Содержание

Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова

Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова

Методика Н.Н. Обозова, использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, позволяет определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия.

Инструкция. Для определения типа темперамента произведите построчный выбор степени проявления каждого из пятнадцати характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка: «2 балла», для второго: значения – «1 балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам

Бланк ответов

Характерологический признак Типы темперамента
Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
1 Уравновешенность поведения Хорошо уравновешенное Отлично уравновешенное Неуравновешенное Очень неуравновешенное
2 Эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные Слабые Сильные, кратковременные Глубокие и длительные
3 Настроение Устойчивое, жизнерадостное Устойчивое, без больших радостей и печалей Неустойчивое с преобладанием бодрого Неустойчивое с преобладанием
пессимизма
4 Речь Громкая, живая, плавная Монотонная, радостная Громкая, резкая, неравномерная Тихая с задыханием
5 Терпение Умеренное Очень большое Слабое Очень слабое
6 Адаптация Отличная Медленная Хорошая Трудная (замкнутость)
7 Общительность Умеренная Невысокая Высокая Низкая (замкнутость)
8 Агрессивность в поведении Миролю6ивое поведение Сдержанность в поведении Агрессивен Истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей
9 Отношение к критике Спокойное Безразличное Возбужденное Обидчивое
10 Активность в деятельности Энергичная (деловая) Поведение неутомимого труженика Страстная, увлеченная Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
11 Отношение к новому Безразличное Отрицательное Положительное Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот
12 Отношение к опасности Расчетливое, без особого риска Хладнокровное, невозмутимое Боевое, рискованное, без особого расчета Тревожное, растерянное, подавленное
13 Стремление к цели Быстрое, с избеганием препятствий Медленное, упорное Сильное, с полной отдачей То сильное, то слабое, с избеганием препятствий
14 Самооценка Некоторая переоценка своих способностей Реальная оценка своих способностей Значительная переоценка своих способностей Чаще всего – недооценка своих способностей
15 Внушаемость и мнительность Небольшая Стабильная Умеренная Большая
Сумма баллов &nbsp &nbsp &nbsp


Обработка результатов и интерпретация

Подсчитываются суммы баллов по столбцам.

Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным.


Источник:

  1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: АСВ, 2004. — с. 224 (с. 168-169).

Методика определения типа темперамента (стандартизованное наблюдение) Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко для детей от 1 до 3 лет | Тест по теме:

Опубликовано 04.02.2012 — 2:48 — Озерова Дарья Дмитриевна

Методика представляет собой тест из 4-х вопросов с 4-мя вариантами ответов каждый. Применяется для определения типа темперамента детей от года до трех.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика определения типа темперамента (стандартизованное наблюдение) Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко для детей от 1 до 3 лет

Для определения типа темперамента используется спе циальная карта наблюдений, которая предлагается роди телям. В ней указаны наиболее характерные проявления в поведении ребенка того или иного типа темперамента. За полнение карты наблюдений происходит в течение недель ного наблюдения за поведением и деятельностью малыша.

Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях. Для этого каж дый раз, наблюдая за реакцией ребенка, ставьте пометку в соответствующей графе.

 

 

Ключ к карте наблюдений.

Если ребенок чаще всего проявляет реакции

по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента,

по типу «Б» — холерические черты,

 по типу «В» — флегма тические,

по типу «Г» — меланхолические черты.

ФИО  ______________________        возраст_____________        дата___________

1. Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций

б) включается очень активно, эмоционально

в) включается неторопливо

г) включается робко, осторожно

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а)говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое

б) не слушает и поступает по-своему, проявля ет бурную реак цию

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает

г) обижается, молчит, долго переживает, пла чет

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) быстро, при слушиваясь к высказываниям других

б) стремительно, страстно, никого не слушая

в)спокойно и уверенно

г) с сомнениями, неуверенно, огля дываясь на других

4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующего детским садом, в аэропорту)?

а) легко ориенти руется, проявляет любопытство, активность

б) возбужден, иногда из лишне беспо коен

в) внимательно,   1 обстоятельно      1 осматривает все 

г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ на определение типа темперамента ребенка

Уважаемые родители, вы можете распечатать данный тест самостоятельно, заполнить его в спокойной домашней обстановке и принести на ближайшее групповое занятие. После обработки данных, я вышлю вам необх…

Консультация для воспитателей на тему: «Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента».

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента….

Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия»

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе…

Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

Данная анкета позволит родителям быстро и легко определить тип темперамента ребенка дошкольника, а рекомендации построить  своё общение и воспитание  с учётом его темперамента.

Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников….

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»…

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст…

Поделиться:

 

Оценка личности | Определение, типы, важность, использование и факты

Ключевые люди:
Джун Этта Дауни
Генри Мюррей
Похожие темы:
френология
Эффект Барнума
проективный тест
нормативное измерение
графология

Просмотреть весь связанный контент →

оценка личности , измерение личных характеристик. Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для развития психологической теории и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например, при выборе наиболее перспективных людей из группы кандидатов на работу). Подход, принятый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой изменчивости в поведении одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько признаков присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей, а также отдельных лиц. Различаются ли группы людей из разных культурных и экономических слоев, если рассматривать их в свете их конкретных личностных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?

Открытое поведение является отражением взаимодействия широкого круга основных факторов, включая физическое состояние человека и влияние прошлого личного опыта этого человека. Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы правильно оценить сложное человеческое поведение, возникающее в условиях постоянно меняющегося набора проблем, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни. Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования множества концепций для определения черт и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, множество способов мышления, восприятия, обучения и эмоций у людей. Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструктами — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения. Широко изучаемые конструкты личности включают тревогу, враждебность, эмоциональность, мотивацию и интроверсию-экстраверсию. Тревога, например, является понятием или конструктом, выводимым у людей из того, что они говорят, их мимики и движений тела.

Личность интерактивна в двух смыслах. Как указывалось выше, личностные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия лежащих в их основе психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно застенчивы и стремятся к социальному успеху. Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, что его оценивают, может демонстрировать слабые результаты в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционировать в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. Макияж личности может быть как преимуществом, так и недостатком в зависимости от ситуации. Например, некоторые люди подходят к оценочным ситуациям со страхом и предчувствием, в то время как другие, кажется, мотивированы в желаемом направлении конкурентным давлением, связанным с производительностью.

Попытки измерить личностные конструкты исходят из множества источников. Часто они вырастают из теорий личности; тревога и вытеснение (забвение неприятных переживаний), например, входят в число центральных понятий теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, например, для количественной оценки степени тревожности и использования полученных таким образом баллов для оценки и предсказания будущего поведения. Среди основных вопросов в изучении измерения личности является вопрос о том, какие из многих личностных конструктов, которые были определены количественно, являются базовыми или фундаментальными, и какие можно ожидать, что их измерение потребует напрасных усилий, поскольку они представляют собой плохо определенные комбинации более элементарных конструктов. ; какие методы измерения наиболее эффективны и удобны для целей оценки; и лучше ли опросить людей в измерении личности, или попросить их сказать, например, что им напоминает чернильное пятно или облако в небе.

Усилия по измерению любого данного личностного конструкта могут потерпеть неудачу из-за неадекватности формулировки или определения измеряемой черты и недостатков используемых методов оценки. Исследователь может захотеть количественно определить степень подчинения индивидуумов в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории подчинения, которую он применит к проблеме; на фактических процедурах, которые он выбирает или разрабатывает для измерения покорности; и на адекватность исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры. Каждая из этих задач должна быть тщательно рассмотрена при оценке усилий по измерению личностных качеств.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, различающихся по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за человеческим поведением, если они должны иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в их основе предположений, валидности и надежности (в данном случае согласованности).

Личность: методы оценки личности

РЕКЛАМА:

Следующая статья расскажет вам о различных методах оценки личности.

Для обсуждения различных методов измерения мы можем следовать плану, принятому доктором Саулом Розенцвейгом в книге Эндрю — «Методы психологии».

По его мнению, методы исследования и оценки личности можно разделить на следующие категории:

РЕКЛАМА:

I. Субъективные методы.

II. Объективные методы.

III. Проективные методы.

IV. Психоаналитические методы.

РЕКЛАМА:

V. Методы физических испытаний или физиологические методы.

Каждая из этих категорий относится к ряду измерительных инструментов или методов.

1. Субъективные методы:

Субъективные методы — это методы, в которых индивидууму разрешается раскрывать то, что он знает о себе как об объекте наблюдения. Они основаны на том, что сам субъект может сказать о своих чертах, установках, личном опыте, целях, потребностях и интересах.

Некоторые из важных субъективных методов:

(1) Автобиография,

(2) История болезни,

(3) Интервью и

(4) Анкета или опись.

1. Автобиография:

РЕКЛАМА:

Автобиография – это повествование человека, данное либо добровольно, либо в соответствии с определенными предметными рубриками, предоставленными экзаменатором, о его жизненном опыте, его нынешних целях, задачах , интересы и взгляды.

Субъект имеет свободу выбора переживаний, которые имеют для него значение и раскрывают его личность. Недостатком является то, что предметы из его жизни составляют ту часть его опыта, которую он желает раскрыть.

2. История болезни:

История болезни в большей или меньшей степени зависит от автобиографии. В истории болезни мы объединяем информацию, которую мы получаем из различных источников о человеке. Для этого требуется много интервью с человеком и другими людьми, которые знают человека.

Метод тематического исследования позволяет получить информацию о родителях и дедушках и бабушках человека, его семейном происхождении, его истории болезни, его образовательной карьере, его дружбе, его семейной жизни, его профессии и многом другом. Этот метод более полезен для понимания личностных паттернов человека, который является проблемным или неприспособленным. Краткое описание истории болезни приведено в Приложении 1.

3. Интервью:

Интервью является наиболее распространенным методом оценки личности. Интервьюер задает вопросы или позволяет человеку говорить свободно, чтобы получить четкое представление о человеке. Из того, что он говорит, интервьюер знает о его интересах, проблемах, активах и ограничениях. Главным аспектом, по которому интервью может варьироваться, является жесткость или гибкость, с которой интервьюер придерживается заранее определенного плана или графика вопросов или тем.

Иногда бывает полезно иметь определенный список пунктов, которые нужно последовательно охватить. Требуется большее мастерство в свободных интервью, которые не ограничены списком определенных моментов или вопросов.

Интервьюер оценивает черты личности не только по содержанию ответов на заданные вопросы, но и по догматизму, с которым излагаются новости, по проявляемому интересу, по словарному запасу или случайным упоминаниям, которые испытуемый невольно использует в своем разговоре, и наблюдая за его колебаниями, его ерзанием, его эмоциональностью и тому подобным.

Ограничение метода заключается в том, что он субъективен и менее действителен, чем принято считать.

4. Анкеты:

Анкеты представляют собой серию распечатанных или письменных вопросов, на которые человек должен ответить. Обычно ожидается, что испытуемый ответит на каждый вопрос, отметив, обведя или подчеркнув «да» или «нет» напротив вопроса. Исследователь подсчитывает количество ответов «да», «нет» и «?» и, таким образом, может установить, обладает ли конкретный индивидуум определенными чертами или нет.

Предоставленные вопросы или утверждения описывают определенные черты, эмоции, отношения или поведение в ситуациях, раскрывающих личность. Ответы «да» или «нет» подсчитываются в определенных группах или разделах в зависимости от того, какие черты должны быть обозначены положительными или отрицательными ответами.

Ограничение этого устройства состоит в том, что субъект может не хотеть раскрывать верные факты о себе или может не владеть этими фактами сознательно. Метод в лучшем случае выявляет ту часть личности, которая явно выражена или доступна исследованию субъекта.

Некоторыми из хорошо известных личностных опросников являются личностный опросник Бернрентера, опросник адаптации Белла, опросник социальной адаптации Washbume. Индийский статистический институт также выпустил краткий перечень личностей. Его копия приведена в Приложении 2. В последнее время другие исследовательские центры также разработали свои собственные или адаптировали некоторые из известных перечней.

2. Объективные методы:

Объективные методы зависят не от собственных заявлений испытуемого о себе, а от его явного поведения, раскрываемого другим, выступающим в роли наблюдателей, экзаменаторов или судей.

За субъектом, насколько это возможно, наблюдают или изучают в определенных жизненных ситуациях, когда проявляются его особые черты, привычки, потребности и другие характеристики, и, таким образом, экзаменатор может наблюдать непосредственно. Некоторыми из объективных методов являются миниатюрные жизненные ситуации, ненаблюдаемое наблюдение, физиологические измерения и оценочные шкалы.

1. В миниатюрных жизненных ситуациях:

В миниатюрных жизненных ситуациях создаются искусственные ситуации, напоминающие реальные жизненные ситуации, наблюдаются и оцениваются реакции и поведение субъекта. Могут быть созданы ситуации, требующие честности, сотрудничества, настойчивости и командной работы, а поведение субъекта может быть отмечено и соответствующим образом оценено.

Для отбора лидеров в армии этот метод часто используется с большим успехом. Реакции на неудачу и успех также можно оценить, поставив испытуемых в ситуации, в которых они терпят неудачу и испытывают разочарование или удовлетворение.

2. Метод ненаблюдательного наблюдения:

Метод ненаблюдательного наблюдения достаточно популярен в центрах детского развития консультативных поликлиник. Человека просят выполнить какое-либо задание или оставляют его одного, и за его поведением наблюдают через одностороннее зеркало, экран или другое устройство, и его подслушивают с помощью скрытой установки микрофона.

Одной из модификаций этого метода является длительное наблюдение за человеком в одной и той же ситуации в течение нескольких дней вместе. Или за объектом наблюдают более одного человека, и наблюдения объединяются. Конечно, прежде чем приступить к наблюдению, необходимо принять определенные решения относительно того, за чем наблюдать. Одним важным случаем, который следует учитывать в этом методе, является различие между тем, что наблюдается, и тем, что интерпретируется.

3. По рейтинговым шкалам:

В оценочных шкалах мы оцениваем индивидуума по обладанию или отсутствию определенных черт по определенной шкале. Индивидууму присваивается место на шкале или оценка, которая указывает степень, в которой человек обладает данной чертой поведения.

Например, если мы хотим оценить учащихся по их общительности, мы можем попросить трех или четырех руководителей или учителей указать место каждого ученика на шкале, которая может быть следующей:

Эта шкала имеет пять степеней оцениваемого признака, т. е. это пятибалльная шкала. Некоторые шкалы имеют три или семь ступеней.

Главное ограничение рейтинговой шкалы заключается в том, что наши оценщики должны быть хорошо обучены и иметь определенные знания о переменных. Часто оценщики совершают ошибку, присваивая оценки, которые группируются вокруг среднего балла, если вообще располагаются в благоприятном направлении шкалы.

Они не склонны доводить себя до крайности по шкале рейтинга и, вероятно, особенно избегают очень неблагоприятных рейтингов. Оценочные шкалы могут использовать только те, кто знает оцениваемых лиц и наблюдал за ними в отношении той черты, по которой они их оценивают.

3. Проективные методы:

В этих методах или техниках экзаменатор не наблюдает открытое поведение субъекта, как в миниатюрных жизненных ситуациях; он также не просит испытуемого высказать свое мнение о собственном поведении или своих чувствах по поводу определенных переживаний.

Вместо этого субъекту предлагается вести себя творчески, т. е. сочинять рассказ, интерпретировать чернильные пятна или конструировать какие-либо объекты из пластического материала и рисовать то, что он хочет.

Таким образом, субъекту предлагается «проецировать» или свободно выражать свои мысли, эмоции, желания и другие реакции в некоторых предусмотренных ситуациях. Эти методы, таким образом, призваны выявить глубинные черты, настроения, установки и фантазии, определяющие поведение личности в реальных ситуациях.

В основе использования проективного метода лежит предположение, что в том, что он воспринимает в своей неструктурированной и неопределенной среде и что он говорит об этом, индивид раскрывает свои сокровенные свойства или свою личность.

Проективные техники имеют следующие общие черты:

(1) Стимульный материал, как правило, нейтрален, двусмыслен или более или менее неопределен, так что субъект может легко оставить на нем отпечаток своей личности.

(2) Важна психологическая реальность, а не актуальная реальность мира субъекта – его желания, его отношения, убеждения, идеалы, конфликты и фантазии.

(3) В этих техниках выявляются имплицитные или бессознательные аспекты личности, поэтому важную роль в интерпретациях играют психодинамические принципы.

(4) Неподготовленный переводчик, скорее всего, проецирует свои собственные предубеждения и фантазии на интерпретацию произведений испытуемого.

Некоторыми из важных проективных техник являются тест Роарешаха, ТАТ или тест тематической апперцепции, тесты на завершение предложений, тантофон, игровые техники, метод словесных ассоциаций или метод ассоциаций с картинками.

1. Тест чернильных пятен Россаха:

Разработан швейцарским психологом Германом Россахом (19 лет).21), состоит из 10 клякс, имеющих симметричный рисунок. Пять из этих карт черно-белые, две с вкраплениями красного и 3 других цвета. Тест обычно проводится индивидуально.

Когда карточку показывают или кладут перед клиентом, его просят рассказать, что он видит в кляксе, что она значит для него или что это может быть. На втором этапе, называемом исследованием, экзаменатор более полно устанавливает не только то, что видит человек, но и то, что и как он это видит.

На третьем этапе, называемом «проверка пределов», исследователь пытается установить, реагирует ли испытуемый на цвет, оттенок и другие значимые аспекты чернильных пятен, или же испытуемый использует пятна целиком или их части. в его ответах. Все эти ответы затем подвергаются оценке по системе, разработанной либо Биком, либо Клопфером и Келли. Затем следует толкование.

Оценочные категории теста, такие как движение и цвет, интерпретируются как обозначающие различные функции личности, интеллектуальное творчество, открытую эмоциональность, практическое мышление и тому подобное.

Из норм, основанных на работе с испытуемыми в различных хорошо охарактеризованных группах, с нормальными людьми, невротиками и психотиками, можно интерпретировать характер оценок испытуемых как принадлежность к тому или иному складу личности. Нам нужен высококвалифицированный персонал для администрирования и интерпретации Rosschach; и это трудоемкий тест, есть свои ограничения.

2. Тематический апперцептивный тест:

(ТАТ), разработанный Мюрреем и Морганом (1935), состоит из серии из 20 картинок. Человека просят рассказать историю, которую каждый из них предлагает ему. Эти картинки расположены в соответствующих группах для взрослых мужчин и женщин, а также для детей. На каждой картинке испытуемый рассказывает историю, идентифицируя персонажей, объясняя их отношения друг с другом, описывая, что предшествовало ситуации, показанной на картинке, и констатируя результат.

Запись рассказа анализируется в соответствии с основными теориями – герой, сексуальные интересы, профессиональные амбиции, семейные конфликты, социальный статус и т. д. Повторение данной темы или темы следует тщательно отмечать.

Эти темы отображают имплицитные взгляды, привычки мышления, идеалы и стремления субъекта, а также характеристики других персонажей — отца, матери, брата, сестры, мужа и жены. Тест Россаха проливает свет на структуру личности, тогда как ТАТ проливает свет на функционирование личности.

Этот тест довольно популярен в Индии, и были предприняты попытки адаптировать его для индийских условий. Одна хорошо известная индийская адаптация была сделана Мановигяншалой из Аллахабада. Похожий тест, специально предназначенный для детей, называется CAT или Детский апперцептивный тест Беллака. Это было адаптировано и в Индии.

3. Детский апперцептивный тест (C.A.T.):

Этот тест был разработан Беллаком в 1948 году. Он используется для оценки личности детей в возрасте до двенадцати лет. Маленьким детям очень интересно слушать рассказы о животных и играть с ними. Перед проведением теста психолог устанавливает контакт с начальником, чтобы заручиться его сотрудничеством. CAT выявляет подавленные желания ребенка.

4. Тантоплион введен Б. Ф. Скиннером:

Здесь испытуемому рекомендуется слушать, пока фонограф воспроизводит с низкой интенсивностью различные образцы речи мужским голосом. Субъекта просят сказать, что приходит ему на ум, когда он слушает каждый образец речи почти так же, как он мог бы интерпретировать чернильное пятно. Таким образом, это слуховая техника Rosschach.

5. Игровые техники:

Игровые техники более применимы к детям, чем к взрослым. Субъекту разрешается или поощряется создание сцен с использованием кукол, игрушек, кубиков и других строительных материалов. Этот метод имеет как диагностическое, так и терапевтическое значение и часто используется в детских консультациях.

6. Тест словесных ассоциаций:

Другим широко используемым методом является словесно-ассоциативный метод, при котором испытуемому предъявляется список слов, по одному, с инструкцией ответить первым попавшимся словом. его мнение. Экзаменатор отмечает время, необходимое для прощения каждого ответа и самих ответов. Отклонения от среднего количества времени и содержание необычных ответов помогают нам идентифицировать определенные установки, тревоги или чувства.

7. Тест на ассоциативные образы:

Недавно разработанная проективная техника представляет собой метод ассоциативных образов, в котором изображения социальных ситуаций заменяются словами в качестве стимульного материала. Исследование картинной фрустрации Розенсвейга — хорошо известная методика этого типа. Недавно он был адаптирован в Индии доктором Удья Париком.

Он состоит из 24 карикатур, похожих на рисунки, изображающие повседневные ситуации разочарования или стресса с участием его людей, один из которых обычно расстраивает другого. Испытуемого просят написать или сказать в пустом поле над головой расстроенного человека первую ассоциацию, которая придет ему в голову, в зависимости от ситуации. Затем ассоциации выявляют области конфликтов, тревог и стрессов в жизни человека.

8. Техника неполного предложения:

Техника неполного предложения, предложенная Роттером, Штейном и многими другими, представляет собой разновидность бумажно-карандашной инвентаризации личности, которая имеет черты ассоциативного теста, а также проективной техники. . Испытуемый представлен рядом неполных предложений, которые он заканчивает так, как ему нравится.

Образец этой методики приведен в Приложении III. Говорят, что предоставленные порции раскрывают желания, тревоги, конфликты, здоровые или нездоровые отношения. Экзаменатор пытается увидеть общую картину отношений и чувств, выявленную в серии ответов, и использует ее как часть общего исследования индивидуума.

4. Психоаналитический метод:

Этот метод был предложен Зигмундом Фрейдом, отцом школы психоанализа.

Два типа тестов в психоаналитическом методе исследования личности очень популярны, а именно:

(1) Тест свободных ассоциаций.

(2) Метод анализа сновидений.

Оба этих теста показывают особенности Личности в ее бессознательном аспекте. При анализе сновидения субъект описывает свой сон, не используя разум, что означает, что неограниченное состояние ума свободно связывает объекты и действия сновидения.

Из-за отсутствия ментального элемента выражается истина бессознательного ума, с помощью которого психоаналитик обнаруживает многие особенности характера.