Преподобный Ферапо́нт Монзенский, Галичский

Дни памяти

25 декабря

9 июня

5 февраля

 – Собор Костромских святых

Житие

О про­ис­хож­де­нии и ран­них го­дах его жиз­ни све­де­ний не со­хра­ни­лось. На­чал он свои по­дви­ги в Москве (ве­ро­ят­но, что юрод­ство­вал, под­ра­жая бла­жен­но­му Ва­си­лию Мос­ков­ско­му), за­тем пе­ре­шел в Ко­стром­ской Воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, про­жил 13 лет. Еще при жиз­ни свя­той про­сла­вил­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Фе­ра­понт явил­ся во сне двум ино­кам Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря, Па­ф­ну­тию и Ан­дри­а­ну, и по­ве­лел ос­но­вать оби­тель на бе­ре­гу ре­ки Мон­зы (близ Со­ли­га­ли­ча). Из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, пре­по­доб­ный уда­лил­ся из Воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря и неко­то­рое вре­мя жил от­шель­ни­ком. Ко­гда мо­на­стырь на ре­ке Мон­зе был по­стро­ен стар­цем Ан­дри­а­ном, пре­по­доб­ный про­сла­вил его дву­мя чу­де­са­ми: явив­шись во сне ры­ба­ку из Со­ли­га­ли­ча и куз­не­цу из Буя, у ко­то­рых бо­ле­ли сы­но­вья, он пред­ска­зал, что де­ти их ис­це­лят­ся в но­во­устро­ен­ном Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре на ре­ке Мон­зе. И, дей­стви­тель­но, при­ве­зен­ные в мо­на­стырь, оба юно­ши ис­це­ли­лись.

Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­ра­понт сам при­шел в Бла­го­ве­щен­скую оби­тель и про­сил игу­ме­на, стар­ца Ан­дри­а­на, стать его ду­хов­ным от­цом. Во вре­мя ис­по­ве­ди Ан­дри­ан был по­тря­сен ду­шев­ной чи­сто­той пре­по­доб­но­го, си­лой его ве­ры. Два го­да пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фе­ра­пон­та в Мон­зен­ском мо­на­сты­ре бы­ли вре­ме­нем ве­ли­ко­го сми­ре­ния, кро­то­сти и ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов. Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь был все­гда до­рог пре­по­доб­но­му: он чу­дес­но со­дей­ство­вал его устро­е­нию и пе­ре­не­се­нию на но­вое ме­сто, за­щи­щал от недоб­ро­же­ла­те­лей, чу­дес­но изыс­ки­вал сред­ства для его со­дер­жа­ния.

Пре­дузнав день сво­ей кон­чи­ны, свя­той про­стил­ся с бра­ти­ей и мир­но по­чил 12 де­каб­ря 1597 г. Пе­ред смер­тью он очень про­сил, чтобы ему, уже умер­ше­му, да­ли Бо­го­яв­лен­ской свя­той во­ды. Ис­пол­няя во­лю по­чив­ше­го, ему да­ли свя­той во­ды, и он про­гло­тил ее. В ле­то­пи­си мо­на­сты­ря опи­са­ны мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния, про­ис­хо­див­шие у гро­ба пре­по­доб­но­го. Од­на­жды свя­той спас су­да от ги­бе­ли при про­хож­де­нии через по­ро­ги на ре­ке Ко­стро­ме, пря­мо про­тив Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем неко­то­рые ви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, са­див­ше­го­ся на кор­му каж­до­го стру­га и пра­вив­ше­го в опас­ном ме­сте. Так­же, явив­шись во сне игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный пред­ска­зал го­лод 1601 го­да и по­ве­лел за­па­сти боль­ше хле­ба.

Через 20 лет по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи, при­чем да­же ри­зы бы­ли це­лы­ми.

Развернуть

Случайный тест

Молитва преподобному ферапонту монзенскому

Чудотворные слова: молитва преподобному ферапонту монзенскому в полном описании из всех найденных нами источников.

Оглавление

  • 1 Икона Ферапонт Монзенский, Галичский.
  • 2 Молитва преподобному ферапонту монзенскому

Икона Ферапонт Монзенский, Галичский.

Молитвы преподобному Ферапонту Монзенскому.

О, преподобный отче, великий заступниче, скорый услышателю, угодниче Божий и чудотворче Ферапонте! Не забуди ны, якоже обещался еси, посещай чада твоя; аще бо и отшел еси от нас телом, но духом присно с нами пребываеши. Молим убо тя, о, преподобне отче: избави ны от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междо-усобныя брани и от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог вражиих, находящих на ны. Услыши ны грешныя, приими молитву и моление наше, еже к тебе, яко кадило благовонное и яко жертву благоприятную, приносим. Умерщвленныя злыми делы, слове-сы и помышленьми души наша, преподобне отче, оживи и возстави. И якоже многи приходящыя к цельбоносному твоему гробу с верою, всякими скорбьми и болезньми люте страждущыя исцелил еси, тако и нас исцели от недугов душевных и телесных. Исторгни нас из глубины согрешений и на путь покаяния настави, милостивым твоим предстательством от видимых и невидимых враг избавляя. Помози нам в житии сем и во исходе душ наших и в будущей жизни, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Ферапонту Монзенскому.

Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Ферапонту Монзенскому

Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Память святого священномученика Ферапонта

Другие иконы:

Икона Божьей Матери Козельщанская

Икона Божией Матери «Тучная Гора»

Икона святой Параскеве, Пятнице

Икона Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Икона Божьей Матери, именуемой Державная

Икона Божьей Матери “Неувядаемый Цвет”

Икона Божьей Матери именуемой Смоленская, Одигитрия

Икона Святителю Модесту, патриарху Иерусалимскому

Икона Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Икона Преподобному Григорию иконописцу Печорскому

Икона Архангелу Михаилу

Икона святой Людмиле

Икона святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец

Икона Святителю Мартину Милостивому

Православные информеры для сайтов и блогов

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .

Молитва преподобному ферапонту монзенскому

Аудио версия жития

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕРАПОНТА МОНЗЕНСКОГО

(память 12/25 декабря)

Не сохранилось никаких известий о происхождении и ранних годах жизни угодника Божия преподобного Ферапонта. Место и время его рождения, звание и имена родителей остались неизвестны. Можно только догадываться, что он происходил не из Москвы, потому что сам говорил о себе, что он был пришельцем в Москве, и не из Костромской и Галичской областей, в которых подви­зался после, так как на месте его подвигов не знали о его происхождении. По своему смирению преподобный ничего не говорил об этом. Он сказал только своему духовному отцу преподобному Адриану Монзенскому (+ 1619; память 5/18 мая), что был пришельцем в царствующем граде Москве и жил близ дома Василия Блаженного (+ 1552; память 2/15 августа), рядом с его тыном; другому заявил, что он был сожителем блаженного. Но так как известно, что Василий Блажен­ный не имел постоянного места жительства и даже ходил нагой, то слова прп. Фе­ра­понта о соседстве и сожитии с ним следует понимать так, что он Христа ради юродствовал по Москве, подражая подвигам Василия Блаженного.

Иноческое пострижение прп. Ферапонт принял в Воздвиженском Костром­ском монастыре (около 1580 года) и после пострижения пробыл там тринад­цать с половиной лет. За свою подвижническую жизнь, за послушание игумену и всей братии, за кротость и смирение он был любим и славим всеми. Пре­подобный служил образцом добродетели для иноков обители, подавая им пример великого воздержания, которым изнурял свое тело.

Слава о святой жизни подвижника быстро распространилась по всему го­роду. Миряне во множестве сходились к нему и просили его молитв и благо­словения. Приходили воеводы, дьяки и разных чинов люди от мала до велика. Не всех своих посетителей одинаково принимал подвижник: для одних он при­ветливо произносил молитвы и подавал им благословение, иных же сурово обличал за слабую, распущенную жизнь, за пристрастие к мирской суете и осо­бенно за порок пьянства.

Архимандрит монастыря уважал преподобного Ферапонта и почитал святым. Но подвижник избегал славы человеческой. Он тайно оставил обитель и пере­селился в область Галича в пустынный Благовещенский монастырь на устье реки Монзы, при впадении ее в реку Кострому, в котором тогда жил строитель монастыря старец Адриан.

За свои великие подвиги и усердные молитвы прп. Ферапонт получил бла­годатный дар прозирать и предсказывать будущее и творить чудеса. Чу­дес­ным образом он содействовал устроению Монзенской обители, в которой потом подвизался.

В монастыре Павла Обнорского (+ 1429; память 10/23 января) подвиза­лись два друга-инока — Пафнутий и Адриан. Раз Пафнутий ночью видел наяву на востоке необычный свет, как бы зарю, а в ней церковь и кресты с дивным сиянием. После того другой ночью, лишь только Пафнутий помолился и лег спать, ему явился незнакомый человек и сказал: «Пошли друга своего старца Адриана на изыскание места для новой обители, того самого места, которое ты видел в заре на востоке. Место то расстоянием отсюда 50 поприщ. На нем явится человек свят». Затем он предсказал Пафнутию, что ему не придется жить в этой обители, и стал невидим. В чудесном пришельца после узнали прп. Ферапонта.

Когда Пафнутий рассказал о видении своему другу, преподобный Адриан отправился на изыскание чудесно указанного места и скоро нашел его. Это была непроходимая дебрь, достигнуть которой от города Солигалича можно было только на лодке рекой Костромой. Оно называлось Устье. Там стояла пустая ветхая церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения. Прп. Адриан увидел, что место удобно для монастыря: вокруг него много было леса, годного для устройства келлий и служб, в реке — рыбы для пропитания, удобно было распахать пашни, поставить близ монастыря деревни, на реке выстроить мельницу.

Когда прп. Адриан вернулся в Павло-Обнорский монастырь и рассказал Паф­нутию все виденное, тот дивился и помышлял о том, что и он переселится для подвигов с другом своим на новое место, чудесно ему открытое. Но пред­сказание святого Ферапонта исполнилось в точности. Вскоре в Обнорский монастырь от царя пришла грамота, которой повелевалось старцу Пафнутию отправляться в Москву. Там он был поставлен архимандритом Чудова монастыря. Пафнутий только дал средства на устройство обители.

С преподобным Адрианом было всего три брата-сподвижника. Они устроили две келлии. По берегу реки Костромы раскопали мотыгами землю, сеяли хлеб и питались от трудов своих. В новый монастырь начали приходить желающие пустынного подвига, и келлии умножились. Но лесную обитель знали немногие: ее посещали только плотники, строившие насады. Один такой плотник, узнавши о чудесном возникновении и нуждах обители, дал строителю довольную милостыню. Но место, на котором стоял монастырь, было неудобно. Низкий речной берег каждую весну затопляла вода и размывала. Адриан скорбел

об этом. Он посоветовался с братией и хотел перенести монастырь на более высокий берег реки Костромы. Но так как место обители было указано чудесно, то подвижник желал получить указание воли Божией и на задуманное им дело. Он часто ходил молиться на предполагаемое место монастыря и однажды, заснув там, удостоился видения. Ему явился незнакомый человек и сказал: «Старче! Не заботься об этом месте, другое назначено тебе для жительства.

То место на берегу реки Монзы. Там явится святой человек. А узнаешь о месте том тогда, когда двое юношей исцелятся на нем от тяжких болезней».

Действительно, вскоре в монастырь привезли двух больных отроков: од­ного — из Буя, расслабленного ногами, другого, страдавшего горячкой, — из Солигалича. Отец первого, рыбак Лукиан, при всех рассказал, как во время рыбной ловли явился ему неизвестный старец, украшенный продолговатой бородой и сияющий сединами, и приказал везти больного сына к Адриану в новоустроенный монастырь, обещая, что отрок получит там исцеление. Отец другого юноши, кузнец из Солигалича, поведал преподобному Адриану, что и ему явился незнакомый старец, который сказал, что болезнь его сына прекра­тится в новом монастыре Адриана. На вопросы того и другого, кто он и какой обители, явившийся старец отвечал: «Я из Благовещенского монастыря с устья реки Монзы, живу в одной келлии с Адрианом. Иду теперь в город Кострому. Туда послал меня старец Адриан нанять рабочих для перенесения монастыря в новое место».

Прп. Адриан знал, что в то время из монастыря никто не выходил; при том же в обители не было инока такой наружности, как описывали посетители. Больные действительно исцелились от своих болезней после совершения литургии в монастырском храме, а окончательно — во время молебна в часовне на берегу реки Монзы. Тогда прп. Адриан и братия уже вполне уверились в том, что есть какой-то незнакомый им чудесный покровитель обители и что ему угодно перенести монастырь на реку Монзу при впадении ее в Кострому. Так они и поступили. Чудовский архимандрит Пафнутий опять дал средства для устройства монастыря на новом месте. Построили два храма: в честь Вос­кресения Христова с приделом во имя Николая Чудотворца и теплую цер­ковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения.

Спустя немного времени после устройства монастыря при устье Монзы пришел в него прп. Ферапонт и просил строителя принять его в число братии. Прп. Адриан охотно принял пришельца, не зная, кто он такой. Но вскоре один инок монастыря признал прп. Ферапонта по тем приметам, какими его опи­сывали удостоившиеся видения, и сообщил свою догадку прп. Адриану. Ее под­твердили два монастырских рабочих. Идя в монастырь строить храм, значит, еще до поступления преподобного в обитель, они встретили новопришедшего инока, который им предсказал о явлении святого человека в Монзенском мо­настыре. Прп. Адриан долго не знал, как ему удостовериться окончательно в этом, не смея прямо спросить подвижника. Но один раз на исповеди он об­ратился к преподобному с вопросом: из какой он обители и где раньше жил? Святой отвечал так, как говорил обычно в своих явлениях, что он постри­женник Костромской Воздвиженской обители, раньше жил в Москве близ дома Василия Блаженного и назвал свое имя. Прп. Адриан теперь убедился, что таинственный покровитель Монзенской обители был ни кто иной, как прп. Ферапонт, и сильно обрадовался, что святой угодник открылся и живет

в Благовещенском монастыре. Однако смиренный подвижник, не желая про­славления, умолял прп. Адриана, потом настойчиво требовал от него, чтобы он никому не сказывал того, что узнал о нем, чтобы хранил это как тайну исповеди, и тогда же просил игумена быть его духовным отцом.

Исповедь обнаружила великую святость прп. Ферапонта, и прп. Адриан при­пал к его стопам и воскликнул: «Не требуют здравии врача (Мк. 2, 17). Как же ты, чистый, пришел за исцелением к недужному?» Прп. Ферапонт сказал тогда Адриану: «Припомни, кого ты видел раньше на берегу реки Костромы, на месте, где хотел воздвигнуть монастырь. Тогда я сказал тебе: “Отец мне будешь и узнаешь имя мое”. Ныне это сбылось: ты отец мне и узнал имя мое. Спустя два с половиной года исполнится на мне воля Божия». Так угодник Божий прозрел и предсказал свою близкую кончину. Потом снова просил своего духовного отца не разглашать того, что узнал от него на исповеди.

Живя в пустынной Монзеской обители, прп. Ферапонт каждый день с бла­гословения духовного отца удалялся для молитвы в болотные дебри и лесные чащи. Случилось раз, что один из братии, инок Кирилл, возроптал на святого за то, что он не бывает в монастырской ограде. В следующую ночь во сне Кирилл увидел множество бесов в виде черных эфиопов, похвалявших его

за ропот на преподобного. «Изгоните его отсюда, — говорили бесы о святом старце, — потому что ленив он и нерадив о монастырской работе. Вы даром его кормите. Вам он представляется святым, а на самом деле, уходя в лесную чащу, только спит там». С ужасом пробудился Кирилл и побежал из келлии к старцу Адриану. Он исповедал ему свой грех ропота на преподобного и рассказал видение. Преподобный Адриан знаменал честным крестом перепуганного ино­ка. Когда, опять уснув, Кирилл снова увидел бесов, он начал мысленно молиться преподобному Ферапонту и просил у него прощения за свой ропот. Внезапно

у его одра предстал с жезлом преподобный и бесы исчезли, как дым.

В другой раз был наказан за насмешку над преподобным монастыр­ский слу­житель Петр. «Ты стар годами, а ходишь так плавно, — сказал Петр пре­подобному Фе­рапонту при встрече. — Мантия твоя не движется, и ногами своими ты как будто скользишь». Преподобный ничего не сказал насмешнику. Но в тот же день Петр почувствовал страшную боль головы и шеи, лицо же его повернулось назад. Он пошел к прп. Адриану, а тот послал его к прп. Ферапонту просить прощения. Петр упал к ногам угодника, каялся в своих грехах и мо­лил об исцелении. Святой Ферапонт поднял его, осязал руками его больную голову и шею, повернул лицо назад, и Петр исцелился. А подвижник наставлял его не осуждать ближнего. Оба эти чуда остались в тайне при жизни препо­добного: рассказывать о них он запретил.

Раз подвижник молился на своем обычном месте, в лесной чаще за рекой Монзой. Место это называлось Медвежий овраг. Женщина Пелагия, собирав­шая грибы, увидела преподобного с другой стороны оврага: он сидел на колоде, тело его обливалось кровью от укусов комаров и мошек, целым столбом вились над подвижником оводы. Движимая любопытством, Пелагия перешла овраг, разделявший ее от преподобного, и хотела подойти к подвижнику, чтобы по­жа­леть его и поплакать над добровольным мучеником, но тотчас ослепла. «Старче Божий, — возопила она, — прости меня грешную». В тот же миг она прозрела и очутилась на другой стороне оврага. После того она могла рассказать о чуде только прп. Адриану и никому другому, возбраняемая неведомой силой.

В уединенной молитве и изнурении своего тела преподобный Ферапонт проводил свои дни, но по ночам он предавался подвигам. Ночи проводил он без сна: усердно молился, переписывал Божественные книги или читал жития святых. Особенную веру он питал к святителю Николаю и много раз перечи­тывал житие и чудеса чудотворца.

Святой угодник не только был образом подвижничества для братии, но и защитником их от притеснителей. В то время нередко случалось, что служилые люди, дворяне, обижали простой крестьянский люд и те монастыри, которые были незначительны. И Благовещенский монастырь подвергался притеснению боярского сына Алексея Нелидова, земли которого были смежны с монас­тыр­скими угодьями. Нелидов объявил, что все угодья монастыря принадлежат ему, и начал притеснять Адриана, братию и монастырских слуг: строителя оскорблял, бил иноков, живших на починках, не пускал их рубить лес и ло­вить рыбу, монастырских слуг поносил и грабил. Нелидов и своих родственников научил теснить монастырь. Он учинил такое гонение и притеснение обители, как будто желал разорить святое место. В это тяжелое время прп. Ферапонт утешал и подкреплял братию, заповедал им кротко терпеть все озлобления от людей, признавая виновником их диавола, и угрожал гонителям наказанием от Бога в этой и в будущей жизни.

Один инок монастыря старец Иов соблазнился мыслью освободить оби­тель от гонений Нелидова, подчинив его другому, сильному монастырю.

Не посоветовавшись ни со строителем его преподобный Адрианом, ни с братией, Иов отправился в Павлов Обнорский монастырь и предложил игумену Иоилю владеть Благовещенским монастырем и его вотчинами с тем, чтобы не давать обитель в обиду соседним и окрестным дворянам. Игумен Иоиль охотно согла­сился и писал старцу Адриану, именуя Благовещенскую обитель вотчиной Павлова монастыря, а самого старца называл причетником своей церкви. Адриан опечалился, но преподобный Ферапонт утешал его и братию, говоря: «Место это не бу­дет в подчинении другому монастырю или в подданстве другой об­ласти». А старцу Иову подвижник предсказал, что Благовещенский монастырь не будет местом его упокоения.

Игумен Иоиль горячо взялся за дело присоединения Благовещенской обители к своему монастырю. Строителя его Адриана он хотел перевести в свой монас­тырь и неожиданно приехал в Монзенскую обитель. Но строитель и старцы скрылись. Не найдя никого и не имея возможности исполнить свое намерение относительно прп. Адриана, Иоиль взял из монастыря церковные книги и увез их с собою. Когда по отъезде его прп. Адриан вернулся в свою обитель, то он увидел, как прп. Ферапонт ходил и мел двор монастыря крыльями своей ман­тии. При этом вслух всем подвижник говорил: «Прах и смрад твой да выйдут

с то­бою и козни бесовские да изгонятся».

Когда прп. Адриан начал тужить о пропаже церковных книг, святой угод­ник утешал его, предсказывая, что игумен Иоиль скоро впадет в лютую болезнь и раскается. Действительно, все предсказания прп. Ферапонта исполнились в точности. Благовещенская обитель осталась самостоятельным монастырем. Игумен Иоиль скоро заболел и, раскаявшись, прислал взятые из обители книги и письмо преподобному Ферапонту с просьбой о прощении. Старец Иов, винов­ник всех этих несчастий обители, побоялся снова вернуться в нее и поселился для подвигов в пустынном уединении. Но его нашли там разбойники, убили и тело его закопали во рву городища.

Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному Ферапонту. Он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал его от недоброжелателей и притеснителей. Наконец, он чудесно изыскивал средства для содержания бедного монастыря.

Один раз прп. Ферапонт пришел к строителю прп. Адриану и ска­зал: «Иди в царствующий град Москву. Ты найдешь там архимандрита Пафнутия больным, и не в Чудове монастыре, а у митрополита на Крутицах». Прп. Адриан спросил: «Откуда ты получил эту весть?» «Подробно об этом узнаешь там, — отвечал преподобный, — архимандрит желает тебя видеть».

Преподобный Адриан поверил словам святого Ферапонта и отправился в Москву. Архимандрита Пафнутия, как и предсказал прозорливый угодник, он нашел больным в Крутицах. В беседе о делах Благовещенской обители, о подвижнике Ферапонте и его дивных деяниях архимандрит Пафнутий спросил Адриана: «Возвратился ли к тебе тот старец, который был у меня недавно

с твоим письмом?» При этом он взял письмо и показал прп. Адриану. Удивился старец, видя письмо, написанное собственной рукой. В нем говорилось о нуждах монастырских: о колоколах, книгах и церковных сосудах. Но преподобный помнил, что такого письма он не писал никогда. Расспросивши Пафнутия о старце, принесшем письмо, Адриан узнал в нем преподобного Ферапонта, чудесно явившегося митрополиту Крутицкому и Пафнутию, так как подвиж­ник в то время не оставлял монастыря и прп. Адриан никогда не посылал его в Москву. Когда узнал обо всем этом Крутицкий митрополит Геласий, то вместе с Пафнутием он дал прп. Адриану обильную милостыню на нужды монас­тыря. Так заботился прп. Ферапонт о своей обители и чудесно помогал ей.

Два с половиной года прожил угодник Божий в Монзенском монастыре. Он непрестанно пребывал в молитве, в трудах и воздержании. Каждый день приходил в придел святителя и чудотворца Николая и плакал о душе своей, па­мятуя о часе смертном и Страшном суде.

Господь открыл Своему угоднику о дне и часе его кончины. Прп. Ферапонт казался братии здоровым и бодрым, но готовился к смерти. Он призывает отца своего духовного преподобного Адриана и братию и обращается к ним с прощальным словом. «Близок конец моей жизни, — сказал со слезами пре­­подобный, — я отхожу от нее и предаю дух мой в руце Божии. Господь

да сохра­нит вас и утвердит в любви Своей. Я же, хотя и отхожу телом, но не отступаю от вас духом своим, если между вами любовь будет».

Это было утром 11 декабря. Простившись с братией, он просил прп. Адриана приобщить его в тот же день за литургией Святых Христовых Таин и завещал духовному отцу, чтобы по смерти он причастил его святой богоявленской водой. Прп. Ферапонт отстоял Божественную литургию и приобщился Святых Таин. Братия, видя подвижника еще крепким, не хотели верить, что он скоро умрет. Весь день и ночь святой провел в уединенной келейной молитве. Следующий день был воскресный, неделя праотец пред Рождеством Христовым. Прп. Ферапонт последний раз пришел в храм Божий к утрени и по окончании ее испросил благословение и прощение у своего духовного отца, второй раз простился с братией и удалился в келлию. Вся братия монастыря вместе с игуменом отправились к преподобному, чтобы еще раз услышать от него прощальное слово. Но братия и теперь сомневались в близости кончины прп. Ферапонта, так как подвижник всем казался бодрым и здоровым. Когда пришли в келлию, то увидели, что святой почил. Он лежал на своем одре в мантии и куколе. Лицо его было покрыто парамандом, а в головах почившего стояло кадило с горящими углями и фимиамом. Великое благоухание распро­странилось по всей обители и даже за ее стены. Зажженные свечи стояли перед образами. Блаженная кончина прп. Ферапонта последовала, по всей вероятности, в 1597 году, 12 декабря, через 16 лет после пострижения его в монашество. Исполняя предсмертную волю почившего угодника, прп. Адриан причастил его богоявленской водой. Тогда уста почившего сами отверзлись

и лицо его просияло. День чудесного преставления преподобного Ферапонта ознаменовался и другим чудом — исцелением инока Протасия от болезни глаз, которой он страдал с детства.

После смерти своей преподобный продолжает творить обильные чудеса. Мно­гие больные, приходя к его гробу, получали исцеления по мере веры и усердия молитвы к преподобному. Обитель, в которой подвизался прп. Ферапонт, не раз была спасаема им от бед и скорбей, от нашествия литовский рат­ников, от нападения разбойников, от боярских притеснений.

Святой угодник Божий помогал своей чудесной помощью особенно тем хрис­тианам, которые обнаруживали расположение к его обители. На реке Костроме, прямо против Благовещенского монастыря, был большой порог, который затруднял плавание по реке. Случилось раз, что из Солигалича вниз по Костроме плыл караван стругов с солью. Когда суда подошли к порогу, тор­говые люди сошли на берег и решили сходить в монастырь, чтобы отпеть там молебен и призвать на помощь прп. Ферапонта. Но один из них, именем Вавила, не захотел этого сделать. Он сказал: «Много таких старцев, неужели все они святые?» И остался на берегу, когда его товарищи отправились в мо­нас­тырь, молились там, дали в обитель соли и денег.

Начали спускать суда через порог. Первые шесть стругов, принадлежавшие хозяевам, помолившимся в монастыре, прошли благополучно. При этом один инок и некоторые из торговых людей видели, что какой-то незнакомый вет­хий старец, одетый в куколь, мантию и лапти, садился на корму каждого струга и правил им на опасном месте. Когда проводили последний струг, принадлежавший Вавиле, к нему привязали веревки, чтобы держать судно на берегу, и в то время, когда судно проходило порог, какой-то юноша (так видели некоторые) перерубил веревки. Тотчас же струг понесло по порогу, он бился о камни, накренился набок, вода его заливала и он готов был потонуть. Вавила бросился на землю, валялся и кричал: «Горе мне окаянному, все поте­рял — и свое, и чужое». Другие уговаривали его: «Согрешил ты: изрек хулу на преподобного Ферапонта и не послал в монастырь милостыни. Струги това­рищей твоих прошли, а ты страдаешь». Вавила беспрестанно кричал: «Святче Божий, прости меня грешного!» И мысленно обещался снести в монастырь часть соли, чтобы преподобный помог ему. Сразу струг Вавилы выпрямился и стал по течению. Незнакомый старец стал пред стругом на речной быстрине и, распространив крылья своей мантии против волн, не пускал воду заливать судно. Снова привязали веревки. Старец подошел к корме, повернул ее своей рукой и направил струг куда следовало, так что он благополучно прошел порог.

Вразумленный Вавила тотчас же пошел в монастырь. Он дал строителю преподобному Адриану денег и соли и просил его отпеть молебен. Потом рас­сказал о происшествии и дал обет заходить в монастырь, молиться и давать милостыню каждый раз, когда придется ему проезжать мимо. Один инок монастыря, наблюдавший все происшествие с берега, и один из хозяев удос­товерили прп. Адриана в этом чуде угодника Божия святого Ферапонта.

Вскоре после своей смерти преподобный явился Адриану и сказал: «Скоро великий голод будет в Русской земле; храни хлеб. В то время увеличатся земли у монастыря и монастырские деревни построятся там, где теперь владеют дети боярские. Тогда многие пропитаются от твоих житниц, и они не оскудеют». Сказав это, святой стал невидим. Преподобный вторично подтвердил свое предсказание, явившись слепому старцу Феодосию, иноку Благовещенской обители, когда тот молол муку ручным жерновом (монастырь был так беден, что не имел средств устроить мельницу), и сказал: «Скоро настанет великий голод по всей земле Русской, но ты до этого не доживешь. Тайно с настой­чивостью скажи Адриану, чтобы берег он хлеб свой, потому что многие будут питаться от монастыря сего. И распространятся земли монастыря, леса его, и будут деревни».

Действительно, по пророчеству прп. Ферапонта, в 1601 году настал страшный голод, продолжавшийся три года. Цены на хлеб подорожали и множество людей умирало от голода. В Москве, куда голодный народ стекался в надежде найти кусок хлеба на работах, начатых царем Борисом Годуновым, померло тогда 500 тыс. человек. Монзенский монастырь в это тяжелое время отпускал свой хлеб всем нуждающимся, и житницы монастыря, как и предсказывал преподобный, не оскудевали. Вся окрестность питалась монастырским хлебом, и пустоши обители заметно заселялись.

Через 20 лет после кончины преподобного (то есть в 1617—1618 гг.) его святые мощи, почивавшие под помостом в приделе Николая Чудотворца, были обретены. Когда прп. Адриан, собравшееся духовенство и иноки пришли к месту погребения преподобного Ферапонта, его гроб оказался стоящим на поверхности земли, над тем местом, где он был зарыт. Все недоумевали, не знали, что делать, и, покрыв гроб покровом, удалились. Когда в тот же день вечером снова пришли ко гробу угодника Божия, то увидели, что он опустился в землю, наверху остался только покров. Начали копать около гроба и доры­лись до него. Сдвинув гробовую крышку, присутствующие увидели нетленными и мощи подвижника, и даже ризы, покрывавшие их. Из гроба распространилось великое благоухание. Но поднять гроба собравшиеся были не в состоянии и потому, обложив его новыми досками, снова закопали в том же месте.

Иезуитская молитва

Крещение Господне

Мф 3:3-17

Это тот, о ком говорил пророк Исайя, когда сказал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господа, сделай стези его прямыми». Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему жители Иерусалима и всей Иудеи и всей страны при Иордане, и крестились они от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Но, увидев многих фарисеев и саддукеев, идущих креститься, сказал им: отродья ехиднины! Кто предупредил вас бежать от грядущего гнева? Принеси достойный покаяния плод. Не думайте говорить себе: «Отцом нашим есть Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Даже сейчас топор лежит у корней деревьев; поэтому всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. «Я крещу вас водой для покаяния, но тот, кто сильнее меня, идет за мной; Я недостоин носить его сандалии.

Он будет крестить вас Святым Духом и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу; а солому сожжет огнем неугасимым».

Тогда Иисус пришел из Галилеи к Иоанну на Иордане, чтобы креститься от него. Иоанн воспрепятствовал бы ему, сказав: «Мне нужно у тебя креститься, а ты приходишь ко мне?» Но Иисус ответил ему: «Да будет теперь так; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда он согласился.

И когда Иисус был крещен, как только он вышел из воды, внезапно небеса отверзлись ему, и он увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, и восходящего на него. И голос с неба сказал: «Это мой Сын, Возлюбленный, которым я очень доволен».

Новая пересмотренная стандартная версия, авторское право 1989 г., Национальный совет церквей Христа в Соединенных Штатах Америки. Используется с разрешения. Все права защищены. Утверждено USCCB.

 

Пожалуйста, поделитесь добрым словом с друзьями!

Понимание нашего призвания

Имея лишь несколько рассказов о жизни Иисуса из вторых и третьих рук, написанных спустя годы после его смерти, что мы можем сказать, что действительно знаем о его жизни? Читая сегодняшнее писание, я вспоминаю, как мой профессор семинарии сказал нам, что из всех событий, описанных в Евангелиях, большинство историков согласны по крайней мере в одном: что человек по имени Иисус действительно был крещен человеком по имени Иоанн в Галилее в начале I века. . Тот факт, что Спаситель, Сын Божий, начал свое служение с крещения местным проповедником, на самом деле был смущением, которое необходимо было объяснить. Каждый евангелист упоминает крещение и пытается объяснить кажущееся противоречие («разрешите пока…»), сами по себе являются сильным подтверждением того, что это произошло.

Именно человечность этого события захватила мое внимание и мое сердце в молитве. Крещение Иисуса — это утешительное напоминание о том, что Иисус был истинным человеком и ходил среди нас. Его призвание, кажется, было не магическим даром, который он знал с младенчества, а скорее растущим пониманием и осознанием. Возможно, он открыл свои Богом данные дары и жизненный путь, как и многие из нас: через постепенный процесс познания себя через молитву и отношения с семьей и обществом. В разгар нашего нетерпения выяснить, кто мы и куда мы идем в нашем жизненном путешествии, сегодня мы вспоминаем, что находимся в хорошей компании.

Сможете ли вы проявить терпение к тому, как Бог открывает вам Божьи дары и планирует… со временем?

Можете ли вы быть по-настоящему благодарны сегодня за идеи и указания, которые вы уже получили?

  — Кристин Карран является исполнительным директором Ignatian Spirituality Project , иезуитского служения, предоставляющего духовные ретриты и общение людям, выздоравливающим от бездомности и зависимости в более чем 20 городах.

 

Пожалуйста, поделитесь добрым словом с друзьями!

Молитвы за спокойствие


Молитвы

  • В этот день …
  • Отпустить
  • Замедли меня
  • Облегчение груза
  • Ваш мир
  • Я хочу быть доступным
  • Нажми мои кнопки
  • Молитва о внутреннем мире
  • Христианская молитва о душевном покое
  • Молитва об исцелении от стресса
  • Молитва о мире и спокойствии
  • В пределах нашей досягаемости: радость
  • Молитва о спокойствии

См. также

  • Молитвы о коронавирусе
  • Молитвы о мире
  • Молитвы проницательности
  • Молитвы смирения
  • Молитвы о силе

В этот день….

Уладить ссору
Отыскать забытого друга
Развеять подозрения и заменить их доверием
Написать любовное письмо
Поделись сокровищами
Мягко ответить
Поощрять молодежь

Выражать верность словом или делом
Выполнять обещание
Находить время
Отказываться от обиды
Простить врага
Выслушивать
Извиняться, если был не прав другие
Думай в первую очередь о ком-то другом
Цени, будь добрым, будь нежным
Побольше смейся.
Заслужить доверие

Вооружиться против злобы
Осудить самодовольство
Выразить благодарность
Поклоняйся Богу
Радуй сердце ребенка
Наслаждайся красотой и чудесами земли

Скажи о своей любви
Скажи это снова
Скажи это еще раз
Скажи это еще раз….

 ~Автор Неизвестно

Отпусти

Боже Боже,

Трудно полностью отпустить нашу тревогу или мир вокруг нас, когда мы не можем видеть доказательства всего того, что ты делаешь – когда мы не можем понять или увидеть Ваша цель или план. Сегодня мы делаем паузу и напоминаем себе о нашей зависимости от вас, потому что в глубине души мы знаем, что ваши руки касаются наших обстоятельств и будущего.

Исаия 55:8 напоминает нам, что наши мысли — не ваши мысли, и что наши пути — не ваши пути. Когда мы изо всех сил пытаемся ясно видеть и принимать решения, мы не одиноки, и этот внутренний мир — это то, что можете обеспечить только вы.

Итак, сегодня Господь, мы целенаправленно, даже срочно, снова заявляем, что мы выбираем верить в Тебя. Мы знаем, что часто в самые трудные времена вы больше всего работаете. Спасибо за то, что вы даете нам силы помогать друг другу и ясно видеть выбор, с которым мы сталкиваемся. Когда мы сканируем наши личные горизонты, мы знаем, что мы также должны обращаться к вам одному за силой и возможностями, которые являются нашим будущим.

Мы просим вашего руководства, чтобы мы могли полностью идти по вашему пути — по пути, который вы благословили. Мы также просим, ​​чтобы ваше лицо сияло перед нами – индивидуально, и как команда коллег и партнеров.

Пожалуйста, доведите до конца все, что вы нам поручили сделать в предстоящие недели. Дай нам сердце мудрости услышать Твой голос; и тогда укрепи наши стопы. Пожалуйста, сделай нас сильными через Твою благосклонность и милость.

 

— Предложено Грегом Кристофером


Замедли меня

Замедли меня, Господи!
Успокойте стук моего сердца
Успокоением моего разума.
Спокойно держи мой спешащий шаг
С видением вечного предела времени.

Дай мне,
Среди неразберихи моего дня,
Спокойствие вечных холмов.
Сними напряжение моих нервов
Успокаивающей музыкой
Поющих ручейков
Живущих в моей памяти.

Помоги мне узнать
Волшебная сила сна,
Научи меня искусству
Делать минутные каникулы
Замедляться
Смотреть на цветок;
Поболтать со старым другом
Или завести нового;
Погладить собаку;
Смотреть, как паук плетет паутину;
Улыбнуться ребенку;
Или прочитать несколько строк из хорошей книги.

Напоминай мне каждый день
Что гонку не всегда побеждает быстрый;
Что в жизни есть нечто большее
Чем увеличение скорости.

Дай мне взглянуть вверх
В ветви возвышающегося дуба
И знай, что он вырос большим и сильным
Потому что он рос медленно и хорошо.

Замедли меня, Господи,
И вдохнови меня пустить мои корни глубоко
В почву непреходящих ценностей жизни
Чтобы я мог расти к звездам
Нашей великой судьбы.

— Предлагается Дэйвом Джонсоном и Кирой Шахид; Автор Orin L. Crain

Облегчение ноши

Первое, что мы должны сделать
должен заметить
, что мы нагрузили этого верблюда
таким количеством багажа
, что нам никогда не пройти через пустыню живыми.
Что-то должно уйти.

Тогда мы можем начать сбрасывать
тысячу вещей
которые мы привезли
до тех пор, пока даже верблюду не придется идти
и мы идем босиком
по песку пустыни.

Неизвестно, что тогда произойдет.
Но я слышал, что кто-то,
идя по этой дороге,
видел горящий куст.

— Фрэнсис Дорф, О. Прем


Ваш мир

Боже, который больше, чем мы можем когда-либо постичь,
помоги нам искать тебя,
и тебя одного.
Помоги нам стоять перед всем, что мы могли бы сделать
и искать то, что ты бы сделал,
и сделать это.
Избавьтесь от нашей потребности достичь всего, чем мы можем быть
и вместо этого
сдайтесь тому, чем вы можете быть в нас.
Дайте нам способы воздерживаться от дел
, которые будут сбивать нас с толку,
дай нам сегодня свой мир.

— Автор неизвестен

Наверх


Я хочу быть доступным

Святый и совершенный Боже,
ты знаешь, я хочу быть доступным.
Помогите этому желанию проникнуть достаточно глубоко в мое существо
, чтобы я действительно изменил
и сказал «нет» хотя бы одной достойной, но не срочной задаче сегодня.
Дай мне возможность открыться жизни, которую я веду;
не тот, которого я планирую возглавить.

— Автор неизвестен

Вернуться к началу


Молитва «Нажми на мои кнопки»

Господи, вполне вероятно, что когда-нибудь сегодня
кто-то нажмет на мои кнопки
вызов моей доброй воле
неправильно истолковал мои намерения суди меня поспешно
испытай мою доброту
или сделай все вышеперечисленное…

дай мне благодать, которая мне понадобится в такие моменты
отвечать терпеливо
доверять и принимать
внимательно слушать
протянуть руку помощи мир
быть честным и просто
предвосхищать добро
во всех моих словах и делах. ..

Я знаю, что прошу о многом, Господи,
но мне нужна твоя помощь
делать для других
так, как я хотел бы они делают для меня…

Аминь.

— Преподобный Остин Флеминг

Вернуться к началу


Молитва о внутреннем мире

Господь, пожалуйста, вложи Свой мир в мое сердце.
Я волнуюсь и беспокоюсь.
Мой разум мчится и зацикливается.
Я не могу не думать о своих проблемах.
И чем больше я думаю о них,
тем больше я впадаю в депрессию.
Я чувствую, что тону в зыбучих песках
и не могу выбраться.
Успокой меня, Господи.
Замедли меня, вложи Свой мир в мое сердце.

Неважно, какая у меня проблема, Господи,
Ты больше,
Ты сильнее, чем она есть.
Итак, я приношу Вам свою проблему.
Я знаю, чего хочу.
Я знаю свою волю.
Не знаю Ваш.
Я не знаю, как Ты воспользуешься этой проблемой для моего спасения.
Я не знаю, что хорошего Ты выработаешь из этого зла.
Но я доверяю Тебе.
Я доверяю Твоей доброте и Твоей мудрости.
Итак, я отдаю себя в Твои руки.
Пожалуйста, наполни мое сердце миром.

— Автор неизвестен

Вернуться к началу


Христианская молитва о душевном спокойствии

Всемогущий Бог, Мы благословляем Тебя за нашу жизнь, мы воздаем Тебе хвалу за Твою обильную милость и благодать, которую мы получаем. Мы благодарим вас за вашу верность, хотя мы не настолько верны вам.
Господи Иисусе, мы просим Тебя дать нам всем мир в нашем разуме, теле, душе и духе. Мы хотим, чтобы вы исцелили и удалили все, что вызывает стресс, горе и печаль в нашей жизни.
Пожалуйста, направь наш путь по жизни и заставь наших врагов примириться с нами. Пусть твой мир царит в нашей семье, на работе, в бизнесе и во всем, к чему мы прикасаемся.
Пусть ваши ангелы мира идут впереди нас, когда мы выходим, и остаются с нами, когда мы возвращаемся.
Во имя Иисуса,

— Автор неизвестен

Вернуться к началу


Молитва об исцелении от стресса

Любящий Бог, пожалуйста, даруй мне душевный покой и успокой мое беспокойное сердце. Моя душа подобна бурному морю. Кажется, я не могу найти равновесие, поэтому постоянно спотыкаюсь и волнуюсь. Дай мне силу и ясность ума, чтобы найти свое предназначение и идти по пути, который Ты мне указал. Я доверяю твоему Богу Любви и знаю, что ты исцелишь этот стресс. Так же, как солнце восходит каждый день против тьмы ночи. Пожалуйста, принеси мне ясность светом Божьим.
Во имя Твое молюсь,

— Автор неизвестен

Вернуться к началу


Молитва о мире и спокойствии

Дорогой Господь и Отец человечества,
Прости наши глупые пути;
Облеки нас в наш праведный разум,
В более чистых жизнях Твое служение найди,
В более глубоком почтении, хвале.

Капни росы тишины,
Пока не прекратятся все наши стремления;
Возьми из наших душ напряжение и напряжение,
И пусть наша упорядоченная жизнь признается
Красота Твоего мира.

Вдохни жар нашего желания
Твоя прохлада и Твой бальзам;
Да умолкнет разум, пусть удалится плоть;
Говори сквозь землетрясение, ветер и огонь,
О тихий, тихий голос спокойствия.

— Джон Гринлиф Уиттиер

Вернуться к началу


В пределах нашей досягаемости: Радость

Я ничего не могу дать вам, чего бы вы не имели;
Но есть многое, очень многое, чего я не могу дать,
Ты можешь взять.
Никакие небеса не могут прийти к нам, если наши сердца не найдут в них покоя сегодня.
Возьми небо!
Нет мира в будущем, который не скрыт в настоящем моменте.
Спокойно!
Мрак мира всего лишь тень. За ним, но в пределах нашей досягаемости
— радость.
Радуйтесь!
Есть сияние и слава во тьме, если бы мы могли видеть,
И чтобы увидеть, мы должны только смотреть.
Умоляю вас посмотреть!
Жизнь такой щедрый даритель, но мы, судя о дарах ее по покрову,
Отбрасываем их как безобразные, или тяжелые, или твердые.
Снимите покрытие, и вы найдете под ним живое великолепие,
Соткано из любви, мудрости, силы.
Приветствуйте его, возьмите его, и вы коснетесь руки ангела
Который принесет его вам.
Все, что мы называем испытанием, горем или долгом
Поверь мне, что рука ангела там, подарок там,
И чудо осеняющего присутствия.
Наши радости тоже не довольствуются ими как радостями.
Они тоже таят в себе божественные дары.
Жизнь так полна смысла и цели,
Так полна красоты под своим покровом-
Что вы найдете землю, но скрывает ваше небо.
Итак, на этот раз я приветствую вас.
Не совсем так, как мир шлет привет,
Но с глубоким почтением
И с мольбою о тебе, ныне и навеки,
Рассветит день, и все тени убегут прочь.

— Фра Джованни, канун Рождества, 1513 г. от Р.Х.
не то, чтобы он видел какое-то видение,
но он многое понял и узнал,
и дела духовные, и дела веры и учености,
и это с таким великим просветлением
, что все казалось ему новым.

— Игнатий Лойола, Автобиография

Вернуться к началу


Чтобы оставить отзыв, отправьте электронное письмо по адресу: jesuitresource@xavier.