первой войны в Персидском заливе до Владимира Ленина после неудачного вторжения России в новую независимую Польшу, пережили проигрыш в войнах, которые они начали.

Эпплбаум утверждает, что Путин пошел олл-ин на свою так называемую специальную военную операцию как на основу легитимности своего правления. «И когда российские элиты, наконец, осознают, что путинский имперский проект был не только провалом лично для Путина, но и моральной, политической и экономической катастрофой для всей страны, включая их самих, тогда его притязания на то, чтобы быть законным правителем России, тают. … Мы должны ожидать, что украинская победа, и уж точно победа в украинском понимании этого термина, также приведет к концу путинского режима».

Она добавляет: «Для ясности: это не предсказание; это предупреждение».

Это то, что действительно, окончательно обрекает Путина? Время покажет. Но 20 лет того, как Путин пережил свою предполагаемую кончину, должны заставить нас задуматься. Он пережил экономическую депрессию, международную изоляцию, неумелое управление смертоносной пандемией, неудачные ответные действия террористов и фиаско разведки, которое привело Россию к неумелой войне, — и он все еще здесь.

Краеугольным камнем большинства споров о конце Путина является известное расплывчатое понятие «легитимность». Как пишет Эпплбаум: «Немыслимо, чтобы [Путин] мог продолжать править, если центральный элемент его притязаний на легитимность — его обещание снова собрать Советский Союз — окажется не только невозможным, но и смехотворным».

В течение первого десятилетия путинизма именно блестящие экономические показатели России обеспечили Путину народную легитимность. Но когда рост сменился стагнацией из-за глобального экономического кризиса и последовавших за ним западных санкций, нам сказали, что его позиция шаткая из-за отсутствия легитимности. Таким образом, Путин повернулся к национализму и легитимности через идентичность, поддерживая народную поддержку как защитника русской нации — образ, который сохраняется, несмотря на все более катастрофический политический и экономический послужной список.

Как концепция, легитимность правления основывается на фундаментальной предпосылке западной демократии, согласно которой суверенитет в конечном счете принадлежит народу, что выражается в выборах. Демократический лидер без народной поддержки имеет сомнительную легитимность и, вероятно, столкнется с опасными политическими перспективами в будущем. Тем не менее, как в теории, так и на практике, простое применение «легитимности» в том виде, в каком она применяется в демократиях, к недемократическим контекстам, таким как путинская Россия, было верным путем к катастрофе.

Хотя народная легитимность действительно может поддерживать автократический режим, у автократов есть другие механизмы контроля, которых нет у демократических лидеров: они могут подавлять оппозицию, кооптировать инакомыслящих и монополизировать медиапространство для сохранения власти. Тем не менее общая патология литературы о конце Путина заключается в том, что непропорциональное внимание к народной легитимности маргинализирует рассмотрение репрессий, кооптации и контроля над СМИ, на которых все чаще строятся современные автократии.

Таким образом, даже помимо вопроса о том, считают ли Путина «законным» его собственный народ — и свидетельствуют ли его заоблачные рейтинги о такой легитимности — нет никакого механизма, с помощью которого потеря легитимности положила бы конец его власти. . В самом деле, и российская история, и всемирная история полны автократов сомнительной легитимности, которые выстояли на протяжении десятилетий, потому что они могли полагаться на репрессии, кооптацию соперничающих элит, а также пропаганду и контроль информации для укрепления своего правления.

Первый советский диктатор, Ленин, хорошо замечал слабость режима — не в последнюю очередь потому, что он был бывшим революционером. И в России при царях, и во всей Европе он видел достаточно открытых и снова закрывающихся окон для политических перемен, чтобы реалистично признать, что «революция невозможна без революционной ситуации… [но] не всякая революционная ситуация ведет к революция.» Для Ленина (в отличие от Карла Маркса) революции не происходили спонтанно; их нужно было сделать. Будь то для коммунистических революций или любых политических изменений, необходима человеческая деятельность — кто, почему и как — независимо от легитимности правления или других конструкций.

Жанр «Конец Путина» известен своей небрежностью в отношении того, как именно происходят политические изменения и какую роль в них играет человеческая деятельность. Эксперты предполагают, что экономические санкции обязательно ослабят режим. Историки предполагают, что революции и перевороты в прошлом России будут повторяться, вопрос лишь в том, какие именно. Исследователи безопасности отмечают, что с диктаторами, чьи войны заканчивались плохо, исторически случались плохие вещи, но они опять-таки умалчивают о конкретных причинах.

С момента объявления Путиным войны западные ученые мужи фантазировали о массовом восстании русского народа и свержении Путина. Но шквал антивоенных протестов в феврале и марте был подавлен, протесты криминализированы, а лидеры оппозиции в основном были заключены в тюрьмы или бежали за границу, поэтому сценарии массовой революции против лидера, все еще пользующегося рейтингом одобрения выше 80 процентов, кажутся ужасно надуманным.

Другой предпочитаемый Западом сценарий конца Путина — дворцовый переворот кремлевских инсайдеров, неназванных «элит» или военных (несмотря на усилия как украинских, так и российских экспертов преуменьшить такие ожидания). Но вместо того, чтобы восстать против Путина за последние шесть месяцев войны, российские элиты подчинились. Вместо того чтобы мечтать о более зеленых пастбищах на Западе, российские олигархи и политические элиты все больше смиряются с тем, что их судьбы связаны с Путиным и его режимом: кого угодно свергнет, но будет строить свою жизнь здесь».

Тем не менее, это тоже прогноз Эпплбаума: «Русские солдаты убегают, бросают технику, просят сдаться. Сколько нам еще ждать, пока люди из ближнего окружения Путина сделают то же самое?» Все, конечно, возможно. Но, судя по имеющимся данным или их отсутствию, западники, надеющиеся, что неназванные лоялисты заговорят с целью свержения Путина, скорее всего, действительно будут ждать довольно долго.

В конце концов, попытки предсказать события всемирно-исторического значения — непростая задача для ученых мужей, политиков, аналитиков разведки и даже таких начитанных экспертов, как Эпплбаум. Мы все делаем причинно-следственные выводы о непознаваемом будущем, основываясь на неизбежно неполном чтении прошлого, на которое накладываются наши собственные когнитивные предубеждения. Даже среди экспертов в своих областях успешные прогнозы редки, а неудач гораздо больше, как мы видели в отношении надвигающейся политической кончины Путина.

Затем мы добавляем к этому наши собственные предубеждения и ретроспективные предубеждения, которые окрашивают наши прогнозы, основанные больше на том, что мы хотим увидеть в предположительно справедливом мире, чем на том, что с большей вероятностью произойдет в изначально несправедливом мире. Когда дело доходит до предсказания конца Путина, это потребует умерить наши надежды на возмездие за злодеяния и несправедливости, которые он совершил на Украине, с более широким рассмотрением источников авторитарной стабильности — репрессий, кооптации и контроля над СМИ — которые не зависят от наших западных концепций легитимности.

Столкнувшись с неоднократными неудачами литературы о конце Путина, я вспоминаю мудрость выдающегося демографа России и старого Советского Союза Мюррея Фешбаха, который был и наставником, и настоящим другом.