святитель Димитрий Ростовский (Туптало)

Дни памяти: 23 мая (5 июня) (Ростовских святых), 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей), 28 октября (10 ноября)

Ранний период жизни

Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.

В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия.

Монашеская жизнь

На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона.

Священническое служение

В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником.

В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине.

Игуменское служение

В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.

Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.

23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом.

В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.

4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий…» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий…».

В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.

Святительское служение

В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

23 марта 1701 года был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни свт. Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий…», отменил свой указ о назначении в Тобольск. Живя в Москве, свт. Димитрий много проповедовал в столичных храмах.

4 января 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. 1 марта 1702 г. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, святитель указал место своего будущего погребения в юго-зап. углу храма Св. Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам. .. не себе угождати… но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.

Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства нередки необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям на фоне невежественности и равнодушия мирян. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил. Свою задачу он видел в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства.

1 сент. 1702 г. в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. Школа делилась на 3 класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). Обучение начиналось с русской азбуки, чтения и письма, наиболее способные осваивали в особом классе латинский и греческий языки. В школе преподавали также катехизис, пение по нотам, стихосложение. Можно говорить о существовании театра в ростовской школе, в 1702-1704 гг. свт. Димитрий писал для него драмы и декламации.

При свт. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. Кроме того, в этот период он заканчивает работу над Житиями святых.

В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал.

Последние годы жизни, преставление и почитание

В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей.

Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых.

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского.

Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / писаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4

Святителие премудрии, / паствы вашея учителие богопросвещеннии, / веру евангельскую в людех преумножившия, / любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, / люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, / служителие воистинну Божий / и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, / Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре / и златословесниче Российский Димитрие, / Христа Бога молите / о архиереех, на престоле вашем преемницех, / о людех, благочестно вас почитающих, / о стране нашей православной // и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским, глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие, / евангельских заповедей исполнителие, / в добрых делех совершеннии, / святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, / землю Ростовскую и Ярославскую / облагоухавшии молитвами, / именуемии вси и неименуемии, / явленнии и сокровеннии, / предстояще Живоначальней Троице, / не отступайте от нас духом / и Божественное милосердие преклоните к нам, / да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим, / да пребудет на земли мир нерушимый, / любовь же и благоволение // посреде всех человек.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский / Патриархия.ru

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

Иконописный подлинник


Россия. XVIII.

Свт. Димитрий. Шитьё. Россия. XVIII в. Вклад времени имп. Елизаветы Петровны.


Россия. XVIII.

Свт. Димитрий Ростовский. Парсуна. Россия. XVIII век.


Россия. К. XVIII.

Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия. Последняя треть XVIII в. 89 х 76.5. Дар С.П. Фортинского в 1970 г. в ЦАК МДА.


Москва. 1959-1962.

Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 4). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Святитель Димитрий (Дмитрий), митрополит Ростовский

Тропарь и кондак

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева. Он родился в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переселения родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые обнаружились дарования и недюжинные способности юноши. Он успешно выучил греческий и латинский языки и весь ряд классических наук. 9 июля1668 Даниил принял монашеский постриг с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. он прошел иноческие послушания в Киевском Кирилловском монастыре, где начал свою литературно-проповедническую деятельность.

Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) 23 мая 1675 года рукоположил Димитрия во иеромонаха. Несколько лет иеромонах Димитрий жил подвизающимся и проповедовал Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В 1684 г., будучи игуменом Максимова монастыря (впоследствии Батуринского Никольского монастыря), был призван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная о высоком духовном расположении своего бывшего ученика, его образованности, склонности к научной деятельности, а также его несомненном литературном таланте, поручил иеромонаху Димитрию устроить Минею, Жития святых на весь год.

С этого времени вся остальная жизнь святителя Димитрия была посвящена совершению этого всеобъемлющего по своему размаху подвижничества. Работа требовала огромного напряжения сил, так как требовала сбора и анализа множества различных источников и изложения их на беглом языке, достойном высокого предмета изложения и в то же время доступном для всех верующих. Помощь Божия не оставила святого за его двадцатилетний труд.

По свидетельству самого святителя Димитрия, его душа наполнялась впечатлениями святых, которые укрепляли его и духом, и телом, и вселяли веру в благополучное завершение его благородного дела. В это время преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (по очереди).

Труды подвижника привлекли к нему внимание Патриарха Адриана. В 1701 году по указу царя Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был рукоположен во митрополита сибирского города Тобольска. Но через некоторое время, по причине важности научной деятельности и слабости здоровья, святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославль и 1 марта 1702 года приступил к обязанностям митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленной «старообрядческим» расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпали духовные силы для творчества и молитвы. Он остается образцом святой, подвижнической, нестяжательной жизни для всех православных христиан. После его смерти 28 октября 1709 г. было обнаружено, что у него было мало имущества, кроме книг и рукописей.

Прославление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, состоялось 22 апреля 1757 года. Память его совершается также 21 сентября, в день обретения его святых мощей.

Житие святителя Димитрия Ростовского — святителя Космы Православное образование

Епископ Димитрий (Дмитрий) (в миру Даниил Туптало) родился в казачьей семье в 1651 году в селе Макарово Киевской области. Он поступил в Киевскую академию, но вынужден был бросить учебу из-за войны и доучивался самостоятельно. Приняв монашеский постриг в одном из черниговских монастырей, он привлек внимание архиепископа Лазаря Барановича, который направил его проповедовать в своем соборе. В течение следующих двух лет святитель Димитрий часто проповедовал и вскоре стал настолько известен своим красноречием, что церкви в Литве и Малороссии (Украина) соревновались друг с другом в том, чтобы он приезжал и проповедовал.

Святителю Димитрию было тридцать три года, когда он начал свой бессмертный 12-томный труд — Хети-Минеи , или Менологион ( Ежемесячные чтения ), — в котором описывались жития святых на каждый день года. В течение 20 лет (с 1684 по 1704 год) он усердно собирал, изучал и составлял эти жития святых. Работа была почти завершена к тому времени, когда он стал митрополитом Ростовским в 1702 году, и быстро вошла в число любимых книг русских православных верующих.

После возведения в сан митрополита предпринял борьбу с расколом в церкви и написал подробное исследование о крупных раскольнических сектах под названием Исследование брянской (старообрядческой) веры . Семь лет его архипастырского служения в Ростове были наполнены трудами по укреплению верующих. Он посещал каждый уголок своей епархии, уча и проповедуя народу. Болезненно сознавая невежество как своих прихожан, так и священников, он спонсировал и организовал школу в Ростове, с отеческой любовью и вниманием заботился о воспитанниках. Они часто собирались вокруг него и пели сочиненные им духовные гимны. Многие из этих возвышенных гимнов епископу Димитрию пели люди в дореволюционной России.

Святитель Димитрий вел подвижническую молитвенную жизнь, строжайший пост и доброту. Его еда была простой и всегда очень скудной. Он был доступен каждому, всегда благожелателен и снисходителен. 28 октября 1709 года этот великий подвижник учености и благочестия мирно отдал душу свою Господу во время молитвы наедине — он был обнаружен на коленях перед иконой Спасителя. В 1752 году его мощи обрели нетленными, и он был причислен к лику святых.

В дополнение к Менологион и Исследование Брянской (Старообрядческой) Веры Епископ Димитрий написал ряд проповедей и наставлений, таких как Краткий Катехизис , История Царей и Патриархов , 9002 7 Запись русских митрополитов и другие записи.