Матвей евангелист или апостол: Апостол Матфе́й (Леви́й), евангелист, брат ап. Иа́кова Алфеева
Содержание
Апостол Матфе́й (Леви́й), евангелист, брат ап. Иа́кова Алфеева
Дни памяти
13 июля
– Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
29 ноября
Житие
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол и евангелист Матфей
Был апостолом из двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие по Матфею стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.
См. также: «Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Случайный тест
Святой апостол и евангелист Матфей / Патриархия.ru
Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря — такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним — осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.
Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5-7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8-25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26-27). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5-7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10-11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18, 1-35; 19, 13-30; 20, 1-16; 25-27; 23, 1-28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24-25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (16, 18-19; 28, 18-20)
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).
Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.
В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.
Иконописный подлинник | |
Сербия. XIII.Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII — начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония. | |
Византия.XII. Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае. | |
Византия. 1133.Ап. Матфей. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины. | |
Византия. XIV.Ап. Матфей. Икона. Византия. XIV в. | |
Владимир. 1408.Страшный суд (фрагмент). Прп. Андрей Рублев. Фреска Успенского собора. Владимир. 1408 г. | |
Русь. XVII.Минея — Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Москва. 2002.Вседержитель с апостолами и святителями на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Праздник святого Матфея: Апостол и евангелист
«Не здоровые нуждаются во враче, а больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников». – Матфея 9:12-13
Иисус во многих отношениях шокировал религиозных учителей своего времени; возможно, одним из самых ярких примеров было его общение с грешниками. Главным среди них был Матфей, сборщик налогов. Его решимость следовать за Христом показывает, что у Бога есть сила превратить самого развратного грешника в святого для Его славы. 21 сентября мы празднуем память этого согрешившего святого, святого апостола Матфея.
Репутация сборщика налогов
В древние времена сборщики налогов были известны своей нечестностью и жадностью. Они часто эксплуатировали налогоплательщиков, взимая больше, чем требовало государство, и присваивая себе разницу. Такое поведение вызвало большую неприязнь со стороны общественности к сборщикам налогов. Негативное общественное мнение о Матфее, возможно, также усугублялось его происхождением: как галилеянина, сына колена Левия, он, вероятно, считался сочувствующим римлянам-оккупантам.
Но пример веры Матфея показывает, что Иисус может искупить любого грешника. Когда Иисус впервые увидел Матфея на его таможенном посту, он сказал: «Следуй за мной». Ответом Матфея было немедленное послушание – он сразу отказался от своего положения и стал одним из учеников Иисуса.
Учитывая неблагоприятный статус сборщиков налогов, многие в обществе были настроены критически, когда услышали, что Иисус обедал с Матфеем:
Пока он сидел за столом в своем доме, многие сборщики налогов и грешники пришли и сели с Иисусом и его ученики. Фарисеи увидели это и сказали своим ученикам: «Почему ваш учитель ест с мытарями и грешниками?» Он услышал это и сказал: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Иди и узнай значение слов: «Милости хочу, а не жертвы». Я пришел призвать не праведников, а грешников». – Матфея 9:10-13
Святой Матфей изображен на северо-западной подвеске Троицкого купола, внизу справа на этой фотографии
Евангелие от Матфея
Хотя мало что известно о жизни святого Матфея, мы знаем, был близок к Иисусу, стал апостолом и написал одно из четырех евангельских повествований. Евангелие от Матфея, вероятно, было написано для христианизированной еврейской аудитории, о чем свидетельствует его характерная преемственность с еврейской традицией и Ветхим Заветом. Отчет содержит почти сто ссылок и почти шестьдесят прямых цитат из Ветхого Завета. Явная тема исполнения очевидна во всем. Один из таких примеров находится в Евангелии от Матфея 1:22-23: он упоминает, что рождение Иисуса произошло во исполнение пророчества, предсказанного Исайей.
Святой Апостол Матфей служит примером того, что Христос пришел спасти всех заблудших, среди которых самый большой из грешников. «Ибо не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Матфея 9:13).
Святой Матфей — покровитель бухгалтеров и банкиров. Он изображен в базилике в следующих местах: восточный контрфорс Южного входа; люнет в часовне Святой Елизаветы; часовня Нашей Матери Африки; икона в Покровской часовне; Мозаика «Триумф купола ягненка»; и Северо-западная подвеска Trinity Dome.
Источники:
Батлера Life of the Saints (ред. Бернарда Бангли)
Коуэна Путь Святых
В этот день в истории: прокладка национального Стоуна Стоуна
. Уникальность базилики как места паломничества
Кем был апостол Матфей? Руководство для начинающих
Апостол Матфей, также известный как Святой Матфей и Левий, был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он традиционно считается автором Евангелия от Матфея. Когда Иисус призвал Матфея следовать за собой, он был сборщиком налогов (или «мытарем») — одной из самых ненавистных профессий в древнем иудаизме.
Об этом апостоле мало что известно. Если не считать нескольких упоминаний в евангелиях, он удивительно малоизвестная фигура в Новом Завете. И несмотря на то, что церковь долгое время считала его автором Евангелия от Матфея, больше о нем ничего не писалось.
Хотя Мэтью почитают как мученика, никто точно не знает, где и как он умер. В различных отчетах говорится, что он был обезглавлен, побит камнями, сожжен или зарезан — один даже предполагает, что он умер естественной смертью, как Джон.
О его служении ходят легенды, но достоверных сведений о его роли в ранней церкви нет. Позже появились апокрифические тексты, утверждающие, что они написаны им, и некоторые отцы ранней церкви поддержали эти тексты, но эти работы сохранились только в виде фрагментов и цитат, и современные ученые расходятся во мнениях относительно их авторства.
Так что же мы знаем о нем на самом деле? Мы рассмотрим, что Библия говорит о Матфее, что мы знаем о Евангелии, которое носит его имя, и некоторые другие интересные факты об этом загадочном апостоле.
Во-первых, вот краткие факты.
Кем был Матфей в Библии?
Практически все, что мы действительно знаем о Матфее, взято непосредственно из Евангелий. Он упоминается во всех трех синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки) и числится среди учеников в Деяниях. Но это все. С учетом параллельных отрывков во всей Библии о нем упоминается всего семь раз. Только один (и его аналоги) дает нам какие-либо существенные подробности о нем.
Также известен как Леви
У Матфея, Марка и Луки есть параллельные рассказы об Иисусе, призывающем сборщика налогов стать учеником. Интересно, что Матфей называет этого человека Матфеем, а Марк и Лука — Леви:
« Проходя оттуда, Иисус увидел человека по имени Матфей, сидевшего у будки мытаря. «Следуй за мной», — сказал он ему, и Мэтью встал и последовал за ним». — Матфея 9:9
» Проходя, он увидел Левия, сына Алфея, сидящего у палатки мытаря. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Левий встал и последовал за ним. » — Марка 2:14
« После этого Иисус вышел и увидел мытаря по имени Левий, сидевшего у своей налоговой будки. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Левий встал, оставил все и пошел за ним. » — Луки 5:27–28
Эти рассказы настолько похожи друг на друга, что трудно представить, что они говорят об одном и том же человеке.
Есть несколько возможных объяснений этой разницы. Некоторые утверждают, что Леви было племенным именем этого человека, то есть он принадлежал к колену Левия, а Матфей был более личным именем. Другие предполагают, что этого человека изначально звали Левий, но Иисус назвал его Матфеем (по аналогии с Симоном, которого Иисус назвал Петром). И также возможно, что это просто вопрос того, что у него было греческое имя (Матфей) и еврейское имя (Левий), подобно тому, как апостол Павел был также известен Савлу.
Поскольку этот человек был евреем, работавшим на римлян, неудивительно, что он был известен под обоими именами.
Мытарь (или мытарь)
Как мы только что узнали из приведенных выше отрывков (Матфея 9:9, Марка 2:14, Луки 5:27–28), Матфей был сборщиком налогов или мытарем — кем-то, кто был нанят римским правительством для сбора налогов. Будучи евреем, вступление в эту профессию было по существу актом предательства своего народа.
Сборщики налогов очень мало подотчетны. Им было сказано собрать определенную сумму денег, но они могли сказать людям, что они должны другую сумму, и у них не было полномочий оспаривать ее. Сборщики налогов заработали репутацию за то, что говорили людям, что они должны больше, чем на самом деле, и присваивали разницу. Для иудеев мытари были воплощением греха.
Когда мытари пришли креститься от Иоанна Крестителя, они сказали: «Учитель, что нам делать?» и он сказал им: «Не собирайте больше, чем вам позволено» (Луки 3:12–13).
Интересно, что Марк и Лука прямо не называют ученика Матфея сборщиком налогов — мы должны сделать вывод, что мытарь Левий (Марка 3:18 и Луки 6:15) — это ученик по имени Матфей. Однако Евангелие от Матфея оставляет мало места для путаницы: в списке учеников он назван «мытарем»:
“ Вот имена двенадцати апостолов: первого Симона (которого зовут Петром) и брата его Андрея; Иаков, сын Зеведея, и его брат Иоанн; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей, сборщик налогов; Иаков, сын Алфея, и Фаддея; Симона Кананита и предавшего его Иуду Искариота. ” — Мэтью 10:2–4
Забавный факт: Будучи сборщиком налогов, Мэтью, по-видимому, хорошо разбирался в деньгах, и современные читатели подумали бы, что он был бы идеальным кандидатом на должность «официального казначея» группы. ». Но, учитывая репутацию сборщиков налогов в иудаизме первого века, это было бы плохим ходом с политической точки зрения — возможно, поэтому ученики поручили эту работу парню по имени Иуда Искариот. Подумайте об этом: они беспокоились о том, чтобы поставить сборщика налогов управлять своими деньгами, но Иуда не только украл из денежного мешка (Иоанна 12:6), но и в конечном итоге предал Иисуса.
«Грешник»
Библия говорит, что все мы грешники (Римлянам 3:23), но в древнем иудаизме этот ярлык предназначался для худших из худших, таких как мытари.
Сборщики налогов были грешниками по профессии, лгали и обманывали свой путь к богатству и грабили даже самых бедных среди своего народа. Они были религиозными аутсайдерами, потому что то, как они практиковали свою профессию, открыто противоречило Закону Моисееву. Чем богаче они были, тем хуже их считали.
После того, как Иисус зовет его, Матфей устраивает собрание в своем доме, и когда он и его сомнительные товарищи обедают с Иисусом, фарисеи спрашивают, почему Иисус ест с мытарями и грешниками (Матфея 9:11).
Затем Иисус относит Матфея к «грешникам»:
« Услышав это, Иисус сказал: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Но иди и узнай, что это значит: «Милости хочу, а не жертвы». Ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников. ’» — Матфея 9:12
Призывая Матфея, Иисус провозглашал, что никто не будет исключен из его движения — даже те, кого общество считает неисправимыми.
Очевидец служения Иисуса
Будучи одним из двенадцати апостолов, Матфей присутствовал почти на протяжении всего служения Иисуса. Единственными людьми, которые больше видели, кем был Иисус и на что он был способен, были Петр, Иаков и Иоанн.
Некоторые утверждают, что роль Матфея как очевидца свидетельствует о том, что он не писал Евангелие от Матфея. Евангелие от Матфея во многом опирается на Евангелие от Марка (именно поэтому существует так много параллельных отрывков), но считается, что Евангелие от Марка было написано человеком по имени Иоанн Марк, которому было 9 лет. 0075 не очевидец. Так зачем же очевидцу использовать рассказ, написанный кем-то, кого там не было? Есть несколько контраргументов, но главный из них заключается в том, что ранняя церковь утверждала, что Иоанн Марк записал рассказ Петра о служении Иисуса. . . и Петр видел больше Иисуса, чем Матфея, и был столпом ранней церкви, так что. . . *пожимает плечами* .
Кроме того, Матфей уделяет Петру много положительного внимания в своем Евангелии. Возможно, из уважения, дружбы или почтения Матфей использовал рассказ Петра ради последовательности.
Евангелист
Мэтью считается одним из «четырех евангелистов». Этот титул зарезервирован за Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном — традиционными авторами четырех Евангелий. Оно происходит от греческого слова evangelion , что означает «хорошие новости». Эти четыре писателя провозглашали благую весть об Иисусе Христе своими писаниями.
Писец?
Работа Мэтью как сборщика налогов должна была включать тщательный учет и документирование налоговой информации. Некоторые утверждают, что Иисус упомянул его в Евангелии от Матфея 13:52, потому что его работа технически подходила бы под описание «писца».
«Книжником» в Матфея 13:52, без сомнения, является сам Матфей, который в качестве сборщика налогов был светским писцом. Иисус уподобляет его человеку, «приносящему сокровища новые и старые» — ветхие — это те, что были приобретены при сборе налогов (такие как дары за аккуратность и организованность), новые — это учения Иисуса; о Царстве Небесном». Как человек с двойным снаряжением, Матфей теперь готов к дальнейшей переписной деятельности — написанию книги, которая носит его имя». — Уолтер А. Элвелл и Б. Дж. Бейцель, 9 лет.0075 Baker Encyclopedia of the Bible
Однако в некоторых переводах слово «книжник» в Евангелии от Матфея 13:52 переводится как «учителя закона», и в контексте кажется, что Иисус определенно говорит о людях с религиозным прошлым — он говорит ангелов, отделяющих нечестивых от праведных (Матфея 13:49) — и кажется более вероятным, что извлечение «новых сокровищ, а также владений» относится к их знанию Закона и пророков в свете Евангелия.
Тем не менее, да, технически Мэтью можно назвать писцом, но, вероятно, не так, как это часто используется в Библии.
Когда и где жил Мэтью?
Чтобы быть учеником Иисуса Христа, Мэтью, очевидно, должен был жить в то же время. Большинство ученых считают, что Иисус жил примерно с 4 г. до н.э. до 30 или 33 г. н.э. Поскольку мы не знаем, сколько ему было лет, когда он встретил Иисуса, мы не можем быть уверены, что он родился в первом веке, но он определенно жил тогда. Дата его смерти неизвестна.
Иисус встретил Матфея у налоговой будки в Капернауме — городе на берегу Галилейского моря.
Как умер Мэтью?
Как и в случае с большинством апостолов, трудно точно сказать, как умер Матфей. Есть несколько противоречивых версий о его смерти. В самых ранних записях говорится, что он осуществлял свое служение в «Эфиопии» (не то, что мы называем Эфиопией, а в регионе к югу от Каспийского моря), Персии, Македонии и/или Сирии.
Климент Александрийский цитирует Гераклеона, одного из первых комментаторов Нового Завета, который сказал, что Матфей умер естественной смертью:
«Но и это высказывание не будет произноситься повсеместно; ибо все спасенные исповедались исповеданием, сделанным голосом, и ушли. Из них Матфей, Филипп, Фома, Левий и многие другие». — Stromata
Сегодня большинство ученых не принимают эту версию. Все другие ранние записи о смерти Матфея утверждают, что он был замучен, но расходятся во мнениях относительно того, как и где это произошло. Отцы ранней церкви утверждают, что за свою веру его сожгли, побили камнями, зарезали или обезглавили. В знаменитой Книге мучеников Джона Фокса (впервые опубликованной в 1563 г.) запись для Матфея гласит:
«Место его подвигов было Парфия и Эфиопия, в последней из которых он принял мученическую смерть, будучи убитым алебардой в городе Надава, 60 г. н.э.».
Кто написал Книгу Матфея?
Автор Евангелия от Матфея неизвестен, но автором традиционно считается апостол Матфей. Ранняя церковь утверждала, что это написал он, а авторство «согласно Матфею» было добавлено, возможно, уже во втором веке. Хотя существуют убедительные аргументы против его авторства, имя альтернативного писателя не названо.
Самое раннее свидетельство того, что он, возможно, написал это, исходит от Папия Иерапольского, как цитируется Евсевием Кесарийским в Church History :
«Итак, Матфей писал пророчества на еврейском языке, и все истолковывали их как он был в состоянии.»
Ириней, живший примерно с 130 г. по 202 г. н.э., сделал аналогичное заявление в Против ересей :
Риме и закладке оснований Церкви».
Однако заявление Папия на самом деле довольно двусмысленно. Слово, переведенное как «написал», может также означать «составлено», «аранжировано» или «сочинено». Слово «оракулы» может означать «изречения» или «евангелие». И слово «интерпретированный» здесь может означать «переведенный».
Так что более чем непонятно, о чем именно говорит Папий. Большинство ученых сегодня считают, что Папий на самом деле , а не , имея в виду то, что мы знаем как Евангелие от Матфея. Тем более, что он говорит о тексте, изначально написанном на иврите или арамейском языке, а Евангелие от Матфея, похоже, изначально было написано на греческом языке, а не переведено на него.
Тем не менее, это не значит, что Матфей не написал и это Евангелие.
Внутренние доказательства авторства Матфея
Некоторые утверждают, что Евангелие от Матфея содержит внутренние доказательства, связывающие его с профессией Матфея, что может указывать на то, что он был автором Библии. Евангелие от Матфея говорит о деньгах более подробно и чаще, чем другие евангелия, подобно тому, как Евангелие от Луки, написанное Лукой-врачом, включает более подробные сведения о болезнях и использует точную медицинскую терминологию.
Золото и серебро упоминаются только один раз у Марка и четыре раза у Луки. Но Матфей упоминает их 28 раз. Знаменитая притча о талантах (Матфея 25:14-20) появляется только в Евангелии от Матфея . А в «Отче наш» Матфей делает любопытную замену. Сравните эту строку в молитве, записанной Матфеем и Лукой:
» Прости нам грехи наши,
ибо и мы прощаем всех, кто согрешит против нас. ” — Luke 11: 4 (выделение добавлено)
« и прощайте США, наши Долги ,
, когда мы также простили наши 20076 . » — Матфея 6:12 (выделение добавлено)
Матфей также использует слова, связанные с деньгами, которых нет в других евангелиях. В Евангелии от Матфея 17:24 он сообщает нам точную сумму храмового налога:
“ После того, как Иисус и Его ученики прибыли в Капернаум, сборщики храмового налога в две драхмы пришли к Петру и спросили: ваш учитель платит налог на храм?» »
Похоже, что автор уделил особое внимание утверждениям Иисуса о деньгах, лучше разбирался в финансовых вопросах и рассматривал финансы как полезную линзу для понимания Евангелия.
В конечном счете, без подписи мы не можем подтвердить или опровергнуть авторство Евангелия от Матфея. Но на протяжении веков церковь утверждала, что это был апостол Матфей.
Деяния и мученичество св. Матфея
В первые несколько столетий существования церкви об апостолах росло бесчисленное множество легенд — так много, что это по существу стало отдельным жанром. Многие из этих легендарных аккаунтов были псевдоэпиграфа — что означает, что они ложно утверждали, что написаны известным христианином — и включали чудесные события и гностические учения.
Некоторые из этих сообщений, по крайней мере, частично основаны на реальности, подтверждая подробности о том, как люди умирали и куда они путешествовали.
Но это не относится к Деяниям и мученичеству святого Матфея . В нем Иисус является Матфею мальчиком и велит ему отправиться в город Мирну (неизвестное место), населенный «людоедами». По прибытии туда Матфей творит чудеса и изгоняет бесов. Король неоднократно пытается убить его, в конце концов прибивая его к земле и поджигая. Вместо того, чтобы убить Матфея, огонь сжигает царских идолов и поглощает некоторых из его воинов.
Увидев это последнее чудо, король и его королевство людоедов признают единого истинного Бога и уверовали в Иисуса. Конец.
Существуют и другие древние христианские и гностические писания о Матфее или даже претендующие на то, чтобы быть написанными им, некоторые из которых появились спустя столетия после его смерти (например, так называемое Евангелие Псевдо-Матфея .)
Вы Хотели бы вы знать Библию лучше?
Руководство по Библии для начинающих дает вам общее представление о том, что такое Библия, для чего она нужна и о чем она вообще. Вы выйдете из нее с достаточным знанием, чтобы вести вдумчивый разговор о Библии с пастором, атеистом или кем-либо еще.
Грешник, ставший святым
Что касается апостола Матфея, то тут не так уж и много. Но то, что у нас есть — Евангелия — показывает нам, что Матфей был одним из самых ярких примеров прощения Иисуса, которое Бог предлагает каждому. Этого мытаря поносили за то, кем он был, но Иисус любил его за то, кем он был.