Митрополит ростовский димитрий: святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
Содержание
святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
Дни памяти: 23 мая (5 июня) (Ростовских святых), 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей), 28 октября (10 ноября)
Ранний период жизни
Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.
В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия.
Монашеская жизнь
На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона.
Священническое служение
В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником.
В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине.
Игуменское служение
В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.
Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.
23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.
В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.
4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий…» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий…».
В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.
Святительское служение
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.
23 марта 1701 года был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни свт. Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий…», отменил свой указ о назначении в Тобольск. Живя в Москве, свт. Димитрий много проповедовал в столичных храмах.
4 января 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 г. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, святитель указал место своего будущего погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам. .. не себе угождати… но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.
Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства нередки необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям на фоне невежественности и равнодушия мирян. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил. Свою задачу он видел в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства.
1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. Школа делилась на 3 класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702-1704 гг. свт. Димитрий писал для него драмы и декламации.
При свт. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. Кроме того, в этот период он заканчивает работу над Житиями святых.
В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал.
Последние годы жизни, преставление и почитание
В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей.
Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых.
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.
Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского.
Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / писаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.
Тропарь святителям Ростовским, глас 4
Святителие премудрии, / паствы вашея учителие богопросвещеннии, / веру евангельскую в людех преумножившия, / любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, / люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, / служителие воистинну Божий / и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, / Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре / и златословесниче Российский Димитрие, / Христа Бога молите / о архиереех, на престоле вашем преемницех, / о людех, благочестно вас почитающих, / о стране нашей православной // и о всей Христовой Церкви.
Кондак святителям Ростовским, глас 4
Новаго Завета Бога с человеки хранителие, / евангельских заповедей исполнителие, / в добрых делех совершеннии, / святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, / землю Ростовскую и Ярославскую / облагоухавшии молитвами, / именуемии вси и неименуемии, / явленнии и сокровеннии, / предстояще Живоначальней Троице, / не отступайте от нас духом / и Божественное милосердие преклоните к нам, / да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим, / да пребудет на земли мир нерушимый, / любовь же и благоволение // посреде всех человек.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский / Патриархия.ru
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Иконописный подлинник | |
Россия. XVIII.Свт. Димитрий. Шитьё. Россия. XVIII в. Вклад времени имп. Елизаветы Петровны. | |
Россия. XVIII.Свт. Димитрий Ростовский. Парсуна. Россия. XVIII век. | |
Россия. К. XVIII.Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия. Последняя треть XVIII в. 89 х 76.5. Дар С.П. Фортинского в 1970 г. в ЦАК МДА. | |
Москва. 1959-1962.Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Святитель Димитрий (Дмитрий), митрополит Ростовский
Тропарь и кондак
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева. Он родился в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переселения родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые обнаружились дарования и недюжинные способности юноши. Он успешно выучил греческий и латинский языки и весь ряд классических наук. 9 июля1668 Даниил принял монашеский постриг с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. он прошел иноческие послушания в Киевском Кирилловском монастыре, где начал свою литературно-проповедническую деятельность.
Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) 23 мая 1675 года рукоположил Димитрия во иеромонаха. Несколько лет иеромонах Димитрий жил подвизающимся и проповедовал Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В 1684 г., будучи игуменом Максимова монастыря (впоследствии Батуринского Никольского монастыря), был призван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная о высоком духовном расположении своего бывшего ученика, его образованности, склонности к научной деятельности, а также его несомненном литературном таланте, поручил иеромонаху Димитрию устроить Минею, Жития святых на весь год.
С этого времени вся остальная жизнь святителя Димитрия была посвящена совершению этого всеобъемлющего по своему размаху подвижничества. Работа требовала огромного напряжения сил, так как требовала сбора и анализа множества различных источников и изложения их на беглом языке, достойном высокого предмета изложения и в то же время доступном для всех верующих. Помощь Божия не оставила святого за его двадцатилетний труд.
По свидетельству самого святителя Димитрия, его душа наполнялась впечатлениями святых, которые укрепляли его и духом, и телом, и вселяли веру в благополучное завершение его благородного дела. В это время преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (по очереди).
Труды подвижника привлекли к нему внимание Патриарха Адриана. В 1701 году по указу царя Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был рукоположен во митрополита сибирского города Тобольска. Но через некоторое время, по причине важности научной деятельности и слабости здоровья, святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославль и 1 марта 1702 года приступил к обязанностям митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленной «старообрядческим» расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпали духовные силы для творчества и молитвы. Он остается образцом святой, подвижнической, нестяжательной жизни для всех православных христиан. После его смерти 28 октября 1709 г. было обнаружено, что у него было мало имущества, кроме книг и рукописей.
Прославление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, состоялось 22 апреля 1757 года. Память его совершается также 21 сентября, в день обретения его святых мощей.
Житие святителя Димитрия Ростовского — святителя Космы Православное образование
Епископ Димитрий (Дмитрий) (в миру Даниил Туптало) родился в казачьей семье в 1651 году в селе Макарово Киевской области. Он поступил в Киевскую академию, но вынужден был бросить учебу из-за войны и доучивался самостоятельно. Приняв монашеский постриг в одном из черниговских монастырей, он привлек внимание архиепископа Лазаря Барановича, который направил его проповедовать в своем соборе. В течение следующих двух лет святитель Димитрий часто проповедовал и вскоре стал настолько известен своим красноречием, что церкви в Литве и Малороссии (Украина) соревновались друг с другом в том, чтобы он приезжал и проповедовал.
Святителю Димитрию было тридцать три года, когда он начал свой бессмертный 12-томный труд — Хети-Минеи , или Менологион ( Ежемесячные чтения ), — в котором описывались жития святых на каждый день года. В течение 20 лет (с 1684 по 1704 год) он усердно собирал, изучал и составлял эти жития святых. Работа была почти завершена к тому времени, когда он стал митрополитом Ростовским в 1702 году, и быстро вошла в число любимых книг русских православных верующих.
После возведения в сан митрополита предпринял борьбу с расколом в церкви и написал подробное исследование о крупных раскольнических сектах под названием Исследование брянской (старообрядческой) веры . Семь лет его архипастырского служения в Ростове были наполнены трудами по укреплению верующих. Он посещал каждый уголок своей епархии, уча и проповедуя народу. Болезненно сознавая невежество как своих прихожан, так и священников, он спонсировал и организовал школу в Ростове, с отеческой любовью и вниманием заботился о воспитанниках. Они часто собирались вокруг него и пели сочиненные им духовные гимны. Многие из этих возвышенных гимнов епископу Димитрию пели люди в дореволюционной России.
Святитель Димитрий вел подвижническую молитвенную жизнь, строжайший пост и доброту. Его еда была простой и всегда очень скудной. Он был доступен каждому, всегда благожелателен и снисходителен. 28 октября 1709 года этот великий подвижник учености и благочестия мирно отдал душу свою Господу во время молитвы наедине — он был обнаружен на коленях перед иконой Спасителя. В 1752 году его мощи обрели нетленными, и он был причислен к лику святых.
В дополнение к Менологион и Исследование Брянской (Старообрядческой) Веры Епископ Димитрий написал ряд проповедей и наставлений, таких как Краткий Катехизис , История Царей и Патриархов , 9002 7 Запись русских митрополитов и другие записи.