Молитва оптинских старцев — кто ее написал?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы

Редкий
молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не
будет лишним еще раз напомнить, как она звучит:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Текст
этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского
ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором,
выяснить гораздо более затруднительно.

Существует предание,

согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, — так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня.

Есть и другая точка зрения:

согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, — преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.

А как на самом деле?

Оказывается, авторство оптинских старцев в данном
случае довольно условно.

Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе.

Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать,

сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище — традиции старческого окормления».

Преподобный Исаакий (Бобраков)

Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там — пока не были арестованы.

Преподобный Никон (Беляев)

Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, — продолжает отец Исаакий, — когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает — как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла „молитва оптинских старцев“».

Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше.

Преподобные Никон и Исаакий
в росписи Святых врат Оптиной пустыни
Фото optina. ru

Понятно, что в советское время расходиться
среди верующих эта молитва могла только в рукописном виде, а иногда ее просто
заучивали наизусть. И неудивительно, что со временем в тексте могли возникать
отдельные изменения и разночтения. До сих пор эта молитва существует в разных
вариантах, в том числе и в более продолжительном, чем тот, который мы привели в
начале статьи. Но буквализм в условиях жестоких гонений и не требовался. «Вполне
можно полагать, что эта молитва даже и самими последними оптинскими монахами
передавалась верующим в разных вариантах», — говорит отец Исаакий (Гусев).

Многие молились подобной молитвой еще до старцев Оптиной пустыни. По своему содержанию молитва оптинских старцев весьма схожа с краткими «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (входят в вечернее молитвенное правило). Похожую молитву читал, по воспоминаниям современников, и святой праведный Алексий (Мечев). Концовка одного из вариантов молитвы Оптинских старцев почти дословно совпадает с окончанием известной молитвы митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего еще в середине XIX века:

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

В тесном духовном общении со святителем Филаретом находился один из оптинских старцев, преподобный Макарий (Иванов). Не исключено, что какие-то варианты подобной молитвы ходили в народной среде уже в его время. Но наименование «молитвы оптинских старцев» это обращение к Богу получило именно потому, что его одобрили оптинские старцы как нужное и полностью согласное с церковным духом.

Читайте также:

Амвросий: история старца, перед которым преклонялись Толстой и Достоевский

Начните день с молитвы Оптинских старцев — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области

Общество

Какую молитву надо читать, чтобы на работе все складывалось удачно? (Ирина С., Благовещенск). На вопрос читательницы отвечает секретарь Благовещенской епархии иерей Олег Волочай:

— По учению святых отцов, молитва есть дыхание души, поэтому у каждого христианина непременно должно быть домашнее молитвенное правило, пусть самое малое, состоящее из нескольких молитв.
В молитвенное правило мирянина входят утренние и вечерние молитвы, которые совершаются ежедневно. Эти молитвы есть в любом православном молитвослове. Однако для тех, кто только начинает учиться молиться, бывает непосильным совершение полного утреннего или вечернего правила. Поэтому начинающим можно попробовать читать не все молитвы, а хотя бы некоторые, постепенно увеличивая их количество.
Для тех, кто очень ограничен во времени или сильно утомлен, существует краткое молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш…», три раза «Богородице Дево…» и один раз Символ Веры.
Приступая к делам, надо подумать о том, что предстоит делать, говорить, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В этом плане замечательна молитва Оптинских старцев, которая совершается христианином по окончании им своего утреннего правила, т. е. перед началом рабочего дня.
Для того чтобы, как говорили святые отцы, душа дышала, необходимо молитву сделать нашим привычным духовным состоянием. Имея память о Боге, можно (и нужно) молиться во время работы, на ходу, в транспорте и т. п. какой-нибудь краткой молитвой, например: «Господи, благослови», «Господи, помоги», «Господи, прости». Более всего для этого подходит молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (или: грешную)».
Хочу предостеречь уважаемых православных читателей от неразумного дерзновения молиться т. н. «самочинными» молитвами, Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они — произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий». Молитвословы, по которым молятся дома, содержат множество молитв, составленных преподобными Ефремом Сирином, Макарием Египетским и Иоанном Дамаскиным, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом и другими великими молитвенниками.
За словами этих святых молитв стоят подвиг, сокрушение о грехах, борьба со страстями, вера, надежда и любовь. Поэтому чтение таких молитв духовно соединяет человека с их святыми творцами и помогает обрести необходимый в окружающем нас мире духовный настрой.
Молитва последних Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.

Возрастная категория материалов: 18+

10 класс — Проект «Православный катехизис»

На этом занятии обсуждается Символ веры православных христиан и проводится его сравнение с символами веры других мировых религий.

На втором занятии учащиеся становятся «разрушителями мифов», выполняя упражнения по обсуждению распространенных мифов о христианстве и их вере.

Эти богослужения должны проводиться после каждой из сессий из лагеря Эммануэль 2004, восхождение на вершины, сессии с 1 по 4.

Тема лагеря Эммануэль 2004 — восхождение на Эверест. На этом первом занятии обсуждается подготовка к восхождению на гору и сравнивается это с подготовкой к восхождению в нашей духовной жизни.

Продолжая тему Восхождения на Эверест, сессия 2, Восхождение, посвящена восхождению в наших духовных путешествиях. Эта сессия включает в себя действия по укреплению доверия.

Третья сессия, The Summit, посвящена восхождению на вершину горы Эверест и идее о том, что восхождение на любую вершину в нашей духовной жизни требует большого смирения.

Последнее занятие из серии восхождений на Эверест подготовил о. Энтони Савас. Эта сессия посвящена тому, как жить после спуска с вершины Эвереста, но конкретно в нашей. ..

Серия «Христианская жизнь» начинается с обсуждения грехопадения человека и мысли о том, что что-то было потеряно.

Темой второго урока серии «Христианская жизнь» является смирение, и оно обсуждается как противоядие от гордыни. Начало является необходимым условием для этого класса.

Мы осознаем, что грешим, определяем эти грехи и начинаем битву за их преодоление. Предварительными условиями являются Начало и Смирение.

Этот урок представляет Иисусову молитву, исповедь, покаяние и благодарность как средства преодоления греха. Начало, Смирение и Борьба являются предпосылками для этого класса.

В этом уроке мы обсуждаем самообвинение как способ соткать нашу свадебную одежду и добродетели как средство против невидимой войны. В каждом искушении мы должны видеть возможность принять решение…

Вера I начинается с обращения всей нашей жизни к Богу. Обсуждаются неправильные представления о вере.

Как только человек осознает, что должен рискнуть всем, он переходит на второй уровень веры: надежда против надежды. Будучи непоколебимыми в этой вере, мы вступаем на третий уровень веры, в веру…

Эти занятия посвящены определению морали и этики, а также тому, что эти термины означают в православной вере. Эти сеансы взяты из лагеря Эммануэль 2005.

Притча о богаче и Лазаре обсуждается для определения того, что значит принять решение в пользу Христа. Используя 1 Коринфянам 13, занятие «Мудрый уличный» дает полезную идею для подготовки к…

Посвящения включают ледоколы и библейские стихи для размышлений и могут выполняться в любом порядке. Они предназначены для сопровождения современных моральных проблем, средств массовой информации и поп-культуры, принятия решений для…

Эти посвящения предназначены для сопровождения сессий лагеря Эммануэль 2006: Искушение в средствах массовой информации, Подкастинг — это предсказание Бога, Слишком много хорошего и Чувства.

Эта сессия знакомит с концепцией экологического кризиса и безответственного поведения, которое способствовало этому.

На этом занятии учащиеся узнают, как создавать компост. Обсуждение включает в себя преимущества и материалы, необходимые для создания своих собственных.

Оптинские Старцы | Православная церковь Святого Германа Аляскинского

Отцы 7-го Собора / Оптинские Старцы

Сегодня великий день церковного торжества… ибо сегодня мы поминаем святых отцов Седьмого Вселенского Собора, а также богоносных старцев Оптиной пустыни. .

Скажем сначала о святых отцах Седьмого Вселенского Собора. Как многие из вас знают, в первые века существования Церкви было несколько соборов, на которых собирались епископы со всего православного мира, чтобы молиться, обсуждать и выяснять истину по темам, волнующим Церковь. Православная Церковь признает семь Вселенских (в смысле «вселенских») соборов, которые помогли правильно определить слово истины.

В 8 веке были разногласия по поводу почитания икон… Многое из этого было результатом влияния подъема ислама, но даже в христианском мире были те, кто придерживался позиции, что почитание икон было идолопоклонством .

Победа Седьмого Вселенского Собора в защите икон была не просто вопросом защиты христианского искусства или отрицания обвинений в идолопоклонстве, это было торжеством и утверждением христианского понимания материи… что благодать Божия преображает все наше существо – и телом, и душой.

Это преображение души и тела ярко проявилось в святой Оптиной обители, где воссиял целый ряд святых мужей, дающих утешение и надежду всем православным христианам.

Оптина называлась «благодатным святым уголком России» и для многих была местом великого утешения и наставления. Николай Гоголь после своего первого посещения Оптиной писал следующее: «Таких монахов я нигде не видал; с каждым из них, как мне показалось, общается все небесное. Я не спрашивал их, как они живут, потому что их лица говорят сами за себя. Самые простые братья поразили меня своей светлой ангельской добротой, простотой нравов, своим сиянием. Даже работники монастыря, крестьяне и жители окрестностей поразили меня точно так же. За несколько верст до монастыря чувствуется этот духовный аромат: все становится дружелюбнее, ветви деревьев ниже, внимание к человеку гораздо глубже. Вам следует во что бы то ни стало побывать в этом монастыре». 

Точные даты возникновения Оптиной пустыни малоизвестны, но в первые десятилетия 19 века здесь был великий расцвет и возрождение. Братья-монахи, посланные на восстановление монастыря, отцы Моисей и Антоний, были воспитаны в православной вере под руководством последователей великого святителя Паисия Величковского. Святитель Паисий был ответственным за перевод ряда святоотеческих текстов и возрождение традиционной православной духовности и монашества. Его влияние было велико и распространялось от духовного отца к духовному чаду на многие поколения. Отцы Моисей и Антоний восприняли этот дух благочестия и верности традиции и задали тон возрождению Оптиной пустыни.

От старцев Моисея и Антония вышла целая череда блаженных мужей, взявших на себя роль старца монашеской общины и всех тех, кто приходил к ним за советом. Простой и харизматичный старец Леонид, ученый и смиренный старец Макарий, прославленный старец Амвросий и его кроткий преемник старец Иосиф… Эта линия святости и руководства продолжалась на протяжении всего XIX века и даже в ХХ веке с такими великими людьми, как старцы Иларион, Исаак, Анатолий, Варсонуфрий и другие. Когда часы повернулись и начались страшные времена 20-го века и большевистские гонения – остались еще те святые, которые приняли духовную эстафету от тех, кто им предшествовал.

Одним из последних оптинских старцев был старец Нектарий… под его духовной опекой образовались некоторые архиереи нашей Русской Православной Церкви Заграницей. Архиепископ Ново-Дивьевский Андрей в Нью-Йорке был у постели старца Нектария, когда тот преставился. А здесь, в Калифорнии, многие из нас помнят святого епископа Сиэтлийского Нектария Концевича. В детстве мать часто возила его в Оптину, где он впитывал эту духовную атмосферу и позже воплощал ее в своей мудрости и кротости епископа. Мы также помним его невестку Елену Концевич, преданную ученицу последних оптинских старцев.

Архиепископ Андрей, епископ Нектарий и Елена щедро несли тот дух благочестия и святости, который даровала им Оптина. Они поделились историями о своем опыте пребывания в этом чудесном месте и поделились мудростью этих замечательных старейшин. Старцы Оптинские – наши духовные деды и прадеды как чада Русской Православной Церкви.

Это драгоценное наследие, братья и сестры, которое нам подарили наши предки. Нам дано нечто бесценное, и мы обязаны воспользоваться этим духовным наследием и подключиться к нему.

Как нам это сделать? Жития Оптинских старцев изданы, и их обязательно стоит прочесть — мы должны знать их жития и их учения. Но не менее важно и то, что мы должны войти в этот «дух Оптиной» через любовь и жизнь церковной жизни. Мы должны прилагать все усилия, чтобы молиться каждый день, посещать церковные службы, часто исповедоваться и причащаться, быть в курсе церковного календаря – ежедневных чтений Священных Писаний, каких святых чествуют, какие праздники отмечают. И при этом, что это за «дух и наследие Оптиной», которому мы должны надеяться подражать?

Это дух смирения и любви к Богу. Это дух простоты и благочестия, который чистосердечно взирает на творение Божие с благодарностью и любовью. Это дух понимания того, что нынешний век не является вершиной человечества… что прошлое, что наши предки в вере, доказавшие свою ценность святостью своей жизни, могут нас чему-то научить. Это понимание того, что наша православная вера есть нечто живое, нечто передаваемое из поколения в поколение, от человека к человеку — через молитву, жизнь в Церкви, через щедрость и доброту христианской любви.

Какое это противоядие от стрессовой путаницы и сложностей нашего времени!

Молитвами святых оптинских старцев и духовных прародителей наших в вере, да дарует нам Боже тот дух смирения, простоты, благочестия и любви к Богу – чтобы мы приняли эту «жезл веры» нам, понимая, насколько оно драгоценно, и делая все возможное, чтобы сохранить его и жить им, чтобы мы могли передать его нашим детям и тем, кто придет после нас.